Евпатий коловрат кто это: Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа? / Православие.Ru

Евпатий Коловрат

Евпатий Коловрат (около 1200 — до 11 января 1238) — легендарный русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). Единственным древнерусским источником, упоминающим о Евпатии Коловрате, является «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Легендарная биография

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий, с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых (не ранних) редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами в легендах не уточняются. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года.

Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

Историчность Евпатия

Н. Карамзин пересказывает содержание повести, не подвергая сомнению историчность Евпатия.

Д. Иловайский аналогично: «событие, очевидно, невыдуманное, только трудно определить, насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей».

Современные исследователи Повести (Комарович, Лихачев, Лобакова, Клосс) считают, что рассказ о Коловрате является позднейшей вставкой.

Д. Лихачев писал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».

Евпатий Коловрат в культуре

Поэзия и литература

  • Николай Языков. Стихотворение «Евпатий» (1824)
  • Лев Мей. «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859)
  • Сергей Есенин. «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912)
  • Сергей Есенин. «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912)
  • Сергей Марков. «Слово о Евпатии Коловрате» (1941)
  • Василий Ян. «Батый», ч. 3 «Евпатий Неистовый» (1942)
  • Василий Ряховский. «Евпатий Коловрат» (1947)
  • Владимир Семенович Ерохин. За русскую землю: Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате ковале Фатьяне. — Рязань (1954)
  • Владимир Семёнович Ерохин. «Евпатий Коловрат». Издательство «Московский рабочий» (1969)
  • Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (1972)
  • Валентин Сорокин. «Евпатий Коловрат» (1975)
  • Вронский Ю. П. Злой город (1976)
  • Д. О. Силлов «Злой город» (2007)
  • Лев Прозоров (Озар Ворон). «Евпатий Коловрат» (2009)

Мультипликация

  • «Сказ о Евпатии Коловрате» (режиссёр Роман Давыдов, «Союзмультфильм», 1985)

Кино

  • Фильм «Легенда о Коловрате» 2017 года. Режиссёры Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий, главную роль сыграл Илья Малаков.

Музыка

  • Юрий Белоусов — Легенда о Коловрате (2015)
  • Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)
  • Алексей Красавин — песня «Евпатий Коловрат» (2003)
  • Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)
  • Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)
  • Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
  • Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
  • Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
  • Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)
  • Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)

Компьютерные игры

  • Компьютерная игра «Золотая Орда» (2008)

Памятники

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:

  • Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата. Место это расположено на стыке двух речек Заполья (приток р. Непложи) и речки Урсулы, относится к Воинскому уезду Рязанского княжества.
  • Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет».
  • Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.
  • Памятник Евпатию Коловрату в Шилово

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани

  • Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

Евпатий Коловрат: что в истории о легендарном воеводе смущает ученых

Многие историки считают «Повесть о разорении Рязани Батыем» произведением исключительно художественной литературы, хоть и основанным на реальных событиях. Но в высоких научных кругах продолжаются споры: существовал ли Евпатий Коловрат на самом деле? По крайне мере, в истории о рязанском воеводе специалисты нашли немало белых пятен.

Сражаться и умереть

«Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение неизвестного, но талантливого автора, который описал драматичную осаду города и его захват монголо-татарами. Как известно, это случилось в декабре 1237 года. Изначальный вариант памятника древнерусской литературы до наших дней не сохранился. В распоряжении ученых имеются лишь рукописные копии, имеющие небольшие расхождения между собой. Самые ранние из них ученые относят к концу XVI века.

Евпатий Коловрат, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», являлся воеводой (по другим данным – боярином, влиятельным сановником). Князь Юрий Ингварович, узнав о приближении многочисленного вражеского войска, отправил его вместе со своим братом (или племянником) Ингваром Ингваровичем к соседям с просьбой об оказании военной поддержки. Когда войска хана Батыя вторглись на рязанскую землю, Евпатий находился в Чернигове.

