Гибель князя святослава: Место гибели князя Святослава: поиски, легенды, гипотезы, мистификации

Читать онлайн «Жизнь и смерть князя Святослава. Князья и воины», Любовь Сушко – ЛитРес

© Любовь Сушко, 2018

ISBN 978-5-4493-9650-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

КНЯЗЬ – ВОИН

И БЫЛ ОН ТОЛЬКО СЛАВНЫЙ ВОИН

Пролог

 
Мчатся дивные кони, тихо тают в тумане,
Возвращается страсть, и сражение манит.
Нас опять окружают дивных викингов песни,
Это старые мифы в поднебесье воскресли.
И князья удалые будут к нам благосклонны,
И проносятся кони, и глядят удивленно.
Там волхвы молодые, нет пленительней магов,
И еще остается, и любовь и отвага.
 
 
– Что ты снова за саги, нам бы надо про чувства,
Но опять побеждает, и любовь и искусство.
И прекрасные девы во мраке встречают,
И родные напевы снова нас окружают.
Кто там – свет этот дивный? Там красавица Лада,
Где-то в шелесте ливня и любовь и отрада.
Это Русь дорогая в дивном свете и звоне,
И несутся куда-то наши легкие кони.
 

2.

 
Мы встречаем их снова в тиши на рассвете,
Мир прекрасный и новый там солнце осветит,
Это гордая ведьма с русалкой воркует,
Все растаяло где-то, только Русь торжествует.
Никаким басурманам ты уже не подвластна,
И не взяли обманом – старались напрасно.
Там волхвы молодые, нет пленительней магов,
Нам еще остается, и любовь и отвага,
 
 
Нам останутся саги и песни о битвах,
И лежат они где-то в курганах забытых,
Но однажды проснутся и, даль рассекая,
Снова песни польются, на Русь увлекая,
И прекрасные девы во мраке встречают,
И родные напевы снова нас окружают.
Возвращается страсть, и любовь тебя манит,
Мчатся дивные кони, тихо тают в тумане….
 

Был он воин и только. И детям своим кроме преданности оружию и ратной доблести, ничего более передать не мог. И в русской истории ВОИНОМ остался. Опаленная гибельным пожаром Искорстаня, душа его не могла найти покоя.

Повести временных лет.

И БЫЛ ОН ТОЛЬКО СЛАВНЫЙ ВОИН

И начнем мы повествование о Святославе, сыне Олега и Ольги, воине воинов и князе князей. Не грешно и нам сегодня, присоединяясь к бесчисленным сказаниям и легендам, написать еще одну. Пусть сей славянский король Артур, спавший до сих пор богатырским сном, воскреснет снова и промчится на коне своем боевом, по тем землям, которые он когда- то защищал и завоевывал, поливая собственной кровью. Он достоин того, чтобы мы, сколько бы времени не прошло, помнили о нем.

Вступление

И снова белый лист бумаги. И снова комната, забитая книгами, рукописями с замысловатыми записями. И имена, имена Гостомысл, Рюрик, Олег, Ольга – далекие наши предки становятся ближе, роднее, понятнее.

Мой собеседник смотрит в пустоту, куда-то выше моей головы, он отключился от реальности, хотя и внимательно следит за каждым движением. И с ним я постепенно перебираюсь в прошлое, и нереальным кажется настоящее.

Эпоха четвертого славянского князя. Он был после Рюрика, Олега и Игоря с Ольгой. Его знают лучше предшественников, о нем так много писали в древних рукописях, им восхищались.

Его мы видели в младенчестве, рядом с матерью его княгиней Ольгой, когда полыхали города древлян. Он видел, как она мстила коварным за гибель отца его. Отмечали, как угрюмо взирал он на происходящее. Кажется, что он рос у нас на глазах, и ушел от матери своей, не желая принимать христианство и подобно отцу своему оставаться до конца дней в тени Олеговой.

– Ты рвался о Святославе поведать, – Напомнила я на этот раз моему вечному рассказчику.

Но дух противоречия в нем неистребим.

– Рвался, когда ты меня о викингах и Рюрике пытала, а теперь не хочу.

– Что так? – удивляюсь я, понимая, что если он и на самом деле не хочет этого, то заставлять его бесполезно, он слишком упрям. Но, скорее всего он только капризничает и набивает цену. Я знаю, как любит он говорить о Святославе, может быть потому, что бывал с ним чаще, чем с другими, и виноват перед ним больше, чем перед ними. И он считает его главным своим завоеванием, отвоеванным у ненавистной христианки – княгини Ольги.

В противовес светлому, мудрому и прекрасному Олегу, которого невозможно не любить, Святослав иногда кажется таким суровым, что любить его невозможно, он жесток и упрям. Но истина где-то посередине. Многое наносное, придуманное врагами о князе позднее. Стоит только вглядеться и вслушаться, понять, как было на самом деле и ясно, что это не так. Трагедия эта более страшна и глубока.

И мы любим его, гордимся им, и вслушиваемся в ту историю, которую поведали нам древние летописцы.

Есть особые люди, особые события, особенные обстоятельства.

– Да что Олег, – врывается в мой внутренний монолог Мефи, о нем я успела почти забыть к тому времени. Я могла бы заступиться за Олега, но думаю теперь о князе Святославе – упрямом мальчике, брошенном в водоворот недетской борьбы, храбрейшем из мужей, и мне не хочется снова уходить в Олеговы дали. Хотя Олег и Святослав – это две стороны одной медали, две половинки души нашей.

– Его Бог погубил, – тяжело вздыхает собеседник мой, и я уже не понимаю, о себе или о князе он говорит, и напряженно жду объяснения. Он знает, что я его жду, и долго молчит.

– Почему ты так говоришь? – спрашиваю я.

Он не верил его и отвергал, и остается его вечным противником на все времена. Ему нет никакого дела до Бога.

