Содержание
Биография Чайковского. Великое наследие
Видя долг художника в умении всматриваться в жизнь, высвечивать позитивное, верить в высокое человеческое предназначение, Чайковский и в философских концепциях своих произведений был гуманистичен и прогрессивен. В музыке своей он раскрывал страстный порыв к счастью, к свободе личности, воспевая красоту возвышенной любви, «мотив света» (по его словам), преклонение перед величественностью и могуществом природы, упоенность ею и обретение в ней нравственной силы, душевного равновесия. Каковы бы ни были препятствия на пути человека к счастью познания вдохновенной любви, радости творчества — жестокие, грозные, неумолимые и трагически-безысходные, герой его произведений неустанно борется и преодолевает эти препятствия. Даже если во имя идеи приходится погибнуть.
Музыка Чайковского глубоко национальна и, как справедливо отмечал Н. Д. Кашкин, композитор является истинно национальным «не только потому, что у него в музыке очень часто слышатся отголоски русской песни, в ее характернейших проявлениях или что он брал иногда подлинные русские народные мелодии в основу своих композиций, но по всему своему внутреннему складу и миросозерцанию». Сам же Петр Ильич признался однажды: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова». Вместе с тем, сохраняя национальную самобытность, творчество Чайковского было подлинно интернационально. В своих сочинениях композитор обращался к музыкальному фольклору итальянского и французского, сербского и немецкого, чешского и украинского народов. В своих сочинениях он использовал сюжеты английских поэтов Байрона и Шекспира, немецких — Гейне и Гёте, французских — Коллена и Мюссе, польских — Мицкевича, Ленартовича и Сырокомли (Кондратовича), итальянского поэта Данте, сербского — Караджича и других.
Как национальный праздник отмечалось столетие со дня рождения Чайковского в 1940 году. Совнарком Союза ССР издал специальное Постановление об ознаменовании этой даты и увековечении памяти композитора: воздвигнуть памятник в Москве; издать полное собрание сочинений; присвоить его имя музыкальному училищу в Воткинске, музыкальной школе в Клину, только что построенному Концертному залу в Москве; переименовать Новинский бульвар в Москве в улицу имени Чайковского; учредить стипендии на композиторских факультетах в консерваториях Москвы, Ленинграда, Киева и Тбилиси: выпустить юбилейные марки с портретом композитора. Имя Чайковского с 1940 года стали носить Московская и Киевская консерватории, а затем и Пермский театр оперы и балета. Ежегодно у памятника композитору, перед зданием Московской дважды ордена Ленина государственной консерватории имени П. И. Чайковского, на улице Герцена, 13, проводится торжественное открытие Праздника песни в Москве.
Местом активной музыкально-общественной жизни стал Дом-музей П. И. Чайковского в Клину. За счастье почитают для себя выступление в памятные дни 7 мая и 6 ноября (по старому стилю Петр Ильич родился 25 апреля, скончался 25 октября) в гостиной композитора выдающиеся музыканты, исполняя его сочинения. В подмосковный город стекаются миллионы людей, тянутся их сердца и помыслы. Это дом, любимый народом. В течение только одного года сюда приходят около двухсот тысяч человек. В концертном зале, построенном рядом с Домом-музеем, проводятся фестивали музыкального искусства.
Все большее число почитателей Чайковского посещает Музей-усадьбу композитора, находящийся на его родине в Воткинске, и литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского в Каменке. А в городе Чайковском, расположенном на Боткинском водохранилище, проводится ежегодно фестиваль музыкального искусства — один из самых массовых праздников в стране. В организации его участвуют многие видные советские композиторы, музыковеды, музыканты-исполнители.
Начиная с 1958 года, раз в четыре года, в Москве проходит традиционный Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского. «Музыкальной весной мира» называют этот праздник искусства. Он стал событием мирового значения не только потому, что является одним из самых авторитетных международных соревнований, но и потому, что свидетельствует о неиссякаемой силе воздействия музыки одного из величайших композиторов мира, прославившего русское музыкальное искусство на все времена. Вместе с тем конкурс стал одновременно национальным и интернациональным соревнованием, так как музыка Чайковского признана достоянием мировой культуры.
