Содержание
Тайны великого Ильи Муромца
Первое января – знаменательная дата не только с точки зрения
встречи Нового года. В этот день отмечается народный праздник
«День Ильи Муромца» (по старому стилю – 19
декабря). Мало кто знает, что богатырь Илья Муромец – не
выдуманный, а вполне реальный персонаж. Считается, что прототипом
былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во
времена Владимира Мономаха. В наши дни герой стал небесным
покровителем дальней авиации, пограничников и войск РВСН. Также
Илью Муромца считали избавителем Киева от нашествия татарского
Калин-царя. В этот день было принято поклониться родной земле и
вспомнить все славные подвиги народных героев – защитников
Руси.
В документальных источниках имя Ильи Муромца впервые упомянуто в
1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший
Киев в 1594 году оставил описание гробницы Ильи Муромца,
находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для
великого героя и его товарища был возведен специальный придел –
это означало, что им была оказана такая же честь, как и великим
князьям. Сейчас его мощи находятся в Киево-Печерской Лавре,
являясь неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца
(канонизирован в 1643 году).
«Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом
златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая
пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена
крестным знамением».
О богатыре Илье Муромце написано немало былин – «Илья Муромец
и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Бой Ильи
Муромца с Жидовином», «Ссора Ильи Муромца с князем
Владимиром». Кроме того, по мотивам былин об Илье Муромце в
1956 году в нашей стране был снят игровой фильм, а позднее и
серия мультфильмов.
Неудивительно, ведь Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и
Алешей Поповичем – стражи Руси, символы могущества и
непоколебимости Отечества. Их боялись – им преклонялись.
Имя Ильи Муромца было известно в XIII веке не только на
территории Руси, но и за ее пределами. Ученым известно, что
упоминание о герое имеется в одном из германских эпических
произведений Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе
Гарды. Дядя Ортнита по материнской линии не кто иной, как хорошо
знакомый нам Илья. Он и здесь выступает как могучий и всесильный
воин, прославившийся своими выдающимися подвигами.
Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, где именно
родился богатырь – есть версии, что в 1143 году в селе
Карачарово, что под Муромом, в семье крестьянина Ивана Тимофеева
и Евфросинии Яковлевны. Впрочем, также есть данные, что его
родиной было село Карачев – под городом Моровск.
Расходятся ученые и в версии, откуда появилась фамилия
«Муромец». Некоторые думают, что это прозвище. По одной
из них «Муромец» происходит от слова «мур» –
«стена», что тогда означало – «человек-богатырь, которого
невозможно победить». Кто-то считает, что Муромец –
профессиональное прозвище – в Киевской Руси мурами звали
каменщиков. Наконец, есть такие, кто в своих исследованиях
опирался на легенду о том, что Илья, прежде чем приступить к
ратным подвигам, просидел сиднем тридцать лет и три года на
печи-муромке…
Но это не суть важно, главное чудо – что жил и здравствовал
на Руси великий богатырь – Илья Муромец.
Древние летописи свидетельствуют – всем был хорош Илья: и пригож,
и высок, и статен, и умен, только руки и ноги его не слушались.
Телосложением Илья Муромец отличался от обычных людей – он был
«ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах»,
как говорили в старину. По современным меркам, богатырь был чуть
выше среднего роста – 177 см, но в XII веке такой мужчина
считался чуть ли не великаном. Как упоминалось выше, письменные
источники сообщают, что просидел Илья на печи, согласно преданию,
целых 33 года. И вот на Русь напало бесчисленное вражье войско.
Стал Муромец жаловаться: «Эх, вы ноги мои нехожалые, эх, вы,
руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в
обиду врагам да разбойникам!»
Однажды сидел Илья возле дома, вдруг подошли к нему три
старца-странника да попросили водички попить.
Муромец тут объяснил, что не может ходить, но старцы проявили
настойчивость. Тогда богатырь, разозлившись, неожиданно встал и
прошел до колодца, набрал воды. Хитрые старцы велели будущему
богатырю самому ее выпить, а потом спросили:
— Много ли чуешь в себе силушки?
— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю
вспахал.
Тогда старцы велели Илье допить воду и принести еще ковшик.
Почувствовал в себе Муромец силу богатырскую, а старцы и рады
стараться. Уходя, сказали: «Ну и будет с тебя, молодец.
Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли
родной».
Сохранилось мнение, что под видом этих старцев Илье Муромцу
явился Иисус Христос с апостолами.
После этого богатырь пошел в Киев, служить князю. Он прославился
как сильный и храбрый воин, о его подвигах сложили былины.
Несмотря на это, Илья всегда оставался скромным человеком и
отказывался занимать высокие посты: «Я простой русский
богатырь, который спасал вас не из корысти, и мне не надо ни
серебра, ни золота. Мое богатство – сила богатырская, мое дело –
Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из сражений сильное ранение, Илья принимает
решение окончить свои дни иноком и принимает постриг в
Феодосиевском монастыре (ныне Киево-Печерская Лавра). Став
монахом, он дал обет никогда не брать в руки оружие, служить Богу
смирением и любовью. Однако когда на монастырь напали, не
смог удержаться и нарушил данную клятву. В этой битве он и
погиб. Видимо, Господь отпустил ему это прегрешение, ведь уже в
1643 году он был канонизирован в числе 69 подвижников
Киево-Печерской Лавры.
Преподобный Илия почивает в молитвенном положении,
сложив персты правой руки так, как и сейчас принято в
Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последние
пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом
(конец XVII-XIX веков) этот факт из жития святого служил
доказательством в пользу трехперстного сложения.
В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела
экспертизу мощей святого. Результаты показали, что из-за дефектов
позвоночника, Илья вполне мог страдать параличом конечностей.
Умер он в возрасте 45-50 лет в результате «удара в сердце».
Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и
изображается на иконах для монастырей и храмов.
Сейчас в честь великого богатыря названы – памятники (в
городском парке города Мурома), географические объекты (Остров
Муромец – в районе Киева на Днепре, а также самый высокий водопад
в России, находящийся на полуострове Медвежий), организации
(киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»), техника
(«Илья Муромец» – фрегат Российского императорского флота»),
художественная литература (былины – «Илья Муромец и
Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое»), а также
музыкальные произведения, театральные постановки, фильмы и
компьютерные игры.
Фото — https://tunnel.ru/, https://putidorogi-nn.ru/, https://www.culture.ru/
Илья Муромец — Православный портал «Азбука веры»
Оглавление
- Былинный герой или реальная историческая личность?
- Тайна смерти Ильи Муромца
Былинный герой или реальная историческая личность?
Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.
Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший Киевскому князю.
Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.
Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора.
Тайна смерти Ильи Муромца
Объяснение этому факту может быть одно: имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству и опиравшимся на него князьям золотого века Киевской Руси. Поэтому оно и было вымарано из летописи как нежеланный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика.
Тем более что захоронен он был в приделе главного храма Киевской Руси – Софии Киевской – великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили). Бояре же о погребении в Софии Киевской и мечтать не могли, так как для них это была честь неслыханная!
Вероятно, по этой причине в позднее время гробница «мужицкого боярина» была разрушена, в то время как гробница его товарища по часовне – сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, – «уцелела». О сей знаменательной «памяти» со стороны власть предержащих в отношении неродовитого защитника Земли Русской сообщил в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, проездом побывавший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направляясь с дипломатическим поручением к запорожцам.
К тому времени заботу об останках легендарного человека взяла на себя Киево-Печерская лавра, где он покоится и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей «Илья из Мурома».
По церковному календарю день памяти Ильи Муромца, сына Ивановича 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в нее ковчежцем с частицей мощей богатыря, переданного в свое время Киево-Печерской лаврой) во вновь отстроенной церкви Гурия, Самона и Авива.
И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника.
В 1638 году в типографии лавры была напечатана книга «Тератургима» монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк и Илье, уточняя, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году.
События тех далеких лет крайне драматичны. В 1157–1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским (кстати, увезшим из Софии Киевской икону, известную сейчас как икона Владимирской Богоматери), а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли.
