Экипаж гастелло: Подвиг Гастелло | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

26 июня 1941 года «огненный таран» совершил экипаж Николая Францевича Гастелло

26 июня 1941 года в 4 утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка под командованием капитана Н.Ф. Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно – Родошковичи.

Сбросив груз, экипаж Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своей базы. И капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника.

Так был совершен подвиг — наземный таран немецко-фашисткой техники.

Экипаж, в который входили лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый, лейтенант Анатолий Акимович Бурденок, младший сержант Алексей Александрович Калинин, погиб. Они не захотели покинуть самолет на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром.

В наградном листе о представлении капитана Н.Ф. Гастелло к званию Героя Советского Союза отмечалось: «Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…».

Как вспоминал командир авиакорпуса Н.С. Скрипко («По целям ближним и дальним»): «Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник М.X. Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!».

О мужестве Н.Ф. Гастелло говорит еще один факт:

Начало Великой Отечественной войны он встретил командиром 4-й эскадрильи 207-го ДБАП 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, затем командовал 2-й эскадрильей этой же части. Ранним утром 24 июня 1941 г., когда на аэродроме Боровское инженеры, техники и младшие авиаспециалисты напряженно готовили свои бомбардировщики к выполнению боевого задания, послышался пронзительный вой сирены. Возле аэродрома пролетел одиночный бомбардировщик Ю-88, который совершал разведку в направлении на Смоленск.

Через несколько минут вражеский бомбардировщик появился с противоположного направления и, пролетая вблизи аэродрома, открыл с малой высоты пулеметный огонь изо всех своих огневых установок по нашим самолетам.

Командир 4-й эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло отважно бросился к бомбардировщику, вскочил на верхнюю турельную установку и длинной пулеметной очередью ударил по штурмовавшему аэродром врагу. Подбитый «юнкерс» вынужден был пойти на снижение и приземлился на колхозном поле.

6 июля 1941 года в сообщении Советского информбюро, переданном по радио, вся страна узнала об огненном таране летчика. Ровно через месяц после совершения подвига, 26 июля, капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н.Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных.

 

Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве, в рабочем районе Пресня. Его отец — Франц Павлович Гастелло, выходец из бедной крестьянской семьи, приехал в Москву в 1900 г. из села Плужины Новогрудского уезда Минской губернии в поисках заработка и лучшей доли. Он варил металл в специальных печах-вагранках в литейных мастерских на железной дороге. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова была белошвейкой. Первым ребёнком в рабочей семье стал Николай, его сестра Нина родилась в 1912 году, а брат Виктор — в 1913 г. (погиб в сентябре 1942 г.).

В 1915-1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву, в своё училище, где проучился до 1921 г. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 г., став учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил рабочим на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец.

В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая.

В мае 1932 Н.Ф. Гастелло был призван в Красную Армию и отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск. Учился в 11-й военной авиационной школе пилотов имени Пролетариата Донбасса.

Впервые поднялся в небо на самолёте У-2. Затем летал на боевых самолётах — Р-1 и И-5. В декабре 1933 г. состоялся выпуск Школы военных пилотов. Николай мастерски пилотировал истребитель И-5, но к удивлению командования, выпускник попросил направить его для прохождения службы в бомбардировочную авиацию. «Моя мечта — тяжёлая авиация, большие корабли», — говорил он. И просьба его была удовлетворена. В 1933-1938 гг. служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.

В 1938 году в результате реорганизации части Н. Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку (тбап). В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи.

В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Приходилось больше заниматься транспортными перевозками войск на Халхин-Гол, техники, вооружений, боеприпасов, продовольствия, вывозить в Читу раненных. Это был тяжелый труд, по 12-16 часов в сутки длилась работа. В перерывах лётчики спали прямо в кабинах своих самолётов или на траве под крылом. Помимо транспортных, были и боевые вылеты.

Н.Ф. Гастелло участвовал в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР.

