Эпоха нэпа в россии: Конец эпохи НЭПа. Почему 90 лет назад в России отменили частное предпринимательство — Секрет фирмы

Тарасенко В.Н. Высшая школа и студенчество в эпоху НЭПа

Образец ссылки на эту статью: Тарасенко В.Н. Высшая школа и студенчество в эпоху НЭПа // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4 (8). С. 15.

УДК 336.719

ВЫСШАЯ ШКОЛА И СТУДЕНЧЕСТВО В ЭПОХУ НЭПА

Тарасенко Виталий Николаевич

ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, г. Москва, ул. Лиственничная аллея, 4а), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, [email protected], 8-967-179-01-81.

Особенностью нашего времени стал поворот в сторону «новой» исторической науки, ориентированной на «человеческое» измерение истории. Методологические новации и открытие архивов дали исследователям возможность по-новому начать разработку ранее изучавшихся (или не изучавшихся) проблем, в том числе проблем высшей школы и повседневной жизни советского студенчества в эпоху Новой экономической политики.

Основной результат: автор доказал, что сегодня исследования НЭПа органично вписываются в очерченные современными исследователями ключевые проблемные области постсоветской историографии, включая высшую школу и повседневный быт советского студенчества.

Ключевые слова: Новая экономическая политика; СССР; повседневность; быт; уровень жизни; высшая школа; образование; студенчество.

HIGHER SCHOOL AND STUDENTS IN THE ERA OF THE NEW ECONOMIC POLICY

Tarasenko Vitaliy Nikolaevich

Russian state agrarian University — Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (Russia, 127550, Moscow, street Larch Avenue, 4 A.), candidate of historical Sciences, associate Professor of history, [email protected], 8-967-179-01-81

Feature of our time has been the turn towards «new» historical science, oriented on the human dimension of history. Methodological innovations and the opening of the archives gave researchers the opportunity to begin development of a previously studied (or not studied) problem. Among them the problems of the higher school and the everyday life of Soviet students in the era of the New economic policy.

The main result is that the author proved that the study of the new economic policy fit into modern researchers outlined key areas of concern post-Soviet historiography. They include the high school and the everyday life of Soviet students.

Keywords: New economic policy; USSR; daily routine; life; standard of living; high school; education; students.

Новая экономическая политика (НЭП) и все, что с ней связано по-прежнему остаются в центре внимания российских ученых [8, 9]. Наряду с традиционной проблематикой возникают новые направления в изучении этой неоднозначной для России эпохи. Прежде всего обратим внимание на тот факт, что исследования проблем, связанных с историей высшей школы в период НЭПа позволяют заявить о том, что в последние 10-20 лет проводились они в рамках «интеллигентоведения» [15, с. 161-171]. Так, Е. С. Постников разделяет публикации по данной проблематике на пять групп: об учебе, быте и досуге студентов; по проблемам молодежного, студенческого движения и комсомола; по истории высшей школы; об эмигрантской жизни российской студенческой молодежи; работы, связанные с проблемами изучения российской интеллигенции [12, с. 7, 18]. Иными словами, он свел вопросы учебной повседневности в единый блок работ о жизнедеятельности студенческого сообщества. После 1917 г. студенчество, определяемое автором, как прединтеллигенция, главным отличительным признаком которой было обучение в вузах, оказалось вовлеченным в процесс обретения культурой целостности и единства, происходившим «под знаком политической общности». Е.С. Постников рассматривает взаимоотношения власти и студенчества по разным направлениям, но, прежде всего, через призму социальной защиты студентов. Так, в четвертой главе докторской диссертации «Студенчество и власть в условиях провозглашения новой экономической политики» раскрывается начавшийся осенью 1921 г. переход от системы поголовного социального обеспечения к выплате государственных стипендий только лицам пролетарского происхождения и учащимся старших курсов. В результате студенты вузов РСФСР были обеспечены стипендиями менее чем на 50 %, но стипендии не обеспечивали даже прожиточного минимума. С жильем положение было также тяжелым, особенно у столичных студентов. Они вынуждены были ночевать у знакомых, в клубных помещениях, вузовских аудиториях или на пустующих дачах. Впрочем, в общежитиях нередко отсутствовали самые элементарные удобства [12, с. 5, 43-44].

В работах начала ХXI вв., посвященных проблемам становления и развития высшей школы в 1920-е гг., можно наблюдать неоднозначность в оценке процессов, проходивших в сфере высшего образования в контексте взаимоотношений новой политической власти и представителей «старого мира». Среди комплексных исследований студенчества первых послереволюционных лет необходимо также отметить работы А.Р. Маркова, сумевшего проследить эволюцию облика петроградских / ленинградских студентов в период 1914-1925 гг. [4]. Интерес для исследователей учебной повседневности 1920-х гг. представляют труды Е.Э. Платовой и А.Ю. Рожкова, в центр которых поставлены вопросы формирования «нового» человека, адаптации молодого человека к новым для него условиям, «стратегий выживания» и девиантного поведения [10; 13, с. 107-114].

В 1921 г. был введен принцип командирования в вузы абитуриентов партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями. Поступавшие, получившие командировку, принимались в первую очередь, однако должны были иметь минимальный уровень подготовки. С другой стороны, в 1921 г. не запрещалось принимать в вузы тех, кто вообще не имел командировок, хотя они и зачислялись в последнюю очередь при условии наличия свободных мест.

Переломным в политике Совнаркома стал 1922 г. Начиная с этого года, поступление лиц без командировок в советские вузы было ограничено. Общее количество вакантных мест распределялось между командирующими организациями: рабочими факультетами, ЦК РКП (б), ВЦСПС, ЦК РКСМ, которые должны были направлять на учебу кандидатов, отвечающих классовым принципам. Происхождение абитуриентов стало решающим фактором при приеме в вуз. В «Положении о высших учебных заведениях», принятом в 1922 г. Совнаркомом, указывалось, что вузы РСФСР имеют цель распространять научные знания среди широких пролетарских масс, интересы которых во всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом плане.

Итак, политика заполнения вузов рабочими и крестьянами стала определяющей. Хотя сам термин «пролетаризация» высшей школы появился лишь в 1921 г. Под ним понималось привлечение в ее стены новых кадров студенчества из среды индустриального пролетариата, настоящих пролетариев от станка и верстака, с фабрик, заводов и рудников. Начав с тотальной пролетаризации, советское правительство в силу ряда причин довольно быстро отказалась от нее. На смену идее пролетаризации пришла идея политического воспитания студентов в стенах высшей школы.

Дело в том, что классовый характер комплектования вузов, введенный в 1921-1922 г. был неоднозначно принят в партийной среде. Противником тотальной пролетаризации вузов выступила Н.К. Крупская, бывшая в то время руководителем Главполитпросвета. Ее полемика с руководителем Главпрофобра В.Н. Яковлевой была опубликована на страницах газеты «Правда». Н.К. Крупская критиковала существующую систему приема в высшую школу, при которой абитуриентами могли быть только пролетарии. Такую политику Народного комиссариата просвещения (НКП) она назвала «дворянской навыворот». При этом она соглашалась, что НКП должен делать все, чтобы открыть доступ в вузы для рабочих и крестьян, но в тоже время допускать туда талантливых детей из «нетрудовых элементов». В.Н. Яковлева, отвечая на критику, подчеркивала, что деятельность НКП  должна быть направлена к тому, чтобы вузы заполнялись рабочими и крестьянами, которые будут участвовать в строительстве новой жизни. В ответной статье Н.К. Крупская уверяла, что не является противницей «классового приема», но повторяла, что считает «перегибом» политику, когда поступление в вуз возможно только для пролетариев. Воспитание в пролетарском духе могло, с точки зрения Н.К. Крупской, исправить «недостатки» происхождения. Она отмечала, что люди непролетарского происхождения прекрасно могут стать на точку зрения пролетарской идеологии, тогда как люди пролетарского происхождения могут стать «фирменными буржуями». Решающую роль по ее мнению должна сыграть воспитательная роль учебного заведения.

