Содержание
Советское кино 1966-1980 гг.: расцвет в эпоху застоя?
20/01/2016
Вышел из печати 4-й том «Летописи Российского кино»*, посвященный на этот раз главным или, по крайней мере, примечательным событиям в жизни советского кино периода 1966-1980 г. Для многих нынешних потенциальных читателей очередного тома летописного сказания эти годы — «досюльные времена», далекая, седая и малоинтересная допотопщина. Но немало еще и тех , для кого те годы с прилипшей к ним этикеткой «эпоха застоя» были временем самой активной жизни, временем взлетным и одновременно очень трудным, мучительным, подчас трагическим. И в любом случае – незабываемым…
* Летопись Российского кино. Т. 4. 1966-1980. – М.: Канон+, 2015. — 688 стр. (ISBN 978-5-88373-445-7, тираж 3000)
Наш корресподент встретился с автором, руководителем и одним из исполнителей этого уникального проекта историком кино Валерием Ивановичем Фоминым, чтобы поговорить об особенностях работы над очередным томом «Летописи».
— На титульном листе книги названы сразу три организации, под эгидой которых велась работа над этим томом — НИИ киноискусства, Госфильмофонд России и Музей кино. Отчего так?
— «Под эгидой…» — звучит красиво, но не совсем точно. Все эти «три богатыря» нашего кино — не просто покровители, а самые непосредственные участники этого большого, трудоемкого и долгоиграющего проекта. Причем участники , начиная с самого первого тома нашей «Летописи». Впрочем, не только с 1-го тома, а начиная еще с момента разработки этого проекта. Уже сама наша заявка на реализацию этого проекта исходила сразу от трех киноорганизаций. Мне как инициатору этой – прямо скажем, сумасшедшей затеи – было ясно что силами одного НИИКа без помощи и фондов Музея кино и Госфильмофонда эту глыбищу не одолеть.
А вообще-то справедливости ради надо бы признать, что рядом с названной троицей на титуле всех томов должна была бы стоять и еще одна замечательная киноорганизация – Союз кинематографистов России. Дело в том, что именно материалы архива СК стали основой последнего тома. Более того именно на страницах печатного органа Союза — газеты «СК-новости» — в течение 15-ти лет (!!!) осуществлялась и осуществляется регулярная (в каждом номере!!!) публикация материалов нашей «Летописи», ведется отработка принципов отбора описываемых событий , самой манеры их описания. Наконец, именно СК ходатайствовал о получение гранта на издание 4-го тома.
Мы искупим наш грех перед Союзом кинематографистов. На титульном листе 5-го, последнего тома «Летописи Российского кино» обязательно появится и название этой организации.
— Валерий Иванович, вышедший в эти дни очередной том «Летописи» посвящен периоду 1966-198 гг. Но вы ведь сами-то как киновед — из тех самых проклинаемых «застойных» лет. Пожили и поработали в те годы. Каково было теперь по второму разу, уже в наши дни погружаться, да еще так детально, подробно в пресловутое «протухшее брежневское болото»?
— Вообще-то, если говорить о времени, которому посвящен наш очередной том, то он не только про «застой». Между его крайними датами — 1966-м и 1991-м гг. – уместились, по сути дела, сразу два самых разных по содержанию и результатам периода истории. Здесь и завершение взлетной для нашего кино эпохи оттепели, и годы, именуемые застойными.
Мне, я считаю, страшно повезло – я застал обе эти столь разные эпохи. Поступил во ВГИК в 1962 г. На дворе стояла , еще во всю царила и плодносила оттепель. Я застал такие дивные ее мговения – как защиты режиссерских дипломов Элема Климова, Андрона Кончаловского, Ларисы Шепитько , Булата Мансурова…Да и все тогда в нашем кино шло в гору.
А в 1965-ом, пойдя на практику в Госфильмофонд, остался там работать . И там же, тогда же застал, по сути дела , слом, а, точнее сказать, разгром оттепельной эпохи. В Столбах последствия этого жестокого, неправедного, ничем необоснованного погрома оттепельного кино, затеянного безмозглой капээсэсной инквизицией, были особенно наглядны. Госфильмофонд, эта наша любимая и чудесная Кинотретьяковка, на несколько стала своего рода больничным «Приемным покоем», куда одну за другой стали привозить запрещенные картины. «Андрей Рублев», «История Аси-хромоножки…», «Комиссар», «Родник для жаждуших», «Интервенция». «Безумие», «Первороссияне». «Долгие проводы»…
«Первороссияне»
Перед тем , как эти картины были приговорены к своему полочному небытию, их пытались «исправить». Подчас тупо и весьма жестоко. Поэтому картины поступали к нам в Белые Столбы израненными и покалеченными. Мы, научные сотрудники Госфильмофонда, смотрели их. Трудно и невозможно передать те чувства, которые мы переживали на этих просмотрах – немыслимую, дикую смесь восторга, радости. гордости за наше родное кино и одновременно страшенной горечи, обиды и стыда за нашу же тупую, бессмысленно жестокую власть.
По сути дела, власть тогда оттолкнула, отвратила от себя целое поколение талантливейших людей, которые уж никак не были ее врагами. Наоборот, — дети великой победы они любили свою страну. Были преданы ей. Готовы были служить ей своим талантом, всей душой. Но вместо того чтобы опереться на этих самых талантливых людей, поддержать их и самой, может быть, помолодеть. освежиться, набраться новых смыслов, образов, идей власть неутомимо взращивала поколение разочарованных, униженных и оскорбленных…Оно и похоронило эту власть в роковом 1991-ом , не сронив и слезинки, а кто-то даже с энтузиазмом и большим воодушевлением…
— А когда же было покончено с оттепельным кино и пришла застойная эпоха?
— Да, в том-то и дело, что , на наше счастье, окончательные похороны все-таки не состоялись… Власти при всем старании не удалось погасить этот пылающий костер . Все то лучшее, здоровое, настоящее что, намечалось и стало прорастать в оттепельных фильмах, продолжало расти и развиваться дальше и в 70-е годы . Только этот процесс протекал в другом — мало пригодным для роста и развития климате. Не благодаря ему, а уже вопреки, наперекор. И соответственно общий пейзаж нашего кино стал выглядеть уже по-другому.
В годы оттепели развитие нашего кино, его стремительный подьем и взлет носили всеохватывающий и почти всеобщий характер. Живое развитие сказалось тогда буквально в каждой сфере, в каждом звене громоздкого кинематографического конвейера — в творчестве, кинопроизводстве, прокате и т.д. Общий рост и подьем сказался еще и в том, что впечатляющие победы и триумфы переживали тогда не только безусловные лидеры нашего кино. Но «Госпожа удача» посещала тогда если не всех, то очень многих. И те же самые. скажем, режиссеры – середнячки или даже «режиссеры обоза» снимали тогда очень хорошие и даже подчас отличные фильмы. Лучшие в своих биографиях.
