Гастелло биография: Краткий курс истории. Николай Гастелло

Николай Гастелло – биография, фото, личная жизнь, подвиг героя » Биография, личная жизнь знаменитостей

Имя: Николай Гастелло (Nikolay Gastello)

Дата рождения: 6 мая 1907 года;

Дата смерти: 26 июня 1941 года

Возраст: 34 года

Место рождения: Москва

Деятельность: военный летчик

Семейное положение: был женат


В школе нам рассказывали о советском летчике Николае Гастелло, который на своем горящем самолете протаранил немецкую колонну и героически погиб. Прошли годы — и все чаще можно слышать, что легендарный подвиг совершил совсем другой человек. Неужели это правда? За все время существования авиации огненный таран осуществляли исключительно пилоты стран Востока. Китаец, японские камикадзе и… летчики ВВС СССР.

Первым на подобный таран решился китайский летчик Шен Чанг Хай 19 августа 1937 года: он устремил свою горящую машину на японский транспортный корабль. Через два года, 5 августа 1939-го комиссар 150-го бомбардировочного полка ВВС РККА Михаил Ююкин, воюя с японцами в Монголии у реки Халкин-Гол, направил свой пылающий бомбардировщик уже на наземную цель — скопление сил врага.

Кто знает, не пример ли китайца и советского летчика навел японское командование на мысль о массовой подготовке летчиков-камикадзе? Но это лишь предположение, а вот факт биографии. В том же полку, в котором воевал и героически погиб Михаил Ююкин, бил японцев и Николай Гастелло.

Подвиг Николая Гастелло
Долгие годы подвиг Николая Гастелло, протаранившего своим подбитым самолетом вражескую колонну в начале Великой Отечественной, не подвергался сомнению. Что же послужило первопричиной публикации, его опровергающей?

По официальной версии, 26 июня 1941 года командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного полка Николай Гастелло направил свой самолет на транспортную колонну гитлеровских войск на шоссе в районе белорусского города Молодечно. Об этом событии сообщило в радиосводке от 5 июля 1941 года Совинформбюро, а в газете «Правда» от 10 июля 1941-го был опубликован очерк «Капитан Николай Гастелло».

Точности ради стоит отметить, что первым в той войне, кто бросил свой подбитый самолет на немецкую переправу утром 22 июня 1941-го, был советский летчик Павел Чиркин, но оперативно сообщить народу о его подвиге было некому. А уже 26 июля был опубликован Указ о присвоении капитану Николаю Гастелло звания Героя Советского Союза посмертно. Его имя узнала тогда вся страна. Вот только отчество героя старались не произносить: как-то непатриотично оно звучало…

Николай Францевич Гастелло родился в Москве 6 мая (по новому стилю) 1907 года, куда его отец приехал на заработки. Во всех анкетах он указывал национальность свою и отца как белорус. Фамилия отца изначально звучала как Гастылло (ее потом «обмосковили»), хотя и для белоруса она несколько странна. Но важна не национальность, а то, что к началу войны с немцами капитан Николай Гастелло был опытным летчиком, успевшим повоевать с японцами и финнами.

Николай Гастелло в молодости

Свой первый «юнкерс» он сбил 24 июня: стрелял из кабины стоявшего на земле самолета, когда фашистский самолет атаковал аэродром. А 26-го вернувшиеся с задания ведомые Николая Гастелло сообщили командованию полка, что наблюдали, как его горящий самолет упал вблизи дороги. Правда, куда именно, не видели.

Там же, совсем рядом, был сбит второй советский бомбардировщик ДБ-ЗФ, управляемый командиром 1-й эскадрильи того же полка капитаном Андреем Масловым. Но в донесении, которое ушло в штаб ВВС Западного фронта, был отмечен только факт гибели капитана Николая Гастелло. А потом заработала мощная советская пропагандистская машина.

Нам десятилетиями внушали: немецкие войска, вторгаясь в СССР, имели многократное превосходство в технике. И еще на рассвете 22 июня почти вся советская авиация была якобы уничтожена на аэродромах.

На самом деле ВВС Западного фронта вечером 21 июня имели в строю 1855 боевых машин, и это без учета самолетов транспортных, санитарных и связи. А части люфтваффе германской группы армий «Центр» накануне войны — всего 910, включая безоружные транспортники и самолеты связи. Так что, сколько ни пеняй на «внезапный удар на мирно спящие аэродромы», жалкая пара сотен «юнкерсов» никак не могла уничтожить советские ВВС Западного фронта.

