Годы правления святослава сына ольги: Князь Святослав Игоревич | Государственное управление в России в портретах

Киевская Русь во время правления князя-воина Святослава Игоревича

Княгиня Ольга, супруга Игоря, осталась вдовой с трехлетним сыном. На ее долю выпало наводить порядок в государстве, обустраивая города, содействуя развитию торговли, смиряя внутренние бунты едва присоединившихся к Руси племен. А вот сын вырос совсем другим человеком, и правил он своей «вотчиной» не как рачительный хозяин, а скорее как военачальник. Каковы же результаты его княжения?

Содержание

  • 1 Детство Святослава
  • 2 Проводимая политика
    • 2.1 Внутренняя политика
    • 2.2 Внешняя политика
  • 3 Военные походы Святослава
    • 3.1 Походы против хазар. Завоевание Болгарского царства
    • 3.2 Последний поход на Болгарию. Договор с Византией
  • 4 Итоги правления

Детство Святослава

Ольге было сложно заниматься воспитанием ребенка, поскольку много времени у нее отнимали государственные дела. К тому же, по понятиям того времени, мужчина, даже князь, должен был быть прежде всего воином и отличаться храбростью и смелостью. Поэтому сын Игоря рос при дружине. Маленький Святослав, находясь под опекой воеводы Свенельда, принимал участие в походах чуть ли не на равных со взрослыми дружинниками. Когда Святославу было 4 года, во время очередного похода русичей ему дали копье. Юный княжич бросил копье во врага изо всех своих силенок. И хотя оно упало возле коня, этот пример очень воодушевил воинов, которые дружно пошли на врага.

Проводимая политика

Великий князь Киевский Святослав Игоревич для русской истории однозначно герой. Не столь позитивен князь, как властитель огромной страны. Период его правления с 957 по 972 годы характеризуется судьбоносными для русской истории событиями. Однако это время оценивается противоречиво:

  • с одной стороны князь Святослав совершал великие дела, ставшие заделом для развития и процветания древнерусского государства;
  • другой ряд важных политических ошибок, негативно повлиявших на дальнейший ход отечественной истории.

Внутренняя политика

Во внутренних делах политика князя Святослава выразилась в дисгармонических политических деяниях:

Позитивные

Негативные

Сохранил и укрепил единство Древнерусского государства.

Князя увлекали походы и сражения, но никак не внутренняя политика.

Значительно расширил территорию государства. Подчинил племя вятичей.

Значительные территории вскоре были утрачены.

Не мешал реформам княгини Ольги.

Почти разорил экономику Киевской Руси бесконечными военными экспедициями.

Организовал систему наместничества.

Создал условия для междоусобной вражды между сыновьями.

Не сильно мешал распространению в Киевской Руси Христианства.

Оставался истовым язычником.

Внешняя политика

Если внутренней политике князь Святослав не уделял нужного внимания, то во внешней политике он проявил себя сполна, как позитивный герой, хотя и здесь не обошлось без упущений:

Положительные свершения

Негативные моменты

Создал мощную военную организацию Руси.

Военные расходы сильно истощали казну.

Военными победами укреплял международный авторитет молодого Русского государства.

Не обладал политической дальновидностью. Утратил дипломатические отношения, налаженные княгиней Ольгой с христианскими странами Европы.

Существенно ослабил Волжскую Булгарию.

Дал возможность усилиться печенегам на русских рубежах.

Полностью разгромил давнего утеснителя Руси – Хазарский каганат.

Совершал успешные походы против печенегов.

В 968 г. обрек Киев на длительную осаду печенегами.

В первом Болгарском походе (968 г.) присоединил земли по нижнему течению Дуная с городом Переяславцем, который мыслил новой столицей.

Второй поход (969-971 гг.) в Болгарию закончился поражением князя-воина. В короткой схватке с печенегами на порогах Днепра (972 г.) Святослав погиб.

Обаяние личности князя Святослава основывается на его уверенной силе, полководческом таланте, стремлении расширить влияние Древнерусского государства и скромности в быту. Однако потрясающие военные успехи не были закреплены должным образом.

Военные походы Святослава

Военные походы для русских князей средневековья имели огромное значение. Они расширяли границы и усиливали авторитет государства. Именно поэтому Святослав не раз выходил на соседей с завоевательными намерениями. Так росла, ширилась и укреплялась Киевская Русь.

