Шпаргалка: Эпоха царствования Ивана IV Грозного. Эпоха правления ивана грозного
III. Эпоха правления ивана грозного
Перед смертью в 1533 году, Василий III завещал московский престол трехлетнему сыну Ивану. Государством стала управлять мать Ивана княгиня Елена с братьями князьями Глинскими. Воспользовавшись малолетством государя, различные группы бояр начали борьбу за престол. Претендентами выступили братья Василия III-го - удельные князья Юрий из Дмитрова и Андрей из Старицы. Но Глинские сурово расправились с ними. Отправленные в заточение они там и погибли.
Правительство Глинских проводило политику укрепления централизованной власти. В 1538 году мать Ивана IV-го неожиданно умерла. Ходили слухи, что ее отравили. Власть захватили противники централизации - князья Шуйские. Вскоре их оттеснили князья Бельские. В 1543 году к власти пришли сторонники возвышения Москвы бояре Воронцовы; затем снова Шуйские. Наконец в 1546 году к управлению государством вернулись Глинские во главе с бабкой Ивана IV-го княгиней Анной. Каждый раз смена правящей группировки сопровождалась кровавой расправой с противниками. Боярские временщики использовали пребывание у власти для своего обогащения.
В январе 1547 года семнадцатилетний Иван венчался на царство. В Успенском соборе Кремля в присутствии дворцовой знати и иностранных послов впервые в истории России был совершен обряд коронации. Митрополит Макарий возложил на Ивана IV-го золотую корону и провозгласил его самодержавным царем. В торжественной речи он подчеркнул божественное происхождение власти царя. Венчание на царство укрепляло авторитет Ивана IV-го и способствовало росту международного престижа Российского государства. В феврале 1547 года Иван IV женился на Анастасии, дочери московского боярина Романа Юрьевича Захарьина. С момента женитьбы по русскому обычаю Иван IV признавался совершеннолетним и мог самостоятельно управлять страной.
Под руководством высокообразованного для того времени митрополита Макария Иван IV получил хорошее образование. Он много читал, глубоко изучил историю Киевской Руси, Владимирского княжества и европейских государств. Иван IV рано понял, что многие княжата и бояре не заинтересованы в укреплении единства России, а хотят остаться самовластными правителями в своих вотчинах. Он поставил своей целью упрочить централизованное Российское государство. Но человек бурных страстей, нервный, резкий, вспыльчивый, еще с детства наделенный очень тяжелым деспотичным характером Иван IV быстро терял самообладание, приходил в страшную ярость. С ранней юности у него проявились две черты: подозрительность и жестокость. Иван IV не терпел ни малейшего ослушания (Князя Репнина по распоряжению царя казнили за отказ надеть шутовскую маску). Мстительность Ивана IV-го приводила к тому, что гибли ни в чем не повинные люди. Вместе с боярами казнили их слуг, дворню, даже холопов и крестьян.
В период боярского правления жизнь крестьян и городских масс резко ухудшились. Боярские наместники беззастенчиво грабили население, взимали большие подати. В ряде мест вспыхнули народные восстания. Для исправления Иоаннова надлежало сгореть Москве. Сия столица ежегодно разрасталась своим пространством и числом жителей. Дворы более и более стеснялись, новые улицы примыкали к старым, дома строились лучше для глаз, но не безопаснее прежнего: тленные громады зданий ждали только искры огня, чтобы сделаться пеплом. Летописцы Москвы часто говорят о пожарах, называя иные великими; но никогда огонь не свирепствовал в ней так ужасно, как в 1547 году. Сгорели все дома от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской. Ни огороды, ни сады не уцелели: дерева обратились в уголь, трава - в золу. Сгорело 1700 человек, кроме младенцев. Нельзя, по сказанию современников, ни описать, ни вообразить сего бедствия. Обратились в пепел 25 тысяч дворов.
Почти все московские жители остались без крова. Пожар нарушил снабжение столицы продовольствием. Начались эпидемия, голод. В народе поползли слухи, что Москву подожгли Глинские. Посадские люди восстали. Толпа ворвалась в Успенский собор и растерзала князя Юрия Глинского. Восставшие разгромили московские дома Глинских, затем пришли в село Воробьево, где находился Иван IV, и стали требовать выдачи бабки Анны и других Глинских. Царь с трудом убедил их, что Глинских он не прячет.
Народные восстания произвели на Ивана IV-го сильное впечатление. Он писал: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои". Царь отстранил от управления Глинских и других бояр, злоупотреблявших властью, и приблизил к себе родственников жены бояр Захарьиных-Романовых. Не доверяя княжеско-боярской аристократии, он стал больше опираться на служилых людей - дворян, получивших свое название от дворецкого, управляющего царским дворцом, в распоряжении которого они находились.
Дворяне (они же помещики) были заинтересованы в укреплении власти царя, который предоставлял им поместья и должности.
Иван IV сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. В его состав вошли некоторые дворяне и старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы. Руководителем Избранной рады стал любимец царя дворянин Алексей Адашев. Большую роль в ней играли придворный священник Сильвестр и сверстник Ивана, друг его детства, князь Андрей Курбский.
Избранная рада проводила политику централизации государства, стремясь примирить интересы всех бояр, дворян и духовенства.
В феврале 1549 года в кремлевском дворце собрались представители бояр, высшего духовенства и московских дворян. На этом "соборе примирения" Иван IV выступил с речью. Он обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал всех к совместной деятельности по укреплению единства Российского государства. Это был первый Земский собор - собрание представителей сословий. В дальнейшем Иван IV собирал Земские соборы для решения всех важнейших государственных вопросов. Кроме бояр, дворян и духовенства, в них участвовали представители иных сословий: купцы и ремесленники. В России установилась сословно-представительная монархия.
Избранная рада провела ряд реформ:
Она значительно расширила органы центрального управления, так называемые приказы, изменила порядок управления городами и волостями. Раньше судом и сбором налогов ведали наместники из бояр. Они не получали жалования, а "кормились" за счет населения. Избранная рада отменила систему кормлений. Она назначила во все города и земли воевод, которым государство платило деньги, а сбор налогов и судебные дела поручила старостам, выбранным из числа дворян.
Был составлен новый Судебник - сборник законов.
Правительство Адашева обязало всех вотчинников и помещиков в случае войны приходить с отрядами вооруженных конников.
Кроме того, были созданы постоянные пехотные полки стрельцов, вооруженных огнестрельными ружьями. Значительно усилилась артиллерия.
