Грибоедов где учился: Краткая биография Грибоедова Александра Сергеевича, интересное о творчестве поэта

Содержание

Грибоедов Александр Сергеевич



Грибоедов Александр Сергеевич

1795 — 1829

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Александр Сергеевич Грибоедов

 

Грибоедов А. С. 1820-е. неизвестный художник. Музей Пушкина (СПб)
Репродукция с сайта http://catherine-catty.livejournal.com/

Грибоедов Александр Сергеевич (4[15].01.1795 (по др. данным,
1794)—30.01[11.02].1829), писатель и дипломат. Родился в Москве в семье
гвардейского офицера. Получил разностороннее домашнее образование. С
1802 (или 1803) по 1805 учился в Московском университетском Благородном
пансионе. В 1806 поступил в Московский университет на философский
факультет. В 1810, окончив словесное и юридическое отделения, продолжал
учиться на физико-математическом факультете. В университете Грибоедов
выделялся разносторонней талантливостью, незаурядными музыкальными
способностями; владел несколькими европейскими языками. Научные интересы
Грибоедов сохранил на всю жизнь. В 1812 Грибоедов поступил добровольцем
в армию; кавалерийские части, в которых он состоял, находились в
резерве. В 1814 Грибоедов опубликовал в журнале «Вестник Европы»
корреспонденцию «О кавалерийских резервах», «Письмо из Бреста-Литовска к
издателю». В 1815 опубликована и поставлена на сцене комедия Грибоедова
«Молодые супруги» — переделка комедии французского драматурга Крезе де
Лессера «La secret du mеnage», вызвавшая критику М. Н. Загоскина.
Грибоедов ответил памфлетом «Лубочный театр». В 1816, выйдя в отставку,
Грибоедов поселился в Петербурге. В 1817 он зачисляется на службу в
Коллегию иностранных дел, знакомится с литераторами — В. К.
Кюхельбекером, Н. И. Гречем, позднее с А. С. Пушкиным. В начале
литературной деятельности Грибоедов сотрудничает с П. А. Катениным, А.
А. Шаховским, Н. И. Хмельницким, А. А. Жандром. В 1817 написана комедия
«Студент» (совм. с Катениным), направленная против поэтов «Арзамаса»,
последователей Н. М. Карамзина. Высмеивая их, Грибоедов полемизировал
как с чувствительностью сентиментализма, так и с мечтательностью
романтизма в духе В. А. Жуковского. Разделяя литературные позиции И. А.
Крылова и Г. Р. Державина, Катенина и Кюхельбекера, Грибоедов был близок
к группе т. н. «архаистов», состоявших в «Беседе любителей русского
слова», возглавлявшейся А. С. Шишковым. Эти взгляды сказались в статье
Грибоедова «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады “Леонора”», в
которой он защищал перевод, сделанный Катениным, от критики Н. И.
Гнедича. Комедия «Своя семья, или Замужняя невеста» написана в 1817 в
основном Шаховским, но с помощью Грибоедова (ему принадлежит начало 2-го
действия) и Хмельницкого. Комедия «Притворная неверность», являющаяся
вольным переводом (совм. с Жандром) комедии французского драматурга
Барта «Les fausses infidеlitеs», в 1818 была представлена на сценах
Петербурга и Москвы, в 1820 — в Орле.

В середины 1818 Грибоедов назначен секретарем русской миссии в Персии.
Назначение это было по существу ссылкой, поводом для которой послужило
участие Грибоедова секундантом в дуэли офицера В. А. Шереметева и гр. А.
П. Завадовского из-за артистки Истоминой. В февр. 1819 Грибоедов приехал
в Тавриз. Вероятно, к этому времени относится отрывок из его поэмы
«Путник» (или «Странник») — «Кальянчи» о пленном мальчике-грузине,
которого продают на Тавризском рынке. С 1822 Грибоедов состоит в штате
главноуправляющего Грузией генерала А. П. Ермолова «по дипломатической
части» в Тифлисе. Здесь написаны 2 первых акта комедии «Горе от ума»,
задуманной, по свидетельству С. Н. Бегичева, еще в 1816. В 1823—25
Грибоедов был в длительном отпуске. Летом 1823 он пишет в тульском
имении своего друга Бегичева 3-й и 4-й акты комедии «Горе от ума».
Осенью того же года написал вместе с П. А. Вяземским водевиль «Кто брат,
кто сестра, или Обман за обманом», музыку для которого сочинил А. Н.
Верстовский. Летом 1824 Грибоедов завершил окончательную обработку
комедии «Горе от ума».

