Грибоедова последние годы жизни: Краткая биография Грибоедова Александра Сергеевича, интересное о творчестве поэта

Жизнь и творчество Александра Сергеевича Грибоедова

1. Жизнь и творчество Александра Сергеевича Грибоедова

А.С. Грибоедов — знаменитый русский драматург, блестящий публицист,
успешный дипломат, один из умнейших людей своего времени. В
историю мировой литературы он вошел как автор одного произведения комедии «Горе от ума». Однако написанием знаменитой пьесы
творчество Александра Сергеевича не ограничивается. Все, за что брался
этот человек, носит отпечаток уникальной одаренности. Его судьба была
украшена необыкновенными событиями.

3. Детство

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 января
1795 года (год рождения, впрочем, спорен) в
московской дворянской семье. Грибоедов с детства
владел французским, немецким, английским и
итальянским языками и отлично играл на
фортепиано. Воспитателями его были выбраны
видные педагоги: Дальнейшее воспитание и
образование Грибоедова, домашнее, школьное и
университетское, шло под общим руководством
известного профессора философа и филолога И. Т.
Буле.
С раннего детства поэт вращался в очень
культурной среде; вместе с матерью и сестрою он
часто проводил лето у своего богатого дяди,
Алексея Федоровича Грибоедова в известном
имении Хмелиты в Смоленской губернии, где мог
встречаться с семьями Якушкиных, Пестелей и
других известных потом общественных деятелей. В
Москве Грибоедовы были связаны родственными
узами с Одоевскими, Паскевичами, РимскимиКорсаковыми, Нарышкиными и знакомы с
огромным кругом столичного барства.

4. Родители

Отец, отставной секунд-майор Сергей
Иванович, человек небольшого образования
и скромного происхождения, редко бывал в
семье, предпочитая жить в деревне или
отдаваться карточной игре, истощившей его
средства.
.
Мать, Настасья Федоровна, происходившая
из другой отрасли Грибоедовых, более
богатой и знатной, была женщина властная,
порывистая, известная в Москве по уму и
резкости тона.
Юность
В 1802 или 1803 году Александр Сергеевич
Грибоедов поступил в московский
университетский благородный пансион; 22
декабря 1803 г. он получил там «один приз»
в «меньшем возрасте». Три года спустя, 30
января 1806 г., Грибоедов был принят в
московский университет в возрасте около
одиннадцати лет.
3 июня 1808 г. он уже был произведен в
кандидаты словесных наук и продолжал
образование по юридическому факультету;
15 июня 1810 г. получил степень кандидата
прав. Позднее он еще изучал математику и
естественные науки и в 1812 году был уже
«готов к испытанию для поступления в чин
доктора». Патриотизм увлек поэта на
военную службу, и поприще науки было
навсегда покинуто.

6. Военная служба

В 1812 году Александр Сергеевич
вступил добровольцем в Московский
гусарский полк, которым командовал
Салтыков Петр Иванович.
Сослуживцами юноши стали юные
корнеты из самых известных
дворянских фамилий. Вплоть до 1815
года писатель находился на военной
службе. Его первые литературные
опыты датируются 1814 годом.
Творчество Грибоедова началось с
очерка «О кавалерийских резервах»,
комедии «Молодые супруги» и
«Письма из Брест-Литовска к
издателю».

7. Светская жизнь в столице

В 1816 году вышел в отставку Александр
Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество
писателя стали развиваться по совсем
другому сценарию. Он познакомился с А.С.
Пушкиным и В.К. Кюхельбекером, стал
учредителем масонской ложи «Du Bien» и
устроился на дипломатическую службу в
качестве губернского секретаря.
В период с 1815 по 1817 год Александр
Сергеевич в соавторстве с друзьями создал
несколько комедий: «Студент», «Притворная
неверность», «Своя семья или Замужняя
невеста». Творчество Грибоедова не
ограничивается драматургическими
опытами. Он пишет критические статьи («О
разборе вольного перевода Бюргеровской
баллады «Ленора») и сочиняет стихи
(«Лубочный театр»).

