Ilya muromec: Тайны великого Ильи Муромца

Тайны великого Ильи Муромца


Первое января – знаменательная дата не только с точки зрения
встречи Нового года. В этот день отмечается народный праздник
«День Ильи Муромца» (по старому стилю – 19
декабря). Мало кто знает, что богатырь Илья Муромец – не
выдуманный, а вполне реальный персонаж. Считается, что прототипом
былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во
времена Владимира Мономаха.  В наши дни герой стал небесным
покровителем дальней авиации, пограничников и войск РВСН. Также
Илью Муромца считали избавителем Киева от нашествия татарского
Калин-царя. В этот день было принято поклониться родной земле и
вспомнить все славные подвиги народных героев – защитников
Руси.

В документальных источниках имя Ильи Муромца впервые упомянуто в
1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший
Киев в 1594 году оставил описание гробницы Ильи Муромца,
находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для
великого героя и его товарища был возведен специальный придел –
это означало, что им была оказана такая же честь, как и великим
князьям. Сейчас его мощи находятся в Киево-Печерской Лавре,
являясь неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца
(канонизирован в 1643 году).

«Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом
златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая
пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена
крестным знамением».

О богатыре Илье Муромце написано немало былин – «Илья Муромец
и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Бой Ильи
Муромца с Жидовином», «Ссора Ильи Муромца с князем
Владимиром».
Кроме того, по мотивам былин об Илье Муромце в
1956 году в нашей стране был снят игровой фильм, а позднее и
серия мультфильмов.  

Неудивительно, ведь Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и
Алешей Поповичем – стражи Руси, символы могущества и
непоколебимости Отечества. Их боялись – им преклонялись.

Имя Ильи Муромца было известно в XIII веке не только на
территории Руси, но и за ее пределами. Ученым известно, что
упоминание о герое имеется в одном из германских эпических
произведений Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе
Гарды. Дядя Ортнита по материнской линии не кто иной, как хорошо
знакомый нам Илья. Он и здесь выступает как могучий и всесильный
воин, прославившийся своими выдающимися подвигами.

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, где именно
родился богатырь – есть версии, что в 1143 году в селе
Карачарово, что под Муромом, в семье крестьянина Ивана Тимофеева
и Евфросинии Яковлевны. Впрочем, также есть данные, что его
родиной было село Карачев – под городом Моровск.

Расходятся ученые и в версии, откуда появилась фамилия
«Муромец». Некоторые думают, что это прозвище. По одной
из них «Муромец» происходит от слова «мур»  –
«стена», что тогда означало – «человек-богатырь, которого
невозможно победить». Кто-то считает, что Муромец –
профессиональное прозвище – в Киевской Руси мурами звали
каменщиков. Наконец, есть такие, кто в своих исследованиях
опирался на легенду о том, что Илья, прежде чем приступить к
ратным подвигам, просидел сиднем тридцать лет и три года на
печи-муромке…

Но это не суть важно, главное чудо – что жил и здравствовал
на Руси великий богатырь – Илья Муромец.

Древние летописи свидетельствуют – всем был хорош Илья: и пригож,
и высок, и статен, и умен, только руки и ноги его не слушались.
Телосложением Илья Муромец отличался от обычных людей – он был
«ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах»,
как говорили в старину. По современным меркам, богатырь был чуть
выше среднего роста – 177 см, но в XII веке такой мужчина
считался чуть ли не великаном. Как упоминалось выше, письменные
источники сообщают, что просидел Илья на печи, согласно преданию,
целых 33 года. И вот на Русь напало бесчисленное вражье войско.
Стал Муромец жаловаться: «Эх, вы ноги мои нехожалые, эх, вы,
руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в
обиду врагам да разбойникам!»

Однажды сидел Илья возле дома, вдруг подошли к нему три
старца-странника да попросили водички попить.

Муромец тут объяснил, что не может ходить, но старцы проявили
настойчивость. Тогда богатырь, разозлившись, неожиданно встал и
прошел до колодца, набрал воды. Хитрые старцы велели будущему
богатырю самому ее выпить, а потом спросили:

— Много ли чуешь в себе силушки?

— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю
вспахал.

Тогда старцы велели Илье допить воду и принести еще ковшик.
Почувствовал в себе Муромец силу богатырскую, а старцы и рады
стараться. Уходя, сказали: «Ну и будет с тебя, молодец.
Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли
родной».

Сохранилось мнение, что под видом этих старцев Илье Муромцу
явился Иисус Христос с апостолами.

После этого богатырь пошел в Киев, служить князю. Он прославился
как сильный и храбрый воин, о его подвигах сложили былины.
Несмотря на это, Илья всегда оставался скромным человеком и
отказывался занимать высокие посты: «Я простой русский
богатырь, который спасал вас не из корысти, и мне не надо ни
серебра, ни золота. Мое богатство – сила богатырская, мое дело –
Руси служить, от врагов ее оборонять».


Получив в одном из сражений сильное ранение, Илья принимает
решение окончить свои дни иноком и принимает постриг в
Феодосиевском монастыре (ныне Киево-Печерская Лавра). Став
монахом, он дал обет никогда не брать в руки оружие, служить Богу
смирением и любовью. Однако когда на монастырь напали, не
смог удержаться и нарушил данную клятву. В этой битве он и
погиб. Видимо, Господь отпустил ему это прегрешение, ведь уже в
1643 году он был канонизирован в числе 69 подвижников
Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Илия почивает в молитвенном положении,
сложив персты правой руки так, как и сейчас принято в
Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последние
пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом
(конец XVII-XIX веков) этот факт из жития святого служил
доказательством в пользу трехперстного сложения.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела
экспертизу мощей святого. Результаты показали, что из-за дефектов
позвоночника, Илья вполне мог страдать параличом конечностей.
Умер он в возрасте 45-50 лет в результате «удара в сердце».

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и
изображается на иконах для монастырей и храмов. 

Сейчас в честь великого богатыря названы – памятники (в
городском парке города Мурома), географические объекты (Остров
Муромец – в районе Киева на Днепре, а также самый высокий водопад
в России, находящийся на полуострове Медвежий), организации
(киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»), техника
(«Илья Муромец» – фрегат Российского императорского флота»),
художественная литература (былины – «Илья Муромец и
Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое»), а также
музыкальные произведения, театральные постановки, фильмы и
компьютерные игры.

Фото — https://tunnel.ru/, https://putidorogi-nn.ru/, https://www.culture.ru/

 

Илья Муромец — Православный портал «Азбука веры»

Оглав­ле­ние

  • Былин­ный герой или реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность?
  • Тайна смерти Ильи Муромца

Былин­ный герой или реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность?

Илья Муро­мец – самый извест­ный, но в то же время самый зага­доч­ный герой рус­ского эпоса. Трудно найти такого чело­века в России, кото­рый не слышал бы нико­гда об этом слав­ном бога­тыре из древ­него города Мурома. Боль­шин­ство знает о нем лишь то, что запом­ни­лось им с дет­ства из былин и сказок, и часто бывают пора­жены слож­но­стью и мно­го­знач­но­стью этого образа. Над раз­ре­ше­нием зага­док, свя­зан­ных с ним, уже почти два сто­ле­тия бьются ученые разных спе­ци­аль­но­стей, но тайны все же оста­ются.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомне­ва­лись в том, что Илья Муро­мец – реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность, воин, слу­жив­ший Киев­скому князю.

