Град китеж в лесах нестеров: Михаил Нестеров

Содержание

Михаил Нестеров



31 мая родился Михаил Нестеров, мастер «опоэтизированного реализма», главной темой творчества которого были духовные поиски человека.


 


Жизнь людей в его картинах почти всегда проходит на природе, в полном с ней согласии. Идея гармоничного сосуществования людей и природы проводится мастером в картине «Два лада». Об этом говорит само название картины. Художник подчеркивает эту идею и композиционно, и колористически. Очертания берега, леса и его отражения в воде вторят друг другу, создавая ритмичную гармоничную композицию, объединенную светлой цветовой гаммой.


 



 


М. В. Нестеров. Два лада. 1905. Собрание НГХМ


 


Большое место в творчестве художника занимают религиозные образы. Долгое время мастер работал над внутренним оформлением храмов. В собрании музея хранятся станковые образы святых: картина «Богоматерь» и акварельный лист «Святой Симеон Верхотурский». Последний почитается как покровитель уральской земли. Выразительные средства полупрозрачной акварели позволяют создать художнику нематериальный, неземной образ святого.


 





М. В. Нестеров. Богоматерь. Дерево, масло. Собрание НГХМ


 




М. В. Нестеров. Святой Симеон Верхотурский. 1905. Бумага, акварель, гуашь, бронзовая краска. Собрание НГХМ


 


Герои картин Нестерова — пустынники, монахини, белицы. Некоторые из них словно сошли со страниц романов А. Мельникова-Печерского. Впервые к их образам художник обратился в 1890-х годах, но эта тема не оставляла художника на протяжении еще долгих лет. Так в 1917-1922 годах художник создает картину «Град Китеж». В ней узнается типаж «нестеровской девушки», тонкой, бледнолицей, задумчивой, почти отрешенной. Картина обладает сложной ритмикой, придающей «неспешность» повествованию.


 



 


 М. В. Нестеров. Град Китеж. 1917-1922. Собрание НГХМ


 


После революции художник обратился к портретному творчеству. В 1927 году он работает в Муранове, бывшем имении Тютчевых, превращенном в музей. Там он задумывает писать двойной портрет внуков поэта — Софьи и Николая Тютчевых. Вскоре он понимает, что брат и сестра «на одном портрете не совместимы: нет внутренней гармонии ни душ, ни образов, ни линий. Один как бы исключает другого», и решает разъединить модели. В музее хранится «Портрет Софьи Ивановны Тютчевой», созданный в 1928 году. Эмоциональная основа этого портрета — элегическая сосредоточенность, состояние углубленного раздумья. Нестеров писал: «Софья Ивановна — теперь в одиночестве на фоне мурановской деревни. Осень на душе старой дамы. Осень и в природе — осенний букет (астры, рябина) на столе…». В портрете природа и человек связаны эмоционально.


 



 


М. В. Нестеров. Портрет С. И. Тютчевой. 1928. Собрание НГХМ


 


Русская природа часто трактуется художником в сентиментально-меланхолическом ключе. Его пейзажи наполнены тишиной и покоем. Таков «Весенний пейзаж» — этюд к картине «Преподобный Сергий Радонежский», самая ранняя по времени создания и времени поступления в коллекцию работа. Эта небольшая картина была подарена автором Максиму Горькому. Художник и писатель познакомились в Ялте в 1900 году, а в 1901 Нестеров гостит у Горького в Нижнем Новгороде и передает картину с дарственной надписью: «Славному певцу русской природы М. Горькому». В 1909 году М. Горький передал картину в дар музею, положив начало коллекции работ этого художника.


 


 



 


М. В. Нестеров. Весенний пейзаж. 1900. Холст на картоне, масло. Собрание НГХМ


 


 


Ольга Чижус


Михаил Васильевич Нестеров.

— Россия, которую мы потеряли… — LiveJournal

Хочу рассказать сегодня о талантливом человеке, интересной и сложной судьбы. О Михаиле Васильевиче Нестерове.

В снежки. 1879.

Домик в Уфе. 1883.

Папские послы у Ивана Грозного. 1884.

Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным. 1885.

Избрание Михаила Федоровича на царство. 1886.

Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты.) 1887.

За приворотным зельем. 1888.

Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897.

Великий постриг. 1898.

Ангел печали. 1899-1901.

Молчание. 1903.

Два лада. 1905.

Амазонка. (Портрет дочери). 1906.