Погром , учиненный агипроповским спецназом, нарушил и сломал органику и динамику этого общего движения, общего развития, общего подьема. Русло кинопроцесса стало как бы раздваиваться. Были мастера, на которых окрики Старой площади и продемонстрированные меры всевозможной полицейщины не подействовали. Шукшин и Тарковский. Климов и Параджанов, Шепитько и Панфилов, Данелия и Параджанов и многие другие кинематографисты не поменяли свои убеждения, свои вкусы и пристрастия. Они продолжали работать, оставаясь верными себе, даже платя за это большую, подчас непомерно дорогую цену.
Но хватало в тогдашнем сообществе тех кого примеры подобной стойкости и неизбежного жертвоприношения отнюдь не особо вдохновляли. И кто-то может быть страдая от своего конформизма, а кто-то не без чувства «глубокого удовлетворения» без особой брезгливости потихоньку-полегоньку опускался в вонючее болото брежневской застойщины.
Поэтому общий пейзаж 70-х стал кричаще противоречив.
В верхних слоях кинопроцесса все еще идет, продолжается процесс впечатляющего роста и развития нашей кинематографии. Продолжают появляться поразительно новые, мощные картина одна лучше другой — «Начало», «Калина красная», «Зеркало», «Восхождение», «Проверка на дорогах». «Цвет граната». «Агония», «Древо желания»…Прекрасно, великолепно работают истинно народные мастера Рязанов. Данелия, Гайдай…
Уж какой тут «застой», черт подери! Впору говорить о наступлении «золотого века» советского кино. Что, к примеру, и осмелилась сказать строгая и неподкупная ценительница настоящего искусства Нея Зоркая.
Но ведь в то же время и с той же неоспоримой наглядностью развивается и прямо противоположный процесс. Общее движение нашего кино заметно замедляется, основной репертуарный кино поток 70-х прямо на глазах стремительно заболачивается, сереет , все отчетливее начинает отдавать свежей тухлятинкой.
В общем все как в популярном песнопении про «Подосковные вечера» с его необъяснимо загадочными словами «Речка движется и не движется…»
Вот в своем четвертом томе «Летописи» мы и постарались через подробнейшую хронику событий — истинно значительных, «среднего калибра» и м. б. даже чистой «мелочевки» — воспроизвести течение этого такого сложного и противоречивого времени…
— А сказались как либо вот эти особенности обозреваемого отрезка времени в самой вашей работе над новым томом?
— Основные задачи и принципы, на которой изначально и во всех предыдущих томах строилась наша работа, остались теми же. Мы изначально мечтали и предприняли отчаянную попытку изменить родному, классическому киноведению. А именно: показать через пеструю хронику событий показать рождение и развитие отечественного кино не только как «чистую» историю киноискусства, но и как историю всей киноотрасли в целом, со всеми ее прибамбасами – совершенно особой системой управления. особой репертуарной политикой, особой системой кинопроизводства и кинопроката, хитроумно изобретенной системой цензуры , продвижения наших фильмов в забугорные пространства , подготовки кадров и т.д.
Особое внимание в нашем очередном летописном своде как и прежде уделено заполнению «белых пятен» истории отечественного кино: цензуре, международным связям, заседаниям и решениям Отдела культуры и других структур ЦК КПСС, постановлениям и распоряжениям Совета Министров СССР и др. Впервые практически исчерпывающе описаны повестки, подтекст и контекст заседаний коллегии Госкино СССР, а также секретариата правления Союза кинематографии СССР.
Как и в предыдущих выпусках «Летописи …» в данном томе сохраняется главный ее методологический принцип – весь ее событийно-информационный ряд базируется на первоисточниках — преимущественно архивных документах. С этой целью были основательно изучены соответствующие архивные фонды РГАЛИ, РГАСПИ , РГАНИ , ГЦМК, Госфильмофонда РФ, Фонда культуры, киностудии «Мосфильм» и др. киноорганизаций.
Читатель, уже знакомый с первыми выпусками нашей «Летописи…» ,по-видимому, обратит внимание на то обстоятельство, что в этом новом томе составители перешли на более детальное аннотирование упоминаемых событий, а в ряде случаев допускают и свои личные их объяснения и оценки, чего прежде , как правило, старались избегать.
Это допущение в некоторых случаях личных комментариев и оценок вызвано прежде всего тем обстоятельством, что кинособытия , включенные в данный том, это не какая-то «древняя» часть истории отечественной кинематографии, лежащая где-то там далеко за пределами наших собственных биографий. Преобладающая часть этих событий , как я уже говорил, свершилась уже при нашей жизни. Нередко мы были их очевидцами, а подчас и самыми что ни на есть прямыми и даже активными участниками. Нередко, прямо скажем, не совсем проницательными и адекватно понимающими истинный смысл происходящего на наших глазах.
Изображать из себя с наличием подобного и иного непосредственного личного опыта полную объективность в описании событий, имевших место при нашей жизни, и иногда и на наших глазах, с нашей стороны было бы, как минимум, лицемерием. Даже при самом фанатичном стремлении к полной объективности эта цель все равно останется недостижимой. Что-то из личного опыта, пристрастий, мировоззрения непременно найдет для себя какую-то тайную лазейку.
Поэтому выход из этой ситуации мы искали в том, чтобы канализировать, развести в разные стороны в наших описаниях-представлениях исторических событий как бы само их некое объективное ядро и наше понимание, наше отношение к нему. Поэтому если в представлении того или иного события и появляется некое личное, авторское отношение, то оно должно быть отделено, отведено , поставлено на некое второе место. А в начале , непременно на первом месте должно быть с максимально достижимой объективностью изложено само событие.
По возможности с максимальной объективностью мы старались подойти и к самому отбору событий. И, наверное, это была самая трудная и мучительная для нас задача. Потому что вспомнить, вернуть из прошлого на страницы нашей работы хотелось очень и очень многое. Но хотя бы только по причине ограниченного объема наших томов приходилось делать очень жесткий отбор. Ощущение, что режешь по живому не покидало нас.
Надеемся все же, что на издании книжного варианта «Летописи…» на этом не закончится и представится возможность продолжать ее уже в электронной версии, где границы допускаемого объема куда просторнее. И где можно будет представить историю нашего кино в гораздо более полном составе главных и неглавных, но все существенных ее событий. Да и сами эти события представить не загнанными в 3-5 строчек вымученного аннотирования, с яркими подробностями и сопутствующими красками.
Да сбудется эта мечта!
А пока представляем на суд читателя отжатые плоды наших долгих экспедиций по архивным кладовым.
— А открыли ли вы для себя сейчас как летописец что-то новое про наше кино по отношению к тому личному опыту жизни и работы обретенному в 60-70-е годы?
— Открыл, конечно. И не просто многое, а очень, очень, очень многое!