При­выч­ный зачин былин­ных ска­за­ний, где Илья выез­жает «Из того ли города из Мурома, из того села из Кара­ча­рова», каза­лось бы, не остав­ляет места для сомне­ний в том, что он про­ис­хо­дит из древ­не­рус­ского города Мурома, где непо­да­леку от него до сих пор суще­ствует ста­рин­ное село Кара­ча­рово. Но сомне­ния в про­ис­хож­де­нии былин­ного героя воз­ни­кали и в про­шлом веке, и в наше время. Извест­ного бога­тыря пыта­ются свя­зать с Чер­ни­гов­щи­ной, где есть города Моро­вийск и Кара­чев, и где также бытуют пре­да­ния об Илье Муромце. Но если обра­титься к обыч­ной гео­гра­фи­че­ской карте, то видно, что эти два города раз­де­ляют сотни кило­мет­ров и гово­рить о «Моро­вий­ском городе Кара­чеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заме­тить, что Муром, Кара­чев, Чер­ни­гов, Моро­вийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка пря­мо­ез­жая», кото­рой ехал бога­тырь из род­ного Мурома в Киев «через те леса, Брын­ские, через речку Смо­ро­дин­ную», через село Девять Дубов, непо­да­леку от Кара­чева. То есть, нет ника­кого про­ти­во­ре­чия между клас­си­че­скими были­нами и кара­чев­скими пре­да­ни­ями. Нелишне также заме­тить, что древ­ний город Муром довольно долго входил в состав Чер­ни­гов­ского кня­же­ства. При­уро­че­ние имени былин­ного героя к городу Мурому вполне соот­вет­ствует и эпи­че­ской, и исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти. Муром и Муром­ское кня­же­ство были довольно зна­чи­мыми как во вре­мена Киев­ской, Вла­ди­миро-Суз­даль­ской, так и во вре­мена Мос­ков­ской Руси, чтобы стать роди­ной Ильи Муромца.

Между тем рус­ские лето­писи не упо­ми­нают его имени. Зато он явля­ется глав­ным дей­ству­ю­щим лицом не только наших былин, но и гер­ман­ских эпи­че­ских поэм XIIIв., осно­ван­ных на более ранних ска­за­ниях. В них он пред­став­лен могу­чим витя­зем, кня­же­ского рода Ильей Рус­ским. В доку­мен­таль­ном источ­нике имя этого извест­ного героя впер­вые упо­мя­нуто в 1574 г. Послан­ник рим­ского импе­ра­тора Эрих Лас­сота, посе­тив­ший Киев в 1594 г., оста­вил опи­са­ние гроб­ницы Ильи Муромца, нахо­див­шейся в бога­тыр­ском при­деле Софий­ского собора.

Тайна смерти Ильи Муромца

Объ­яс­не­ние этому факту может быть одно: имя про­сто­лю­дина мозо­лило глаза родо­ви­тому бояр­ству и опи­рав­шимся на него кня­зьям золо­того века Киев­ской Руси. Поэтому оно и было выма­рано из лето­писи как неже­лан­ный и даже воз­му­ти­тель­ный пре­це­дент голо­во­кру­жи­тель­ного воз­вы­ше­ния про­стого мужика.

Тем более что захо­ро­нен он был в при­деле глав­ного храма Киев­ской Руси – Софии Киев­ской – вели­ко­кня­же­ской усы­паль­нице (где и князей-то не всех хоро­нили). Бояре же о погре­бе­нии в Софии Киев­ской и меч­тать не могли, так как для них это была честь неслы­хан­ная!

Веро­ятно, по этой при­чине в позд­нее время гроб­ница «мужиц­кого боярина» была раз­ру­шена, в то время как гроб­ница его това­рища по часовне – сына древ­лян­ского князя Мала, Доб­рыни Ники­тича, – «уце­лела». О сей зна­ме­на­тель­ной «памяти» со сто­роны власть пре­дер­жа­щих в отно­ше­нии неро­до­ви­того защит­ника Земли Рус­ской сооб­щил в своих днев­ни­ках посол импе­ра­тора Свя­щен­ной Рим­ской импе­рии Рудольфа II Эрих Лясота, про­ез­дом побы­вав­ший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направ­ля­ясь с дипло­ма­ти­че­ским пору­че­нием к запо­рож­цам.

К тому вре­мени заботу об остан­ках леген­дар­ного чело­века взяла на себя Киево-Печер­ская лавра, где он поко­ится и поныне, в Ближ­них пеще­рах, под скром­ной над­пи­сью над гроб­ни­цей «Илья из Мурома».

