Год призвания варягов: Недопустимое название — Циклопедия

от призвания варягов до нашествия


База данных защищена авторским правом ©psihdocs. ru 2022
обратиться к администрации



Древняя Русь: от призвания варягов до нашествия монголов
«Первым историком и последним летописцем» считают Николая Карамзина (1766-1826), но до сих пор нет общепринятого и обобщающего труда по русской истории. Впервые история Россия была описана в летописи «Повесть временных лет» — древнерусском документе, который был написан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, древнейший из известных нам памятников русской историографии.
Русским историкам не хватало либо строгой научности (Н. Карамзин), либо художественной яркости (С. Соловьёв), либо систематического изложения фактов (В. Ключевский). Также играла роль постоянно меняющаяся идеология государства и скудность исторических источников. Все эти трудности и сложности могут осложнить изучение истории России.
Древнерусское государство в IX-XII вв.
В IX веке складывается древнерусская государственность. Славянские племена окружены хазарами, финно-уграми и викингами, а на юге расположена богатая Византия. Это эпоха викингов — опытные мореходы и воины, они наводили ужас на всю Европу, грабили города и контролировали морские пути. Именно на территории Древней Руси находился знаменитый «Путь из варяг в греки». Варяги торговали с Византией через Балтийское и
Чёрное море посредством реки Днепр, лежавшей в славянских землях. Именно из синтеза варяжской и славянской культуры и рождается государство Русь.
Этапы истории Древней Руси в IX-XII вв. :

Призвание варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в Новгород, 862 год

Князь Олег захватывает Киев, образование единого Древнерусского государства 882 год

Поход Олега на Константинополь, начало отношений с Византией, 907 год

Поход Игоря на Византию, греки откупились данью 941-944 гг.

Смерть Игоря от руки древлян, княжение Ольги 945 год

Ольга сожгла столицу древлян Искоростень, введение уроков и погостов 946-947 гг.

Ольга приняла христианство, 955 год

Правление Святослава Игоревича, разгром Хазарского каганата и войны с болгарами и Византией 960-972 гг.

Святослав погиб по пути домой от рук печенегов в 972 году

После междоусобицы, убив брата Ярополка, князем становится Владимир ( правил в
978-1015 гг.), который в первое время пытается установить культ единого Перуна и ходит в военные походы против внутренних и внешних врагов

Принятие христианства (греческий вариант) на Руси, 988 год

Открывается эпоха междоусобиц после смерти Владимира в 1015 году, из-за плохой системы наследования дети князей постоянно воюют за Киевский престол



Сын Владимира Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба в 1015 году, они стали первыми русскими святыми, а также убил брата Святослава, и воевал с Ярославом
Мудрым, который одерживает над ним победы

Святополк позвал на помощь тестя полского короля Болеслава I, победа войск
Болеслава, начало княжения Святополка в Киеве, но затем между ними ссора, погромы поляков и бегство Болеслава с остатками поляков из Киева, 1018 год

Ярослав разбил Святополка в битве на реке Альт и убил его, единоличное правление Ярослава Мудрого 1019 год

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром: походы против печенегов, учреждение законов «Русской Правды», подъём торговли, династические браки с правителями Европы, 1019-1054 гг.

Раздробленность Руси и монгольское нашествие в XIII веке

Дети Ярослава Мудрого после смерти отца погрязли в усобицах. И хоть были ещё великие князья, объединившие Русь, это было началом феодальной раздробленности в древнерусском государстве.
Этапы русской истории в XI-XIII вв. :
1.
Правление Всеволода Ярославича, основание Киево-Печерской лавры, страну терзают половцы 1078-1093 гг.
2.
Съезд князей в Любече, попытка всеобщего примирения и раздела сфер влияния
1097 год
3.
Крестовый поход против половцев, Войско Владимира Мономаха у реки Дон полностью разбило половцев, после чего набеги кочевников прекратились , 1111 год
4.
Княжение Владимира Мономаха, сильного и мудрого правителя, на время остановившего распад государства, победителя половцев и печенегов, грозы
Византии, 1113-1125 гг.
5.
Написание «Слово о полку Игореве», 1185 год
6.
Княжение во Владимире-Суздальском княжестве Юрия Долгорукого (1125-1157 гг. ), сына Владимира Мономаха, из далёкой окраины превратил земли в процветающий край, считается основателем Москвы (1147 год)
7.
Дети Юрия Долгорукого: Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) и Всеволод Большое
Гнездо (1176-1212 гг.), братья, правили Владимиро-Суздальским княжеством, внесли решающий вклад в его статус лидера Руси
8.
В 1220-е монголы начали нападать на половцев, вторжение на границы Руси
9.
Сокрушительное поражение при Калке, Совместное русско-половецкое войско из-за отсутствия единства было разгромлено монголами, многие князя погибли, пролог к дальнейшему завоеванию Руси, 1223 год


Рекомендации

Рекомендуемая литература:
1.
Н. Карамзин «История государства Российского»
2.
В. Ключевский, «Курс русской истории»
3.
Е. Шмурло «История России 862—1917

Скачать 131,52 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Кто был правителем на Руси до «призвания варягов»

20 июля 2017

Русская Семерка

Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». Но что было до прихода Рюрика, говорится редко. Но это не значит, что Русская земля пребывала в состоянии анархии или хаоса.

