Христианство на руси когда принято: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

Владимир Святославич. Принятия христианства — презентация онлайн

Похожие презентации:

Владимир Святославич. Принятие христианства

Владимир Святославич. Принятие христианства

Киевский князь Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси

Владимир Святославич. Принятие христианства

Владимир Святославович. Принятие христианства

Владимир Святославич. Принятие христианства

Владимир Святославич. Принятие христианства

Киевский князь Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси

Князь Владимир. Киевская Русь на рубеже X – XI вв. Принятие христианства

Владимир Святославич

Цель урока: познакомиться с деятельностью
Владимира Святославича. Выяснить значение
принятия христианства на Руси.
План:
1. Правление князя Владимира.
2. Причины принятия христианства на Руси.
3. Крещение Руси.
4. Русская православная церковь.
5. Историческое значение крещения Руси.
1. Правление князя Владимира.
980 г. – единый правитель Руси.
Начал свое княжение с наведения порядка в
собственном государстве.
984г. – разгромил ополчение радимичей.
Покорил Полоцкое княжество на
Западной Двине.
Возглавил поход в Волжскую Булгарию. Одержав
победу, заключил с булгарами мир на выгодных
для Руси условиях.
Первое столкновение Руси с Польшей.
981 г. – отвоеваны города Червень и Перемышль
– центры восточнославянского племени дулебовволынян.
980 – 1015 г.г.
Т.о.: под властью киевского князя оказались
все восточнославянские и значительная
часть финоугорских племен.
Вопросы для закрепления.
?
Как князь Владимир расширил и укрепил границы
Древнерусского государства?
2. Причины принятия христианства на Руси.
Владимир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь
лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила, а именно религия, способная
не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть.
Выбор веры:
Совет Владимира о
выборе веры.
Болгарские проповедникимусульмане у князя
Владимира.
Проповедники от хазар
(иудеев).
Греческие
проповедники.
Такую силу Владимир увидел в христианстве. К принятию христианства его подталкивало и
стремление укрепить международный авторитет Руси.
Т.О.: Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу.
Вопросы для закрепления.
1. Каковы причины принятия христианства на Руси?
2. Под влиянием какого государства князь Владимир
принял решение о крещении Руси?
3. Крещение Руси.
Крещению Руси предшествовали следующие события.
987 г. – в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Он обратился за помощью к
Владимиру. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император
отдал ему в жены свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет
киевского князя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и
крестил страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил
мятежников.
Но император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений в
Крыму –Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря.
Император был вынужден уступить.
Русские войска
осаждают Корсунь
Царица Анна
переправляется через
море.
В 988 г. Владимир принял крещение и женился на
византийской принцессе, отдав Корсунь в
качестве выкупа за невесту.
Вернувшись домой в сопровождении византийских священников,
он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим
были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов во главе с
Перуном.
Крещение князя
Владимира
Новая религия стала распространяться по всей
Руси, частью мирно, а кое-где, например в
Новгороде, в результате ожесточенных
столкновений язычников с княжеской дружиной,
принявшей христианство вслед за Владимиром.
Крещение киевлян.
Вопросы для закрепления.
1. В каком году произошло крещение Руси?
2. Какие события предшествовали
крещению Руси?
4. Русская православная
церковь.
После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная иерархия.
Митрополит
Епископ
Титул главы Русской православной церкви.
Высшее духовное лицо в православной и других церквях,
глава церковного округа
Духовенство
Белое
Черное
Священники,
служившие в
городских и
сельских церквях
Жили в
монастырях в
трудах и молитвах
Церковный устав – свод правил,
регулирующих деятельность
церкви.
Ересь – учение, отклонившееся от
господствующих положений религиозного
учения, считающихся непреложной истиной и
не подлежащих критике.
Десятинная церковь в
Киеве.
(Современная
реконструкция)
Вопросы для закрепления.
1. Кто стоял во главе русской церкви?
2. Кто стоял во главе церковных округов?
3. Кто относился к черному и белому духовенству?
4. Что такое церковный устав?
5. Какие учения называют ересями?
5. Историческое значение крещения Руси.
• Изменило быт наших далеких предков и нравы. Церковь,
чтобы примирить славян с новой религией, сохранила
некоторые языческие праздники. Но решительно
запретила жертвоприношения, многоженство, кровную
вражду и другие языческие традиции.
• вместе с христианством на Русь пришли письменность,
образование, церковное искусство.
• изменилось международное положение Древнерусского
государства. Оно встало в общий ряд христианских
государств Европы.
• наиболее тесные связи установились с Византией. В то
время она оказывала на Русь большое влияние.
Вывод: Князь Владимир объединил восточнославянские племена в
границах Древней Руси. Принятие христианства укрепило государство,
изменило быт и нравы его населения, способствовало развитию
культуры.
Закрепление материала.
(тестирование)
1.
Киевского князя Владимира народ называл «Красное солнышко» за:
А) крещение Руси, Б) хлебосольство к простым людям, В) создание оборонительной
линии и за то, что остановил натиск печенегов, Г) принадлежность к лику святых.
2.
Христианство на Руси было принято в…году?
А) 988г., Б) 989 г., В) 990 г., Г) 998 г.
3. Киевский князь Владимир принял решение о крещении Руси:
А) под давлением Византии, Б) с целью укрепления государственной власти, В) для
сближения в будущем с христианской Европой.
4. Принятие христианства на Руси способствовало:
А) примирению противоречий в обществе (равенство перед Богом) и приобщению к
византийской культуре., Б) укреплению государственной власти и расширению
политического сотрудничества со странами Европы, В) распространению и росту
преступности среди оставшихся язычниками.
5. Русская православная церковь на первых порах подчинялась:
А) киевскому князю, Б) патриарху Константинопольскому, В) местному церковному
Собору.