8. Дуэль

В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» ЗавадовскогоШереметева и Грибоедова-Якубовича. Повод для дуэли дал именно Грибоедов,
привезя балерину Истомину на квартиру своего друга графа Завадовского
(Грибоедову в то время было 22 года). Кавалергард Шереметев, любовник
Истоминой, вызвал Завадовского. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, а
Шереметева — корнет лейб-уланского полка Якубович.
Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем Истоминой, после представления
привез её к себе, естественно, в дом Завадовского, где она прожила двое суток.
Шереметев был в ссоре с Истоминой и находился в отъезде, но когда вернулся, то
подстрекаемый А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Якубович и
Грибоедов также обещали драться.
Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный
стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было
немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он
состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по
службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической
миссией в Персию.
Грибоедов был ранен в кисть левой руки.

9.

На юге

В 1818 году Александр Сергеевич отказался от работы
чиновника дипломатической миссии в США и был
назначен секретарем при царском поверенном в
Персии. Перед поездкой в Тегеран драматург закончил
работу над пьесой «Пробы интермедии». Грибоедов,
творчество которого только приобретало известность,
по дороге в Тифлис начал вести путевые дневники.
Эти записи раскрыли еще одну грань искрометного
таланта писателя. Он был самобытным автором
иронических путевых заметок. В 1819 году творчество
Грибоедова обогатилось стихотворением «Прости,
Отечество». Примерно в это же время он заканчивает
работу над «Письмом к издателю из Тифлиса от 21
января «. Дипломатическая деятельность в Персии
очень тяготила Александра Сергеевича, и в 1821 году
он, по состоянию здоровья, перебрался в Грузию.
Здесь он сблизился с Кюхельбекером и сделал первые
черновые наброски комедии «Горе от ума».

10. «Горе от ума»

В 1824 году совершилось великое событие в
истории российской драматургии. Закончил
работу над комедией «Горе от ума» А.С.
Грибоедов. Творчество этого талантливого
человека навсегда осталось в памяти потомков
именно благодаря этому произведению. Яркий и
афористический стиль пьесы содействовал тому,
что она полностью «разошлась на цитаты». В
комедии сочетаются элементы классицизма и
новаторских для того времени реализма и
романтизма. Беспощадная сатира на столичное
аристократическое общество первой половины 19
века поражала своим остроумием. Однако комедия
«Горе от ума» была безоговорочно принята
российской публикой. Отныне все узнали и
оценили литературное творчество Грибоедова.
Краткое описание пьесы не может дать полного
представления о гениальности этого бессмертного
произведения.

11. Столичная жизнь

В 1823 году Александру Сергеевичу
удалось на время оставить
дипломатическую службу. Он посвятил
свою жизнь созданию литературных
произведений: продолжил работу над
«Горем от ума», сочинил стихотворение
«Давид», драматургическую сцену «Юность
Вещего» и веселый водевиль «Кто брат, кто
сестра или Обман за обманом

12.

Снова на Кавказ

В 1825 году Александру Сергеевичу пришлось отказаться от
намеренья съездить в Европу. Литератору необходимо было
вернуться на службу, и в конце мая он отправился на Кавказ.
Там он выучил персидский, грузинский, турецкий и
арабский языки. Накануне поездки на юг Грибоедов
закончил перевод фрагмента «Пролог в театре» из трагедии
«Фауст». Также ему удалось составить примечания к
произведению Д.И. Цикулина «Необыкновенные
похождения и путешествия…». По дороге на Кавказ
Александр Сергеевич посетил Киев, где пообщался с
видными деятелями революционного подполья: А.З.
Муравьевым, С.П. Трубецким, М.П. Бестужевым-Рюминым.
После этого некоторое время провел в Крыму Грибоедов.
Творчество, краткое изложение которого представлено в
данной статье, получило новое развитие в эти дни. Писатель
задумал создание эпической трагедии о Крещении на Руси и
постоянно вел путевой дневник, который увидел свет только
через тридцать лет после кончины автора.

13. Внезапный арест

После возвращения на Кавказ Александр
Сергеевич написал «Хищники на Чегеме» стихотворение, созданное под впечатлением от
участия в экспедиции А.А. Вельяминова.
Однако вскоре случилось еще одно
судьбоносное событие в жизни литератора. В
1926 году, в январе, он был арестован по
подозрению в принадлежности к тайному
обществу декабристов. Под угрозой оказались
свобода, жизнь и творчество Грибоедова.
Краткое изучение биографии писателя дает
представление о том, в каком невероятном
напряжении он находился все эти дни.
Следствию не удалось найти доказательства
причастности Александра Сергеевича к
революционному движению. Через полгода его
освободили из-под ареста. Несмотря на
полную реабилитацию, за писателем велось
негласное наблюдение еще некоторое время.

