Содержание
Образы князей в «Слове о полку Игореве»
Первый вариант сочинения
«Слово о полку Игореве» – это не только повествование о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. В первую очередь, это история судьбы всего русского народа в 12 веке.
Всё произведение, от первого до последнего слова, проникнуто одной общей идеей – идеей единства Русской земли. Постоянные атаки внешних врагов, плач Ярославны, поражение дружины князя Игоря и его дальнейшее раскаяние, тревожные думы Святослава Киевского – всё это изображается автором для того, чтобы убедить княжества в необходимости объединения их сил. Но это решение зависело целиком от воли русских князей, а многие из них заботились только о личном благополучии.
Роль князя Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве»
Сцена из оперы “Князь Игорь”. Красноярский театр оперы и балета
Большое место в «Слове о полку Игореве» отводится освещению поступков главных участников похода – князя Игоря и его брата Всеволода.
Князь Игорь Святославич отличается своим мужеством и отвагой. Он храбрый воин, который с готовностью отправился защищать родную землю. Ради блага Руси Игорь готов на любые жертвы и лишения. Перед началом похода князь вдохновляет торжественной речью свою дружину, призывая их сложить головы за свободу Русской земли. Даже ужасное предзнаменование не в силах поколебать решимость князя Игоря постоять за свою Родину. Не обращая внимания на солнечное затмение, он всё-таки выступает в поход, а за ним следуют его преданные воины.
Таким же доблестным князем представляется в «Слове о полку Игореве» и младший брат Игоря Всеволод. Автор описывает его, как яростного и храброго воина, который, не задумываясь, кидается в атаку. Неслучайно он получил прозвище «бой-тура», ведь тур – это древний дикий бык, отличающийся своей немыслимой силой и выносливостью.
Всеволод всегда рвался в бой первым, увлекая следом за собой своё войско. Его воины гордились своим предводителем, и никогда не падали духом, беря пример с отважного князя.
Однако автор не только восхищается мужеством Всеволода, он также обращает внимание и на его негативные стороны. Он упрекает молодого князя в том, что тот в пылу битвы позабыл о близких и своей Родине. Увлечённый сражением Всеволод не смог реально оценить силы противника, поэтому обрёк большую часть своего войска на гибель.
Отношение автора к русским князьям
У автора «Слова о полку Игореве» двойственное отношение к русским князьям. С одной стороны он симпатизирует им, а с другой – осуждает.
Автор осуждает Игоря и Всеволода за их стремление к личной славе. Он говорит, что нельзя ставить свои потребности, выше нужд Русской земли. Именно поэтому Игорь, сбежав из плена, сразу направляется в Киев. Он осознал свою вину, и хочет исправить содеянное, попросив помощи у великого князя Святослава.
Но в то же время автор сочувствует потерпевшему поражение войску. Он скорбит вместе с природой, Ярославной и другими русскими женщинами о невосполнимой для русской земли утрате.
Идеал правителя
Автор «Слова о полку Игореве» воплотил свой идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли в князе Святославе Киевском. Его образ раскрывается в тревожном сне и золотом слове. Он скорбит о безрассудных князьях, не захотевших помочь ему в объединении Руси.
Святослав – настоящий защитник своей Родины, хранитель её чести и славы. Но таким он представляется именно в «Слове», а в действительности его образ во многом не соответствует герою древнерусской повести. Согласно неопровержимым фактам, Святослав Всеволодович не оказал особого влияния на политическую жизнь Руси. Он владел только одним Киевом, и часто его власти не хватало даже для управления этим городом-государством.
Но автор осознанно преувеличил достоинства каждого из князей, потому что только они, по его мнению, могли спасти Русскую землю от надвигающейся беды. Именно поэтому князья изображены, как русские богатыри, настоящие патриоты, сильные и мужественные воины. Они готовы сложить голову ради свободы и независимости своей Родины, и их бесстрашие служит примером для многих поколений.
Битва с половцами. Иллюстрация В. Фаворского
Второй вариант сочинения
«Слово о полку Игореве» – один из самых значительных памятников литературы Киевской Руси. Уже более двух столетий оно не перестаёт будоражить умы литературоведов и историков. Несмотря на многочисленные исследования, это произведение до сих пор остаётся одним из самых непонятных в мировой литературе.
