Год когда крестили русь: Крещение Руси в 988 году

Содержание

Как крестили Русь. Рюриковичи. Собиратели Земли Русской

Как крестили Русь. Рюриковичи. Собиратели Земли Русской

ВикиЧтение

Рюриковичи. Собиратели Земли Русской
Буровский Андрей Михайлович

Содержание

Как крестили Русь

988 год сияет в русской истории как дата Крещения Руси. Но для византийцев это событие прошло незаметно: они считали, что Русь уже обращена при Аскольде и Дире, при том, что только князья и, может, некоторые дружинники сделались христианами.

Называют и другие даты Крещения Руси — 987-й, 989-й и даже 990 год. Ведь в 988 году крестили только Киев. Духовенство, посланное Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом, крестило киевлян, которых загоняли в воду Днепра дружинники князя.

При этом разорили капище с пантеоном прежних богов, а болванов покидали в воду. Когда Перун плыл по реке, киевляне бежали за ним с криком: «Выдубай, Боже! Выдубай, Боже!» Что можно перевести как «Выныривай, Боже!» Там, где Перун окончательно утонул, поставили стоящий до наших дней Выдубецкий монастырь.

Новгород крестил епископ Иоаким в 990 году. Новгородский тысяцкий Путята и Добрыня вступали в настоящие уличные бои с язычниками. Часть города сгорела, убитых были десятки или сотни. Позже появилась поговорка: «Добрыня крестил Новгород мечом, а Путята — огнем».


В Ростовских и Муромских землях язычество существовало до XIII века. Два первых епископа, посланных в Ростов, были изгнаны. Третий, святой Леонтий, погиб от рук язычников в 1073 году. Только епископ Исайя, принявший ростовскую кафедру в 1078 году, смог крестить Ростов. Тогда же святой Авраамий Ростовский повалил и изрубил болвана Белеса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. Русь и Московская Русь на страницах Библии

3. Русь и Московская Русь на страницах Библии
Перейдем к еще одному очень интересному вопросу – а что сказано о Руси в Библии? Напомним, что согласно нашей новой хронологии, Библия, в ее современном виде, была закончена по-видимому лишь в XIV-XVI веках [1]…[4]. Поэтому

1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь

1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа
Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь
В 1185 году на горе Бейкос около Ероса распяли императора Андроника-Христа. Возмущенные провинции,

10. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии

10. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала
Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии
В Библии, в книге Иезекииля есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! обрати лицо твое к ГОГУ В

1.

 Грандиозная Троянская война как месть за Христа. Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь

1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа. Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь
В 1185 году на горе Бейкос около Ероса распяли императора Андроника-Христа. Возмущенные провинции,

5. Тринадцатый век: грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь

5. Тринадцатый век: грандиозная Троянская война как месть за Христа
Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь
Крестоносцы мстят за распятого Андроника-Христа.В 1185 году в Царь-Граде распяли

Глава 3.

Русь объединяется, Русь готовится

Глава 3.
Русь объединяется, Русь готовится
Московскому князю Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, пришлось отстаивать свое право на великое княжение в упорной борьбе сначала с суздальско-нижегородским, а затем с тверским князем; причем оба они пользовались поддержкой

Церковь Сан-Самуэле, где крестили Казанову, и театр Сан-Самуэле, где играли родители Казановы

Церковь Сан-Самуэле, где крестили Казанову, и театр Сан-Самуэле, где играли родители Казановы
Мать Джакомо Казановы звали Мария-Джованна Фарусси, и она была дочерью простого сапожника, выбившейся в актрисы театра Сан-Самуэле (San Samuele), принадлежавшего богатому семейству

I ЮЖНОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ. ПОЛЯНЕ-РУСЬ. ДРЕВЛЯНЕ (ПОЛЕСЬЕ). ВОЛЫНЬ. ПОДОЛЬ. ЧЕРВОНАЯ РУСЬ

I
ЮЖНОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ. ПОЛЯНЕ-РУСЬ. ДРЕВЛЯНЕ (ПОЛЕСЬЕ). ВОЛЫНЬ. ПОДОЛЬ. ЧЕРВОНАЯ РУСЬ
Древнейшие известия о народах, занимавших Южнорусскую землю, очень скудны; впрочем, не без основания: руководствуясь как географическими, так и этнографическими чертами, следует отнести к

3. XIII век Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует крестовые походы на Царь-Град и вскоре центр империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь

3. XIII век
Грандиозная Троянская война как месть за Христа
Русь-Орда организует крестовые походы на Царь-Град и вскоре центр империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь
3.1. Крестоносцы мстят за распятого Андроника-Христа
В 1185 году в Царь-Граде (около Ероса) распяли

Зачем крестили Киевскую Русь?

