Содержание
Историческая онлайн-трансляция: полет Юрия Гагарина в космос
Историческая онлайн-трансляция: полет Юрия Гагарина в космос — Газета.Ru
МО РФ сообщило о ликвидации более 70 иностранных наемников «иностранного…
16:31
Автобус со школьниками попал в ДТП под Калугой
16:31
МВД: с российских водительских удостоверений могут исчезнуть штрих-коды с 1…
16:27
RMC Sport: иранских футболистов арестовали за новогоднюю вечеринку с алкоголем и…
16:26
В Steam подвели итоги декабрьского опроса о пользовательских ПК
16:24
Минобороны РФ: 63 российских военных погибли в результате удара в районе…
16:24
Cиноптик Леус: температура воздуха в Москве достигла рекордных с 2007 года…
16:22
«Чосон Ильбо»: глава Южной Кореи Юн Сок Ель выступил против «показушных»…
16:20
Синоптик предупредил жителей Москвы и Подмосковья об усилении ветра и гололедице
16:17
В РЖД назвали число пассажиров, встретивших Новый год в поездах
16:13
Наука
close
100%
Как готовился и проходил первый космический полет космонавта Юрия Гагарина, и какие сложности в ходе его выполнения возникали, «Газета. Ru» вспоминает в историческом онлайне вместе с Антоном Первушиным, автором новой книги «Юрий Гагарин: один полет и вся жизнь».
11:25
По дороге обратно к спускаемому аппарату Гагарина подобрал вертолет, отправленный за ним из Энгельса. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. А после полудня Гагарин с сопровождающими отправились в Куйбышев (ныне Самара). Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королев и ещё несколько членов Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полет Гагарина в космос.
13 апреля состоялось заседание Госкомиссии, на котором Гагарин в течение трех часов обстоятельно рассказал о полете, о невесомости, о работе корабля, о своих ощущениях и наблюдениях. 14 апреля в 10:40 на самолете «Ил-18» Гагарин отбыл в Москву.
11:15
Из штаба дивизиона Гагарин по телефону связался с генерал-майором Юрием Семеновичем Вовком, командиром дивизии ПВО, находившимся в штабе в Куйбышеве, и доложил: «Прошу передать главкому ВВС. Задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
11:05
Первыми увидела Гагарина на Земле жена лесника Анна Акимовна Тахтарова с внучкой Ритой. Старушка и девочка испугались при виде человека в странном костюме, но космонавт сразу поднял руки и закричал: «Свой, свой, советский! Не бойтесь! Идите сюда!».
Затем с полевого стана прибежали механизаторы колхоза имени Тараса Шевченко. Пока Гагарин знакомился с крестьянами, майор Ахмед Гасиев — командир дивизиона ПВО, расположенного в деревне Подгорье, поднял по тревоге личный состав и на двух машинах во главе пятнадцати вооруженных военнослужащих отправился к месту приземления. Убедившись, что перед ним тот самый Гагарин, о котором только что говорили по радио, Гасиев пригласил его в кабину грузовика «ЗиЛ-151», на котором и доставил космонавта в ракетный дивизион.
10:55
«После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут по московскому времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза, —сообщило ТАСС.
10:54
close
100%
10:53
Гагарин приземлился на парашюте в 8 км от корабля. Ранее утверждалось, что Гагарин приземлился в 10:55 и его полет продлился 108 минут, но благодаря рассекреченным документам было установлено, что он приземлился в 10:53. Время полета, таким образом, составило 106 минут.
10:48
Радар близлежащего ракетно-зенитного дивизиона ПВО засек воздушную цель — это был спускаемый аппарат. После катапультирования целей на радаре стало две.
«Восток» благополучно опустился на поле колхоза «Ленинский путь» у деревни Смеловки.
10:35
Происходит разделение. «В 10 часов 25 минут 57 секунд должно быть разделение, а произошло в 10 часов 35 минут, — говорил Гагарин. — Разделение я резко почувствовал. Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Все индексы на ПКРС погасли, включилась только одна надпись «Приготовиться к катапультированию». Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставив ноги на кресло. Потом этот зуд проходит. Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу, жду».