English    
Русский
Правила

ВЫБОР ВЕРЫ. Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории

ВЫБОР ВЕРЫ

Как известно из традиционной истории, после смерти Святослава на Руси стали править его сыновья: сначала Ярополк, а затем Владимир — креститель Руси. Крещение Руси в 988 году в ТВ представлено как одномоментная акция князя Владимира, и люди, слепые в поступках и безбожные в мыслях, вдруг разом обрели веру. Но разве раньше, до этого события, на Руси не было христианства? Княгиня Ольга была христианкой, а вот ее сын князь Святослав в «Повести…» представлен как язычник, отказавшийся креститься.

Обратите внимание на описание быта Святослава и его привычек: перед нами образец жизни степняка. Такой же была и его дружина. Но степняки не всегда бывали язычниками или, скажем, мусульманами. Те же половцы, по мере общения с Русью, принимали христианство. Вероятно не все, но какая-то их значительная часть. Все это к тому, что Святослав был не язычником, как принято в традиционной версии истории, а христианином. Сразу оговорюсь: мысль эта не моя, а Бушкова. Он ссылается на книгу Мавро Орбини, в которой сказано: «После смерти Ольги правил ее сын Святослав, шедший по стопам матери в благочестии и христианской вере». Далее по Бушкову: «В самом деле, получалось несколько странно: мать Святослава — ревностная христианка, старший сын (это про Ярополка.  — А. Максимов) — ревностный христианин, зато сам он — язычник».


Кстати, в той же книге Орбини пишет: «Поскольку сын Игоря Вратослав был еще слишком мал и не мог править, все дела вершила его мать Ольга». Через некоторое время вновь упоминается сын Игоря, НО: «После смерти Ольги правил ее сын Святослав…». Не спорю, что возможно Орбини в первом случае ошибочно назвал Святослава Вратославом. Но если это не ошибка? Вратослав мог быть старшим сыном Ольги, умершим при ее правлении. Но им мог быть и внук Игоря от первого брака (Улеб, старший сын Игоря, не мог быть сыном Ольги по возрасту) Владимир, носивший, как я уже выше писал, имя Владислав. Сравните: Владислав и Вратослав (Вратислав). Это все же явно ближе, чем Святослав и Вратослав. А то, что он назван сыном Ольги, так то ошибка, вызванная тем, что Ольга после смерти Игоря оказалась как бы опекуншей пасынка-внука, который вполне мог претендовать на главенство на Руси, хотя практически шансы его были невелики. Но прошло много лет, прежде чем Владислав-Владимир и Святослав подросли, и к тому времени Ольга и Свенельд уже протолк-нули вперед Святослава.

Единственное, что стоит добавить, это то, что младший сын Святослава Владимир (по ТВ) был язычником. Но это по летописям. Смотрите: «Повесть…» однозначно утверждает, что Святослав с детских лет не только отвергал просьбы Ольги о крещении, но и насмехался над крестившимися. Дети Святослава согласно летописи были от разных жен, что дает повод полагать его многоженцем, а это характерно для князя-язычника. Но почему Ольга, ставшая правительницей Руси, не смогла убедить мальчика Святослава креститься?

