Ход ледового побоища: Ледовое побоище: ход битвы — «Балтийский путь» от Александра Невского до Ивана Грозного: борьба Руси / России за Балтику. Виртуальный путеводитель по местам памяти

Ледовое побоище: ход битвы — «Балтийский путь» от Александра Невского до Ивана Грозного: борьба Руси / России за Балтику. Виртуальный путеводитель по местам памяти

Русские источники о битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. сообщают более кратко, чем о сражении на Неве. Однако в данном случае в распоряжении историков имеется известие из иностранного памятника — Старшей Ливонской рифмованной хроники (создана в последнем десятилетии XIII в.).

Лед Чудского озера 

Описания, которые представлены в этих текстах, рисуют вполне четко общую (стратегическую) картину боя, однако более запутанными становятся различные детали тактического плана, реконструировать которые приходится буквально по мелочам. При этом взгляды ученых на эти мелочи иногда полностью расходятся.

Модель-схема Ледовой битвы. Музей Ледовое побоище. Самолва

Тем не менее, многие аспекты ясны изначально, в частности то, что место для битвы выбирали русские. Это прямо указывает на то, кто лучше владел ситуацией. Под началом Александра имелись вошедшие в его войско полки из Суздальской земли. Еще один важный момент — численность сторон. Ранее в литературе можно было встретить данные о десяти (или даже о нескольких десятках) тысяч человек. Однако использовать такие цифры источники не позволяют: в Новгородской первой летописи сказано о погибшей «без числа» чуди, четырехсот убитых и пятидесяти плененных немцах, в «Рифмованной хронике» соответственно ― двадцать убитых из чуди, шесть погибших и сдавшихся живыми рыцарей (вероятно, речь здесь идет именно о рыцарях, без учета военных слуг). Потому в настоящее время историки, ориентируясь на данные летописи и «Хроники», существенно сократили количество участников сечи.

Реконструкция Ледовой битвы. Самолва

Благодаря описаниям источников в общих чертах известен и собственно ход сражения: атака немцев, прорыв первых линий русских (по «Рифмованной хронике», состоявшей из стрелков), потеря пробивной мощи фронтального удара увязших в русских порядках немцев, их окружение и уничтожение.

Известный специалист по средневековому военному делу А. Н. Кирпичников реконструировал ход Ледового побоища, дополнительно привлекая «Приготовление к походу», написанное в 1477 г. курфюрстом Альбертом. В нем нет повествования о собственно битве, но имеется описание построения — «свиньи». По мнению ученого, победа Александра Невского была одержана благодаря мобильности, которой способствовало членение войска не менее чем на три тактических единицы. Захватчики попали под удары с флангов и были в результате окружены. Для установления численности рыцарей и их союзников А. Н. Кирпичников проводит параллели с Раковорским сражением 1268 г. и использует все то же «Приготовление к походу». По его мысли, немцы выставили 300–400 человек или меньше. Новгородцев же было несколько больше. И. Н. Данилевский, скептически относящийся к значению фигуры Александра Невского вообще и его победы на Чудском озере в частности, оценил находящиеся под его началом силы в 5 тысяч человек.

А.  В. Шишов высказал мысль, что Александр сумел скрыть самый весомый козырь — конницу — выдвинув вперед лучников и пехоту. Это и заставило немцев применить построение «свиньей», но и итоге их клин уперся в конные войска, утратил пространство для маневра, а затем был добит ударами с флангов.

Вопрос об окружении немцев иногда (по аналогии с примененным в ходе Куликовской битвой приемом) трактуют как наличие засадного полка, который Александр каким-то образом сумел спрятать от наступающего врага (впервые эту мысль высказал в одной популярной брошюре А. И. Козаченко). Впрочем, позже было справедливо указано, что ни данные источников, ни открытый характер местности не позволяют принять версию подобной тактики.

Мемориал Александра Невского и воинов – Героев Советского Союза и Героев России. 234-й гвардейского десантно-штурмового Черноморского ордена Кутузова имени Святого благоверного Александра Невского полка

В заключение необходимо подчеркнуть, что значение победы на Чудском озере определяется, конечно, не столько числом сражавшихся воинов, сколько ее итогом ― прекращением вражеской агрессии, грозившей самому существованию государственности Северо-Западной Руси в наиболее сложный момент ослабления после кинжальных ударов орд Батыя. Обращает на себя внимания и тот факт, что рубеж, который отстояли воины Александра Невского, в настоящее время фактически стал основой западной границы нашей страны в Псковской и Ленинградской областях. После этого сражения с немцами был заключен мир. Для князя Александра закончился один из самых трудных и сложных периодов его жизни, а победы укрепили его авторитет.