14. Последние годы жизни

В 1826 году, в сентябре, А.С. Грибоедов
вернулся в Тифлис. Он снова занялся
дипломатической деятельностью.
Благодаря его усилиям Россия заключила
выгодный Туркманчайский мирный
договор. Александр Сергеевич сам
доставил текст документа в Петербург,
получил должность министра-резидента
(посла) в Иране и отбыл на место
назначения. По пути он сделал остановку в
Тифлисе. Там он встретился с
повзрослевшей дочерью своего друга Ниной Чавчавадзе. Пораженный красотой
юной девушки, литератор тут же сделал ей
предложение. Он обвенчался с Ниной
через несколько месяцев — 22 августа 1828
года. Юную супругу Александр Сергеевич
забрал с собой в Персию. Это подарило
счастливым супругом еще несколько
недель совместной жизни.

15. Трагическая гибель

В Персии Александру Сергеевичу пришлось тяжело
работать. Он постоянно посещал Тегеран, где вел
дипломатические переговоры в очень жестком ключе.
Русский император требовал от своего посла
неумолимой твердости. За это персы прозвали
дипломата «жестокосердным». Эта политика принесла
свои трагические плоды. В 1829 году, 30 января,
русская миссия была уничтожена толпой
взбунтовавшихся фанатиков. Погибло тридцать семь
человек в посольстве. Среди них оказался А.С.
Грибоедов. Его растерзанное тело впоследствии смогли
опознать только по травмированной в юности левой
руке.
На могиле мужа Нина
Александровна поставила
часовню, а в ней памятник, изображающий
молящуюся и плачущую
перед распятием женщину
— эмблему ее самой; на
памятнике следующая
надпись: «Ум и дела твои
бессмертны в памяти
русской; но для чего
пережила тебя любовь
моя?»
Даже сокращенный очерк
жизни и творчества
Грибоедова дает
представление о том, какой
незаурядной личностью был
Александр Сергеевич. Его
судьба оказалась короткой,
но удивительно
плодотворной. До конца
своих дней он был предан
Родине и погиб, защищая ее
интересы. Именно такими
людьми должна гордиться
наша страна.

18. Список использованной литературы:

• Http://rushist. Com/index.Php/literary-articles/2556griboedov-aleksandr-sergeevich-biografiya
• Http://www.Schoolcity.By/index.Php?Option=com_content&task=view&id=1
0712#6

Литературно эстетические позиции Грибоедова (Грибоедов)


Биография

Биография писателя

Произведения

2 произведения

Сочинения

35 сочинений

Сочинение


Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, Александр Сергеевич Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлениям русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», жемчужиной русской сцены, Грибоедов положил начало расцвету русской реалистической драматургии. «История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия… Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым».

Основополагающее значение для понимания комедии имела статья о ней И. А. Гончарова «Мильон терзаний». В статье тонко прослеживается в их взаимных связях нравственно-психологическая и общественная драма Чацкого как передового человека своего времени. Гончаров в целом правильно истолковывает основные типы барской Москвы, в частности образ Софьи. В статье раскрыты и конкретно-исторический и общечеловеческий смысл образа Чацкого, а также художественные особенности комедии Грибоедова.

В каждом из направлений академического литературоведения «Горе от ума» получало соответствующие этому направлению анализ и оценку. А. Н. Пыпин рассматривал и оценивал комедию в свете борьбы различных течений в литературном движении александровской эпохи и как явление, отразившее антикрепостнические настроения в передовых кругах русского дворянского общества того времени. Сравнительно-историческая школа (Алексей Веселовский) в духе компаративизма сопоставляла образ Чацкого с образом Альцеста из комедии Мольера «Мизантроп», отмечая «заимствования» Грибоедова. Представитель психологического литературоведения Д. Н. Овсянико-Куликовский в своей «Истории русской интеллигенции» трактует Чацкого как родоначальника «лишних людей» в русской литературе, в анализе психологии грибоедовского героя во многом следуя за Гончаровым.