А если принять гипотезу, что Владимир не был сыном Святослава? Я об этом уже говорил, выдвинув гипотезу, что Владимир — сын Улеба, старшего сына князя Игоря. В этом случае выстраивается четкая цепочка христианской семьи: Ольга, ее сын Святослав, его сын Ярополк, который, как считается, был христианином. И Святослав оказывается вовсе уже не многоженцем, раз Владимир не его сын. А вот Ольге Владимир чужой, поэтому-то и остался он язычником. Правда, возникает резонный вопрос: а зачем нужно было чернить доброго христианина Святослава? Зачем на это пошли Ярослав Мудрый и его потомки? Иметь в роду длинную цепочку предков-христиан — не каждый мог этим похвастаться. Но все дело в том, что и Ярослав, и его дети, внуки, все они как раз НЕ БЫЛИ ПОТОМКАМИ СВЯТОСЛАВА. Ярослав Мудрый — сын Владимира, и поэтому Ярослав был Святославу только лишь внучатым племянником, да и то только по Игорю, который имел нескольких жен. Поэтому-то крестителем Руси и стал Владимир, ПРЯМОЙ ПРЕДОК киевских и всех других русских князей.

Впрочем, то, что Святослав не был родным дедом князю Ярославу Мудрому, не является главной причиной превращения христианина Святослава в язычника. Ответьте: какого обряда придерживался Святослав: римского или греческого? В этом-то как раз главная причина таких манипуляций со Святославом.

Как стала христианкой княгиня Ольга, нам известно из «Повести временных лет»: в 955 году, прибыв в Царьград, Ольга приняла христианство. Но по тому, как описываются эти события, сквозь летописные строки видна лубочная картина русских сказок — кто кого перехитрит: Ольга или византийский император. Вероятно, Ольга уже с детских лет была христианкой. Если ее мать — пленная болгарка, то последняя была крещеной и соответственно могла передать свою веру дочери Ольге.

Не стоит сбрасывать со счетов и такой вариант: до поездки в Царьград Ольга была иудейского вероисповедания. Это может вытекать хотя бы из того, что в X веке христианство еще не раскололось окончательно на две части — католицизм и православие (хотя уже шла ожесточенная борьба за сферы влияния), а противоречия с исламом и иудаизмом были не такими острыми. В самом деле, иудаизм основан на том же Ветхом Завете, что и христианство. Киев, благодаря близости и исторической связи с иудаистской Хазарией, в те годы был главным центром иудаизма на Руси.

Причерноморский регион — один из самых сложных в историко-религиозном аспекте. Здесь постоянно сталкивались интересы трех мировых религий: обеих ветвей христианства, ислама и иудаизма. В Хазарии победил иудаизм, в Волжской Булгарии в X веке приняли ислам. Про религиозное вероисповедание народов Крыма и Северного Кавказа нам известно крайне мало. Но именно этот район был местом обитания древних русов и их соседей — готов, касогов, асов. В 860 году в Византию прибыло посольство из Хазарии. Послы заявили, что иудеи побуждают принять их религию, а арабы тянут их в свою веру. Однако есть все основания полагать, что в Хазарии уже давно установился иудаизм. В таком случае вся эта история оказывается бессмысленной.

Вполне можно предположить, что речь шла о посольстве одного из народов, подвластных хазарскому кагану, а отнюдь не о послах самой Хазарии. Что ж, в этом случае данная история становится уже понятнее: хазары стремятся обратить этот народ в иудаизм, а арабы — в ислам. Вопрос: что это за народ? Давайте рассуждать логически: упоминание арабского фактора доказывает близость этого народа к арабским владениям. Однозначно, что это не рай-оны, примыкающие к Средней Азии: для народов, здесь живущих, Византия слишком далека. А вот для района При-азовья это будет попаданием «в яблочко»: этот район буквально окружен хазарами, арабами и Византией.