Реформы способствовали укреплению центральной власти, ограничивали привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной.
studfiles.net
Тема 4. России в эпоху правления Ивана Грозного
4.1. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады (1548/9–1560)
Наследником скончавшегося в 1533 г. Василия III стал его трехлетний сын Иван IV (1533–1584). Фактически за ребенка правила мать – Елена Глинская. Короткое регентство Елены Глинской (1533–1538) ознаменовано не только борьбой с многочисленными заговорщиками и мятежниками, но и реформаторской деятельностью. Проведенная денежная реформа унифицировала систему денежного обращения. Были введены единые денежные знаки – копейки, определен был стандарт веса монет. Унифицированы были также меры веса и длины. Началась реформа местного управления. С целью ограничения власти наместников в стране был введен институт губных старост. Эту выборную должность мог занимать только дворянин. В помощь ему избирались представители верхних слоев городского и сельского населения. Такие люди получали право занимать должность земского старосты. Правительство Елены Глинской уделяло большое внимание укреплению обороны страны. Для защиты московского посада осуществлялось строительство стен Китай-города.
После внезапной смерти Елены в 1538 г. следующие несколько лет прошли в борьбе за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
В январе 1547 г., когда наследнику Василия III исполнилось 17 лет, Иван Васильевич принял царский титул. Политический смысл этого события заключался в укреплении власти московского государя, его авторитет исключал с этого момента любые притязания на верховную власть потомков аристократических родов. Новый титул уравнивал главу Русского государства с ханами Золотой Орды и императорами Византии.
В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной Рады (1548/9–1560), которая осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.
В 1549 г. впервые был созван Земский собор. Так стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. В Земской собор входили представители боярства, дворянства, духовенства, верхушки горожан. Он стал высшим совещательным сословно-представительным органом. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены «кормлений» и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения. Важную роль в управлении страны продолжала играть Боярская дума. Возникли приказы – органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский и другие приказы, а их служащие назывались дьяками и подьячими.
В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Судебник ввел правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. В Судебнике были указания о деятельности приказов. Было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.
Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система «кормлений». Управленческие и судебные функции были переданы губным и земским старостам.
Началось значительное переустройство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей боярских) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась «избранная тысяча»: в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.
Была введена единая система поземельного налогообложения – «большая московская соха». Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами.
В феврале 1551 г. был созван Собор Русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.
Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась около десяти лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими приближенными. Конфликтная ситуация усилилась после смерти в 1560 г. царицы Анастасии. Иван IV обвинил Избранную раду в отравлении любимой царской жены. Вместе с тем разногласия царя с членами Избранной рады по вопросам осуществления внешней и внутренней политики привели к прекращению ее существования. Проведение реформ было приостановлено.
studfiles.net
россии в эпоху правления ивана грозного
Наследником скончавшегося в 1533 г. Василия III стал его трехлетний сын Иван IV (1533–1584). Фактически за ребенка правила мать – Елена Глинская. Короткое регентство Елены Глинской (1533–1538) ознаменовано не только борьбой с многочисленными заговорщиками и мятежниками, но и реформаторской деятельностью. Проведенная денежная реформа унифицировала систему денежного обращения. Были введены единые денежные знаки – копейки, определен был стандарт веса монет. Унифицированы были также меры веса и длины. Началась реформа местного управления. С целью ограничения власти наместников в стране был введен институт губных старост. Эту выборную должность мог занимать только дворянин. В помощь ему избирались представители верхних слоев городского и сельского населения. Такие люди получали право занимать должность земского старосты. Правительство Елены Глинской уделяло большое внимание укреплению обороны страны. Для защиты московского посада осуществлялось строительство стен Китай-города.
После внезапной смерти Елены в 1538 г. следующие несколько лет прошли в борьбе за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
В январе 1547 г., когда наследнику Василия III исполнилось 17 лет, Иван Васильевич принял царский титул. Политический смысл этого события заключался в укреплении власти московского государя, его авторитет исключал с этого момента любые притязания на верховную власть потомков аристократических родов. Новый титул уравнивал главу Русского государства с ханами Золотой Орды и императорами Византии.
В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной Рады (1548/9–1560), которая осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.
В 1549 г. впервые был созван Земский собор. Так стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. В Земской собор входили представители боярства, дворянства, духовенства, верхушки горожан. Он стал высшим совещательным сословно-представительным органом. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены «кормлений» и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения. Важную роль в управлении страны продолжала играть Боярская дума. Возникли приказы – органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский и другие приказы, а их служащие назывались дьяками и подьячими.
В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Судебник ввел правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. В Судебнике были указания о деятельности приказов. Было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.
Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система «кормлений». Управленческие и судебные функции были переданы губным и земским старостам.
Началось значительное переустройство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей боярских) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась «избранная тысяча»: в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.
Была введена единая система поземельного налогообложения – «большая московская соха». Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами.
В феврале 1551 г. был созван Собор Русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.
Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась около десяти лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими приближенными. Конфликтная ситуация усилилась после смерти в 1560 г. царицы Анастасии. Иван IV обвинил Избранную раду в отравлении любимой царской жены. Вместе с тем разногласия царя с членами Избранной рады по вопросам осуществления внешней и внутренней политики привели к прекращению ее существования. Проведение реформ было приостановлено.
На южном направлении основную задачу составляла защита русских границ от набегов крымских татар. С этой целью была построена новая оборонительная линия – Тульская засечная черта. Поход русских войск на Крым в 1559 г. окончился неудачей. Как уже говорилось выше, в 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей совершил набег на Москву. Следующий набег крымчан летом 1572 удалось остановить. Ханское войско было разбито князем М.И. Воротынским.
Правление Избранной рады отмечено крупными успехами во внешней политике государства на восточном направлении. В начале 1550-х гг. к Русскому государству были присоединены 2 крупных татарских государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды: в 1552 г. было завоевано Казанское ханство, в 1556 г. – Астраханское ханство. Таким образом, границы Московского царства перешагнули за Волгу и приблизились к рубежам Азии. Этот рубеж был перейден в начале 1580-х гг. Вооруженная на средства богатых купцов Строгановых экспедиция казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем совершила поход в Сибирь, разбила войска сибирского хана Кучума и присоединила его земли к Русскому государству. С этого момента началось освоение Сибири русскими людьми.
