LJ Magazine. Древняя русь олег


Олег Творогов - Древняя Русь. События и люди

Эта книга обращена к широкому читателю. В ней рассказывается об истории Руси в 9-17 веках. Пройти год за годом весь трудный, богатый событиями путь истории Отечества, вспомнить о радостях побед и горечи поражений, о славных деяниях наших предков - вот к чему вас зовет она. Книга содержит родословные таблицы русских князей и библиографию.

Содержание:

Творогов Олег ВикторовичДревняя Русь. События и люди

Памяти Александра Александровича ЗИМИНА посвящаю.

К ЧИТАТЕЛЮ

Эта книга не для историков. Она обращена к тем, кто интересуется историей своей страны и своего народа, стремится расширить скудные сведения, вынесенные из средней школы.

Мысль о написании этой книги возникла в те годы, когда широко обсуждался вопрос о необходимости увеличения тиражей на издание сочинений Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева и В. О. Ключевского. Желание иметь у себя на полке труды выдающихся историков было совершенно понятно, хотя и несколько наивно: как бы ни относились мы к подвижническому труду Н. М. Карамзина, его "История" все же очень устарела, и не только по концепции, но и по содержащемуся в ней фактическому материалу. А знаменитый С. М. Соловьев, признаемся откровенно, очень труден для непрофессионала. И тем не менее разгоревшиеся страсти свидетельствовали о неуклонно возрастающем в обществе интересе к своей истории.

Правда, в последние десятилетия вышло немало книг, которые с интересом и огромной пользой могут быть прочитаны самым широким кругом читателей: это книги В. И. Буганова, И. Б. Грекова и Ф. Ф. Шахмагонова, А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевич, В. В. Каргалова, В. Т. Пашуто, Б. А. Рыбакова, Р. Г. Скрынникова. Но мало кто может похвастаться полным их комплектом в своей домашней библиотеке. К тому же эти книги и в сумме своей не охватывают всей истории Древней Руси.

Вот почему мне захотелось изложить именно всю политическую историю Руси-России за девять веков, сочетая неизбежную лаконичность с возможно большей насыщенностью фактическим материалом. Была избрана непривычная в наше время форма изложения: оно ведется не по темам и проблемам, а следует за хронологией описываемых событий. Оправдывает ли себя эта форма - судить читателю.

Какие же цели ставит перед собой эта книга?

Во-первых, как уже сказано, она содержит изложение политической истории Руси с XI в. до смерти царя Алексея Михайловича.

В центре внимания - события и люди. Автор стремился не задерживаться на общеизвестном, а, напротив, упомянуть возможно больше заслуживающих внимания исторических фактов, назвать и представить читателю как можно больше деятелей отечественной истории, словом, стремился показать всю сложность нашей политической истории, избегая прямолинейных оценок и штампов.

Во-вторых, мне хотелось бы, чтобы читатель смог ощутить свою "территориальную причастность" к истории. Пусть не только москвич или новгородец, киевлянин или тверич, но и житель не обласканного славой небольшого городка найдет здесь упоминание событий, происходивших в далеком прошлом на его "малой родине".

Читатель найдет здесь много нового материала, обычно не находящего себе места в школьных и вузовских учебниках. Чтобы легче было ориентироваться среди сотен малознакомых имен, книгу сопровождают генеалогические таблицы, а по именному и географическому указателям вы сможете быстро навести справку об интересующем вас имени или географическом названии. Карты "Города Южной Руси (XII в.)" и "Города Московской Руси в XV-XVI вв. (центр страны)" позволят читателю перенестись в ту систему географических координат, в которой жили наши предки; найти те небольшие городки и селения, вокруг которых кипели политические страсти в те далекие века: Галич и Углич, Торжок и Старицу, Микулин и Александрову слободу. На картах отсутствуют границы уделов и княжеств, они как бы вневременные, их задача - помочь вам привязать к местности события русской истории на всем ее протяжении от образования государства до конца XVII в.

Эта книга может стать первой ступенькой на вашем пути к углубленному познанию истории Отечества. Поэтому автор отсылает вас к источникам и исследованиям, ориентируясь на книги и издания последних десятилетий, которые могут быть доступны любому читателю.

Если эта книга пополнит ваши сведения об отечественной истории или пробудит интерес к ней, значит, она выполнила свою скромную задачу.