Зачем крестили Киевскую Русь?
Продолжу рассказ о Кавказской Албании отступлениями, далекими от Кавказа, но близкими к его покорительнице – России. Короткими зарисовками попробую углубить тему и быть понятнее читателю. Тема у этого очерка сложнейшая, корни перепутаны,

Как крестили новгородцев

Как крестили новгородцев
Переломным моментом в истории Русского государства стало принятие христианства. По преданию, князь Владимир долго колебался в выборе религии, принимая и выспрашивая послов от разных вероисповеданий. Ислам понравился женолюбивому князю

IV. Угорская Русь под властью мадьяр. — Национальное пробуждение Угорской Руси после 1849 г. — Буковинская Русь

IV. Угорская Русь под властью мадьяр. — Национальное пробуждение Угорской Руси после 1849 г. — Буковинская Русь
Над Черемешем.Положение Угорской Руси под властью мадьяр было несравненно более тяжелым, нежели положение русских галичан. Здесь связи с Россией были еще

Карпатская Русь Карпатская Русь (Галицкая Русь, Буковина, Угорская Русь)

Карпатская Русь
Карпатская Русь (Галицкая Русь, Буковина, Угорская Русь)
Русины (русичи) живут в основном на землях Словакии, Польши и «Малой» Руси
1772 год. Галицкая Русь (главные города Галич, Перемышль, Звенигород) находилась под властью русской Литвы.1772–1918 годы.

Зачем крестили Киевскую Русь?

Зачем крестили Киевскую Русь?
Продолжу рассказ о Кавказской Албании отступлениями, далекими от Кавказа, но близкими к его покорительнице – России. Короткими зарисовками попробую углубить тему и быть понятнее читателю. Тема у этого очерка сложнейшая, корни перепутаны,

Сколько раз на самом деле крестили Русь

?

Сколько раз на самом деле крестили Русь
bolivar_s wrote in hist_etnol
August 3rd, 2017

Сколько раз на самом деле крестили Русь

Русь крестилась не единожды. Так утверждают униаты, так говорят и многие историки. Оспаривается не только традиционная дата крещения Руси, но и преемственность Русской Православной Церкви от Византийского Патриархата.

О чем молчат хроники

Сегодня тезис от том, что наше государство приняло крещение в конце X века, не подлежит обсуждению. Он приобрел значение неоспоримого догмата, несмотря на то что в этом вопросе существует множество пробелов. К примеру, даже авторитеты Православной Церкви склонны думать, что дата крещения – 988 год — может быть приблизительной.

В советской историографии получила популярность точка зрения, согласно которой при святом Владимире крестилась не вся Русь, а только сословная верхушка. Государство при этом продолжало оставаться преимущественно языческим.

Любопытно вот что. В иностранных источниках X-XI веков исследователи до сих пор не нашли свидетельств о крещении Руси в 988 году. К примеру, историк-медиевист Федор Фортинский в 1888 году – в канун 900-летия «Владимирова крещения» – проделал обширную работу, отыскивая в европейских источниках хотя бы малейшие намеки на столь знаковое событие.

Ученый проанализировала польские, чешские, венгерские, немецкие, итальянские хроники. Результат его поразил: ни в одном из текстов не нашлось хоть каких-либо сведений о принятии Русью христианства в конце X века. Единственным исключением стало сообщение немецкого каноника Титмара Мерзебурского о личном крещении великого князя Владимира в связи с намечающейся женитьбой.

«Еще более странным является молчание православных источников, в первую очередь, византийских и болгарских. Идейно-политический момент в этом случае кажется самым важным», – пишет историк Михаил Брайчевский. И действительно в значимых письменных источниках Византии мы находим сведения о падении Херсонеса, договоре Владимира Святославича с императором Василием II, вступлении в брак киевского князя с принцессой Анной, участии русского экспедиционного корпуса в междоусобной борьбе за константинопольский престол, но ни слова о крещении.

Чем же объяснить отсутствие сведений в иностранных хрониках о крещении Руси при Владимире? Может, тем, что христианство пришло на Русь в другое время или наше государство крестилось не один раз?