Карта походов Святослава

Походы против хазар. Завоевание Болгарского царства

Русские купцы на Волге терпели немало неудобств. Их притесняли хазары, часто совершали нападения болгары. Святослав, будучи уже взрослым, предпринимал неоднократные походы против хазар. Несколько лет (судя по летописям) он бился с этим воинственным племенем. В 964 г. состоялся решающий поход. Хазары были побеждены. Два их главных города – Итиль и Белая Вежа – оказались в руках русичей.

Далее, после закрепления торгового пути по Волге за русскими, Святослав решил покорить болгарские земли. «Подстрекателем» в данном случае выступил греческий император Никифор Фока, которому хотелось поссорить болгар и русичей, чтобы ослабить и тех, и других, тем самым обезопасив себя от возможных вторжений. Он пообещал Святославу огромное богатство – 30 пудов золота, если тот победит болгар. Русский князь согласился и выставил против болгар несметное войско. Вскоре болгары покорились. В руках русских оказались многие их города, в том числе Переяславец и Доростень. Пока бились с болгарами, в Киеве печенеги едва не пленили княгиню Ольгу и маленьких детей Святослава – почти чудом кому-то из верных дружинников удалось «умчать» их подальше от опасности.

Вернувшись в Киев, Святослав недолго пробыл там. Манила князя болгарская земля. Он признавался матери, что «нелюбо» ему в Киеве жить, а хочется уйти в Переяславец, куда он планировал перенести и столицу княжества. Ольга, которая к тому времени уже отошла от дел, сильно болела, уговорила сына дождаться ее смерти и только потом уходить.

Последний поход на Болгарию. Договор с Византией

Похоронив мать, Святослав вновь двинулся в поход в полюбившуюся ему болгарскую землю. Детей своих он оставил на Руси, поделив княжество на уделы. Горько пришлось потомкам пожалеть о таком решении Святослава: именно с него началась недобрая традиция оставления уделов и городов сыновьям, которая привела к раздробленности и ослаблению государства. Будущему великому князю Владимиру Красное Солнышко – младшему сыну Святослава – достался Новгород.

Сам же Святослав направился к Переяславцу, однако приняли его не так, как он ожидал. Болгары к этому времени вступили в союзнические отношения с греками, что помогло им противостоять русичам. Византию же гораздо больше пугало возможное соседство грозного Святослава, чем болгар, поэтому они постарались уберечь себя от такой опасности. Победа сначала была на стороне русского князя, но давалось ему каждое сражение нелегко, он терял воинов, их косили голод и болезни. Заняв город Доростень, Святослав довольно долго оборонялся, но силы его были на исходе. Проанализировав ситуацию, он обратился к грекам с просьбой о мире.

Греческий император прибыл на встречу на прекрасно оснащенном корабле, в богатых одеждах, а Святослав – в простой ладье, где его было не отличить от дружинников. Стороны заключили мирный договор, по условиям которого русские были обязаны никогда не начинать войны с Грецией.

После неудачного похода русский князь решил возвращаться в Киев. Верные люди предупредили Святослава, что водные пороги ему не перейти – в укромных местах прячутся печенеги. Князь все же попытался преодолеть пороги, но это ему не удалось – пришлось зазимовать на болгарской земле.

Весной была предпринята вторая попытка добраться водным путем до Киева, но печенеги навязали русским битву, в которой последние проиграли, так как были уже совсем измучены. В этом сражении погиб Святослав – прямо в бою, как подобает настоящему воину. По легенде, печенежский князь Куря велел изготовить из его черепа чашу.

Итоги правления

Князь Святослав был храбрым и мужественным, он не мыслил своей жизни без походов. От врага не прятался, не старался взять его хитростью, наоборот, честно предупреждал «Иду на Вы!», вызывая в открытый бой.

Он провел свою жизнь на коне, питался говядиной или кониной, чуть подкопченной на огне, спал, подложив под голову седло. Он отличался воинственностью и бесстрашием.

Но эти качества прекрасны, когда ими наделен военачальник. Великий князь же должен обладать более гибким умом, должен быть не только предводителем войска, но и хитрым дипломатом, и рачительным хозяином. Святослав сумел разгромить опасное Хазарское ханство, но не смог установить выгодных для Руси взаимоотношений с Византией, не обращал особого внимания на внутренние дела государства. Киевская Русь вновь нуждалась в дальновидном политике и хозяйственнике на престоле.