10:25
Включилась тормозная двигательная установка (ТДУ-1). В конце полета она проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью пять оборотов в минуту. Впоследствии Юрий Гагарин сравнил это состояние с «кордебалетом» — все кружилось: в иллюминаторы была видна то Африка, то горизонт, то небо. Гагарин передал в эфир сигнал «ВН» — «все нормально». Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели. Спускаемый аппарат, наконец, отделился от приборного отсека.
10:15
Гагарин сообщил, что пролетает над Африкой. «Лечу, смотрю — северный берег Африки, Средиземное море, все четко видно. Все колесом крутится — голова, ноги», — вспоминал Гагарин.
10:13
Телетайпы (электромеханические печатные машины, используемые для передачи между двумя абонентами текстовых сообщений по простейшему электрическому каналу) закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов разных стран мира штурмом брали здание Телеграфного агентства.
10:07
close
100%
10:02
Юрий Мозжорин, ученый и специалист по ракетной технике, вспоминал:
«С целью сокращения времени выхода в эфир сообщения ТАСС… было подготовлено три варианта коммюнике. Первый — торжественный, рассчитанный на успех, где помимо сообщения об историческом полете добавлялись биография космонавта, его портрет, информация о повышении в воинском звании, присвоении почетных наград и т.п. Второй вариант содержал только одно сообщение ТАСС в случае невыхода корабля на орбиту и его приземления (или приводнения). Говорилось о неудачной попытке выведения КА, приводились район приземления (приводнения) космонавта, а также частоты, излучаемые радиомаяками корабля. Содержалось обращение к народам и правительствам с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта и возвращении его в Советский Союз вместе с кораблем. Третий вариант коммюнике содержал сообщение о трагической гибели первого космонавта. ..».
09:57
Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. В эфир вышло сообщение ТАСС о запуске космического корабля.
«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли… Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается».
09:22
Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Через 5 минут была отправлена шифровка в Пентагон.
09:21
Гагарин доложил, что наступило состояние невесомости.
На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Также он провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
«Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Ну а таких физиологических ощущений, затруднений никаких я не наблюдал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, будто висишь в горизонтальном положении на ремнях», — сообщил он позже в докладе.
09:18
Корабль отделился от носителя и вышел на околоземную орбиту.
«Видел я горизонт, звезды, небо черное, прямо совершенно черный цвет неба… – вспоминал Гагарин. — Очень красивый горизонт, видно прямо окружность Земли, горизонт и такой голубой цвет вокруг всей Земли, вокруг горизонта, такой нежный-нежный голубой цвет у самой поверхности Земли, затем постепенно темнеет, фиолетовый оттенок приобретает и переходит в черный цвет».
09:12
Заработал двигатель третьей ступени.
09:10
Сброс головного обтекателя ракеты-носителя. Голос Гагарина в эфире: «Вижу Землю… Красота-то какая!».
09:09
Боковые блоки ракеты выработали запас топлива и отделились. Центральный блок ракеты продолжал разгоняться.
09:07
close
100%
09:07
Дана команда «зажигание», корабль стартует. «Поехали!», — кричит Гагарин.
09:00
«Началась продувка, захлопали клапаны. Запуск, — вспоминал потом Гагарин последние минуты перед стартом. — На предварительную ступень выход. Дали зажигание, заработали двигатели, шум. Затем промежуточная ступень, шум усилился несколько. Когда двигатель вышел на главную, основную ступень, шум был такой приблизительно, как в самолете. Во всяком случае, я готов был к большему шуму. Ну и так плавно, мягко она снялась с места, что я не заметил, когда она пошла».
08:50
Объявлена 10-минутная готовность.
08:30
В ночь перед полетом Гагарин написал жене Валентине прощальное письмо, которое она должна была получить, если он погибнет при запуске. Письмо жене передали после гибели Гагарина в 1968.