Была ли это личная позиция Н.К. Крупской или же она отражала официальную точку зрения высших партийных структур по вопросу о тактике и темпах пролетаризации вузов? Ответить на этот вопрос непросто.

Так или иначе, но с точки зрения сегодняшнего дня с Надеждой Константиновной трудно не согласиться. Накопленный опыт в образовательной сфере разных стран показал, что государства, достигшие высоких стандартов в образовании и обучении, имеют одну принципиально общую черту: они были устремлены на образовательные достижения детей и молодежи из различных социальных классов и слоев, включая как элиту, так и социальные низы [6, с. 87-88].

В 2000-е гг. активизировались исследования в области истории вузовской политики государства. В центре внимания все чаще оказываются преподаватели и студенты высшей школы, чья повседневная среда и образ жизни рассматривались как важнейшее условие развития высших учебных заведений. На региональном уровне одними из первых исследований по изучению студенчества 1920-х гг. стали работы Г.Г. Амалиевой, Е.А. Вишленковой и А.А. Сальниковой [1, 3, 14]. Авторы не только ввели в научный оборот новые источники (в частности, личные дела студентов 1920-х гг.), но и провели на их основе реконструкцию студенческой повседневности.

А.В. Пономарев выявил механизмы влияния советской политики в сфере высшего образования на реалии студенческой жизни Поволжья в 1920-е гг., обратив, прежде всего, внимание на ликвидацию автономии высшей школы в марте 1921 г. и имитацию демократического управления (вхождение представителя студентов и общественных организаций в Правление и Совет университета и факультета). По мнению исследователя, учебную повседневность высшей школы во многом определяло деление студентов на обучающихся на основных факультетах, и на рабфаковцев, находившихся на особом положении. В учебном отношении рабфаки считались автономными и финансировались по смете отдела профессионального образования. Вузы обязывались удовлетворять потребности студентов рабфаков в аудиториях и другом необходимом обеспечении. Кроме того, все рабфаковцы дневного отделения получали стипендии, в силу чего их обучение обходилось в три раза дороже, чем обучение вечерников, продолжавших работать на производстве [4, 12, 17-18].

В Петровской (Тимирязевской) академии первые два года для рабочего факультета были весьма тяжелыми. Прежде всего, потому, что возникновение в академии рабфака без энтузиазма было встречено всеми профессорами и студентами. «В ака­демических профессорских и студенческих кругах недоброжелательно от­неслись к “новой затее” и пророчили ей полный провал на первых порах», — вспоминали деятели рабфака. Студенческие собрания выносили постановления, что рабфаковцы — не студенты и потому не могут участвовать в студенческих собраниях. Рабфаку для занятий была предоставлена лишь одна постоянная аудитория и лишь те кабине­ты и лаборатории, в которые их допускали профессора, ведущие занятия. И это несмотря на то, что тимирязевский рабфак поддерживали чиновники достаточно высокого ранга. Достаточно вспомнить визит в Тимирязевку Н.К. Крупской, ставшей одной из легенд этого учебного заведения [5, с. 48-49].

Также враждебно относились к рабфаку и научные учреждения академии. Можно отметить такой показательный факт: осенью 1920 г., когда рабфак начал свои занятия, для его студентов устраивались экскурсии по опытным учреждениям академии. Группа рабфаковцев прибыла на Опытное поле. Вопреки ожиданиям, администрация приняла их недружелюбно. Заведующий Опытным полем, возражая против допущения студентов на вверенную ему территорию, поднял принципиальный вопрос – о целесообразности проведения такой экскурсии для студентов рабфака. Мотив – неподготовленность студентов. Для разрешения этого вопроса вызвали декана рабфака. Последнему пришлось выступать как профессору, чтобы доказать коллеге его неправоту. Экскурсия была проведена без вреда для неподготовленных студентов и без малейших повреждений для научных ценностей Опытного поля.

Не менее враждебно было отношение к рабфаку студенчества основных курсов. 15 декабря 1920 г. официальное открытие рабфака было отмечено торжественным празднованием. Студенчество других факультетов решило бойкотировать праздник и по данному случаю обратилось в Ревтройку с ходатайством от имени общестуденческих представителей в Совете академии: не приостанавливать 15 декабря занятий в академии. В ходатайстве, в частности, говорилось: «в виду того, что все студенчество по официальному заявлению руководителей празднества к участию в открытии рабфака не приглашено, просим занятия не приостанавливать».

Только в 1924 г. удалось обеспечить рабфак аудиториями, поместив его на втором этаже 15-го корпуса, откуда был выведен инженерный фа­культет во вновь построенное для него здание. К этому времени прези­диум рабфака сумел обеспечить рабфак новыми, лучшими общежитиями, переработал учебные планы и организовал его нормальную работу. В 1925 г. у рабфака было уже 13 аудиторий, четыре кабинета и две лаборатории.

Кроме учёбы рабфаковцы занимались политическим и специальным самообразованием, вели политическую работу в академии и среди рабочих ближайших предприятий. Они обязаны были посещать музеи, театры и кино, систематически обсуждать литературные произведения или особо интересные газетные статьи. Однако при этом посещение занятий для рабфаковцев было не обязательным, хотя в академии им уделялось значительное внимание. Администрация вуза больше не скупилась на расходы для рабочего факультета, несмотря на общую стеснённость в средствах. Для «красного» студенчества Ревтройка выделяла лучшие места в общежитии и пустующие в окрестности дачи [7, с. 48-53].

Отдельный раздел диссертации А.В. Пономарева («Повседневность и образ жизни студенчества в 1920-е гг.») посвящен изучению изменений в образе жизни «новых» учащихся высших учебных заведений. Автор отмечает, что период первой половины 1920-х гг. характеризовался активными поисками студенчеством своего места. По мнению диссертанта, это можно объяснить двумя взаимосвязанными причинами: во-первых, советизацией высшей школы, а во-вторых, стремлением властей внедрить в вузовскую повседневность новые культурные и идеологические ценности. Изученные диссертантом источники показывают, что далеко не все обычаи и нормы легко встраивались в новую советскую действительность. Хотя в отличие от преподавателей высшей школы, студенчество еще не успело в полном объеме пропитаться ее особой атмосферой и духом, образ и организация студенческой жизни оказались в определенном конфликте с внедряемыми партией новациями. Довольно большой круг студенческих вопросов зависел от идеологической и содержательной стороны преподавания, определявших реальное наполнение учебных планов и программ. В 1920-е гг. в большинстве высших учебных заведений РСФСР существовали свободное посещение лекций и реальное право студента на выбор лектора и преподавателя, что имело как свои плюсы, так и минусы. Очень быстро обнаружилось, что при нехватке времени для самостоятельной работы с учебниками и необходимыми материалами часть студентов существенно отставала. Но свою неподготовленность они пытались компенсировать либо вымогательством оценок политическим запугиванием педагогов, либо получившим широкое распространение «арапничеством» — стремлением сдать предмет «на арапа», то есть быстро и без необходимой подготовки. Важным шагом на пути формирования учебной повседневности стала перестройка учебного процесса в начале 1923 г., призванная приблизить преподавание к потребностям производства, установить более узкую и определенную специализацию.

В большинстве исследований учащиеся вузов рассматриваются как один из составляющих элементов процесса перестройки «старой высшей школы». Тогда как до 2000-х гг. студенчество педагогических вузов, как социальная  и профессиональная группа, практически не нашло отражения в работах исследователей. В числе работ последних лет следует отметить обращение А. И. Хайруллиной к опыту 1920-х гг. по формированию студенческого состава педагогических вузов. Автор подчеркивает, что это был период, когда закладывались основы новой педагогической системы (школьные классы с педагогическим уклоном – педагогические училища (техникумы) – педагогические факультеты при университетах – педагогические институты) и системы социальных льгот, предоставляемых студентам. Анализ имеющихся документов (заявлений о приеме в институт и стипендиальную комиссию, анкет, справок о составе семьи и социальном положении абитуриентов) позволил автору классифицировать мотивы выбора учительской профессии абитуриентами 1920-х гг. Положив в основу классификации уровень образования, диссертантка в первую группу с высоким процентом мотивации включила выпускников педагогических техникумов, имевших стаж практической работы. Вторую группу составили практикующие учителя, не имевшие специального педагогического образования, и красноармейцы. И, наконец, в третью, самую малочисленную группу вошли первые выпускники средних школ, где были классы с педагогическим уклоном. В свою очередь, анализ заявлений позволил выделить следующие группы мотивов: желание работать в педагогической сфере, стремление участвовать в просвещении народных масс. Однако самый распространенный мотив был стать специалистом, востребованным обществом [16, с. 3, 11-12].