В к. 1825 Грибоедов возвратился на Кавказ. У Грибоедова зрели замыслы
новых произведений, дошедшие до нас лишь во фрагментах. План драмы «1812
год» (1824—25) свидетельствует о том, что Грибоедов предполагал
изобразить героев Отечественной войны, среди которых — крепостной
крестьянин, изведавший в боях чувство высокого патриотизма; возвращенный
по окончании войны «под палку своего господина», он кончает жизнь
самоубийством. Дошедшая до нас в отрывке и в пересказе Ф. В. Булгарина
трагедия «Грузинская ночь» (1826—27), основанная на народном грузинском
предании, проникнута антикрепостнической мыслью. План трагедии из
истории Древней Армении и Грузии «Родамист и Зенобия» показывает, что
Грибоедов отдавал, с одной стороны, дань склонности к историческим
исследованиям, а с другой — политическим проблемам настоящего,
перенесенным в далекую эпоху; он размышлял о царской власти, провале
заговора вельмож, не опиравшихся на народ, о роли народа и т. д.

С 22 янв. по 2 июня 1826 Грибоедов находился под следствием по делу
декабристов. Однако никаких обвинений против него не выдвинули. Более
того, выяснилось, что задолго до декабристского путча Грибоедов вышел из
масонской ложи, отказавшись с ней сотрудничать. После возвращения в
сент. 1826 на Кавказ Грибоедов выступает уже как государственный деятель
и выдающийся дипломат. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими
сношениями с Турцией и Персией. Грибоедов принимает участие в вопросах
гражданского управления на Кавказе, составляет «Положение по управлению
Азербайджана»; при его участии были основаны в 1828 «Тифлисские
ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание.
Грибоедов составляет вместе с П. Д. Завелейским проект об «Учреждении
Российской Закавказской компании», чтобы поднять промышленность края. В
1828 принимает участие в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с
Персией. Затем он назначается полномочным министром в Персию. Грибоедов
рассматривал это не как «монаршую милость», а как «политическую ссылку»,
как «чашу страданий», которую ему предстояло испить. В авг. 1828 в
Тифлисе, перед отъездом в Персию, Грибоедов обвенчался с Н. А.
Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран.
Здесь он стал жертвой заговора, во главе которого стояли Фет-Али шах и
его сановники, подкупленные Англией, боявшейся усиления влияния России в
Персии после русско-персидской войны 1826—28. Во время истребления
русского посольства в Тегеране Грибоедов был убит толпой персидских
фанатиков. Тело его было перевезено в Тифлис и похоронено на горе св.
Давида.

Грибоедов вошел в ряд великих русский и мировых драматургов как автор
комедии «Горе от ума». Отвергнутая цензурой (при жизни Грибоедова были
опубликованы отрывки в альманахе «Русская Талия», 1825), комедия
распространялась в многочисленных списках.

Есть гении, вся творческая деятельность которых исчерпывается
созданием одного великого произведения. Таковы были Данте, Сервантес,
таков и Грибоедов. «Его комедия, — как говорит Гончаров, — появилась
раньше Онегина, Печорина, пережила их, прошла невредимо через
Гоголевский период и до сих пор живет нетленной жизнью, переживет и еще
много эпох и все не утратит свой жизненности». Это происходит оттого,
что Грибоедов, осмеивая в «Горе от ума» современное ему московское
общество и подметив характерные этому времени черты, осмеял и
общечеловеческие пороки, которые во все времена остаются те же: ложь,
безделье, лесть, низкопоклонство, соединенное с важничаньем перед
низшими, сплетни, взяточничество, корыстолюбие, невежество, что в общем
составляет упадок человеческого достоинства и полное пренебрежение к
нравственному идеалу. Вся картина написана ярко, все выведенные им лица
типичны и отнюдь не карикатурны. Как писал он сам И. Катенину:
«Карикатуры ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». «Это картина
нравов, галерея живых типов и вечно-острая жгучая сатира и вместе с тем
комедия, больше всего комедия», — пишет Гончаров. «Соль, эпиграмма,
сатира, этот разговорный смех, кажется, никогда не умрут». Проза и стих
слились во что-то нераздельное. Имена действующих лиц стали
нарицательными, большинство фраз «Горя от ума» сделались обиходными в
разговорной речи, настолько они характерны, метки, точны и лаконичны.
Типы Грибоедова явились прообразами следующих лиц нашей литературы.
Разве Фамусов в миниатюре не повторен в образе Сквозник-Дмухановского,
Молчалин разве не представляет Чичикова, Скалозуб — Собакевича,
Репетилов — Хлестакова, Платон Михайлович — Тентетникова или Обломова,
Софья — Татьяну, Чацкий — Рудина? «Горе от ума» как бы распадается на 2
части: одна — комедия, сатира на общество, другая — драма Чацкого.