«Когда-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца, — писал он. — Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке».
08:10
Объявлена 50-минутная готовность.
Первый полет проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление. Советские психологи, не зная достоверно, как будет себя вести человек при длительном воздействии невесомости, допускали, что космонавт может потерять над собой контроль и захочет вести корабль вручную, поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Подразумевалось, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи вменяемым. Однако перед полетом Гагарину все же сказали этот код.
07:45
close
100%
07:30
Не обошлось и без накладок. «Настроение в это время было хорошее, самочувствие хорошее. Доложил о проверке оборудования, о готовности к старту, о своем самочувствии. Затем произвели закрытие люка №1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают отворачивать. Смотрю: сняли люк. Я понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт не прижимается чего-то. Все будет нормально». Переставили плиты, на которых концевые выключатели ставятся. Подправили, закрыли крышку люка. Все нормально», — вспоминал Гагарин.
07:07
На стартовой площадке была объявлена двухчасовая готовность. Гагарин, уже находившийся в корабле, вышел на связь. Чтобы скрасить космонавту минуты ожидания, на стартовой площадке развернули телефонную точку, через которую с ним вели переговоры Королев и другие присутствовавшие.
06:50
Гагарин, Титов и сопровождающие прибыли на старт. Там их уже ожидала целая делегация во главе с председателем Госкомиссии Константином Рудневым, Королевым и маршалом Кириллом Москаленко. Гагарин отрапортовал Королеву: « Товарищ главный конструктор, летчик-космонавт старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике готов!».
06:45
В процессе подготовки обнаружилось, что нигде на демаскирующей оболочке нет указаний на гражданство космонавта. Тогда один из специалистов по скафандрам Виктор Давидьянц принес банку с красной краской и прямо на надетом гермошлеме Гагарина вывел кисточкой четыре
буквы: «СССР».
06:40
Ночь с 11 на 12 апреля Гагарин и его дублер Герман Титов провели в «маршальском» домике, где еще год назад останавливался маршал Митрофан Неделин, погибший при взрыве ракеты Р-16 на испытаниях в октябре 1960 года. После раннего подъема космонавты отправились в монтажно-испытательный корпус космодрома, где облачились в скафандры.
06:30
О том, что ему суждено стать первым человеком в космосе, Гагарин узнал всего за два дня до полета. Вечером 10 апреля в беседке на берегу Сырдарьи собрались члены Совета главных конструкторов, члены Госкомиссии и шестеро космонавтов. Сергей Королев, главный конструктор космического корабля «Восток-1», которому предстояло отправиться в космос, объявил: «Первым полетит Юрий Алексеевич Гагарин, за ним полетят другие — уже в этом году будет подготовлено около десяти кораблей «Восток».
Появились новые записи
показать
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Картина дня
Военная операция на Украине. День 313-й
Онлайн-трансляция специальной военной операции ВС РФ на Украине — день 313
Сколько можно выпить, чтобы утром сесть за руль
Врач-нарколог Болонкин рассчитал скорость вывода алкогольных напитков из организма
«Запасы многих редкоземельных металлов близки к исчерпанию»: нужна ли человечеству лунная база?