А.И. Хайруллина отдельно проанализировала социально-экономическое положение учащихся (в том числе, формы их социальной поддержки) и их участие в учебно-воспитательном процессе в ВПИ в 1920-е гг. Она показала, что 1920-е гг. стали временем создания советской системы социальной поддержки учащихся, которая включала в себя: стипендии и обеспечение местами в общежитии, организацию льготного проезда, заботу о здоровье (в том числе санаторно-курортное лечение) и организацию питания. Одной из основных проблем, с которыми приходилось сталкиваться молодым людям, приезжавшим в город, была нехватка жилья. Места в общежитиях получали не более 40 % всего студенчества, а большинство самостоятельно занимались поиском места для проживания. В 1920-е гг. строительство студенческих общежитий в Казани не велось: для расселения использовались старые, построенные еще до революции здания общежитий или бывшие гостиницы и торговые помещения. Еще одной болезненной проблемой на всем протяжении 1920-х гг. оставался вопрос о материальной обеспеченности учащейся молодежи. Одним из направлений социальной поддержки учащихся являлась студенческая самопомощь, выражающаяся в виде касс взаимопомощи, студенческих землячеств и кооперативов, бюро труда и других организаций, главной целью которых был поиск источников заработка. На практике большинство студентов все свободное время тратили на поиск работы. Впрочем, в 1920-е гг. доминирующим для студентов стал физический труд, чаще всего низкооплачиваемый.

В отдельном параграфе диссертации А.И. Хайруллина рассмотрела основные формы и виды учебных занятий. Она показала, что 1920-е гг. стали временем экспериментов в области развития форм учебных занятий. Первый комплекс предметов объединял вокруг себя общественно-политические дисциплины и практическую работу студентов, в том числе политпросветработу, педагогическую пропаганду, работу в детских организациях и т. д. Во второй входили все дисциплины, изучающие школу и ребенка (психология, педология, анатомия и физиология человека, педагогика, история педагогики, школоведение). Третий включал в себя специальные дисциплины. Четвертый – всю производственно-практическую работу, проводимую студентами и преподавателями в порядке изучения экономики, техники, культуры и быта населения местного края. Диссертантка полагает, что тенденцию, направленную на снижение теоретической подготовки за счет усиления практической общественной деятельности студентов среди населения, на предприятиях, в школах и культурно-просветительских учреждениях, можно считать ошибочной. Были намечены следующие две основные формы так называемого коллективного (конференции, беседы, коллективные консультации и опросы) и индивидуального учета (консультации, опросы, руководство в процессе проработки задания выполнения практической работы, письменные работы).

Для каждого из типов занятий (лекция, семинар / просеминар, лабораторный метод) были предусмотрены свои формы учета знаний. Так как в 1920-е гг. высшие учебные заведения находились под строгим контролем партийного руководства, перестройка всего учебного процесса диктовалась в первую очередь необходимостью его политизации с целью воспитания «красного специалиста», преданного интересам партии. В рамках реализации этой программы получили развитие несколько направлений: введение обязательного политминимума, привлечение для чтения предметов общественного цикла молодых преподавателей-коммунистов и т.д.

Новая политическая система требовала перестройки во многих областях, в том числе и в области корпоративных взаимоотношений. В первую очередь это касалось отношений между профессорско-преподавательским и студенческим составами вузов. Молодые люди перестали воспринимать педагогов как наставников, обладающих непререкаемым авторитетом. В первой половине 1920-х гг. этому способствовало участие студенческих представителей в заседаниях предметных комиссий отделений, где они имели возможность оценивать лекторское умение преподавателей и суть излагаемого материала. Среди основных претензий со стороны учащихся были: отсутствие в читаемых курсах элементов марксистско-ленинской идеологии и недостаточное владение ею самими педагогами, манера подачи материала и даже личные качества преподавателей. Реакция со стороны преподавателей на подобные выпады в свой адрес нередко была неоднозначной, в ряде случаев дело заканчивалось конфликтами.

Вопросам здоровья студентов 1920-х гг. на основе анализа студенческих анкет посвящена статья Н.А. Араловец. Обследования студентов показали, что у большинства из них здоровье было расшатанным. Это было связано, прежде всего, с тем, что многие из них перенесли тяжелые заболевания в годы Первой мировой и гражданской войн. Свою роль в высокой заболеваемости сыграли тяжелые жилищные условия и плохое питание.  Студенты проживали в скученных условиях, в не отличающихся чистотой, теплотой и освещением комнатах. Постельные принадлежности практически не менялись. Калорийность пищи в студенческой столовой была в 1,5 раза ниже нормы. Все это, наряду с необходимостью постоянной подработки, влияло на качество учебного процесса [2, с. 133, 135, 136].

Проведенный анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод о том, что сегодня исследования новой экономической политики органично вписываются в очерченные современными исследователями ключевые проблемные области постсоветской историографии, включая высшую школу и повседневный быт советского студенчества. Расширению базы и диапазона  исследований нэповской повседневности сопутствовало постепенное освобождение исторической проблематики от устойчивых стереотипов, активное взаимодействие истории с другими гуманитарными (и не только) науками и смена методологических ориентиров. Все это неизбежно вело к формированию новой научной проблематики, что и продемонстрировано в данной статье.

Список литературы

  1. Амалиева Г.Г. Студенты и студентки (Казанский университет в 1920-1930-е годы) // Философский век. Альманах. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Вып. 28. Т. 1. СПб, 2005.
  2. Араловец Н.А. Здоровье российского студенчества в 1920-е годы // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века). Сборник научных статей. М., 2004. С. 133, 135-136.
  3. Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в ХIХ-ХХ вв. Казань: Казанский гос. ун-т, 2008.
  4. Марков А.Р. Что значит быть студентом. Работы 1995-2002. М.: Новое лит. обозрение, 2005.
  5. Оришев А.Б. РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева: университетские легенды: Монография. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016.
  6. Оришев А.Б. Петровская (Тимирязевская) академия: становление и развитие аграрной науки и образования в СССР (1917-1932). – М.: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2014.
  7. Оришев А.Б. Тайны российской аграрной науки: тимирязевский прорыв. Монография. Б.м.: Издательские решения, 2016.
  8. Оришев А.Б., Тарасенко В.Н. О тенденциях в историографии НЭПа // Filo Ariadne. 2016. № 3. С. 37-46.
  9. Оришев А.Б., Тарасенко В.Н. Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2016.
  10. Платова Е.А. Динамика образа жизни студенчества России (октябрь 1917-1927 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. СПб, 2007.
  11. Пономарев А.В. Студенчество в вузовской политике советского государства в 1917-1927 гг. (На материалах Поволжья): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Саратов, 2011.
  12. Постников Е.С. Российское студенчество на Родине и за рубежом. 1917-1927 гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. М., 2000.
  13. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 107-114.
  14. Сальникова А.А., Амалиева Г.Г. Вновь о любви «без черемухи», или женщина в университете в 1920-е гг. // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство. Казань, 2005.
  15. Тарасенко В. Н. Быт период НЭПа: борьба старого и нового (историографические заметки) // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 2 (40). С. 161-171.
  16. Хайруллина А.И. Социально-экономическая и общественно-политическая характеристика студенчества Восточно-педагогического института г. Казани в 1920-е годы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Казань, 2011. С. 3, 11-12.