Как поступили византийцы? Патриарх Фотий направляет Константина (Кирилла), того самого, известного нам как автора славянской азбуки, с миссией в Хазарию. Константин прибывает в Крым, здесь на него нападают венгры, и он, пересев на корабль, плывет по Хазарскому морю. По прибытии в Хазарию (только вот куда точно?) Константин терпит неудачу в своей миссионерской деятельности и возвращается в Крым, где обращает в христианство некий народ Фул. Этот народ жил где-то на северо-восточном склоне Крымских гор, т. е. был близок к Тавриде. Некоторые исследователи считают, что этим народом были готы. Может быть, и так, но возможно, что это были русы. По крайней мере, Фул — сокращенное, на мой взгляд, от Фулгарии, а русы по АВ близкородственное булгарам племя.

Как бы то ни было, мы видим увязанные причины и следствия. Некие посланцы народа, живущего в хазарских пределах, просят Византию прислать миссионера. Миссионер прибывает и обращает в христианство народ, живущий в районе Керченского пролива, контролируемого Хазарией. Если наши выводы верны, то именно готы или русы обращались в Византию по вопросам веры. Возможно, здесь кроются корни раннего христианства, которое, по свидетельству летописей, исповедовала некоторая часть русов. Но только часть из них, другие группы русов могли оставаться в язычестве или принять иудаизм, господствующую религию Хазарии, чьими подданными они были.


Какой веры была Ольга до своего путешествия, определить невозможно, но известно одно: итогами своей поездки в Константинополь Ольга оказалась раздосадована. Причин здесь могло быть несколько. Возможно, Ольга ожидала более торжественного приема, а может быть, рассчитывала на удачный брак своего сына Святослава. По крайней мере, по возвращении в Киев «прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пошлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». Это из «Повести временных лет».

В 959 году Ольга направляет посольство к германскому императору Оттону I, просит прислать на Русь епископа и священников. В 961 году в Киев отбывает миссия во главе с епископом Адальбертом, только что специально поставленным Оттоном I епископом Руси. Но миссия оказывается безуспешной, и на следующий год Адальберт возвращается. Если бы этого не произошло, Русь могла бы пойти по католическому пути. Итак, получается, что латинство на Руси не состоялось? Нет, скорее всего, это все же не так.

При изучении данного вопроса нужно рассмотреть две группы источников: русскую и западную. В тех и других факт принятия латинской веры на Руси отвергается. Для русских источников это вполне понятно: князь Владимир крестил Русь по греческому обряду, и Русь всегда была и должна оставаться православной. В нашей стране вопрос сохранения веры, борьбы с униатством, т. е. с подчинением православия римскому папе, вставал неоднократно. Если бы выяснилось, что христианство на Руси первоначально было принято с Запада, а не из Византии, то этот факт оказался бы большим козырем для римской церкви. Уже зная, как сочинялись и правились русские летописи, нельзя им особо доверять. И неудивительно, что историками уже давно высказывались мнения, что сообщения о взаимоотношениях между Русью и Римом при Ярополке и Владимире первоначально присутствовали в наших летописях, но позднее были вымараны антилатински настроенными православными монахами-летописцами.

Но что западные источники? Они не молчат, а также отмечают безуспешную миссию Адальберта на Руси. Но и им, как вы сейчас убедитесь, не следует слепо верить. И вот почему. В 968 году Оттону I удается решить вопрос о создании Магдебургской митрополии. Это сделать было не просто, император добивался ее создания несколько лет. Первым епископом митрополии в обход всем церковным канонам был назначен Адальберт. В те времена перемена епископом своей кафедры была категорически запрещена: епископ получал епархию раз и навсегда. Прецеденты смены епископами кафедр имелись, но ни к чему хорошему не приводили. Такие смены считались неканоническими.

К примеру, преемник неканонического епископа Эбона аннулировал все его рукоположения!

Но Адальберт несколькими годами ранее уже был рукоположен епископом Руси! Чтобы хоть как-то обелить новое назначение Адальберта, которое произошло после его возвращения из Руси, нужно было придумать этому объяснение: так появилась версия, что язычники прогнали епископа из Киева. На самом деле Адальберт вернулся в Германию по каким-то другим причинам. А на Руси проповедовал ферденский епископ Бруно. Придуманная история с изгнанием Адальберта в документах сохранилась, а что было на самом деле, быстро забылось, не сохраненное на бумаге.