← в начало | дальше →
Музыкальная вселенная Чайковского
В 2020 году исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского композитора, педагога, дирижёра Петра Ильича Чайковского. «Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в нее, одним из проявлений неистощимой художественной одаренности великого народа и его величайшей культуры», – писал музыковед Б. В. Астафьев. Музыка Петра Ильича Чайковского стала неотъемлемой частью мировой культуры уже при жизни композитора, а в течение XX века популярность его наследия достигла поистине грандиозных масштабов.
«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом – из разнообразия в единстве», – писал композитор. Однако его творческая судьба сложилась очень счастливо. Он слышал практически все свои сочинения, при исполнении многих из них дирижировал сам. А сам Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя приносила людям подмогу и утешение». Это очень актуально сегодня.
О П. И. Чайковском вышло немало биографических книг, например, монография Арнольда Альшванга «П. И. Чайковский». Это не только подробная биография композитора, которая, конечно же, весьма интересна для читателя, и повествует о детстве композитора, годах учения, о первых выступлениях и годах творческих исканий. Автор рассказывает о создании музыкальных произведений по периодам жизни Чайковского и детально обрисовывает личность выдающегося русского композитора. Альшванг прослеживает связи композитора с передовой русской интеллигенцией, с прогрессивными художественными явлениями того времени; подробно освещает важные вехи его жизненного и творческого пути, акцентируя внимание на роли П. И. Чайковского в формировании отечественной композиторской школы. Рассчитана монография на преподавателей и студентов музыкальных образовательных учреждений искусства.
85.313(2Р-Рус)5 А59 19600-ИСК | Альшванг А. П. И. Чайковский / А. Альшванг. — Москва : Музыка, 1970. — 816 с. |
---|
Особое место занимают «Воспоминания о П. И. Чайковском» одного из ближайших его друзей – Н. Д. Кашкина. Совместная работа в Московской консерватории, принадлежность кружку Н. Г. Рубинштейна, внимание к таланту Чайковского, личная человеческая симпатия и верность – все это стало основой многолетних прочных взаимоотношений.
Воспоминания, написанные вскоре после смерти композитора, явились, по существу, его первой творческой биографией, по которой с ним знакомилось целое поколение русских музыкантов и любителей. Уже после «Воспоминаний», публикация которых до их издания П. И. Юргенсоном началась еще в 1894 году в журнале «Русское обозрение», один за другим вышли три тома биографии композитора, написанной его братом Модестом Чайковским. Но ни фундаментальная биография Модеста Чайковского, ни другие работы не смогли заменить собой скромной книжечки Кашкина, – так много ценного содержала она и в обрисовке личности композитора, и в свидетельствах, касающихся его музыкальных и художественных вкусов. Написанная с большой теплотой и задушевностью, она на многие годы оставалась одной из наиболее популярных книг о Чайковском. Так, благодаря «Воспоминаниям» – и тем указаниям, которые в них содержатся относительно оркестровых голосов уничтоженной Чайковским партитуры «Воеводы», удалось восстановить эту оперу и возродить ее к новой сценической жизни. Кашкину и его «Воспоминаниям» советская наука о Чайковском обязана в значительной мере и теми немногими данными, которыми она располагает в отношении музыки оперы «Ундина», но к наиболее примечательным страницам «Воспоминаний» следует отнести рассказ о московском периоде жизни и творчества Чайковского. Живой свидетель трудов и дней Чайковского, Кашкин писал воспоминания по свежим следам, не сверяясь ни с какими документами, полагаясь исключительно на свою память.