References

  1. Amalieva G.G. Studentyi i studentki (Kazanskiy universitet v 1920-1930-e gody) — Filosofskiy vek. Almanakh. Istoriya universitetskogo obrazovaniya v Rossii i mezhdunarodnyie traditsii prosvescheniya. Vyip. 28. T. 1. SPb, 2005.
  2. Aralovets N.A. Zdorove rossiyskogo studenchestva v 1920-e gody — Rossiyskoe studenchestvo: usloviya zhizni i byta (XVIII-XXI veka). Sbornik nauchnykh statey. M., 2004. p. 133, 135-136.
  3. Vishlenkova E.A., Malyisheva S.Yu., Salnikova A.A. Kultura povsednevnosti provintsialnogo goroda: Kazan i kazantsyi v HIH-HH vv. Kazan: Kazanskiy gos. un-t, 2008.
  4. Markov A.R. Chto znachit byt studentom. Raboty 1995-2002. M.: Novoe lit. obozrenie, 2005.
  5. Orishev A.B. RGAU-MSHA imeni K.A. Timiryazeva: universitetskie legendy: Monografiya. M.: Izdatelstvo RGAU-MSHA, 2016.
  6. Orishev A.B. Petrovskaya (Timiryazevskaya) akademiya: stanovlenie i razvitie agrarnoy nauki i obrazovaniya v SSSR (1917-1932). M.: RGAU-MSHA imeni K.A. Timiryazeva, 2014.
  7. Orishev A.B. Tayny rossiyskoy agrarnoy nauki: timiryazevskiy proryv. Monografiya. B.m.: Izdatelskie resheniya, 2016.
  8. Orishev A.B., Tarasenko V.N. O tendentsiyakh v istoriografii NEPa — Filo Ariadne. 2016. no 3. p. 37-46.
  9. Orishev A.B., Tarasenko V.N. Povsednevnaya zhizn sovetskogo cheloveka v epokhu NEPa: istoriograficheskiy analiz. M.: RIOR, INFRA-M, 2016.
  10. Platova E.A. Dinamika obraza zhizni studenchestva Rossii (oktyabr 1917-1927 gg.): Avtoref. dis. na soisk. uchen. step. dokt. ist. nauk. SPb, 2007.
  11. Ponomarev A.V. Studenchestvo v vuzovskoy politike sovetskogo gosudarstva v 1917-1927 gg. (Na materialah Povolzhya): Avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ist. nauk. Saratov, 2011.
  12. Postnikov E.S. Rossiyskoe studenchestvo na Rodine i za rubezhom. 1917-1927 gg.: Avtoref. dis. na soisk. uchen. step. dokt. ist. nauk. M., 2000.
  13. Rozhkov A.Yu. Molodoy chelovek 20-h godov: protest i deviantnoe povedenie — Sotsiologicheskie issledovaniya. 1999. no 7. p. 107-114.
  14. Salnikova A.A., Amalieva G.G. Vnov o lyubvi «bez cheremuhi», ili zhenschina v universitete v 1920-e gg. — Kazanskiy universitet kak issledovatelskoe i sotsiokulturnoe prostranstvo. Kazan, 2005.
  15. Tarasenko V.N. Byt period NEPa: borba starogo i novogo (istoriograficheskie zametki) -Servis v Rossii i za rubezhom. 2013. no 2 (40). p. 161-171.
  16. Hayrullina A.I. Sotsialno-ekonomicheskaya i obschestvenno-politicheskaya harakteristika studenchestva Vostochno-pedagogicheskogo instituta g. Kazani v 1920-e godyi: Avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ist. nauk. Kazan, 2011. p. 3, 11-12.

Рецензенты:

Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Девлетов О.У. – доктор политических наук, кандидат исторических наук, «РГАУ-МСХА» имени К.А. Тимирязева.

Работа поступила в редакцию: 22.09.2017 г.

 

Досуг в период НЭПа (предварительные итоги исследования)

Тарасенко В.Н.

Проблематике досуга не очень повезло в исследовательском плане. То ли у современных историков выработалось устойчивое отторжение наследия советской исторической науки, отводившей коллективному досугу советских людей существенное место в процессе становления «нового человека». То ли досуг априори записывается в категорию «мелкотемья». Характерно, что в подготовленную известным петербургским историком Н.Б. Лебиной энциклопедию повседневной жизни не вошла обобщающая статья о досуге. Хотя те или иные формы досуга советских людей в 1920-е годы (баня, игорный дом, парк культуры и отдыха, пивная, танцы) нашли свое место на страницах энциклопедии [15, с. 50,165,278,283-285,341].

Показательно, что на последней конференции в ИРИ РАН, посвященной нэпу (сентябрь 2002 г.) только в одном докладе была поднята проблема досуга в 1920-е годы, да и то через призму его маргинализации. И.А. Гатауллина представила «массовую маргинальность» в качестве совокупности «колоссального множества повседневных практик простых людей», включая досуг, наряду с другими показателями «житейщины», в число параметров «обустроенности и надежности» жизни. Вступив на «зыбкую почву» нэпа, обыватель удовлетворял свои «духовные» потребности согласно своему менталитету и представлениям о культуре. Рабочего в равной степени тянуло в театр и кинематограф. Он с удовольствием смотрел классическую театральную постановку и комический фильм. Но сильнее его тянуло к пошлому водевилю и низкопробному фильму, на танцы и в бильярдную.

В крупных селах по воскресеньям возрождались традиционные ярмарки – зачастую просто гулянки с озорством и драками. Автор сделала важный вывод, что потерянность человека вследствие разрыва исторической преемственности стала главной причиной того, что «деревня стала плясать с остервенением», а «город предавался картежному азарту и угарному разгулу в пивных». В свою очередь, подобные досуговые практики усиливали диссонанс эпохи [6, с. 481-482,497-499].

Следует, однако, признать, что немногочисленные работы по обозначенной проблематике позволяют не только выявить исследовательские приоритеты в изучении досуга 1920-х гг., но и через историографический анализ реконструировать основные его формы. Академик Ю.А. Поляков выделил изучение досуга в качестве одного из основных направлений истории повседневности, отметив множество связанных с этим сюжетов, начиная с физкультуры и спорта и кончая дворовой игрой в домино. Кроме уже ставших привычными форм досуга (посещения театров, концертов, кино и выставок, просмотра телепередач, дружеских вечеринок, пикников, застолий, чаепитий и современных «тусовок», участия в художественной самодеятельности), известный ученый обратил внимание на проблему алкоголизма, которая помогает понять, почему пьянство занимало и занимает такое важное место в досуге россиян. Вопросы досуга детей и подростков он тесно связал с выяснением роли улицы в его проведении. Ю.А. Поляков выделил еще одну важную составляющую досуга – экскурсии и туризм, в том числе «дикий», а также указал на связь с досугом «праздничной проблемы», то есть проведения государственных, религиозных и народных праздников [32, с. 12-13].

Первые постсоветские исследования досуга связаны, главным образом, с социальной историей и историей повседневности. В этом ряду нельзя не отметить написанную в специфическом жанре «документальной истории» книгу «Голос народа» (М., 1997), отрывшую новую серию изданий РОССПЭНа — «Социальная история России ХХ века». Признавая множественность элементов (от быта до досуга), составляющих мозаику повседневной жизни населения СССР двадцатых годов, авторы-составители на основе сводок и писем жителей сделали вывод об острой борьбе нового и старого укладов. Наглядный пример этого – нежелание крестьян посещать избы-читальни и стремление организовать свои места для переговоров – «дома крестьянской мысли» и «крестьянские думы» [8, с. 142,144,146-147].

Конечно, интерес к социальной истории, истории повседневности и микроистории стимулировал изучение бытовых практик двадцатых годов, но внимание историков и социологов привлекли в большей степени девиантные формы досуга и, прежде всего, ставшее притчей во языцех, российское пьянство [14, с. 30-42; 22, с. 222-256; 29; 30, с. 129-134; 37, с. 467-481]. В общем, «досуг с достоинством» (по определению Цицерона) уступил на историографической площадке место «досугу без достоинства» [7, с. 129].