Основная задача перед летчиками на Карельском перешейке состояла в том, чтобы непосредственно поддерживать наступление наших войск бомбовыми ударами с воздуха, помочь прорвать линию Маннергейма.

Авиация сыграла большую роль в прорыве вражеских укреплений. Бомбардировщики ТБ-3 шли на низкой высоте над передним краем врага и с ювелирной точностью на расстоянии всего лишь в 500-700 метров от наших войск наносили прицельные бомбовые удары по укреплениям финнов, ломая и взрывая вражеские доты и дзоты. Сразу же после авиационного удара наша пехота шла вперёд и занимала разрушенные укрепления врага, пока противник ещё не успевал опомниться. Это была очень опасная операция: она больше подходила не для тяжёлых, а для фронтовых скоростных штурмовиков, но дело в том, что необходимо было сбрасывать тяжелые бомбы, чтобы проломить и взорвать сильные укрепления врага.

Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.

По подсчетам военных исследователей, только в первый год войны зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием пилотов становился гибнущий самолет. Всего же за годы Великой Отечественной войны советские летчики совершали «огненные тараны» около 500 раз. В них участвовали 505 экипажей, среди которых первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Более 800 человек во время Великой Отечественной войны стали героями «огненных таранов». Поэтому помня о подвиге экипажа Гастелло, не следует забывать, что ещё сотни летчиков достойны нашей памяти, уважения и благодарности.

 

В то же время, члены экипажа Н.Ф. Гастелло оставались в тени, зачастую об их участии участие в знаменитом таране вообще не упоминалось. Один из них — Анатолий Акимович Бурденюк — с 1931 по 1938 года жил в Свердловске.

А.А. Бурденюк родился в 1922 году в посёлке Кармалка Бугурусланского уезда Самарской губернии. Украинец. Отец — Бурденюк Аким Иосифович, украинец-переселенец; мать — Полина Феофановна.

В 1931 году семья Бурденюк переезжает в Свердловск. В 1938 году Анатолий Бурденюк окончил фабрично-заводскую школу №11.

В 1938 году поступил в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей. В 1940 году по окончании обучения, получил звание «лейтенант» и был направлен в 164-й авиационный полк 1-й резервной авиационной бригады Орловского военного округа (июль 1940 — октябрь 1940). В это время Анатолий Бурденюк прошёл трёхмесячную программу переучивания на новейший двухмоторный бомбардировщик ДБ-3Ф.

С октября 1940 года — штурман 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии.

С 24 июня 1941- штурман 2-й эскадрильи 207-го авиаполка (экипаж Н.Ф. Гастелло).

 

В 1958 году, благодаря усилиям родственников и однополчан, орденами Отечественной войны I степени был отмечен подвиг членов героического экипажа — штурмана А.А. Бурденюка, воздушного стрелка-радиста А.А. Калинина, люкового стрелка Г.Н. Скоробогатого.

 

Источники:

https://topwar.ru/115060-ognennyy-taran-nikolaya-gastello.html

https://histrf.ru/read/articles/podvigh-gastiello-event

http://www.people.su/18601

почему подвиг летчика Николая Гастелло был оспорен?

За время Великой Отечественной войны наши соотечественники совершили немало подвигов, о которых помнят на протяжении нескольких поколений. Одним из таких героев является капитан Николай Гастелло, который ровно 80 лет назад, 26 июня 1941 года, пошел на «огненный таран». «МИР 24» вспоминает знаменитый подвиг летчика, а также приводит альтернативную версию, появившуюся после распада СССР.