– Так то оно так, но он никак не оставляет нас в покое. Мы никак не можем успокоиться. И князь ждал подвоха, постоянно, еще больше, чем верующий о нем думал, и не то, чтобы боялся, он ничего на свете не боялся, он ничего в мире не боялся, но оглядывался постоянно, – задумчиво рассуждал бес. Кажется, я понимала его, а может, только догадывалась о том, что, скорее всего он, говорит правду. Хотя вполне возможно, что он просто издевается, и запутать меня хотел. Не потому ли сейчас так насмешливо и злорадно взирает из-за угла своего.

– Князь слишком любил воевать, со всеми без исключения, начал говорить он, и я настраиваюсь на эту волну.

– Он был наказанием для матери своей, но и Владимир стал сущим наказанием для него, – вдруг догадываюсь я, удивляясь тому, как неумолимо, невероятно все повторяется. Как взаимосвязано одно с другим.

И снова тризна, как когда-то, когда мы с ним впервые встретились. И Ольга была молодой и яркой. Только это не языческая тризна, а христианская панихида. Действо новое и оно кажется чудным для них. Какой невероятный путь проделала княгиня Ольга. Бес спокоен и неутомим. А мне нет, и не может быть покоя, хотя и не ясно почему. Я понимаю., как неуютно, пусто и уныло должно быть Святославу на этих похоронах. Какими чужими и далекими они должны казаться ему, и все-таки он не осмелился нарушить волю матери, и распорядился похоронить ее по христианскому обычаю, хотя это доставляет ему почти физическое мучение.

Но ничего, завтра все изменится, он просто уйдет от новой веры, неистребимой в их душах. Она медленно, словно паутина, охватывает их тела. Но сам он никогда не будет причастен к этому и останется до конца со старыми богами. Она одолеет язычество только после его ухода, но не в его бытность. Благими намерениями он стелет себе дорогу в ад, смешно, больно и грустно все происходящее там.

Говорят, что Боги жестоко мстят. Уж, не из той ли самой чаши пил он и просил понести ее мимо – не вышло.

А память возвращает нас к самому началу его пути. В те дали. К тем необъятным просторам. И князь – воин в белых одеждах, во всей красе своей в полный рост встает перед нами, улыбается загадочно и молчит. Его трудно представить улыбающимся. – Суровый, наверное, так прозвали его недаром. И я пытаю беса, почему он не показывал ему духов своих. Отчего этот князь – язычник оказался оторван и от земных, и от водных и от домашних духов, они никакой роли почти в жизни его не играли.

– Я показывал их только тем, кто сам на них посмотреть хотел, – упрямо говорит он, а Святослав только на свой меч наделся и считал их пустой забавой, вот и пусть обходится, как знает, – он скорчил при этом обиженную мину.

Каждый мир существует таким, каким мы его хотим видеть. Если Олег верил в то, что подводное царство существует, и был с ним душой связан, то для него так это и было на самом деле, а если Святослав не обращал на это никакого внимания, то для него ничего этого и не было никогда, – пожал плечами бес.

Да и у нас нынче мир такой, каким мы его себе представляем.

– Но ты был жесток по отношению к нему, – не удержавшись, упрекнула я его, зачем ты заставил его заглянуть во Владимировы времена?

Он должен был все это увидеть и понять. Любой рано или поздно столкнется с делом своих рук.

Так мы и отправились в Святославовы времена на первую христианскую панихиду княгини Ольги.

ДО КНЯЗЯ. СОН О РЮРИКЕ И СКАЗ ОБ ОЛЕГЕ

СВЕТ ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЫ

 
В тумане веков проступают прекрасные лица,
И древние саги становятся ближе в тот миг,
Дружина в походе, но князь Гостомысл неистов,
Он думает снова о людях и землях своих.
Он видел во сне, как сыны его гибли внезапно,
И юные внуки остались в тумане снегов.
Несется дружина по полю с отвагой, с азартом,
И снова разят его воины грозных врагов.
Что будет потом, нет, не хочется думать об этом,
Земля завоевана, кто же ее сохранит.
И викинги снова подходят к границам, и с ветром
Их грозная песня над миром славянским летит.
 
 
2.
Рассвет, и в тумане мелькают знакомые лица.
И древнего города вижу опять я холмы.
– Что нынче случилось? —Сражение, воинам биться
Придется с врагами, и пали в той схватке сыны.
А дочь пленена, и ее увозили куда-то,
Остался один, и молчит среди этих холмов,
На тризне печальной давно посчитали утраты,
Князь стар и устал, он не в меру сегодня суров.
– Идите туда, посмотрите, родится там Рюрик,
Скажите ему, что я буду лишь воину рад.
И воины снова в просторы снегов заглянули,
Ушли к королю, и никто не вернулся назад.
3.
 

Он рос и мужал среди этих снегов и дружины,

 

И был он чужим, как не чувствовать это опять.

И лишь королева смотрела печально на сына,

И страшную тайну хранила, ей слез не унять.

– О чем ты, зачем ты мальца этой сказкой тревожишь? —

Суровый король все прощал ей, а тут не сумел.

И где-то в снегах, узнавал он пока осторожно

О дальней земле, ею дед его грозный владел.

– Я жду тебя Рюрик, – над миром суровым несется, —

Вернись, чтобы княжить, пусть в Ирии наши сыны,

Но мир сохранен, ты надежда и яркое солнце,

И тихо склонился Орел седовласый над ним.

4.

Тогда и проснулся средь ночи кромешной орленок,

Сорвался он с места, и бросился в небо опять.

– О, что с тобой Рюрик? – спросила она удивленно.

И гордая Гида умела с ним рядом летать.

– Мы скоро отправимся в мир, где царили славяне,

Зовет меня дед, я останусь там князем навек.