Действительно, пьянство оставалось бичом российской деревни и одной из основных форм сельского «досуга». Впрочем, недалеко от деревни в этом отношении ушел и город. В молодежной среде города и деревне двадцатых годов сохранялись традиционные «посиделки» и «вечерки», нередко заканчивавшиеся изрядным подпитием. Празднование одновременно старых и новых праздников во многом объяснялось желанием населения найти повод выпить и повеселиться, включая бои «стенка на стенку» [8, с. 155,176].

Уральский историк М. А. Фельдман поднял вопрос о неоднозначности процессов, связанные с величиной времени, проводимого рабочими на производстве. Так, если в 1913 г. в крупной промышленности Урала в среднем насчитывалось 250-260 рабочих дней, то в 1922 г. за счет сокращения церковных праздников их число составило 270 дней [36, с. 55]. Впрочем, в двадцатые годы праздников оставалось немало. Поэтому после окончания Гражданской войны возобновилась традиция ходить в гости по праздничным дням. Кроме того, для большинства рабочих основным местом проведения досуга с середины 1920-х годов становится пивная, где было разрешено торговать и водкой [22, с. 222-256]. Петербургский историк Н.Б. Лебина обнаружила в архиве весьма курьезную фотографию середины двадцатых годов, запечатлевшую группу рабочих в трактире, за уставленном бутылками и стаканами столом, под висящем на стене портретом вождя с лозунгом «Ленин умер, но дело его живет».

Н.А. Араловец на основании проведенных в 1920-е гг. обследований рабочих и служащих, материалов советских и партийных органов и сведений ОГПУ, исследовала бытовые питейные практики москвичей и жителей Подмосковья. Отмечая большую распространенность алкогольных напитков в рабочей среде, нежели среди служащих, автор, с другой стороны, показывает умеренность потребления алкоголя в рабочей среде Москвы. Хотя сама признает, что распитием спиртных напитков нередко сопровождались официальные культурно-массовые мероприятия. Открытые с 5 часов утра до 11 часов вечера пивные двадцатых годов, оборудованные бильярдом и эстрадой, охотнее посещались рядовыми москвичами, нежели респектабельные клубы и рестораны. В свою очередь, расширению в бюджете рабочих расходов на алкоголь способствовало незначительное число культурно-просветительных учреждений [2, с. 149-152]. Разрешенные в 1922 г. сверху, под контролем профсоюзных секций студенческие землячества, за отсутствием средств, по большей части ограничивались культурно-просветительской работой, нередко сводившейся к распитию спиртного и танцам [25, с. 117].

Можно констатировать, что в нэповском социуме 1920-х годов одновременно сосуществовали две тенденции в сфере отдыха и досуга: узаконенная (официальная) и теневая. Потребность в релаксации вела к распространению в рабоче-крестьянской среде различных форм девиантного поведения. Действительно, в 1920-е годы общество, вышедшее из двух кровопролитных войн, испытывало острую необходимость в физическом и духовном отдыхе. Однако изменившиеся условия жизни привели к существенной трансформации представлений об отдыхе и досуге. Одной из главных тенденций в изменении этих представлений стало насаждение коллективных форм отдыха и досуга в силу того, что массовость мероприятий способствовала ритуализации общественного сознания [4, с. 210].

Те или иные формы городского досуга нашли свое отражение в работах, посвященных исследованию образных презентаций «новой буржуазии» двадцатых годов [3; 23, с. 29-42; 27]. Не секрет, что нэпманы, неуютно чувствовавшие себя в Советской республике, часто вели себя по принципу «пропадать — так с музыкой», предаваясь пьяным кутежам и разврату [21, с. 230-236]. Кроме того, нэп вернул в сферу городского досуга азартные игры. Так, обследование петроградских рабочих в 1923 г. показало, что карточные игры занимали в их досуге столько же времени, сколько танцы, охота, катание на лыжах и коньках, игра на музыкальных инструментах, в шахматы и шашки, вместе взятые. Рабочие стали завсегдатаями советских казино, полагая, что тем самым приобщаются к ценностям городской культуры [13, с. 253-254].

Нэповский досуг оказался окрашенным в «кокаиновые тона», так как достать наркотики в эти годы не составляло особого труда — их можно было купить на рынках городов. Более того. В 1920-е гг. проявилась ранее не характерная для российского социума тенденция, когда наркотики стали проникать в среду молодых рабочих. Не в последнюю очередь этому способствовал запрет в первой половине 1920-х гг. на производство водки — традиционного элемента рабочего досуга. Употребление наркотических веществ в годы нэпа получило распространение и в среде творческой интеллигенции и даже среди работников правоохранительных органов [30, с. 129-134].

В годы нэпа в досуговой и производственной повседневности жителей советской России ситуации внешних провоцирующих «сигналов» было много, а вот внешние и внутренние сдерживающие сигналы оказались явно в дефиците. Это в значительной мере определило масштабность хулиганства, превратившегося в двадцатые годы в специфическую форму пролетарского досуга, как в столичных, так и провинциальных городах. Основная масса хулиганских поступков совершалась на улицах, но не были забыты хулиганами и рабочие клубы, кинотеатры, пивные, театры и даже государственные учреждения [31].

Повседневной жизни и специфическому «досугу» казанских безработных в 1920-е годы посвящена статья А.В. Морозова. Для поставленных в жесткие условия элементарного выживания безработных основным местом и временем «досуга» становилось стояние в очередях на бирже труда и мытарства в многочисленных бюрократических кабинетах. Обычным явлением для отчаявшихся людей становилось пьянство [19, с. 157-165].

*****

Но, помимо девиантных форм досуга, отдых различных социальных групп существенно отличался: «ресторанный» досуг для нэпманов, коммерческие кинотеатры с широким репертуаром зарубежных фильмов для обывателей, рабоче-крестьянские клубы для широких народных масс и т. п. Все это происходило на фоне планомерного вытеснения из повседневности религиозных праздников. Населению предоставлялась возможность посещать вечера вопросов и ответов, музыкальные концерты, выставки и спектакли, секции и кружки, провести вечер в парке отдыха. Широкое распространение получили публичные лекции на разные темы, посещение изб-читален и народных домов [17, с. 178-179]. Не случайно, к социокультурным сферам, наиболее затронутым переменами в двадцатые годы, современные исследователи, наряду с образованием, воспитанием и новым бытом, относят досуг и, прежде всего, просмотр кино и приобщение населения к чтению [12, с. 55].

В монографии С.В. Журавлева и М.Ю. Мухина рабочий досуг рассматривается как один из важнейших социальных факторов мотивации труда. В отдельной небольшой главе с характерным заглавием «Неплохо потрудились – ударно отдохнем» на примере Московского электрозавода анализируются основные формы организованного отдыха рабочих конца 1920-х – 1930-х гг.: отдых и лечение по профсоюзным путевкам в ведомственных домах отдыха и санаториях, деятельность специальных залов и уголков культуры и отдыха на самом предприятии, а также заводских литературных и иных кружков. Авторы отмечают, что за счет общественных фондов обеспечивались возможности почти бесплатных походов рабочих Электрозавода в театры, музеи и на выставки. Важное место в организации досуга занимала также работа спортивных и военно-технических кружков [11, с. 193-202].

В статье В.С. Тяжельниковой, посвященной повседневной жизни московских рабочих в двадцатые годы, упор сделан на доминирующие элементы традиционалистской культуры в рабочей среде Москвы, тесно связанной с деревней. Именно традиционализм во многом определял досуг рабочих, существенно зависящий от патерналистских позиций заводского руководства. А материальную базу коллективного досуга составляли самодеятельные театры, музыкальные и хоровые кружки, библиотеки и читальни [34, с. 194,196-197]. Анализируя молодежную политику, автор показала, что досуг являлся важнейшим каналом влияния на заводскую молодежь. При этом, «политическую корректность в проведении досуга» определяли комсомольские ячейки. Сюда включалось не только посещение театров и музеев, но и устройство благотворительных вечеров (например, в пользу безработной молодежи или неимущих учащихся), где кульминацией чаще всего были не поощряемые властями танцы [34, с. 215].