Услышав страшную весть о нашествии врага, отважный воин поспешил на родину, но застал Рязань полностью разоренной и разграбленной. Охваченный желанием отомстить захватчикам за гибель близких, воевода собрал внушительный отряд численностью в 1 700 человек и направился вслед за войском Батыя, которое сумел догнать на территории Суздальского княжества.

Евпатий Коловрат причинил врагу значительный урон. Он «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Среди поверженных оказался и шурин хана – некий Хостоврул, ранее похвалявшийся, что сумеет взять в плен самого Евпатия. Что уж говорить про обычных, рядовых воинов: когда меч Коловрата притупился о вражеские доспехи, он взял в руки монголо-татарское оружие и продолжил рассекать противников-конников надвое, вплоть до седла.

Но военная операция рязанского воеводы изначально была обречена, численность Батыева войска превышала количество русских героев-мстителей. Евпатий Коловрат героически погиб: его окружили и буквально завалили тяжелыми снарядами, выпущенными из многочисленных камнеметных орудий.

Причем, по преданию, хан Батый отдал должное мужеству рязанского воеводы. Он отпустил выживших русских воинов вместе с останками своего командира и сказал: «Аще бы у меня такий служил – держал бых его против сердца своего».

В целом, «Повесть о разорении Рязани Батыем» – это призыв к русским людям объединиться и дать отпор врагу, потому что Евпатий Коловрат не смирился с поражением, он предпочел умереть за родную землю.

Настоящий или нет

В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о жестоком истреблении жителей русского города захватчиками. Но ведь Евпатий Коловрат каким-то образом умудрился собрать из выживших внушительный отряд в 1 700 воинов.

Доктор исторических наук Владимир Фортунатов в своей книге «Российская история в лицах» (Санкт-Петербург, 2009 г.) отметил: «Описание гибели отряда Коловрата под градом камней, выпущенных с помощью метательных машин, очень напоминает заключительный этап битвы при Фермопилах трехсот спартанцев, которых, полностью окружив, тоже перебили с помощью метательных машин».

Правда, для обвинения автора «Повести о разорении Рязани Батыем» в плагиате нет никаких оснований. Впрочем, этот образованный человек вполне мог быть знаком с наиболее яркими моментами античной истории.

Известный филолог, профессор Дмитрий Лихачев изложил свое мнение об исторической достоверности предания об Евпатии Коловрате в книге «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси» (Ленинград, 1987 г.). Ученый предположил, что автор «Повести о разорении Рязани Батыем» талантливо переосмыслил народные предания, основываясь на имевшейся в его распоряжении Рязанской летописи.

«Фольклорная основа «Повести» творчески переработана ее автором, создавшим свою систему художественной выразительности, близкую к художественной структуре «Слова о полку Игореве» и подчиненную тем же задачам», – написал Д.С. Лихачев.

То есть, по мнению известного филолога, сами жители Рязанского княжества сочинили легенду о богатыре, который сумел дать достойный отпор захватчикам, пусть даже ценой собственной жизни. Тем более что многие описания подвигов Евпатия Коловрата имеют явно выраженное сходство с былинами, рассказывающими о деяниях знаменитых богатырей.

Хотя в Рязани вполне мог жить отважный воевода, героически погибший в борьбе с захватчиками. Впоследствии в устном народном творчестве его подвиг был переосмыслен, приобретя былинные черты.

Кандидат филологических наук Ирина Лобакова тоже считает, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» нельзя рассматривать как достоверный исторический источник. Об этом исследовательница написала в своей статье «Проблема соотношения старших редакций «Повести о разорении Рязани Батыем»», которая опубликована в ежегодном сборнике научных работ «Труды отдела древнерусской литературы» (Пушкинский Дом, 1993 г.). Исследовательница считает, что автор древнерусского произведения следовал четкому творческому замыслу: вдохновить читателей на священную борьбу за родную землю.