И гордая птица кружила в тиши над полями,

Пока от бессилья не падала комом на снег.

Но даль эта снова в тумане небесном вздыхала,

И странные песни казались сегодня родней,

И гости внезапно врывались: – Славяне, слыхала,

Отец твой их шлет, отправляй же им сына скорей.

5.

 
Молчит королева, навеки придется расстаться,
Но здесь удержать его сможет она навсегда?
И Одда нашла, как умеет мальчишка сражаться.
– Иди, туда, милый, его загорелась звезда.
И ты завоюешь тот мир, это пряхи сказали,
Поможет Перун, будет Велес с тобою, мой друг.
И слушал чужак, и внимал и любви и печали,
И меч он сжимал, воевода и воин, и друг.
А Рюрик летел в эти синие дивные дали.
Впервые увидел, и понял, какой там простор.
– Смотрите, о, братья, мы только во сне пировали
На землях славянских, но час нам вернуться пришел.
 

6.В Новгороде

Старик умирал, он смотрел безнадежно на небо,

И снилось ему, как когда-то он шел по полям

В неведомый город, где жили лишь гордые предки,

– Домой возвращаться велели, о, други, и нам.

И люди в тоске и тревоге его не оставят.

Пусть гибли до срока, но где-то светился вдали

Сожженный Славенск, он в трясине болотной восстанет,

Он будет сиять, защищенный в тумане любви.

Его они строили вечность, и век защищали.

Он был неизменно их князем – суров и красив,

Но дни сочтены, и уже окружили печали.

Дождется ли Рюрика. Песни унылой мотив.

7.

Там викинги пели о мире, оставленном где-то.

– Опасность над нами? – хрипел, задыхаясь, старик.

Но не было больше ни солнца, ни дивного света,

Лишь Велес могучий над телом застывшим стоит.

– Предайте огню, – он твердил, – и оставьте до срока,

Пусть видит воитель, что мир его дивный спасен,

Я сам проведу этих викингов, всюду болота,

Но Рюрик летит, и дружиною он наделен.

И вспыхнул костер погребальный над этой равниной,

И скорбные воины видели славный конец,

А в миг, когда князь этот мир так спокойно покинул

Явился из леса, красивый и сильный юнец.

8.

 
– Здесь мир твой, о, Рюрик, – твердил ему радостно Велес, —
Он был до тебя, он останется после, поверь.
Пришел навсегда ты, и птицы в тумане распелись.
Иди и владей, мой орленок, землею своей.
Ты будешь силен вместе с девой снегов и Олегом,
Потомки твои эту землю потом сберегут.
И слушая Велеса, кони чужие с разбега
Призывно храпели и таяли где-то в снегу.
И вышел к кургану силен, знаменит и прекрасен,
И тень Гостомысла металась в огромном костре
– Дождался, – хрипел он устало, – как радостен праздник,
Наш Рюрик вернулся, останется он на земле.
 

9.

 
В сиянье весны к ним спускалась веселая Лада,
И с Чашею Сварога вышел Ярила к нему.
– Храни ее вечно, за верность и силу награда
И дивная чаша – Жар-птица осветит ту тьму.
Поднял ее воин, и тьму в тишине осевшая,
Все поняли снова, не русич, но светлый их князь,
И гордые викинги, в битвы отважно шагая,
Сражались и гибли, и вновь поднимались, смеясь.
Там Игорь родился в плену этой силы и воли,
И мир озаренный казался сильней и прекрасней,
Гроза в небесах, – им Перун говорит, что доволен,
И беды отступят, Купалы приблизился праздник
 

10

Князь вместе с Олегом на дивной поляне пирует,

И девы, и духи его в тишине обступают.

И мир, возрожденный с ним вместе смеется, ликует.

Жар цвет из болота им Одд в этот год добывает.

Он смело прошел все тропинки, врываясь в пучину,

В дремучем лесу его духи и звери пугали,

Но викинг прошел, и тот мир никогда не покинет,

О, огненный свет, он желания все исполняет.

И дева прекрасная к викингу нынче прильнула,

И Рюрик смеется, – Ты будешь удачлив, мой друг.

И огненный цвет сама Лада ему протянула,

Рассвет наступил, жизнь врывается в яростный круг.

11.

 
Так Рюрик наследника миру спокойно оставит,
И с ним воевода, им вместе сражаться опять.
И древние боги помогут, и яростно правит
Отважнейший воин, и княжич готов воевать.
И к древнему Киеву снова ладьи их уходят,
В неведомый мир, отправляется нынче Олег,
И он покорится, и девы в тиши в хороводе
За лучшим из воинов снова стремились на брег.
– Иди там и правь, – говорил ему Велес спокойно, —
С тобою мой Киев, останется, знаю, в веках,
К Днепру приближался отважный и яростный воин,
И чашу сжимал в этот миг в своих сильных руках.
 

12

 
И Чаша напомнила миру о воле и власти,
И Киев сдается на милость, и он покорен.
Какие там битвы, какие там грозные страсти,
Смирит их Олег, и с хазарами справится он.
Потом засветилась в тумане звезда Византии,
Царьград рассмеется, угрозу услышав вдали,
Да рано смеются, еще им сраженья такие
Устроят Олеговы воины, только смотри.
И щит на вратах, и печали, и слово о Чаше,
И древние боги сильны с ним, и дивная Русь.
И сам император о мире просивший все чаще,
На пир поспешил, не скрывая и ярость, и грусть.
 

13.

 
Смотрел он в глаза, снова видел:– Не русич упрямый,
А викинг могучий сражается с ним до конца.
Признать пораженье – начало и боли и драмы,
Распятый Царьград не поднимет пред князем лица.
Уходят до срока, там, в Киеве, ждут их хазары,
И земли родные придется еще защищать,
И юная Ольга влюбилась в Олега недаром,
И лишь усмехнулся усталый и яростный князь.
– Ты будешь над ними и миром, о, юная дева,
Мой век завершен, я не смею противиться боле,
Смотрел он на Велеса и не скрывал больше гнева,
Но викинг метнулся внезапно в бескрайнее поле.
14.
 