«Куда ни поставь, всюду – пример»: подвиг Николая Гастелло

В отличие от многих других известных героев, начало Великой Отечественной Николай Францевич Гастелло встретил не новичком: до этого он уже принял участие в боях на Халхин-Голе, в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Родился Николай Францевич в 1907 году в белорусской семье рабочего и швеи, закончил мужское училище и в 1923 году устроился на работу учеником столяра. В 1924 году, переехав в Муром, Николай вместе с отцом поступил слесарем на завод. Спустя шесть лет семье пришлось вернуться в Москву и продолжить свою трудовую деятельность на механическом заводе строительных машин. Однако работать в Москве Николаю Францевичу пришлось недолго – в 1932 году, в возрасте 25 лет, он был призван в Красную армию и отправлен на учебу в военную авиационную школу пилотов в Луганске. На этом поприще Николай показал себя настоящим асом: уже спустя два года он самостоятельно пилотировал самолет, став командиром корабля, а в 1940 году ему было присвоено звание капитана.

Свое мастерство Николай Гастелло продемонстрировал уже в самом начале Великой Отечественной войны. За несколько месяцев до ее начала он освоил самолет ДБ-3Ф (спустя год он получил название Ил-4), на котором 24 июня смог уничтожить немецкий «Юнкерс-88». Тогда фашисты атаковали советские самолеты, которые базировались на аэродроме в Боровском, времени подняться в воздух не было, и Николай принял решение открыть огонь из пулемета ближайшей ДБ-3Ф.

Спустя всего лишь два дня после подбития «Юнкерса», на четвертый день от начала войны, Николай Гастелло отправился на новое боевое задание, которое стало роковым в его судьбе. Экипаж под командованием Гастелло в составе лейтенантов Бурденюка и Скоробогатого, а также старшего сержанта Калинина, вылетел для проведения бомбардировки немецкой механизированной колонны на дороге Молодечно – Радошковичи. Советскому самолету удалось сбросить бомбы на врага, но в ответ немецкие зенитчики подбили ДБ-3Ф – снаряды попали в бензобак. Огонь разгорался быстро и не оставлял никаких шансов экипажу. Тогда Николай Гастелло принял сложное решение и направил горящий самолет прямо в скопление бензоцистерн и машин противника. Таким образом и был совершен подвиг – наземный таран немецко-фашистской техники.

«Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример», – писали о герое корреспонденты газеты «Правда». – Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло – стоящий человек.

Когда он стал военным летчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шел к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в летных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга».

Весь экипаж вместе с Николаем Гастелло погиб. Бойцы приняли решение пойти на смерть вместе со своим командиром, а не покинуть самолет на парашютах. По официальной версии останки героя и его экипажа были захоронены жителями близлежащей деревни Декшняны, которые ночью извлекли трупы летчиков из самолета и обернули тела в парашюты. Главными свидетелями подвига стали старший лейтенант Федор Воробьев и лейтенант Анатолий Рыбас, которые вылетели в звене на втором самолете. Согласно их рапортам, горящий самолет Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Подвиг Гастелло получил широкое освещение в СМИ и стал мощным рычагом советской пропаганды.

А был ли подвиг? Альтернативная версия

Существуют и другие, неофициальные версии, которые опровергают подвиг Николая Гастелло. Так, в 1990-е годы в СМИ появилась новая вариация подвига, автор которой – майор в отставке Эдуард Харитонов. В качестве доводов автор альтернативной версии и его последователи утверждали, что в 1951 году было решено вскрыть могилу и провести эксгумацию тел – для того, чтобы перезахоронить останки героев. Однако, к удивлению многих, в ней были найдены документы капитана Александра Маслова, командира 3-й эскадрильи того же 207-го полка, и членов его экипажа. Интересно, что он считался без вести пропавшим в тот же день, в который Гастелло совершил свой подвиг. Было выдвинуто предположение, что именно Маслов и является тем героем «огненного тарана». Под сомнение был поставлен и рапорт Воробьева и Рыбаса – летчиков второго самолета, вылетевшего вместе с Гастелло: мол, они не могли видеть непосредственно сам таран самолетом, ведь экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене, а сам рапорт является подделкой для кампании по героизации Гастелло. Кроме того, выяснилось, что в болоте у села Мацки местные жители обнаружили самолет, падение которого, по их утверждению, видели собственными глазами. По их сведениям, кто-то из экипажа спрыгнул с крыла самолета, приземлился на оккупированной территории и попал в плен к немцам. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3Ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Сторонники альтернативной версии считают, что именно Гастелло и оказался в плену. Кроме того, селяне достали и обломок самолета – бирку от мотора М-87Б с серийным номером. По нему удалось установить, что этот двигатель стоял у Гастелло.

