Гончарное ремесло для начинающих. Гончарное дело
Pottery lessons | notes of a practicing ceramist
There is a wonderful Master Class on making homemade pottery wheel by VertDude. He made it by using the treadmill motor.
Continue reading »Wonderful workshop Whichford Pottery. How do they make handmade terracotta pots.
Continue reading »The opening of the Olympic games in Sochi became known all over the world; the Ukraine is still raging; America keeps sticking its nose in everybody else’s business… Our war vehicle is by the window and it does not start… It’s high time to sit by a warm radiator and do something for pleasure)). Today […]
Today we are going off on a journey: we will look for good pottery clay. Here in Togliatti there is a potter uncle Misha (like in that movie) – he comes from the village Sukhoy Karsun (it’s in Ulyanovsk region). And he works with clay only brought from there. This clay suits for work on […]
Continue reading »It is an old good Soviet movie about a village potter Michael Luckich Bolotnikov.
Continue reading »Dear friends! From all my heart I congratulate you with New 2014 year! May all the good things you had in the old year come with you to this new year and may you forget all the bad things. I wish you to have more joyful moments, love and all the best! Be happy! And […]
Continue reading »Winter came with its magic, drawings on windows and snow-flakes each of which is unique. Mumintrolls go into hibernation at this time, and we will make tools for decorating our clayware today.
Continue reading »Good afternoon dear subscribers, and those who visited our website accidentally (or on purpose:) Today we will look for a store in which we can sell small pots that we made on our potter’s wheel.
Continue reading »goncharnoe-delo.ru
Мои ХОББИ » Гончарное дело. История
Гончарное дело – одно из древнейших на нашей планете. В нем очень тесно переплетаются искусство и ремесло. Древний человек случайно обнаружил удивительные свойства глины – он случайно уронил ее кусок в костер, а когда достал, то оказалось, что материал стал совершенно твердым.
Глина встречается повсеместно. В сыром виде она бывает:— белая – служит основой для фарфоровой массы;— зеленая и голубая – встречается вдоль рек;— желтая – огнеупорная.Также в природе существует черная, серая, красная, коричневая глина. Иногда окраску живой глине придают вещества, выгорающие во время обжига.
Кроме самого материала мастеру для создания изделий необходим гончарный круг и сильные, умелые руки.Гончарный круг сыграл огромную роль в истории цивилизации – помимо экономии время, человек смог оценить действие центробежной силы – изделия стали носить не только функциональный характер, но и декоративный.В процессе обжига кристаллы, из которых состоит глина, оплавляются, сцепляются и превращаются в камень. Но это – не только технологический процесс. Во время обжига гончар может добиться изменения цвета и фактуры изделия.
Помимо классического обжига на Руси применялась уникальная технология черного лощения – предметы имели такой вид, как будто были покрыты черным лаком. На самом деле это была обычная глина, но обработанная восстановительным обжигом – то есть без доступа кислорода. Также на наших землях применяли молочный обжиг, обварку, мраморную керамику.
К сожалению, в наше время гончарное искусство переживает не самые лучшие времена. Традиционные формы русской посуды забыты и совершенно подавлены под мощным наступлением иностранных конкурентов. И все же нельзя не отметить – понемножку это ремесло начинает оживать: проходят мастер-классы, курсы по обучению.
Попробовать себя в этом деле нужно обязательно – глина благотворно влияет на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет, а сам процесс приносит множество положительных эмоций и вполне может стать вашим любимым хобби.
moihobby.ru
Гончарство. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Гончарство изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов.
Амфоры в музее Nanosanchez, CC BY-SA 3.0В настоящее время это обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.
История гончарного дела
Глина распространена повсеместно и человек давно оценил её уникальные свойства. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры.
Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.
Изготовление кувшина Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства — керамики.
На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную.
Юные гончары Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда:тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
В средние века гончарство было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига.