Явление Богоматери. 1910-е.

Благовещение. Архангел Гавриил. 1910-1911.

Благовещение. Дева Мария. 1910-1911.

На Руси. Душа народа. 1914.

Автопортрет. 1915.

Весна. 1923.

В осеннем лесу.

Всадники. Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры.

Град Китеж.

На горах.

Пятигорск.

Михаил Васильевич Нестеров (31 мая 1862 — 18 октября 1942) — русский и советский живописец. Родился в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного, почётного купеческого сословия Ростовцевых. Отец, Василий Иванович Нестеров (1818 −1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Однако по призванию он не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой, любил читать книги. К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.
До двенадцати лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии.Осенью 1874 года по распоряжению отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К. П. Воскресенского. В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника. С 1879 г. Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества. В Училище Нестеров пробыл три года. В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова. Петербургская академия разочаровала молодого художника, который в 1882 г. вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в училище к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет угасающего наставника.
В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений Пушкина, для сказок и былин). В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника. К концу 80-х годов Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства, в частности к допетровской эпохе. Его работы этого периода: «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».
Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с М. И. Мартыновской. После свадьбы художник продолжал работу над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.
В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при этом его жена М. И. Мартыновская умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 году им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной.
Его работа «Пустынник» была приобретёна П. М. Третьяковым. На полученные за картину деньги в 1889 г. Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. С 1889 году художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества. В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства. В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море.
В 1907 году в Петербурге и Москве были организованы большие персональные выставки Нестерова, имевшие исключительный успех. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах, «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896).
Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 г. художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г. В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету. В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена живым интересом и имела огромный успех. Нестеров скончался на 81-ом году жизни в Москве 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище (участок № 2).
В 1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В. Н. Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника О. М. Нестерова, была отправлена в ссылку в Джамбул.

7 славянских мифических мест

FacebookTwitterPinterest

С незапамятных времен люди придумывали истории, которые описывали окружающую их действительность. Эти истории вкупе с человеческим воображением легли в основу большинства мифов и легенд, о которых мы знаем сегодня.

Богатое воображение наших предков воплотило в жизнь мифические земли, мифические страны, мифические города и мифические королевства славных королей и королев, а также мистические места и затерянные города, такие как Эльдорадо (Золотой город) и Аркадия… 

Список мифологических мест в мире бесконечен.

Все мы слышали о горе Олимп или Елисейских полях (из греческой мифологии). Мы читали истории о короле Артуре, о затерянном континенте Атлантиде или об Асгарде (место обитания богов в скандинавской мифологии).

Эти мифические исторические места являются одним из столпов мира литературы и повествования. У каждого народа и каждой культуры есть своя область воображения и образности, что, несомненно, повлияло на создание и подлинность культурных произведений.

Названия мифических мест из скандинавской мифологии (или греческой мифологии) хорошо известны большинству из нас, но как насчет мифических мест из славянской мифологии?

Именно об этом и будет статья. Итак, расслабьтесь, расслабьтесь и наслаждайтесь чтением о самых замечательных местах славянской мифологии!

Содержание

Устная традиция славянского фольклора и исторические записи мифологических элементов так называемой славянской мифологии раскрывают чудесные образы, полные своеобразных фантастических персонажей, историй и мест.

Каждая история связана с мифическим местом, построенным в волшебных мифологических мирах.

По мнению фольклористов и историков, мифические места в славянской мифологии – тайные, загадочные, а порой и труднодоступные, окутанные неизвестностью времени и пространства, созданные для странников, стремящихся их найти.

Список мифических мест, известных в славянской культуре, длинный.

В этой статье мы сосредоточим внимание на самых замечательных мифических местах, которые до сих пор вдохновляют современных исследователей фольклора и писателей.

1. Таинственный остров Буян

В средневековых русских книгах, а также в популярной «Голубиной книге» (духовный стих) есть описание острова Буян (он же Буян), который описывается как остров в океане, который последовательно появляется и исчезает с приливами.

Этот остров является местом обитания трех братьев, которые на самом деле являются Северным, Западным и Восточным Ветром.

Они живут на этом мистическом клочке земли вместе с Зорями (солнечными богинями, дочерьми и служанками Даждьбога, бога Солнца).

Остров, сотворенный на небесах

Мифическое место Буяна также упоминается в многочисленных мифах, таких как миф о Кощее Бессмертном, который является типичным мужчиной-антагонистом в русском фольклоре [1].