Однако и альтернативная версия полностью не выдерживает критики: ведь если бы на «огненный таран» действительно пошел Маслов, то об останках не шло бы и речи – едва ли документы летчика могли уцелеть в огне. Это говорит о том, что самолет Маслова упал в грунт. Да и вряд ли бы немцы стали держать в секрете, что в их плену находится известный советский герой Николай Гастелло.

Так или иначе, фамилия Гастелло стала нарицательной и прочно вошла в память нескольких поколений как символ подвига, мужества и самопожертвования.

LETCHIK GASTELLO, Пассажирское судно — Детали и текущее положение — IMO 6856114

Пассажирское судно, ИМО 6856114

Судно LETCHIK GASTELLO (IMO: 6856114 ) — пассажирское судно постройки 1953 года (69 лет) и
в настоящее время ходит под флагом Неизвестно .

Данные о местоположении и рейсе

Добавить фото

Характеристики судна

0018

0019 Bale
Номер ИМО 6856114
Vessel Name LETCHIK GASTELLO
Ship type Passenger Ship
Flag Russia
Homeport
Gross Tonnage 314
Летний дедвейт (т) 214
Габаритная длина (м) 39
Ширина (м) 7
Draught (m)
Year of Built 1953
Builder
Place of Built
Yard
TEU
Сырая нефть (BBL)
Газ (M3)
зерна
зерна
Classification Society
Registered Owner
Manager

History

Vessel Name Registered Owner Year
LYOTCHIK GASTELLO USSR 1953

Similar vessels

Судно Построен ГТ ДВТ Размер (м)

ЛЕЧИК БОРИС САФОНОВ

Пассажирское судно

1953 314 214 39 / 7

ИШИАМАР III

Пассажирское судно

2003 310 100 40 / 7

ПОСОЛ

Пассажирское судно

2004 307 39 / 7

FENIX

Пассажирское судно

1996 312 54 40 / 10

ВИКИНГ

Пассажирское судно

1968 314 73 40 / 8

ДЖАННИ М

Пассажирское судно

2017 314 38 / 8

ДЕЛЬФИН

Пассажирское судно

1996 310 41 40 / 10

AQUA SANTE

Пассажирское судно

1984 316 200 38 / 8

РАЙ

Пассажирское судно

1994 309 48 40 / 10

МОРСКОЙ ВОЛК

Пассажирское судно

1985 305 40 / 8

Отказ от ответственности

ЛЕЧИК ГАСТЕЛЛО текущая позиция и история портов захода основана на данных полученных через AIS. Технические характеристики, тоннаж и детали управления взяты из базы данных VesselFinder. Данные только для информационных целей и VesselFinder не отвечает за точность данных относящихся к LETCHIK GASTELLO.

Disney Honeymoon Registry — Enchanted Honeymoons

Питание

План питания Disney

Нам понравится удобство и гибкость пакетов Magic Your Way Plus Dining или Magic Your Way Package Plus Deluxe Dining. Это включает в себя более 100 избранных сервировок за столиками, быстрого обслуживания, характерных обедов и фирменных обедов на курорте Walt Disney World® Resort.

Обеденный план Диснея

$35,00 за штуку

4 из 4 доступных.