Гончарные изделия
Изначально основными гончарными изделиями были и остаются предметы быта, посуда, утварь. Это различные крынки, горшки, кружки, кувшины, вазы и супницы. Всего и не перечислить.
Но гончары не ограничивались только бытовыми предметами. На досуге, из остатков глины, лепились свистульки, игрушки в виде причудливых зверей и людей. позднее появились сувениры для украшения быта — панно, скульптуры, вазы, подсвечники и многое другое.
Когда появилась возможность развивать промышленное производство, к изделиям ручной работы прибавились строительные материалы. Кирпич, фарфор, фаянс, керамическая черепица для крыши и так далее.
Особенности ремесла
В местных традициях гончара называли также «горшеней» и «горшечником» по названию одного из основных изделий ремесла — горшка, «глинником» — по главному материалу ремесла.
Само слово «гончар» произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка — «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего профессиональное орудие труда — горн.
Изготовление кувшина Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.
К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет.
Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.
До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам.
ru.russianarts.online
Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка – Ярмарка Мастеров
В этом уроке я объясню, как центровать глину на гончарном круге.
Центровка — самый сложный и самый важный этап гончарки.
Секрет прост и сложен одновременно. При центровке давить на глину надо навстречу движению, достаточно близко к центру, но не в центр и не походу движения.
Рассмотрим для начала схему:
Перед нами гончарный круг, вращение против часовой стрелки, как для правши. Правая рука ложится на глину первой. Запястье прямое. Тянем к себе, как бы подтягиваясь.
Так это выглядит вживую.
Левая рука ложится поверх правой и давит запястьем вперёд, левее центра, одновременно сжимая кусок глины пальцами через пальцы правой руки.
Выдавливаем глину в довольно высокую «колбасу». Делается это для того, чтобы закрутить структуру глины в спираль и сделать её более равномерной.
Далее, придерживая середину правой рукой, чтобы не разбалтывалась, накрываем левой сверху и немного сбоку.
Наклоняем верх «колбасы» вправо и по дуге опускаем вниз.
Важно, чтобы локти в процессе гончарки имели опору на бёдра или корыто. Это помогает новичкам справлятся с глиной.
Эту операцию (подъём, спуск) требуется сделать пару-тройку раз, в зависимости от типа глины и её перемешанности.
Можем приступать к продавливанию горлышка по самое донышко.
Обхватили правой рукой, обхватили левой. Большими пальцами надавили в центр и плавно сделали заглубление в куске глины. Важно не продырявить до диска.
Теперь нам потребуется щепотка левой руки. Придерживая большой палец «пистолетом» правой руки опускаем щепоть в самый низ заготовки. Большой палец — снаружи, остальные пальцы левой руки — внутри и слегка сдавив, плавно ведём на верх, вытягивая стенку.
Важно сконцентрироваться не на силе давления на глину, а на выдерживание одинакового расстояния между пальцами.
Дойдя до верха, следует плавно остановиться, выдержать паузу в 5-10 оборотов круга и только потом аккуратно отпускать.
Теперь щепоткой до низа мы уже достать не можем и начинаем работать пальцами правой и левой рук. Изнутри — левая, снаружи — правая. Руки между собой связанны, как показанно на следующей картинке. Задача — вытянуть цилиндр с достаточно тонкими и ровными стенками.
Теперь можно придавать форму. Выставив ровный интервал между пальцами правой и левой рук, плавно расширяем низ заготовки.
Руки, по возможности должны быть связанны между собой, правый локоть — на бедре.
Теперь подсдушиваем горлышко.
Подрезаем низ.
Куском кожи или полиэтилена заглаживаем верх.
Делаем узор.
Отминаем носик.
Струной срезаем готовую крынку.
Можно убирать получившееся издели на сушку.
В заключении, отмечу важные моменты:
1. Все движения делаются с водой, плавно, без черезмерных усилий. Если вы прикладываете большую силу, а кусок глины не формируется, значит, просто не туда давите.
