Что мы празднуем 12 июня: развал СССР или спасение России? Даты развала ссср


Что мы празднуем 12 июня: развал СССР или спасение России?

Четверть века назад произошло подписание декларации о независимости РФ

10.06.2015 в 16:32, просмотров: 48933

Наcтупают выходные, в которые нам предстоит отпраздновать День России. На этот раз дата — 12 июня — будет особой, юбилейной. В честь нее уже 10 июня был установлен национальный рекорд: на Поклонной горе развернули самый большой триколор в истории страны: его площадь 2100 квадратных метров, длина — 40 метров, а вес 120 килограммов. Для того чтобы флаг занял свое место, потребовались усилия 300 курсантов МЧС.

Праздник учрежден в честь принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а произошло это ровно 25 лет назад.

Что мы празднуем 12 июня: развал СССР или спасение России?

фото: Наталья Мущинкина

Кстати, о том, что мы празднуем в этот день, знают далеко не все россияне. Согласно опросу, проведенному на сайте «МК», по 6% респондентов думают, что мы отмечаем День Конституции или всемирный день прав и свобод. 30% опрошенных полагают, что это День независимости России. Отчасти они правы: так этот праздник называли в 1990-е. И только половина знает правильное название — День России.

А вот настоящим праздником этот день считают менее половины россиян. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), его хоть как-то отмечают всего 42% наших сограждан. Впрочем, по сравнению с прошлыми годами, когда 12 июня называли праздником менее 30% россиян, и это прорыв. По мнению главы ФОМ Александра Ослона, обострение внимания к этому празднику связано с патриотическим порывом, возникшим после присоединения Крыма и Севастополя к России.

фото: Наталья Мущинкина

Но праздник праздником, а копья вокруг Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, в честь которой мы его и отмечаем, ломаются до сих пор. Бытует мнение, что если бы съезд российских депутатов ее не принял, то и Советский Союз не распался бы. Так ли это? Мы спросили об этом у участников того исторического съезда народных депутатов РСФСР, на котором был принят документ. Как и зачем они принимали декларацию о суверенитете России?

— Как вы оцениваете версию о том, что если бы съезд народных депутатов РСФСР не принял декларацию о суверенитете России, то не последовало бы и распада СССР?

Иван РЫБКИН, спикер Госдумы первого созыва, бывший председатель Совета безопасности России, в июне 1990-го года — народный депутат РСФСР:

— История не терпит сослагательного наклонения. Мы понимали, что существуют риски, но тем не менее за декларацию депутаты проголосовали практически единогласно. Однако один из ее пунктов — пятый — был вынесен на отдельное голосование. В нем говорилось о приоритете законов РСФСР над союзными законами. Против этого пункта проголосовали многие, в том числе и я, но не большинство.

Почему встал вопрос о необходимости принятия декларации. К тому времени мы видели, что интересы русских регионов в СССР представлены в самую последнюю очередь. Я на съезде представлял Волгоградскую область, и когда шел на выборы, в моей программе было написано, что Россия должна перестать быть спонсором для тех, кто не хочет перестраиваться. Когда верстались бюджеты, то становилось видно, что республики Средней Азии обеспечивают себя едва ли на седьмую часть. Грузия производила 2% союзного ВВП, а потребляла 5%. То есть жила в 2,5 раза лучше, чем работала. И эти республики не хотели ничего менять. А в России было все наоборот: она работала много, а получало мало, потому что она платила за всех остальных. Она хотела перестройки, но не могла развиваться потому, что латала дыры в бюджетах союзных республик, которые не желали перестраиваться. И граждан России это возмущало.

Планировалось, что съезд пройдет за день, а он продолжался целый месяц. Начали рождаться фракции. Александр Руцкой с Владимиром Шумейко пытались создать фракцию «Коммунисты России», я был против создания отдельной российской компартии, потому что опасался раскола среди коммунистов, а Борис Ельцин и вовсе заявил о выходе из компартии. Все мы были разными, но в вопросе о суверенитете России оказались солидарны.