После присоединения Поволжья приоритетным во внешней политике стало Западное направление. Главной целью начавшейся в 1558 г. Ливонской войны стало завоевание Россией выхода к Балтийскому морю. В 1558–1560 гг. военные действия велись против рыцарского Ливонского ордена, которому принадлежала территория Прибалтики. Начало войны оказалось удачным: войска Ивана IV прошли почти всю Ливонию, взяли 20 городов, Орден был фактически разгромлен. В 1561 г. Ливонский орден распался. Однако победы русского оружия шли вразрез с интересами Польши, Дании и Швеции, к которым перешли бывшие владения Ордена, поэтому России пришлось сражаться уже с тремя сильными противниками. В 1563–1564 гг. русские войска потерпели ряд серьезных поражений. Польша и Литва, боявшиеся усиления России и также стремившиеся к захвату Ливонии, в 1569 г. объединились в единое государство Речь Посполитую. В результате Россия проиграла Ливонскую войну. В 1582 г. в Ям-Запольском было заключено перемирие, согласно которому между Россией и Польшей сохранялась старая государственная граница. Перемирие со Швецией было заключено в 1583 г. в г. Плюссе. Россия не только не приобрела желанного выхода к морю, но и вынуждена была уступить Ям, Копорье, Ивангород и прилегающее к ним южное побережье Финского залива
В декабре 1564 г. царь неожиданно для своих подданных покинул Москву и укрылся вместе с семьей в Александровской Слободе, которая находилась примерно в ста километрах от столицы. Посланные оттуда гонцы привезли в Москву две грамоты. Одна из них обвиняла бояр и высшее духовенство в изменах и заговорах против царя. Другая, адресованная горожанам, объявляла, что «гневу и опалы» на них царь не держит. Этим ловким маневром Иван рассчитывал приобрести союзников в лице населения. Спустя несколько дней царь принял делегацию Боярской думы и высшего духовенства. В качестве условия возвращения на престол Иван назвал учреждение опричнины. Просуществовавшая очень короткое время (1565–1572) опричнина оставила глубокий след в русской истории.
Опричниной (от слова «опричь» – кроме) стали называть специально выделенный царю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. Опричные владения включали в себя ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах государства. Остальная его территория получила название «земщина». Весь государственный аппарат был разделен на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (первоначально их было одна тысяча, а к 1572 г. – шесть тысяч) носили специальную униформу: черный кафтан и черную же островерхую шапку. Преданность своему государю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям лошадей и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.
Уже первые месяцы существования опричнины ознаменовались чудовищными по своей жестокости казнями неугодных царю людей. Жертвами кровавых расправ оказывались заподозренные в измене бояре и государственные деятели, члены их семей и слуги. Одним из самых страшных преступлений Ивана Грозного была карательная экспедиция в Новгород зимой 1570 г. Ложный донос об измене новгородских бояр и духовенства послужил поводом для убийства тысяч ни в чем не повинных жителей города. От набегов опричного войска страдало сельское и торговое население. От постоянных кровавых оргий царское войско разлагалось. В 1571 г. оно продемонстрировало полную неспособность перед внешним врагом. Крымский хан Девлет-Гирей во время своего набега дошел до Москвы, татары подожгли московский посад и увели в рабство более 100 тысяч русских пленников. Летом следующего года набег повторился. Враг был остановлен и разбит небольшим по численности войском, в состав которого входили опричники, земские бояре и дворяне.
Осенью 1572 г. опричнина была официально отменена. Под угрозой наказания царь запретил своим подданным даже произносить это слово. Многие бывшие опричники из палачей превратились в жертвы. Их обвинили в государственных преступлениях и казнили. После упразднения опричнины царь создал так называемый «двор» и вновь поделил страну на земскую и дворовую части. Но большой роли в политической и экономической жизни страны это уже не играло. С отказом от опричных порядков сократился массовый террор.
Опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти царя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся Ливонская война разорили страну. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг., современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики Ивана Грозного стало закрепощение русского крестьянства. В 1581 г. были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам запрещалось покидать своих владельцев. На деле это означало, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.
studfiles.net
Шпаргалка - Эпоха царствования Ивана IV Грозного
Содержание
Введение. 3
1. Иван IV — первый царь Всея Руси. 4
2. Иван Грозный и Боярская дума: проблема взаимоотношений. 7
3. Альтернативы реформирования страны: «Избранная Рада» и опричнина 8
Заключение. 14
Список литературы… 15
Введение
Эпоха царствования Ивана Грозного как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия.
В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным, уяснить и определить его было немаловажной задачей отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном изучении как былевой, так и бытовой стороны того века, к которому принадлежал царь Иван. Чтобы понять деятельность Ивана IV, надо знать, какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком вступил на престол и стал государем великим князем всея Руси.
1. Иван IV — первый царь Всея Руси
Трехлетний Иван IV Васильевич (1533— 1584) формально вступил на великокняжеский престол после смерти Василия Ш — в декабре 1533 г. Правительницей-регентшей государства при малолетнем Иване стала вдовствующая великая княгиня Елена Глинская — властная и решительная женщина, а фактическим руководителем правительства — ее дядя, князь Михаил Глинский. Время регентства Елены Глинской (1533—-1538) было отмечено дальнейшим укреплением центральной власти. Уже в декабре 1533 г. по воле великой княгини, опасавшейся притязаний на престол со стороны удельных князей, был арестован, а через три года умер в заточении князь Юрий Дмитровский, затем — в июне 1537 — было успешно подавлено выступление князя Андрея Старицкого, сам он также был брошен в тюрьму и вскоре скончался «страдальческой смертью». Еще раньше, 19 августа 1534 г., при поддержке московского боярства по явно надуманному обвинению от власти был отстранен М.Л. Глинский, а его место занял фаворит великой княгини красавец князь И.Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский.
В период регентства Глинской началось осуществление двух важных реформ, направленных на укрепление центральной власти. Так, в 1535—1538 гг. была проведена денежная реформа — введена единая общегосударственная монета — серебряная копейка, устранившая разнобой между московской и новгородской чеканкой. Параллельно проводилась реорганизация местного самоуправления — губная реформа, в соответствии с которой из ведения наместников изымались наиболее важные уголовные дела и передавались в ведение поместного дворянства, в черносошных областях — зажиточных крестьян, из среды которых выбирались губные старосты (в городах — излюбленные головы и городовые приказчики), а в помощь им губные целовальники и низшие полицейские чины — сотские, пятидесятские и десятские. Все это заметно сокращало судебно-административные полномочия наместников и волостелей, что вызывало раздражение у знатного боярства тем, что явно ограничивало его всевластие.
16 января 1547 г. по специальному торжественному ритуалу, задуманному и разработанному выдающимся государственным и церковным деятелем эпохи митрополитом Макарием, 1б летний великий князь Иван принял царский титул и формально стал приравниваться к императору Священной Римской империи. Более того, Москва давала понять, что окончательно порывает с претензиями любых потомков Чингисхана, которых на Руси именовали «царями», на власть над русскими землями. Наконец, «венчанием на царство» подчеркивалась неограниченность власти российского монарха внутри государства, неизмеримо увеличивая разрыв между царем и его подданными. В феврале 1547 г. также по инициативе митрополита в Москве был созван церковный Собор, канонизировавший большое число местных святых, что идеологически подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.[1]
Длительная нестабильность верховной власти в стране порождала произвол феодалов на местах, сопровождавшийся ростом недовольства крестьянства и открытыми выступлениями посадских низов в раде городов. Резкое обострение социальных противоречий произошло в середине XVI в. Поводом для выступления московских посадских людей послужил грандиозный пожар 21 июня 1547 г., почти полностью уничтоживший столицу. Среди горожан распространились слухи, что виновницей несчастья явилась бабка юного царя — Анна Глинская, которая с помощью колдовства подожгла Москву. Посадские люди потребовали особого розыска и наказания «злодеев». Слухи подхватила враждебная Глинским старомосковская боярская знать, предпринявшая все усилия, чтобы направить гнев восставших против своих политических противников. Один из дядьев царя — Ю.В. Глинский был растерзан толпой, другие скрылись; их дворы были разграблены, а слуги перебиты.