Оказалось, что не только какие-то отдельные важные факты, события нашей кинематографической жизни были тогда от нас сокрыты, но целые ее пласты. Прежде всего, была глубоко засекречена особая, хитроумнейшая система управления «важнейшим из искусств» по двум линиям одновременно – государственной и партийной. Казалось, будто все властные полномочия у нас были делегированы государственному органу управления киноделом – Госкино СССР. На самом деле, у него за спиной стоял совсем другой грозный дядя с куда большими кулачищами и куда большими правами пользоваться этими инструментами. Это был аппарат ЦК КПСС со всеми его отделами — отделом культуры, отделом агитации и пропаганды и т.д. Именно там , на Старой площади , а не в Малом Гнездниковском и находился реальный пункт управления киноотраслью. Столь нелюбимый кинематографистами Госкино СССР был только мальчиком на побегушках, слугой Старой площади. Конечно, формально этот госорган мог выдвигать и какие-то свои инициативы и решения, но даже в правительство он не мог с ними сунуться, предварительно не посетив и не получив предварительно одобрения партийных царедворцев.
При этом весь этот маскарад был самым глубоким образом законспиррирован. Практически весь документооборот между Старой площадью и Малым Гнездниковским проходил под грифами «Секретно» или «Совершенно секретно». Во внутренних документах самого Госкино СССР и других киноорганизаций было строжайше запрещено упоминать по чьему распоряжению приходится выполнять ту или иную команду. Для этого была изобретена специальная стыдливая формулировка «По решению Инстанции».
Точно также был глубоко засекречен, к примеру, весь документооборот по зарубежным связям советской кинематографии. Да что там говорить, тайной за семью печатями оставалась практически вся работа Госкино. Причем, как ни парадоксально, засекречивались не только его какие-то погромные акции и самые что ни на есть дурацкие решения, но даже и какие- очень хорошие дела, вполне дельные и разумные начинания.
Сегодня, сидючи в архивах, листаешь протоколы и стенограммы коллегии Госкино, отчеты, вполне толковые докладные и инициативные записки в Совмин и прочие пожелтевшие от времени бумаги, невольно спрашиваешь себя: какой резон было секретить от нас хотя бы свои хорошие дела и вполне полезные начинания? Зачем надо было укреплять нас в убеждении, что Госкино — это только дом дураков и камера пыток?
Освоив по ходу нашей многолетней работы в архивах тысячи и тысячи когда-то засекреченных документов, поневоле многое в истории нашего кино и нашей страны пришлось передумать и переоценить.
Надеюсь, что этот процесс не обойдет стороной и читателя нашей «Летописи»…
— Далеко ли Вам до финиша и победного завершения всего проекта? До какого хронологического рубежа Вы собираетесь довести свою «Летопись»?
— А мы уже финишировали!
Следующий, 5-й том нашей «Летописи» уже в издательстве. Он охватывает период 1981- 1991 гг. Можем уже сейчас показать его обложку, которая нам самим очень и очень нравится. Это кадр из «Небывальщины» любимого Сергея Овчарова.
— Т.е, там будет и история нашей киноперестройки?
— Да, будет во всей красе. Сейчас уже полным ходом идет издательская работа по этому тому. М.б. весной читатели увидят его. И надеюсь, читатель узнает про это лихое время много нового и неожиданного. Как и мы в работе над ним.
Но это будет тема для другого разговора.
Культура и искусство в годы застоя (1965 – 1985) — Яркипедия
Авторы:Н. П. РЯЗАНЦЕВЮ.Г. САЛОВА
В 1960—1980-е годы в Ярославской области было построено много объектов культуры, создавались новые музеи и коллективы, развивалось народное творчество. Но в литературе и искусстве был установлен жёсткий партийный контроль и политическая цензура.
1 фото
Смотреть фотогалерею
1 фото
На спектакле в театре имени Ф.Г. Волкова. Фото Ю. Барышева
из
Музейная работа
Музейное строительство в 1970-е годы продолжало развиваться. В 1969 году из состава Ярославского музея-заповедника был выделен Ярославский художественный музей, получивший для размещения произведений живописи Губернаторский дом, а здание Митрополичьих палат — для экспозиции собрания икон. В 1975 г. открылся филиал Ярославского музея-заповедника в селе Никульском. Здесь, на родине первой женщины-космонавта В. В. Терешковой, был создан музей «Космос». Экспозиция музея была посвящена жизни и деятельности космонавта, на ней представлялись материалы о семье, вещи, связанные с полетом В. В. Терешковой на космическом корабле «Восток». В музее также были представлены материалы, посвященные вкладу ярославцев в развитие космонавтики.
В 80-е годы наметилась тенденция открытия нескольких филиалов крупных музеев области или отделение бывших отделов как самостоятельных музеев. Как правило, из музеев выделялись филиалы в качестве мемориальных музеев, связанных с известными личностями — деятелями истории и культуры края: Л. В. Собинова,А. А. Ухтомского,Ф. Ф. Ушакова.
В 1985 г. в связи с празднованием 975-летия Ярославля в городе был открыт как филиал музея-заповедника Музей истории города, преобразованный позднее в самостоятельный музей. Музей-заповедник к этой юбилейной дате открыл новую экспозицию, посвященную выдающемуся литературному памятнику — «Слову о полку Игореве». В 1981 году открылся Музей боевой славы.
Экскурсионно- туристическая работа
К 1965 г. при Ярославском совете по туризму функционировали: собственная сезонная турбаза на 90 мест; три плавучих турбазы на арендованных теплоходах — на 325 мест каждая; два автобусных маршрута: Ярославль—Ленинград—Ярославль и Ярославль—Рига—Таллин—Ярославль; железнодорожный маршрут.
Значительно возросло число экскурсантов. В 1967 г. вступила в строй туристическая база, которая обслуживала туристов четырех всесоюзных маршрутов. Кроме того, здесь велась работа по повышению квалификации туристских кадров.
Довольно активно стал развиваться молодежный туризм. В 1966 г. было принято специальное постановление ЦК ВЛКСМ, по которому начались работы по приспособлению памятников архитектуры Ростовского кремля под базу международного молодежного туристического центра. Первых гостей лагерь принял 30 апреля 1969 года.
На базе лагеря стали работать курсы русского языка для иностранцев, а также проводиться школы молодых ученых, двусторонние лагеря дружбы, международные семинары. За период с 1970 по 1975 год центр принял около 16 тысяч туристов, а к началу 80-х годов эта цифра возросла почти на 70%.
В 1969 г. было принято постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», с которого, по сути, начался новый этап в развитии туризма. В постановлении отмечалось недостаточное количество туристических учреждений в регионах, слабое использование поездов, автобусов и судов для организации путешествий.
В русле этого постановления развернулась работа и в Ярославской области. 29 декабря 1969 г. исполком областного Совета депутатов совместно с президиумом Облсовпрофа приняли постановление о мерах по дальнейшему развитию туризма в области.
