Содержание
История создания Мавзолея Ленина на Красной площади
Рассказываем, как и почему менялся памятник-усыпальница в центре Москвы
Фото: Будан Виктор/ТАСС
Союз архитекторов России объявил Всероссийский конкурс на лучшую концепцию по ре-использованию Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади. До этого усыпальницу несколько раз перестраивали по различным причинам.
Рассказываем, почему решили создать Мавзолей и как он менялся в ХХ веке.
Деревянная пирамида
adv.rbc.ru
В день смерти первого руководителя Советского государства Владимира Ленина, 21 января 1924 года, в ЦК партии стали поступать телеграммы с просьбами советских граждан не предавать тело вождя большевистской партии земле. В результате было решено создать памятник-усыпальницу на месте трибун, с которых Ленин с речами обращался к народу. Уже 27 января по проекту Алексея Щусева был построен первый деревянный Мавзолей. На разработку проекта по принципу трехступенчатой пирамиды у архитектора ушла одна ночь, а на строительство — менее трех дней. Здание представляло собой куб с трехметровыми сторонами и двумя последовательно уменьшающимися кубами наверху.
По краям первого Мавзолея находились две пристройки для входа и выхода. Правая лестница спускалась на 3 м вниз и вела в Траурный зал, который освещали две массивные матовые люстры. Стены зала были обиты красной тканью с черными полосками. На потолке находились серп и молот на фоне складок из красной и черной материи. Интерьер оформили по рисункам художника Игнатия Нивинского. Тело Ленина забальзамировали, а гроб установили в центре сооружения. В первом Мавзолее сразу же было выявлено много недостатков — узкая лестница и небольшой Траурный зал не позволяли впустить всех желающих проститься с Лениным. Кроме того, во время прохождения публики температура в зале повышалась, что негативно сказывалось на состоянии тела.
Первый деревянны Мавзолей им. В. И. Ленина
(Фото: ТАСС/ Архив)
Дуб и трибуны
Первую усыпальницу так и не достроили до конца, и она простояла в незавершенном виде до весны 1924 года, когда Мавзолей было решено закрыть для долговременного перебальзамирования тела Ленина. Тогда же был утвержден проект хрустального саркофага над гробом Ильича, который создал архитектор Константин Мельников. Второй Мавзолей Щусев также спроектировал на деревянном каркасе. Сооружение сохранило первоначальную композицию и было обшито лакированным дубом. К зданию пристроили портик и ступенчатые трибуны.
При проектировании здания Щусев использовал упрощенные формы ордерной архитектуры. Вокруг нового Мавзолея был создан небольшой сквер, обнесенный чугунной решеткой. Строительство сооружения завершилось в августе, и Мавзолей просуществовал в таком виде около шести лет — до 1929 года.
Тело Ленина в Мавзолее
(Фото: Чумичев Александр/ТАСС)
Гранит и лабрадор
В январе 1925 года был объявлен международный конкурс на проект каменной усыпальницы Ленина. Участники предлагали создать корабль «Октябрь» с фигурой Ленина на борту, круглый Мавзолей в виде земного шара, аналог египетской пирамиды, а также усыпальницу в форме пятиконечной звезды. Однако комиссия решила сохранить образ деревянного Мавзолея. Архитектором проекта снова стал Щусев. Новое строение было решено облицевать красным гранитом, а также черным и серым лабрадором.
Мавзолей Ленина из гранита в 1969 году
(Фото: Малышев Николай, Сенцов Александ/ТАСС)
Каменный Мавзолей был построен к октябрю 1930 года. По сравнению с деревянным новое здание построили выше на 3 м, внешний объем увеличили в 4,5 раза — до 5,8 тыс. кв. м, а внутренний — в 12 раз, до 2,4 тыс. «квадратов». Сооружения расположили на самой высокой точке на Красной площади. В каменном Мавзолее создали вестибюль, Траурный зал и две лестницы. Напротив входа в огромном гранитном блоке высечен герб СССР. Траурный зал по форме представляет собой десятиметровый куб с уступчатым потолком. Благодаря четырем незаметныи металлическим колонкам, которые поддерживали саркофаг, создалось ощущение, что плита висит в воздухе.