НАЧАЛО РУСИ

Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания - об их "прародине", не рассматриваем взаимоотношений славян с их соседями, словом, не касаемся предыстории Руси. Это особая область знания - удел археологов, историков языка, этнографов.[1]

Непосредственно перед возникновением Древнерусского государства - в IX веке - на Восточно-европейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Земли славянского племени полян находились в среднем течении Днепра, в районе современного Киева. К востоку и к северо-востоку от полян (от современного Новгорода-Северского до Курска) обитали северяне, к западу от Киева - древляне, а западнее их - волыняне (дулебы). На юге современной Белоруссии жили дреговичи, в округе Полоцка и Смоленска - кривичи, между Днепром и Сожью - радимичи, в верховьях Оки - вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень, - словене. К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии и прилегавших к ней районов; восточнее, подле озера Белого, жила весь (предки вепсов), а далее, к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой, - меря, в низовьях Оки - мурома, южнее от нее - мордва. Балтийские племена - ятвяги, ливы, жмудь - населяли территорию современных Латвии, Литвы и северо-восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенегов, а затем половцев. В VIII-XI вв. от Северского Донца до Волги, а на юге вплоть до Кавказского хребта простиралась территория могущественного Хазарского каганата.

Все эти сведения содержатся в ценнейшем источнике по древнейшей истории Руси - "Повести временных лет".[2] Но нужно учитывать, что "Повесть" была создана в начале XII в., а предшествующие ей летописные своды (Свод Никона и Начальный свод) - в 70-х и 90-х гг. XI в. Предположения о более древних летописях не могут быть надежно обоснованы, и нам приходится допускать, что летописцы второй половины XI-XII в. опирались во многом на устные предания о событиях, происходивших за сто пятьдесят-двести лет до них. Вот почему в изложении истории IX и X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, проставлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Сказанное касается и первой даты, упомянутой в "Повести временных лет", - 852 г.

profilib.net

Древняя Ведическая Русь. Основа Сущего

В мире литературы, посвящённой истории русских и славян очень много исследований, но очень мало исследований объективно освещающих то, что происходило много веков назад. Книга О.Т.Виноградова один из немногих достойных трудов о славянах. Многообразие информации и попытки систематизации истории славян, русов говорят об огромной работе проведенной автором.

Есть вопросы и проблемы, поднятые О.Т.Виноградовым, которые можно оспаривать, но лучше эту дискуссию перенести после ознакомления читателей с книгой в аудитории людей, которым не безразлично их славянское происхождение.

Книга «Фрагменты из истинной начальной истории славян» освещает нашу историю без искажений. Надеюсь, что она поможет всем, не забывшим своё происхождение увидеть свою историю в отличие от истории официальной, написанной в угоду политических, религиозных, личных и иных мотивов. Только отбросив разделение славян по политическим, религиозным и иным причинам, мы, наконец, обретём единство, которого нам славянам очень не хватает.

Председатель правления Межрегиональной общественной организации «Культурно-просветительная организация «Славяне» - Назаров В. Г.

Данная книга является запрещённой литературой. Хранение и распространение преследуется по закону.(Штраф, или 15 суток ареста).

Беспредел... Спасал человеческие жизни, а записали в экстремисты.

  Военного хирурга с сорокалетним стажем, написавшего книгу об истории древних славян, прокуратура обвиняет в шовинизме.  Несколько лет назад Олег Виноградов написал монографию для узкого круга специалистов.  Книгу напечатали  маленьким тиражом - всего в пятьсот экземпляров. Она быстро разошлась по рукам. Спустя три года прокуратура предъявила обвинение автору за разжигание национальной вражды. Поводом стали некоторые литературные обороты, использованные в труде.

Олег Виноградов, автор книги:

«Древняя Ведическая Русь основа сущего. Такое незнание русского языка, они это расценивают как экстремистское. Там приведены исторические факты, все основано на цитатах древних писателей, а они это все расценивают как экстремизм».

Позади две лингвистические экспертизы.  Обе не устроили  суд. Независимые филологи утверждают, что анализ текста провели, вырвав слова из контекста.

ОТЗЫВ НА ИССЛЕДОВАНИЕ О.Т.ВИНОГРАДОВА «ФРАГМЕНТЫ ИЗ ИСТИННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ИСТОРИИ СЛАВЯН».