85.313(2)1-8 К31 617791-КХ | Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском / Н. Д. Кашкин. — Москва : Ленанд, 2016. — 168 с. — (Биографии выдающихся личностей). |
---|
П. Чайковский «Дневники». Текст книги печатается по изданию государственного издательства «Музыкальный сектор», (Москва-Петроград, 1923 год). В состав издания вошли 11 дневников композитора. Что же прежде всего останавливает внимание при этом новом, сегодняшнем прочтении дневников композитора? Присутствие личности – открытой, активной и мужественной. Человека романтического, но и трезвого, консервативного ума, требовательного, способного к жесткому самоанализу. Записи композитора, часто беглые, сокращенные, шифрованные, иногда сумбурные: Моцарт, церковь, природа…
Вот некоторые выдержки из дневников: «20 сентября 1886 г. Вероятно, после моей смерти будет небезынтересно знать, каковы были мои музыкальные пристрастия и предубеждения, тем более что я редко высказывался в устном разговоре. Начну понемножку и буду, коснувшись живших в одно время со мной музыкантов, говорить, кстати, и о личностях. Начну с Бетховена, которого принято безусловно восхвалять и повелевается поклоняться ему как Богу. Итак, каков для меня Бетховен? Я преклоняюсь перед величием некоторых его произведений, – но я не люблю Бетховена… Говоря о Бетховене, я наткнулся на Моцарта. По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознавания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. Бетховен заставлял меня тоже трепетать. Но скорее от чего-то вроде страха и мучительной тоски».
«21 сентября 1887 г.
Как жизнь коротка! Как многое хочется сделать, обдумать, высказать! Откладываешь, воображая, что так много еще впереди, а смерть из-за угла уж и подстерегать начинает. Ровно год я не прикасался к этой тетради, и как многое переменилось! Как странно мне было читать, что 365 дней тому назад я еще боялся признаться, что, несмотря на всю горячность симпатических чувств, возбуждаемых Христом, я смел сомневаться в его Божественности. С тех пор моя религия обозначилась бесконечно яснее; я много думал о Боге, о жизни и смерти. Молюсь все по-старому, как учили молиться. А впрочем, Богу вряд ли нужно знать, как и отчего молятся. Молитва Богу не нужна. Но она нужна нам».
Хочется сказать о том, что не стоит воспринимать дневники композитора как источник подробностей личной жизни, и к месту будет упомянуть цитату из письма Пушкина Вяземскому по поводу мемуаров Байрона: «Оставь любопытство толпе и будь заодно с Гением». Книга определенно будет интересна всем поклонникам личности и таланта Чайковского.
85.313(2)1 Ч-15 525229-ИСК | Чайковский П. И. Дневники / П. И. Чайковский. — Москва : Наш дом — L` age d` Homme, 2000. — 304 с. |
---|
Трагический уход Чайковского до сих пор окутан облаками тайны… Но с уверенностью можно сказать только одно: смерть композитора стала огромной утратой и для России, и для остального мира, потерявшего одного из величайших музыкантов. Об этом и не только – в книге английского писателя Саймона Манди «Чайковский» из серии «Иллюстрированные биографии великих музыкантов», опубликованной в 2000 году. Автор рассказывает о семье композитора, о погружении Петра Ильича в музыку, о переезде в Санкт-Петербург, о московском безденежье, о работе в консерватории и великих произведениях, принадлежащих перу Чайковского. И конечно же о трудных временах в творчестве и в личной жизни. Композитор предстает перед нами в образе музыканта, дирижера, одного из светил мировой величины, творчество которого превосходило то, что до него было создано русскими композиторами, учителя, окруженного преданными учениками и не щадившего для них и для музыкантов-исполнителей ни времени, ни денег, человека, шедшего на все, чтобы уладить семейные и деловые конфликты, бывалого путешественника, изъездившего всю Россию, Францию, Италию и Германию. Чайковский был человеком, который везде, куда бы он ни отправлялся, дарил любовь и был окружен любовью. Автор надеется, что страницы этой книги помогут читателям открыть для себя неизвестного Чайковского. Издание прекрасно оформлено большим количеством фотографий и рассчитано как на музыкантов-профессионалов, так и на широкий круг читателей. Достоинство этой книги в наличии именного указателя и фрагментов из дневников Чайковского.