Христианином был и сын Святослава Ярополк. В 973 году его послы присутствуют на кведлинбургском съезде, организованном Оттоном I, что само по себе не случайно. И наша наука по различным косвенным данным считает, что Ярополк симпатизировал католицизму. Анализ немецких источников показывает, что Ярополк, скорее всего, был женат на дочери швабского герцога Конрада. А это могло произойти лишь в случае, что Ярополк был христианином, иначе бы в этих источниках брак не был бы обозначен как состоявшийся. Но правление Ярополка было недолгим, вскоре, в 980 году, к власти в Киеве приходит Владимир, убивший Ярополка. Владимир ВОССТАНАВЛИВАЕТ языческие культы в городе. «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь».

Что же было дальше? Крещение Владимиром Руси в 988 году? Однако и здесь еще не все так просто. Дело в том, что средневековый ученый Марвази, живший в XI веке, писал, что царь исповедовавших христианство русов Владимир принял ислам из Хорезма. Во времена Марвази Русь активно христианизировалась, и поэтому поводов для такого ошибочного заявления у этого автора не было. Следовательно, Марвази пользовался какими-то источниками с указаниями такого факта. Что, если он прав?

Изучение «Повести временных лет» как раз говорит о длительном колебании Владимира при выборе веры. С большой неохотой Владимир крестился, лишь когда серьезно заболел. Мог еще до этого Владимир принять ислам? По политическим соображениям это было вполне допустимо. Его противники Ольга, Святослав, Ярослав были христианами. Убив Ярополка, захватить Киев и сразу же принять христианство — религию побежденной партии означало бы показать слабость Владимира. Невыгодно было принимать и иудаизм: это была религия разгромленной Хазарии, тоже религия побежденных. А вот мусульманство давало хорошие перспективы. Исламской была Волжская Булгария, против которой Владимир воевал в 985 году и заключил с ней мир. Вспомните строки из «Повести…»: «Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать — пойдем поищем себе лапотников». Богатая, значит, была страна. Очень богатым был и мусульманский Хорезм. Если бы Владимиру в 985 году удалось покорить мусульманскую Волжскую Булгарию, вполне вероятно, что в конечном итоге Владимир твердо выбрал бы ислам, и были бы мы сейчас все мусульманами.

Но этого не произошло, и в 988 году Владимир крестит Русь по греческому обряду. Именно этот год и считается годом крещения Руси.

А теперь дадим слово ангулемскому монаху Адемару Шабаннскому: «Святой же Бруно обратил к вере область Венгрию другую, которая зовется Русью… Но когда святой Бруно отправился к печенегам и принялся проповедовать там Христа, то пострадал от них… Спустя некоторое время на Русь прибыл один греческий епископ и обратил ту половину страны, которая еще оставалась предана идолам, и заставил их принять греческий обычай ращения бороды».


С этого момента на Руси и появились христианские греческие имена, а славянские имена какое-то время еще сохранялись именно благодаря первоначальному крещению по западным правилам. Если бы не греческие священники, то сегодня в России, возможно, преобладали бы настоящие славянские имена: Владиславы, Мстиславы, Ярославы…

Как видите, ситуация прояснилась: христианизация Руси началась при Ольге и велась западными миссионерами, а при Владимире процесс активно продолжался приглашенными им греческими священниками, которые и удержали нарождающееся христианство в их греческой вере. Католицизм потерпел поражение, последствия которого оказали глобальное значение на всю дальнейшую историю мира.

Акт веры

Акт веры
Теория Дарвина стала порождением своего времени. Человеку викторианской эпохи было присуще чувство превосходства над остальным миром, и Дарвин, похоже, научно узаконил это убеждение.После того как позднейшие ученые присовокупили к теории открытия генетику, они

Его выбор

Его выбор
Напомню, Гитлер был категорическим противником войны с Великобританией и считал англичан естественными союзниками Германии. И дело здесь не в арийском происхождении, хотя и это в размышлениях Гитлера присутствовало. Гитлер был сторонник автаркии для немцев,

Выбор веры [182] Выступление в Ленинградской Духовной Академии на III Международной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси (31 января – 5 февраля 1988 г.

)

Выбор веры
[182]
Выступление в Ленинградской Духовной Академии на III Международной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси (31 января – 5 февраля 1988 г.)
Я буду предельно кратким. Перед тем как наша Святая Церковь пришла на Русь и произвела крещение нашего

«Выбор веры»

«Выбор веры»
Спустя всего несколько лет после создания пантеона, в 986 году, князь Владимир окончательно разочаровался в язычестве и начал выбирать новую веру для Руси. По летописной легенде, Владимир послал послов к католикам[26], мусульманам, иудаистам и православным.