А вот что говорит по этому поводу доктор исторических наук В.В. Фортунатов: «Если даже такой легендарный русский богатырь, как Евпатий Коловрат, и не существовал в реальной жизни, то вряд ли стоит осуждать того, кто его выдумал. Столь страшного разгрома, как «батыево нашествие», Русская земля еще не переживала. В этих условиях многие упали духом. Образ Евпатия Коловрата был нужен как пример для подражания».

Путаница с князьями

Специалисты отмечают, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» упоминаются князья, не имевшие никакого отношения к описываемым событиям. Некоторые из них на момент нашествия хана Батыя на Русь были уже мертвы. А в истории о Евпатии Коловрате рязанские князья и их родственники, правившие в соседних городах, представлены как единое воинское братство. Причем, все они якобы геройски погибли, сражаясь за родную землю.

Между тем, Давид Муромский умер еще в 1228 году, Всеволод Пронский скончался и того раньше – в 1208-м, а Кир-Михаил Всеволодович был убит в 1217 г. Вышеупомянутый Ингвар Ингварович, который в момент нападения захватчиков, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», находился в Чернигове вместе с Евпатием Коловратом, покинул мир живых в 1220 году. Собственно, после этого Юрий Ингварович и стал рязанским правителем. А за военной поддержкой по его приказу в город Владимир (не в Чернигов) ездил другой представитель этого княжеского дома – Роман Ингварович. Он, кстати, действительно погиб в битве с монголо-татарами в окрестностях Владимира, хотя в «Повести о разорении Рязани Батыем» никак не обозначен.

Зато древнерусский автор упоминает неких Глеба Коломенского и Федора Юрьевича, о которых историкам совсем ничего не известно, и их существование остается под вопросом.

В список князей, геройски павших при защите Рязани, «Повесть о разорении Рязани Батыем» внесла Олега Красного и его сына Романа. Хотя историкам известно, что первый вернулся из ордынского плена в 1252 году, а второй был убит в 1270-м.

Как полагает профессор Д.С. Лихачев, автор «Повести…» взял имена покойных рязанских князей из местной церкви, где хранился список представителей правящей династии, которых полагалось поминать во время специальных богослужений. В этом «помяннике» были перечислены лишь имена умерших князей, даты их смерти не указывались. Поэтому и возникла такая значительная путаница.

Многие исследователи считают, что сведя множество русских князей в единое братское войско, автор «Повести…» ненавязчиво намекал тогдашним правителям, что ради борьбы с общим врагом стоит забыть о междоусобных распрях и объединить усилия.

Князья-христиане, вступившие в битву с «погаными», описываются как святые мученики, погибшие за веру. Например, князь Олег Ингварович Красный, будучи тяжело ранен, в «Повести…» мужественно отказался от предложенной ханом Батыем помощи, обозвав его «…безбожны и враг христианския». За что якобы и принял мученическую смерть.

Рязанцы напали первыми

Вообще, древнерусский автор часто намеренно пренебрегает исторической достоверностью в угоду идейно-публицистической или художественной составляющей своего произведения. Например, личность Евпатия Коловрата наделена чертами былинных богатырей, а при описании сражения сознательно делается упор на его недюжинную силу и воинскую доблесть. Под стать герою и другие русские воины.

Если все имеющиеся в распоряжении историков летописные источники однозначно свидетельствуют о том, что рязанское войско лишь обороняло осажденный врагами город, то в «Повести…» защитники родной земли вышли навстречу противнику и даже напали первыми. При этом силы двух воинств якобы были примерно равны, ведь захватчики «едва одолеша их…».

Такое явное несоответствие между реальностью и художественным описанием батальных сцен кандидат филологических наук И.А. Лобакова объясняет желанием автора «Повести…» превознести храбрость русских воинов. Дескать, нельзя считать удалыми смельчаками тех, кто отсиживается в крепости. Настоящий герой должен сразу выходить в чисто поле на честный бой. Таким примером неизвестный древнерусский литератор стремился вдохновить своих читателей на отчаянную борьбу с захватчиками.