Это раздвоение, отсутствие одной общей идеи, многими критиками
признано как крупный недостаток. Что же такое Чацкий и в чем состоит его
драма? Чацкий человек умный, искренний и пылкий. Он старается развить
себя, подготовить к какой-нибудь деятельности. В нем совершенно нет
скучающей лени байронизма, игры в разочарованность, как у Онегина и
Печорина. Софью он любит сердечно, но имеет и другие цели в жизни, кроме
любви, поэтому отъезжает на 3 года и думает, что любовь Софьи перенесет
это испытание так же легко, как и его собственная. Вернувшись в Москву,
он сразу замечает, что его блестящее остроумие, живость разговора — все
то, что раньше ее пленяло, теперь перестало интересовать. У него
является мысль о сопернике, что подтверждается разговорами Фамусова и
обмороком Софьи. Под влиянием личной неудачи он нервно и желчно
относится к недостаткам окружающего общества. Они его раздражают, он не
может теперь спокойно и добродушно острить над ними, как делал это в
момент приезда. Искренний, пылкий Чацкий начинает громить общество, не
думая о бесцельности и неуместности этих выходок и все еще надеясь
найти, по старой памяти, в Софье сочувствие и единомыслие. В данное
время для него существует только Софья и только для нее он говорит.
Когда же в последнем акте Чацкий узнает выбор Софьи, когда к
оскорбленному чувству присоединяется развенчивание кумира, разочарование
в Софье — тогда только он вполне разбит и уносит в груди «мильон
терзаний». Измену еще Чацкий мог перенести, но полное разочарование
заставляет его бежать «искать по свету, где оскорбленному есть чувству
уголок». Чацкий, как человек прямолинейный, не понимал Софью раньше, не
понял и теперь. Воспитанная на французских романах, очень юная — она
необыкновенно сентиментальна. Но у нее есть задатки недюжинной натуры,
живого ума и страстности. Женщины в то время учились только воображать и
чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала,
говорили одни инстинкты. «Софья, это смесь хороших инстинктов с ложью,
живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница
понятий, умственная и нравственная слепота, но все это не имеет в ней
характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга»
(Гончаров). Чацкий бессознательно пленял ее своею искренностью, но его
резкость и ирония пугали Софью и отталкивали. По натуре она была выше
своего круга, но бессознательно; привычки, воспитание мешали ей понять
всю пошлость окружающей обстановки и многие выходки Чацкого против
близких ей людей даже оскорбляли ее. Кроме того, Чацкий оставил Софью
почти ребенком, понадеявшись на прочность чувства, которое с ее стороны
было только «детскою дружбой». Оставшись одна, она стала искать друга и
нашла его в Молчалине. Он лучше сумел понять Софью и сыграть на струнке
сентиментальности. Она искренно идеализировала Молчалина, и вскоре
дружба перешла в любовь постепенно, незаметно для нее самой. «Я не
старалась, Бог нас свел», — говорит она Чацкому. Софье всего исполнилось
17 лет, и это была ее первая любовь, сменившая детскую дружбу с Чацким,
поэтому она не считает себя даже виноватой перед Чацким и дает ему
понять с первых же слов, что «все прошедшее» было «ребячество». Личная
драма Чацкого и произошла оттого, что он прекрасно понимал все общество,
но не понял Софьи. Сперва поставил ее слишком высоко в умственном
отношении, требуя полного единомыслия от ребенка 14 лет, а затем в ее
увлечении Молчалиным не понял идеализации, основанной на сентиментальном
воспитании, а видел только желание найти «мужа-мальчика, мужа-слугу».