 
– Мне к Рюрику нынче на пир и на бой собираться,
Закончены дни, мир иной и иная борьба.
И волхв с ним рядом, и надо им в небо подняться,
И к дубу священному снова уводит тропа.
Могучие руки его эти ветви сжимали,
И видели все, как врывался он яростно в небо,
И там Берегини с улыбкой его провожали,
И Ольга страдала, смотрела то тихо, то немо.
– Прощай, властелин, нам еще на земле оставаться,
Но вынесем все, и уже подрастают сыны,
Князь Игорь смотрел, как звезде в небесах загораться
Еще предстояло, и видел тревожные сны.
 
 
15.
Он видел древлян эти дикие жуткие рожи,
Толпа приближалась, расправу над ним учинить,
И станет поход для него тем погибельным роком,
Он звездную Чашу не смог удержать, и поник.
И Ольге тогда оставаться придется вдовою,
И мал Святослав, что за доля теперь у юнца.
– Как страшен мой сон, и какие он дали откроет.
И князь уходил, вспоминая во мраке отца.
– О, Рюрик, спаси, помоги мне в седле удержаться,
Хрипят мои кони, и мир надвигается зло.
И странные тени над этой землею теснятся,
И дивные духи пытают его на излом.
16.
 
 
Так мал Святослав, а жена моя силы не зная,
Не сможет остаться одна, помоги мне опять.
Но черные кони, куда-то по тьму улетают,
Пред вечной бедою и смертью останется князь.
– Почто ты оставил, нелегкая Доля такая,
Вернее Недоля меня не оставит вовек.
Древляне из бездны к нему в этот вечера шагают
И падает Игорь в печали бесстрастно на снег.
Лишь волки над миром поверженным яростно воют.
Мелькнул и погас над главою кровавый закат.
Вдруг отрок проснется, и женщина, ставши вдовою.
Заплачет о князе, но он не вернется назад.
 
 
17.
Врывается тень, и просила она об отмщенье,
Не будет покоя ни мертвым теперь, ни живым,
Древляне трепещут, им тоже являются тени.
– Горим мы в огне, мы в бессилии вечно говорим.
Но надо смириться, а как еще можно смириться?
И хочется снова остаться в тиши у огня.
О, Русь моя, снова мне время лихое приснится,
И князь Святослав не отпустит в реальность меня.
Несутся куда-то во тьму одичалые кони,
И воины немы на дикой охоте своей.
Душа замирает во мраке от вечной погони.
И дивная Русь проступает в тумане ясней..
18.
 
 
Там пир или тризна, не знаю, мой ангел, не знаю.
Но слышу Бояна, и песнь его нынче ясна,
И снова дружинники князя в тиши вспоминают.
Высокая женщина, кто же, скажите она.
Живет моя Русь, и ее охраняют поэты,
И светлые песни, над миром весенним летят.
И белые кони идут к водопою с рассветом.
Очнулся от сна, и выходит из гридни наш князь.
И в этом порыве, о русич, с тобой мы едины,
Нас черные тени не смогут, я знаю, смутить,
И новая песня становится снова былиной,
И голос Бояна над милой землею летит.
 

Часть 1 Из будущего в прошедшее

Глава 1 Разрушить все

Отзвучали голоса панихиды. Тело Ольги было предано земле по христианскому обычаю. Святослав старался исполнить ее наказ. И приближенные с опаской говорили о том, что он может к ее богу взор обратить, а к их Перуну охладеть. Так изменился он в эти скорбные дни. Обещания, данные матери, были исполнены. И если она все это видела с небес, то должна быть довольна происходящим. Но сам он твердо знал, что это первая и последняя уступка ненавистной, чужой вере, которая одурманила и некоторых воинов его, но сам князь точно знал, что останется, тверд в своих убеждениях до конца.

И еще один человек среди собравшихся – греческий священник не питал иллюзий по этому поводу. Отслужив панихиду, он понял умом и чутьем тонким, что для него закончилось благодатное время. Он должен расстаться с иллюзиями о том, что ему удастся сладить с новым князем, не случится это, пока он жив и правит в этом мире. А бороться и яростно сопротивляться ему сил в себе он не находил. Он останется здесь, (его предшественник ушел без всяких объяснений), но все, что происходит, больше не станет играть никакой роли, все напрасно. Костер, который вспыхнул при княгине Ольге, молодой князь безжалостно затушил. Он ждал, пока его пригласят к Святославу, но этого не случилось, и у него не хватило духу напоминать о себе. Тогда он неожиданно для себя стал собираться в путь, и поспешно покинул границы земель русских. Что еще ему оставалось в изменившемся мире?

Все знали о том, что крутого нрава Святослава больше никто не сможет усмирить. Вот и приняв неожиданно решение, он тверд был до конца.

Но как трудно привыкнуть к новому положению священнику, прожившему относительно благополучно десяток лет, и ни в чем отказа не ведавшего. За это время он успел уверовать в победу истинной веры над окаянным язычеством, но все возвращалось на круги свои, все оставалось неизменным для него. Подвергать себя страшной опасности быть принесенным в жертву на старости лет он не хотел, потому и уходил без возврата. И что мог он против веча и гнева княжеского? Да ничего не поделаешь с этим. И рвал связи, и оставлял завоеванное. Он и раньше знал, что Ольга не вечная. Но упрекал своего бога за то, что она ушла слишком быстро. Почему нужно было безжалостно растоптать росток, потянувшийся к солнцу и свету, кому и для чего нужно такое жуткое испытание. Он не мог понять это, как ни старался. И росток, хотя и вырос, но очень быстро зачах. Может быть, князь образуется и на него сойдет просветление, ведь и княгиня Ольга не сразу стала такой. Но пока ему в это верилось с трудом, и никакой надежды в душе не оставалось больше.