До революции много потрудился над изучением текстологии и творческой истории «Горя от ума» видный литературовед Н. К. Пик-санов. Под его редакцией вышло в 3-х томах первое академическое издание Собрания сочинений Грибоедова с обширными примечаниями и обзором критической литературы о «Горе от ума». В 1929 г. вышла его фундаментальная «Творческая история «Горя от ума». Однако Н. К. Пиксанов недооценил в монографии и других своих ранних работах о комедии влияние на нее идеологии декабристов.

Позднее этот пробел в историографии комедии был ликвидирован капитальной работой «А. С. Грибоедов и декабристы» М. В. Нечкиной. Авторитетнейший исследователь декабристского движения вообще, М. В. Нечкина собрала и рассмотрела громадный материал о связях Грибоедова и декабристов и дала глубокий анализ «Горя от ума», образа Чацкого в свете декабристской идеологии, убедительно доказав идейную близость Грибоедова к движению декабристов. Однако вопрос о том, состоял ли Грибоедов членом тайного общества, остался открытым.

В последующие годы много работ было посвящено проблеме связей Грибоедова, его комедии с развитием реализма в русской литературе. Была выдвинута (Н. Л. Степановым) спорная версия о принадлежности Грибоедова как автора «Горя от ума» к просветительскому реализму. Однако большая часть исследователей видит в «Горе от ума» произведение критического реализма с использованием некоторых традиций русской сатирической комедии XVIII и начала XIX в. В известных работах Ю. Н. Тынянова, В. Ф. Асмуса рассмотрены проблемы эстетики и поэтики Грибоедова.

За последние годы выдвинулась новая группа исследователей жизни и деятельности Грибоедова, его бессмертной комедии. Среди них следует отметить А. Гришунина, В. Медведеву, В. Мещерякова, С. Фомичева. Все же пока фундаментального обобщающего исследования жизни и творчества Грибоедова и всего комплекса проблем, связанных с комедией «Горе от ума», советское литературоведение еще не создало. Необходимо и новое академическое издание Полного собрания сочинений Грибоедова. Важное значение имеет и изучение сценической истории «Горя от ума».

Начало жизненного и творческого пути. «Отечество, сродство и дом мой в Москве»1,- говорил Грибоедов. Он родился 4 января 1795 г. в семье офицера русской гвардии С. И. Грибоедова. Семи лет Александр Сергеевич был отдан в Московский пансион. Одиннадцати лет Грибоедов — студент Московского университета. По отзыву его ближайшего друга С. Н. Бегичева, Грибоедов учился «страстно», с блестящими успехами. Духовные интересы юного студента были широки и многообразны. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение. В 1810 г. будущий писатель начал учиться на естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи. Грибоедов превосходно изучил французский, немецкий, английский и итальянский языки.

Разделяя ненависть декабристов к самодержавно-крепостническому строю, Грибоедов, однако, скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора. Ему приписывают ироническую фразу, которую он будто бы не раз повторял: «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт в России». Нельзя не отметить, что сомнения и скептицизм Грибоедова были проявлением и его политической умеренности по сравнению с некоторыми декабристами. Тем не менее мировоззрение, политические взгляды, настроения и дружеские связи определили принадлежность Грибоедова к кругу декабристов. «Он наш»,- говорил о нем Рылеев.

Состоял или не состоял Грибоедов формально членом общества декабристов? «Можно смело утверждать,- пишет историк декабристского движения М. В. Нечкина,- Грибоедов знал о замыслах декабристов и о готовящемся выступлении. «Северная дума» имела суждение о Грибоедове и вынесла решение о принятии его в члены тайного общества. Нет сомнения, что Грибоедов был связан с ним организационно, только Рылеев сознательно оставил принятие Грибоедова не оформленным, «не совершенным», потому что «жалел подвергнуть опасности такой талант».