Астроном Владислав Шевченко объяснил, какие полезные ископаемые можно добывать на Луне
Минобороны РФ: 63 российских военных погибли в результате удара в районе Макеевки
Глава ЕК позвонила Зеленскому, пообещала помощь и встречу в ближайшее время
СБУ предъявила обвинение главе Центробанка РФ Набиуллиной
Семь человек получили травмы и ожоги на борту самолета в Алма-Ату из-за турбулентности
Новости и материалы
МО РФ сообщило о ликвидации более 70 иностранных наемников «иностранного легиона» в ДНР
Автобус со школьниками попал в ДТП под Калугой
МВД: с российских водительских удостоверений могут исчезнуть штрих-коды с 1 марта
RMC Sport: иранских футболистов арестовали за новогоднюю вечеринку с алкоголем и женщинами
В Steam подвели итоги декабрьского опроса о пользовательских ПК
Cиноптик Леус: температура воздуха в Москве достигла рекордных с 2007 года значений
«Чосон Ильбо»: глава Южной Кореи Юн Сок Ель выступил против «показушных» саммитов с КНДР
Синоптик предупредил жителей Москвы и Подмосковья об усилении ветра и гололедице
В РЖД назвали число пассажиров, встретивших Новый год в поездах
Австрия и Индия призвали к мирным переговорам по Украине на уровне глав МИД
Капитан «Зенита» Ловрен обратился к клубу и болельщикам перед уходом в «Лион»
Мужчина, зарезавший сотрудника МАДИ, оказался бойцом ММА
Снятая с эфира новогодняя сказка с Ургантом набрала более 500 тыс. просмотров на YouTube
Турция ожидает от США и России выполнения обязательств по Сирии
Reuters: ИГ* взяло ответственность за взрыв в военном аэропорту Кабула 1 января
Известный российский комик попал в больницу
Депутат из Волгограда записал новогоднее поздравление, держа кролика за шкирку
Васильев об отказе смотреть ЧМ по биатлону: что, мне за стероидными норвежцами следить?
Все новости
Имбирь от похмелья и отказ от десертов. Как пережить новогодние праздники
Врачи назвали способы провести новогодние застолья без вреда для организма
Тест: угадайте, из какого советского мультфильма этот кот
Вспомните советский мультфильм по кадру с символом наступившего года
Мы нашли фейковые AirPods Pro 2. Отличить их от настоящих очень сложно
Обзор-сравнение подделки и настоящих AirPods Pro 2
«Дюна 2», «Оппенгеймер», «Индиана Джонс 5» и еще 12 фильмов, которые мы ждем в 2023 году
Самые ожидаемые фильмы 2023 года: выбор «Газеты.Ru»
S.T.A.L.K.E.R. 2, Atomic Heart и еще пять игр, которые нельзя пропускать в 2023 году
Семь самых ожидаемых видеоигр 2023 года для ПК, Xbox и PlayStation
Тест: какое вы блюдо на новогоднем столе
Ответьте на пять вопросов и узнайте свой кулинарный архетип
Гардемарин и продюсер Шаталин: Сергею Жигунову — 60
Сырая жеребятина и кхъуейжьапхъэ. Какие блюда готовят в Новый год народы России
Россияне из разных регионов рассказали, какими блюдами в их народе принято встречать Новый год
Вилка в желудке, пенопласт в ухе: как иногда заканчивается новогоднее застолье
Врачи рассказали о необычных инородных телах, которые попадают в ЖКТ и нос
Шакшука с сыром и крем-суп с кокосом: что взбодрит 1 января
Шеф-повара поделились рецептами «похмельных» блюд
Тест: в каком новогоднем фильме снимался этот автомобиль
Угадайте машины, которые вы видели в праздничных комедиях
Военная операция РФ на Украине. День 312-й
Онлайн-трансляция специальной военной операции ВС РФ на Украине — 312-й день
На Украине воздушная тревога. Часть Киева остается без света
Мэр Киева Кличко сообщил о взрывах и призвал жителей оставаться в укрытии
Георгий Бовт
Мир без людей
О том, что будет, когда всем начнет править искусственный разум
Алена Солнцева
«Я даю тебе лям в рублях, а ты мне кино снимаешь»
О новом образе 90-х, Константинопольском, Византийском и о том, чем это кончилось
Дмитрий Воденников
Жестокий Андерсен
О том, какие сказки надо рассказывать под Новый год
Александр Тихомиров
Зарплата №13
О том, как грамотно распорядиться новогодним бонусом
Анастасия Миронова
Семейный выходной в магазине
О том, почему пропал смысл посещать гипермаркеты
—>
Читайте также
Найдена ошибка?
Закрыть
Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.