 

Когда он столкнулся с ним в последний раз, то в холодных глазах его не заметил и тени прозрения, ничего не осталось, кроме злобы и ярости. Но Ольга тогда была жива и сильна, как всегда, и она быстро освободила его из темницы, куда бросил его Святослав, а теперь он просто спасал свою жизнь. Князь отыграется сполна, может быть прибьет его как собаку, и никакой пользы никому от этого не будет. А он всегда славился разумностью.

Монах, усевшись в карету, еще раз оглянулся на растаявший навсегда город. Он поставил последнюю точку. Никогда больше не ступит его нога на эти земли.

Но куда отправляться? По дороге он задумался не о прошлом, которого не вернешь, а о грядущем. Через несколько дней корабль отбудет в Царьград. Только туда лежала его дорога. Пока на время он должен был побывать там, а потом все видно будет, ведь век человека короток, княжеский еще короче, а у такого, как Святослав, он может и из пары лет состоять, если не меньше. Ему хотелось верить в то, что все так и будет. Он отдохнет и обдумает все хорошенько. Надо рассказать императору о последних днях и кончине Ольги, оправдать свой побег и заверить, что он снова будет там, повелитель еще и оглянуться не успеет.

Но побег оставался побегом, как бы его не называть, из-за этого еще долго будет мучить совесть, и мысленно он будет готовить пылкие и яркие речи для оправдания, а уж в том, что он был пылок и красноречив, знали все.

И стыдно ему было перед усопшей княгиней и теми немногими русичами, которые поверили ему и пошли за ним, не устрашившись грозного князя. Но так устроена жизнь, теряя что-то, человек обретает значительно больше, ему всегда воздается по заслугам.

Гибель князя Святослава Игоревича | Фигурки

29.10.05 [14:29]
Flashworm

Алексей, вы молодчина! Динамично и экспрессивно! Древнюю Русь я прямо-таки обожаю. Сам хочу в ближайшее время че-нибудь создать по тематике войн князя Святослава (может, даже его самого.)Святослав, насколько мне известно, ничем не выделялся из своих воинов, потому и вооружен как простой дружинник. Вопрос есть только по щиту, по-моему он должен быть с ручным хватом (перекладиной по всему диаметру щита с рукоятью в районе полого умбона.)Обмотки на руках я не видел ни на одной из реконструкций (виденных мной).Ножны вроде бы просто вешались через плечо, можно было бы ему повесить боевой нож на пояс…Посмотрите реконструкции Олега Федорова (в частности, реконструкцию дружинника из Гульбища), Петра Васина. А какой литературой вы пользовались при создании этой фигуры?

 

29. 10.05 [14:33]
Константин Капитонов

Прекрасная работа!Масштаб выполненных работ вызывает УВАЖЕНИЕ.<br />
По историческим деталям снаряжения и вооружения не силен, пусть другие говорят. Но вот приходилось читать, что природные варяги , вожди и князья чуб и усы обязательно красили синим.<br />
Еще раз, молодец, Алексей !

 

29.10.05 [15:30]
Менелай

Мне понравилось!!!

 

29.10.05 [16:51]
Андрей Уваров(Ferdinant)

Очень…

 

29.10.05 [17:56]
Станислав Кривошеев(m-88)

Золотые у автора руки!!!<br />
С уважением.

 

29.10.05 [23:06]
Игорь Немилов

Не буду обсуждать историчность костюма… Думается, г-н Flashworm более компетентный в этом вопросе союеседник…<br />
Но тщательный подход к теме и изучение персонажа вызывают уважение!<br />
Признаюсь, мне не понравилась кольчуга. .. Очень смахивает на вязанный свитер. Совсем не «кольчужный» рельеф… Учитыывая, что сама фигура относительно большая, имитировать кольчугу возможно очень реалистично!<br />
С уважением1

 

30.10.05 [03:13]
Dead

Очень здорово сделано.<br />
Автор большой молодец. Почёт ему и уважение =-)

 

30.10.05 [11:05]
Руслан Слюсаренко

Замечательно!Токая проработка мелочей,одна кольчуга чего стоит-ровные рядки,видна глубина колец и удачная роспись.Хорошо видна мимика лица-поднятые брови у устремлённые в верх глаза подчёркивают трагичность произшедшего.Мне очень понравилось!Желаю удачи на конкурсе!

 

30.10.05 [16:13]
Schturmgestulz

Классно. Единственное хотел спросить: а что в траве рядом с воткнутой в землю стрелой лежит?

 

30.10.05 [22:04]
Александр Иванов

к9: тоже задался этим вопросом. Судя по султану и острию, это печенегское сломанное копье.

 

31.10.05 [07:01]
ZuZu

Стрела при такой длине должна пробить парня насквозь.<br />
<br />
к 6. А почему тут не сказал о непропорциональности? А кальчуга плелась не только колечками, тут вполне неплохо показан один из таких способов.

 

31.10.05 [10:43]
Sniper

Очень понравилась текстура дерева на щите, скульптура на высоте.