Шла борьба за темпы реформ. Большинство российских депутатов начинали понимать, что Горбачев отстает от жизни, а Ельцин олицетворял радикальный, стремительный подход к реформам. Мы думали, что если РСФСР станет более независимой и суверенной республикой, а Ельцин получит реальную власть, то мы увидим быстрые позитивные изменения. Я, кстати, понимал и Горбачева, хотя был исполнен симпатией к команде реформаторов. Я соглашался с мнением Михаила Сергеевича о том, что преобразования не нужно производить в режиме кавалерийской атаки. Но соглашался и с мнением Ельцина о том, что тянуть с реформами нельзя.

Те, кто говорит, что СССР распался из-за принятия нами декларации о суверенитете России, отчасти правы. Советского Союза не стало в том числе и из-за этого законодательного акта. Россией был подан пример, который решительно подхватили все республики СССР, начав принимать свои декларации и становясь все более самостоятельными и независимыми от центральной власти СССР.

фото: Наталья Мущинкина

Сергей БАБУРИН, лидер Российского общенационального союза, заслуженный деятель науки РФ, в 1990 году — народный депутат РСФСР:

— Декларацией о государственном суверенитете 1990 года прикрывают свои грехи реальные разрушители Советского Союза. Как из команды Горбачева, так и из команды Ельцина. Они обычно ссылаются на пункт №5 — о верховенстве российских законов над союзными. Но они читают этот пункт предвзято. На самом деле там идет ссылка на союзный договор, который тогда готовился. Буквально: «Разногласия между Республикой и Союзом решаются в порядке, установленном Союзным Договором». Более того, по вопросам, которые решаются на союзном уровне (это оборона, международные отношения и так далее), никакого приоритета российских законов не предполагалось.

Декларация должна была сохранить, а не разрушить СССР.

В декларации четко говорится о том, что мы строим правовое российское государство в рамках Союза ССР. Существование союза не только не отрицалось, оно было требованием декларации о суверенитете России. Это требование до сих пор не выполнено, поскольку Союзный договор подписан не был. Но это вовсе не вина документа, принятого 12 июня 1990 года.

Я был противником разрушения СССР, но вовсе не декларации о суверенитете России, которая отражала чаяния практически 100% населения РСФСР. Я, кстати, входил в группу ее подготовки. Декларация была принята практически единогласно, хотя ее формулировки — продукт жутких компромиссов разных политических сил, работающих на съезде. Устно против нее не выступил ни один человек, а несколько делегатов, проголосовавших против, потом сказали, что сделали это по ошибке. И я напомню, что декларация стала ответом на аналогичные декларации стран Прибалтики и Закавказья. Это была попытка показать, что Россия не позволит сделать себя республикой второго сорта, мальчиком для битья, с одной стороны, но с другой — она стоит за сохранение Союза.

Я поддерживал эту декларацию, как дорожную карту к сохранению СССР, а вот в 1991 году мне пришлось оказаться чуть ли не единственным депутатом, который выступил против Беловежских соглашений. Я доказывал, что они прямо противоречат декларации о государственном суверенитете России.

— Как вы оцените другой тезис: не будь этой декларации, то вместе с СССР распалась бы и Россия...

Иван РЫБКИН:

— Буквально накануне нашего съезда Верховный совет СССР и Михаил Сергеевич Горбачев уравняли статусы союзных и автономных республик. Работая над союзным договором, они почувствовали, что теряют поддержку союзных республик, и пригласили к столу переговоров автономные республики, чтобы вернуть себе большинство. В РСФСР таких автономий было более двадцати.

Когда мы принимали декларацию о суверенитете России, то прописали в ней очень важный восьмой пункт о том, что территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления всего ее народа, выраженного путем референдума. Позже 22 российских автономии — от Татарстана до Еврейской автономной области — объявили о своем суверенитете, но уйти из России они уже не могли благодаря этому пункту декларации о суверенитете России, за который на съезде проголосовали и депутаты от этих республик.

Отчасти правда и то, что декларация погубила СССР, и то, что она спасла Россию.

Россия стала пятой республикой СССР, которая приняла декларацию о суверенитете. До этого их приняли три республики Прибалтики и Азербайджан, чтобы удержать Карабах. Но уходить из СССР они тогда еще не собирались. Как мне говорил Альгирдас Бразаускас, ставший в 1993 году президентом Литвы, ими декларации принимались для того, чтобы получить экономическую свободу в составе союзного государства. Но эти республики ее тогда не получили — Союз не дал. А когда Россия взяла такую свободу сама — все остальные республики СССР последовали ее примеру.