Продолжить чтение
Юрий Гагарин – во время возвращения из космоса: «Я горю! Прощайте!..» — Последние новости России и мира сегодня
Первый космонавт только по счастливой случайности вернулся живым из полета 12 апреля 1961 года
Фотограф Владимир Орлов напомнил в своем блоге, что на самом деле испытал в своем полёте Юрий Гагарин и как он к этому отнёсся:
Это фотография Юрия Гагарина через несколько часов после приземления. Здесь нет его знаменитой «гагаринской» улыбки. Есть человек, который наконец осознал, что произошло и каким чудом он остался жив.
«Немногие знают, что во время полёта произошло 11 нештатных ситуаций различной степени сложности.
Например, в день перед вывозом ракеты-носителя на стартовый стол при взвешивании Гагарина в скафандре с креслом обнаружился перевес в 14 килограммов. Тогда в срочном порядке в течение одной ночи были разработаны и проведены работы по облегчению космического корабля, которые, в частности, включали в себя обрезку ряда кабелей, что впоследствии и привело к ряду нештатных ситуаций во время полета», — вспоминает Борис Черток. По его словам, вместе с кабелями, необходимыми для непилотируемых полетов, были обрезаны важные датчики давления и температуры. «Почему-то сочли, что датчиков, находящихся внутри корабля, будет достаточно», — отметил Черток.
Утро 12 апреля 1961 года, космодром Байконур. Предстартовая подготовка. После посадки Юрия Гагарина в корабль «Восток» и закрытия посадочного люка было обнаружено, что один из трёх контактов «Люк закрыт» не замкнулся.
Состояние этого контакта было принципиально важным: за счёт его срабатывания на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново.
«Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально». Расчетом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка», — доложил на Госкомиссии после полета Гагарин.
Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом.
В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной: рассекреченные параметры орбиты были 327×180 км. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.
На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова:
«Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота!… Внимание. Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!»
Все ждали момента, сработает ли двигатель торможения. Тормозной двигатель, как и положено, сработал на 67-й минуте орбитального полета, и «Восток» с Гагариным начал спуск. Однако и здесь не обошлось без неприятных сюрпризов: тормозная двигательная установка не выдала полный импульс из-за потери части топлива.
Причиной стало неполное закрытие обратного клапана наддува бака горючего. Двигатель отключился по предельному времени работы (44 секунды), но орбитальную скорость «Востока» удалось снизить лишь на 132 м/с вместо расчётных 136 м/с. Корабль пошел на спуск по более пологой траектории. Также не по плану пошли и последующие операции.
В результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика стабилизации корабля, и его раскрутило до значительной угловой скорости.
«Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения», — рассказывал потом Гагарин.
Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, команда на разделение спускаемого аппарата и приборно-двигательного отсека поступила также нештатно.
Разделения не было, потому что при неполной выдаче тормозного импульса оно блокировалось системой управления: разделение допустимо, когда есть гарантии скорого входа в атмосферу. Если же есть риск остаться на орбите, отделять приборный отсек с его мощными аккумуляторами и системой ориентации равносильно гибели. Поэтому спускаемый аппарат с космонавтом входил в атмосферу в связке с приборным отсеком.
«Я знал, что по расчету это (разделение корабля на отсеки. должно было произойти через 10–12 секунд после выключения тормозной двигательной установки. При выключении ТДУ все окошки на ПКРС (прибор контроля режима спуска) погасли. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе «Спуск» не гаснет, «приготовиться к катапультированию» — не загорается. Разделение не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй и затем — первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. «Кордебалет» продолжается. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КВ-каналу (коротковолновому), что ТДУ сработала нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. «Шум» не стал поднимать. По телефону доложил, что разделение не произошло», — сообщал впоследствии Гагарин.
Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск.
Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов.
В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания.
«По моим ощущениям перегрузка была за 10g. Был такой момент, примерно секунды 2–3, когда у меня начали «расплываться» показания на приборах. В глазах стало немного сереть», — вспоминал космонавт.
Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идет к потере сознания. Обычно такое происходит при 10–12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание.
Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
«Я горю! Прощайте!» Об этих словах Гагарина долго не говорили, но именно так он сказал, когда увидел в иллюминаторе языки пламени и ручейки расплавленного металла. Он думал, что это гибель. Но это обгорала обшивка и благодаря высокой температуре спусковая капсула наконец-то отсоединилась и началось штатное снижение.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). (На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы.)
Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, взору космонавта открылся вид на Волгу. «Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе», — вспоминал Гагарин.
Он рассказывал, что катапультирование произошло над берегом, и космонавт опасался, что ветром его отнесет к реке и придется приводняться. Меж тем силы поиска и спасатели ждали почти в 200 км от этого места.
После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись.
«Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, это Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца», — говорил Гагарин.
Спустя некоторое время «в облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют». «Дальше я спускался на двух парашютах», — говорится в отчете первого космонавта. Из-за этого он не мог эффективно управлять полетом.
«По заявлению Ю. А. Гагарина управлять полетом на парашютах ему не удалось, почти до самой Земли он спускался лицом к ветру», — говорится в отчете ОКБ-1 по результатам запуска корабля-спутника с пилотом на борту. Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло лицом по сносу, что позволило приземлиться уверенно и мягко.
Гагарин спускался в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы дышать атмосферным воздухом, но открывающий тросик затерялся в складках одежды.
«Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут шесть никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально», — вспоминал сам Гагарин.
Во время спуска у Гагарина выпал носимый аварийный запас (НАЗ). 30-килограммовая укладка с самым необходимым для выживания должна была спускаться под ногами космонавта, прикрепленная длинной стропой к скафандру. Внутри была надувная лодка, она пригодилась бы в случае приводнения на Волгу, продукты, медикаменты, радиостанция и пистолет.
«Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан», — говорил Гагарин.
Однако потеря этих 30 кг сделала космонавта легче, и его отнесло еще дальше от берега.
Примерно через 108 минут после старта с Байконура Юрий Гагарин вернулся на родную землю. Он приземлился в поле недалеко от Энгельса в Саратовской области. Местным жителям, которые могли принять его за сбитого американского летчика, Гагарин говорил: «Я советский человек, прилетел из космоса».
За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.
Много ещё было мелких и не очень неурядиц, но Юрий Гагарин выжил и стал первым из первых! Давайте помнить, какой ценой!
Не случайно Юрий Алексеевич задавался вопросом перед полетом: кто он — первый космонавт или последняя собака…
Гжатск — родина Юрия Алексеевича Гагарина. Сейчас этот город назван в честь своего героического жителя. Музей первого полёта — это место, где должен побывать каждый человек, чтобы понять, что космос — это будущее, будущее человечества!
И о Земном… Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в космос стали… шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге…»
Юрий Гагарин: 108 минут в космосе.
Элисон Джордж. Апрель 1961 года (незадолго до старта)
Сергей Королёв (главный инженер космической программы СССР): Я просто хочу напомнить, что после сигнала 1-минутной готовности до начала полёта будет около 6 минут. Так что не беспокойтесь.
Реклама
Юрий Гагарин: Понял. Я совершенно спокоен.
Павел Попович (наземный космонавт): Юрий, тебе там скучно?
ЮГ: Если бы у вас была музыка для меня…
СК (своим техникам): Выполните запрос. Включи ему музыку. Повторяю: включи ему музыку.
ЮГ: Они поставили песню о любви.
СК: Я думаю, это хороший выбор, Юрий
ПП: Отлично, теперь там не будет так скучно! Все очень рады, что у вас все хорошо.
Старт
СК: Включаем зажигание… Взлет!
ЮГ: Поехали! [Поехали!] Шум в салоне — низкий гул. Все идет хорошо, самочувствие хорошее.
СК: Желаем удачного полета.