Мавзолей Ленина в ХХI веке
(Фото: Великжанин Виктор/ТАСС)
Новый саркофаг
Из-за того что на стекле саркофага в Мавзолее Ленина были видны отражения посетителей, а лампочки вокруг сильно нагревались, было решено создать новую гробницу. Проектом руководили Щусев и скульптор Борис Яковлев. Новый саркофаг имел форму перевернутой трапеции. Архитектор подобрал такой угол отражения, что стекло стало незаметным. В верхней плите саркофага поместили зеркальные лампы и светооптические приборы для лучшего освещения тела. Новый саркофаг был установлен в Мавзолее по окончании Великой Отечественной войны в 1945 году.
Новый саркофаг Ленина
(Фото: Александра Сенцова /ИТАР-ТАСС/.)
А где Ленин? | Сайт музейного комплекса КФУ
А где Ленин? | Сайт музейного комплекса КФУ
После революции 1917 г. на центральной стене актового зала университета был размещен портрет В.И. Ленина. Известно, что их было, как минимум, два разных (в 1920-е и 1950-е гг.). А в 1970 г., к юбилею 100-летию со дня рождения Ульянова-Ленина в стене сделали нишу, где установили скульптуру, изображающую вождя революции в полный рост.
Скульптуру из мрамора выполнил Президент Академии художеств СССР, лауреат ленинской и пяти сталинских премий Николай Васильевич Томский (1900-1984).
Конференция, посвященная 175-летию Казанского университета. 1977 г.
В дни торжественных мероприятий центральную стену дополнительно украшали транспарантами и декоративными конструкциями. Так во время проведения конференции, посвященной 175-летию КГУ над памятником разместили транспарант: «Пусть живёт в веках имя и дело Владимира Ильича Ленина», а по бокам – полотна ткани и цифры, обозначающие возраст университета.
Поэт Евгений Евтушенко в Актовом зале Казанского университета.
Работа Н.В. Томского неразрывно связана с историей университета, она присутствует на многих фотографиях. В 1979 г. в актовом зале поэт Евгений Евтушенко читал поэму «Мама и водородная бомба». Обратите внимание на задний план снимка. А в 1981 г. рядом с Владимиром Ильичом поздравления получал физик С.А. Альтшулер, которому в тот год исполнилось 70 лет.
С.А. Альтшулер на торжествах по случаю его 70-летия. 1981 г.
В 1982 г. историк Григорий Наумович Вульфсон начал научную подготовку реставрации Актового зала. После многочисленных споров было решено создать мемориальный зал, без витрин, транспарантов и восковых статуй (а были и такие идеи!), зал, полностью соответствующий интерьеру 1887 года. Но встал вопрос о том, что делать со скульптурой Владимира Ильича.
Григорий Наумович предложил изящное решение – пусть вождь мирового пролетариата встречает гостей в предактовом зале. На это было дано согласие руководства.
Вот что об этом пишет Г.Н. Вульфсон в своих мемуарах: «Технически передвинуть изваяние было непросто. Сняли его с постамента, с помощью специальных валиков с настилами осторожно, не портя ни скульптуру, ни паркет, переместили в предактовый зал на новый маленький, но очень прочный постамент. Всей этой сложной работой руководил профессор кафедры механики Юрий Геннадьевич Коноплёв, проректор по международным связям [в будущем, ректор университета]».
Ректор КГУ Коновалов на открытие актового зала. 1987 г.
Долгое время никто не решался убрать памятник из университета. Были планы передать его в Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Но скульптура продолжала стоять на прежнем месте. В 2014 году, когда в Казани шла перестройка дома-музея В.И. Ленина, памятник было решено передать ему. Скульптуру вынесли через оконный проём и отдали на реставрацию. В 2015 году Владимир Ильич занял место напротив музея, где он стоит и сегодня.
Скульптура В.И.Ленина работы Томского напротив дома-музея Ленина в Казани.