Горбачев, к сожалению, не успевал за переменами. И не только он — мы все не успевали. Мало кто помнит, что перестройку начал не он, а еще Андропов. Возглавив государство, он позвал к себе трех человек: Владимира Долгих, Николая Рыжкова и Михаил Горбачева. И сказал: «Вы же видите, куда катится страна. Она нуждается в решительной перестройке всех сторон жизни. Берите лучшие умы и разрабатывайте концепцию перестройки страны». Что они и сделали, но начали слишком поздно, а события развивались уже сами, и слишком стремительно.

Сергей БАБУРИН:

— В декларации был пункт, поддерживающий решение Горбачева дать суверенитет автономным республикам. Мне удалось лечь костьми, но этот пункт снять. А вместо этого появилась норма о неизменности границ России без референдума. Она была призвана обеспечить территориальную целостность РСФСР и выполнила эту задачу. В результате тяжелейшего компромисса между коммунистами и демократической России мы приняли декларацию с этим пунктом.

— Вы считаете день 12 июня праздником?

Сергей БАБУРИН:

— Большей глупости, чем называть этот день Днем независимости, представить невозможно. Я убежден, что День России должен быть не 12 июня, когда был принят один из многих рядовых документов, а 9 мая, когда речь идет об общенациональном триумфе. Праздновать каждую декларацию, каждый документ смешно. Нам даровали дополнительный выходной, это не плохо. Но это — не праздник.

Иван РЫБКИН:

— У меня сложное отношение к этой дате. С одной стороны, это очень большое событие, на съезде царила эйфория, но одновременно с ней было предчувствие чего-то нехорошего. И все вышло, как вышло.

У новой России должны были появиться новые праздники, и их учредили. Я не против. Хотя лично мне ближе другой новый праздник — День Конституции.

Я как жил, так и живу в гуще народной и вижу, что день 12 июня праздником для людей так и не стал. Это просто обычный выходной. Для наших сограждан праздники — это Новый год, День Победы, Рождество, Пасха... Праздники ислама... Но День независимости России — ни то, ни се.

фото: Иван Скрипалев

— Кто был главным инициатором принятия декларации о суверенитете России?

Иван РЫБКИН:

— Народ. На митингах в Москве собиралось до миллиона человек, которые решительно требовали преобразований. Перед съездом лишь пятая часть была готова избрать Ельцина председателем Верховного совета. Но когда он стал продвигать идею принятия декларации — он выиграл выборы. Настолько эта тема была назревшей. Декларацию написали юристы демократической части депутатов съезда и сами депутаты: Сергей Шахрай, Галина Старовойтова и другие. А поддержало ее и коммунистическое большинство.

Сергей БАБУРИН:

— На выборах депутатов миллионы людей требовали от нас дать ответ на тот парад деклараций, который начался в Прибалтике. Они настаивали на том, что Россия должна подчеркнуть: она готова адекватно отвечать на выпады других союзных республик. Проекты этой декларации шли от разных политических направлений, но они носили форму депутатского наказа. Я не знаю политических сил в РСФСР, которые выступали против декларации о государственном суверенитете.

фото: Наталья Мущинкина

— Если бы сейчас можно было вернуться в 12 июня 1990 года, вы вновь проголосовали бы за декларацию?

Иван РЫБКИН:

— Я бы проголосовал точно так же. Я выражал настроения народа. Даже Горбачев как-то сказал: «Если бы мы перестройку не начали, то народ сам бы все сделал». Потому что жителей России и ряда других республик уже очень многое не устраивало и в политике, и в экономике. Если бы мы поступили иначе, то события могли пойти по гораздо более разрушительному сценарию.

Сергей БАБУРИН:

— Если бы удалось вернуться в 1990 год, то я думаю, что с учетом горького опыта нам со многими друзьями удалось бы избавиться от двух главных фальсификаторов декларации о суверенитете России: Горбачева и Ельцина. Одного надо было отстранять от власти, а второго — не допускать к ней. Зная будущее, мы бы вели себя по-другому и не дали разрушить Советский Союз. Мы вкладывали в декларацию о суверенитете принципиально другое содержание, а эти два вождя в борьбе друг с другом его извратили.