В конце сентября 1825 г. Грибоедов снова прибыл на Кавказ. А в конце января 1826 г. он был арестован по делу декабристов. Свое заключение Грибоедов отбывал в Петербурге на гауптвахте. Он писал по этому поводу:

* По духу времени и вкусу,
* Он ненавидел слово «раб»…
* За то попался в Главный штаб
* И был притянут к Иисусу…

На следствии Грибоедов решительно отрицал свое участие в заговоре. Он обратился с смелым письмом к Николаю I, в котором требовал своего освобождения. Доказать участие драматурга в заговоре царской следственной комиссии не удалось. Комиссия прекрасно понимала, что автор «Горя от ума» должен быть соучастником декабристов, но прямых улик не было.

Понимая неизбежность неудачи выступления декабристов, Грибоедов, однако, очень глубоко и остро переживал его трагический исход. Он был свободен, но «мысль ужасная» омрачала его душу: Рылеев, которого «искренне обнимал» в своих письмах Грибоедов, товарищ детских лет Каховский были повешены. Самые близкие друзья — Одоевский, Кюхельбекер, Бестужев — были обречены на многие годы каторги. Рухнули надежды на свободу. Современники указывают на глубокую тоску, владевшую Грибоедовым в страшные летние дни 1826 г. Скорбь о несчастных товарищах и чувство одиночества писатель выразил в стихотворении «Освобожденный», написанном в июне 1826 г.

Никогда не забывал Грибоедов о своих друзьях-декабристах, не раз пытаясь облегчить положение многих из них. Особенно настойчиво добивался писатель освобождения Одоевского. Заступничеством за декабристов Грибоедов вызвал гневное раздражение Николая I. Недаром свое новое назначение русским послом в 11ерсию писатель воспринял как политическую ссылку. Беспокойного и опасного в глазах царя человека послали далеко на Восток, навстречу гибели. Грибоедов героически погиб на своем посту, защищая честь родины.

Смерть Вазир-Мухтара (мягкая обложка)

Юрий Тынянов, Сьюзен Кози (переводчик), Вера Царева-Браунер (редактор)

$25.00

Доставка обычно занимает 1-5 дней

Добавить в список желаний

  • Описание
  • Об авторе
  • Детали
  • Обзоры и СМИ

Сюжет

Смерть Вазир-Мухтара рассказывает о последнем годе жизни Александра Грибоедова, дипломата и драматурга в России царя Николая I. Роман переносит его с празднования в Санкт-Петербурге. в марте 1828 г., как успешный участник переговоров о мирном договоре с Персией, благодаря его возвращению в Персию в качестве «Вазир-Мухтар» (полномочный министр) и его смерти от рук Тегеранской мафии в январе 1829 г..

На этой простой дуге Юрия Тынянова висит богатое, многослойное исследование внутренней жизни Грибоедова и российского общества. Аллюзии, метафоры и медитации смешиваются со снами, зваными обедами, делами и переговорами, чтобы создать бурный, захватывающий опыт. Тынянов использует приемы, разработанные им как лидером формалистической школы критики, чтобы сделать свой рассказ ярким, неожиданным и стремительным.

Сначала поэтический пролог напоминает о недолговечном офицерском бунте в декабре 1825 года и последовавшем за ним разочаровании. Противоречие между обязательствами Грибоедова — служить империалистическим амбициям царя, с одной стороны, и его друзьям-декабристам и его писательству, с другой, — является основной нотой всего произведения.

В Петербурге Грибоедов представляется царю, ведет переговоры с высшими министрами, встречается с бывшими любовницами и вообще наслаждается своей известностью. Путешествуя в Персию, он на несколько месяцев останавливается в Тифлисе и достигает навязчивой идеи, женившись на очень юной грузинской принцессе. В Тегеране он противостоит шаху и его кабинету евнухов, но становится жертвой религиозного джахата . В финальной коде рассказывается рассказ Пушкина о встрече с гробом Грибоедова на обратном пути в Россию.

Автор

Юрий Тынянов (1894-1943) был одним из смелых и талантливых молодых людей русской революции, первооткрывателем новаторства в теории литературы, а также писателем, сценаристом, поэтом и переводчиком. Сын врача-еврея, он уехал в Санкт-Петербург в 1912 году и женился, еще будучи студентом, перебираясь между работами, чтобы прокормить семью. Чрезвычайно популярный лектор и мыслитель, он преподавал в нескольких учреждениях, вел разнообразную издательскую работу и писал сценарии для студии «Севзапкино».