Правление Ольги и ее сына Святослава. Мнения историков для написания эссе.

В. Киреев князь Святослав

При написании эссе в ЕГЭ по истории следует дать оценку периода, опираясь на свои знания и факты или же на мнения историков. Конечно, гораздо полезнее научиться критически мыслить самому, тем не менее, выгоднее и авторитетнее пред лицом проверяющего работа будет смотреться с мнением какого-нибудь известного историка.

Ольга становится княгиней после гибели своего мужа, Игоря. Она правит до совершеннолетия сына – Святослава. Но, так как молодой князь большую часть времени проводил в военных походах, можно сказать, что она управляла государством до самой своей смерти. Поэтому, как правило, этих правителей берут в тандеме, даты эссе выглядят так:

945-972

945-гибель князя Игоря, 972-гибель князя Святослава.

Н. Карамзин писал об Ольге, что она утешила славянские племена благодеяниями своего мудрого правления.

Он же считал ее сына Святослава великим полководцем, русским Александром Македонским, однако как государственный деятель он заслуживает осуждения. Потому что воинские походы и славу ставил он выше блага государственного.

Историк Ф. И. Успенский писал, что конец правления Святослава и мирный договор с Византией 971 года – полный крах всей политики князя, так как его действия в Болгарии существенно усилили греков.

Историк И. Лебедев считал, что военные походы Святослава были необходимостью эпохи зарождающихся феодальных отношений.

Б. Греков говорил о набегах Святослава не просто как о грабительских вылазках. По мнению историка, это были спланированные военные операции. И война с Хазарией должна была окончится захватом и подчинением этого региона, однако князь был отвлечен западной политикой и не закончил начатое.

В этот период (945-972) происходит становление Древнерусского государства. Возникает первая налоговая система, упорядочившая сбор дани и положившая конец недовольству славянских племен. Авторитет же Руси существенно поднимается благодаря внешней политики князя Святослава.

+ Бонус

В ЕГЭ по истории так же может встретиться следующий вопрос из второй части

Политическая деятельность князя Святослава Игоревича была успешной

Нужно привести два аргумента за и два против.

Аргументы ЗА

Святославом был разгромлен сильный конкурент Руси – Хазария. Именно это государство в прошлом контролировало и собирало дань с южных земель

Благодаря завоеваниям Святослава было образовано Тмутараканское княжество

В 966 году подчинил Киеву племя вятичей

Аргументы ПРОТИВ

Святослав не участвовал во внутренней политике, всем управляла его мать – Ольга, за что князь даже получил упрёк от киевлян

В 969 году Киев был осажден печенегами, что свидетельствует о непредусмотрительности князя Святослава.

Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

» Равноапостольные Ольга и Владимир Великий

Когда американцы двадцать первого века думают о викингах, они могут представить себе мореплавателей из Скандинавии, плывущих в Исландию и Гренландию или совершающих набеги на побережье Англии и Ирландии. Мы редко думаем об их внутренних родственниках, чье правление распространилось на территорию современной России в девятом-четырнадцатом веках. Двое из святых, поминаемых на этой неделе, были лидерами этих «внутренних викингов», которые изменили лицо Европы.

Начиная с 862 года нашей эры князь-викинг Рюрик и его братья основали сеть государств на территории сегодняшней Румынии, Украины и западной России, которые стали называться Киевской Русью. Около 945 г. великий князь киевский Игорь, младший сын Рюрика, был убит восставшими дравидскими соплеменниками. Жена Игоря, Ольга (ок. 890–969), отомстила за своего мужа, разрушив дравидийские города и поработив их вождей. Затем правила Ольга, сначала как регент от имени их маленького сына. Святослав. Молодой князь достиг совершеннолетия в 962 году, но с тех пор Ольга часто руководила Киевом во время военных походов Святослава.

«Равноапостольный»

Некоторые христиане жили в Киеве с IX века, когда святой Фотий Великий прислал к ним епископа-миссионера. Местный воевода Аскольд, по общему мнению, тогда принял веру. Ольга стала первой правительницей Киевской Руси, принявшей христианство. Она крестилась в Константинополе в 9 г.57 г., приняв имя Елена, и попыталась расширить христианское присутствие на Руси. Говорят, что она построила храмы Николая над Аскольдову могилой и Святой Премудрости в Киеве (места, почитаемые и по сей день), Благовещения в Витебске и Святой Живоначальной Троицы в Пскове. Она безуспешно пыталась добиться назначения киевского митрополита-резидента. Не убедила она и своего сына Святослава стать христианином. Сначала он терпел растущее христианское присутствие в своем королевстве ради нее, но позже разрушил некоторые из их церквей, в том числе построенные ею. Именно его сын Владимир, воспитанный бабушкой, превратит свое царство в христианскую нацию.