Значение «Горе от ума» как картины нравов, типичность его действующих
лиц, необычайный язык и стих признаны всей критикой, но относительно
личности Чацкого и Софьи существуют разноречивые мнения. Так, в XIX — н.
ХХ в. некоторые критики считали Чацкого «единственным героическим лицом
нашей литературы» (А. Григорьев), другие гением, в лице которого
предсказана печальная судьба наших талантов — Пушкина, Лермонтова,
загнанных западно-ориентированным, космополитизированным обществом в
безысходную драму («Оскорбленный гений» М. О. Меншикова). Третьи считали
его Дон-Кихотом, не обращавшим внимания на метанье бисера перед
свиньями, личностью трагической.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Вернуться на главную страницу
Грибоедова

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Александр Сергеевич Грибоедов: краткая биография

Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829 гг. ) — автор бессмертной комедии «Горе от ума», передовой деятель и мыслитель своего времени, оказавший глубокое влияние на развитие русской культуры. Он был очень незаурядным человеком: литератором, музыкантом, знал множество иностранных языков. Грибоедов, будучи дипломатом, погиб на своём посту с оружием в руках.

Содержание

Происхождение. Детство

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 (4 по старому стилю) января 1795 года в Москве, в старинной и обеспеченной дворянской семье. Год его рождения неизвестен: Грибоедов называл годом своего рождения 1795, но потом упоминал то 1793, то 1790 годы.

Его отец, Сергей Иванович, был отставным секунд-майором. Мать, Настасья Фёдоровна, управляла домом и в обхождении была крайне властной и резкой. Она очень любила сына, и Александр отвечал ей такой же любовью, но из-за её тяжёлого характера между ними нередко происходили ссоры.

Под руководством опытных гувернёров Александр получил хорошее домашнее воспитание, затем учился в одном из лучших в ту пору средних учебных заведений — Московском университетском пансионе.

Учёба в университете

В Московский университет Грибоедов поступил в январе 1806 года. Учился он на словесном отделении философского факультета. Летом 1808 года он получил степень кандидата словесных наук, затем перешёл на этико-политическое (юридическое) отделение, которое окончил за 2 года, получив степень кандидата прав. Грибоедов не оставил университета и на этот раз: стал изучать естественные науки и математику.

За шесть с половиной лет Александр Сергеевич прошёл курс трёх факультетов. В 1812 году он готовился к экзаменам на получение учёной степени доктора наук.

Служба в армии

Отечественная война 1812 года прервала учебные занятия Грибоедова: он, движимый патриотическими чувствами, записался корнетом в Московский гусарский полк. Но участвовать в боевых действиях ему не удалось, так как полк отправили в Казанскую губернию и вскоре расформировали. Александра Сергеевича перевели в Иркутский гусарский полк, находящийся около западной границы России. Затем он был назначен адъютантом командира резервного кавалерийского корпуса. Штаб находился в Брест-Литовске. Здесь Александр Сергеевич познакомился со Степаном Никитичем Бегичевым, который стал его самым лучшим другом, и с Александром Александровичем Шаховским, известным впоследствии драматургом.

Участие в столичной литературно-театральной жизни

В конце 1814 года Грибоедов приехал в отпуск в Петербург. Там он познакомился с некоторыми литераторами и театралами. А в конце 1815 года он вышел в отставку и поступил служить в Коллегию иностранных дел.

В 1816–1817 годах Грибоедов посещал литературно-театральный кружок. Участники кружка выдвинули задачу создания самобытно-национального искусства, насыщенного общественно-значимым содержанием. Особенное внимание они уделяли театру.

В 1817 году Грибоедов сообща с Павлом Александровичем Катениным написал сатирическую комедию «Студент», а сообща с Николаем Ивановичем Хмельницким и Александром Александровичем Шаховским — комедию в стихах «Своя семья, или Замужняя невеста».