2. При центровке обращайте внимание на то, чтобы всегда видеть кусок глины между рук, не сводите запястья вместе. Правое запястье прямое, левая рука направленна левее центра.
3. Дышать надо равномерно, не задерживайте дыхание! Иначе через 10-15 секунд руки начинают пульсировать в такт биению сердца, потом человек вдыхает и случается непоправимое.
4. Важно — вовремя остановиться! Чем дольше работаешь с изделием, тем больше оно размокает. Становится слишком мягким и ломается.
5. Если у вас не получилось с первого раза — не отчаивайтесь. В среднем, обучение гончарки требует 2-6 месяцев регулярных занятий.
Удачных обжигов и удачи на круге!
Ваш Zolo.
www.livemaster.ru
Гончарное ремесло для начинающих
Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях, не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать» материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.
Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.
Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.
Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.
Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.
Для изготовления различных видов сосудов способом ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники. Ниже – несколько наиболее распространенных.
Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно изготовить на гончарном круге.
Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в задуманную автором фигуру.
Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного глиняного изделия.
Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.
Говоря об украшении глиняных изделий, стоит упомянуть и специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск, роспись.
Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и повреждению изделия.
www.peredelka.tv
гончарное дело |
Гончарный круг Лича
Создание глиняных изделий, которые могут выполнять как практическую, так и сугубо эстетическую функцию, – это занимательный, но совсем непростой труд. Результат работы гончара во многом зависит от гончарного круга, скорости и стабильности его вращения, наличия защитных кожухов на подвижных элементах, удобных подставок для хранения инструментов и т.д. В том случае, если у вас нет возможности или желания покупать современный механизированный гончарный круг, вы можете создать его самостоятельно.
С чего начать?
Изготовление гончарного круга начинаем с создания станины, для чего подойдет металлический профиль или деревянный брус. Далее закрепляем в верхней и нижней частях станины подшипники – они предназначены для вращения вала, к которому присоединен круг.
Кинематическая схема гончарного круга
(далее…)
Когда мы говорим о древнегреческих амфорах, то что мы представляем? Изящную вазу с изогнутыми ручками из тонких пластин, с тонким горлышком и характерными «валиками» по бокам. Именно эти особенности характеризуют амфоры Никосфена, известнейшего гончара VI века до нашей эры. На 149 найденных древнегреческих амфорах красуется подпись – «Никосфен сделал это!» — самая частая подпись на античных гончарных изделиях.
Узнаваемая форма амфор работы Никосфена, которую мы сейчас воспринимаем как исключительно античную, была заимствована им у этрусков и других народов за пределами Аттики. Именно форма, а вовсе не литраж и вместительность сосуда, больше всего интересовали Никосфена. Он экспериментировал, искал материалы и, возможно, сам и расписывал свои произведения. Считается, что именно Никосфен придумал, как создавать качественную и долговечную роспись на глянцевой глине: узнаваемые коричнево-красные фигуры на амфорах – его рук дело. (далее…)
Гончарство – увлекательное и полезное занятие. Оно позволяет развить творческие задатки, а заодно снять стресс. А научиться работе с глиной не так уж сложно.
Хороший способ освоить азы гончарства – посетить какой-нибудь этнический фестиваль, на котором работе с глиной обучают мастера совершенно бесплатно. Конечно, вам не смогут уделить много времени, но основные приемы покажут.
Мастер-класс по гончарству
Более основательно обучиться можно в гончарных мастерских, которые проводят курсы для всех желающих. Разумеется, за такие курсы придется заплатить, но это стоит недорого. (далее…)
Гончарное дело – одно из самых древних ремесел, которое в последние десятилетия будто родилось заново. Популярность гончарства как хобби и даже как основного дела растет день ото дня. Это и понятно, ведь гончарный круг и глина – простые вещи, которые помогают создать что-то новое, прекрасное, несущее тепло рук и настрой души. Если вы увлекаетесь гончарным делом или только подумываете об этом, наш сайт обязательно вас порадует интересными и полезными материалами!