По цер­ков­ному кален­дарю день памяти Ильи Муромца, сына Ива­но­вича 19 декабря по ста­рому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ива­но­вича, в селе Кара­ча­рове, тор­же­ственно уста­но­вили икону пре­по­доб­ного Ильи Муромца (со встав­лен­ным в нее ков­чеж­цем с части­цей мощей бога­тыря, пере­дан­ного в свое время Киево-Печер­ской лаврой) во вновь отстро­ен­ной церкви Гурия, Самона и Авива.

И именно бла­го­даря архив­ным мате­ри­а­лам Киево-Печер­ской лавры мы хотя бы при­бли­зи­тельно знаем даты жизни все­на­родно люби­мого рат­ника.

В 1638 году в типо­гра­фии лавры была напе­ча­тана книга «Тера­тур­гима» монаха Киево-Печер­ского мона­стыря Афа­на­сия Каль­но­фой­ского. Автор, опи­сы­вая жития святых лавр­ских угод­ни­ков, уде­ляет несколько строк и Илье, уточ­няя, что бога­тырь жил за 450 лет до напи­са­ния книги, то есть в 1188 году.

Собы­тия тех дале­ких лет крайне дра­ма­тичны. В 1157–1169 годах Киев стал ареной меж­до­усоб­ных кон­флик­тов за право вели­кого кня­же­ния. Только за ука­зан­ный период на киев­ском пре­столе сме­ни­лось 8 князей, в 1169 году столь­ный град был разо­рен Андреем Бого­люб­ским (кстати, увез­шим из Софии Киев­ской икону, извест­ную сейчас как икона Вла­ди­мир­ской Бого­ма­тери), а с 1169 по 1181 год Киевом пра­вили 18 князей, неко­то­рые из них даже по несколько раз. Вдо­ба­вок, в борьбу за вели­ко­кня­же­скую власть вме­ша­лись половцы, совер­шив­шие в 1173 и 1190 годах опу­сто­ши­тель­ные набеги на Киев­ские земли.

И при обсле­до­ва­нии тела Ильи Муромца спе­ци­а­ли­стами судеб­ной меди­цины выяс­ни­лось, что былин­ный герой стал жерт­вой одного из таких набе­гов. По версии Сергея Хвед­чени (журнал «Вокруг света», № 1 за 1994 год), про­изо­шло это печаль­ное собы­тие в 1203 году во время опу­сто­ши­тель­ного набега на Киев объ­еди­нен­ных войск Рюрика и полов­цев. Город тогда взяли при­сту­пом, Киево-Печер­ский мона­стырь и Софий­ский собор раз­гра­били, боль­шую часть сто­лицы сожгли дотла. По сви­де­тель­ству лето­пис­цев, «такого разо­ре­ния в Киеве дотоле не бывало». К тому году бога­тырь на склоне лет принял мона­ше­ство в Киево-Печер­ском мона­стыре, так что, веро­ятно, там и стал Илья по про­звищу «Муро­мец» при постриге – истин­ное его имя в цер­ков­ных хро­ни­ках не сохра­ни­лось. И есте­ственно бывший воин не мог оста­ваться в сто­роне, защи­щая символ древ­не­рус­ского пра­во­сла­вия и свою оби­тель.

Про­ве­ден­ная уже в XX веке меди­цин­ская экс­пер­тиза муми­фи­ци­ро­ван­ных остан­ков героя пока­зала, что, судя по его ране­ниям, он не стал легкой добы­чей врагов. На теле Ильи Муромца было обна­ру­жено несколько ран, из кото­рых серьез­ной ока­за­лась лишь одна – на руке от копья, а роко­вой – тоже копей­ная, но в обла­сти сердца. Отсут­ствуют лишь обе ступни ног. Кроме глу­бо­кой округ­лой раны на левой руке видно такое же зна­чи­тель­ное повре­жде­ние в левой обла­сти груди. Созда­ется впе­чат­ле­ние, что герой при­крыл грудь рукой, и ударом копья она была при­гвож­дена к сердцу. Мощи обла­чены в мона­ше­скую одежду. Над гроб­ни­цей нахо­дится образ свя­того Ильи Муромца.