Досугу московских рабочих периода нэпа посвящены статьи И.Б. Орлова. С учетом наличия трех основных типов рабочих семей («рабочая целина», «первые борозды» и «новь») автор рассматривает специфику проведения ими досуга. Например, театр только с середины 1920-х гг. постепенно входит в быт отдельных рабочих, а в семьях первого типа жены, как правило, ни разу не были, ни в кино, ни в театре. Единственным развлечением для женщин оставались многочасовая болтовня с соседками и обсуждение сплетней. «Первые борозды» также относились, скорее, к сфере общественно-политических, нежели культурных, интересов. И опять же новые веяния охватывали, прежде всего, мужчин, которые посещали популярные лекции на заводе, заводские и партийные собрания, кружки политграмоты и т.п. Совместные походы в театр и кино были нечастыми, а посещение музеев и выставок, как правило, проходило организованно. Наиболее политизирован был досуг семей третьего типа, где мужья вели активную общественную работу, а общественный интерес жен реализовывался в различных женских комитетах. Затраты на культурные цели составляли всего 1%, хотя, в определенной мере, это объяснятся бесплатностью билетов на выставки и в музеи, различными скидками и пользованием библиотеками. Тем не менее, большинство рабочих театру и музею предпочитало гармонь и балалайку. Однако в рабочий быт постепенно входило слушание радио семьей в зимние вечера и экскурсии за город в летние дни [24, с. 45-54].

В.С. Тяжельникова актуализировала проблему досуга в связи с феноменом общественной работы как специфического явления советской повседневности. Она показала, что в 1920-е годы среди активной части промышленных рабочих определилось две основных стратегии расходования свободного времени в связи с общественной работой. Если первая (самая распространенная) стратегия сводилась к формальному несению общественной нагрузки, то вторая преследовала самореализацию на общественном поприще и проявлялась в участии в многочисленных собраниях, заседаниях, шефских секциях и пр. [33, с. 100].

Специфической форме досуга селян во время их пребывания в городе посвящена работа О. М. Вербицкой о многопрофильной деятельности Московского губернского Дома крестьянина. Помимо размещения прибывших, сотрудники оказывали квалифицированную юридическую и агрономическую помощь, а также организовывали их культурный досуг. В 1920-е гг. Дом крестьянина вел свою работу через «показательную» избу-читальню, уголок Ленина и «комнату отдыха». По вечерам играл граммофон, громко включалось радио, прослушивались последние известия и радиоконцерты. В свою очередь, политико-просветительный отдел Дома проводил различные встречи и вечера, организовывал лекционную работу, сочетавшую как политическую, так и чисто сельскохозяйственную направленность. При избе-читальне был оборудован уголок по очень актуальной для 1920-х гг. проблеме ликвидации неграмотности. Действовал также уголок санитарии и гигиены, где крестьяне получали наглядные уроки по предназначению пока еще мало им известных предметов. Там же регулярно проходили беседы на медицинские и санитарно-просветительные темы. Кроме того, в Доме крестьянина организовывалось много экскурсий, в том числе по его достаточно богатому сельскохозяйственному музею и сельхозвыставке при Доме крестьянина. В 1920-е гг. чаще всего там выступали приглашенные художественные коллективы, в том числе и самодеятельные — «Синие блузы», «Красные рубахи» и др. Обычно устраивались хоровые концерты и кинопостановки [5, с. 12-18].

Л.А. Жукова освещает работу созданных в первой половине 1920-х гг. в больших городах клубов для беспризорных, призванных организовать досуг детей, вовлеченных в шайки полукриминального характера. В 1931 г., накануне массовой кампании по ликвидации детской беспризорности, Детская комиссия ВЦИК объявила Всероссийский конкурс на лучшую работу по охране детства, целью которого было, в числе прочего, привлечение общественности к организации быта и досуга в детских домах и колониях [9, с. 228-229].

В меньшей степени в 1990-2000-е годы изучались формы индивидуального досуга, например банная культура. Анализ трансформации последней как одной из важнейших форм городского досуга показывает, что, несмотря на частичную реанимацию банного хозяйства в годы нэпа, состояние этой сферы коммунального хозяйства оставалось плачевным. Особую остроту банная проблема приобрела с конца 1920-х годов в связи с бурным ростом городского населения, когда люди не имели возможности помыться даже два раза в месяц. Но самое главное — исчезали банные традиции. Уже в годы нэпа столичных и провинциальных пролетариев заставляли «коллективно» мыться под лозунгом борьбы на «новую культуру». При этом советские «здания для мытья» были рассчитаны не на комфорт, а на максимально большую «пропускную способность» для трудящихся масс [26, с. 73-80].

Еще меньше периоду нэпа повезло относительно микроисторических исследований досуга. Здесь можно отметить работу С.В. Журавлева, в которых раскрыты основные досуговые практики иностранной колонии московского Электрозавода в 1920-1930-е гг. Досуг немецких рабочих-коммунистов, проходивший в образованном в 1923 г. немецком клубе, рассматривается автором как важнейший механизм их социальной адаптации к новым условиям жизни в СССР. При этом в двадцатые годы досуг иностранных и советских рабочих смыкался, так как в здание немецкого клуба мог пройти любой при наличии профсоюзной книжки или пропуска на свое предприятие [10, с. 97,105].

Отдельный пласт работ по досуговой тематики представляют собой работы по истории туристского движения 1920-х годов [18; 28]. Однако в рамках данной статьи эти и другие работы не рассматриваются в силу специфичности массового туризма эпохи нэпа.

Таким образом, несмотря на немногочисленность работ по досуговой проблематике и явный перекос в сторону девиантных форм отдыха, современная историография нащупала основные исследовательские узлы и продемонстрировала интерес к различным социальным слоям нэповского социума. Интересную интерпретацию соотношения категорий «повседневность» и «быт» находим в статье К.Г. Антоняна, рассматривающего повседневность в качестве продукта социального конструирования, а быт как более устойчивое, неподвижное и биологическое образование. По мнению автора, именно в быту, являющемуся частью повседневности, человек способен ощутить свою свободу и выстроить свой «мирок». Именно с этим биологизмом быта и его неконтролируемой природностью и боролись в двадцатые годы архитекторы «новой культуры». Быт заменялся повседневностью, в которой усилиями государства легко можно было планировать жизненный распорядок и досуг граждан [1, с. 215-218]. На тотальную коллективизацию быта и досуга как процесса «выковывания коллективного тела» в 1990-е годы обратил внимание Э. Найман [20, с. 65].

Все вышесказанное позволяет выдвинуть гипотезу, что большевистский режим сознательно и планомерно оповседневливая и ритуализируя быт, сокращал свободное время трудящихся, превращая его в форму коллективного времяпровождения с «правильным» идеологическим наполнением. Это создает предпосылки для образования определенной историографической общности. Однако в работах, к сожалению, доминирует «сюжетный» подход, препятствующий складыванию изучения досуговых практик в единое исследовательское направление в рамках социальной истории или истории повседневности.

Литература:

1. Антонян К.Г. «Новый быт» в советской культуре: между идеей и воплощением // Мир в новое время: Сборник материалов Девятой всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по проблемам мировой истории XVI-XXI вв. СПб.: СПб. гос. ун-т, 2007.

2. Араловец Н.А. Питие жителей Москвы и Подмосковья, 1920-е годы // Наука – сервису (VIII-я – XI-я): Сборник избранных докладов Международных научно-практических конференций. Выпуск «Гуманитарный сервис». М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2007.

3. «Бублики для республики»: исторический профиль нэпманов: Монография / Под ред. Р.А. Хазиева. Уфа: РИО БашГУ, 2005.

4. Булдаков В.П. Постреволюционный синдром и социокультурные противоречия нэпа // Нэп в контексте исторического развития России ХХ века. М., 2001.

5. Вербицкая О.М. Будни и праздники московского дома крестьянина (1925-1941 гг.) // Москва и Подмосковье: Праздники и будни: Сборник научных статей. М.: Изд-во МГОУ, 2005.

6. Гатауллина И.А. Нэповская повседневность Поволжья: социально-психологический анализ «массовой маргинальности» в контексте модернизационной перспективы // НЭП: экономические, политические и социокультурные аспекты. М.: РОССПЭН, 2006.