85.313.(2)1 М23 533116-ИСК | Манди С. Чайковский / С. Манди ; пер. с англ. А. Виноградовой. — Челябинск : Урал LTD, 2000. — (Иллюстрированные биографии великих музыкантов). |
---|
«Вот он спит в своей кроватке, в глухой русской провинции, и еще никто на свете не знает, какая ему уготована судьба. Да и кому могло прийти в голову, что этот маленький мальчик станет известным на весь мир человеком, таким знаменитым, что его родной, ничем не приметный Воткинск будет именоваться городом Чайковским? Найдете ли вы на карте мира хотя бы еще один город, названный в честь композитора?». Именно с этих вопросов начинается книга Михаила Яснова «Чайковский». Это биография великого композитора, изложенная для детей. Биография «стеклянного мальчика», как называла его в детстве няня Фанни за то, что душа его была хрупкой, как тонкое стекло. И еще потому, что чистое стекло подобно слезе. А Петя Чайковский никогда, даже став взрослым, не стеснялся слез восхищения и сострадания. Автор рассказывает о маленьком Пете, который спас котенка, и о бездомной собаке Бишке, которую спас Петр Ильич от мальчишек будучи уже профессором Московской консерватории, и даже сочинил шуточную песенку, которую посвятил спасенной собаке. Просто и трогательно автор повествует о семье будущего гения русской музыки, о любви Пети к музыке и о чувствах, переполнявших душу мальчика. Где бы он ни был, что бы ни делал, всюду его преследовали звуки. И на вопрос, когда он начал сочинять, часто отвечал: «С тех пор, как узнал музыку». Обращаясь к родителям, автор пишет: «Расскажи!» – требует ваш умница-ребенок, услышав имя знаменитости. Придется рассказать – в увлекательных историях и красочных картинках. Так, чтобы запало в детскую душу раз и навсегда. Пришла пора узнать вашему ребенку серьезные вещи из мира образованных людей. Главное, ничего лишнего, как это часто бывает в таких случаях, – ровно столько, чтобы у него глаза засветились».
85.313(2)1 Я85 565923-ИСК | Яснов М. Чайковский / М. Яснов. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006. — 96 с. — (Имена на всю жизнь). |
---|
Автор-составитель книги «Петр Ильич Чайковский» О. Талалова предлагает познакомиться не только с историей создания самых популярных и знаковых произведений Петра Ильича Чайковского, но и с его многочисленным семейством. Вы узнаете о первой роковой любви, которую великий композитор пронес через всю жизнь, а также прочтете о его друзьях (музыкантах, актерах, критиках и писателях), каждый из которых внес свой вклад в развитие русского искусства. Еще одна уникальная особенность книги – таблица QR-кодов, которую вы найдете на последних страницах. Благодаря ей вы сможете насладиться творчеством музыканта уже во время чтения. Никогда еще не было так просто получить удовольствие от чтения и одновременно погрузиться в атмосферу времени Чайковского, слушая его произведения. Данная книга никого не оставит равнодушным и станет прекрасным подарком и для давних поклонников творчества композитора, и для тех, кто только начинает знакомиться с творчеством и жизнью русского гения.
85.313(2)1 Ч-15 617243-ИСК | Петр Ильич Чайковский / авт.-сост. О. Талалова. — Москва : Эксмо, 2015. — 96 с. — (Легенды музыки). |
---|
«А за стеной всё не умолкало это влекущее, таинственное шуршание, мелодичное постукивание крохотного молоточка, позвякивание каких-то дощечек и железок. И дети, затаив дыхание, прислушивались к доносившимся из гостиной звукам. Накануне Рождества их крёстный Дроссельмейер мастерил для них какой-то особый подарок… Мари вдруг присела на корточки перед ёлкой. Она увидела странного деревянного человечка, скромно стоявшего под разлапистой пушистой веткой. Не очень-то складный был этот человечек. Чересчур громоздкое туловище на тонких ножках и великоватая голова с тяжёлой челюстью. Но зато одет человечек был вполне пристойно и даже щегольски. Мари тут же полюбила человечка, который приветливо и дружелюбно поглядывал на неё.
– А этот милый человечек для кого? – воскликнула Мари.
– Для всех, – ответил отец. – Это Щелкунчик. Он, как и все его предки, отлично умеет разгрызать орехи».