Фото: Русская СемеркаРусская Семерка

До «призвания»

Видео дня

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, в частности «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

Гардарики

В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода, там упоминаются Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитывал у славян до 4000 городов! Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец утверждавший, что на могильном столбе русы всегда писали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом. Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

Государство Словена и Руса

По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель. В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как пишется в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». В источниках также упоминается о тесных связях государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что правили здесь потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

Черняховская культура

Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых территорий. Эти протогосударственные образования историки объединяют под понятием «Черняховская культура». Установлено, что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет. Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.

Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого согласно «Повести временных лет» стал Кий. Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Хотя другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве. В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, считает, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру». Как мы знаем из «Повести временных лет» в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами. Но если опираться на версию польского историка то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса и киевской, происходящей от Кия. Но обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

Александр Самсонов,

Варяжское определение и значение — Merriam-Webster

1 из 2

Ва·ран·ги·ан

vəˈranjēən

: относящийся к варягам или характерный для них

Варяг

2 из 2

1

: один из скандинавов, основавших династию в России в IX веке или позже скандинавов или других северных европейцев

История слов

Этимология

Прилагательное

Среднегреческий Barangoi , множественное число + английский -an , суффикс прилагательного

Существительное

Среднегреческий Barangoi , множественное число, варяги (скандинавского происхождения; родственный древнескандинавскому Væringjar Varangians, от множественного числа væringi confederate, от vārar , множественное число, залог) + английский -an , существительное

Словарные статьи рядом с

Варяжский

Варанаси

варяг

варанид

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Варяг.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/Varangian. По состоянию на 23 ноября 2022 г.

Copy Citation

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

уходить

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Тест на часто путаемые слова

  • Я пошел в магазин ______, чтобы купить открытку на день рождения.
  • канцелярские товары
    стационарный

Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить правильно?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Ежедневное задание для любителей кроссвордов.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Викинги, ставшие греческими

В седьмом и восьмом веках викинги начали осваивать новые земли и расселились по северной и западной Европе, бороздя моря и реки на своих гибких кораблях.

Автор Тео Мак Барабанщик, певец, автор песен и фанат истории

Они совершали набеги, потому что войны и грабежи были необходимы для их выживания.

Пока датчане и норвежцы оккупировали Англию и свирепствовали во Франции, шведы стали спускаться по рекам Восточной Европы. Со временем шведы доминировали над славянским населением современной России, переняли их язык и культуру и установили собственную гегемонию, основав такие города, как Новгород и Киев. Эти люди вошли в историю как «русы», от финского слова руотси, что означало гребцы, и в них корни сегодняшней России.

Река Днепр привела их к Черному морю, а оттуда они достигли Константинополя. Попытки викингов захватить Константинополь оказались тщетными.

Они назвали Константинополь Миклагард, что означает «Огромный город», потому что они были так очарованы им. Викингов привлекала слава о богатстве и процветании, которые характеризовали тогдашний крупнейший город мира. С византийцами викинги установили особые торговые отношения, по крайней мере в те периоды, когда они не совершали против них набегов.

Императоры, в свою очередь, были поражены боевыми навыками скандинавов, которых они называли варягами, что на древнескандинавском языке означало «заклятый воин».

До захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году Варяжская гвардия сражалась вместе с имперской армией во всех крупных кампаниях, от Сицилии до Святой Земли. Была создана прочная связь между двумя культурами.

Посетители церкви Святой Премудрости (Агия София) увидят, что варяги буквально оставили свой след в Константинополе.