Мы на том съезде не говорили о том, что хватит кормить Кавказ или Среднюю Азию, а просто пытались укрепить позиции России, как стержня страны, в переговорах с другими республиками о новом формате союзного договора.

www.mk.ru

Как распался СССР: 25 лет назад было подписано Беловежское соглашение - Политика

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР — Конституции 1977 г. — эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне — Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

"Парад суверенитетов"

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" — массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

Декларация о суверенитете России принималась не для того, чтобы развалить Союз, а чтобы остановить вывод из состава РСФСР автономий. План автономизации разрабатывался ЦК КПСС, чтобы ослабить РСФСР и Ельцина, и предполагал наделение всех автономий статусом союзных республик. Для РСФСР это означало потерю половины территории, почти 20 миллионов населения и большинства природных ресурсов

Сергей Шахрай

в 1991 году — советник Бориса Ельцина

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба — Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

Спецпроект на тему

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против — 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "ново-огаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "ново-огаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Спецпроект на тему

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа — Украина, 30-го — Азербайджан, 31-го — Узбекистан и Киргизия, остальные — в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

Даже уже в Вискулях, даже за два часа до подписания того, что мы подписали, я не чувствовал, что будет слом СССР. Я жил в рамках мифа о великой советской империи. Я понимал, что при наличии ядерного оружия никто атаковать СССР не будет. А без такой атаки ничего и не случится. Я думал, преобразование политической системы будет происходить гораздо более плавно

Станислав Шушкевич

в 1991 году — председатель Верховного Совета Белорусской ССР

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".

tass.ru

Образование, развитие и распад СССР

В 1922 году встал вопрос об объединении советских республик в единое государственном союзе. После победы Октябрьской революции возник ряд независимых советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская и др. Первое время все советские республики существовали как самостоятельные, независимые государства. Они имели свою армию, свою денежную систему и т.д. В ходе гражданской войны республики объединили свои силы для совместной работы против интервентов. После окончания Гражданской войны братский союз советских республик еще более укрепился.

В декабре 1920 года был подписан договор между Украинской и ССР и РСФСР об установлении военного хозяйственного союза. Согласно этому договору, произошло объединение народных комиссариатов: военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения, почт и телеграфа, советов народного хозяйства. С 1920 г. начала развиваться система двусторонних межреспубликанских договоров. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, в январе 1920 г. аналогичный договор подписали 1921 г. - РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г. - РСФСР и Армения, в мае 1921 г. - РСФСР и Грузия. В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.

Однако жизнь показала недостаточность такого рода договоров. Хозяйственное разделение труда между различными районами делало невозможным обособленное существование национальных республик. Объединения требовали также интересы обороны страны и необходимость единой внешней политики.

В августе 1922 года по предложению Политбюро ЦК ВКП (б) была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. K тому же за Сталиным еще с дореволюционных времен закрепился авторитет специалиста по национальному вопросу. В комиссию входили: В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе, X. Г. Раковский, Г. Я. Сокольников и представители национальных республик - по одному от каждой. В. Сталина говорил о вхождении советских республик в РСФСР на правах автономии, В. И. Ленина, в свою очередь предлагал создать союзное государство на основе добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик. Первоначальный вариант названия союзного государства был Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию Ленина, а 18 декабря 1922 года принял проект Союзного договора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов.

В ходе объединительного движения большое значение имело создание в марте 1922 года федерации республик Закавказья, Грузии, Армении и Азербайджана. Собравшийся в декабре 1922 года I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединенный съезд Советов четырех республик и обсудить вопрос о создании Союза Советских Социалистических Республик. Такое же решение вынесли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

26 декабря 1992 года Х Всероссийский съезд Советов единодушно поддержал инициативу национальных республик. Выступления представителей братских республик на этом съезде явились демонстрацией добровольного объединения народов для построения социализма.

30 декабря 1922 года в Большом театре открывается съезд представителей России, Украины, Белоруссии и Закавказья.

Съезд проходил в торжественной обстановке. Делегаты хорошо понимали важность этого исторического события.

На этом съезде, получившем названия I Всесоюзный съезд Советов, была принята Декларация об образовании СССР и подписан союзный договор. В Договоре определялись отношения между республиками, образующими союзное государство. Оно утверждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытом доступом в неё. Ленинские принципы добровольного государственного союза равноправных народов были положены в основу первой Конституции СССР. Эти права на деле были частично декларативными. За каждой республикой было закреплено право выхода из союза, хотя за все годы его существования механизм выхода выработан не был.