Интересной его особенностью является то, что автор намеренно избегает описания внешности и характеров своих героев. Тем не менее, это не является помехой для понимания образов русских князей.
Прославление русских князей
Автор «Слова о полку Игореве» прославляет воинскую доблесть правителей русских княжеств. Для их прославления служат образы-символы: солнце, свет, ветер, сокол, орёл, соловей. В «Слове» отмечаются заслуги многих князей, и даже, несмотря на осуждение поступка князя Игоря, автор отмечает, что земле будет тяжело без него, как телу без головы.
Князь Игорь
Новгород-северский князь Игорь Святославич предстаёт в «Слове о полку Игореве» в роли доблестного воина, способного всем пожертвовать ради защиты своей Родины. Его даже не остановило солнечное затмение, являющееся на Руси дурным предзнаменованием, предвещающим верную погибель.
Однако кроме положительных качеств, автор упоминает и те черты, которые привели князя Игоря к совершению необдуманного поступка. Главный герой оказывается самолюбивым и тщеславным. Желая прославиться, он не стал просить помощи у соседних княжеств, и отправился в опасный поход против половцев только в сопровождении своего младшего брата.
Силы и опыта одного молодого князя оказывается недостаточно. Игорь проигрывает решающий бой, и теряет большую часть своего войска из-за собственной недальновидности.
Учитывая всё вышесказанное, образ Игоря оказывает двоякое впечатление. Им невозможно не восхищаться во время сражения с половцами, но в то же время его нельзя не осудить за безрассудное поведение, повлекшее за собой сотни смертей.
Князь Всеволод
Князь Всеволод также наделён героическими чертами, он изображён сильным и отважным воином. Во время битвы он ведёт себя, как настоящий богатырь. Не обращая внимания на боль и страхи, младший брат Игоря яростно сражается за свободу Русской земли.
Сравнивая Всеволода с диким быком, автор показывает его безграничную храбрость и твердое намерение одержать победу над своим врагом. Однако в сражении молодой князь забыл об интересах своей Родины. Будучи одержимым страстью битвы, он не смог реально оценить окружающую его обстановку, и тем самым погубил большую часть своего войска.
Князь Святослав
Воплощением мудрости и величия выступает в «Слове о полку Игореве» киевский князь Святослав Всеволодович. Его образ несколько идеализирован. Автор видит его во главе всех русских княжеств, поэтому превозносит качества правителя всей Руси.
Именно Святослав призывает князей забыть былые распри и обиды, и объединиться, для того чтобы вместе встать на защиту родной земли от общего врага. Из страшного сна он узнает о несчастье, постигшем северских князей. Его сильно огорчает поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает правителей остальных княжеств и просит их помочь оказавшимся в беде братьям.
Его золотое слово – очень важный эпизод «Слова о полку Игореве», потому что именно в нём выражена основная авторская идея о единении Русской земли.
Другие князья в «Слове о полку Игореве»
В «Слове о полку Игореве» автор упоминает и других русских князей. К примеру, он рассказывает о великом галицком князе Ярославе Осмомысле, который не даёт напасть на Русь венгерскому королю. Его могущество простирается далеко за пределы его владений, и даже Киев зависит от воли галицкого князя, и старается ему всячески угодить.
Также в «Слове» вспоминается князь Роман Мстиславович Волынский, прославившийся своим мужеством и отвагой. Автор призывает его прийти на помощь Русской земле и оградить её от посягательств внешних врагов.
В этом призыве к сражению заключается искренняя забота о будущем великой Руси. Путь к успеху будет нелёгким, но он обязательно окончится победой. Именно поэтому всем русским князьям необходимо объединиться, собрать общее войско, вдохновить своих воинов на подвиги, и отправиться в новый поход, который навсегда положит конец нападкам половцев.
Третий вариант сочинения
Отношение автора
Все княжеские образы “Слова о полку Игореве” подчинены главной авторской идее – необходимости объединения Русских земель. Летописец с большим уважением относится к личным качествам русских князей, как воинов: доблести, мужеству, храбрости. При этом он справедливо упрекает своих героев в том, что их жажда личной славы приводит к эгоизму, а в конечном счете, к бесконечным раздорам.
