Содержание
Киевская княгиня Ольга. Ее история, крещение и как это повлияло на будущее народа
Posted By: Editor
9389 Просмотров
Владимир, Киев, Киевская Русь, Крещение, Ольга, Русь
Киевская княгиня Ольга правила Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных. Какой была эта женщина?
Н. А. Бруни Святая великая княгиня Ольга
Происхождение княгини Ольги
Мы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга.
«И управляла княгиня Ольга не как женщина, но как сильный и разумный муж»
В летописных свидетельствах о княгине Ольге (890-969) немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни. Родилась Ольга близ Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.
После свадьбы имя будущей просветительницы Руси упоминается в очередной раз только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А еще через год Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола Святослава, которому на тот момент было всего три года.
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове сватов — звать замуж за своего князя Мала. Княгиня не пошла на эту сделку с совестью. Двадцать сватов были закопаны живьем в той ладье, на которой приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане. Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. Апофеозом мести княгини Ольги за убийство мужа был военный поход на древлян и сожжение Искоростеня. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
Сергий Круглов, русский поэт, публицист, православный священник:
«И как к этому ко всему относиться? Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира. Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется.
А во-вторых, то, что Ольга так себя повела, по языческим меркам было вполне закономерно. Вспомним книги Ветхого Завета: как там вынуждены были поступать люди. Вспомним мерки, с которыми к ним подступал Бог и которые им предъявляла окружающая жизнь. Иными словами, про Ольгу можно сказать, что это шекспировская фигура – настолько большого масштаба, что нам, современным людям, многое в ней непонятно. Мы живем совсем в других условиях. В том числе, на нас сильно повлияли соображения политкорректности. Мы боимся порой лишний раз пошевелить пальцем или сказать слово в социальных сетях, потому что нас за это уже называют извергами. А в то время жизнь была совсем другая. И если люди уровня княгини Ольги совершали такие поступки, это считалось добродетелью, в тогдашнем ее понимании. Поэтому для нас некорректно подходить со своими мерками и судить о тех событиях со своей колокольни. Тем более, что судить кого-то – это нарушение заповеди. Княгиня Ольга делала все то, что она почитала своим долгом».
Создательница государствености Руси
Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.
Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век
После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».
Русь росла, а христианство укреплялось
Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве
Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к тому же выводу, к которому через несколько десятилетий придет князь Владимир: государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое и удержит это целое от распада.
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный.
В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.
Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.
Она учила своих внуков и весь народ христианской вере
Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Святой Ольге пришлось смириться с происходящим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 11 июля 969 года княгиня Ольга отошла в мир иной. Спустя 19 лет посеянные ею семена взошли: ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, крестил Русь.
Фото на обложке: «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Первая русская святая. — «Шишкин Лес»
Рассказ о первой русской святой, княгине Ольге. Княгиня жила в X веке и стала христианкой за два столетия до крещения Руси. Она крестилась в Константинополе, в то время столице не только Византии, но и всего православного мира.
Настоящим христианином быть непросто даже тогда, когда все вокруг христиане. А княгиня Ольга была христианкой за два поколения до Крещения Руси. Она родилась недалеко от Пскова, в незнатной семье, приблизительно в 890 году. Неизвестно, как и когда познакомились молодой князь Игорь и юная псковитянка. Согласно «Повести временных лет» — самой древней и полной из дошедших до нас русских летописей, — в 903 году князь Игорь Рюрикович и Ольга поженились.
Князь Игорь стал самостоятельно править Киевской Русью с 912 года. На протяжении тридцати лет Ольга была верной помощницей мужу. Но в 945 году князь погиб. В то время сыну Игоря и Ольги Святославу было три года. Поэтому страной стала править княгиня. Княжеская дружина — а это была главная сила в государстве — признала власть Ольги и подчинилась ей.
К слову сказать, когда Святослав достиг совершеннолетия, его мать продолжила править государством.
Потому что молодой князь так же, как и его отец, почти не слезал с коня. Большую часть времени он проводил в военных походах: в то время конфликты между княжествами никогда не решались мирным путём.
В X веке столицей Руси был Киев.
И Ольга как настоящая хозяйка заботилась о благоустройстве не только столичного города, но и других русских земель. Например, Псков расцвёл именно при Ольге. По преданию, однажды княгиня приехала в родные края. Она остановилась на берегу реки Великой. В это время сквозь облака пробились солнечные лучи и указали на высокий, заросший лесом мыс противоположного берега. Ольга решила, что «на месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело* и славен будет». Она прислала строителей, которые возвели первую христианскую церковь во имя Святой Троицы на том месте, которое указала великая княгиня. Сегодня Троицкий собор псковичи называют Ольгиным храмом и почитают княгиню как основательницу города.
Главным событием в жизни княгини стала поездка в 955 году в Константинополь, столицу Византийской империи и всего православного мира. Есть такое выражение — «легло на душу». Вот так Ольге легла на душу красота православных храмов и богослужений. Но за внешней красотой она стремилась разглядеть суть веры. Поэтому княгиня подолгу беседовала с константинопольскими священниками и архиереями. И, судя по всему, ей открылся истинный смысл христианства: в эту поездку Ольга приняла святое крещение с именем Елена — в память о равноапостольной царице Елене, матери императора Константина Великого, который был первым монархом, принявшим христианство.