Первое иссле­до­ва­ние остан­ков бога­тыря про­во­ди­лось в 1963г. Тогда, в ту совет­скую ате­и­сти­че­скую эпоху, комис­сия сде­лала заклю­че­ние, что мумия при­над­ле­жит чело­веку мон­го­ло­ид­ной расы, а ране­ния ими­ти­ро­ваны мона­хами лавры. В 1988г. Меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия Мин­здрава УССР про­вела экс­пер­тизу мощей свя­того Ильи Муромца. Для полу­че­ния объ­ек­тив­ных данных при­ме­ня­лась самая совре­мен­ная мето­дика и сверх­точ­ная япон­ская аппа­ра­тура. Резуль­таты иссле­до­ва­ний пора­зи­тельны.

Любо­пытно, но еще в 1701 году посе­тив­ший ката­комбы Киево-Печер­ской лавры стран­ству­ю­щий свя­щен­ник Иван Лукья­нов отме­чал: «… видел храб­рого воина Илью Муромца в нетле­нии под покры­ва­лом златым, рука у него левая про­бита копием». Другую рану на груди палом­ник не мог видеть из-за золо­че­ного покры­вала.

Мед­экс­перты дати­ро­вали останки с честью пав­шего в бою рат­ника XII веком, и по версии Сергея Хвед­чени вре­мен­ной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.

С совре­мен­ной точки зрения, росту бога­тырь был чуть выше сред­него – 177 см, но в XII веке такой муж­чина счи­тался вели­ка­ном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, про­ез­жий львов­ский купец Мартин Грю­не­вег был пора­жен «мощами вели­кана» древ­не­рус­ской исто­рии).

Впро­чем, тело­сло­же­нием Илья Муро­мец дей­стви­тельно отли­чался от обыч­ных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как гова­ри­вали в ста­рину. Фено­ме­наль­ная сила бога­тыря пере­да­лась по наслед­ству и его дале­ким потом­кам – роду кара­ча­ров­ских селян Гущи­ных, кото­рые вполне могли, как их вели­кий предок, в про­шлом веке сдви­нуть груз, кото­рый был не под силу и лошади.

Ана­томы отме­тили в пояс­нич­ном отделе тела Ильи искрив­ле­ние позво­ноч­ника вправо и явно выра­жен­ные допол­ни­тель­ные отростки на позвон­ках, затруд­няв­шие дви­же­ние бога­тыря в моло­до­сти вслед­ствие ущем­ле­ния нервов спин­ного мозга. О том же, кстати, повест­вуют былины, отме­чая, что «трид­цать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хож­де­ния». И только «калики пере­хо­жие» – народ­ные цели­тели – впра­вили Илье позвонки и отпо­или целеб­ным тра­вя­ным отва­ром, бла­го­сло­вив его на ратные подвиги.

Факт нали­чия почи­та­е­мых мощей зна­ме­ни­того бога­тыря нашел отра­же­ние и в самих эпи­че­ских текстах. Так инте­ре­сен конец былины «Илья Муро­мец и Калин царь» в испол­не­нии ска­зи­теля Щего­лен­кова: «от этих татар да от пога­ных, ока­ме­нел его конь да бога­тыр­ской, и сде­ла­лись мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с дет­ства, что калики пере­хо­жие про­ро­че­ство­вали зна­ме­ни­тому бога­тырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в были­нах и сказ­ках о кон­чине героя повест­ву­ется раз­лично: то он каме­неет один, либо с дру­гими бога­ты­рями; то живой ложится в гроб и там оста­ется навеки; то вместе с Доб­ры­нею на Соколе Корабле куда-то уплы­вает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как пока­зала экс­пер­тиза мощей, про­ро­че­ство калик, к сожа­ле­нию, не свер­ши­лось.