В июле 1969 г. в Ярославле была проведена научно-методическая конференция «Памятники истории и культуры Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской областей („Золотое кольцо“) и вопросы туризма», которая разработала рекомендации по созданию туристического комплексного маршрута «Золотое кольцо». Он стал работать как всесоюзный плановый маршрут.
В подчинении Ярославского совета по туризму и экскурсиям в это время находились: два бюро путешествий и экскурсий — Ярославское и Рыбинское; пять экскурсионных бюро — Ростовское, Переславское, Даниловское, Угличское, Гаврилов-Ямское, которые вели большую работу среди населения в районах. В 12 городах и районных центрах были созданы клубы туристов.
В 1970-е годы туризм наряду с другими сферами общественной жизни заметно идеологизируется. Разрабатывается государственная программа Всесоюзных походов и экскурсий студентов и школьников. Она решала задачи военно-патриотического и физического воспитания молодежи. Активно развивается в эти годы социальный туризм, предусматривающий реализацию путевок через профсоюзные организации за треть их стоимости.
В начале 80-х годов институт Ярославгражданпроект разработал перспективную схему развития туризма в Ярославской области, в которой были подведены некоторые итоги и намечены перспективы работы.
Иностранный туризм
Особым направлением работы стал иностранный туризм, внимание к которому было весьма слабым в области в предыдущие годы. «Интурист» как самостоятельная структура работал в стране с 1929 года. В 1958 г. при Комитете молодежных организаций было создано бюро международного туризма «Спутник». В 1964 г. при Совете министров СССР стали работать Управление по иностранному туризму и Совет по иностранному туризму, которые объединяли деятельность всех организаций, занимавшихся иностранным туризмом.
Уже в 1970 г. Ярославль посетили 138 иностранных туристов в составе пяти туристических групп. Это были туристы из Чехословакии, США, Швейцарии и Польши. В этом же году состоялся прямой обмен студенческими делегациями ЯГПИ с высшей педагогической школой г. Ополе (Польша) и пединститутом г. Тырново (Болгария). Были организованы на основе обмена поезда дружбы школьников Ярославской области и области Геро (ГДР).
На базе международного молодежного центра «Ростов Великий» и ЯГПИ были организованы курсы русского языка для двух групп из Чехословакии и одной группы из Венгрии. Большую роль в деле подготовки приема иностранных туристов играли клубы интернациональной дружбы, которых в области насчитывалось больше 80.
Программа пребывания иностранных туристов всегда утверждалась горкомом КПСС с учетом состава и специализации каждой группы. Как правило, она включала в себя посещение одного из промышленных предприятий, где демонстрировалась работа комсомольской организации, условия труда и быта работающей молодежи. Демонстрировались досуговые учреждения: Дворцы культуры, спортивные комплексы, летние базы и т. п. Показывались пионерские учреждения, такие как Дворец пионеров, пионерский лагерь, детская железная дорога, детская флотилия.
Вечерние встречи часто устраивались в народной киностудии «Юность» при клубе Ярославского электровозоремонтного завода или в городском интернациональном клубе. Экскурсионная программа по историческим памятникам города и в музеи устраивалась с помощью экскурсоводов отделения Всесоюзного акционерного общества «Интурист».
Выездной туризм находился под жестким контролем. Ярославский обком комсомола совместно со «Спутником» в 1970 году направил за границу более пятисот человек, большую их часть составляли студенты и школьники.
С середины 1960-х годов ярославское отделение «Спутника» практиковало направление за границу молодых передовиков промышленного и сельскохозяйственного производства за счет средств предприятий. Это направление на протяжении 1970-х годов все больше и больше развивалось.
Довольно активно стал применяться новый способ комплектования выезжающих групп — на базе одного предприятия, отрасли, района. Так, например, группа в Западную Германию комплектовалась на базе производственного объединения «Автодизель», в Польшу — Угличского часового завода, а в Восточную Германию — Ярославского педагогического института.
Путевки за рубеж «Спутник» использовал как средство поощрения. Каждый кандидат утверждался в первичной комсомольской организации, получал производственную характеристику, утверждался на заседании партбюро предприятия. После всех этих процедур он проходил собеседование в райкоме или горкоме комсомола и получал или не получал рекомендацию для поездки в ту или иную страну. В 1979 г. Ярославский «Спутник» даже намеревался ввести в практику написание туристами рефератов по итогам поездки.
Что касается приема иностранных туристов, то к концу 70-х годов Ярославский горком комсомола принял постановление, по которому к каждой въезжавшей группе прикреплялись шефы и определялись базовые организации из числа наиболее крупных комсомольских организаций.
Инициативные группы на предприятиях проводили вечера встреч с заранее утвержденными программами, сопровождали иностранные туристические группы. Два раза в месяц на базе ДК нефтяников проводилась учеба членов интерклубов и комсомольского актива базовых организаций, работающих с интуристами.
Деятельность библиотек и клубов
К 70-м годам привлечение читателей в библиотеки области дало зримые результаты. С 1966 по 1976 гг. количество читателей увеличилось на 300 тысяч. Выдача литературы возросла на шесть миллионов экземпляров. В библиотеках области насчитывалось 1,2 млн. читателей. Ежегодно им выдавалось более 25 миллионов книг.
Большую работу вели не только сельские, но и городские профсоюзные библиотеки, среди которых выделялись библиотеки Ярославского моторного завода, Рыбинского судостроительного, Угличского часового. Только специальной и научно-технической литературы в 1975 г. было выдано около 4 миллионов книг. В эти годы начался переход на централизованную систему библиотечного обслуживания читателей. Первыми по этому пути пошли Рыбинский и Гаврилов-Ямский районы.
В 70-е годы получили известность и за пределами области народный театр Некрасовского районного дома культуры, танцевальный ансамбль «Волжанка» Дворца культуры моторостроителей в Ярославле, эстрадный оркестр рыбинского Дома культуры «Радуга». Во Всесоюзном фестивале самодеятельного искусства в 1975 г. приняло участие более 50 тысяч человек.
Формы работы клубов и Дворцов культуры были различными. Они проводили цеховые вечера, как это было, например, во Дворце ярославских моторостроителей. Такие вечера посвящались событиям внутрицеховой жизни, передовикам производства, выполнению социалистических обязательств.
В клубах Некрасовского, Рыбинского, Угличского районов использовались иные формы работы — вечера чествования семейных династий, вечера «У наших соседей», посвященные работе соревнующихся колхозов и совхозов, праздники труда и урожая, вечера трудовой славы.
Но в начале 80-х годов все меньше становилось массовых мероприятий в клубных учреждениях — лекций, докладов, политических собраний. Предпочтения отдавались развлекательным мероприятиям. Посетитель клуба все чаще становился не активистом, а потребителем досуговых мероприятий.