29 июня восставшие «черные люди» сначала провели сходку (названную даже «вечем»), потом вооруженные чем попило — отправились в царскую резиденцию в Воробьеве требовать от царя выдачи остальных Глинских. Застигнутый врасплох, юный государь Иван IV, страшно перепуганный волнением черни, вынужден был оправдываться, обещал произвести настоящий сыск и наказать виновников пожара. Погорельцам посулили даже помощь в восстановлении их домов. Поверив царю, москвичи вернулись в город. Позже Иван Грозный признавался, что тогда «вошел страх в душу мою и в кости мои, и омрачился дух мой».
Вскоре московское восстание утихло. Но социальное недовольство в стране продолжалось. Откликами на московское восстание стали волнения летом 1547 г. в псковском пригороде Опочке, а в 1550 г.— и в самом Пскове. В Опочку для усмирения горожан пришлось даже направить поместное войско.
Городские низы, основная и самая массовая сила восстания в Москве 1547 г., своим выступлением ускорили падение очередного боярского правительства: на смену Глинским к власти пришли подстрекавшие народ к восстанию представители старомосковского боярства Захарьины-Кошкины, родственники первой жены царя Анастасии. Этот народный бунт навсегда запомнился юному царю Ивану IV- Он на всю жизнь сохранил чувство унижения и за это жестоко мстил всем неугодным. Одновременно возмущение москвичей подтолкнуло Ивана IV к разработке и осуществлению политики реформ.[2]
2. Иван Грозный и Боярская дума: проблема взаимоотношений
Важным этапом в эволюции государственно-политического развития России стал первый сословно-представительный законосовещательный институт — Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 г. Он состоял из Боярской думы, «Освященного собора» из числа высших иерархов Русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков). В работе Собора, однако, не участвовали выборные от социальных низов (податных сословий). Созыв Земского собора явился вехой в формировании сословно-представительной монархии и способствовал укреплению царской власти. Именно Собор 1549 г. поддержал решение правительства о подготовке нового Судебника. В эпоху правления Ивана Грозного продолжала существовать и Боярская дума на правах совещательного органа при царе. Количество членов Думы (включая не только бояр, но и окольничих) не превышало 24 человек. В XVI в. в число думных бояр начинают жаловать и представителей княжеских родов. Помимо этого в заседаниях Думы стали принимать участие думные дворяне и думные дьяки.
Для осуществления своих полномочий, царь опирался на бояр, и разделял свою власть с Боярской думой, в которую входили не только московские бояре, но и местные князья и их местные, региональные бояре. С первой половины XVI века состав Боярской думы расширяется за счет менее знатных представителей бояр – поместных дворян и боярских детей. В это время в Думе, кроме полномочных участников впервые появляются должности думных дьяков, в современных терминах – аппарат думы. Дьяки были обязаны вести делопроизводство во время заседаний.
Поскольку царь разделял полноту власти с боярами, то возникало не только естественное дополнение ими полномочий друг друга, но и пересечение таких полномочий. Наряду с Царем, Дума была законодательным органом государственной власти, принимала важнейшие законы, например судебники, управляла в общих чертах приказами – исполнительными органами власти, вела переговоры с иностранными послами. В связи с тем, что состав Думы расширялся за счет низших слоев боярства и дворян, оперативное принятие решений становилось все более затруднительным. С середины XVI века выделяется узкий круг приближенных у царю думцев, которые образуют т. н. «ближнюю думу» — неформальный, но весьма важный орган принятия государственных решений.
Пересечение властных полномочий царя и боярской думы неизбежно приводило к конфликту, целью которого Царь видел ослабление Думы, а Дума, в свою очередь, ослабление самодержавной власти Царя. В одни исторические промежутки самодержцы оттесняли бояр от принятия важнейших решений. Иван Васильевич IV Грозный использовал для этих целей как инструмент «ближней думы», так и физическое устранение думских бояр во время опричнины, а также использовал механизм созыва Земских соборов – более широкого чем Дума собрания, но которое, напротив, не являлось ограничителем самодержавной власти, а поддерживало Царя и укрепляла его власть. В другие исторические периоды Дума брала реванш, в начале XVII века, во время иностранной интервенции и крестьянских восстаний Дума играла большую роль, бояре выбрали своего царя, позже вообще установили собственное правление узким составом – Семибоярщина.
3. Альтернативы реформирования страны: «Избранная Рада» и опричнина
“Избранная Рада” воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу, она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на сей раз проявил характер. Он порвал с “Избранной Радой”, отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской. Вот как рисует Карамзин портрет Иоанна того времени:
Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие “сослужить” с царем в деле Божием — для созидания России как “Дома Пресвятой Богородицы”, как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово “опричнина” вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка.
Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально “опричников” — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Есть свидетельства, что состав опричных земель менялся — часть их со временем возвращалась в “земщину” (то есть к обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к “опричнине” присоединялись новые территории и города. Таким образом, возможно, что через сито опричнины со временем должна была пройти вся Россия.
Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было строено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный.[3]
Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: “Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды”.
Когда в 1565 в Александровской слободе царь принял решение силой выжечь крамолу в России, это решение далось ему страшным напряжением воли. Вот портрет царя, каким его знали до этого знаменательного дня: Иоанн был “велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо приятное”.