Выбор веры

Выбор веры
Владимир подыскивал религию, которая могла бы объединить людей и держать их в достаточном повиновении. Язычество не соединяло, а скорее разобщало (в Киеве было достаточно христиан). Так что начался нелегкий выбор, какую религию принять и от кого ее принять.

ВЫБОР ВЕРЫ

ВЫБОР ВЕРЫ
Как известно из традиционной истории, после смерти Святослава на Руси стали править его сыновья: сначала Ярополк, а затем Владимир — креститель Руси. Крещение Руси в 988 году в ТВ представлено как одномоментная акция князя Владимира, и люди, слепые в поступках и

Выбор веры

Выбор веры
Но, тем не менее — нельзя после этого не задуматься над прошлым. О его закономерностях и случайностях. О роковых весах, на которых с одинаковой долей вероятности раскачиваются и закономерности, и случайности.Выбор христианской веры на Руси определили

Глава 11 ВЫБОР ВЕРЫ

Глава 11
ВЫБОР ВЕРЫ
Ислам ускорил распад Золотой Орды
 Как мы знаем, Чингисхан был язычник. Потом он стал молиться Будде, Иисусу и Аллаху — всем сразу, призывая их в покровители. Он родился и вырос в среде, где никогда не было и не могло быть рьяной религиозности, тем более

Выбор веры

Выбор веры
 Но тем не менее нельзя после этого не задуматься над прошлым. О его закономерностях и случайностях. О роковых весах, на которых с одинаковой долей вероятности раскачиваются и закономерности, и случайности.Выбор христианской веры на Руси определили

Глава 14 Выбор веры

Глава 14
Выбор веры
Ислам ускорил распад Золотой Орды
Как мы знаем, Чингисхан был язычник. Потом он стал молиться Будде, Иисусу и Аллаху — всем сразу, призывая их в покровители. Он родился и вырос в среде, где никогда не было и не могло быть рьяной религиозности, тем более

Выбор веры

Выбор веры
Но тем не менее — нельзя после этого не задуматься над прошлым. О его закономерностях и случайностях. О роковых весах, на которых с одинаковой долей вероятности раскачиваются и закономерности, и случайности.Выбор христианской веры на Руси определили

2. Выбор веры

2. Выбор веры
Важной представляется и проблема «выбора веры», от решения которой во многом зависел весь ход развития русской истории.2.1. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства.

Привет № 23. Выбор веры-1

Привет № 23. Выбор веры-1
«Летописцы Немецкие говорят о Посольстве её[8] в Германию к Императору Оттону I» (с.130) В примечании Карамзин указывает источники: «Continuator Reginonis год 959, Annalista Hildensheimensis в том же году, Ламберт Ашаффенбургский в 960» (с.275). И далее сообщает: «Немецкие

Привет № 24.

Выбор веры-2

Привет № 24. Выбор веры-2
Тут речь идёт о знаменитой ПВЛ-овской легенде о послах князя Владимира. Карамзин приводит интересные фрагменты из греческой рукописи XVI века, хранимой в Парижской национальной библиотеке: «Князь Российский (говорит сочинитель) желая лучше узнать

Христианство в России сталкивается с новыми проблемами

МОСКВА — В нескольких кварталах от Лубянки в Москве, которая на протяжении десятилетий служила штаб-квартирой КГБ Советского Союза, патриарх Русской Православной Церкви недавно освятил церковь в память о тех, кто замучен во время правления коммунизма.

 

«Пока мы шли крестным ходом вокруг храма, стояли люди с портретами мучеников и приговоренных к смерти» коммунистическим режимом, — рассказал православный митрополит Волоколамский Иларион, возглавляющий отдел внешних связей храма.

Президент Путин, бывший агент КГБ, а также государственные чиновники и церковные деятели присутствовали на церемонии 25 мая. один из способов, которым его церковь отмечает столетие большевистской революции 1917 года, которая положила начало коммунистической эре и привела к гонениям на христиан.

100-летие коммунистического переворота в России совпадает со 100-летием последнего явления Фатимской Богоматери трем детям-пастушкам в Португалии. Дети сказали, что дама, «одетая в белое», просила их о молитвах и покаянии, иначе Россия «распространит свои заблуждения по всему миру, вызывая войны и гонения на церковь».