Гитлеровцы, наступавшие в первую неделю войны в Белоруссии, из-за понесенных потерь называли свой марш «воздушным Верденом» — в память о «мясорубке» у французского города Вердена в Первую мировую. И у них были для этого основания. Максимальная бомбовая нагрузка дальнего бомбардировщика ДБ-ЗФ — 2500 кг. На задание они вылетали эскадрильями — 9 машин за один вылет сбрасывали на головы противника более 22 тонн бомб.

А в тот день, 26 июня, под Молодечно фашистов бомбили целых две советские эскадрильи. Причем не обязательно было добиваться прямого попадания в немецкий танк или грузовик. Даже воронка от бомбы на шоссе могла надолго вывести трассу из эксплуатации. И всего один успешный налет на дорогу мог надолго остановить наступление фашистов.

Наши летчики это понимали. Бомбардировщики шли волна за волной, несмотря на огонь скорострельных зениток и отсутствие прикрытия истребителями. Каждый экипаж совершал подвиг вне зависимости от того, куда падали их сбитые самолеты. Парашюты были бесполезны: для точности бомбометания шли на малых высотах. Советские бомбардировщики пылали словно факелы, падая один за другим. Но и фашисты несли колоссальные потери.

В 1951 году поисковики приступили к поискам останков героев и обломков самолета-тарана, опросу свидетелей подвига. Сначала откопали обломки машины Николая Гастелло (это определили по номеру двигателя) и останки его штурмана и бортстрелка. Самолет лежал в болотце, в метрах 300 от атакуемого шоссе, то есть до цели тарана не дотянул. Останков Николая Гастелло не обнаружили. Зато селяне, по их словам, наблюдали, как с крыла падающего самолета спрыгнул парашютист. (А конструкция машины такова, что спрыгнуть с крыла мог только командир, то есть Гастелло.) И еще они якобы видели, как некого пленного летчика конвоировали немцы.

Однако тот факт, что тела не нашли, еще не говорит о том, что летчик Николай Гастелло сдался в плен: он мог, к примеру, просто утонуть в болоте. Есть и другой аргумент. Летом 1942 года в оккупированном Киеве выходила фальшивая «Правда». Выпускали ее по приказу гестапо местные коллаборационисты. В номере от 26 июня было опубликовано «Открытое письмо матери погибшего летчика Николая Гастелло». Его основной посыл: матери, отговорите своих сыновей сражаться за Сталина. Если бы летчик находился в плену, разве немцы этим не похвастались бы?..

Николай Гастелло с женой в центре фото
А вот машину Андрея Маслова (с останками всех троих членов экипажа) откопали почти на шоссе. Видимо, его самолет и спикировал на немцев (капитану Маслову звание Героя России присвоили Указом Президента в 1996 году). Словом, нашли все и всех, кроме Николая Гастелло.

Так дотянул Николай пылающую машину до шоссе с колонной немцев или нет? Это не столь важно. Главное то, что летчик подал пример самопожертвования ради Родины. Подвиг Николая Гастелло (или Андрея Маслова, или Павла Чиркина) за годы войны повторили более 500 (!) советских летчиков.

Их мотивация — отдать свою жизнь за Отечество, за спасение товарищей, за свой народ — современному обществу потребителей непонятна. Стоит отметить, что таран, подобный тому, который мы называем «гастелловским», применялся в широком масштабе лишь в ВВС СССР и на последнем этапе войны в ВВС Японии. В большинстве воюющих европейских странах во Вторую мировую войну таран не поощрялся.

Считалось, что этот вид атаки излишне рискованный для атакующего и ведет к неоправданным потерям обученных летчиков — весьма ценных ресурсов для армии. Как правило, летчики вели бой, полагаясь на надежность и высокую эффективность штатного оружия. Тем не менее воин, совершивший таран, получал правительственную награду.

Автор: Александр Смирнов

Гастелло Николай Францевич

Биография Николая Гастелло

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 году. Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей. По ее мнению, такие качества вполне способствовали тому, чтобы в будущем совершить подвиг во имя Родины.

В 1924 году семья Гастелло переехала жить в г. Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно обучаясь в общеобразовательной школе. В 1928 г. Николай Францевич Гастелло стал коммунистом, примерно в тоже время увлекся спортом и усиленно занимался им в свободное от учебы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде и идейным вдохновителем группы комсомольцев, своими собственными силами построившими стадион «Локомотив». Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. В 1930 г семья Николая Францевича вернулась в Москву, где молодой парень устроился работать слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

Неизвестно, как сложилась бы дальше такая спортивная биография, если бы в 1932 г. Николай Францевич Гастелло не услышал призыв партии «Молодежь на самолеты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с нее началась военная лётная карьера героя. Далее с 1933 по 1941 гг, Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. В 1939 г -воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 г. принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году ему дали звание капитана.