И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов. По версии Сергея Хведчени (журнал «Вокруг света», № 1 за 1994 год), произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». К тому году богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, так что, вероятно, там и стал Илья по прозвищу «Муромец» при постриге – истинное его имя в церковных хрониках не сохранилось. И естественно бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель.
Проведенная уже в XX веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна – на руке от копья, а роковой – тоже копейная, но в области сердца. Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.
Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.
Любопытно, но еще в 1701 году посетивший катакомбы Киево-Печерской лавры странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: «… видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием». Другую рану на груди паломник не мог видеть из-за золоченого покрывала.
Медэксперты датировали останки с честью павшего в бою ратника XII веком, и по версии Сергея Хведчени временной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.
С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего – 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен «мощами великана» древнерусской истории).
Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.
Анатомы отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. О том же, кстати, повествуют былины, отмечая, что «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». И только «калики перехожие» – народные целители – вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром, благословив его на ратные подвиги.
Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.
Возраст былинного богатыря специалисты определили в 40–45 лет плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания. По методу реконструкции мягких частей лица по черепу известного антрополога М. М. Герасимова ведущим специалистом в этой области, криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.
По мнению Сергея Хведчени: «портрет мастеру явно удался. В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монашеский посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре».
Герои славянской мифологии: Илья Муромец
Хотя это может показаться немного странным на первый взгляд, я черпаю вдохновение для своих романов в равной степени из славянской мифологии, духовной литературы и народной литературы. Вы можете найти столько же элементов сказки в данном персонаже или ситуации, сколько и очевидную параллель с жизнью святого. Сочетание этих двух кажущихся противоположностей на самом деле не такое уж и неслыханное. В частности, любопытен случай с преподобным Ильей (Ильей) Киево-Печерским.
Святой Илья Киево-Печерский, также известный как Илья Муромец («Муромец»), один из самых известных богатырей (сверхчеловеков) жанра русской эпической народной поэзии под названием былины . С ним связаны некоторые интересные и странные факты, о которых многие не знают (я взял их с российского сайта, и они мне показались интересными).
Как Богатырь тоже святой?
Слово богатырь сразу вызывает в памяти нечеловеческую силу и смелость, но этимологически оно может иметь что-то общее с русскими словами Болото (Бог) и богатырь (богатый). То есть этимологически оно могло означать «человек, богатый Богом». Исторически сложилось так, что русский народ тщательно подбирает слова, и часто глубинный смысл слов постепенно становится очевидным в течение столетий. Слово богатырь появилось в летописях в 13 веке и стало означать «человек, одаренный великим богатством и божественным изобилием физической силы». Говорят, что 9Сила 0007 богатыря не только физическая. Он побеждает своих врагов только потому, что стоит на стороне правды. И, как говорится в русской поговорке, «не в силе Бог, а в правде».
Почему Илья Муромец тридцать лет сидел на печи?
Традиционная русская печь имеет подоконник, который является самым теплым местом в часто холодной русской избе. Это также место, где проводят свое существование бездельники и трутни из сказок. Почему же такой народный богатырь, как Илья Муромец, тридцать лет сидел на печи? Согласно сказке, он не мог ходить первые тридцать лет. Интересно, что недавно ученые исследовали мощи преподобного Ильи Киево-Печерского и заметили у него выраженное искривление в пояснице и какие-то очень явные костные наросты на позвонках. Это могло означать, что в юности святой был фактически парализован. Странники, пришедшие исцелить Илью в народной сказке, могли быть, по одной из версий, народными знахарями, которые, по сути, произвели корректировку его позвоночника и помогли ему заново научиться ходить. Более традиционная версия состоит в том, что он был исцелен чудом.
Илья «сапог»?
Еще одно странное прозвище, которое Илья Муромец собрал в сказках, — Илья Чоботок, что означает «сапог». Он получил это прозвище после того, как некоторые враги застали его врасплох, прежде чем он успел одеться утром. Один ботинок он успел надеть, а другой нет, и, не имея под рукой другого оружия, отбил всех вторым сапогом. Эту историю мы находим даже в документе Киево-Печерской Лавры. В сказках это не единственный предмет, который он использует для отпора своим врагам. Один из bylini заставляет его победить банду воров одним только своим шлемом.