ЮГ: До свидания, до скорой встречи, мои дорогие друзья. Учащается вибрация, усиливается шум…
3 минуты после запуска
С.К.: Как самочувствие?
ЮГ: Я вижу Землю. Я смотрю на облака. Красиво, так красиво! Как ты меня слышишь?
СК: Мы вас хорошо слышим, продолжайте летать.
6 минут после старта
ЮГ: Сейчас Земля покрывается все большим и большим количеством облаков… сейчас облака разверзлись. Я могу различать слои ландшафта: снег, лес, горы. Самочувствие отличное.
~20 минут после запуска
ЮГ: Интересно ощущение невесомости. Все плавает. Красивый!
~57 минут после запуска
ЮГ: Я вижу горизонт Земли. У него красивый голубой ореол. Небо черное. Я вижу звезды — довольно фантастическое зрелище.
~66 минут после запуска
ЮГ: Я лечу над морем. Можно определить направление движения моря.
Посадка (через 108 минут после старта)
(Гагарин катапультируется из космического корабля и приземляется в поле в Саратовской области СССР, где к нему подходят Анна Тахтарова и девушка)
ЮГ: Не бойтесь, товарищи! Я друг.
Анна Тахтарова: Вы из космоса?
ЮГ: Вы не поверите.
Первое заявление Гагарина при посадке (по радио Москвы)
ЮГ: Хочу доложить партии, нашему Правительству и лично Никите Хрущеву [тогдашнему руководителю СССР], что миссия выполнена успешно. Я благополучно приземлился без травм и ударов. Ускорение было трудным, но терпимым.
Профиль
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин , 27 лет, стал первым человеком в космосе, совершив 108-минутный виток вокруг Земли. Эти выдержки из сообщений СМИ и стенограммы полетов общения Гагарина с главным ракетчиком Сергеем Королевым и оставшимся на земле космонавтом Павлом Поповичем
Еще по этим темам:
- космический полет
- полет
- космонавт
108 минут, которые изменили мир
Ровно 60 лет назад произошло историческое событие – землянин впервые отправился в космос. Полет был недолгим, всего 108 минут, но это делает военного летчика майора Юрия Гагарина, скромного 27-летнего молодого человека с очаровательной улыбкой, легендой. 12 апреля 1961 ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль «Восток-1» с первым космонавтом Земли на борту. Космический корабль облетел планету на высоте 302 километра со скоростью 28 000 километров в час.
Будущий космонавт родился в деревне Ключино (Смоленская область, Российская Федерация) 9 марта 1934 года. В 1951 году Гагарин уехал в Москву, где через несколько лет стал летчиком-истребителем, получив соответствующее образование, что сделало его идеальным кандидатом в участие в довольно амбициозной космической программе. Время полета наступило 12, 19 апреля.61.
Первое в истории задание, данное человеку на космический полет, которое подписали Старший разработчик СКБ № 1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике Сергей Королёв и руководитель начальника отдела подготовки и развития космических полетов Главного штаба ВВС Николая Каманина звучало так: «Совершить круговой полет вокруг Земли на высоте 180–230 километров за 1 час 30 минут и приземлиться в заданном районе. Цель полета — проверить возможность пребывания человека в космическом корабле специального оборудования в космосе, проверить оборудование корабля во время полета, проверить связь корабля с Землей, обеспечить надежность посадки. приборы корабля и лоцмана».
«Поехали!» – сказал Гагарин во время запуска первого пилотируемого космического корабля, и эта фраза стала синонимом одного из величайших событий в истории человечества.
Юрий Гагарин облетел Землю в капсуле Восток-1 за 108 минут. После полета нашу планету стали называть голубой планетой. Этот термин ввел Юрий Гагарин, который первым взглянул на него из космоса. Тысячи людей желали увидеть героя и узнать у него, как выглядит Земля из космоса, что он чувствовал во время полета. Гагарин дал очень простое, но содержательное описание красивого!