Около 1100 лет назад, возможно, во время воскресной мессы, скучающий викинг по имени Хальвдан (Halfdan) вырезал свое имя на мраморной плите в верхней галерее собора Святой Софии. В течение многих лет никто этого не замечал, и до 1964 года люди думали, что все это были спонтанные трещины, но на самом деле это было написано на древнескандинавском языке — «Здесь был Хальвдан». — Скучающий генерал викингов, который «разрушил» собор Святой Софии

История Константинопольской армии викингов, известной как Варяжская гвардия (на древненорвежском Vaeringjar, происходит от норвежского слова var, что означает присяга чести), начинается, когда византийский император Василий II столкнулся с внутренним восстанием в 987 году. Владимир. Великий предоставил ему 6000 наемников-викингов, но различные группы воинов-викингов находились на имперской службе с 874 года. Постепенно викинги, в основном из Швеции, а также из Норвегии и Финляндии, начали пополнять ряды в большом количестве:

В эти годы шведские мужчины ушли на службу в Византийскую варяжскую гвардию в таком количестве, что Вестгёталаген объявил, что никто не может наследовать, оставаясь в «Греции» (тогдашнее скандинавское название Византийской империи), чтобы остановить эмиграцию — Västgötalagen (вестготское право)

Страница закона конца 13 века Äldre Västgötalagen. — фото Натанаэль Бекман

Грозные боевые навыки этих северян, слепо преданных императору (до тех пор, пока он награждает их достаточным количеством золота), превратили их в батальон спецназа, который вскоре стал личной охраной императора, обладавшей значительной властью до 13 века. Служба в гвардии обеспечивала богатые награды и большую репутацию. Сегодня в Швеции насчитывается 30 рунических табличек, повествующих о жизни и подвигах варяжских воинов в Гриккланде, земле греков.

На этих рунических камнях слово Grikkland («Греция») появляется в трех надписях, слово Grikk(j)ar («греки») встречается в 25 надписях, два камня относятся к мужчинам как grikkfari («путешественник в Грецию» ), а один камень относится к Грикхафниру («Греческие гавани»).

Среди других рунических камней, относящихся к зарубежным экспедициям, единственными сопоставимыми по количеству группами являются так называемые «Английские рунические камни», в которых упоминаются экспедиции в Англию, и 26 рунических камней Ингвара, которые относятся к экспедиции викингов на Ближний Восток. . Рунические камни Греции

Рунический камень U 73 — фото Бериг

После норманнского вторжения в Англию, ко времени правления императора Алексея Комнина в конце 11 века, в Варяжской гвардии стало наблюдаться увеличение числа англосаксов.

Варяги сражались вместе с императорской армией в Южной Италии, Сицилии, Африке и на Ближнем Востоке. В их обязанности входило служение в качестве дворцовой стражи, сопровождение императора и императорской семьи на праздниках и празднествах, а также церковные службы в соборе Святой Софии, а также личная охрана императора. Скандинавы могли занимать самые разные должности в гвардии, но высшие чины, скорее всего, предназначались для членов знатных греческих семей.

Членство в Варяжской гвардии было большой честью, и люди, обладавшие значительной властью и положением в своих родных странах, гордились тем, что являются ее частью. Самым выдающимся членом варяжской гвардии, вероятно, был Харальд Хардрада, позже Харальд III из Норвегии, который стал Аколофосом (греч. ἀκόλουθος), командиром гвардии до возвращения домой в 1043 году. Империя была так же стара, как и сам город, ибо Константин оказал Корнутам большую честь за ту роль, которую они сыграли в битве у Мильвийского моста в 312 г. н.э. Эти германские воины не только ясно изображены на Арке Константина, императору, но эмблема в виде изогнутых рогов, заканчивающихся головами животных на шлемах, была включена в римскую армию вместе с германским боевым кличем barditus. — Дорога викингов в Византию

Хотя большинство из них принесли свое оружие, когда вступили в Гвардию, они часто дополняли части из имперского арсенала и в конечном итоге переняли византийскую военную одежду и снаряжение.

Их самым отличительным оружием был топор, за что они получили прозвище ᾽πελεκυφορος φρουρα’, или «охранник с топором».

Стандартный тип построения при подготовке к бою заключался в том, что пехотные части выстраивались обычно позади кавалерии, второй линией, с соблюдением норм богатых византийских наставлений по военной тактике. Отряд варягов был разделен на батальоны по 500 человек, был в авангарде нескольких сражений и показал себя превосходно. Это была быстрая и гибкая часть армии, способная быстро обойти противника с фланга и запугать его.

Варяги носили тяжёлый железный однолезвийный топор Δανεζικο (данезико/датский). Это характерное оружие имело длину ствола 1-1,20м. и голова длиной около 30 см. Также их снаряжение сопровождал скандинавский меч с глубоким однолезвийным или амфистомным клинком, а также копья.

Их защитное снаряжение состояло из кольчужной брони, перчаток, стальных шлемов и щита. Их щиты были украшены геометрическими узорами по периметру и фигурами животных на основной поверхности, с изображением драконов или ворона, священной птицы бога Одина и символа викингов.

Во время Четвертого крестового похода в 1204 году отряд варягов оказал сильное сопротивление атакам крестоносцев, но не смог предотвратить падение Константинополя.