Служба в русской миссии при иранском дворе

Когда Грибоедову предложили отправиться на дипломатическую службу либо в Иран (Персию), либо в США, он выбрал Иран, и был назначен секретарём русской миссии при иранском дворе. Перед отъездом он начал изучать арабский и персидский языки и знакомиться с географией, историей и экономикой Востока. В конце августа 1818 года Александр Сергеевич отправился в путь. 21 октября он добрался до Тифлиса. Там Грибоедов сблизился с генералом Алексеем Петровичем Ермоловым, прославленным героем Отечественной войны 1812 года, умным и оригинальным человеком.

В январе 1819 года русская миссия двинулась из Тифлиса в Иран, в начале марта прибыла в Тегеран, столицу Ирана, а в августе переехала в город Тавриз. Здесь у Грибоедова окончательно сложился замысел комедии «Горе от ума».

В конце 1821 года Александр Сергеевич был послан в Тифлис с донесением о положении дел в Иране к А. П. Ермолову, который был командиром Отдельного Кавказского корпуса. В дороге он сломал руку, и Ермолов, под предлогом, что ему нужно для лечения остаться в Тифлисе, освободил его своей властью от обязанностей секретаря дипломатической миссии в Иране.

Дальнейшая судьба

Грибоедов стал служить «секретарём по иностранной части» при генерале А. П. Ермолове и провёл в Тифлисе около полутора лет. Там он продолжил работу над созданием «Горя от ума».

В марте 1823 года Александр Сергеевич приехал в отпуск в Россию, и в Москве к осени этого года им был закончен первый вариант комедии «Горе от ума». В 1824 году он переработал пьесу, и возник её второй вариант.

1 июня 1824 года Грибоедов прибыл в Петербург для того, чтобы постараться продвинуть свою пьесу в печать и на сцену. Цензура не разрешила опубликовать её полностью, только отрывки из I действия и всё III действие были опубликованы в начале 1825 года. Разрешение на постановку пьесы дано не было.

В мае 1825 года Грибоедов выехал к месту службы в Грузию. В январе 1826 года он приехал вместе с Ермоловым в крепость Грозную и был арестован по «высочайшему повелению» — его подозревали к принадлежности к тайному обществу (его имя называлось во время следствия по делу декабристов).

Считается, что генерал Ермолов предупредил Грибоедова об аресте, велел ему сжечь все бумаги, которые могли послужить к его обвинению, и только после этого арестовал. На следующий день фельдъегерь увёз Александра Сергеевича в Петербург и доставил на гауптвахту Главного штаба. Освобождён Грибоедов был только в начале июня благодаря тому, что в своих показаниях декабристы явно его выгораживали и что прямые улики его причастности к тайному обществу отсутствовали.

В сентябре 1826 года он вернулся в Тифлис и принял в своё ведение дела по дипломатическим сношениям с Ираном и Турцией. Во время войны с Ираном, примкнув в мае 1827 года к армии, Грибоедов в сражениях выказал храбрость.

В феврале 1828 года между Россией и Ираном был подписан мирный договор, и в марте Грибоедов доставил его в Петербург. Там он был назначен на пост полномочного министра-резидента (посланника) в Иране. Сам Грибоедов назвал своё новое назначение политической ссылкой. Ехать в Иран ему не хотелось, так как он мечтал оставить службу и заниматься только литературой.

С тяжёлым чувством Александр Сергеевич 6 июня 1828 года навсегда покинул Петербург. Через месяц он прибыл в Тифлис и там женился на княжне Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и общественного деятеля князя Александра Чавчавадзе. В начале сентября Грибоедов с женой и свитой выехал в Иран.

Оставив жену в Тавризе, он поехал в Тегеран, чтобы нанести официальный визит шаху. Там у него возникли споры с иранскими чиновниками, а фанатическое духовенство открыто призывало к убийству русского посла.

Гибель Грибоедова была результатом плана, который разработали сановники шаха Ирана и сам шах, а также английские дипломаты и тайные агенты.

11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года всё русское посольство было растерзано огромной толпой тегеранцев, подстрекаемых религиозными фанатиками. Грибоедов, чиновники посольства и конвойные казаки героически защищались, но силы были слишком неравны.

Русское правительство потребовало выдачи тела Грибоедова, и его похоронили в Тифлисе, в монастыре, расположенном на склоне горы Мтацминда.