Великую Отечественную войну Н. Гастелло встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. До этого он успешно освоил управление самолетом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс». Ровно через 2 дня Николай Францевич Гастелло пошел еще на один величайший подвиг, стоивший ему жизни. Двадцать шестого июня, в 40-ка километрах от г. Минска он выполнял боевой вылет в составе четырех самолетов. Летчикам было приказано подвергнуть бомбардировке механизированные моточасти гитлеровцев, прорвавшихся в район Молодечино-Радошкевичи. На других воздушных суднах вместе с ним на задание вышли старший лейтенант Воробьев и штурман-лейтенант Рыбас, которые и стали очевидцами совершенного им подвига.

Подвиг Николая Гастелло

Достигнув вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине. Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.

Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло — один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига. Биография и героическая гибель летчика были широко растиражированы, и самоотверженному примеру стали следовать другие. Тех, кто шли на огненный таран называли в то время «гастелловцами». Отважному бойцу, обессмертившему себя в памяти потомков, сразу же дали звание Героя Советского Союза. В 1951 г. была организована комиссия по эксгумации останков экипажа. На месте гибели летчиков установили памятник. Существует и альтернативная версия подвига Николая Францевича Гастелло, ознакомиться с которой можно в Википедии.


Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Биография святой Маргариты Читта-ди-Кастелло — ORDO PRAEDICATORUM

Маргарита родилась около 1287 года в замке Метола, в Масса Трабария (на границе Умбрии и Марке), недалеко от Меркателло дель Метауро, на территории храм. Ее отец Паризио был хозяином замка и звался «каттано» (капитан), титул, который уже принадлежал его предкам; ее мать звали Эмилия. Но ребенок родился слепым и уродливым, и ее знатные и богатые родители не могли вынести позора, оскорбляющего гордость семьи. Поэтому отец запер дочь в келье рядом с замковой церковью, чтобы «позор» оставался скрытым от глаз мира. Маленькая девочка приняла это решение без сопротивления и сохранила безмятежность. Свое раннее детство она провела в уединении, предавшись молитве и созерцанию, в богообщении, в глубокой тишине и душевном покое.

После непродолжительного пребывания в замке на реке Метауро, который стал необходим из-за военных потрясений в регионе, родители отвезли ее в Читта-ди-Кастелло, к могиле Иакова (†1292 г.), францисканского монаха-мирянина, который недавно умер в состоянии святости. Они надеялись, что он сможет исцелить их дочь, но долгожданного чуда не произошло. Потерпев неудачу в этой крайней попытке, — рассказывает биограф четырнадцатого века, — они бросили ее в Кастелло, «без жалости, одну, не обеспечив ее, лишенную всякой человеческой помощи».

Некоторое время беспомощная девушка вела беспризорный образ жизни, выпрашивая хлеб, затем нашла убежище в городском монастыре Святой Маргариты. Но это была лишь короткая интермедия, потому что ее образ жизни, соблюдаемый ею строжайший аскетизм и ее наставления возбуждали зависть монахинь. Не в силах сравниться с ее непревзойденным примером, монахини изгнали и ее оттуда, со многими оскорблениями и обидами. После этого сотого предательства Маргарет, наконец, была принята глубоко набожной супружеской парой, Вентурино и Гриджиа, которые зарезервировали для нее небольшую комнату в верхней части своего дома, чтобы она могла свободно посвятить себя молитве и созерцанию. Их щедрость должна была быть вознаграждена Маргарет, которая поставила свою исключительную харизму на службу своим приемным родителям и их кругу родственников и друзей. Она посвятила себя воспитанию и христианскому воспитанию детей своих благодетелей, была нежной и авторитетной наставницей для многих людей, обращавшихся к ней за советом и утешением, и не раз защищала своих друзей от тяжких опасностей. Она также заботилась о бедных и обездоленных горожан. Несмотря на то, что она была слепой и калекой, ей удавалось быть сострадательной сестрой ко всем несчастным.

В доме Григии и Вентурино девушка провела остаток своей короткой и простой жизни, деля время между молитвой, созерцательной жизнью и активной благотворительностью.