Совершенно верно, это отрывок из сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Наверное, не найдется ни одного ребенка и взрослого, кто бы ни знал эту замечательную сказку. Читаешь, и невольно представляешь себе огромную залу, в центре которой стоит украшенная игрушками и расцвеченная огнями красавица елка. Взрослые танцуют, а дети с нетерпением ждут, когда же можно будет взять подарки… Не остался равнодушным к этой сказочной истории и П. И. Чайковский. В 1890 году Петр Чайковский получил от дирекции Императорских театров заказ на двухактный балет. В декабре 1892 года «Щелкунчик» предстал перед публикой на сцене Мариинского театра. «Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика», – отзывался Николай Безобразов в «Петербургской газете». Но самый известный критик той эпохи дал балету положительный отзыв. Александр Бенуа писал: «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка… великолепна и в балете даже слишком великолепна – глаза устают от этой роскоши». И с тех пор балет «Щелкунчик» считается одним из шедевров мирового музыкального искусства, интерес к которому не угасает до сих пор. Казалось бы, все уже сказано об этом балете Чайковского, но до сих пор появляются все новые и новые произведения, которые помогают любителям музыки узнать что-то новое. Немецкий автор З. Хэммерле написал книгу «Щелкунчик. Балет-сказка Петра Ильича Чайковского». В ней вас ждет уникальное сочетание: либретто шедевра музыкальной классики, адаптированное для детей, дополненное мелодиями из самого произведения и интересными комментариями. Аудиосопровождение доступно по ссылке через QR-код.
85.313(2)1 Х99 617243-ИСК | Хэммерле З. Щелкунчик : балет-сказка Петра Ильича Чайковского / З. Хэммерле. — Москва : Контэнт, 2019. — 32 с. — (Музыкальная классика). |
---|
Июль. Песня косаря.
Раззудись, плечо,
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
А. Кольцов
С такими поэтическими эпиграфами месяц за месяцем в одном из московских периодических изданий 70-х годов XIX века публиковались фортепианные миниатюры П. И. Чайковского «Времена года». «Как пересказать те неопределенные ощущения, через которые переходишь, когда пишется инструментальное сочинение без определенного сюжета? – писал Чайковский Н. Ф. фон Мекк. – Это чисто лирический процесс. Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения». Эти слова вполне могли бы стать авторским комментарием и к циклу «Времена года». Предлагаем вашему вниманию грампластинку «П. Чайковский. Времена года. Играет Михаил Плетнев». Двенадцать пьес цикла были завершены к концу 1876 года. За год до этого Чайковский написал Первый фортепианный концерт, в феврале 1876 года окончена работа над партитурой «Лебединого озера», а в начале следующего года композитор приступил к созданию оперы «Евгений Онегин». В таком окружении фортепианные миниатюры оказались малопримечательными для современников. Сегодня же становится ясно, что цикл «Времена года» представляет собой малую антологию идей и стиля композитора, и творческого гения композитора здесь не меньше, чем в его «Онегине», симфонических произведениях. Произведение «Времена года», записанное на данной грампластинке, звучит в исполнении пианиста Михаила Плетнева, у которого особенное отношение к творческому наследию Чайковского. В концертных программах пианиста сочинения великого русского художника занимают одно из ведущих мест. Плетнев передает новое ощущение стиля композитора, воплощая его в оригинальной манере, где звуковые краски тщательно выверены, и все пронизано ясностью мысли. Слушая исполнение пианистом этого фортепианного цикла, вспоминаются слова А. Г. Рубинштейна: «Воспроизведение – это второе творение».