Литературная жизнь края
Произведения ярославских писателей и поэтов публиковались в различных альманахах и сборниках.
Наиболее популярными были сборники для детей и юношества «Малышам», «Волжские зори», «Стрелка». Ежегодно выходило четыре сборника.
Особой формой литературной жизни стали встречи писателей с читательской аудиторией, организуемые как библиотеками, так и писательской организацией. Проходили они в учебных заведениях, на предприятиях, в колхозах, на стройках.
Поэтический «бум» 60-х годов не обошел и Ярославскую область. Организовывались специальные вечера, на которых выступали ярославские поэты, проходило обсуждение стихов начинающих авторов. Такие вечера проводились практически во всех районных центрах, где издавались свои газеты и где работали литературные кружки.
Довольно активно велась работа и ярославскими драматургами, которые в середине 60-х годов участвовали во Всероссийском конкурсе на лучшую детскую пьесу, оказывали помощь самодеятельным театральным коллективам.
В 60-е годы было опубликовано много произведений на исторические темы, причем связанные с событиями местной истории. В этой связи необходимо отметить произведения В. М. Московкина «Лицеисты», «Потомок седьмой тысячи»; поэму П. П. Голосова «Последние Фогели».
Событиями литературной жизни стали праздники, проводимые в связи с юбилейными датами писателей и поэтов: И. 3. Сурикова, М. Горького, Н. А. Некрасова. Особо следует отметить организацию некрасовских Дней поэзии, которые начали проводиться благодаря инициативе музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха», поддержке партийных органов и писательской организации области.
Первые праздники были немноголюдными с небольшим числом приглашенных. С начала 70-х годов они стали собирать в Карабиху тысячи зрителей. С 1978 г. они получают статус Всесоюзных и проводятся в несколько дней. Обязательным элементом программы становится приглашение известных писателей и поэтов, которые читали свои произведения.
В 1986 г. были организованы первые Некрасовские чтения, посвященные 165-летию поэта и 40-летию музея Н. А. Некрасова. С этого времени чтения становятся регулярными.
К середине 80-х годов в ярославской писательской организации состояло более 20 человек. Активно работали поэты-ярославцы — П.П. Голосов, В.В. Рымашевский, И.А. Смирнов. В литературу пришли и новые поэты — В. Сокол, В. Пономаренко, И. Баринова, Л. Новикова и другие. Печатались произведения ярославских прозаиков Ю. Бородкина, В. Замыслова, А. Грачева, Г. Кемоклидзе.
Театральная и музыкальная жизнь
В 1966 г. Волковскому театру было присвоено звание академического. В 1967 завершилась реконструкция здания театра. Коллектив получил дополнительные репетиционные площади, было проведено новое техническое оснащение сцены, обновлен был и зрительный зал.
Но в 70-е годы театр стал терять свои позиции в части репертуара. Все реже ставились исторические пьесы. Стала уходить со сцены классика. Довольно часто ставили спектакли начинающие режиссеры, ощутим был недостаток молодых актеров.
Проблема пополнения труппы новыми актерами возникла еще в конце 50-х годов. Для ее решения при театре была создана учебная студия. В 1962 г. студия получила статус театрального училища, а с 1979 г. училище стало высшим учебным заведением.
В 1975 г. театр отмечал свое 225-летие и был награжден орденом Октябрьской революции. В 1978 г. художественным руководителем Волковского театра был назначен Л. Г. Топчиев, но он отработал всего один сезон. Топчиева сменил В. В. Кузьмин, спектакли также ставили Д. Д. Шаманиди, В. М. Прудкин, А. Я. Матвеев и другие. В 1983 году главным режиссёром театра был назначен Г. Б. Дроздов.
В 1983 г. в Ярославле было наконец-то сдано (после почти пятнадцати лет строительства) новое театральное здание, включавшее в себя театр юного зрителя на 800 мест и театр кукол на 300 мест.
Музыкальная жизнь края во многом определялась работой Ярославской областной филармонии. Благодаря ее сотрудничеству с Всероссийским гастрольно-концертным объединением в область приглашались различные музыкальные коллективы и исполнители. В Ярославле в 60-е годы гастролировали Э. Гилельс, Л. Оборин, Д. Ойстрах, И. Дунаевский, Р. Глиэр, М. Ростропович и другие выдающиеся музыканты.
Продолжал свою концертную деятельность Ярославский симфонический оркестр.
В 1968 г. при Ярославской филармонии был создан ансамбль «Барокко» под руководством И. В. Попкова. Концертная деятельность коллектива началась в Некрасовском районе Ярославской области, где был дан первый концерт.
В репертуар ансамбля вошла в основном европейская музыка. Из русских композиторов первоначально исполнялись только произведения композитора XVIII в. М. С. Березовского. В 70-е годы репертуар пополнился инструментальными и хоровыми произведениями других русских композиторов. С 80-х годов стала звучать русская балетная и оперная музыка.
Основным направлением деятельности ансамбля «Барокко» стало музыкальное просветительство. И. В. Попков начал поиск в музеях, архивах музыкальных произведений XVII—XVIII вв. Исполнение этих произведений сопровождалось небольшими лекциями. В 70—80-е годы ансамблем было собрано много клавиров и партитур, созданных в стиле барокко. Затем появился цикл «Пять музыкальных столетий Европы», состоящий из 25 лекций-концертов.
Концерты давались не только в зале филармонии, но и в клубах, цехах заводов, воинских частях, на полевых станах. Постоянными стали концерты в залах музеев. В 1974 г. при содействии музыкантов ансамбля в Ярославле был создан Клуб любителей музыки, в который вошли не только представители интеллигенции, но также студенты и рабочие ярославских предприятий.
Еще одним важным событием в музыкальной жизни края стала установка ярославского органа в 1974 году. С 1981 г. в Ярославле проводились Всероссийские фестивали оперной музыки имени Л. В. Собинова.
Приобщение ярославского слушателя к музыке давало свои положительные результаты, выразившиеся в создании многочисленных самодеятельных коллективов. Заслуженной популярностью пользовались ярославские танцевальные ансамбли «Волжанка» и «Чайка». В Рыбинске был создан эстрадный оркестр «Радуга». В 70—80-е годы эти коллективы выступали не только на концертных площадках Ярославской области, но и довольно часто гастролировали по стране.
Музыкальные учебные заведения
Во второй половине 60-х годов продолжает развиваться система музыкального воспитания и образования. Самой известной оставалась Ярославская музыкальная школа № 1. В ней появились струнный оркестр, оркестр народных инструментов, педагогический ансамбль народных инструментов. Выпускниками этой школы пополнялось Собиновское музыкальное училище и другие музыкальные учебные заведения страны.