Воз­раст былин­ного бога­тыря спе­ци­а­ли­сты опре­де­лили в 40–45 лет плюс 10 лет ввиду его спе­ци­фи­че­ского забо­ле­ва­ния. По методу рекон­струк­ции мягких частей лица по черепу извест­ного антро­по­лога М. М. Гера­си­мова веду­щим спе­ци­а­ли­стом в этой обла­сти, кри­ми­на­ли­стом и скуль­пто­ром С. Ники­ти­ным был вос­со­здан скульп­тур­ный порт­рет Ильи Муромца.

По мнению Сергея Хвед­чени: «порт­рет мастеру явно удался. В нем вопло­ще­ние спо­кой­ной силы, муд­ро­сти, вели­ко­ду­шия и уми­ро­тво­ре­ния. В его глазах нет рас­ка­я­ния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Силь­ные руки бога­тыря опи­ра­ются не на булат­ный меч, а на мона­ше­ский посох как символ послед­них лет его жизни, про­ве­ден­ных в мона­стыре».

Герои славянской мифологии: Илья Муромец

Хотя это может показаться немного странным на первый взгляд, я черпаю вдохновение для своих романов в равной степени из славянской мифологии, духовной литературы и народной литературы. Вы можете найти столько же элементов сказки в данном персонаже или ситуации, сколько и очевидную параллель с жизнью святого. Сочетание этих двух кажущихся противоположностей на самом деле не такое уж и неслыханное. В частности, любопытен случай с преподобным Ильей (Ильей) Киево-Печерским.

Святой Илья Киево-Печерский, также известный как Илья Муромец («Муромец»), один из самых известных богатырей (сверхчеловеков) жанра русской эпической народной поэзии под названием былины . С ним связаны некоторые интересные и странные факты, о которых многие не знают (я взял их с российского сайта, и они мне показались интересными).

Как Богатырь тоже святой?

Слово богатырь сразу вызывает в памяти нечеловеческую силу и смелость, но этимологически оно может иметь что-то общее с русскими словами Болото (Бог) и богатырь  (богатый). То есть этимологически оно могло означать «человек, богатый Богом». Исторически сложилось так, что русский народ тщательно подбирает слова, и часто глубинный смысл слов постепенно становится очевидным в течение столетий. Слово богатырь появилось в летописях в 13 веке и стало означать «человек, одаренный великим богатством и божественным изобилием физической силы». Говорят, что 9Сила 0007 богатыря не только физическая. Он побеждает своих врагов только потому, что стоит на стороне правды. И, как говорится в русской поговорке, «не в силе Бог, а в правде».

Почему Илья Муромец тридцать лет сидел на печи?

Традиционная русская печь имеет подоконник, который является самым теплым местом в часто холодной русской избе. Это также место, где проводят свое существование бездельники и трутни из сказок. Почему же такой народный богатырь, как Илья Муромец, тридцать лет сидел на печи? Согласно сказке, он не мог ходить первые тридцать лет. Интересно, что недавно ученые исследовали мощи преподобного Ильи Киево-Печерского и заметили у него выраженное искривление в пояснице и какие-то очень явные костные наросты на позвонках. Это могло означать, что в юности святой был фактически парализован. Странники, пришедшие исцелить Илью в народной сказке, могли быть, по одной из версий, народными знахарями, которые, по сути, произвели корректировку его позвоночника и помогли ему заново научиться ходить. Более традиционная версия состоит в том, что он был исцелен чудом.

 

Илья «сапог»?

Еще одно странное прозвище, которое Илья Муромец собрал в сказках, — Илья Чоботок, что означает «сапог». Он получил это прозвище после того, как некоторые враги застали его врасплох, прежде чем он успел одеться утром. Один ботинок он успел надеть, а другой нет, и, не имея под рукой другого оружия, отбил всех вторым сапогом. Эту историю мы находим даже в документе Киево-Печерской Лавры. В сказках это не единственный предмет, который он использует для отпора своим врагам. Один из bylini заставляет его победить банду воров одним только своим шлемом.