После 1204 года варяги покинули город вместе с аристократией и продолжали служить при дворе Никейской империи вместе с семьями Ласкарисов и палеологов, которым позднее в 1261 году удалось отбить город Константинополь.

Последние варяги в конце концов были этнически ассимилированы греками, но Гвардия оставалась активной по крайней мере до 1400 г. н.э., когда некоторые люди в Константинополе все еще считались «варягами».

Русское государство Владимира Великого оставило великое наследие. Он объединил в административном и культурном отношении развивающийся регион и превратил его в динамичное королевство. Православная церковь стала доминирующей церковью в Восточной Европе благодаря культурному влиянию Восточной Римской империи, создавшей византийско-славянское слияние с впечатляющими результатами в культуре и искусстве. Многие правители переняли императорские церемонии при своих дворах и приняли титул царя, который был славянским переводом византийского титула «Цезарь».

Эта культура стала основой, на которой впоследствии была построена великая Российская империя.

Находки из могил в Скандинавии свидетельствуют о том, что одежда, которую носил высший класс, находилась под влиянием императорского двора Константинополя и выставляла напоказ свое богатство, украшая себя шелковыми и золотыми нитями из Византии. Сильная связь между культурой викингов и греко-римской культурой, которая импортировала товары и идеи обратно в Скандинавию.

Болли Болласон – едет в Миклагард, желая открыть для себя больше, чем его родные исландские территории. Он поступил в варяжскую стражу и через несколько лет вернулся в родное место, полный богатства: «На нем была одежда из меха, которую дал ему Гарт-царь, на нем была поверх всего алая накидка; и на нем был подпояс Футбита, рукоять которого была покрыта золотом, а рукоять была выткана золотом; на голове у него был позолоченный шлем, а на боку красный щит с нарисованным золотом рыцарем. В руке у него был кинжал, как это принято в чужих землях […]. Laxdæla Saga

Восточная Римская империя, продолжение и развитие греко-римского наследия, блестящая империя, возможно, самое блестящее и долгоживущее государство, со своими кризисами, но и своим великолепием, оказала широкое влияние на все народы Восточной Европы, Западной Европы, Южной Европы и Северной Европы.

Она сформировала континент во всех аспектах в то, что мы теперь называем европейской цивилизацией в целом. Византия оставила нам славное наследие в области искусства и литературы, утончения нравов, философии и гражданского права, дипломатии и медицины. Сохранение всех древних знаний. Его сила и влияние формировали нашу сторону планеты на протяжении многих веков. На протяжении одиннадцати веков Константинополь был центром мира и служил грозным щитом для Европы.

По мере того как условия жизни в Византии постепенно становились все более тяжелыми и опасными из-за османских завоеваний, многие греки эмигрировали на Запад, увозя с собой произведения своей литературы. Сокровища классического мира: вечная эллинская цивилизация. Перевозя классические произведения на Запад и спасая их от рук османов, Византия даже на смертном одре оказала большую услугу человечеству и будущему развитию человечества. Это открыло путь к истинной свободе; вечное исследование знаний и ценностей. Древнее нравственное совершенство Αρετή (Арети), вечное и универсальное понятие добродетели.

Может быть, интернациональный коллапс, который мы сейчас переживаем, не случайность, а симптом тотального краха принципов и идей и других социальных явлений, положивших начало эпохе Просвещения, но переживаем ли мы культурный крах нашей европейской цивилизации с ее главным Цели сейчас — спекуляция, хвастовство в Instagram и покупка новейшего технологического гаджета, даже если он нам на самом деле не нужен, не понимая, что крупные корпорации и банки берут на себя контроль? Неужели мы снова живем в новом темном веке, не осознавая этого? Не заменили ли «верить и не сомневаться» новый, очень похожий, но замаскированный девиз?

На смену солидарности пришел индивидуализм, субъективность, индивидуальность и эгоцентризм. Таким образом, общество теряет свою сплоченность и саморастворяется в наборе конфликтующих личностей. Эго заменяет целое. «Я есть» теперь заменяется на «у меня есть». Таким образом наша западная цивилизация трансформируется из целостной социальной структуры в индивидуализированную, и, может быть, со временем она изнашивается, искажается и разрушается по мере того, как мы отрываемся от реальности? Что такое реальность? А Геракл? А как же Пифагор? А Платон? А Аристотель?

Типы древнегреческих мечей

Какие места путешествовал Одиссей | Трой, Исмарос и другие

Влияние истории Древней Греции на современный мир

9 мест в Европе, которые вы должны посетить хотя бы раз в жизни

На редкой византийской монете может быть изображен «запрещенный» взрыв сверхновой, произошедший в 1054 г. н.э.

Метро Салоников находит собственные музеи