Еще одной популярной музыкальной школой стала школа № 5 при Дворце пионеров Дзержинского района г. Ярославля, открытая в 1970 году. Получила свое помещение школа № 9, специальное здание было построено в это же время для школы № 7. Большинство музыкальные школ в эти годы имели классы фортепьяно, скрипки, виолончели, народных инструментов. Обязательными стали занятия в оркестре и хоре. Особенностью школы № 6 стало открытие класса гитары, а школы № 5 — классов по хореографии, театру, культуре речи и фольклору.
Детские музыкальные школы играли важную роль в культурной жизни, поскольку помимо обучающей выполняли просветительскую и досуговую функции. При их содействии создавались детские творческие коллективы. Так, при школе № 7 был создан хор мальчиков, при Дворце культуры моторостроителей Н. А. Минаковой в 1974 г. был создан детский хор «Канцона», представлявший край на российских и международных музыкальных фестивалях.
Музыкальное образование развивалось в этот период не только в Ярославле, имевшем долгие традиции в этой сфере. Довольно активно велась работа и в районных центрах. Одной из самых известных была Рыбинская музыкальная школа им. П. И. Чайковского. Она стала методическим центром для аналогичных школ Углича, Брейтова, Борка, Некоуза, Большого Села.
Возникновение музыкальных школ в небольших городах и поселках стало возможным благодаря деятельности выпускников Собиновского училища, которые приезжали в них по распределению. Так, например, возникла и успешно развивалась музыкальная школа в Большом селе. Несомненно, что влияние таких школ было огромно с точки зрения формирования атмосферы творчества и эстетической направленности воспитательного процесса.
Важную роль в развитии музыкальной жизни продолжало играть Собиновское училище. Наиболее востребованной формой его работы стало создание самодеятельных коллективов и их консультирование. В Даниловском районе был создан оркестр народных инструментов, в Некрасовском — духовой оркестр, оркестр народных инструментов, танцевальный коллектив. Самодеятельные коллективы в 70—80-е годы организовывались студентами училища и в других учебных заведениях — военных, педагогическом институте, художественном училище.
Выставочная деятельность
Рубеж 60—70-х годов был отмечен выставкой «Большая Волга», проходившей в Волгограде и Ульяновске, где также были представлены работы ярославских художников, посвященные истории и современным событиям.
Жесткий идеологический контроль со стороны партии и государства приводил к тому, что многие художники не могли свободно заниматься творчеством. Тематика художественных произведений жестко регламентировалась, художники должны были участвовать в различных публичных обсуждениях их картин, изучать во время творческих командировок «реальную жизнь страны». Боязнь обвинения в формализме и безыдейности приводила к тому, что многие художники работали в духе «народности и партийности». Довольно много произведений писалось к юбилейным датам.
В пределах области как форма пропаганды изобразительного искусства практиковались передвижные выставки, на которых были представлены как оригинальные произведения ярославских художников, так и репродукции с известных картин. Такие выставки прошли в Рыбинске, Пошехонье, Ростове, Данилове и других районах области. Еще одной формой пропаганды искусства были «недели изобразительного искусства», на которых помимо выставок устраивались специальные лекции, беседы, экскурсии.
При Ярославском отделении Союза художников действовала специальная студия, в которой могли работать молодые художники под руководством опытных членов Союза. Художники-профессионалы оказывали помощь и самодеятельным художникам, проводя для них семинары и консультации.
Особенно активно вели работу художники Ю. Семенюк, Г. Огарева-Дарьина, А. Мазитов, С. Глушков, В. Непостаев, П. Рыбин, С. Севрикеев. Помимо участия в российских выставках, ярославские художники принимали участие и в зарубежных. Так, в 1976 г. проходила выставка в Японии, на которой были представлены работы двенадцати художников-ярославцев. Особенно выделялись работы Ю. Семенюка «Деревянный Север», «Русская деревня», Г. Дарьина «Пристань в Ярославле», «Галичское озеро».
В 70-е годы получают широкую известность изделия фабрики «Ростовская финифть». Фабрика даже была удостоена диплома I степени на ВДНХ СССР. Были отмечены работы художников В. Солдатовой, Л. Матакова, Е. Котова и других.
Градостроительство
Одним из самых важных направлений в изменении архитектурного облика городов области стало жилищное строительство. Началась газификация многих населенных пунктов. В ряде городов появлялись объекты, изменявшие их облик. Так, в Переславле был заложен сад-дендрарий, который стал не только зеленой зоной, но и достопримечательностью города, объектом показа для многочисленных туристов.
В Ярославле в 1966 году был построен автодорожный мост через Волгу, что позволило развивать активное строительство в Заволжском районе.
Вторая половина 60-х годов была отмечена появлением целого ряда общественных зданий. Были построены Дворцы культуры и библиотеки в Рыбинске и Ярославле. Появились широкоэкранные кинотеатры в Ростове, Любиме и Пошехонье-Володарске, в Ярославле был построен кинотеатр «Октябрь».
В районных городах не менее активно, чем в Ярославле, развивалось строительство. Так, в Переславле был создан трест «Переславльстрой», который занимался возведением новых жилых районов в городе и в сельской местности.
Расширение строительства, особенно в областном центре, было связано с принятием градостроительного договора, направленного на тесную связь всех строительных организаций. Особенно интенсивно стала застраиваться северная часть города.
В разработку градостроительных планов были включены многие организации. Так, Центральный научно-исследовательский проектный институт градостроительства разрабатывал проект 11-го микрорайона в Северном жилом районе Ярославля. Седьмой и восьмой микрорайоны проектировались московскими и ленинградскими архитекторами совместно с институтом «Ярославльгражданпроект». Ярославские домостроительный комбинат и завод железобетонных конструкций разрабатывали новые конструкции стеновых панелей, панелей с рельефным рисунком.
В конце 60-х годов стали разрабатываться новые генеральные планы многих городов. Ленинградским институтом проектирования городов такие планы были созданы, например, для Переславля и Углича. Совместно с реставраторами велись исследования и разработки охраняемых зон, памятников истории, культуры и природного ландшафта.
Совершенствование качества строительства в Ярославле к концу 70-х годов не осталось незамеченным в стране. В 1980 г. здесь состоялся общероссийский семинар-совещание «Пути улучшения качества жилищно-гражданского строительства». Одним из первых в стране в Ярославле было создано производственное объединение «Гражданстрой», специализировавшееся на объектах жилищного и культурно-бытового назначения.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Программа курса HIS 379: Советский Союз
|
СОДЕРЖАНИЕ
Описание курса | Тексты | Оценка | Политика посещаемости |
Прочие примечания | Веб-ресурсы | Расписание занятий |
КУРС
ОПИСАНИЕ
На этом курсе студенты будут
изучить историю Советского Союза, начиная с русской революции
из 1917 и закончившийся распадом страны в начале 1990-х гг. После
Кратко обсуждая истоки русской революции, мы рассмотрим
эйфорический период 1920-х годов, когда господствовала новая экономическая политика, а также
крах нэпа после прихода Сталина к власти в конце десятилетия.