Интересные факты об Александре Сергеевиче Грибоедове

  • Предок А. С. Грибоедова Ян Гржибовский в начале 17 века переселился из Польши в Россию, и здесь его фамилию перевели как Грибоедов.
  • Камердинером А. С. Грибоедова был крепостной Александр Грибов, которого тот называл в шутку своим тёзкой, баловал его, поэтому Грибов относился к своему барину довольно фамильярно.
  • Гениальная грибоедовская комедия «Горе от ума» при жизни автора не была напечатана полностью, зато она распространялась в рукописных копиях, которые передавались из рук в руки. Литературоведы насчитали 45 тысяч таких экземпляров пьесы «Горе от ума».
  • Грибоедов был прекрасным пианистом и большим знатоком музыки, его любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Вебер и Гайдн. Он сочинял музыкальные произведения, из них сохранились только два вальса для фортепиано, так как большинство его музыкальных произведений не были записаны на нотную бумагу. Грибоедовский вальс ми минор является первым русским вальсом, дошедшим до нашего времени.
  • А. С. Грибоедов был полиглотом, знал он более десятка иностранных языков.
  • В ноябре 1817 года Грибоедов участвовал в двойной дуэли. Между его приятелями, Василием Васильевичем Шереметевым и Александром Петровичем Завадовским разгорелась ссора из-за балерины Авдотьи Ильиничны Истоминой. Грибоедов вмешался в ссору и взял сторону Завадовского. Шереметев вызвал на дуэль Завадовского, а его приятель, офицер и завзятый дуэлист Александр Иванович Якубович, вызвал Грибоедова. Раненый Шереметев на другой день скончался, а поединок между Грибоедовым и Якубовичем был отложен. Якубовича, как зачинщика дуэли, выслали на Кавказ. Отложенный поединок состоялся в Тифлисе в 1818 году. Якубович прострелил противнику кисть левой руки. По изуродованному в этой дуэли пальцу и опознали в 1829 году тело погибшего в Тегеране Грибоедова.
  • Вскоре после разгрома русской миссии в Тегеране персидская делегация привезла российскому императору богатые дары. Сейчас в Алмазном фонде хранится крупный алмаз «Шах» — один из этих даров. Многие считают его выкупом за страшную смерть Грибоедова, русского посланника в Иране.
  • Женой Грибоедова была Нина Александровна. Она осталась вдовой в 17 лет, более не выходила замуж и всю жизнь носила траур по погибшему мужу. На надгробной плите на могиле А. С. Грибоедова высечены слова его безутешной вдовы: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Русская драма — Охотничий колледж

Лекции и чтение на английском языке

 

Назначенная игра

Ресурсы

Общая информация

 

Русская драма начала двадцатого века с введением Эндрю Вахтела — действительно полезный сайт от Северо-Западного университета

Образы модернистской декорации

Изображение от Magnanymous Cuckold — Попова

Еще одно изображение от Magnanymous Cuckold

Ресурсы Мейерхольда

 

Страница Мейерхольда Северо-Западного университета

Страница биомеханики Мейерхольда

Мемориальный музей Мейерхольда Страница

Французский Мейерхольд Страница

Изображения из различных постановок

Постановочное изображение клопа

Еще одно изображение клопа

Изображение от Генерального инспектора

Еще одно изображение от генерального инспектора

Образ из «Горе от ума»

Еще одно изображение из «Горе от ума»

Изображение биомеханики

Биомеханические упражнения

Ресурсы Станиславского

Станиславский участок Северо-Западного университета

ПБС Станиславский Страница

Изображения из различных материалов

Изображение от Генерального инспектора

Фонвизин: «Несовершеннолетний»

The Minor Д. И. Фонвизин по-русски (Недоросль)

Грибоедов: «Горе от ума»

А.С.Грибоедов ГОРЕ ОТ ВИТ (Комедия в 4 действиях) на английском языке, Перевод А.С.Вагапова

Горе ума Алана Шоу ВВЕДЕНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Горе от ума А.С. Грибоедов по-русски (Горе от ума)

Не горе, только остроумие Нины Лобановой-Ростовской — СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ СВЯТОЙ СВЯТОЙ. PETERSBURG TIMES — Рецензия на «Дипломатию и убийство в Тегеране» Лоуренса Келли — первую биографию Грибоедова на английском языке.