Казалось, что ему предстоит еще совершить полеты и великие открытия, но судьба распорядилась иначе. Юрий Гагарин и его коллега Владимир Серегин разбились на истребителе МиГ-15 во время испытательного полета 27 марта 1968 года.
Сегодня, спустя 60 лет после первого полета в космос, помнят и чтят великого космонавта Юрия Гагарина. 7 апреля 2011 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос.
За последние шесть десятилетий в изучении и освоении космоса достигнут огромный прогресс. Сегодня космонавты находятся в космосе месяцами, а не минутами, значительно модернизирована космическая техника, расширены возможности исследований на международных космических станциях, проводятся исследования других планет Солнечной системы, в клуб вступают новые государства. космические державы.
Наша страна гордится тем, что уроженец туркменской земли, космонавт, инструктор и летчик-испытатель Государственной корпорации космической деятельности «Роскосмос», командир космического отряда Олег Кононенко, общий налет которого составляет 736 суток 18 часов 43 минуты, среди покорителей космоса. Он летал 5 раз и провел в открытом космосе 32 часа 13 минут.
В сентябре 2019 года за личный вклад в укрепление дружественных отношений между Туркменистаном и Российской Федерацией, успехи в развитии пространства для мирных целях и заслуг перед нашим государством.
Независимый Туркменистан в 2015 году запустил свой первый космический аппарат – спутник связи TürkmenÄlem 52°Е. Построенный французской Thales Alenia Space, он был выведен в околоземное пространство американской ракетой-носителем Falcon 9 с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) 27 апреля в 23:03 по всемирному времени (в Ашхабаде было 28 апреля, 04:03).
Спутник используется для сетей VAST, в том числе для передачи данных между наземными станциями, находящимися на расстоянии нескольких тысяч километров друг от друга, для услуг широкополосного доступа в Интернет, организации дистанционного обучения, телемедицины, организации различных конференций, а также для других современных средств связи Сервисы.
Национальное космическое агентство при Президенте Туркменистана, созданное десять лет назад, было передано в ведение Агентства «Türkmenaragatnaşyk» и переименовано в Космическое управление агентства.
Согласно решениям, в развитие отечественной космической сферы и совершенствование ее деятельности планируется вложить 1 миллиард 300 миллионов манатов. На эти ресурсы планируется построить и запустить еще один спутник для дистанционного зондирования Земли. Кроме того, предстоит значительно расширить наземную инфраструктуру отрасли, провести подготовку кадров и научную работу в этом направлении.
На заседании Правительства в марте прошлого года были рассмотрены вопросы более широкого использования систем спутниковой связи, дающих новые возможности для связи и поддерживающих развитие экономики страны, подготовки к запуску второго национального спутника. Принято решение о создании Правительственной комиссии по координации деятельности Национальной системы мониторинга поверхности Земли для выполнения задач, связанных с формированием новой технологической и коммуникационной базы для сбора информации о поверхности Земли из космоса, изучения и обработки полученных данных как а также подготовка и обучение соответствующих специалистов в этой области.
Фото 5
Сегодня компания SpaceX, выведшая на орбиту туркменский спутник, развивает космический туризм. Глава компании Илон Маск считает, что космический корабль Starship, который испытывает компания, в будущем может стать частью амбициозной межпланетной транспортной системы. Тем временем американский марсоход Perseverance, достигший Марса в феврале, передает на Землю десятки фотографий и даже звуки с поверхности Марса. В настоящее время марсианская и лунная программы разрабатываются и реализуются и другими государствами. Так, прошлым летом вместе с «Настойчивостью» к Марсу отправились два космических аппарата, запущенных КНР и ОАЭ.
В истории освоения космоса было немало ярких событий, ставших символом консолидации усилий по исследованию и изучению космоса в мирных целях. Это экспериментальный полет Союз-Аполлон, который запомнился многим и известен как космическое рукопожатие. Две ведущие космические державы заключили соглашение о сотрудничестве в области исследования космоса 17 июня 1992 года, и оно было вновь продлено в начале апреля.