Остальная часть урока будет посвящена изучению как монументальных политических,
социальные и экономические изменения, осуществленные Сталиным в 1930-е годы, а также
попытка распространить эту систему на всю Восточную Европу после мировой войны
II. Затем мы сосредоточимся на попытке решить проблемы
Система Сталина после его смерти в 1953. В частности, мы рассмотрим два
эпохи реформ: кампания Никиты Хрущева по десталинизации конца 1950-х гг.
и начала 1960-х, а затем реформы, проведенные Горбачевым в 1980-х,
которые следуют за эпохой застоя при Леониде Брежневе в конце 1960-х годов.
и 1970-е годы. Сверхзадача будет состоять в том, чтобы изолировать слабые стороны советской
систему и подумать об упущенных шансах реформировать эту систему.
ТЕКСТЫ
Ричард
Трубки, Три «почему» русской революции (винтаж)
Книги, 1995), ISBN: 067977646-XРичард
Stites, Утопическое видение и экспериментальная жизнь в русской революции
(Издательство Оксфордского университета, 1989), ISBN: 0195055373.Роберт Сервис,
Сталин: Биография (Belknap Press, 2004), ISBN:
9780674022584.Мартин
McCauley, Хрущевская эпоха , 1953-1964 (Addison-Wesley Publishers,
1995), ISBN: 0582277760.Стивен
Коткин, Предотвращенный Армагеддон: Советский коллапс 1970-2000 (Оксфорд,
2001), ISBN: 0195168941.Он-лайн
резервы. Доступ ко всем показаниям можно получить по отдельности, нажав на кнопку
горячий текст в столбце назначения расписания ниже. Или, если вы
предпочитаете, вы можете получить доступ ко всем чтениям, зайдя в библиотеку
веб-страница для этого класса. Если у вас возникли проблемы с печатью этих
чтения, см. мои советы по устранению неполадок.
показания, перечисленные под каждым днем, должны быть выполнены за 90 056 до назначенного дня.
Вам нужно принести копию он-лайн чтений в класс. я дам тебе
балл за каждый день, когда вы это делаете, при этом все баллы суммируются в конце
семестр, чтобы составить оценку викторины.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Посещаемость/в классе | 10% |
1 | 10% |
2 | 20% |
1 10-страничный финал Бумага | 30% |
1 Итоговый экзамен (не суммируется) | 10% |
Студенты
ожидается регулярное посещение занятий, своевременное завершение чтения,
и участвовать в обсуждениях в классе.
Невыполнение каждой из этих вещей приведет к более низкому участию
оценка.
Даты испытаний не обсуждаются! Обещаю не менять дату
экзамен, чтобы соответствовать моему
расписание, так что не просите меня сделать то же самое для вас.
ПРИСУТСТВИЕ
ПОЛИТИКА
Студенты
следует знать, что регулярное посещение является частью участия
оценка. Студентам разрешается один
пропусков без уважительной причины, но после этого пропуски серьезно повлияют на посещаемость
часть своего класса. Если студент
пропускает слишком много занятий, я могу воспользоваться своим правом отозвать его или ее из
класс после предупреждения.
Освобожден
отсутствие связано с одобренной деятельностью, связанной с колледжем (например, спортивная
события), задокументированные болезни и чрезвычайные ситуации в семье. Учащиеся обязаны отработать пропущенную работу.
ДРУГОЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
Все
мобильные телефоны должны быть выключены в начале урока. Конечно, не отвечайте на телефонные звонки во время
учебный класс. Пожалуйста, будьте вовремя. Если вы должны прибыть поздно или уйти рано, сделайте
чтобы как можно тише и ненавязчивее.
Наконец, вся работа должна быть вашей.
Плагиат и списывание будут наказываться F за задание.
Из
конечно, вся работа должна быть вашей.
Плагиат и списывание будут наказываться F за задание.
Отметим, что плагиат определяется следующим образом по Уоффорду.
Кодекс чести колледжа:
(1)
дословное повторение без подтверждения сочинений другого
автор.
(2)
Заимствование без указания источника.
(3)
Перефразирование мыслей другого автора без подтверждения.
(4)
Разрешение любому другому лицу или организации подготовить работу, которую затем представляют
как его или ее собственный.
Вы
следует обратить пристальное внимание на третье определение, особенно когда речь идет о
заимствование идей с веб-сайта. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обратитесь к моему
раздаточный материал «Жизнь по Кодексу чести Уоффорда».
ВЕБ-РЕСУРСЫ
В Интернете есть несколько очень хороших ресурсов,
а еще есть очень и очень плохие ресурсы. Не верьте всему, что читаете! Вся информация, которую вы найдете здесь, должна быть проверена, если
возможное. я включу некоторые веб-сайты
ссылки на определенные темы в учебной программе.
РАСПИСАНИЕ
Часть I: Русский
Революция
День | Класс | Назначение |
Неделя 1 | ||
7 сентября | Введение | Начните читать Stites, Революционные мечты |
9/9 | Марксизм и ленинизм | Три чтения по э-резерву: 1) 2) Ленин, «Неотложные задачи нашего движения»; и 3) Подборка из Ленина, Что делать? |
9/11 | Марксизм и ленинизм, продолжение. | Служба, гл. 6-9. Продолжайте читать Стайтс |
Неделя 2 | ||
14 сентября | Предыстория революции 1917 г. | Трубы, стр. 3-30 |
16 сентября | Февральская революция Раздаточный материал: Хронология 1917 года. | Служба, гл. 10-12 |
18 сентября | Октябрьская революция Раздаточный материал: Ключевые большевистские деятели в 1917 году Викторина по карте | Трубы, стр. 31-62 Сервис, гл. 13. |
Неделя 3 | ||
21 сентября | Консолидация власти | Служба, гл. 14 Продолжайте читать Stites |
23 сентября | Гражданская война | Служба, гл. 15-16. |
25 сентября | Советское подавление народного движения | Служба, гл. 17-18 |
Неделя 4 | ||
28 сентября | Новая экономическая политика | Чтение в электронном резерве: Стивен |
30 сентября | Обсудить Stites | Получить тему первой статьи |
10/2 | Обсудить Stites | |
Неделя 5 | ||
5/10 | Борьба за престолонаследие Рекомендуемые веб-сайты: Членство в Политбюро Завещание Ленина | Служба, гл. 19-23 |
7 октября | Сталинская революция | Служба, гл. 24-25, 28-29 |
9/10 | Сталинские чистки Рекомендуемые веб-сайты: Очерк истории советской | Служба, гл. 30-33 |
Часть II: Послесталинская реформа
Неделя 6 | ||
12/10 | Догонялки | |
14. 10. | Сталин во Второй мировой войне | Чтение в электронном резерве: Уолтер |
16.10 | Советский Союз во Второй мировой войне | Чтение в электронном резерве: Нора |
Неделя 7 | ||
19.10. | Советизация Восточной Европы | Служба, гл. 46-47 Также: Якуб Берман, «Дело в пользу сталинизма». Бумага № 1 |
21.10 | Промежуточный тест Учебное пособие и даты | |
23.10 | Осенний праздник | |