Персидская граница: Грибоедов как востоковед и литературный герой1 из Canadian Slavonic Papers, сентябрь-декабрь 2003 г., Бринтлингер, Анжела — Длинное научное обсуждение жизни Грибоедова как произведения

Образ из «Горе от ума» — Мейерхольд

Другой образ из «Горе от ума» — Мейерхольд

Пушкин, «Борис Годунов»

Борис Годунов Александра Пушкина — Полный текст на английском языке

Борис Годунов (спектакль) на русском языке

Борис Годунов А. С. Пушкин по-русски

Александр Пушкин — Краткая биография

Биография Пушкина — адаптировано из биографического очерка Дж. Томаса Шоу в «Письмах Александра Пушкина», том 1

Пушкин — Жизнь и времена

Фронтлайн: Генеология Пушкина

Золотой век: Александр Пушкин — Учебные заметки профессора Гэри Р. Яна, Миннесотский университет

ПУШКИН ПОД НАШЕЙ КОЖЕЙ Александр ЖОЛКОВСКИЙ (ОСК, Лос-Анджелес)

 

Гоголь: «Ревизор»

Ревизор Н.В.Гоголь на русском языке (Ревизор)

Генеральный инспектор на русском языке — этот сайт для тех, кому знание русского языка может пригодиться. Просто нажмите на незнакомое слово, и английский перевод появится внизу

Николай (Васильевич) Гоголь (1809 г.-1852) — Биография

Возникновение прозы: Николай Гоголь — Учебные заметки профессора Гэри Р. Яна, Миннесотский университет

Изображение от ревизора — Мейерхольда

Другое изображение от генерального инспектора — Мейерхольда

Изображение от генерального инспектора — Станиславского

Островский: «Гроза»

Гроза А. Н.Островский на русском языке (Гроза)

Александр Островский: отец-основатель русского театра Курьер ЮНЕСКО , ноябрь 1986 г. Автор Нелли Корниенко

Толстой,Л. «Сила тьмы»

Сила тьмы Льва Толстого на английском языке

Введение в произведения Толстого Эрнеста Дж. Симмонса

Журнал исследований Толстого — отличное место для начала исследования Толстого

Лев Толстой — Краткая биография и библиография

Бирюков Павел. Лев Толстой: Детство и юность

Воспоминания о Толстом Граф Илья Толстой

Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом Максим Горький

Толстой и его послание Эрнеста Ховарда Кросби: Нью-Йорк: Funk & Wagnalls, 1903

Толстой как школьный учитель Эрнест Ховард Кросби (Чикаго: Hammersmark Publishing, 1905)

Последние дни Льва Толстого — Владимир Чертков

ТРАГЕДИЯ ТОЛСТОГО Александры Толстой

АЛЕКСАНДР II И ЕГО ВРЕМЯ: повествовательная история России в эпоху Александра II, Толстого и Достоевского (со ссылками на сотни изображений и других материалов)

Лев Толстой Галерея изображений

Толстой умер; Долгая битва окончена — некролог 1910 года из New York Times. Требуется бесплатная регистрация.

Чехов, «Чайка» «Три сестры» «Вишневый сад»

Чайка — Полный текст, (анг)

Пьесы Антона Чехова на английском языке в переводе Юлиуса Уэста

Чайка А.П.Чехова на русском языке (Чайка)

Чайка на русском языке — этот сайт для тех, кому не помешает знание русского языка. Просто нажмите на незнакомое слово, и английский перевод появится внизу

Три сестры А.П. Вахехова на русском языке (три сестры)

Three Sisters на русском языке — этот сайт для тех, кому может пригодиться знание русского языка. Просто нажмите на незнакомое слово, и английский перевод появится внизу

Вишневый сад А. П. Чехова на русском языке (Вишневый сад)

Вишневый сад на русском языке — этот сайт для тех, кому может пригодиться знание русского языка. Просто нажмите на незнакомое слово, и английский перевод появится внизу

The Wood Demon на русском (Леший)

«Антон Чехов: Фрагменты воспоминаний»
Автор: Максим Горький

Письмо Чехова Максиму Горькому, 29 июля 1902 г.