ФН:85.954.2 Ч-15 6718-ИСК | Чайковский П. И. Времена года [Звкозапись] : для фортепиано / П. И. Чайковский. — Москва : Мелодия, 1989. — 1 грп. (ок. 40 мин.) : 33 об/мин, стерео. |
---|
Колоссальным завоеванием русской вокальной музыки последней трети XIX века назвал академик Б. Асафьев романсы П. И. Чайковского. Почти каждый романс Чайковского несет в себе мотив личного, сокровенного. Живая, естественная музыкальная речь так же внятна, правдива, разнообразна по оттенкам смысла и эмоций, как выразительное человеческое слово. 104 романса Чайковского – это поразительный по откровению, богатству выраженных мыслей и эмоций портрет лирического героя, запечатлевший нравственную красоту русского человека. На пластинке «П. Чайковский. Избранные романсы» представлены произведения, созданные в разные периоды творчества. Различны образы, настроения, формы. Уже более столетия романсы великого композитора живут в русском искусстве. Самым верным критерием их интерпретации всегда были душевная чуткость, вкус, музыкальная культура артиста. Эти качества и позволили выдающимся русским певцам создавать свои традиции, исполнительские эталоны прочтения камерной музыки Чайковского. Одним из ярчайших в этой артистической плеяде был Сергей Яковлевич Лемешев. Он первым из советских певцов исполнил на эстраде все романсы Чайковского, посвятив в сезоне 1939/40 годов цикл из пяти вечеров 100-летию композитора. Эта работа и по сей день остается уникальной, ведь в ней представлена полная картина камерного творчества Чайковского. Но еще важнее то, что, благодаря поразительному слиянию личности артиста с исполняемой музыкой, эта интерпретация раскрыла в романсах Чайковского их глубочайшую, проникновенную и правдивую лирическую сущность. О самом же сокровенном в своем отношении к музыке великого композитора сказал сам певец: «Я вспоминаю себя в 17-летнем возрасте… Тогда я много пел русских песен, которые очень любил. Но вот в наши края приехала семья Квашниных, в которой много играли и пели и, конечно, обожали Чайковского. И меня приобщили к нему, к его музыке, к его романсам. Я по слуху выучил два из них: «Хотел бы в единое слово» и серенаду «О, дитя». Я и не заметил, с какой легкостью перешел от русских народных песен к романсам Чайковского. Я только почувствовал, что какой-то новый неописуемый восторг наполнил мою душу… Чайковский навсегда остался мои любимым композитором…». На пластинке записаны 14 романсов, некоторые из которых С. Лемешев исполняет в дуэте с В. Кудрявцевой. Аккомпанирует Б. Козель.
ФН:85.943 Ч-15 9246-ИСК | Чайковский П. И. Изранные романсы [Звукозапись] / П. И. Чайковский. — Москва : Мелодия, 1990. — 1 грп. (ок. 40 мин.) : 33 об/мин, стерео. |
---|
Серия «Композитор: взгляд на Чайковского»
28 ноября 2019 г.
Петр Ильич Чайковский
Независимо от того, являетесь ли вы новичком в мире балета или знатоком искусства, имя Чайковского обязательно вам напомнит. Пионер своего времени Петр Ильич Чайковский до сих пор остается одним из самых важных имен в классической музыке.
Родившийся 7 мая 1840 года в Камско-Вотинском, Россия, Чайковский начал уроки игры на фортепиано в возрасте 5 лет. Он оказался довольно опытным, читая ноты на том же уровне, что и его наставник в течение первых трех лет. Однако у его семьи были другие планы на его будущее, и они отправили его учиться в Императорскую школу юриспруденции в надежде, что он станет государственным служащим. В возрасте 19 летЧайковский получил звание титулярного советника, а затем был назначен в Министерство юстиции старшим помощником.
Несмотря на новый карьерный путь, музыкальные устремления Петра никуда не делись. В школьные годы он продолжал учиться игре на фортепиано и в 1861 году решил поступить на курс теории музыки при Русском музыкальном обществе. Затем, в 1862 году, в возрасте 22 лет, Чайковский поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где начал свое формальное музыкальное образование и был в первом классе консерватории. Находясь там, он изучал гармонию, контрапункт и композицию. Его образование оказалось весьма своеобразным, поскольку оно включало в себя западное влияние, что устанавливало его стиль сочинения и понимание музыки в разительный контраст со стилем его собратьев-композиторов из России.
По окончании учебы в 1865 году Чайковскому была предложена должность профессора теории музыки в Московской консерватории, которую он с радостью принял. В это время его произведение впервые публично дебютировало в Павловском парке в Санкт-Петербурге, где они исполнили Характерных танцев , позже названных Танцы сенных девиц . Шли годы, Чайковский также взял на себя роль музыкального критика, что позволило ему путешествовать за границу, знакомя его со всеми видами культуры и музыки. В своих рецензиях он хвалил Людвига ван Бетховена, порицал Роберта Шумана за плохую композицию и считал Иоганнеса Брамса переоцененным.