Князья в “Слове” – трагические порождения своей эпохи. Они по-своему любят свою родную землю, но честолюбие в их душах одерживает верх над трезвым расчетом. Роковая феодальная формула “Мы собе, а ты – собе” оборачивается для всей Руси бесконечными бедами и страданиями.
Игорь
Князь Игорь – центральный герой “Слова”. В начале повествования он выглядит настоящим защитником Русской земли против половцев. Игорь мужественно обращается к дружине: “Луцу жъ бы потяту быти [зарубленным в битве], неже полонену быти”. Смелый князь прав: бесконечные половецкие набеги можно было прекратить лишь мощным ответным ударом.
Страстному желанию Игоря одержать над врагом победу не могут помешать даже грозные предзнаменования. Игнорируя явные зловещие приметы, честолюбивый князь, с точки зрения автора, уже совершает большую ошибку.
Победа над передовым отрядом половцев совсем вскружила голову Игорю. Захватив вражеские боевые знаки (“стягъ”, “хорюговь”, “чолка”, “сребрено стружие”), он уже не сомневается в своей окончательной победе.
Накануне решающей битвы предзнаменования становятся еще более грозными, но князь рвется в бой. Слепое безрассудство Игоря приводит к его унизительному поражению и пленению половцами. Он сам виноват в том, что пересел “изъ сҍдла злата, а въ сҍдло кощиево [рабское]”. Через Святослава Киевского автор обвиняет Игоря с братом Всеволодом в забвении общерусских интересов ради собственной славы. Поход был изначально обречен на поражение, потому что многочисленному половецкому войску могли противостоять только объединенные русские дружины.
Несмотря на весь вред, который повлек за собой неудачный поход, автор испытывает искреннее сочувствие к Игорю. Князь совершил большую ошибку, но продолжает оставаться одним из главных защитников Руси. Именно поэтому бегству Игоря из плена помогает бог и вся природа. Вернувшегося из плена князя автор сравнивает со светящимся на небе солнцем, при виде которого ликует вся Русская земля: “страны ради, гради весели”.
Всеволод
Князь Всеволод дополняет образ своего брата. Он с радостью соглашается принять участие в походе, не заручившись поддержкой остальных русских князей. Главным для Всеволода является также принадлежность к одному роду: “Одинъ братъ… ты, Игорю! оба есвҍ Святъславличя!”.
Очень характерной чертой Всеволода является его упоение битвой, затмевающее перед князем все на свете. “Яръ туре Всеволодҍ” в пылу сражения забывает не только о ранах, но даже о феодальных обязанностях, своем княжестве и любимой жене. Такое безрассудное поведение может быть характерно для рядового воина, но никак не для князя.
Всеволоду приходится разделить участь брата. Оба храбрых Святославича слишком поздно понимают, что для победы над сильным врагом нужно прежде всего забыть о личных амбициях и покончить с внутренними разногласиями между русскими князьями.
Зачинатели междоусобиц
Автор с осуждением отзывается о виновниках феодальной раздробленности. Одним из них он считает родоначальника Ольговичей – Олега Святославича, который “мечемъ крамолу коваше и стрҍлы по земли сҍяше”. Имеется в виду печально известная битва на Нежатиной Ниве между потомками Ярослава Мудрого. В ней принимали активное участие наемные половецкие отряды. Называя Олега иронически Гориславичем, автор с горечью отмечает, что в те времена произошло небывалое запустение русских земель: “рҍтко ратаевҍ кикухать” (редко пахари погоняли лошадей).
К зачинателям усобиц, по мнению автора, относится и родоначальник полоцких князей – Всеслав. Добыв киевское княжение силой, этот князь навлек на себя божественную кару и был вынужден всю жизнь “влъкомъ рыскаше”.
“Золотое слово”
В горькой речи умудренного жизненным опытом Святослава Киевского автор выражает свою главную мысль. “Золотое слово” Святослава содержит справедливое обвинение Игорю и Всеволоду в том, что они проступили вопреки его воле. Святослав прославился победами над половцами, но сейчас лишен необходимой поддержки: “Княже ми непособие” (князья мне не помогают). Отсутствие единства на Русской земле уже привело к первым гибельным последствиям: поражению Игоря и нападению половцев на Переяславль Русский.