Ольга умерла 11 июля 969. В 1007 году, во время правления ее внука князя Владимира, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинную Успенскую церковь в Киеве и положены в особый саркофаг. Она была первой женщиной, канонизированной Русской Церковью. Одна из пяти женщин-святых, провозглашенных равноапостольными, она была удостоена такой чести за свою роль первооткрывателя славянского христианства.

Святой Владимир Великий

Внук Ольги, Владимир, был третьим сыном Святослава, как сообщается, от служанки его матери Малуши. В 969 Святослав отдал Киев своему старшему сыну Ярополку, второго сына Олега сделал князем древлян, а Владимира поставил князем новгородским, пока тот воевал с булгарами. Братья вскоре вступили в бой друг с другом, и Владимир был изгнан из Новгорода войсками Ярополка. С помощью своего двоюродного брата Хокона, правителя Норвегии, Владимир отвоевал Новгород и двинулся на Киев. В 978 году он победил своего брата Ярополка и стал великим князем всей Киевской Руси, распространив свою власть на прилегающие территории в течение следующих нескольких лет.

Повесть временных лет

В 1113 году преподобный Нестор составил историю Киевской Руси с 850 по 1110 годы нашей эры. Этот труд, также известный как «Русская летопись», повествует об основании и ранней истории Киева. Нестор рассказывает, как Владимир принял христианство и подавил поклонение местным богам в Киеве.

По свидетельству Нестора, «Владимир созвал своих вассалов и городских старейшин и сказал им: «Вот, пришли ко мне булгары, уговаривая меня принять их религию. Потом пришли немцы и восхваляли свою веру; а за ними пришли иудеи. Наконец явились греки, критикующие все другие веры, но превозносящие свою собственную, и они долго говорили, рассказывая историю всего мира с самого начала. Слова их были искусны, и слушать их было дивно и приятно».

Дворяне призвали Владимира послать своих людей для расследования претензий этих соперничающих религий. По возвращении они сообщили: «Когда мы путешествовали среди булгар, мы видели, как они поклоняются в своем храме, называемом мечетью, в то время как они стоят без пояса. Болгары кланяются, садятся, ходят туда-сюда, как бесноватые, и нет у них счастья, а только печаль и страшный смрад. Их религия нехороша.

«Тогда мы пошли среди немцев и видели, как они совершали много церемоний в своих храмах; но мы не видели там никакой славы. Затем мы отправились в Грецию, и греки привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служение прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть эту красоту. Всякий человек, вкусив сладкого, не желает потом принимать горького, и поэтому мы не можем здесь дольше пребывать.

«Тогда вассалы заговорили и сказали: „Если бы греческая вера была зла, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех людей“».

Что так поразило киевлян? Нестор объяснял это так: «Наутро император послал к патриарху послание, чтобы известить его о том, что прибыла русская делегация для рассмотрения греческой веры, и поручил ему приготовить церковь и духовенство, а самому облечься в священнические одежды его, чтобы русские видели славу Бога греков. Когда патриарх получил эти повеления, он велел собраться духовенству, и оно совершило обычные обряды. Курили благовония, хоры пели гимны. Император проводил русских в храм и поставил их на широком пространстве, обращая их внимание на красоту здания, на пение, на чины архиерея и на служение диаконов, при этом разъясняя им богослужение. своего Бога. Русские дивились и в изумлении восхваляли греческий церемониал».

В 988 г. Владимир захватил греческий город Херсон в Крыму. Нестор сообщает, что Владимир пригрозил двинуться на сам Константинополь, если император не вышлет свою сестру замуж за Владимира. Император ответил: «Не пристало христианам выходить замуж за язычников. Если ты крестишься, ты получишь ее в жены, наследуешь Царство Божие и будешь нашим спутником в вере». Нестор сообщает, что княгиня уговаривала Владимира креститься, если он хотел исцелиться от мучительного глазного недуга. Владимир принял и был крещен епископом Херсонским, приняв имя Василий. Исцелившись, Владимир прославлял Бога, говоря: «Теперь я познал единого истинного Бога». Многие из его товарищей также приняли крещение.