Русская Православная Церковь официально признала или «прославила» более 1500 епископов, священников, монахов, монахинь и дьяконов, погибших за свою веру при коммунистическом правлении, которое длилось с 1917 по 1991 год. Таковыми были большинство протестантских церквей, коммунистические власти энергично работали над поощрением атеизма, закрывая тысячи православных монастырей и церквей, отправляя священнослужителей и верующих в ГУЛАГ или в психиатрические больницы и делая чрезвычайно трудным для любого регулярного прихожанина устроиться на достойную работу или попасть в университет.

Римско-католическая церковь пострадала еще больше. Россияне, долгое время считавшиеся частью Запада, при коммунизме считали, что католицизм имеет иностранную приверженность. К концу 1930-х годов из 150 католических приходов в России действовали только два. А с образованием Советского Союза и присоединением к нему соседних республик преследования усилились. Украинская католическая и другие восточно-католические церкви были объявлены вне закона, а их епископы заключены в тюрьмы. Священников, пойманных на мессе, арестовывали и либо казнили, либо отправляли в тюрьму или трудовые лагеря.

После того, как в 1990 году Советский Союз начал распадаться и коммунистическое правление подошло к концу, все церкви пережили возрождение. В России даже правительственные чиновники теперь публично принимают православие, а русская культура и искусство претерпевают новые христианские влияния.

Московский скульптор Салават Щербаков недавно завершил массивную статую первого христианского императора России. Возвышающаяся скульптура святого Владимира занимала видное место на Боровицкой площади, сразу за стенами Кремля.

— Мы возвращаемся к своим корням, — сказал Щербаков. «Мы еще недостаточно хорошо понимаем эти корни; это своего рода новый поиск идентичности».

Несмотря на крах коммунизма и возрождение христианства в российском обществе, митрополит Иларион видит множество новых вызовов, стоящих сегодня перед Православной Церковью.

«Вызов секуляризма, секуляристской идеологии, потребительства» — одна из самых больших угроз, стоящих сегодня перед его церковью в России, — сказал митрополит Иларион.

Другие православные верующие выделяют различные риски для веры в современной России. Главной их заботой является растущее сотрудничество между церковью и государством.

Например, некоторые политики защищают религиозные традиции наряду с ценностями советского коммунизма в рамках более широкого патриотического прославления прошлого России, сказал Сергей Чапнин, бывший редактор Журнала Московской Патриархии.

«У вас есть это слияние, своего рода плавильный котел, где у нас смешиваются христианская традиция и советская традиция, и это своего рода постсоветская гражданская религия», — сказал Чапнин.

Чапнин описал эту «гражданскую религию» как ту, которая делает упор на православие как на маркер национальной идентичности, а не на «жизнь настоящей церкви». По словам Чапнина, даже если в нем также подчеркивается «традиционные ценности», это понятие слишком расплывчато, чтобы отражать реальное учение церкви.

Законодательство, пропагандирующее интересы семьи и защиту жизни, может быть примером традиционных ценностей, «но когда мы пробуем этот материал в качестве государственной политики или политической программы правящей партии, мы сталкиваемся с серьезными проблемами, потому что люди не готовы» принять эти учения, сказал Чапнин, отметив, что количество еженедельных православных прихожан в его стране остается очень небольшим.

Согласно недавнему исследованию американского исследовательского центра Pew Research Center, только 6 процентов православного населения России еженедельно посещают церковь.

Однако некоторые наблюдатели утверждают, что такая статистика неадекватно отражает истинный уровень религиозности в России.

«Посещение церкви в России сильно отличается от посещения церкви в Америке, — говорит мать Корнелия Риз, американская православная монахиня, живущая в России с 2008 года.

час или около того», но включает в себя трехчасовое бдение накануне вечером, исповедь, воздержание от мясных и молочных продуктов и чтение молитв перед причастием в качестве предварительных условий для принятия Евхаристии.

«Поэтому, если вы проведете опрос, вы, вероятно, получите много людей», которые идентифицируют себя как православные, но говорят, что они не ходят в церковь, — сказала Мать Риз. «Они то и дело ходят в церковь, и считают себя православными христианами, но не занимаются всеми этими разными вещами».

Посещаемость церкви среди самоидентифицирующих себя римо-католиков в России ненамного лучше, по словам самого высокопоставленного архиепископа страны.