Диснеевский обеденный план Подарочное количество
01234

Перейти к оформлению заказа

Закуски в тематическом парке

Закуски в тематическом парке для медового месяца на курорте Walt Disney World® Resort — прекрасный свадебный подарок. Мы будем наслаждаться знаменитым мороженым Микки Мауса или множеством других замороженных угощений. После прогулок по парку мы можем сделать перерыв с освежающим напитком и насладиться вкусным попкорном, горячими крендельками, ножкой индейки и другими роскошными закусками!

Закуски в тематическом парке

40 долларов США за штуку

4 из 4 в наличии.

Количество закусок в тематическом парке в подарок
01234

Перейти к оформлению заказа

Закуски в тематическом парке

Закуски в тематическом парке для медового месяца на курорте Walt Disney World® Resort — прекрасный свадебный подарок. Мы будем наслаждаться знаменитым мороженым Микки Мауса или множеством других замороженных угощений. После прогулок по парку мы можем сделать перерыв с освежающим напитком и насладиться вкусным попкорном, горячими крендельками, ножкой индейки и другими роскошными закусками!

Закуски в тематическом парке

$75,00 за штуку

2 из 2 в наличии.

Количество закусок в тематическом парке в подарок
012

Перейти к оформлению заказа

Быстрое обслуживание

Быстрое обслуживание позволяет нам насладиться непринужденным завтраком, обедом и ужином. Мы будем выбирать из гамбургеров, салатов, пиццы, куриных крылышек и многого другого в ресторане быстрого обслуживания Walt Disney World® Resort. Мы войдем и выйдем быстро, так что мы можем вернуться к веселью!

Ресторан быстрого обслуживания

80 долларов США за штуку

3 из 4 в наличии.

Количество подарков для быстрого обслуживания
0123

Перейти к оформлению заказа

Кантина Оги в Star Wars: Galaxy’s Edge

Добро пожаловать в местную столовую, где охотники за головами, контрабандисты, вольные торговцы и усталые путешественники всех возрастов собираются вместе, чтобы заправиться топливом, насладиться музыкой и провести встречи — без лишних вопросов. Столовая с обширным меню экзотических блюд станет долгожданной остановкой для отдыха перед следующим галактическим путешествием нашей команды.

Распродано

Будьте нашим гостем Ресторан

Насладитесь французскими блюдами в одном из 3 тщательно продуманных тематических залов прямо из любимой классики Диснея. Расположенный у подножия Замка Чудовища в Стране фантазий, этот просторный и элегантный ресторан предлагает тщательно продуманные обеденные зоны, каждая из которых предназначена для того, чтобы погрузить нас в трогательную тайну и романтику Красавицы и Чудовища.

Будь нашим гостем Ресторан

80,00 $ за штуку

1 из 2 в наличии.

Будь нашим гостем Количество подарков от ресторана
01

Перейти к оформлению заказа

Грот торговца Сэма

Благодаря вам мы познакомимся с этим тропическим тики-баром, который передает романтику Южных морей через уникальную еду и напитки. Это спокойное убежище наполнено фантастическим весельем и восхитительными сюрпризами, дополненными мелодичными звуками музыкальных развлечений на гавайскую тематику.

Распродано

Покупки

Сувениры тематического парка

Мы хотели бы забрать домой частичку волшебства Диснея из нашего волшебного медового месяца на курорте Walt Disney World® Resort. Благодаря очаровательным магазинам, наполненным заманчивой коллекцией товаров Disney, в том числе ограниченным тиражом и сезонными товарами, мы выберем идеальный сувенир, чтобы воспоминания о медовом месяце остались на всю жизнь!

Сувениры тематического парка

50 долларов США за штуку

7 из 7 доступных.

Количество сувениров в тематическом парке
01234567

Перейти к оформлению заказа

«Поздравляем! Я так рада за вас обоих и не могу дождаться, чтобы увидеть, что готовит вам будущее!»
— Мелисса Ри
«Поздравляю, желаю вам всего наилучшего и много волшебных дней!»

Вернуться к началу

Благодарим Вас за посещение нашего веб-сайта регистрации новобрачных и свадеб.