Его литературная критика как члена группы формалистов до сих пор высоко ценится, но величайшим наследием Тынянова является его тщательно проработанная художественная литература. «Смерть Вазир-Мухтара » был описан как «самый необычный исторический роман, который можно было прочитать». Лейтенант Киж вдохновил Проковьева на создание фильма и одного из самых любимых саундтреков. Оба написаны в период литературного расцвета Тынянова в 1926-1928 годах, как раз в тот момент, когда над ним ужесточила свою давняя болезнь — рассеянный склероз.

К тому времени Сталин тоже ужесточил хватку, и время до ленинградской весны истекло. Тынянов написал еще несколько новелл и биографический роман « Пушкин », зарабатывая на жизнь в основном редактором. Болезнь все больше ограничивала его. Когда пришла война, он был эвакуирован из блокадного Ленинграда и умер в Москве.

Перевод

Смерть Вазир-Мухтара никогда не был полностью переведен на английский язык до сих пор. Версия Алека Брауна была опубликована в 1938 как «Смерть и дипломатия в Персии », но в нем отсутствуют ключевые части, такие как пролог. Сьюзен Кози, редактор и журналист, много работавшая над российскими культурными проектами в 1990-х и 2000-х годах, увидела необходимость в хорошем переводе. Она завершила работу в течение пяти лет в качестве пенсионного проекта, но погибла в дорожно-транспортном происшествии, прежде чем у нее появилась возможность опубликовать его. Вскоре после этого умер ее муж Эндрю Кози. Ее друзья и семья работали вместе, чтобы спасти и отредактировать рукопись и организовать публикацию Look Multimedia.

Подробная информация о продукте
ISBN: 9781999981501
ISBN-10: 19999981502
Издатель: Посмотрите MultiMedia
Дата публикации: июня 13-й.

Для иранцев вторжение Путина на Украину возрождает исторический страхс 80 по 1988 год. Но многие иранцы также питают исторический страх перед Россией: этот страх в значительной степени не озвучивается официальными лицами, кроме как за закрытыми дверями.

Почему этот страх возродился сейчас, в свете конфликта, происходящего за 2000 миль?

 

***

Иранский телесериал «Хатун», или «Однажды в Иране», представляет собой исторический роман о судьбе семьи из Гиляна во время англо-советского вторжения в 1941 году. Августа, и с тех пор его популярность быстро росла. На нем изображено прибытие военных кораблей у побережья Каспийского моря и российские самолеты, проносящиеся над столицей провинции Гилан, что, возможно, было самым сейсмическим моментом Второй мировой войны для граждан Ирана.

Успех сериала не стал неожиданностью. Намеренно или нет, но он воспользовался давним недоверием иранцев к России, и это в то время, когда действия Кремля в отношении Ирана снова пробудили плохие воспоминания. В апреле 2021 года в просочившейся аудиозаписи тогдашнего министра иностранных дел Джавада Зарифа говорилось о сговоре Москвы и КСИР с целью саботировать Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), ядерную сделку. В январе 2022 года президент Эбрагим Раиси считался униженным во время своей первой государственной поездки в Москву. А в этом месяце, всего за несколько дней до вторжения России в Украину, российский посол в Тегеране Леван Джагарян почтил память Александра Грибоедова, дипломата, убитого в Тегеране в 1829 году..

Многие усмотрели в постановке провокацию, которую распространило в соцсетях посольство России. Сотни лет назад в ходе русско-персидских войн Иран потерял огромные участки своих бывших территорий на Кавказе. Затем, во времена правления династии Каджаров и в критический период современной истории Ирана, Грибоедов сыграл заметную роль в мирных переговорах между ними. Это привело к заключению Туркменчайского договора 1827 года, по которому Иран уступил последние из своих земель на Кавказе России: капитуляция, которую иранцы до сих пор считают моментом национального возмущения и позора, что, в свою очередь, стоило Грибоедову его жизнь.

Английский писатель и историк Лоуренс Келли, автор книги «Дипломатия и убийство в Тегеране », пишет, что пребывание Грибоедова в посольстве характеризовалось угнетающим и унизительным поведением, и даже насилием. В Тегеране Грибоедов, по-видимому, упивался грубым поведением перед королевским двором, отказываясь встать на колени перед шахом или снять обувь, как это было принято. Таково было его поведение, пишет Келли, что даже старый русский военачальник предупредил его: «Побежденный народ не должен быть уничтожен». На что, как сообщается, ответил Грибоедов, иранцы будут «подчиняться» только перед лицом силы.