Языческое имя

Несмотря на то, что автор «Повести…» описывает сражение Евпатия Коловрата с монголо-татарами как битву благочестивого христианина с неверными, многие исследователи отмечают, что имя главного героя имеет явные языческие корни.

Впрочем, на этот счет тоже ведутся споры. Одни исследователи предполагают, что антропоним «Евпатий» произошел от греческого слова eupathēs – чувствительный, эмоционально восприимчивый. Другие лингвисты выводят имя богатыря из двух слов εὖ и πάτος, что означает «добрый путь». Третьи специалисты считают, что Евпатий – это слегка измененный на древнерусский манер антропоним «Ипатий». А современные неоязычники считают, что рязанского героя звали исконным древнеславянским именем.

Гораздо больше недоумения вызывает прозвище богатыря – Коловрат, которое уж точно не имеет никакого отношения к христианству, а воспринимается некоторыми современными исследователями как сакральный символ солнечной энергии.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного: даже в XIII веке некоторые русские бояре носили два имени: крестильное (данное в церкви) и народное. А если автор «Повести…» основывался на фольклорных преданиях, то и имя героя, вероятно, было им позаимствовано оттуда. Эти легенды и сказания о богатыре, скорее всего, возникли еще до появления на Руси первых христиан.

Легенда о Коловрате — VFX Сербия

 

Неистовый — первый полнометражный фильм о рязанце Евпатии Коловрате, командующем войском, сражавшимся с монголами в 1238 году. которые падали один за другим до
монгольской экспансии на запад во главе с Бату-ханом. Напуганные безжалостными полчищами, большинство русских князей сдают свои земли на неприятельских условиях. Захватчики грабят и сжигают города, заливая кровью русскую землю, пока на их пути не встает рязанский мечник Евпатий Коловрат. Коловрат возглавляет отряд из нескольких сотен смельчаков, чтобы отомстить за свою любовь, свой народ и свою родину. Мужество Коловрата настолько поразительно, что даже сам Бату-хан смиряется с этим. Имя легендарного воина навсегда осталось в памяти его народа, а его героический подвиг живет в анналах истории.

 

Фильм снят за 72 съемочных дня с конца января по начало мая 2016 года. «Форсаж» — первый российский фильм, полностью снятый в хромакее. Съемки проходили в Москве, в помещениях, специально построенных на территории завода ЗИЛ. Построенные на ЗИЛе объекты включали в себя крупнейшие в Европе студии зеленого экрана общей площадью более 4000 квадратных метров (43000 квадратных футов), что является рекордом в истории российского кинопроизводства. Другие объекты включали тренажерный зал, конюшни и манеж для верховой езды. Визуальные эффекты были созданы Главной дорожной почтой (Разыскивается, Сталинград, Аттракцион).

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

 

 

Команда из 450 специалистов из 16 студий, базирующихся в России, Казахстане, Украине, Беларуси и Индии, работала над созданием фильма в течение 18 месяцев (1903 компьютерных кадра).

«Съемочный процесс был очень сложным. С одной стороны, можно подумать, что в помещении будет легко — ни холода, ни снега, ни дождя, никакой непроходимой грязи. А вот с освещением все очень просто. Но для оператора Максима Осадчего зеленый экран стал серьезной проблемой. Он не мог видеть, как будет выглядеть окончательная картина; в основном он устанавливал свет, ставил пластинку и надеялся на лучшее. Иногда нам было очень сложно соединить созданную нами графику с отснятым материалом так, чтобы это было по-настоящему убедительно. Придумать реалистичные образы было довольно сложной художественной задачей.