Княгиню Ольгу крестили император Константин VII Багрянородный и Константинопольский Патриарх Феофилакт. Нестор Летописец в «Повести временных лет» сообщает и такую подробность: византийский император, поражённый красотой и умом русской княгини, захотел на ней жениться. Он знал, что его гостья — вдова. Но Ольгу не прельщала роль супруги императора, и она перехитрила Константина. До своего крещения она спросила императора: разве христианин может взять в жёны язычницу? А после крещения напомнила, что крёстный отец не может жениться на крёстной дочери. Это строго-настрого запрещено православной традицией. Константин в очередной раз оценил ум русской княгини и с миром отпустил её домой, одарив богатыми подарками.
По возвращении в Киев Ольга попыталась приобщить к истинной вере своего сына, князя Святослава. Но тот, как рассказывает «Повесть временных лет», «и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал…» Сейчас это сложно себе представить, но в те далёкие времена наши предки считали христианство верой слабых людей. Ведь Христос учил невероятным для тех воинственных времён вещам: любить ближнего и не только не убивать его, но даже и не осуждать. Возможно, именно поэтому христианство в те годы не укоренилось на Руси. Ольга как была, так и оставалась единственной известной христианкой в государстве. Но сменилось ещё поколение, и внук княгини Ольги, равноапостольный князь Владимир, сделал окончательный и бесповоротный выбор, крестив Русь. Можно не сомневаться, что княгиня, воспитывавшая внука, сделала для этого всё возможное.
Ольга скончалась 11 июля 969 года и была похоронена по христианскому обряду. И уже во времена правления князя Владимира её стали почитать святой. А в 1547 году Русская Православная Церковь прославила княгиню в лике равноапостольной.
В Пскове, на родине святой княгини Ольги, свято чтут её память. Её именем названы часовня и набережная, есть Ольгинский мост и установлены два памятника равноапостольной княгине. А на другом конце нашей страны, на Дальнем Востоке, в Японском море, есть залив Святой Ольги.
*Зело — очень (церковнославянский язык).
Поделиться в социальных сетях
Крещение великой княгини Ольги Киевской.
Кириллов, Сергей Алексеевич (*1960), Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-16047
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 69,99 $ | |
Информативный сайт | | 99,99 $ | |
Издательский. Книга внутри | | 149,99 $ | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 179,99 $ |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения:
ФАИ-16047
Фотограф:
Коллекция:
Изображения изобразительного искусства
Пользовательская лицензия:
Управление правами
Наличие высокого разрешения:
до л
26 МБ
А4
(2558 х 3543 пикселей —
8,5 «х 11,8» —
300 точек на дюйм)
Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.
Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.
×
Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Блаженная Ольга, княгиня Киевская
ByzCatholic, Праздники
by Kyleshkaобновлено Оставить комментарий к записи Блаженная Ольга, княгиня Киевская
Упокой блаженной Ольги Киевской , принявшая христианское имя Елена при Святом Крещении
11 июля — праздник блаженной Ольги, княгини Киевской. Ее христианское имя Хелен, также ее называют Елена или Хельга. И еще мы называем ее равноапостольной. Ольга пыталась принести христианство на Русь. Хотя она не совсем удалась, и ее сын остался язычником. Но ее внук, Владимир, завершил работу Ольги, когда в 988 году сделал христианство официальной религией.
Она умерла в 969 году нашей эры от какой-то болезни. Ее сын был с ней в последние дни ее жизни. Ибо хотя он и хотел переехать в Дунайскую область империи, его мать умоляла его остаться с ней в Киеве, пока она не скончается. И она умерла через три дня после того, как он согласился остаться с ней.
Кто такая блаженная Ольга?
Блаженная Ольга жила в X веке, род. где-то между 890 и 925 годами н.э. Ее муж – киевский князь Игорь I. После убийства мужа в 945 году она стала фактической правительницей Киевской Руси. (Ее сын еще не достиг совершеннолетия). Именно в это время она пришла искать истинную веру и поехала в Константинополь для крещения.
Мы знаем Ольгу как свирепую женщину. Она стремилась отомстить языческому племени древлян, убившему ее мужа. Хотя в то время она еще не обратилась, ее сильная победа над древлянами (племя, жившее мечом) рассматривается как победа Бога. А также исполнение слов Христа: «Возврати меч твой на место; ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут». (Мф 26:52). Хотя блаженной Ольге не удалось привести своего сына в христианство, она сыграла важную роль в обращении своего внука Владимира Великого.
Чествование Ольги
В ознаменование этого праздника обязательно всей семьей прочтите молитвы и тропари в иконном уголке, если не успеваете в храм.
Плод труда святой Ольги был завершен не при ее жизни, а при жизни ее внука. Проведите сегодня немного времени со своей семьей, поговорив о своих надеждах на своих детей и о том, что вы надеетесь передать им. Обсудите, какие добродетели наиболее важны для вас как для семьи. И самое главное, вместе обсудите веру! Выясните, есть ли у ваших детей какие-либо конкретные вопросы о вере, и подумайте, что вы можете сделать, чтобы вместе найти на них ответы.
Молитвы и тропари
Тропарь: (глас 1) На крыльях богопознания вознеслась еси ум свой, славная Ольга, и воспарила сверх видимых постижений к Богу, Творцу всего. Ты нашел Его и в крещении получил новую жизнь. Ныне пребываешь в нетлении вечно и наслаждаешься плодами Животворящего Древа.
Кондак: (глас 4) Сегодня славим Бога, всем благотворящего. Ибо на Украине Он прославил Ольгу, Богомудрую. Попросим Его даровать душам нашим прощение грехов по ее молитвам. Прокимен: (глас 4) Див Бог во святых Своих: Бог Израилев. Стих: Благословите Бога в церквах, Господа от источников Израилевых.
Византийская жизнь
Спасибо, что ознакомились со статьей этой недели!
Вы цените нашу работу на TheByzantineLife.