В течение первого десятилетия после окончания учебы Чайковский написал свои первые три симфонии, оперы Воевода , Опричиник и Вакула Кузнец , его чрезвычайно популярную версию Ромео и Джульетта , S стринг-квартет № 1 и Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор .
К 1876 году музыка Чайковского завоевала популярность в России и Европе. Затем он заинтересовал богатую вдову Надежду фон Мекк, которая стала его покровительницей и регулярно выплачивала ему ежемесячное содержание. Это позволило ему отказаться от преподавания в 1878 году и посвятить свою жизнь исключительно сочинению музыки и путешествиям за границу. Его отношения с фон Мекк продлились 14 лет, пока она резко не оборвала платежи и всякое общение. Однако годы, проведенные под ее патронажем, оказались для Чайковского чрезвычайно благотворными. Он не только сочинил оперу Евгений Онегин и Серенада для струнных (которую Джордж Баланчин использовал для своего культового балета Серенада ), но он также написал балеты Лебединое озеро и Спящая красавица .
«Вальс цветов» с танцорами Ballet Arizona и Джиллиан Баррелл в роли Капли росы в опере Иб Андерсена «Щелкунчик». Фото Розали О’Коннер.
В 1884 году Чайковский вернулся в Россию по просьбе царя Александра III. Царю так понравилась музыка Чайковского, что ему была назначена пожизненная пенсия, что сделало его первым придворным композитором. Это назначение только увеличило его известность и вынудило его вести более публичную жизнь, несмотря на его презрение к таким вещам. В этот период он начал окунуться в дирижирование собственными произведениями и пользовался большим спросом в России и Европе. Это также послужило причиной его поездки в Соединенные Штаты, где он дирижировал оркестром Нью-Йоркского музыкального общества на первом концерте в Карнеги-холле.
В 1892 году мир навсегда изменился, хотя и неизвестно в то время, когда Чайковский написал музыку к балету Щелкунчик . После успеха с «Спящая красавица» директор Императорских театров Иван Всеволожский поручил ему снова поработать с Мариусом Петипа и адаптировать Э. Т.А. По рассказу Гофмана Щелкунчик и Мышиный король , в балете. «Щелкунчик» считается самым популярным произведением Чайковского, среди которых выделяются Русский Трепак , Вальс Цветов и Танец Феи Драже .
28 октября 1893 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера Шестой симфонии Чайковского, Pathétique , которую он также дирижировал. Девять дней спустя он умер в возрасте 53 лет, что исторически приписывалось холере, хотя некоторые до сих пор оспаривают эту теорию. Однако наследие Чайковского не оспаривается. За свою жизнь он написал 3 балета, 11 опер, 8 симфоний и 12 концертов, а также множество других оркестровых и фортепианных произведений, что сделало его настоящим пионером эпохи романтизма.
Мими Томпкинс и Итан Принс в фильме Иб Андерсена «Щелкунчик». Фото Александра Изиляева.
Читать «Композитор. Серия: Взгляд на Вивальди»
Композитор | Титул | Дата | Действие |
---|---|---|---|
Петр Ильич Чайковский | Струнный секстет ре минор, соч. 70 «Сувенир Флоренции» | 01.04.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Сцена из Акта 1, Пиковая дама | 09.04.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Pas de deux из балета «Щелкунчик» (обработка Плетнева) | 02.05.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Скерцо | 18.05.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | 26.01.2009 | ||
Петр Ильич Чайковский | Andante maestoso (Pas de deux) из сюиты «Щелкунчик» | 08.01.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Вальс-Скерцо до мажор | 20. 01.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48 | 10.01.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23 | 21.05.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23 | 21.12.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Концерт для фортепиано с оркестром №. 2 соль мажор соч. 44 (1879-1880, переложение для 2-х фортепиано) | 21.06.2010 | |
Петр Ильич Чайковский | Симфония №. 4 фа минор, соч. 36 | 15. 04.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Фортепианное трио ля минор соч. 50 (Часть 2) | 24.12.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Фортепианное трио ля минор соч. 50 (Часть 1) | 24.12.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23 | 24.12.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Балетная сюита для фортепиано из оперы «Щелкунчик» | 06.03.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | Думка, соч. 59 | 11.05.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Думка, соч. 59 | 25.11.2010 | |