 

Выражаем благодарность музею «Ледовое побоище» (Самолва) за возможность разместить фотограии экспонатов музея на нашем сайте.

Р. А. Соколов

 

 

 

Метки: Немецкий орден (Ливония), маршруты, битвы, места памяти, XIII век, Новгородская земля , Псковская земля , Следуя за Александром Ярославичем: Невская битва, Ледовое побоище, Северо-Запад России

Значение побед Александра Невского

 

Выберите город

МоскваПавлодарДушанбеТашкент

8(929)651-30-08
Часы работы: c 11-00 до 18-00 Воскресенье-выходной

8(7182) 55-27-98

 

 

 

8(99237) 221-99-42

8(99237) 221-99-02

 

 

8(99871) 232-28-11

8(99871) 233-87-88

 

  • Академическая

Центр тестирования ЕВРАЗ

Локальный центр МГУ имени М. В. Ломоносова

Главная > Материалы для подготовки к комплексному экзамену на ВНЖ > Русь > Александр Невский

Борьбу с немецкими и шведскими рыцарями на северо-западных рубежах Руси возглавил молодой новгородский князь Александр Невский. 

Александр родился а 1220 году в Переяславле-Залесском, одном из девяти уделов Владимиро-Суздальском княжестве. Его отцом был Ярослав Всеволодович, четвертый из восьми сыновей Всеволода Большое Гнездо. Первые годы Александр Ярославовича прошли в Переяславле, затем с отцом и старшим братом он отправился в Новгород, где Ярослав Всеволодович должен был княжить. В 1235 году отец Александра предпринял успешный поход против немцев на Дерпт. В этом походе принимал участие и юный Александр, впервые увидевший в бою немецких рыцарей. Вскоре отец выделил сыну на княжение Новгород. Молодому князю пришлось всерьез заняться обороной новгородских земель. Все чаще рыцари нападали и опустошали западные земли Руси. За рыцарями орденов стояли германские княжества и папство. Тревожил Александра и север. Его отец Утвердил новгородское влияние в Карелии и Финляндии, послал туда попов-миссионеров. Папа Григорий IX призвал немецких и шведских рыцарей выступить против финнов. Папская курия готовила наступления Швеции и Норвегии на Русь.

Битва за устье Невы была борьбой всей Руси за сохранение выхода к морю. Победа русских дружин под руководством Александра Невского предотвратила потерю берегов Финского залива и полную блокаду Руси. Тем самым она облегчила дальнейшую борьбу русского народа за независимость и способствовала сохранению торгового пути в страны Европы.

Победа на Чудском озере — Ледовое побоище — имела огромное значение для всей Руси, для всего русского народа и народов Восточной Европы. Впервые в истории был положен предел грабительскому продвижению на Восток, которое немецкие рыцари с помощью папской курии осуществляли в течение нескольких столетий. Ледовое побоище сыграло решающую роль и в борьбе литовского народа за независимость. Оно вызвало широкий отклик во всех землях Прибалтики. Произошли восстания в Латвии, Пруссии, Польском Поморье. В 50-х годах было заключено соглашение между Александром Невским и королем Норвегии Хоконом IV, впервые определившее русско-норвежскую границу: были признаны права Руси на Карелию и часть Финляндии.

Невская битва и Ледовое побоище явились крупной исторической вехой в развитии северо-западных земель и в целом Руси. Это еще одно свидетельство непоколебимого мужества русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Рецензия на классический фильм: «Александр Невский» Эйзенштейна (1938)

Средневековый бой, «Ледовое побоище», музыка Прокофьева и советского мастера монтаж (монтаж) из мизансцены делает спектакль (постановочный дизайн, эпические кадры) — вот что вспоминают киноманы, преклоняясь перед классикой Сержа Эйзенштейна 1938 года «Александр Невский».

Кинорежиссер, прославившийся тем, что рассказывает свои истории и излагает свои (часто пропагандистские) моменты мастерскими шквалами монтажей в фильмах «Броненосец Потемкин» и «Октябрь», превращается в величавого и почти грандиозного масштабного патриотического эпоса, взятого со страниц русского история.

Что мне запомнилось — а я впервые увидел его уже несколько десятилетий — так это знаменитая сцена «Ледовое побоище», стремительная схватка кавалерии и пехоты на замерзшем озере, насыщенная действием, но увиденное в основном глазами горстки стандартных «типов» персонажей, оказавшихся в нем.

Снова пересматривая «Невский», я не могу не поразиться тому, как он выглядит по-западному, как в «Старом Западе», снятом Джоном Фордом. В «Дилижансе», выпущенном Фордом годом позже, есть следы «Невского», которые, должно быть, были наиболее очевидны, когда вы видели их новыми в кинотеатрах с разницей всего в год.