 

31.10.05 [14:46]
Michael Neradkov

Супер!! Замечания по одежде <br />
— про кольчугу уже сказали <br />
— ремни толстоваты<br />
— и не припоминаю щитов с плечевым хватом на то время, только «кулачники»

 

31.10.05 [18:41]
ARES

Великолепно! Просто великолепно! Спасибо большое автору за проделанную работу. Очень понравилось удачное исполнение лица и кольчуги, внимание автора к деталям, великолепно сделанная кожа (от эксплуатации она как раз такой и становится), да одним словом всё отлично сделано. <br />
<br />
Продолжая начатое Flashworm-ом, выскажу некоторые замечания по работе:<br />
1. Кольчужку надо бы поржавее сделать, вряд ли у князя было время её постоянно чистить, да и наличие зарубок на зерцале рядом с новёхонькой кольчугой как-то странновато.<br />
2. Само зерцало — а было ли оно тогда? Хотелось бы исторического подтверждения, потому как зерцало как деталь доспеха — это уже 15-й век.<br />
3. Если вы утверждаете, что на нём кольчуга двойного плетения — то вряд ли бы её пробила стрела. Это не 13-й век, мощных боевых луков с натяжением в 50 кг и более ещё нет, тем более у печенегов, и кольчуга от стрел защищала надёжно, а уж тем более — двойная, её и делали для того, чтобы была непробиваемой. <br />
4. Очень неплохо было бы показать на диораме рядом с князем слетевший с головы шлем — всё-таки не киногерой перед нами, голову тогда берегли первым долгом.<br />
5. Оковка на щите — её не было и быть не могло. На фото 4 она выглядит настолько монументальной, словно не щит Ярослав держит, а колесо тележное. Щит обтягивался кожей и только, советую поправить это дело в первую очередь. Да и металлические детали на щите, коими крепится подушка, вряд ли были настолько массивными. <br />
6. Сам щит. О том, что он мог быть только с кулачным хватом, особенно при наличии на оном умбона, уже сказано. Кроме того, на нём должны быть соединительные планки (которыми соединяются изнутри доски, составляющие щит).<br />
7. Обмотка на руках — её тогда не было в принципе. Обмотка на ногах — она была, но выглядела не так, плетёная тесьма накладывалась поверх обмоток куда гуще, так, что зачастую самих обмоток видно не было. И потом — даже при намотанных на ногу обмотках вряд ли голень будет столь монументальной толщины, у вас вроде как на ногу намотали набивной наголенник.<br />
<br />
Но, несмотря на эти мелочи, работа вызывает уважение и восхищение. Вы молодец!<br />
<br />
2 Flashworm — ножны там как раз на месте. За спиной их носили только highlander-ы (и то, это были ножны для двуручей) и Ксена в известном фильме.

 

31.10.05 [19:00]
Александр Паскаль

Князь мог бы и побогаче облачиться после походов на Балканы, и самое главное — нашейные гривны и браслеты на запястьях из золота или серебра.

 

31.10.05 [19:38]
BlackSabbat

ZuZu, это через кольчугу стрела должна была пробить насквозь?

 

31.10.05 [22:01]
Flashworm

Арес, я имел в виду то, что ножны висели именно в районе пояса, но не на перевязи, а на лямке через левое плечо. У Федорова именно так и изображено.

 

01.11.05 [00:59]
Игорь Немилов

К 11 (ZuZu):<br />
А в данной работе непропорциональности не наблюдается… Всё в допустимых пределах. А беспочвенно выдумывать недостатки… Я так не делаю.<br />
Относительно кольчуги: …»А кальчуга плелась не только колечками, тут вполне неплохо показан один из таких способов. » ???? Это как же???? Из проволоки спицами вязали??? Что-то Вы, сударь, не то сказали… (слово «кольчуга» происходит от слова «кольцо»)<br />
С уважением!

 

01.11.05 [05:57]
ZuZu

к 16. Значит длинее должна торчать она. Такой стрелой тогда карлику стрелять надо было, либо лук не сильно натягивать.<br />
<br />
к 18. Разве???? Вы мысленно разденьте фигуру. Икры шире головы даже у культуристов не встречаются, равно как и подошвы шире лица. Жирафьи ноги с коленями на голенях тоже не совсем верно, может конечно сложиться впечатление что талия у фигуры просто ниже ремня тогда с ногами все в порядке, но глянув на грудь поймем что именно там где и ремень. Вот и выходит либо ноги как у жирафа, либо туловище из кунст-камеры. Опять же ужасно широченные плечевые части рук и довольно мелкие для них и худоватые сами плечи. Кольчуга по форме напоминает вязаный пуловер и учитывая ее реальный вес при таком положении фигуры несколько по иному должа бы была «сидеть». Так вкратце. Существуют десятки способов галунного плетения, тут один из них. Сходите в свой краеведческий, или еще какой исторический музей и посмотрите сами, в противном случае можно посмотреть на фото в нете, введя в поиск данное слово.

 

01.11.05 [11:06]
ARES

Как бы ни странно звучали высказывания ZuZu — доля правды в них есть. Рукава кольчуги должны заметно отвисать — а даже на заглавной фотке видно, что они облегают руку, как вязаный свитер. То же с подолом. В общем, тут автору есть над чем поработать.<br />
А вот насчёт способа плетения — кольчуга выглядит именно так, как на миниатюре, всё тут правильно, видно вы, ZuZu, никогда её не носили. Вот, просто для сравнения, фото:<br />
http://ibi3.photofile.ru/mitjek/11884856LKZ.jpg<br />
ребята в кольчугах хорошо видны.<br />
Длина стрелы — это у longbow стрела длиной в ярд, а то и более, а тут всё верно, у луков степняков стрелы и были не очень длинные, на миниатюре длина стрелы как раз составит 60 см в реальности. <br />
Талия у фигуры как раз ниже ремня, это хорошо видно на фото №3. Так что не надо наезжать на автора. А по поводу размера обуви — на Руси как раз и была популярна просторная и немаленькая обувка, иначе в неё не влезть с обмотками, в отличии от Европы, где пулены одевались на чулок и были довольно-таки облегающими.<br />
<br />
Кстати, уважаемый автор, вы совершенно правильно изобразили князя в короткорукавной кольчуге, мне бы знания источников на это не хватило.

 

01.11.05 [11:53]
ZuZu

Ares, да ты читай внимательнее я это и доказываю что тут показан один из правильных типов кольчуги.<br />
60 см. стрела лука???? смешно, арбалета еще поверю, как ты растяжку с такой стрелой сделаешь то???