7. Гафурова З.Р., Гафурова Р.Р. К истокам понятия «досуг» // Проблемы истории сервиса: здравоохранение, культура, досуг: Сборник научных статей. М.: Изд-во МГОУ, 2004.

8. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. / Отв. ред. А.К. Соколов. М.: РОССПЭН, 1997.

9. Жукова Л.А. Опыт комплексной ликвидации массовой детской беспризорности в РСФСР в 20-30-е годы // Материнство и детство в России XVIII-XXI вв.: Сборник научных статей. В 2-х ч. Ч. I. М.: ГОУВПО «МГУС», 2006.

10. Журавлев С.В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920-1930-х гг. М.: РОССПЭН, 2000.

11. Журавлев С.В., Мухин М.Ю. «Крепость социализма»: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг. М.: РОССПЭН, 2004.

12. Корноухова Г.Г. Повседневность и уровень жизни городского населения СССР в 1920-1930-е гг. (На материалах Астраханской области): Дисс. … к.и.н. М., 2004.

13. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930 годы. СПб.: Журнал «Нева» — ИТД «Летний Сад», 1999.

14. Лебина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города 20-30-х годов // Вопросы истории. 1994. № 2.

15. Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки. СПб.: «Дмитрий Булавин», 2006.

16. Левинсон А.Г. Попытка реставрации балаганных гуляний в нэповской России. (К социологии культурных форм)//Одиссей. Человек в истории. 1991. М., 1991.

17. Леонова Н.А. Отдых и досуг в условиях постреволюционной и послевоенной релаксации: трансформация представлений и основные тенденции развития в 1920-е годы // Курорт» в дискурсивных практиках социогуманитарного знания. Материалы международной научной конференции (Пятигорск, 27-29 апреля 2007 г. ). Ставрополь; Пятигорск; Москва: ПЛГУ, 2007.

18. Миграции и туризм в России. М.: МГУС, 2007.

19. Морозов А. «За бортом труда»: повседневная жизнь 1920-х годов глазами казанских безработных // Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность / Под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2007.

20. Найман Э. За красной дверью – введение в готику НЭПа // Новое литературное обозрение. 1996. № 20.

21. Орлов И.Б. «Новая буржуазия» в советской сатире 1920-х годов // История России XIX — XX веков: Новые источники понимания. М.: МОНФ, 2001.

22. Орлов И.Б. Новая политика – новое веселие // Веселие Руси. ХХ век. Градус новейшей российской истории: от «пьяного бюджета» до «сухого закона». М.: ПРОБЕЛ-2000, 2007.

23. Орлов И.Б. Образ нэпмана в массовом сознании 20-х гг.: мифы и реальность // Новый исторический вестник. 2002. № 1 (6).

24. Орлов И.Б. Семейный быт московских рабочих в 1920-е годы: жилищные условия, питание, досуг // Москва и Подмосковье: праздники и будни. Всероссийская научная конференция: Сборник статей. М.: Изд-во МГОУ, 2005.

25. Орлов И.Б. Студенческая семья 1920-х гг.: попытка многофакторного анализа // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века). Сборник научных статей. М.: Изд-во МГОУ, 2004.

26. Орлов И.Б. Эволюция русской бани: от образа жизни к помывочному пункту // Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Альманах. Вып. 2. М.: МПГУ; ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010.

27. Орлов И.Б., Пахомов С.А. «Ряженые капиталисты» на нэповском «празднике жизни». М.: Собрание, 2007.

28. Орлов И.Б., Юрчикова Е.В. Массовый туризм в сталинской повседневности. М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2010.

29. Панин С.Е. Повседневная жизнь советских городов: пьянство, проституция, преступность и борьба с ними в 1920-е годы (на примере Пензенской губернии): Автореф. дисс. … к.и.н. Пенза, 2002. 19 с.

30. Панин С. Потребление наркотиков в Советской России (1917-1920-е годы) // Вопросы истории. 2003. № 8.

31. Панин С.Е. «Хозяин улиц городских». Хулиганство в Советской России в 1920-е годы // Открытое сознание. Информационный проект URL: http://old.sektam.net/modules.php?name=News&file=article&sid=111 (дата обращения: 15.10.2010).

32. Поляков Ю.А. История повседневности важное направление науки // Человек в российской повседневности: сборник научных статей. М.: СТИ МГУ сервиса, 2001. С. 4-17.

33. Тяжельникова В.С. Общественная работа в советской повседневности 1920-х гг. // Человек в российской повседневности: сборник научных статей. М.: СТИ МГУ сервиса, 2001. С. 97-101.

34. Тяжельникова В.С. Повседневная жизнь московских рабочих в начале 1920-х годов // Россия в ХХ веке: Люди, идеи, власть / Отв. ред. А.К. Соколов, В.М. Козьменко. М.: РОССПЭН, 2002.

35. Федосеева Л.Ю. Некоторые аспекты организации клубной деятельности в Поволжье во второй половине 20-х годов // Историография и история социально-экономического и общественно-политического развития Россия (вторая половина XIX – первая половина XX вв. ): Сборник научных статей. Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 1997. С. 144-146.

36. Фельдман М.А. К вопросу об уровне жизни уральских рабочих в 1922-1928 гг. // Гуманитарный сервис. Кн. 1. История повседневности. М.: Ин-т гуманитарных технологий МГУС, 2003. С. 51-62.

37. Шкаровский М. Семь имен «кошки»: расцвет наркомании в 1917-1920-е годы // Невский Архив. 1997. Вып. 3.

История России Том 9 Выпуск 1 (1982)

Отправить этот контент по электронной почте

Поделитесь ссылкой с коллегой или библиотекарем


Вы можете отправить ссылку на эту страницу коллеге или библиотекарю по электронной почте:

Отправить этот контент по электронной почте

или скопируйте ссылку напрямую:

https://brill.com/view/journals/ruhi/9/1/article-p347_20.xml

Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

Ссылка успешно скопирована


Хотите получать информацию об этом журнале? Нажмите на кнопки, чтобы подписаться на наши оповещения.

  • Получайте уведомления о новых проблемах

  • Получайте предварительные уведомления о статьях

  • Получайте оповещения о цитировании

Сохранять

Отправить этот контент по электронной почте

Поделитесь ссылкой с коллегой или библиотекарем


Вы можете отправить ссылку на эту страницу коллеге или библиотекарю по электронной почте:

Отправить этот контент по электронной почте

или скопируйте ссылку напрямую:

https://brill. com/view/journals/ruhi/9/1/article-p347_20.xml

Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

Ссылка успешно скопирована


Блог Humanities Matter Серия подкастов  
Интервью Через радугу
Подкасты В цепях
Видео Миграция
Гостевые посты Качественное образование
  Выживание по градусам
Пожертвовать   Война и мир
  • Получайте уведомления о новых проблемах

  • Получайте предварительные уведомления о статьях

  • Получайте оповещения о цитировании

Сохранять

Реферат

Современная наука о развитии советского политического строя в XIX в. 20-е годы во многом обошли историю меньшевистской оппозиции. Те историки, которые рассматривают нэп как простой переход к сталинизму, отвергают меньшевистский опыт как не относящийся к делу1, а те, кто видит демократический потенциал в системе нэпа, сосредоточили свое внимание на свободных дебатах в Коммунистической партии (КП), свободном крестьянстве, рыночная экономика и свободное искусство2. Целью этой статьи является пересмотр некоторых аспектов обеих интерпретаций. История меньшевиков не закончилась к 1921 году. Наоборот, нэп открыл новый период в борьбе за самостоятельные профсоюзы и выборы в советы; о бедственном положении рабочих и капризах красных директоров; над чекистским террором и меньшевистскими стратегиями борьбы с большевизмом. Опыт меньшевиков проливает новый свет на трансформацию политического процесса и институциональные изменения в советской власти в ходе нэпа. Рассматривая основные стороны меньшевистской оппозиции при нэпе, я остановлюсь на предвыборной кампании в Советы при переходе к нэпу, на последующих большевистско-меньшевистских отношениях и на публикациях в меньшевистской подпольной самиздатской печати.