Остальные князья
Ко всем удельным князьям автор обращается со страстным призывом постоять за Русь. В этих образах намеренно преувеличены могущество и слава. Всеволод Юрьевич может веслами расплескать Волгу; дружина Рюрика и Давида Ростиславичей “рыкаютъ акы тури”; Ярослав Владимирович Галицкий подпирает венгерские горы и т. д.
Вся эта сила и мощь ничего не будут стоить, пока на Руси продолжаются кровавые междоусобицы. Крамолы лишают нынешних могучих князей славы предков (“выскочисте изъ дҍдней славҍ”) и помогают половцам безнаказанно грабить и разорять русские земли.
Список рекомендованной и использованной литературы
- Г.В. Вернадский. Золотой век Киевской Руси. Москва, 2012 г.
- Д. С. Лихачев. Размышления об авторе «Слова о полку Игореве». Русская литература, 1985 г.
- И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.). Москва, 1998 г.
- Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, С. А. Семячко. Энциклопедия “Слова о полку Игореве”: В 5 томах .СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.
Даниил Романович | Просмотров: 9.4k
Характеристика князей из «Слова о полку Игореве»
Образы князей занимают в «Слове о полку Игореве» значительное место, причём все они подчинены идее этого произведения — необходимости объединения правителей русских княжеств для обороны Русской земли от врагов. Характеристики князей, данные автором «Слова…» свидетельствуют о его знании родной истории и о политической борьбе своего времени.
В статье использованы цитаты из «Слова о полку Игореве» в переводе Д. С. Лихачёва.
Содержание
Зачинатели междоусобиц
Автор «Слова о полку Игореве» осуждает виновников феодальной раздробленности Руси. Он вспоминает одного из зачинателей усобиц, деда князей Игоря и Всеволода, Олега Святославича, иронически названного им Олегом Гориславичем. С осуждением говорит автор о «войнах Олеговых», когда тот «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». Горечь слышится в словах о том, что «в княжеских крамолах жизни людские сокращались».
Родоначальник полоцких князей Всеслав, по мнению автора, тоже относится к зачинателям усобиц. В своём «золотом слове» киевский князь Святослав вспоминает о том, что Всеслав, добывший силой киевское княжение, навлёк на себя Божью кару и «часто от бед страдал».
Игорь и Всеволод Святославичи: их роль в «Слове о полку Игореве»
Образ князя Игоря, главного героя «Слова…» и образ его брата Всеволода являются самыми яркими в этом произведении. Отношение автора к этим героям двойственное: он не только прославляет их, но и осуждает.
С образом Игоря Святославича связана важная для автора идея. В «Слове…» не только воспевается мужество и храбрость этого героя, но и содержатся упрёки ему в эгоизме и безрассудстве, в том, что он заботился больше о своей чести, чем о чести Родины. Игорь — человек своей эпохи, поэтому автор, хоть и симпатизирует ему, но подчёркивает то, что роднит его с другими правителями княжеств, недальновидность и самолюбие которых привели к раздорам и к потере единства Руси.
Автор показывает, что Игорь, отправившись в сепаратный поход на половцев добывать себе славу, принёс Русской земле горе, так как на неё после его поражения обрушилось опустошительное нашествие врагов.
В образе Всеволода, брата Игоря, автор «Слова…» в большей степени отмечает положительные качества, чем отрицательные. Он подчёркивает его мощь, силу, готовность к подвигу. Недаром в «Слове…» Всеволод назван Яр Туром, Буй Туром — он силён и вынослив, как дикий бык. Этот герой был так увлечён боем с половцами, что, возможно, недооценил их силу, поэтому обрёк большую часть своей дружины на гибель.
В образах Игоря и Всеволода автором подчёркнуты в большей мере не индивидуальные черты, а те, которые роднят их с другими правителями удельных княжеств: мужество, отвага, недальновидность, самолюбие.
Образ Святослава как образ идеального правителя
Автор воплотил в киевском князе Святославе Всеволодовиче идеал сильного и мудрого правителя, главы русских князей. В «Слове о полку Игореве» этот герой выступает объединителем русских князей.