 

01.11.05 [12:22]
ZuZu

P.S.Ну а коль скоро талия ниже ремня посмотри какой длины получается туловище, это не человек — Горо, еще пары рук нехватает. И потом, по пропорциям это было исключительно к 18.

 

01.11.05 [13:05]
ARES

Это опять-таки зависит от типа лука. Обратновыгнутый (recurved) лук (а именно такими и пользовались кочевники) как раз предполагает небольшие стрелы. А арбалет с болтами в 60 см — это что-то из области Перумова…

 

01.11.05 [14:07]
Дмитриев А.

Большое спасибо всем, кто прислал отзывы. Так-как это моя первая самодельная скульптура, то да, с пропорциями немного наврал (когда понял исправить было тяжело и я решил оставить как есть). По вооружению присутствует некоторая компиляция, но ПОЛНОСТЬЮ ДОСТОВЕРНЫХ сведений по данной теме быть НЕ МОЖЕТ т.к.письменные источники того периода отсутствуют, а существуют только очень поздние списки в достоверности сведений которых неуверены даже историки. А исторические реконструкции на основе археологических находок всегда остаются на усмотрение их авторов, т.к. делаются по разрозненным и достаточно скудным материалам с не точной датировкой, основанной на тех самых документах. Круг замкнулся! Я не в коем случае не умаляю свои огрехи, но данный вопрос всегда останется открытым.

 

01.11.05 [16:47]
Ber

Понравилось …<br />
И радует что это самолепная работа <br />
<br />
Вопросов — делался ли каркас под фигуру ?<br />

 

01.11.05 [18:23]
ARES

Насчёт отсутствия полностью достоверных сведений на то время — позвольте усомниться, масса трудов по истории несколько опровергает ваше утверждение, и даже если отсутствуют ПОЛНОСТЬЮ достоверные сведения — это не причина для «подгонки источников под лажу» (пардон за грубость, выражение не моё, оно с ТФорума). Примите мой совет — более точная проработка исторических источников намного улучшит работу, ибо вышеперечисленные досадные мелочи портят впечатление от отличной диорамы. Но не будем оффтопить, к обсуждению работы это уже не относится.

 

01.11.05 [21:41]
Игорь Немилов

К 19 (ZuZu):<br />
Все Ваши замечания относительно пропорции верны. <br />
Другое дело, что с первого взгляда можно определить неопытность скульптора, то, что это- первая (или одна из первых) работ автора. Посему столь жестокое бичевание можно было бы, на мой взгляд, провести приватно…<br />
Я же стараюсь высказываться критически (если вижу для того причину) о тиражируемых работах. То есть в тех случаях, когда подразумевается, что автор- профессионал (то есть, получает за работу вознаграждение), либо чувствуется «наработанная» рука, но уровень самой скульптуры- «пипл схавает».<br />
А вот к начинающим авторам я отношусь более терпимо и чутко. Стараюсь не допускать резкостей… Освоить за одну работу и пропорции, и анатомию, и точность деталировки, и точность складок на различных материалах- дело немыслимое! Но у него ещё всё впереди! И, опять же, для более скурпулёзного обсуждения именно скульптурной части в процессе её изучения существует другое, более специализированное место место. <br />
Ко всему прочему, о скульптурных недостатках данной миниатюры изначально я высказываться не собирался, но, к сожалению, поддался на Вашу провокацию. .. <br />
Однако вопрос о кольчуге я не считаю закрытым…<br />
С уважением!<br />
Дальнейшего совершенствования автору!

 

Гибель князя Святослава: кто на самом деле убил Александра Великого древняя история

Согласно «Повесть временных лет», киевский князь Святослав-завоеватель погиб на днепровских порогах. Убили его печенеги, которых наняли греки или болгары. Историки давно обратили внимание на нелогичность повествования и на то, что летописец монах Нестор лукавит. Печенеги, которые ждали Святослава, наняли не болгар или римлян, а своих. Корни заговора тянулись из Киева.

По делам Святослава Игоревича видно, что он не просто бродячий аутсайдер, воюющий ради войны. Князь превратил Киевскую Русь из агрессивного, но не особо влиятельного государства европейского захолустья в мощного игрока на международной арене. Святослав разгромил Хазарское ханство и подчинил Киеву далекие племена вятичей.

Что такое мечи русы узнали от кавказских племен аров и касогов, болгарских гвардейцев и византийских легионов. Князь-варвар громил любого врага, грозившего штурмом Константинополя и планировавшего включить Болгарию в свою власть. Святослав открыл для Руси Волжский путь, взял под свой контроль Дон и устье Дуная.

Обновить облик воинов дружины князя Святослава

Торговый путь из земель персов и арабов, Скандинавии и Северного Кавказа проходил через Киев, но князь собирался перенести столицу в болгарский город Переяславец. Святослав решил стратегическую цель, но забыл о Родине. Киев упрекал князя в том, что он не занимается домашними делами, а ищет славы в чужих краях.

В «Повести временных лет» монах Нестор писал, что Святослав, проиграв битву Доростолу, заключил мир с Византией и покинул Болгарию. Когда дело дошло на лодках до «острова Руси» в устье Дуная, он разделил войско. Большая часть ее во главе с воеводой Свенельдом прошла пешим ходом прямо по степи. Все они за несколько месяцев благополучно добрались до Киева.

Святослав с небольшой свитой и ранеными решил продолжить путь к катерам. Летописец пишет, что Свенельду предлагали князю пойти с ним, но он отказался. Дойти до Киева Святослав не успел. На реке ее поймали поздней осенью, и князь решил перезимовать в Белопойке, между современными Николаевом и Херсоном.