Советские Цензоры
Не у всех легендарный народный деятель ассоциируется со святым Православной Церкви. Это разделение между легендой и человеком произошло во многом потому, что советские власти не жалели усилий, чтобы превратить святого в мифическую фигуру. Итак, его нужно было секуляризировать, дехристианизировать. Например, центральным событием в его цикле сказок является его чудесное исцеление от паралича тремя странными странниками. В дореволюционной версии опубликовано былины , эти незнакомцы раскрываются как Христос и два апостола. Советская версия просто убирает откровение.
Потомки Ильи Муромца
Родное село Ильи Карачарово теперь физически находится в черте города Мурома. На том же месте сейчас стоит дом сестер Гущин. Эти сестры считают себя прямыми потомками (через 28 поколений) Ильи Муромца. Их прапрадед, видимо, тоже унаследовал физическую силу Ильи. Он мог бы легко тянуть плуг, если бы лошадь не справлялась. А местные власти, видимо, запретили ему участвовать в традиционных кулачных боях, которые проводились во время Сырной недели, потому что он мог убить кого-то одним ударом. По другому слуху, ему разрешили участвовать, но только со связанными за спиной руками.
На Западе
Интересно, что Илью Муромца знали даже на Западе. Он встречается как легендарный герой в некоторых немецких эпических поэмах 13 века. В этих стихах его тоже зовут Илья, но он ссыльный богатырь скорбящий по утраченной родине. В германском «Цикле Ортнита» есть некий «Илиан фон Руйзен» (Илья Русский), который принимает участие в военном походе и помогает Ортниту найти невесту. В этой истории Илья уже год не видел ни жены, ни детей, и говорит о своем желании вернуться на Русь. Другой пример — скандинавская сага, записанная в Норвегии ок. 1250 г., называемая «Сага о Тидреке», где внебрачным сыном правителя Руси является человек по имени Илиас, сводным братом которого является Вальдемар. Таким образом, согласно этим литературным источникам, Илья Муромец фактически был биологическим братом великого князя Владимира Киевского, традиционного основателя христианства на Руси.
Если вам понравился этот пост, вы также можете получить удовольствие от моего причудливого исследования дикого и прекрасного мира русских сказок, Как выжить в русской сказке. Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих поучительных историй из Интернета, присоединяйтесь к моему кругу историй. Просто дайте мне знать, куда отправить бесплатную электронную книгу:
Илья Муромец и Соловей Разбойник (2007)
- Награды
- 1 номинация
Photos9
Top cast
Valeriy Solovyov
- Ilya Muromets
- (voice)
Sergey Makovetskiy
- Kniaz’ Kievskiy
- (voice)
Oleg Tabakov
- Vasilevs
- (голос)
Екатерина Гороховская
- Аленушка
- (голос)
Андрей Толубеев
- Соловей Разбойник
- 2 900
92
Aleksandr Boyarskiy
- One-eyed robber
- (voice)
- Vladimir Toropchin
- Aleksandr Boyarskiy
- Maksim Sveshnikov
- All cast & crew
- Production, box офис и не только на IMDbPro
Еще нравится это
Добрыня и дракон
Алеша Попович и Тугарин Змей
Как не спасти принцессу
Ivan Tsarevich & the Grey Wolf
Three heroes and the King of the Sea
The Bremen Town Musicians
Winter in Prostokvashino
Cat Leopold
Tri bogatyrya i Naslednitsa prestola
Tri bogatyrya i printsessa Egipta
Well , Просто Подожди!
Три богатыря и Конь на троне
Сюжетная линия
Знаете ли вы
Отзывы пользователей
Оставьте первый отзыв
IMDb Лучшее за 2022
IMDb Best of 2022
Узнайте о звездах, которые взлетели до небес в чарте IMDb STARmeter в этом году, и узнайте больше о лучших из 2022 года; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.