Когда же царь вернулся в Москву и, созвав духовенство, бояр, знатнейших чиновников, вышел к ним объявить об опричнине, многие не узнали его. Иоанн постарел, осунулся, казался утомленным, даже больным. Веселый прежде взор угас, густая когда-то шевелюра и борода поредели. Царь знал, что ему предстоит, какую ответственность он берет на себя и сколько сил потребуется от него. По подсчетам “советского” историка Р. Г. Скрынникова, жертвами “царского террора” стали три-четыре тысячи человек. С момента учреждения опричнины до смерти царя прошло тридцать лет. 100 казней в год, учитывая уголовных преступников. Судите сами, много это или мало. Притом, что периодическое возникновение “широко разветвленных заговоров” не отрицает ни один уважающий себя историк. Чего стоит хотя бы политическая интрига, во главе которой стоял боярин Федоров. Заговорщики предполагали во время Ливонского похода 1568 окружить царские опричные полки, перебить их, а Грозного выдать польскому королю.[4]
Подвижнический характер имела вся личная жизнь царя. Это ярче всего проявлялось в распорядке Александровской слободы. Шумную и суетную Москву царь не любил, наезжая туда “не на великое время”. В Александровской слободе он все устроил так, как хотел, вырвавшись из церемонного и чинного порядка государевой жизни с его обязательным сложным этикетом и неизбежным лицемерием. Слобода, собственно, была монастырем в миру. Несколько сотен ближайших царских опричников составляли его братию, а себя Иоанн называл “игуменом всея Руси”. (Царь не раз хотел постричься, и последний раз, после смерти сына в 1581, лишь единодушная мольба приближенных предотвратила осуществление этого намерения).
Опричная “братия” носила монашеские скуфейки и черные подрясники. Жизнь в слободе, как в монастыре, регулировалась общежительным уставом, написанным лично царем. Иоанн сам звонил к заутрене, в церкви пел на клиросе, а после обедни, во время братской трапезы, по древней иноческой традиции читал для назидания Жития святых и святоотеческие поучения о посте, молитве и воздержании.[5]
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Дивлет-Гирея в 1571 и 1572, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью “жидовствующих”, которая пережила все гонения.
В 1575, как бы подчеркивая, что он является царем “верных”, а остальным “земским” еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича. Каких только предположений не высказывали историки, пытаясь разгадать это “загадочное” поставление! Каких только мотивов не приписывали царю! Перебрали все: политическое коварство, придворную интригу, наконец, просто “прихоть тирана”… Не додумались лишь до самого простого — до того, что Семен Бекбулатович действительно управлял земщиной (как, скажем, делал это князь-кесарь Ромодановский в отсутствие Петра /), пока царь “доводил до ума” устройство опричных областей.
Был в этом “разделении полномочий” и особый мистический смысл. Даруя Семену титул “великого князя всея Руси”, а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий.[6]
Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579 — 84. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества осознан. В 1584 царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митр. Дионисий постриг государя, и уже не Грозный Царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.
Заключение
Итоги правления Ивана Васильевича Грозного были для страны крайне противоречивыми. Главным результатом его почти 50-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства — царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в XVI в. широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавлял «всея России самодержец». Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшным опричным террором.
В исторической литературе тема опричнины составила одну из боевыми действиями. Тогда удалось отвоевать города Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. При Федоре Ивановиче завершилось сокрушение Сибирского ханства Кучума. Были приняты меры по укреплению границы со степью, где возникли новые опорные пункты.
Список литературы
1. Борисов В.М. История России.– М.: Наука, 1996
2. Горинов М.М. История России. – М.: ВЛАДОС, 1997
3. История России: XX век. Курс лекций под ред. Личмана Б. В. -Екатеринбург, 1993
4. Орлов А.С. История России. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года. — М.: Просвещение, 1998.
[1] Борисов В.М. История России.– М.: Наука, 1996. С. 53.
[2] История России: XX век. Курс лекций под ред. Личмана Б. В. -Екатеринбург, 1993. с. 84
[3] Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года. — М.: Просвещение, 1998. с. 73.
[4] Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года. — М.: Просвещение, 1998. с. 75.
[5] Орлов А.С. История России. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. с. 67.
[6] Горинов М.М. История России. – М.: ВЛАДОС, 1997. с. 76.
www.ronl.ru
Тема 4. России в эпоху правления Ивана Грозного. Отечественная история: конспект лекций
4.1. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады (1548/9–1560)
Наследником скончавшегося в 1533 г. Василия III стал его трехлетний сын Иван IV (1533–1584). Фактически за ребенка правила мать – Елена Глинская. Короткое регентство Елены Глинской (1533–1538) ознаменовано не только борьбой с многочисленными заговорщиками и мятежниками, но и реформаторской деятельностью. Проведенная денежная реформа унифицировала систему денежного обращения. Были введены единые денежные знаки – копейки, определен был стандарт веса монет. Унифицированы были также меры веса и длины. Началась реформа местного управления. С целью ограничения власти наместников в стране был введен институт губных старост. Эту выборную должность мог занимать только дворянин. В помощь ему избирались представители верхних слоев городского и сельского населения. Такие люди получали право занимать должность земского старосты. Правительство Елены Глинской уделяло большое внимание укреплению обороны страны. Для защиты московского посада осуществлялось строительство стен Китай-города.
После внезапной смерти Елены в 1538 г. следующие несколько лет прошли в борьбе за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
В январе 1547 г., когда наследнику Василия III исполнилось 17 лет, Иван Васильевич принял царский титул. Политический смысл этого события заключался в укреплении власти московского государя, его авторитет исключал с этого момента любые притязания на верховную власть потомков аристократических родов. Новый титул уравнивал главу Русского государства с ханами Золотой Орды и императорами Византии.
В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной Рады (1548/9–1560), которая осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.
В 1549 г. впервые был созван Земский собор. Так стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. В Земской собор входили представители боярства, дворянства, духовенства, верхушки горожан. Он стал высшим совещательным сословно-представительным органом. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены «кормлений» и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения. Важную роль в управлении страны продолжала играть Боярская дума. Возникли приказы – органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский и другие приказы, а их служащие назывались дьяками и подьячими.
В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Судебник ввел правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. В Судебнике были указания о деятельности приказов. Было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.
Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система «кормлений». Управленческие и судебные функции были переданы губным и земским старостам.
Началось значительное переустройство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей боярских) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась «избранная тысяча»: в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.
Была введена единая система поземельного налогообложения – «большая московская соха». Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами.
В феврале 1551 г. был созван Собор Русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.
Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась около десяти лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими приближенными. Конфликтная ситуация усилилась после смерти в 1560 г. царицы Анастасии. Иван IV обвинил Избранную раду в отравлении любимой царской жены. Вместе с тем разногласия царя с членами Избранной рады по вопросам осуществления внешней и внутренней политики привели к прекращению ее существования. Проведение реформ было приостановлено.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Эпоха царствования Ивана iv Грозного
СодержаниеВведение. 3
1. Иван IV - первый царь Всея Руси. 4
2. Иван Грозный и Боярская дума: проблема взаимоотношений. 7
3. Альтернативы реформирования страны: "Избранная Рада" и опричнина 8
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Эпоха царствования Ивана Грозного как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия.
В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным, уяснить и определить его было немаловажной задачей отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном изучении как былевой, так и бытовой стороны того века, к которому принадлежал царь Иван. Чтобы понять деятельность Ивана IV, надо знать, какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком вступил на престол и стал государем великим князем всея Руси.