Это совершенно разные фильмы, но их сюжетная структура, образы персонажей и декорации сняты и синхронизированы достаточно сходным образом, чтобы Форд — прославленный, но еще не культовый фильм «Режиссер Джон Форд» — мог бы поглотить «Невский» в процесс превращения своего Ура в западный.

В разделенной и завоеванной России 13-го века земли, которые еще не принадлежали монгольской Орде, были захвачены вторгшимися шведами и другими. Русы не совсем порабощены, но они должны почтительно относиться к своим хозяевам.

Некнязь Александр Невский ( Николай Черкасов ). Человек с широкими плечами, мы встречаем его, когда он перестает ухаживать за своими рыболовными сетями, чтобы прервать паузу проходящего мимо монгольского набега, остановившего и унизившего местных жителей в их продолжающемся мародерстве.

«Больше не сражайся!» Он делает это просто своим властным присутствием.

«Это вы победили шведов?» монгольский лидер хочет знать. Да, признается Невский, расправив плечи перед камерой, как герой викторианской сцены. Тогда «важное лицо», вроде тебя, должно присоединиться к Орде.

У моего народа есть поговорка, — произносит Невский, устремив взор на далекий горизонт. «Лучше умереть на своей земле, чем покинуть ее!»

Когда позже приходит известие о тевтонских захватчиках, сворачивающих города на своем марше на Восток, Невский игнорирует призывы стать тем, кто избавит Мать-Россию от монгольской угрозы. С ними он разберется позже (или оставит их Ивану Грозному). Сначала я разобью немцев.

Конфликт, таким образом, приходит в движение — непокорные, мускулистые и храбрые русские дворяне и крестьяне сражаются с дисциплинированными, лучше вооруженными и лучше обученными тевтонскими рыцарями, захватчиками, которые стремятся завоевать их землю и разделить ее между собой.

Пропагандистская ценность фильма, в котором нацистская Германия перевооружается на их Запад, была неоспорима, настолько, что, когда Сталин доверчиво принял нацистский мирный пакт за чистую монету, он приказал изъять «Невский» из проката.

Потому что иконография Ненавистного Захватчика, который выбьет их дверь через три года после выхода в 1938 году, неоспорима.

Убивая одним выстрелом двух Врагов Народа, Эйзенштейн (сорежиссер и соавтор «Невского») смыкает монолитного немецкого агрессора рука об руку со Святой Церковью, ненавидимой большевиками и страшащейся их лидерам.

Немцы облачены в кресты, имеют крестообразные прорези в шлемах, их направляют, охраняют и подстрекают католические священники.

«Все, кто откажется поклониться Риму , должны быть уничтожены », — рычит зловещий архиепископ ( Лев Фенин ).

Посмотрите на символ на его митре и увидите, как Эйзенштейн соединяет церковь и (нацистское) государство в декоре. Посмотрите, как ненавистные гунны буквально бросают русских младенцев в костер.

Сам Невский отходит на второй план после того, как собрал войска и расставил ловушку. Сама битва, бессистемная и ничуть не кровавая по меркам исторического и современного кино, разбита на отдельные декорации.

Седой капризный мастер-оружейник ( Дмитрий Орлов ) полон патриотических обещаний и забавных афоризмов.

«Каждая птица клюёт своим клювом», — посмеивается он (на русском языке с английскими субтитрами) над своей постоянной продажностью.

Два дворянина — Василий и Гаврило ( Николай Охлопков, Андрей Абрикосов ) сражаются, чтобы доказать, кто самый доблестный в глазах дворянки ( Валентина Ивашова ), за которую они соревнуются. Это отражено в батальных сценах «Властелина колец» Питера Джексона, а также во многих вестернах и боевых фильмах.

Женщина-воин ( Александра Данилова) надевает кольчугу и приветствуется, еще один Товарищ, вооруженный в Борьбе.

Умиротворения просят только «денежные люди» Новгорода досоединенной России, а не «патриоты» среди буржуазии.

Стиль игры не стареет. Вы никогда не узнаете, что Россия также является родиной Метода из большинства фильмов Эйзенштейна. Ему нравилось отбирать любителей, которые выглядели слишком уж для его же блага.

И великая батальная сцена, несмотря на волнующую (и часто заимствованную) музыку Сергея Прокофьева, кажется скорее источником вдохновения для всего, что последовало за ней, чем что-либо, выдержавшее испытание временем. Безмолвный «Наполеон» был более впечатляющим, а «Иван Грозный» Эйзенштейна через несколько лет превзошел в этом отношении «Невский».

Но я все равно отношу эту классику 1938 года к числу двух великих фильмов пионера русского кино, уступая только «Потемкину» по художественности, сплоченности, длительному воздействию и важности.