Автор вспоминает, что Святослав за год до похода Игоря «усмирил» половцев. Тогда объединённые под его руководством русские войска одержали над этими степными кочевниками победу.
Святослав не одобряет того, что Игорь сепаратно предпринял поход на половцев, которые, одержав над ним победу, снова стали совершать набеги на Русские земли.
В своём «золотом слове» Святослав обращается к русским князьям с призывом к объединению усилий в борьбе с внешними врагами.
Другие русские князья в «Слове о полку Игореве»
В «золотом слове» киевский князь Святослав скорбит не только о поражении Игоря, но и о беде Русской земли из-за этого поражения. Он предвидит, что половцы пойдут снова грабить русские земли, и призывает объединиться в борьбе с ними.
Автор устами Святослава даёт точную и краткую характеристику многим русским князьям, прославляет их воинскую доблесть, отмечает их заслуги. В образах многих князей намеренно преувеличены их слава и могущество. Например, Святослав говорит о великом владимиро-суздальском князе Всеволоде, что он может «Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать». О храброй дружине Рюрика и Давыда Святослав говорит, что она «рыкает, словно туры». Упоминая о галицком князе Ярославе Осмомысле, он хвалит его за то, что «подпёр горы венгерские своими железными полками».
Святослав даёт понять, что вся эта сила ничего не стоит, пока на Русской земле продолжаются междоусобицы. Автор устами этого героя упрекает некоторых князей в том, что они «утратили уже дедовскую славу» и своими крамолами способствуют успеху набегов половцев на Русь.
Вывод
Образы князей выписаны в «Слове о полку Игореве» кратко, но ярко. Отношение автора к правителям русских княжеств двойственное. Он гордится их отвагой, победами, сокрушается о неудачах. Но, сочувствуя князьям, автор в то же время упрекает их в раздорах между собой и в узости политических взглядов. Характеристика князей указывает на то, что у многих из них слишком развито честолюбие, что они не стремятся к единству, не понимают, что только оно спасёт от гибели Русскую землю. Таким образом, описание русских князей, их деяний и политических взглядов служит в «Слове о полку Игореве» чёткому обозначению идеи этого произведения — необходимости единения русских людей для успешного отражения набегов кочевников.
Характеристики образов князей, представленные в статье, могут быть полезными для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Бородин — Эрнест Ансерме Дирижирует L’Orchestre De La Suisse Romande – Симфонии № 2 и 3 / Князь Игорь Увертюра (2014, 180 гр.
, Винил)
Еще изображения Незначительный
: и иант
Записано в октябре/ноябре 1954 г.
- Матрица / биение (сторона биения A): ORG 153-A45 22016.1(3) Bernie Grundman
- Матрица / биение (сторона биения B): ORG 153-B45 22016.2(3) Bernie Grundman
- Матрица / биение (сторона биения Сторона C): ORG 153-C45 22016.3(3) Bernie Grundman
- Matrix / Runout (Runout, сторона D): ORG 153-D45 22016.4(3) Bernie Grundman
In Minor No / Symphony No Симфония № 3 ля минор (Неоконченная) / «Князь Игорь» — Увертюра (LP, Mono) | DECCA | LXT 5022 | UK | 1955 | |||
Новое представление | Симфония № 2 в B Минор / Симфония № 3 в несовершеннолетнем (незаконченном) / «Prime Icor» LP, Mono) | London Records | CM 9126 | US | 1955 | ||
Новое представление | Симфония № 2 в B Minor / Symphony № 3 в незначительном (неверновом) / «Prince Игорь» — Увертюра (LP, Mono) | London Records, London Records | LL 1178, LL. 1178 | US | 1955 | ||
Новое представление | Симфония № 2 в B Minor / Symphony № 3 в несовершеннолетнем (неверно) | . / «Князь Игорь» — Увертюра (LP, Mono) | Decca | LXT 5022 | UK | 1955 | |
Симфония № 2 си минор / Unfinished Symphony No. «Князь Игорь» — Увертюра (LP, Mono) | London Records, London Records | LL 1178, LL.1178 | US | 1955 |
Kind Of Blue
Miles Davis
Kind Of Blue
Miles Davis
Time Out
Квартет Дэйва Брубека
Brothers In Arms
Dire Straits
Гала-представления Королевского балета
Ernest Ansermet
Scheherazade
Rimsky-Korsakoff* / Reiner*, Chicago Symphony*
Clubhouse
Dexter Gordon
Mingus Ah Um
Charles Mingus
Monk’s Dream
The Thelonious Monk Quartet
Dire Straits
Dire Straits
Edit Release
All Versions of this Release
Recently Edited
Buy VinylSell Vinyl
- Have:95
- Хочу:41
- Средняя оценка:4,5 / 5
- Оценка:10
- Последняя продажа:
- TAS Super LP List 2017: Специальная заслуга (классическая) от JSTEINCAMP
- TAS Superlist By Gubarenko
Просмотр Списки
.