Гибель князя Святослава Игоревича

Полководец надеялся, что весной Свенельд принесет свежие силы, но зима выдалась жесткой. Блондинка умерла от голода и болезней. В марте 972 г. князь и остатки войска не стали дожидаться помощи и снова выступили в путь.

На днепровских порогах, предположительно на острове Хортица, Святослав попал в засаду печенежского князя Куры. Немногочисленные и утомленные зимние воины не могут победить и проигрывают. Подкупил печенегов и болгар Переяславца, или императора Иоанна Цимисхия. Из черепа Святослава сделал Курилку-Братину, из которой пьют, надеясь, что сила великого воина перейдет к нему и его потомкам.

Нелогичная версия Нестора привлекла внимание таких корифеев истории, как Соловьев, Иловайский, Рыбаков, Фроянов. Почему Святослав поехал в Киев со Сванильдой? Почему он оставил с собой лишь небольшую свиту и остался на реке? Почему Свенельд или сын Ярополк не увели князя.

Фото днепровских порогов до строительства ДнепроГЭС

Перед походом в Болгарию Святослав отдал старому Свенельду в откорм земли славянского племени уличей, живших в среднем Днепре. Губернатор мог бы собрать там милицию и спасти губернатора.

Святослав был опытным моряком и понял, что до зимы они не успеют добраться до Киева. Тогда почему он выбрал опасный Днепр, а зимовать отправился в завоеванную Белую Вежу или на Дон? Может в Киеве не ждали? А главное, кто натравил Святослава на печенегов?

От смерти Святослава больше всего выиграл Свенельд, которого многие исследователи считают настоящим убийцей князя-завоевателя. После смерти воеводы старый воевода стал самым могущественным дворянином в сыне Святослава Ярополка. На самом деле варяги управляют киевской державой. По иронии судьбы, с убийства сына Свенельда — Лютого началась первая в истории Руси княжеская междоусобица.

Когда Олег, средний из сыновей Святослава, узнал, что в его лесу охотятся «Спилдусы», он тут же был убит Лютый. Возможно, в Киеве ходили слухи о том, кто настоящий виновник смерти великого князя, но выступить против всесильного Свенельда боялись. Таким образом, необдуманные действия молодого и вспыльчивого Олега вполне логичны.

Свенельд оказал влияние на Ярополка и убедил его наказать младшего брата. Нестор-летописец писал, что возле тела Олега Ярополк сказал воеводе: «Смотрите, это то, что вы хотели».

Киев Святослава Игоревича не любили и не знали: он постоянно выходил на улицу и внутренними делами не занимался. Князь-завоеватель совершил много великих подвигов, но память о нем не сохранилась в народных сказаниях и былинах.

Для простого народа Святослав был чужаком, потому что он не защищал границы Руси, а воевал в чужих странах. Вместо него Святославом правит его престарелая мать Ольга, а после ее смерти малолетний сын Ярополк. Отсутствие жесткой княжеской руки устраивало и купцов знать, что укрепляло власть и богатство.

В «Повести временных лет» говорится, что Святослав собирался перенести столицу в болгарский город Переяславец, и это было угрозой власти киевской правящей верхушки. Прямую речь знали и купцы не смели, но через торговые каналы могли подкупить печенегов.

Еще до князя Владимира, крестившего Русь в Киеве, укрепилась сильная христианская партия. Христианкой была княгиня Ольга, за которой последовали многие знатные русы. Ольга уговаривала Святослава принять Христа, но он ответил, что в таком случае его дружина будет осмеяна.

Княгиня Ольга — первая христианская правительница России

Когда княгиня умерла, позиции христианской общины ослабли, но все изменила война. Самые ярые приверженцы язычества отправились к князю завоевывать Болгарию, а киевские христиане вновь набираться сил. Среди них было много купцов, которые веры во Христа помогали совершать торговые операции в Европе. В Никоновской летописи записано, что сторонником христианской партии был молодой князь Ярополк.

Во время Болгарской войны Святослав обвинил солдат-христиан в трусости и приказал казнить их. Он пригрозил, что вернется в Киев, сожжет все храмы и убьет сторонников Христа, которым не нравится, что он воюет с их единоверцами. Киев знал, что величайшее слово падает на ветру, и боялся его возвращения. Возможно, Свенельд тоже был христианином, но из-за высокого статуса избежал казни.

Тогда все становится на свои места. Между Святославом и Сванильдой произошел раскол, и воевода забрал большую часть воинов. Князь остался в живых, и его сторонники понимают, что в Киеве его позиции слишком слабы. Святослав искал выход, которого не было. Весной он все-таки решил отправиться в столицу, но попал в засаду, устроенную кочевниками, нанявшими киевскую знать. Для простых людей вина перешла на далеких римлян.

Предполагаемое место гибели жены князя Святослава Игоревича. Остров Хортица в окрестностях Запорожья

Конечно, это всего лишь версия, а правда навсегда затерялась в «тумане истории». Исследователи, занимавшиеся вопросом гибели Святослава, считают, что внешние враги князя нанять печенегов не могли. Все струны шли из России, и сам Святослав это знал, а потому не поехал со Сванильдой в Киев. Это не ожидается.

« предыдущая Смерть князя Святослава: кто на самом деле убил Александра Великого древняя история следующая »

Смерть великого князя Святослава I Киевского. 972 г. (из иллюстрированного Карамзина), 1836 г. Фотография, картинки, изображения и права на изображения. Рис. HEZ-2619557

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Путешествия и туризм | 169,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 179,99 $
Корпоративное общение | 249,99 $
Прямой маркетинг | 369,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ХЭЗ-2619557

Фотограф:

Коллекция:
Образ наследия

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Дата съемки:

10. 12.2014

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(4191 х 5669 пикселей —
14″ х 18,9″ —
300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Эксклюзивность: Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить лицензию на это изображение с исключительными правами.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Образ композиций

Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.