По возвращении в Киев Владимир крестил своих дворян и приближенных, положив начало христианизации Киевской Руси, которая продолжалась на протяжении всего его правления. Владимир скончался в 1015 году, и его мощи были разнесены по основанным им церквам и монастырям.

В XIII веке 15 июля был установлен праздник святого Владимира в память его заступничества за войска великого князя Александра Невского, разгромившего шведских захватчиков 15 июля 1240 года.

Месть княгини Ольги Киевской – The Milieux Project, Inc.

В истории бывают редкие случаи, когда изобретательность и отвага лидеров запечатлеваются таким образом, что вдохновляют целые поколения, но Милье нашел еще одного такого лидера у княгини Ольги Киевской.

Княгиня Ольга, также известная как Святая Ольга, родилась где-то в 10 веке в королевской семье. Она была замужем за князем Киевским Игорем I, наследником Олега и правителем Кейванской Руси, который жил на территории, известной сегодня как Россия, Украина и Беларусь, от которого она родила сына Святослава.

У Кейванской Руси были сложные отношения с соседними племенами, древлянами. Языческие племена объединились в своих битвах против Византийской империи, из которой была выработана десятина для уплаты древлянами Кейванской Руси. Когда древляне отказались платить в 912 году, Игорь поехал со своим войском, чтобы «поощрить» их платить, а когда он решил, что они дали недостаточно, и вернулся, чтобы наложить больше десятины, древлянский князь Мал убил его.

История не дает хорошего описания того, как это повлияло на княгиню Ольгу, но, как правительницу престола, вскоре древляне уговорили ее выйти замуж за убийцу ее мужа, князя Мала. Древляне послали лодку послов, чтобы убедить княжну согласиться на брак, и, то ли опасаясь мести им, то ли обманувшись указаниями самой Ольги, потребовали, чтобы их перевезли на их лодке, чтобы обсудить дело непосредственно с королевой. Принцесса.

Древляне явно недооценили Принцессу и ее изобретательность и/или желание отомстить за то, что когда они прибыли в ее замок на своей лодке, она уже вырыла для них могилу размером с лодку, и приказала своим людям бросить лодку к нему и похоронили их заживо. Еще до того, как могила была засыпана, она послала за новыми послами от древлян, притворяясь в восторге от первой партии женихов. Не подозревая об убийствах, которые она только что совершила, они прислали дополнительных представителей, и по их прибытии она призвала их искупаться и расслабиться. Они пошли добровольно и, сами того не зная, княгиня Ольга заперла их внутри и подожгла баню, заживо сжег древлянских послов.

Так началась годовая осада древлян княгиней Ольгой, завоевание их городов и хуторов. Легенда гласит, что, когда столица отказалась подчиниться ее власти, она объявила перемирие и в знак доброй воли попросила голубей и воробьев из всех домов древлян. Древляне были благодарны. Когда прилетели птицы, она приказала своим людям привязать к лапкам птиц бумажные зажигательные бомбы, зная, что птицы вернутся в свои дома, — выпустить их и поджечь древельскую столицу. В ее войне с ними погибло более 5000 древлян.

Княгиня Ольга была язычницей по происхождению, но во взрослом возрасте увлеклась христианством. Ее святость коренится в ее стремлении принести христианство киевлянам, хотя ей не удалось убедить своего сына обратиться в христианство, когда он достиг совершеннолетия. Во время ее поездок в Константинополь и визита к императору Константину VII император беседовал с ней и признал ее достойной «царствовать с ним». Ольга указала, что она язычница и что ей необходимо наставление и крещение, и настояла на том, чтобы император был ее наставником. Он научил ее и поделился с ней христианским путем, и после ее крещения, в котором она приняла христианское имя «Елена» в честь матери Императора, она еще раз перехитрила своего жениха и указала, что он теперь ее крестный отец, исключив возможность брак. Император Константин был впечатлен ее хитростью, а исторические ссылки подтверждают, что он уважал ее за ее остроумие, что сделало Кейвань-Русь и Византийское царство союзом.

Хотя княгиня правила только в те годы, когда рос ее сын Святослав, ее успехи как регента и правительницы неоспоримы.