. 2002 vamefulshipship. | Hollywood Bowl
Русский бас ВЛАДИМИР ОГНОВЕНКО дебютировал в американской опере в постановке оперы Сан-Франциско «Война и мир», а затем выступал там в партии Варлаама в «Борисе Годунове» и в партиях Руслана и Фарлафа в «Руслане и Людмиле».
Вскоре последовали и другие важные дебюты в США, например, в Метрополитен-опера в роли начальника полиции в опере «Леди Макбет Мценского уезда», в Чикагской лирической опере в партии Варлаама и в Хьюстонской Гранд-опера в роли князя Галицкого в «Принце Игоре». С тех пор Огновенко вернулся в Метрополитен в роли Дикого в «Кате Кабановой», Великого инквизитора в «Дон Карло», Гремина в «Евгении Онегине», Дона Базилио в «Севильском цирюльнике», Варлаама в «Борисе Годунове», Ивана Хованского в «Хованщине», Бориса в «Леди Макбет Мценского уезда», и Старый князь Болконский и Матвеев в «Войне и мире». Он также участвовал в Кировском оперном фестивале в Метрополитене, спел в постановках «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Обручение в монастыре».
Недавние выступления басиста в США включают возвращение в Хьюстонскую оперу Дона Базилио в опере «Севильский цирюльник», а также «Иван Грозный» Прокофьева с Балтиморским симфоническим оркестром.
В этом сезоне Огновенко дебютирует в «Ла Скала» («Черевички»), затем Дикой («Катя Кабанова»), возвращается в Театр дю Шатле («Варлаам») и поет Тринадцатую симфонию Шостаковича («Бабий Яр») с Лос-Анджелесской филармонией под управлением Джеймс Конлон. Будущие ангажементы включают принца Хованского в «Хованщине» в Ла Скала и в Лисео в Барселоне, а также роль Командора в «Дон Жуане» в Сиэтлской опере.
В Европе он дебютировал в Парижской опере в партии Хованского в «Хованщине» и с тех пор был постоянным гостем в таких ролях, как Варлаам и совсем недавно Дон Базилио в «Севильский цирюльник», Кутузов в «Войне и мире» и Рангони в «Борисе». Годунов. Среди других парижских выступлений — Иоланта в Театре дю Шатле и в качестве бас-солистки в Симфонии № 14 Шостаковича с маэстро Джеймсом Конлоном.
В Венской государственной опере он дебютировал в партии Великого инквизитора в «Дон Карло», а в Театре Лирико ди Кальяри — в партии князя Вяземского в «Опричнике». Дополнительные европейские ангажементы привели его в Teatro Comunale di Bologna и Maggio Musicale di Firenze для князя Хованского в Хованщине.
Выпускник Уральской консерватории, Огневенко поступил в Малый театр Санкт-Петербурга в 1984 г., а в 1989 г. стал прима-басистом Мариинского театра (Кировская опера). В 1996 году бас исполнил роль князя Ивана Хованского в новой постановке «Хованщины» под управлением Мстислава Ростроповича в Московском Большом театре, а впоследствии стал ведущим басом Большого театра. Он также выступал в Аргентине, Чили, Италии, Финляндии, Шотландии (Эдинбургский фестиваль), Германии, Израиле (Иерусалимский фестиваль), Франции, Греции, Голландии и Японии.