1. Иван IV - первый царь Всея Руси
Трехлетний Иван IV Васильевич (1533— 1584) формально вступил на великокняжеский престол после смерти Василия Ш — в декабре 1533 г. Правительницей-регентшей государства при малолетнем Иване стала вдовствующая великая княгиня Елена Глинская — властная и решительная женщина, а фактическим руководителем правительства — ее дядя, князь Михаил Глинский. Время регентства Елены Глинской (1533—-1538) было отмечено дальнейшим укреплением центральной власти. Уже в декабре 1533 г. по воле великой княгини, опасавшейся притязаний на престол со стороны удельных князей, был арестован, а через три года умер в заточении князь Юрий Дмитровский, затем — в июне 1537 — было успешно подавлено выступление князя Андрея Старицкого, сам он также был брошен в тюрьму и вскоре скончался «страдальческой смертью». Еще раньше, 19 августа 1534 г., при поддержке московского боярства по явно надуманному обвинению от власти был отстранен М.Л. Глинский, а его место занял фаворит великой княгини красавец князь И.Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский.
В период регентства Глинской началось осуществление двух важных реформ, направленных на укрепление центральной власти. Так, в 1535—1538 гг. была проведена денежная реформа — введена единая общегосударственная монета — серебряная копейка, устранившая разнобой между московской и новгородской чеканкой. Параллельно проводилась реорганизация местного самоуправления — губная реформа, в соответствии с которой из ведения наместников изымались наиболее важные уголовные дела и передавались в ведение поместного дворянства, в черносошных областях — зажиточных крестьян, из среды которых выбирались губные старосты (в городах — излюбленные головы и городовые приказчики), а в помощь им губные целовальники и низшие полицейские чины — сотские, пятидесятские и десятские. Все это заметно сокращало судебно-административные полномочия наместников и волостелей, что вызывало раздражение у знатного боярства тем, что явно ограничивало его всевластие.
16 января 1547 г. по специальному торжественному ритуалу, задуманному и разработанному выдающимся государственным и церковным деятелем эпохи митрополитом Макарием, 1б летний великий князь Иван принял царский титул и формально стал приравниваться к императору Священной Римской империи. Более того, Москва давала понять, что окончательно порывает с претензиями любых потомков Чингисхана, которых на Руси именовали «царями», на власть над русскими землями. Наконец, «венчанием на царство» подчеркивалась неограниченность власти российского монарха внутри государства, неизмеримо увеличивая разрыв между царем и его подданными. В феврале 1547 г. также по инициативе митрополита в Москве был созван церковный Собор, канонизировавший большое число местных святых, что идеологически подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.[1]
Длительная нестабильность верховной власти в стране порождала произвол феодалов на местах, сопровождавшийся ростом недовольства крестьянства и открытыми выступлениями посадских низов в раде городов. Резкое обострение социальных противоречий произошло в середине XVI в. Поводом для выступления московских посадских людей послужил грандиозный пожар 21 июня 1547 г., почти полностью уничтоживший столицу. Среди горожан распространились слухи, что виновницей несчастья явилась бабка юного царя — Анна Глинская, которая с помощью колдовства подожгла Москву. Посадские люди потребовали особого розыска и наказания «злодеев». Слухи подхватила враждебная Глинским старомосковская боярская знать, предпринявшая все усилия, чтобы направить гнев восставших против своих политических противников. Один из дядьев царя — Ю.В. Глинский был растерзан толпой, другие скрылись; их дворы были разграблены, а слуги перебиты.
29 июня восставшие «черные люди» сначала провели сходку (названную даже «вечем»), потом вооруженные чем попило - отправились в царскую резиденцию в Воробьеве требовать от царя выдачи остальных Глинских. Застигнутый врасплох, юный государь Иван IV, страшно перепуганный волнением черни, вынужден был оправдываться, обещал произвести настоящий сыск и наказать виновников пожара. Погорельцам посулили даже помощь в восстановлении их домов. Поверив царю, москвичи вернулись в город. Позже Иван Грозный признавался, что тогда «вошел страх в душу мою и в кости мои, и омрачился дух мой».
Вскоре московское восстание утихло. Но социальное недовольство в стране продолжалось. Откликами на московское восстание стали волнения летом 1547 г. в псковском пригороде Опочке, а в 1550 г.— и в самом Пскове. В Опочку для усмирения горожан пришлось даже направить поместное войско.
Городские низы, основная и самая массовая сила восстания в Москве 1547 г., своим выступлением ускорили падение очередного боярского правительства: на смену Глинским к власти пришли подстрекавшие народ к восстанию представители старомосковского боярства Захарьины-Кошкины, родственники первой жены царя Анастасии. Этот народный бунт навсегда запомнился юному царю Ивану IV- Он на всю жизнь сохранил чувство унижения и за это жестоко мстил всем неугодным. Одновременно возмущение москвичей подтолкнуло Ивана IV к разработке и осуществлению политики реформ.[2]
2. Иван Грозный и Боярская дума: проблема взаимоотношений
Важным этапом в эволюции государственно-политического развития России стал первый сословно-представительный законосовещательный институт — Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 г. Он состоял из Боярской думы, «Освященного собора» из числа высших иерархов Русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков). В работе Собора, однако, не участвовали выборные от социальных низов (податных сословий). Созыв Земского собора явился вехой в формировании сословно-представительной монархии и способствовал укреплению царской власти. Именно Собор 1549 г. поддержал решение правительства о подготовке нового Судебника. В эпоху правления Ивана Грозного продолжала существовать и Боярская дума на правах совещательного органа при царе. Количество членов Думы (включая не только бояр, но и окольничих) не превышало 24 человек. В XVI в. в число думных бояр начинают жаловать и представителей княжеских родов. Помимо этого в заседаниях Думы стали принимать участие думные дворяне и думные дьяки.
Для осуществления своих полномочий, царь опирался на бояр, и разделял свою власть с Боярской думой, в которую входили не только московские бояре, но и местные князья и их местные, региональные бояре. С первой половины XVI века состав Боярской думы расширяется за счет менее знатных представителей бояр – поместных дворян и боярских детей. В это время в Думе, кроме полномочных участников впервые появляются должности думных дьяков, в современных терминах – аппарат думы. Дьяки были обязаны вести делопроизводство во время заседаний.
Поскольку царь разделял полноту власти с боярами, то возникало не только естественное дополнение ими полномочий друг друга, но и пересечение таких полномочий. Наряду с Царем, Дума была законодательным органом государственной власти, принимала важнейшие законы, например судебники, управляла в общих чертах приказами – исполнительными органами власти, вела переговоры с иностранными послами. В связи с тем, что состав Думы расширялся за счет низших слоев боярства и дворян, оперативное принятие решений становилось все более затруднительным. С середины XVI века выделяется узкий круг приближенных у царю думцев, которые образуют т. н. «ближнюю думу» - неформальный, но весьма важный орган принятия государственных решений.