Неделя 8 | ||
26.10 | Советский Союз, 1945-1953 гг.: Последние годы Сталина. Руководство по чтению: Улам Глава 14 рекомендуемые | Служба, гл. 48-49, 51-52 |
28.10 | Борьба за престолонаследие | Макколи, Ч. 1 |
30/10 | Десталинизация | Макколи, Ч. 2 |
Неделя 9 | ||
11/2 | Десталинизация, продолжение. | Макколи, Ч. 3 |
11/4 | Хрущевские реформы | Макколи, Ч. 4-6 Получить тему второго документа |
11/6 | Неприятности в Восточной Европе | |
Часть III: Распад Советского Союза
Неделя 10 | ||
9 ноября | Неприятности в Восточной Европе, продолжение. | |
11/11 | Экономический застой | Два показания из э-резерва: 1) Маршалл 2) Джерри |
13/11 | Брежнев Советский Союз | Чтение в электронном резерве: Джеффри |
Неделя 11 | ||
16. 11 | Дэнте в 1970-е годы | Продолжить чтение в Коткине |
18/11 | Диссидентское движение | Чтение на э-резерве: Подборка из Из
|
20.11. | Диссидентское движение | Чтение в электронном резерве: Вацлав Бумага № 2 к оплате |
Неделя 12 | ||
23/11 | Смотреть фильм | Продолжить чтение в Коткине Получить окончательную тему статьи |
25. 11 | День Благодарения | |
27.11 | День Благодарения | |
Неделя 13 | ||
30.11 | Годы нерешительности, 1982-1985 гг. | Продолжить чтение в Коткин |
12/2 | Реформы Горбачева: ранняя реформа | Два чтения на е-резерве: 1) Михаил 2) Кочан и Крепость, 520-548 |
12/4 | Реформы Горбачева: радикализация и крах | Чтение в электронном резерве: Джерри |
Неделя 14 | ||
7 декабря | Революция в Империи | Готово Коткин |
9/12 | Новая Россия | Чтение в электронном резерве: Фен |
12/11 | Наверстать упущенное | Окончательный документ, подлежащий оплате |
Итоговый экзамен:
Учебное пособие |
Динамическая сторона эпохи Леонида Брежнева
В связи с предстоящим возвращением премьер-министра Владимира Путина на пост президента он будет править Россией даже дольше, чем генеральный секретарь Леонид Брежнев, находящийся у власти с 19с 64 по 1982 год. Все чаще говорят о реставрации коммунистического типа. Но что мы на самом деле знаем о Советском Союзе брежневских лет? На Западе этой теме уделялось мало внимания со стороны ученых. Этот период слишком далек, чтобы его могли изучать политологи, и в то же время достаточно недавний, чтобы только сейчас привлечь внимание историков.
Советский лидер Михаил Горбачев умело назвал брежневский период эпохой «застоя», в отличие от того, что он считал своим динамичным и дальновидным руководством. Этот ярлык вызвал отклик на Западе, привыкшем видеть парад пожилых лидеров на могиле Ленина. Но ошибочно воспринимать болезнь Брежнева как символ всего Советского Союза, так же как мы не должны видеть королеву Елизавету II — на троне с 1953 — как сигнал отсутствия перемен в Британии. Точно так же, как социально-экономическое развитие позднего царизма посеяло семена большевистской революции, так и силы, разорвавшие Советский Союз в конце 1980-х годов, уходят своими корнями в брежневскую эпоху.
Несколько недель назад 20 ученых собрались в Уэслианском университете, чтобы представить свои текущие исследования позднего Советского Союза. В их работах показан Советский Союз, который был динамичным и даже новаторским, с глубокой и расширяющейся региональной и социальной дифференциацией. Очевидно, то, как система работала на практике, расходилось с официальной версией того, как функционировало общество. Ученые на семинаре привлекли множество новых источников — от интервью с выжившими участниками до недавно опубликованных архивных материалов.
Режим Брежнева опирался на разветвленную сеть сбора информации. Профессор политологии Тулейнского университета Мартин Димитров сообщил, что, поскольку организованного группового сопротивления не существовало, полицейским государством можно было управлять с легкой руки. КГБ занимался «профилактикой» — предупреждая студентов о том, что их действия переходят черту, — прежде чем арестовывать людей. Режим спонсировал обширные опросы общественного мнения, но затем понял, что результаты ненадежны. Жалобы граждан они считали более надежным источником информации о настроениях населения, и Димитров обнаружил, что очень серьезно относятся к письмам населения.
Высшая власть находилась в руках ЦК Коммунистической партии. Николай Митрохин, исследователь из Бременского университета, взял интервью у 90 бывших чиновников комитета и обнаружил, что эти чиновники были хорошо образованы и весьма изобретательны, а не банальны, как думает большинство людей. Политбюро было местом для представления интересов различных групп, в то время как аппарат разрабатывал и претворял в жизнь политику. В их задачи входило выявление подходящих кандидатов на важные посты и подготовка региональных элит, проходивших через аппарат ЦК от трех до шести лет. Слушая рассказ Митрохина, невольно вспоминаешь об отсутствии этих ключевых функций в нынешней российской политической системе.
Виталий Найшуль, работавший в Госплане в 1970-е годы, объяснял, как иерархия в системе планирования неуклонно разрушалась со временем, даже до горбачевских реформ. Его подорвал не только торг между директорами предприятий. Существовал также вертикальный торг, когда подчиненные договаривались о выполнении плана со своим начальством, что невозможно в западном понимании бюрократии. Это сделало систему все более неуправляемой с течением времени.
Профессор политологии Университета Брауна Линда Кук решила загадку, почему Советский Союз построил такое впечатляющее государство всеобщего благосостояния, поглощая 17 процентов валового внутреннего продукта. Это часто называют «общественным договором», хотя Кук признал, что этот термин вводит в заблуждение по той простой причине, что у советских граждан не было выбора в этом вопросе.
Советский Союз Брежнева не был Северной Кореей, наглухо отгороженной от внешнего мира.
Об историческом и культурном значении первой дискотеки в Ташкенте, первого рок-концерта в Тбилиси и публикации в «Крестного отца» в Украине.
Эрик МакГлинчи, адъюнкт-профессор государственного управления и политики Университета Джорджа Мейсона, искал корни этнического конфликта, охватившего Кыргызстан в 2010 году. родовые, считались более «дружественными» к Москве, чем узбеки. По мере того, как кыргызская молодежь мигрировала в города в поисках работы и жилья, политически влиятельные кыргызы столкнулись с узбеками, контролировавшими экономику в городе Ош, процесс, кульминацией которого стали беспорядки в 1990.