«В нашей епархии 250 000 католиков, — сказал архиепископ Московский Паоло Пецци, — хотя в России, как и везде, есть разница между теми, кто объявляет себя католиками, и теми, кто действительно исповедует веру».

«Я предполагаю, что число практикующих католиков составляет от 10 до 20 процентов от всех номинальных католиков в России», — сказал он.

Сегодня католическая церковь в России поддерживает теплые отношения с православными, и «наши отношения улучшаются на всех уровнях», — сказал архиепископ Пецци, отметив, что его регулярно приглашают присоединиться к православному патриарху Московскому на рождественских и пасхальных литургиях. .

«Сегодня мы можем называть друг друга не только партнерами, но и друзьями и даже братьями, хотя понимаем, что нам еще не хватает полного общения в таинствах», — сказал архиепископ Пецци. «Впереди у нас еще долгий путь».

Несмотря на трудности, с которыми сегодня сталкиваются верующие в России, многие православные верующие с оптимизмом смотрят в будущее христианства.

Соскина Любовь Степановна, 68 лет, которая всю жизнь прожила в Нижнем Прыске рядом со знаменитой Оптиной пустынью, вспоминает десятилетия, когда ходить в церковь было запрещено.

«Теперь жизнь стала лучше: мы можем молиться, просить Бога о помощи, и он слышит наши молитвы и помогает нам. Мы просим его помочь нашим детям, и, видите ли, наши дети были крещены как христиане», — сказала она.

Мать Рис сказала, что, несмотря на прогресс, достигнутый после падения коммунизма, страна по-прежнему страдает от «болезней», оставшихся от ее атеистического прошлого, что проявляется в высоком уровне абортов, проституции и наркомании.

«Речь идет об обществе, в котором на протяжении 70 с лишним лет церковь подвергалась жесточайшим репрессиям», — сказала она. «Вещи не происходят сразу».

Православие в России

  1. Дом
  2. Россия
  3. Религия
  4. Православие

История Православия в России

Россия исповедует особую форму христианства — Православие (в России проживает более 80% православных верующих), которое началось, когда Римская империя, признавшая христианство государственной религией, разделилась на Западную и Восточную. У Восточной Церкви есть свой глава — Константинопольский Патриарх. Формально при римском папе Константинопольская церковная верхушка фактически имела особый взгляд на принципы церковного устройства, а на деле желала контролировать восточную часть мира без вмешательства папы. После того, как западная церковь сделала небольшое дополнение к христианским символам, заявив, что Святой Дух является и Богом-Отцом, и Богом-Сыном, Папа и Патриарх оба предали друг друга анафеме. Так началось известное разделение церквей на католическую и православную.

История христианства на Руси всем известна: Великорусское княжество просто решило наладить более тесные контакты с Византией, т.е. Восточной Римской империей и приняло православие.

Так чем же отличается Православная Церковь от Католической. Перечислим основные черты…

Первое отличие заключается в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделения одной веры и таинств, для католиков — необходимость единого главы Церкви — Папы.

Кстати, православные последователи не признают примата папы римского, а католики приняли догмат папы о полном контроле над церковью.

Еще одно отличие символа веры. Католическая церковь исповедует в символе веры, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православная Церковь следует за Духом, исходящим только от Отца.

Кроме того, католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не относится к Матери Искупителя. Православная Церковь прославляет святость Богородицы, но верят, что Она родилась с первородным грехом, как и все люди.
Православная Церковь действует только на первых семи Вселенских Соборах, а Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют одну веру и одно учение Иисуса Христа во всем мире.

Православная Церковь в России

На протяжении всей русской истории, начиная с крещения Руси в X веке, Церковь была связана с государственной властью. Церковные деятели (сначала митрополиты, а с 1589 г.патриархи) всегда находились в окружении царя. Православие было господствующей верой.

Более четырех веков русские жили под безмолвной властью византийских церквей. Однако Московская церковь стремилась к собственной уникальности, и в 1448 году московские священники объявили о своей независимости, не признанной Константинополем и остальным миром. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – Патриарх.

С падением монархии Русская Церковь вступила в полосу лишений. С началом революции проводилась политика насильственного атеизма. Это привело к разграблению многих храмов.

Общественное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941 года после ряда боевых неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941-1945 годов сблизила верующих и неверующих.

После распада Советского Союза в 1991 году возродилась Русская Православная Церковь, а вместе с ней и закончились обычные в советское время гонения на верующих.