Заголовок:

Меньшевики и нэповское общество в России.

Тип статьи:

исследовательская статья

DOI:

https://doi.org/10.1163/187633182X00209

Язык:

Английский

Страницы:

347–377

В:

История России

В:

Том 9: Выпуск 1

Издатель:

Брилл | Шёнинг

E-ISSN:

1876-3316

Распечатать ISSN:

0094-288Х

Предметы:

История,

славяноведение и евразийство,

Современная история,

История

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные просмотры 328 42 4
Полнотекстовые просмотры 106 5 2
Просмотры и загрузки PDF 45 7 1

Abstract

Современная наука о развитии советской политической системы в 1920-е годы во многом обходит стороной историю меньшевистской оппозиции. Те историки, которые рассматривают нэп как простой переход к сталинизму, отвергают меньшевистский опыт как не относящийся к делу1, а те, кто видит демократический потенциал в системе нэпа, сосредоточили свое внимание на свободных дебатах в Коммунистической партии (КП), свободном крестьянстве, рыночная экономика и свободное искусство2. Целью этой статьи является пересмотр некоторых аспектов обеих интерпретаций. История меньшевиков не закончилась к 1921. Наоборот, нэп открыл новый период в борьбе за самостоятельные профсоюзы и выборы в советы; о бедственном положении рабочих и капризах красных директоров; над чекистским террором и меньшевистскими стратегиями борьбы с большевизмом. Опыт меньшевиков проливает новый свет на трансформацию политического процесса и институциональные изменения в советской власти в ходе нэпа. Рассматривая основные стороны меньшевистской оппозиции при нэпе, я остановлюсь на предвыборной кампании в Советы при переходе к нэпу, на последующих большевистско-меньшевистских отношениях и на публикациях в меньшевистской подпольной самиздатской печати.

Заголовок:

Меньшевики и нэповское общество в России.

Тип статьи:

исследовательская статья

DOI:

https://doi.org/10.1163/187633182X00209

Язык:

Английский

Страницы:

347–377

В:

История России

В:

Том 9: Выпуск 1

Издатель:

Брилл | Шёнинг

E-ISSN:

1876-3316

Распечатать ISSN:

0094-288Х

Предметы:

История,

славяноведение и евразийство,

Современная история,

История

Метрики содержания

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные просмотры 328 42 4
Полнотекстовые просмотры 106 5 2
Просмотры PDF и загрузки 45 7 1

Блог Humanities Matter

Интервью

Подкасты

Видео

Гостевые посты

Серия подкастов

через Rainbow

. 0007 В цепях

Миграция

Качественное образование

Выживание по степеням

Война и мир

Вклад

Советское экономическое развитие от Ленина до Хрушчева


.


.

9007


.


.

9007 9007 9007 9007 9007


.

9.


.

9007 9007 9007


.


.

9.

9.

9.

9.


1919191919101910 гг. апрель 1999 г.)

Р. В. Дэвис, Советское экономическое развитие от Ленина до Хрущева . (Новый

Исследования по экономической и социальной истории, № 34.) Нью-Йорк и Кембридж:

Cambridge University Press, 1998. 112 стр. 11,95 долларов США (бумага), ISBN: 0521627427;

$ 39,95 (твердый переплет), ISBN: 0521622603.

Отзыв для EH.NET Пол Р. Грегори, факультет экономики, Университет

Хьюстон.

Компактная книга Р. У. Дэвиса — чудо экономии. Он охватывает период с

г. до н.э.

Царская экономия до 1965 на 83 страницах, не считая ссылок и индекса.

Главное достижение состоит в том, что анализ Дэвиса далеко не поверхностен. Он

объясняет

читателю доступна научная литература по каждому предмету.

Дэвис максимально удаляет свои взгляды со сцены, предоставляя

доказательств как за, так и против каждого научного конфликта, из которых

много за этот долгий период российской/советской экономической истории. Автор тоже

предоставляет основную сводную статистику, которая необходима читателю для оценки каждого

период. Сочетание экономичности и глубины является продуктом превосходного

Дэвиса.

знание литературы западного и русского языков.

Читая отчет Дэвиса, я больше всего сосредоточился на его обсуждениях противоречий

об экономическом развитии России и СССР. Он обеспечивает сбалансированный

обсуждение «оптимистического» и «пессимистического»

взглядов на экономическое развитие России накануне Первой мировой войны – то ли

противоречий экономики явились первопричиной большевистской революции.

О жизнеспособности нэпа (литература, к которой Дэвис и его Бирмингемский

коллег внесли значительный вклад), Дэвис выделяет четыре школы

мысли. Во-первых, есть аргумент, что нэп мог бы сработать, если бы рынок

Силы

были менее ограничены — точка зрения, которую Дэвис связывает с писателями как

.0003

разнообразны как Александр Гершенкрон и Григорий Ханин. Во-вторых, есть вид

Э.Х. Карра (и Мориса Добба) о том, что НЭП по своей природе нестабилен и должен быть

заменен на что-то другое. Третья школа, которую Дэвис связывает с историками

сочувствующих Бухарину (Коэну и Такеру) и Джеймсу Миллару, что НЭП будет

остались стабильной системой на основе сильного сельского хозяйства. Дэвис

также цитирует работу Холланда Хантера, который использовал контрфактические экономические и

статистических анализов, чтобы показать, что советская экономика работала бы

лучше в условиях НЭПа. Четвертая группа, в которую Дэвис включает

человека.
Сам

утверждает, что у нэпа было место для роста, но он не подходил для быстрого

.

индустриализация.

В своем обсуждении советского экономического роста Дэвис поднимает важный вопрос

ли недавние исследования российских экономистов, таких как Григорий Ханин,

требуют переоценки исторических советских показателей роста. Он заключает

(с. 41-42), что «российские экономисты не предоставили достаточно

информация об их методах расчета, чтобы их результаты были

проверено. За период с 1930-х по 1950-е годы Бергсон и

Оценки

Мурстина-Пауэлла, безусловно, остаются самыми надежными».

Дэвис может использовать свои собственные исследования в советских государственных и партийных архивах

для обеспечения надежных оценок численности населения ГУЛАГа в 1930-е годы

с, которые он оценивает в 3,3 млн в 1941 г. (стр. 50). Заключенные обеспечены до

четверти всех строительных работ, и произведено немногим более одного процента от

выпуск промышленной продукции накануне войны.

Дэвис также занимается вопросом эффективности

.

форсированная индустриализация, указывая на то, что по-прежнему существует значительный

споров о темпах роста экономики в 1930-е годы.

Тем не менее, основные дебаты по этому вопросу ведутся вокруг необходимости

коллективизация. В этом отношении Дэвис противопоставляет аргументы Миллара и

.

Барсова, которые заключают, что коллективизация не дала истинного

«излишек» для советской индустриализации, с Нове, который пришел к выводу, что

коллективизация позволила советским властям собрать сельскохозяйственные излишки

для индустриализации. Собственный вывод Дэвиса состоит в том, что главный фактор коллективизации

Вклад

был в достижение политических целей (и политических приоритетов)

Советское руководство.

Дэвис завершает обсуждением основных особенностей советского

.

административно-командная экономика, указывающая на ее командование и более скрытая

Особенности рынка

. Среди своих недостатков Davies выделяет высокую стоимость

репрессии сельского хозяйства, большие издержки технологических ошибок,

Проблема индикатора успеха

и недостатки

подавлял инфляцию и рынок продавцов.

Книга Дэвиса идеально подходит для занятий в классе в качестве дополнительного учебника или для

читателей, которые хотят быть в курсе российской и советской экономики

история. Нам очень повезло, что ученый Дэвиса

«зрелость и глубина потребовали времени, чтобы написать такой доступный и полезный

Книга

для тех, у кого нет времени или желания влезать в

специализированная литература. Одной из важных особенностей этой книги является то, что она сама по себе

.

полезный справочник по специализированной литературе.

Автор (S): Davies, R.W.
Reviewer (S): GREGORY, PAUL R.