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

 

 

Визуальный успех фильма обусловлен огромным объемом работы, которую мы все проделали, и нашим тесным сотрудничеством с оператором-постановщиком, дизайнерами костюмов и гримерами. Джаник Файзиев показал нам референсы, старые фотографии заснеженных городов и тому подобное. Мы знаем из источников и из исторических реконструкций, что города того времени, вероятно, показались бы современным глазам небольшими деревнями. Нам пришлось поработать с размерами зданий, чтобы современный зритель воспринимал поселок как город. Дома не простые хижины; мы придали им народный русский вид с украшениями и резьбой. Мы использовали много красных народных рисунков и народной резьбы, таких как петухи и награды. Что касается снега, то мы сделали его максимально густым и пушистым, использовали яркие холодные цвета. Мы приняли сознательное решение использовать такой не совсем реалистичный, но убедительный стиль, «реалити плюс», как мы его называли между собой.

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

 

В итоге Рязань выглядела и ощущалась по-разному: вначале мирная, красивая и солнечная; затем горящий, огненный и обугленный; и, наконец, скорбный и унылый, после разрушения города. Нам нужно было создать инструмент, который позволил бы нам быстро переключаться между нетронутыми, горящими и разрушенными формами различных отдельных домов, потому что у нас было много кадров для работы», — говорит Арман Яхин, генеральный директор студии визуальных эффектов Main Road Post.

Другие концепт-арты из «Легенды о Коловрате»: https://www. artstation.com/artwork/ZQm8R

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Песня о Евпатии Коловрате (eBook, ePUB) фон Sergey Yesenin

Sergey Yesenin

Andere Kunden Interessierten Sich Auch Für

  • Sergey Yesenin

    Песня Великой Кампании (EPUB)

    0,99,99,

  • 9000 2

    0,99,99,9000 3

    9000 2

    0 0001.0002 Стихотворение около 36 (электронная книга, epub)

    0,99 €

  • Сергей Йесенин

    Возвращение в «Матерью» (электронная книга, EPUB)

    0,99 €

  • 4.

    0,99 €

  • 49002

    0,99 €

  • 49002

    0,99 €

  • .

    The Black Man (eBook, ePUB)

     

    0,99 €

  • Sergey Yesenin

    Lyrics (eBook, ePUB)

     

    0,99 €

  • Sergey Yesenin

    The Ballad о двадцати шести (электронная книга, ePUB)

     

    0,99 €

  • Sergey Yesenin

    Confessions of a Hooligan (eBook, ePUB)

     

    0,99 €

  • buecher.de\/shop\/belletristik\/the-other-russia-ebook-epub\/yesenin-sergey\/products_products\/detail\/prod_id\/48870473\/session/1negjhhijaqs2jgr6iblfphmt8/","title":"The Other Russia (eBook, ePUB)","price":"0,99 \u20ac","author":"Sergey Yesenin","publisher":"Strelbytskyy Multimedia Publishing","category":"eBook","variant":"eBook, ePUB"}»/>
  • buecher.de\/shop\/belletristik\/russia-ebook-epub\/yesenin-sergey\/products_products\/detail\/prod_id\/48870462\/session/1negjhhijaqs2jgr6iblfphmt8/","title":"Russia (eBook, ePUB)","price":"0,99 \u20ac","author":"Sergey Yesenin","publisher":"Strelbytskyy Multimedia Publishing","category":"eBook","variant":"eBook, ePUB"}»/>

Produktbeschreibung

Исторический сюжет произведения — рассказ о рязанском полководце Евпатии Коловрате и его борьбе с Батыем-ханом. «Песнь о Евпатии Коловрате» написана в традициях русской былины и отличается специфическим стихом.


Dieser Download kann aus rechtlichen Gründen nur mit Rechnungsadresse в A, B, BG, CY, CZ, D, DK, EW, E, FIN, F, GR, H, IRL, I, LT, L, LR, M, NL, PL, P, R, S, SLO, SK ausgeliefert werden.

Produktdetails

  • Produktdetails
  • Verlag: Strelbytskyy Multimedia Publishing
  • Seitenzahl: 9
  • Altersempfehlung: ab 13 Jahre
  • Erscheinungstermin: 14.