Краткая биография Чехова

Страница Антона ЧЕХОВА с биографией и библиографией

Очерк «Топоры против деревьев: Антон Чехов и революция 1905 года» Брук Стоу

Горький: «На дне»

На дне Максим Горький на русском (На дне)

На дне Максима Горького на английском языке

Изображение из спектакля Московского театра «На дне» со Станиславским в роли Сатины сидит на столе

Французская киноверсия 1936 года Жана Ренуара

Страница Горького в Российской национальной библиотеке — Полное собрание сочинений на русском языке, изображения плюс критические работы на русском языке

Блок: «Кукольный спектакль»

Кукольный спектакль А.А.Блок на русском языке (Балаганчик)

Страница кукольного спектакля из Северо-Западного университета

Евреинов, «Театр души»

Театр души — Полный текст на английском

Эскиз для постановки Театра души

Страница Евреинов Уэйна Терни

Маяковский: «Клоп»

Биография Маяковского

Краткая биография Маяковского

Хронология Маяковского с красивыми картинками

Публичные плакаты Маяковского в файле PDF Требуется программа для чтения Acrobat.

Картинная страница Маяковского из MoMA

«Барышня и хулиган» Маяковского (1918)

Страница клопов Северо-Западного университета

«Каменная кожа памятника»: Маяковский, Несогласие и популярная культура в Советском Союзе Автор: Шанталь Сундарам из Toronto Slavic Quarterly

Постановочное изображение клопа

Еще одно изображение клопа

Изображение из Mystery Bouffe

* Следующие статьи могут оказаться полезными, если вы думаете использовать вышеперечисленное в качестве справочных материалов для своих эссе, заданий или проектов.
o Ссылки на интернет-ресурсы
o Оценка интернет-ресурсов

Горе от ума — Оксфордский справочник

Показать сводные данные

Обзор

AT: Интеллект приходит в упадок; Несчастье быть умным; Остроумие работает горе; «Безумие быть мудрым; Чацкий; Слишком умный наполовину; Несчастье иметь разум А: Александр Грибоедов Пф: 1825, Санкт-Петербург; полная версия 1831, Киев Pb: 1825; полное цензурированное издание. 1833 г.; без цензуры изд. 1875 Тр: 1902 Г: Ком. в 4 действиях; Русский стих S: Дом Фамусова, Москва, 1824 C: 12m, 13f, extrasАлександр Чацкий вырос в доме московского чиновника Павла Фамусова и влюблен в дочь Павла Софью, довольно мелкое создание. Фамусов, жадный и честолюбивый бюрократ, надеется найти богатого зятя. Решив добиться более широкого образования, чем это возможно среди московского лицемерия и высокомерия, Чацкий уезжает на три года. Вернувшись с головой, полной новых идей, он с тревогой обнаруживает, что его возлюбленная Софи увлечена Молчалиным, неприятным секретарем ее отца, который, ухаживая за Софи, как и сам Фамусов, пытается завести роман со служанкой Лизой. Разочарованный в любви и смущенный хамством московского общества, Чацкий обличает и чиновников, и дворянство. При поддержке Софи, желающей избавиться от него, они отвечают единственным известным им способом, объявляя Чацкого сумасшедшим. Разочарованный, Чацкий уезжает из Москвы, а Молчалину предстоит разъяснение насчет Лизы.

AT: Интеллект приходит в упадок; Несчастье быть умным; Остроумие работает горе; «Безумие быть мудрым; Чацкий; Слишком умный наполовину; Убожество иметь ум А: Александр Грибоедов Пф: 1825, Санкт-Петербург; полная версия 1831, Киев Pb: 1825; полное цензурированное издание. 1833 г.; без цензуры изд. 1875 Тр: 1902 Г: Ком. в 4 действиях; Русский стих S: Дом Фамусова, Москва, 1824 C: 12м, 13ф, доп.

Хотя «Ревизор» гораздо больше известен за пределами России, эта комедия, из которой большинство россиян может процитировать одну-две строчки, представляет собой гораздо более ожесточенную сатиру на русский чиновничество, чем пьеса Гоголя. Более того, Гоголь сосредоточился на коррупции мелких городских чиновников, беспроблемном источнике юмора для петербургской публики, тогда как Грибоедов направил свои элегантные колкости гораздо ближе к дому. Неудивительно, что премьера полного текста состоялась только через два года после смерти Грибоедова, а бесцензурная версия пьесы была опубликована только через полвека.