Петр Ильич Чайковский | Ромео и Джульетта | 19.08.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Ромео и Джульетта | 21.05.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Ариозо Германа («Прости меня…»), сцена 2, «Пиковая дама» | 09.04.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Ариозо Германа («Я не знаю ее имени») из оперы «Пиковая дама» | 09.04.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Дуэт Водемона и Иоланты из оперы «Иоланта» | 09.04.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Две части из балета «Спящая красавица» | 16. 05.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | 15.04.2012 | ||
Петра Ильича Чайковского | Марке Миниатюра из Оркестровой сюиты № 1 соч. 43 | 09.01.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Мелодия, соч. 42, № 3 | 19.03.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Русский танец из оперы «Лебединое озеро» (обработка Беллисон) | 04.02.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Медитация, из 18 пьес, Op.72 | 10.07.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Ноктюрн фа мажор, Op. 10 № 1 | 26.03.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | Квартет № 1 соч. 11, ре мажор, модерато е просто | 20.04.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Квартет № 1 соч. 11, ре мажор, двиг. 2, Andante cantabile | 20.04.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Квартет № 1 соч. 11, ре мажор, двиг. 3, Скерцо | 20.04.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Квартет № 1 соч. 11, ре мажор, двиг. 4, Финал | 20.04.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Струнный квартет № 1 ре мажор, соч. 11 | 31.03.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Сентиментальный вальс, соч. 51, № 6 | 26.10.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Русский танец, из 12 пьес, соч. 40, № 10 | 10.07.2011 | |
Петр Ильич Чайковский | Вальс ля-бемоль мажор, соч. 40 № 8 | 26.03.2012 | |
Петра Ильича Чайковского | Вальс фа-диез минор, соч. 40 № 9 | 26.03.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | Серенада Дон Жуана | 11.01.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Песня без слов | 21.02.2009 | |
Петр Ильич Чайковский | Концерт для скрипки | 12. 01.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | Вальс Скерцо до мажор | 27.08.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | Из арии Евгения Онегина Ленского | 12.10.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | Из «Евгения Онегина»: Ария Гремина | 19.10.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | Медитация, из Souvenir d’un leu cher | 29.11.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | Медитация, из 18 пьес, Op.72 | 03.01.2013 | |
Петр Ильич Чайковский | Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23 | 10.03.2013 | |
Петр Ильич Чайковский | Концерт для скрипки | 05.05.2013 | |
Петра Ильича Чайковского | Из Евгения Онегина: Ария Онегина | 06.09.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | из оперы «Евгений Онегин»: Акт 3 Сцена 2 | 12.10.2012 | |
Петр Ильич Чайковский | Скерцо из оперы «На память дорогому человеку», соч. 42 | 20.01.2014 | |
Петр Ильич Чайковский | «Мелодия» из оперы «Подарки младшему брату», соч. 42 | 20.01.2014 | |
Петр Ильич Чайковский | Вариации рококо | 06. 02.2014 | |
Петр Ильич Чайковский | Симфония №. 1, «Зимние сны» | 04.05.2014 | |
Петр Ильич Чайковский | Симфония №. 5, (отрывок из 2-го м.) | 01.08.2014 | |
Петр Ильич Чайковский | Симфония №. 4, op.36 | 03.05.2015 | |
Петр Ильич Чайковский | Каби знала я | 07.05.2015 | |
Петр Ильич Чайковский | Щелкунчик Люкс | 26.05.2015 | |
Петр Ильич Чайковский | Allegro con spirito из сувениров Флоренции | 30. 11.2015 | |
Петр Ильич Чайковский | Щелкунчик Люкс | 17.01.2017 | |
Петр Ильич Чайковский | Детская песенка, соч. 54 | 30.04.2017 | |
Петр Ильич Чайковский | Колыбельная в бурю, соч. 54 | 30.04.2017 | |
Петр Ильич Чайковский | Пеццо каприччиозо, соч. 62 | 27.05.2017 | |
Петр Ильич Чайковский | Пеццо каприччиозо, соч. 62 | 14.12.2017 | |
Петр Ильич Чайковский | Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» | 27. |