Когда появилось гончарное дело? Как именно первые гончары создавали свои изделия? Откуда пришел гончарный круг и какую страну можно считать лучшим производителем глиняных изделий? Какие национальные особенности есть у гончарного дела? Ответы на эти и многие другие вопросы мы подготовили для вас на нашем сайте! Интересные исторические факты, любопытные подробности и забавные истории о гончарном деле – все это поможет вам лучше понять это ремесло и проникнуться его духом.
Гончарное дело — это искусство
Кроме того, на нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как начать заниматься гончарным делом: что нужно купить сразу, а с чем лучше подождать; где лучше заниматься – дома самому, индивидуально с мастером или в компании нескольких учеников; где найти подходящие материалы и сырье для гончарного дела и многое другое. Также с помощью нашего сайта вы сможете примерно подсчитать затраты, связанные с этим хобби. (далее…)
Популярные материалы
gonchar.arbooz.info
гончарное дело |
Самым древним керамическим изделием на земле считается глиняная фигурка Венеры, найденная в Моравии в 1925 году. Она датируется 29-25 тысячелетием до нашей эры и содержит маленький отпечаток детской руки. Эта находка позволяет ученым предположить, что глина является первым и наиболее древним материалом, который люди стали использовать для создания предметов повседневного использования. (далее…)
Глиняная свистулька у наших предков была довольно распространенной игрушкой. Сейчас это скорее редкость. Впрочем, необязательно ее покупать: при желании ее не так уж сложно сделать самому.
Лепка птичек-свистулек из глины своими руками
Перед лепкой глину нужно хорошенько размять, убрав камушки. Чем дольше вы будете ее мять, тем более пластичным станет материал. Также важно перед лепкой убедиться в отсутствии полостей, заполненных воздухом – при обжиге пустоты могут лопнуть. (далее…)
Ближе к середине восемнадцатого века в Европе уже было три фарфоровых предприятия, а в России только появился первый завод. Императрица Елизавета доверила работу над «белым золотом» Д. И. Виноградову, который добился немалых успехов в этой отрасли.
Д.И. Виноградов за работой
На пути к признанию
Сначала ассортимент продукции завода был скромным и лишенным разнообразия. В первое время там создавались лишь табакерки по заказу Императрицы, которые она использовала как презенты в дипломатических переговорах. Еще такими подарками она выказывала уважение приближенным особам. (далее…)
Качество глины, ее физические свойства, как то упругость, жирность, податливость, цвет, определяются составом материала. А состав в свою очередь зависит от того, в какой местности и на какой глубине его добывали. Глина может быть красноватой, зеленой, голубоватого оттенка, коричневой или белой.
Глина бывает разных цветов
Чем выше в ней содержание органической примеси, тем больше она тяготеет к темным оттенкам. Большинство видов глины меняет свой цвет вследствие обжига в результате окисления. Одним из важнейших качеств гончарного материала является его пластичность. (далее…)
Горшок из глины
В далекие древние времена гончарство было не одним из способов скрасить досуг, а престижным и очень важным ремеслом. Ведь хранились и транспортировались различные жидкости именно в глиняных горшках. Сегодня это не более, чем один из видов искусства и приятного времяпровождения.
С чего начать?
Приятно, когда дома стоит цветочный горшочек, который вылеплен собственноручно. Чтобы создать подобный сувенир не потребуется особых навыков в гончарстве. Сосуды замысловатых форм лепятся, конечно, сложнее, но создать простой горшочек под силу и дилетанту. Нужно подготовить рабочее место, соответствующую одежду и сырье:
Глина
(далее…)
Наиболее знаменитой глиняной игрушкой в мире является дымковская. Небольшие расписные гончарные изделия в виде людей и животных со свистульками родом из российской Дымковской слободы. Сегодня эти творения хранятся во многих мировых музеях, а их история корнями уходит в далекое прошлое.
Так, в XV веке царь Иван Васильевич переселяет непокорных жителей Великого Устюга в глухие районы. Часть переселенцев, среди которых было много гончаров и игрушечниц, осели за рекой Вяткой, где и появилась Дымковская слобода.