Полемика

В конце XVI столетия часть иерархов Западнорусской митрополии решила укрепить свои позиции через связь с Римом, что привело в 1596 году к скрещиванию западной и восточной ветвей христианства – униатству. Событие вызвало конфликт в среде западнорусского общества и заставило переосмыслить не только догматические расхождения православия и католицизма, но и всю историю взаимоотношений двух Церквей.

Одной из главных тем, обсуждаемых полемистами, было возникновение христианства в Древнерусском государстве. Как важнейшее событие в русской истории оно принципиально влияло на характер национальной и религиозной идентичности. Среди множества поднимаемых вопросов были следующие: источник крещения (Константинополь или Рим), история самого крещения (кем и когда), было ли произведено крещение во время схизмы или единства Западной и Восточной Церквей, при каких Патриархе и Папе оно проводилось.

В одном из главных источников идей русского униатства — сочинениях теолога Речи Посполитой Петра Скарги — утверждалось, что крещение Русь приняла от Патриарха, послушного Риму, и произошло это в IX столетии, то есть задолго до крещения Владимира, когда Церковь была едина. Другими словами, он доказывал, что Русь крестил Рим. Подчиненность Русской Православной Церкви Римской митрополии, по мнении Скарги, подтверждалась документально – подписью митрополита всея Руси Исидора под Флорентийской унией в 1439 году.

Множественные крещения

Еще один униат – архиепископ Смоленский Лев Кревза — выдвинул мысль о тройственном крещении Руси. Первое, по его мнению, произошло в IX веке при византийском Патриархе Игнатии, второе – в том же столетии во время миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия, и третье — общепринятое — при Владимире.

Концепцию двойственного крещения Руси предлагал духовный писатель, архиепископ Полоцкий Мелетий Смотрицкий. Одно (упоминаемое Кревзой) крещение, произошло в 872 году при Патриархе Игнатии, якобы послушном Папе Николаю I, и связано было только с Галицкой Русью. Принятие христианства Киевской Русью при Владимире Смотрицкий относил не к 988-му, а к 980 году. При этом он утверждал, что Патриарх Николай Хрисоверг, благословивший крещение Руси, был в единстве с Римом.

В «Палинодии» архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии Копыстенского речь шла только об одном крещении, которому, однако, предшествовали три «уверения». Первое – «уверение Россов» – Копыстенский связывает с традиционной легендой о путешествии апостола Андрея по русским землям.

Но дальше всех пошел православный епископ Сильвестр Коссов, выдвинувший в 1630-х годах гипотезу о пятикратном крещении Руси: первое — от апостола Андрея, второе — в 883 году при Патриархе Фотии от Кирилла и Мефодия, третье — миссия епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году (также при Фотии), четвертое — при княгине Ольге в 958 году и пятое — при Владимире. Все крещения, по словам Коссова, произошли od graekуw (от греков).

Западнорусский богослов Лаврентий Зизаний в Большом катехизисе, созданном в начале 1620-х годов, по сути объясняет почему поднимаются вопросы о множественном крещении Руси. Он пишет, что «крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно», так как в результате первых трех крещений «мала часть людей крестищася».

Современные исследователи серьезное значение придают гипотезе о крещении Руси от киевских князей Аскольда и Дира. По мнению известного специалиста по славянской культуре, историка и археолога Бориса Рыбакова, христианами в середине IX века стали главным образом представители древнерусской социальной элиты. Однако данное событие ученый рассматривает на общегосударственном фоне, как имеющее непосредственное значение для дальнейшего развития Руси.

«Редактор «Повести временных лет», — пишет Рыбаков, — по каким-то соображениям утаил от нас это событие и приписал крещение Руси князю Владимиру Святославичу. При этом летописный рассказ оказывался в противоречии с включенным в летопись текстом договора 944 г., где прямо говорится о христианской Руси и о церкви св. Ильи в Киеве».

Зачем весь спор

В ведущейся много столетий полемике вокруг крещения Руси кроме проблемы количества крещений и значимости того или иного крещения в масштабах Древнерусского государства на первый план выходит вопрос преемственности христианства. Кто является крестным отцом Руси – Рим или Константинополь? Все это зарождалось в рамках противостояния униатов и православных в Речи Посполитой и выразилось в борьбе двух лагерей за приоритетное право говорить от имени «Руси».