В этом мифе он прячет свой дух (или бессмертие) на этом острове, внутри иглы внутри яйца внутри мистического дуба (не так уж сложно, правда?).

Существуют также легенды, называющие этот остров «островом всепогодного», созданным на небесах и затем посланным в земной мир богом неба Перуном.

Это легендарное место упоминается и в опере по поэме великого русского писателя Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане» [2].

Кроме того, в этом мифе упоминается камень (с целительной и магической силой), известный как Алатырь. Этот камень охраняют волшебная птица Гагана и змея Гарафена.

2. Опонское царство

Опонское царство — мифическое царство в русском фольклоре.

Древние русские считали, что это воображаемое место существует на краю Земли, которую они представляли в виде плоской плоскости.

Это царство было также известно как Край Чудь, Золотой Край и Беловодье.

Считалось, что в этом царстве жили русские крестьяне, свободные и счастливые, а не подчиненные государству или дворянству.

Царством Опоны правил Белый Царь, верный и справедливый в своих поступках и поступках (он чем-то похож на короля Артура).

Странники в земном раю

Этот утопический миф подобен другим славянским мифам о «земном рае», которые представляются скрытыми и доступными только любопытным, смелым исследователям (как Шамбала в тибетско-буддийской традиции для пример).

Говорят, что в прошлом группы крестьян отправлялись в экспедиции в самые северные районы России, чтобы найти эту мифическую утопию (спойлер, ничего не нашли!).

Их называли «странниками», так как они всю жизнь искали спрятанный рай.

3. Гора Витор

Таинственная гора Витор снова скрыта и неизвестна. Согласно легенде, он построен на небесах. Его трудно найти, потому что он меняет свое местоположение, как только ветер дует в другую сторону (так, как и идеология любого политика :)).

Дом драконов

Мифическими существами, которые жили на Витор, были драконы. По славянской традиции настоящий богатырь тот, кто может оказаться потомком драконов, поэтому эту гору часто называют «домом драконов».

Считалось, что Витора можно найти только в том случае, если вам повезет, но даже в этом случае это будет уникальная возможность, которую вы никогда больше не испытаете.

4. Вырай

Вырай, также известный как Вырий или Ирий, — мифическое место в мифологии славянских народов, описываемое как источник весны и место, где птицы находят убежище зимой.

Считается местом упокоения душ и духов. Итак, другими словами, Вырай – синоним рая в славянском фольклоре.

Исторически ранние древние славяне верили в место под названием Вырай. Он был связан с божеством, известным как Род, верховным богом дохристианской славянской религии. Они представляли это место где-то за морем или в конце Млечного Пути.

Вирадж и Птицы Души

В некоторых сказках он описывается как райский сад за железными воротами, которые открыты только для мертвых и находятся в сердце космического дерева (ось мира).

Человеческие души превращаются в птиц, гнездящихся на ветвях этого дерева, и, согласно фольклорным сказаниям, именно бог Велес стоял у ворот Выраджа.

Велес часто переодевался рарогом, огненным демоном, держащим в руке ключи подземных миров.

Языческие верования и миф о Выраже

Языческие славянские верования, связанные с мифом о Вырае, заключались в том, что птицы прилетают туда на зиму, а затем возвращаются весной, когда снова превращаются в человеческие души.

Некоторые народные сказки изображают это верование, представляя человеческую душу в виде духа, который покидает Землю и перемещается в Вырадж после кремации мертвого тела, но не остается в раю навсегда, а позже возвращается в утробу беременной женщины, которую несут аист или козодой (ночная птица).

Первая история о Вирадже

После введения христианства идея о Вирадже в конце концов разделилась на две отдельные интерпретации; первая сказка была похожа на оригинальную версию, и в ней Вирадж был местом на небесах, куда зимой улетают птицы.

Вторая сказка о Вирае

Во второй сказке о Вирае это мифическое место представлено как подземный мир, полный драконов и змей, аналог христианского ада.

Одной из основных причин последнего толкования было то, что во время христианизации Киевской Руси и Крещения Польши люди могли представлять и разделять понятия Неба и Ада только по идее Вырая.

5. Навь – славянский подземный мир

В славянской мифологии место под названием Навь (также известное как Навя, Навье, Мавка или Нявка) является таинственным местом для душ умерших, точнее подземным миром, которым правит бог Велес.