Пересечение властных полномочий царя и боярской думы неизбежно приводило к конфликту, целью которого Царь видел ослабление Думы, а Дума, в свою очередь, ослабление самодержавной власти Царя. В одни исторические промежутки самодержцы оттесняли бояр от принятия важнейших решений. Иван Васильевич IV Грозный использовал для этих целей как инструмент «ближней думы», так и физическое устранение думских бояр во время опричнины, а также использовал механизм созыва Земских соборов – более широкого чем Дума собрания, но которое, напротив, не являлось ограничителем самодержавной власти, а поддерживало Царя и укрепляла его власть. В другие исторические периоды Дума брала реванш, в начале XVII века, во время иностранной интервенции и крестьянских восстаний Дума играла большую роль, бояре выбрали своего царя, позже вообще установили собственное правление узким составом – Семибоярщина.
3. Альтернативы реформирования страны: "Избранная Рада" и опричнина
“Избранная Рада” воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу, она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на сей раз проявил характер. Он порвал с “Избранной Радой”, отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской. Вот как рисует Карамзин портрет Иоанна того времени:
Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие “сослужить” с царем в деле Божием — для созидания России как “Дома Пресвятой Богородицы”, как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово “опричнина” вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка.
Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально “опричников” — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Есть свидетельства, что состав опричных земель менялся — часть их со временем возвращалась в “земщину” (то есть к обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к “опричнине” присоединялись новые территории и города. Таким образом, возможно, что через сито опричнины со временем должна была пройти вся Россия.
Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было строено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный.[3]
Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: “Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды”.
Когда в 1565 в Александровской слободе царь принял решение силой выжечь крамолу в России, это решение далось ему страшным напряжением воли. Вот портрет царя, каким его знали до этого знаменательного дня: Иоанн был “велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо приятное”.
Когда же царь вернулся в Москву и, созвав духовенство, бояр, знатнейших чиновников, вышел к ним объявить об опричнине, многие не узнали его. Иоанн постарел, осунулся, казался утомленным, даже больным. Веселый прежде взор угас, густая когда-то шевелюра и борода поредели. Царь знал, что ему предстоит, какую ответственность он берет на себя и сколько сил потребуется от него. По подсчетам “советского” историка Р. Г. Скрынникова, жертвами “царского террора” стали три-четыре тысячи человек. С момента учреждения опричнины до смерти царя прошло тридцать лет. 100 казней в год, учитывая уголовных преступников. Судите сами, много это или мало. Притом, что периодическое возникновение “широко разветвленных заговоров” не отрицает ни один уважающий себя историк. Чего стоит хотя бы политическая интрига, во главе которой стоял боярин Федоров. Заговорщики предполагали во время Ливонского похода 1568 окружить царские опричные полки, перебить их, а Грозного выдать польскому королю.[4]
Подвижнический характер имела вся личная жизнь царя. Это ярче всего проявлялось в распорядке Александровской слободы. Шумную и суетную Москву царь не любил, наезжая туда “не на великое время”. В Александровской слободе он все устроил так, как хотел, вырвавшись из церемонного и чинного порядка государевой жизни с его обязательным сложным этикетом и неизбежным лицемерием. Слобода, собственно, была монастырем в миру. Несколько сотен ближайших царских опричников составляли его братию, а себя Иоанн называл “игуменом всея Руси”. (Царь не раз хотел постричься, и последний раз, после смерти сына в 1581, лишь единодушная мольба приближенных предотвратила осуществление этого намерения).
Опричная “братия” носила монашеские скуфейки и черные подрясники. Жизнь в слободе, как в монастыре, регулировалась общежительным уставом, написанным лично царем. Иоанн сам звонил к заутрене, в церкви пел на клиросе, а после обедни, во время братской трапезы, по древней иноческой традиции читал для назидания Жития святых и святоотеческие поучения о посте, молитве и воздержании.[5]
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Дивлет-Гирея в 1571 и 1572, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью “жидовствующих”, которая пережила все гонения.
В 1575, как бы подчеркивая, что он является царем “верных”, а остальным “земским” еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича. Каких только предположений не высказывали историки, пытаясь разгадать это “загадочное” поставление! Каких только мотивов не приписывали царю! Перебрали все: политическое коварство, придворную интригу, наконец, просто “прихоть тирана”... Не додумались лишь до самого простого — до того, что Семен Бекбулатович действительно управлял земщиной (как, скажем, делал это князь-кесарь Ромодановский в отсутствие Петра /), пока царь “доводил до ума” устройство опричных областей.
Был в этом “разделении полномочий” и особый мистический смысл. Даруя Семену титул “великого князя всея Руси”, а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий.[6]
Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579 — 84. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества осознан. В 1584 царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митр. Дионисий постриг государя, и уже не Грозный Царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.
Заключение
Итоги правления Ивана Васильевича Грозного были для страны крайне противоречивыми. Главным результатом его почти 50-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства — царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в XVI в. широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавлял «всея России самодержец». Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшным опричным террором.
В исторической литературе тема опричнины составила одну из боевыми действиями. Тогда удалось отвоевать города Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. При Федоре Ивановиче завершилось сокрушение Сибирского ханства Кучума. Были приняты меры по укреплению границы со степью, где возникли новые опорные пункты.
Список литературы
1. Борисов В.М. История России.– М.: Наука, 1996
2. Горинов М.М. История России. – М.: ВЛАДОС, 1997
3. История России: XX век. Курс лекций под ред. Личмана Б. В. -Екатеринбург, 1993
4. Орлов А.С. История России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года. - М.: Просвещение, 1998.
www.coolreferat.com
Иван Грозный эпоха и личность
просмотр и скачивание документа - внизу страницы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ филиал ВЗФЭИ в г. Омске
Реферат
по истории Отечества
на тему:
Иван Грозный: эпоха и личность
Выполнила: студентка 1 курса
Специальность______________
____________________________
Проверил:
Шумилов А.И.
Омск 2006 г.
План
1. Введение………………………………………………………………………….. с.3
2. Начало правления Ивана IV…………………………………………………….. с.5
3. Внутренняя политика. Реформы Ивана IV…………………………………….. с.7
3.1. Избранная рада и ее реформы………………………………………....с.7
3.2. Опричнина………………………………………………………………с.11
4. Внешняя политика Ивана IV……………………………………………………. с.14
5. Социально-экономическое развитие России XVI века………………………... с.17
6. Сыновья и жены Ивана Грозного………………………………………………. с.20
7. Заключение……………………………………………………………………….. с.23
8. Список использованной литературы…………………………………………… с.25
Введение
В нашей истории царствование царя Ивана IV важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям, изменениям во внутренней жизни. В этот полувековой период много было совершено славного и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Чтобы понять деятельность Ивана IV и его характер, надо знать, какую страну он получил в наследство, когда в 1533 г. трехлетним ребенком вступил на престол и стал государем великим и Всея Руси.