Автор статьи: Иван Ротов
Предыдущая новостьСледующая новость
тел и построек Ленина | Представления
Тела Ленина: скрытая наука о коммунистическом суверенитете
Алексея Юрчака
Во время дискуссии несколько лет назад в Думе о судьбе тела Ленина, выставленного в Мавзолее Ленина на Красной площади, Владимир Мединский , тогда еще депутат Думы (а ныне министр культуры России), предположил, что пора вынести это тело из мавзолея и зарыть в землю. «Не обманывайте себя, — объяснял он, — иллюзией, что в мавзолее лежит Ленин. Осталось только 10 процентов его тела». Уважаемый политический еженедельник Власть » решил проверить эту цифру. Во время вскрытия в январе 1924 года, писал еженедельник, у Ленина извлекли мозг и органы. Когда Ленина бальзамировали, его внутренние жидкости заменили бальзамирующими. Поскольку органы составляют около 17 процентов массы человеческого тела, а жидкости — около 60 процентов, тело Ленина потеряло 77 процентов своей первоначальной массы. Поэтому, заключил еженедельник, депутат Думы ошибся: в мавзолее лежит 23 процента тела Ленина, а не 10 процентов, как предполагал Мединский. Читать далее …
В этом очерке Алексей Юрчак анализирует проект хранения тела В. И. Ленина в Мавзолее Ленина в Москве на протяжении последних девяноста лет. Основное внимание в нем уделяется материальности этого конкретного органа, уникальной биологической науке, развившейся вокруг проекта, и особой политической роли, которую играет этот орган.
АЛЕКСЕЙ ЮРЧАК — доцент кафедры антропологии Калифорнийского университета в Беркли. Он автор «Все было навсегда, пока этого не стало: последнее советское поколение » (Принстон, 2006 г.) и занимается политической историей ленинских и других коммунистических органов и наукой, которая развивалась вокруг проектов их сохранения.
Белоснежка и Зачарованный дворец: прочтение архитектурного культа Ленина
Джонатан Брукс Платт
В 1965 году архитектор Константин Мельников написал краткие воспоминания о своей работе над Мавзолеем Ленина, раскрывая фольклорный источник его 1924 дизайн оригинального саркофага. Мельников описывает свою пирамидальную стеклянную конструкцию как «хрусталь с лучистой игрой внутреннего рассеянного света, напоминающей сказку о спящей царевне». В отсылке объединены две литературные народные сказки: «Сказка о спящей царевне» Василия Жуковского, переработанная «Спящая красавица» Шарля Перро, и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Пушкина по мотивам сказки братьев Гримм. Чистый белый цвет.» Мельников уподобляет забальзамированного В. И. Ленина спящей царевне Жуковского, но его хрустальный гроб более прямо отсылает к умершей Пушкина. Пушкин тоже уподобляет в своей сказке смерть сну. Перед тем, как положить ее в гроб, княгиня «лежала так свежа, так тиха, / Как бы под крылом сна, / Что только чуть-чуть не дышала», и в конце концов поднимается из гроба с криком: — О, как долго я спал! Применительно к Ленину этот образ необычайно силен. Мало того, что Мельников предполагает воскресение мертвого вождя; он феминизирует его как невесту какого-то будущего героя. Кто придет, чтобы разбить гроб, разбудить принцессу и жить долго и счастливо? Продолжить чтение …
Эссе Джонатана Платта предлагает хронотопическое прочтение архитектурного культа В. И. Ленина и его отношения к советскому суверенитету в послереволюционный период, как это отражено в дискурсе и планах вокруг Мавзолея Ленина и Дворца Советов в Москве. Центральные контексты включают повесть Андрея Платонова «Котлован » и русские версии сказки «Белоснежка».
ДЖОНАТАН БРУКС ПЛАТТ — доцент кафедры славянских языков и литератур Питтсбургского университета. Он работает над русской и советской литературой и культурой, уделяя особое внимание периодам позднего романтизма, сталинизма и современности.
Твитнуть
Могила Ленина | Encyclopedia.com
буря
просмотров обновлено
Вскоре после смерти Владимира Ильича Ленина в 1924 году, несмотря на противодействие его жены Надежды Крупской, советские лидеры построили мавзолей на Красной площади в Москве, чтобы показать его забальзамированное тело . Архитектор Алексей Васильевич Щусев спроектировал два временных деревянных строения кубической формы, а затем постоянное здание пирамидальной формы из красного гранита, которое было завершено в 1929. На вершине мавзолея находилась трибуна, с которой советские лидеры обращались к публике. Это место стало церемониальным центром большевистского государства, поскольку Сталин и последующие лидеры появлялись на трибуне для просмотра парадов 7 ноября, 1 мая и других советских торжественных мероприятий. Когда Иосиф В. Сталин умер в 1953 году, его тело было помещено в мавзолей рядом с телом Ленина. В 1961 году, когда нападки Никиты Хрущева на культ личности Сталина усилились, тело Сталина было вынесено из мавзолея и захоронено у Кремлевской стены. Однако Ленин и его могила оставались типичными символами советской легитимности.