(далее…)
Глина гончарная
Наверняка даже те, кто никак не связан с гончарным производством, знают, что основой гончарного дела является глина. Однако оказывается, что глина бывает разная, и не все её виды подходят для изготовления изделий. Причем от свойств и качества использованного сырья будут зависеть свойства готовых изделий. Основных видов глины выделяют несколько:
- Природная красная глина – самый распространенный материал. Имеет коричневую окраску, легко мнется, при обжиге получает белесый или красноватый оттенок. Очень эластична, поэтому этот вид можно использовать при работе с небольшими изделиями, где требуется проработка мелких деталей.
Красная глина
- Белая глина. Имеет светло-серый цвет, который после обжига становится более теплым, близким к цвету слоновой кости. Основное назначение – изготовление посуды и кафеля, также подходит для изготовления поделок.
Белая глина
(далее…)
Молочный обжиг (или молочение) с давних времен применялся с целью обработки керамической посуды, сейчас же эта гончарная техника — отличный вариант для тех, кто решил заняться декорированием различных вещей (от украшений до ваз и других сувениров).
Когда же возникла данная техника, и что отличает ее от десятков других гончарных техник? Информация о возникновении молочения, кажется, утеряна в веках. Скорее всего, техника возникла на заре гончарства, когда люди уже научились обжигать глину. По словам историков и археологов, специализирующихся на теме гончарства древних народов, достоверно известно, что молочный обжиг практиковали только лишь на территории современного СНГ. (далее…)
Вот такой вот гончар встречает нас в Опошне
Вот уже который год подряд в селе Опошня Полтавской области проходит удивительный фестиваль, настоящий праздник, основной целью которого является сохранение и развитие исконного украинского ремесла – гончарства.Праздник проводится в конце июня в Национальном заповеднике—музее гончарства. На фестиваль съезжаются как признанные мастера своего дела, так и новички, желающие набраться опыта. Кроме выставки—ярмарки всевозможных гончарных изделий, во время фестиваля также проводятся разнообразные мастер—классы, лекции и концерты. Здесь можно не только приобрести оригинальные сувениры, но и послушать выступление фольклорных коллективов, принять участие в веселых конкурсах и научиться танцевать народные танцы. Также показывают свое умение кузнецы, вышивальщицы, художники.
В Опошне прошел фестиваль «Гончарная Вселенная в Украине»
(далее…)
Автоматизация коснулась и гончарства
Тотальная автоматизация производственных процессов коснулась и древнего занятия – гончарства. Гончар уже не крутит ногами круг для создания своих изделий, ведь современные гончарные круги раскручиваются при подключении к сети. Как же выбрать тот круг, на котором вам было бы удобно работать и создавать по-настоящему красивые глиняные изделия?
«Знакомимся» с гончарным кругом лично
Выбрать подходящий вам гончарный круг вы сможете лишь самостоятельно, не ограничиваясь прочтением описаний в интернет-магазинах. В идеале – вам нужно попробовать поработать на выбранном агрегате. Если такой возможности у вас нет, то постарайтесь оценить удобство гончарного круга, сев за него. Это позволит вам определить, удобен ли он для вас, какая рабочая поза потребуется, куда упираются ваши руки или они, как в случае с итальянскими моделями, просто парят в воздухе. Оцените удобство и практичность гончарного круга сразу, учитывая ваши гончарные привычки:
- ряд отечественных гончарных кругов создан таким образом, что мастер упирается локтями в свои колени – это обеспечивает устойчивость и удобную фиксацию рук;
- некоторые японские модели не имеют места для емкости с водой – подумайте, сможете ли вы поставить ее удобно в рабочей зоне круга;
- высота бортика также важна. Его отсутствие или небольшая высота станут причиной постоянного попадания рабочих остатков глины на пол;
(далее…)
Популярные материалы
gonchar.arbooz.info