Насмешливый, порабощающий путь, который, как помнят иранцы, следовал Грибоедов в ходе своей дипломатической карьеры, также стал сюжетом иранского телесериала. Названный «Вазир Муктар», он вышел в эфир в 1991 году, но, в отличие от других подобных шоу, не был ретранслирован в новую эпоху официальной «дружбы» с путинской Россией.

Российская оккупация и массовые убийства в Тебризе в 2011 году, бомбардировка русскими усыпальницы восьмого шиитского имама в Мешхеде в марте 1912 года и разграбление ее содержимого – и, наконец, англо-советское вторжение, в ходе которого советские войска заняли Казвин, Исфахан и Гилян на северо-западе Ирана, в который сегодня также входят Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан и Ардебиль, никогда не были забыты в иранском коллективном сознании.

Взрыв 1912 года, в результате которого погибли десятки мирных жителей, произошел в городе, где родился аятолла Хаменеи. Верховный лидер никогда не упоминал об этом публично; по крайней мере внешне, он стремился представить гораздо более могущественного Путина как союзника Ирана. В октябре 2007 года во время официального визита российского премьера в Тегеран Хаменеи сказал ему: «Образ русского народа в нашем сознании — ясный, хороший образ. Это связано с сопротивлением и мерами, которые русский народ предпринимал в разное время». На самом деле Путин приехал в Тегеран не для демонстрации дружбы, а для переговоров о разделе Каспийского моря. ощущение, что России сделаны большие уступки.

Общее ощущение национального унижения в последние годы обострилось. Это заметили даже некоторые политики, последним из которых был Зариф. В просочившемся интервью Зариф сказал, что Россия была главным фактором, препятствовавшим получению Ираном выгод от СВПД и втягиванию сил Исламской Республики в наземную войну в Сирии, удерживая Башара Асада у власти ценой иранских жизней.

В какой-то момент во время сирийского конфликта российские истребители дислоцировались на авиабазе Хамадан и вели боевые действия оттуда без ведома иранцев. Крылатые ракеты когда-то запускались с позиций к югу от Каспийского моря по позициям в Сирии, что является беспрецедентным шагом в истории региона после распада Советского Союза. Официальные лица Исламской Республики попытались представить это военное сотрудничество как часть «священной защиты святыни» — места захоронения сестры третьего шиитского имама в сирийской столице. Но они не имели большого успеха внутри страны, в то время как негодование также назревало по поводу, казалось бы, преднамеренного неправильного обращения России с проектом АЭС в Бушере.

Джавад Зариф также писал в своих мемуарах из своей миссии в Нью-Йорке, Запечатанная тайна , что агенты и оперативники Исламской Республики всегда считали себя коллегами России. Они боялись, писал он, что, если они сделают что-то не так, российские агенты могут опубликовать поддельные фотографии, на которых они пьют алкоголь, или передать их в Тегеран.

Самый близкий опыт пожилых иранцев к тому, чему сейчас подвергаются миллионы украинцев, — это ирано-иракская война 1980 по 1988 год. В этом конфликте Советский Союз поддержал Саддама Хусейна.

Несмотря на эту длинную, периодически кровавую историю двуличного поведения России под руководством множества разных лидеров, иранские официальные лица продолжают настаивать на том, что связи между двумя странами прочны. Теперь целый ряд высокопоставленных политиков, в том числе президент Эбрагим Раиси и министр иностранных дел Хосейн Амир-Абдоллахян, публично поддержали российское вторжение в Украину, ссылаясь на те же оправдания — главным образом натовский «экспансионизм», — которые использовал Кремль. Это также идет вразрез с годами иранской внешней политики, которая всегда была на стороне «угнетенных», а не агрессора.

Это происходит именно потому, что официальные лица Исламской Республики понимают, какую угрозу Россия может представлять и для них. Некоторые, вероятно, в полной мере осознают разрушительное воздействие недавних отношений с путинской Россией на Иран.