В данном исследовании в широких временных рамках автор раскрывает и анализирует формирование и развитие начальной истории славян, привлекая древние письменные источники и данные археологии, на основании которых доказано, что большинство народов Европы и Азии отпочковались от прапредков славян. В первой главе дано подробное описание языковых доказательств древности наших предков, археологические, библейские и мифологические доказательства древних славян. При изложении названных проблем автор проявил большую осведомленность и знание фактического материала

Необычно, можно сказать, впервые раскрывается вопрос о западных славянах. Опираясь на древние письменные источники, автор дал подробное описание борьбы славян с немцами - это великая историческая драма за образование славянского государства.

Дав широкое описание исторических событий, автор высказывает своё самостоятельное отношение и оценку событиям. Он пишет: «Чтобы разумно и правильно устроить свою жизнь, народ должен знать своё происхождение, как основу своего национального сознания, а затем, и всю историю своего прошлого. Народ представляет собой «нацию» и государство лишь постольку, поскольку он чувствует и принимает свою историю как неотъемлемую часть своего существования, когда он ценит свою национальную независимость и стремится к своему объединению, к созданию независимого государства».

Отдельная глава исследования посвящена князю Кию, основателю Киева - умному стратегу и храброму воину. Со ссылкой на работы академика Б.Н. Рыбакова, Ю.П. Миролюбива, А.А. Кура автор говорит о Кие не только как о выдающемся полководце, но и как о замечательном администраторе, который объединил 300-400 родов-племён: полян, древлян, дреговичей, северян, кривичей и других. Это было могучее государство. Византийцы и арабы знали о государстве Кия, как о русской земле. Византийцы называли его государство Русь, а арабы - Рос. В исследовании рассказано о войнах Кия с Византией, Римом, болгарами, живущими по Волге, которые завершились победой Кия. Автор утверждает, что основание Русской Земли Кием произошло около 415-416 годов. На протяжении 100 лет история Киевой державы Русской Земли была блестящей. Заслуга автора в описании создания Киевой Руси в том, что он доказал, опираясь на исторические источники неправомерность норманнской теории. В России многие документы, препятствующие распространению норманнской теории подвергались переделке или уничтожались. Киевская Русь князя Кия была выброшена из истории.

litresp.ru

Вещий Олег - Древняя Русь

Статье Е.А. Мельниковой решается в основном чисто текстологическая проблема. А именно проблема взаимосвязи сюжета саги об Одде Стреле и сказания русской летописи. Вывод о первичности расположения сюжета в русском сказании об Олеге хорошо обоснован и является новацией. Он имеет практическое значение (например может быть навсегда отброшена теория об имени Олег ("Святой") как прозвище Одда или об Одде - двойнике Олега.

Что касается мифологической части. Все становится лишь более запутанным. Погребения коня как известно может рассматриваться в качестве элемента погребального обряда. Погребения дружинника с конем - явление характерное для скандинавского обряда. Однако в этом обряде конь не выступает в качестве врага усопшего. Он должен сопровождать его в загробной жизни. Погребение коня, "зараженного злым духом" не может быть объяснено в рамках обычных мифологем.

Оно является несоменной попыткой объяснить что-то неверно понятое, заключает в себе размышления вторичного порядка.

Мне ничего другого не приходит в голову, как высказть гипотезу о том, что предание родилось над уникальным для местных жителей артефактом - пустой Олеговой могилой. Эта могила могла быть возведена по скандинавскому обычаю в память о князе, погибшем за морем. Известно было, что тела в насыпи не было, но погребальный ритуал, в т.ч. погребение коня было произведено в обычном порядке.

Народное предание переосмыслило такое захоронение как попытку избежать смерти. И в дальнейшем соединило с одним из вариантов сказания о похищении бессмертия змеей. Парадок метаморфозы состоит в том, что смерть героя "за морем" в реальности последовала до насыпки кургана. В предании после переосмысления сюжета, она должны была следовать после насыпки кургана.

Исторической иллюстрацией данной версии может стать известная гипотеза о тождестве Олега Вещего с царем ХЛГУ Кембриджского документа, погибшего в Персии и русского правителя, предводителя похода на Бердаа, погибшего там около 944 г.

old-rus.livejournal.com