Образовавшееся в конце XV – начале XVI века Российское государство развивалось как часть общемировой цивилизации. Однако необходимо учитывать своеобразие условий, в которых происходило это развитие. Территория России лежала в полосе резко континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Страна не имела выхода к теплым морям. При отсутствии естественных границ постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ресурсов страны.
Российская держава сумела добиться политического единства при отсутствии интенсивных экономических связей. Такой уровень экономики предопределял неизбежность внутренних конфликтов в процессе централизации страны.
Личность царя Ивана IV всегда притягивала к себе, что называется отрицательным обаянием. Это была яркая личность, индивидуальность, а не посредственность. Иван Грозный остался в истории олицетворением деспотизма и тирании российского самодержавия. Воспитанный в годы боярского правления, с восьми лет лишенный матери, он испытывал на себе ужасы боярских распрей и боярского разгула. Он видел кровь и лесть, очень рано начал задумываться о власти, о том, что он государь Московский и Всея Руси. В те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус.
Зло привлекало к себе Ивана Грозного. По мере того как расстраивалось его воображение, как возрастало предсердечное томление, тем большей необходимостью являлось мучительство. Ему мало единичного убийства, он устраивает целые бойни, после которых, как в Новгороде, является с лицом просветленным и даже кротким…
На царя находили периоды «жестокой мрачности» и исчезали, оставив за собою полосу крови. Казни и пытки обновляли дух его, и, чем дальше, тем все на менее и менее короткое время.
Начало царствования Ивана IV было многообещающим (успешные войны и крупные, полезные реформы). Иван Грозный сделал большой шаг к упрочению самодержавия, можно сказать, что он завершил строительство абсолютной монархии.
Личность царя и его эпоха исполнены драматизма. «Как государь, Грозный совершил величайшее преступление: он развратил народ, уничтожая в нем все выдающееся, героическое, славное».[1]
Начало правления Ивана IV
К исходу первой трети XVI века Россия была большой страной, но все же намного меньше, чем в последующее время. На западе пограничной областью была Смоленская земля (в 1514 году отвоевана у Литовского княжества), Калуга была границей на юго-западе, за ней простиралась степь, находившаяся под постоянной угрозой нападения крымского хана. На востоке Россия кончалась Нижегородским и Рязанским уездами. На востоке с Россией граничили Казанское и Астраханское ханства. Лишь на севере рубежи страны, как и сейчас, доходили до Ледовитого океана. На северо-западе в руках России было и побережье Финского залива.
Государство было уже единым, но объединение его закончилось лишь за полвека до вступления на престол Ивана IV (для средневековых темпов жизни срок совсем небольшой). Политическое объединение было отнюдь не равнозначно централизации. Князья многих из тех территорий, что вошли в состав единого государства, владели еще обломками своих прежних княжеств как вотчинами, сохраняли частички своей былой власти. Феодалы из разных частей страны перемещаются, получают вотчины и поместья в новых местах. Постепенно складывается единый общерусский класс феодалов. К концу княжения Василия III осталось всего два удельных княжества, принадлежали они младшим братьям Василия III: Юрию, владевшему Дмитровом и Звенигородом, и Андрею, в удел которого входили Старица в Тверской земле и Верея на юго-западе.
Братья удельные князья тем более беспокоили Василия III, что у него долго не было наследника. Брак с Соломонией Сабуровой оказался неудачным: у супругов в течение 20 лет не было детей. В конце концов, Василий III решился на неслыханный поступок развод, а Соломонию заточили в Покровский женский монастырь. Новой женой Василия III стала княжна Елена Глинская молодая красавица. Отец княжны Василий Львович Глинский ничем выдающимся себя не проявил, зато дядюшка Михайло Львович был одним из самых блестящих авантюристов Европы XVI века. В Москве Михайло Глинский стал одним из тех, кто руководил русской внешней политикой на западном направлении. Дядя государыни занял почетное место при дворе, стал одним из советников Василия III.
Иван родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Василия III. Будучи трех лет от роду, он лишился отца, а в неполных восемь лет - матери Елены Глинской. Его четырехлетний брат Юрий не мог делить с ним детских забав. Ребенок был глухонемым от рождения. В соответствии с завещанием отца правление государством перешло в руки бояр, которые должны были передать власть княжичу по достижении им совершеннолетия.
Ребенок остался без надзора и руководительства. Все делалось его именем, все могло делаться его именем. Это было соблазнительно для честолюбцев. И честолюбие открытое, наглое, безудержное разыгралось вокруг трона.
После смерти великой княгини Елены Глинской власть перешла в руки членов семибоярщины, поспешивших расправиться с князем Овчиной. Опекуны были единодушны в своей ненависти к временщику, но их согласию в скоре пришел конец.
В то время как между феодалами шла борьба за власть, Иван, по собственному выражению, рос в “небреженьи”. Бояре мало заботились о подростке. И он, и его младший брат Юрий терпели нужду даже в платье и пище. Все это ожесточало и возмущало подростка, уже отдававшего себе отчет в происходящем. Поэтому Иван на всю жизнь сохранил недоброе отношение к опекунам. В своих письмах он не скрывал раздражения против них. Бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных фаворитов. Необходимость сдерживаться, дуться, глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей. Сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, что заставляло его быть всегда настороже. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван преждевременно повзрослел.
Иван Грозный рано стал пристально всматриваться в окружающее и понимать его. Многие факторы этих детских лет навеки запали в его душу, и ничто не могло искоренить их оттуда.
С надеждой многие смотрели на Ивана IV. Когда он вошел в «возраст», его венчали на царство. В январе 1547 г., когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. По «чину венчания», составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться «царем и великим князем всея Руси».
В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Юрьевой, дочери окольничего.
К 17 годам Иван IV уже совершил столько казней и других жестокостей, что воспринял опустошительный пожар, случившийся в Москве в 1547 г., как возмездие за свои грехи. Он говорил через несколько лет: «Господь наказывал меня за грехи то потопом, то мором, и все я не каялся; наконец, Бог послал великие пожары: и вошел страх в душу мою, и трепет в кости мои, смутился дух мой». И так будет продолжаться всю его жизнь – периоды страшных многочисленных казней будут сменяться раскаянием, сопровождавшимся молением Богу и глубокой депрессией. А потом все сначала.
Внутренняя политика. Реформы Ивана IV
Избранная рада и ее реформы
Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название «Избранная рада» . Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной рады не совсем ясен. Её возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.
mirznanii.com