Советские Цензоры

Не у всех легендарный народный деятель ассоциируется со святым Православной Церкви. Это разделение между легендой и человеком произошло во многом потому, что советские власти не жалели усилий, чтобы превратить святого в мифическую фигуру. Итак, его нужно было секуляризировать, дехристианизировать. Например, центральным событием в его цикле сказок является его чудесное исцеление от паралича тремя странными странниками. В дореволюционной версии опубликовано былины , эти незнакомцы раскрываются как Христос и два апостола. Советская версия просто убирает откровение.

Потомки Ильи Муромца

Родное село Ильи Карачарово теперь физически находится в черте города Мурома. На том же месте сейчас стоит дом сестер Гущин. Эти сестры считают себя прямыми потомками (через 28 поколений) Ильи Муромца. Их прапрадед, видимо, тоже унаследовал физическую силу Ильи. Он мог бы легко тянуть плуг, если бы лошадь не справлялась. А местные власти, видимо, запретили ему участвовать в традиционных кулачных боях, которые проводились во время Сырной недели, потому что он мог убить кого-то одним ударом. По другому слуху, ему разрешили участвовать, но только со связанными за спиной руками.

На Западе

Интересно, что Илью Муромца знали даже на Западе. Он встречается как легендарный герой в некоторых немецких эпических поэмах 13 века. В этих стихах его тоже зовут Илья, но он ссыльный богатырь скорбящий по утраченной родине. В германском «Цикле Ортнита» есть некий «Илиан фон Руйзен» (Илья Русский), который принимает участие в военном походе и помогает Ортниту найти невесту. В этой истории Илья уже год не видел ни жены, ни детей, и говорит о своем желании вернуться на Русь. Другой пример — скандинавская сага, записанная в Норвегии ок. 1250 г., называемая «Сага о Тидреке», где внебрачным сыном правителя Руси является человек по имени Илиас, сводным братом которого является Вальдемар. Таким образом, согласно этим литературным источникам, Илья Муромец фактически был биологическим братом великого князя Владимира Киевского, традиционного основателя христианства на Руси.

Если вам понравился этот пост, вы также можете получить удовольствие от моего причудливого исследования дикого и прекрасного мира русских сказок, Как выжить в русской сказке. Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих поучительных историй из Интернета, присоединяйтесь к моему кругу историй. Просто дайте мне знать, куда отправить бесплатную электронную книгу:

Илья Муромец и Соловей Разбойник (2007)

  • Награды
    • 1 номинация

Photos9

Top cast

Valeriy Solovyov

  • Ilya Muromets
  • (voice)

Sergey Makovetskiy

  • Kniaz’ Kievskiy
  • (voice)

Oleg Tabakov

  • Vasilevs
  • (голос)

Екатерина Гороховская

  • Аленушка
  • (голос)

Андрей Толубеев

  • Соловей Разбойник
  • 2 900

    92

Aleksandr Boyarskiy

  • One-eyed robber
  • (voice)
    • Vladimir Toropchin
    • Aleksandr Boyarskiy
    • Maksim Sveshnikov
  • All cast & crew
  • Production, box офис и не только на IMDbPro

Еще нравится это

Добрыня и дракон

Алеша Попович и Тугарин Змей

Как не спасти принцессу

Ivan Tsarevich & the Grey Wolf

Three heroes and the King of the Sea

The Bremen Town Musicians

Winter in Prostokvashino

Cat Leopold

Tri bogatyrya i Naslednitsa prestola

Tri bogatyrya i printsessa Egipta

Well , Просто Подожди!

Три богатыря и Конь на троне

Сюжетная линия

Знаете ли вы

Отзывы пользователей

Оставьте первый отзыв

IMDb Лучшее за 2022

IMDb Best of 2022

Узнайте о звездах, которые взлетели до небес в чарте IMDb STARmeter в этом году, и узнайте больше о лучших из 2022 года; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.