Из-за статуса Ленина как непревзойденного лидера большевистской партии и из-за русских традиций олицетворения политической власти культ личности, прославляющий Ленина, начал развиваться еще до его смерти. Советское руководство мобилизовало наследие Ленина после 1924 года, чтобы установить свою легитимность и заручиться поддержкой Коммунистической партии. Недавние исследования опровергли идею о том, что именно Сталин вдохновил идею бальзамирования Ленина, вместо этого отдав должное таким фигурам, как Феликс Дзержинский, Леонид Красин, Владимир Бонч-Бруевич и Анатолий Луначарский. Также предполагалось, что культ вырос из популярных православных религиозных традиций и философской веры некоторых большевистских лидеров в обожествление человека и воскрешение мертвых с помощью науки. Архивные источники подчеркивают случайность создания культа Ленина. Они показывают, что Дзержинский и другие большевистские лидеры сознательно манипулировали общественным мнением о Ленине в утилитарных политических целях. Но это не создало бы такого мощного политического символа, если бы не укоренялось в духовной, философской и политической культуре советских руководителей и советского народа. Спустя более десяти лет после падения коммунизма Могила Ленина продолжала стоять на Красной площади, хотя периодически раздавались призывы к его погребению.
См. также: культ личности; кремль; Крупская Надежда Константиновна; Ленин, Владимир Ильич; красный квадрат
Такер, Роберт С. (1973). Сталин как революционер, 1879–1929 гг. Нью-Йорк: Нортон.
Тумаркина Нина. (1983). Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Карен Петроне
Энциклопедия истории России
Еще с encyclopedia.
com
Культ личности , На ХХ съезде Коммунистической партии в 1956 году Никита Хрущев осудил «Культ личности» Иосифа Сталина в так называемом «Секретном с… Леонид Ильич Брежнев , Брежнев, Леонид
Леонид Брежнев
Каменское, Украина
Умер 10 ноября 1982 г.
Москва, Россия
Когда его выбрали преемником Никиты Хрущева (1894–1971; см.… Иосиф Сталин , Иосиф Сталин
Советский революционер и политический деятель
Иосиф Сталин взял под свой контроль Советский Союз после смерти Владимира Ленина (1870–1819 гг.).24),… Союз Советских Социалистических Республик, Форма правления
Союз Советских Социалистических Республик, или Советский Союз, был первым в мире коммунистическим государством, существовавшим с 1922 по 1991 год. Я… Советский, Советский
Советский (совет) — русское слово, означающее «совет» или «совет».
Его политическое употребление началось во время революции 1905 года, когда его применяли к… Илье Григорьевичу Эренбургу, Эренбургу, Илье Григорьевичу.
ЭРЕНБУРГ ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ (1891–1967), советский русский писатель и журналист. Родился в семье ассимилированного еврея из среднего класса…
Об этой статье
Обновлено Облизости Encyclopedia.com Содержание Печать статьи
Вы также можете примерно
Близкие термины
Lenin’s Lenin’s Destament
Lenin Peak
Lenin Library
LENOVIN (Lenin Peak
LENIN LENINADIN) (LELADIN) (LELADADIN) (LENADADIN) (LENADADIN) (LENADADIN) (LENADIN) (LENADADIN) (LENADADIN) (LENADADIRIN).
Ленихан, Уинифред (1898–1964)
Ленихан, Эдди 1950-
снисходительность
снисходительность
снисходительность
Леница, январь
Lenian
Leni, Paul
Lengynour, Robert
Lengyel, Olga
Lengyel, Menyhért
Lengyel, József
Lengyel, Emil
Lengyel, Cornel (Adam)
Lengua
lengthy
lengthwise
вдоль
удлинитель
удлинитель
грамматика увеличения длины
Могила Ленина
Ленин, Н.