Навь часто интерпретируется как другая версия воображаемого места Вырадж, которое было мифическим небом или раем.

Этимологически слово «навия» или «навь» и его варианты происходят от праславянского слова, означающего «труп» или «умерший».

Науки Преисподней

Души умерших назывались «нави» или «науки», но, согласно некоторым толкованиям фольклора, это слово было общим словом для демонов, которые, как полагали, возникают в результате трагических и преждевременных смертей- убитые, убийцы, утонувшие души и колдуны.

Считалось, что это бедные и озлобленные человеческие души, которые завидуют живым людям и поэтому относятся к ним мстительно и враждебно.

Науки в болгарском фольклоре

В болгарском фольклоре они представлены как духи, высасывающие кровь из рожающих женщин, тогда как в «Русской начальной летописи» это демонические духи, несущие смертельную чуму.

Кроме того, считалось, что Навь — это подземный мир, которым правит бог Велес, который находился глубоко под землей и недосягаем для смертных.

Навки в русинском фольклоре

В русинском фольклоре эта версия мифа представила Велеса в центре нави, живущего в болоте, сидящего на золотом троне с мечом, у самого основания космического древа.

Велес направит души в Навь и у входа в нее встретит Змея-дракона.

6. Священный лес Зутибор

В славянском фольклоре Зутибор упоминается как таинственный священный лес, дом неизвестной золотой богини.

Согласно некоторым теориям, богиней является либо Лада, либо Весна, богини весны, плодородия и красоты. Предположительно лес поклонения Ладе был обнаружен на территории сегодняшней Украины, где проживало племя лютов.

Лютики поклонялись трем идолам — Ладе, Боде и Леле и построили в их честь храм.

Храм был возведен на горе и окружен каменной стеной, защищавшей его от нежелательных посетителей. Люди собрались на ежегодную церемонию в начале мая и принесли флаги с изображением Лады.

7. Город Китеж

Город Китеж – загадочный город, который, согласно легенде, располагался под озером Светлояр в Воскрененском районе Нижегородской области в центральной части России [3].

Первое упоминание об этом мифологическом месте содержится в «Китежской летописи» — анонимной книге конца XVIII века, вероятно, созданной в так называемых старообрядческих кругах.

Старообрядцы, также известные как старообрядцы, — восточные православные христиане, сохранившие обрядовые и богослужебные практики Восточной Православной Церкви в том виде, в каком они были до реформы патриарха Московского Никона (1652-1666) [4]. ].

Великий князь Владимирский и город его

Согласно мифу о Китеже, великий князь владимирский Георгий II построил на реке Волге (ныне Красный Холм) городок Малый Китеж.

Тогда князь открыл дивный берег озера Светлояр, где решил построить город Большой Китеж или Большой Китеж.

По мнению фольклористов, название города произошло от царской резиденции Кидекша, разграбленной монголами в начале 13 века.

История далее рассказывает нам, что после того, как знаменитый хан Батый завоевал часть русских земель, он приказал своей армии захватить Малый Китеж, что они вскоре и сделали.

Георгий отступил в лес к Большому Китежу, но один из пленных открыл монголам тайные пути к озеру Светлояр.

Когда армия подошла к городу, они были удивлены, не обнаружив никаких укреплений, но увидели горожан, молящихся и просящих помощи у Бога. Когда монголы собирались атаковать, они увидели большие фонтаны, которые начали разбрызгивать вокруг огромное количество воды.

Нападавшие отступили и смотрели, как Город Китеж погружается в озеро. Легенда гласит, что последним, что они увидели, был ослепительно сверкающий купол собора с крестом на вершине.

Основное толкование легенды о граде Китеже гласит, что чистые сердцем найдут дорогу в град Китеж.

Сегодня озеро Светлояр часто называют «русской Атлантидой» и считается, что в безветренную погоду можно услышать пение душ людей под водой.

Ссылки

  1. https://www.ancientpages.com/2018/03/22/sacred-hidden-buyan-island-and-the-mysterious-alatyr-stone-with-healing-powers-may- есть-существовал/
  2. https://www.marxists.org/subject/art/literature/children/texts/pushkin/tsar.html
  3. https://www.nizhnynovgorod.com/welcome/
  4. https:/ /www.britannica.com/biography/Nikon

FacebookTwitterPinterest

Литературная идентичность и социальная структура имперского периода | История русской литературы

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.