На протяжении первого полугодия 1923 г. шла работа по выработке Конституции СССР. Она велась под руководством ЦК РКП (б) и ЦК КП союзных республик. Активное участие в работе конституционной комиссии приняли представители всех союзных республик. Было принято решение о создании в составе ЦИК двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела в действие Конституцию. Окончательное утверждение должно было произойти на II съезде Советов в январе 1924 г.

В состав союзного государства вошли Белоруссия (БССР), Россия (РСФСР), республики Закавказья (ЗСФСР) и Украина (УССР). Договор и Декларацию об образовании СССР подписали главы делегаций республик: от РСФСР - М. И. Калинин, от УССР - М. В. Фрунзе, Г. И. Петровский, от ЗСФСР - М. Г. Цхакая, от БССР - А. Г. Червяков. Таким образом создание Союза было законодательно оформлено.

Верховным органом многонационального Советского государства становится Всесоюзный съезд советов. В период между съездами постоянно действующим органом государственной власти являлся Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР) в составе 371 члена и 138 кандидатов. Его председателем утверждается М. И. Калинин. Правительство (Совет Народных комиссаров) СССР возглавил В. И. Ленин. Первыми советскими наркомами стали А. Г. Шлихтер (земледелия), И. В. Сталин (по делам национальностей), Н. А. Семашко (здравоохранения), Ф. Э. Дзержинский (председатель ВЧК, нарком железнодорожного транспорта), А. Д. Цюрупа (продовольствия).

II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г., в траурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную Конституцию, в основе которой лежали Декларация и Договор. В 1924 - 1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной.

Одним из первых мероприятий, проведенных в рамках Союза, было "национально - государственное размежевание Средней Азии". На территории региона до 1924 г. располагались, кроме Туркестанской АССР, образованной еще в 1918 г., две "народные" советские республики - Бухарская и Хорезмская. Существующие границы явно не соответствовали расселению этнических общностей, чрезвычайно пестрому и неоднородному. В результате длительных обсуждений национальных вопросов на местных съездах и перекройки границ образовались Узбекская и Туркменская союзные республики. Часть территории Средней Азии была передана Казахской АССР. Туркестанские и хорезмские народы образовали свою Автономную Область, вошедшую в состав Казахской АССР.

В мае 1925 года в состав СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 году новой союзной республикой стала Таджикская ССР, преобразованная из российской автономии.

С момента вхождения различных союзных республик в состав СССР их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная ткань страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку - необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.

В 20-е - 30-е годы ХХ века в исторически небывало короткие для огромных российских масштабов сроки в стране, разоренной иностранной военной интервенцией и гражданской войной, была осуществлена форсированная индустриализация. Построены сотни современных по тому времени промышленных предприятий. Новые отрасли промышленности были созданы практически во всех союзных республиках, что превратило их из бывших отсталых аграрных окраин страны в развитые индустриально-аграрные регионы.

Во время правления Сталина, в результате осуществленной в стране коллективизации было создано большое количество колхозов и совхозов, ставших основными формами социалистического хозяйства и опорой Советской власти на селе. Проведенные на селе преобразования позволили в предвоенные годы, во время войны и в период последующего восстановления народного хозяйства надежно обеспечить страну продовольственными ресурсами и сельскохозяйственным сырьем.

Но другой стороной время правления Сталина вошло в историю, как годы террора: истребляли инакомыслящих и просто вредных правящим кругам людей, уничтожались интеллигенция и духовенство, насаждалась новая, классовая идеология.

Величайшим испытанием прочности единого многонационального советского государства, советской политической системы явилась Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Единое союзное государство смогло достояно противостоять смертельной угрозе, которую нес фашизм не только ему, но и всему человечеству. И не только противостоять, но разгромить фашистских захватчиков на своей территории и освободить от гитлеровцев половину Европы, а затем, выполняя свои союзнические обязательства, нанести поражение японскому милитаризму. Тем самым СССР внес решающий вклад в победу антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

После смерти Сталина в 1953 году к власти пришел Хрущев. С этого момента начинается "хрущевская оттепель", омраченная началом "холодной войны". Еще до смерти Сталина было создано атомное оружие, а Хрущев продолжил гонку вооружений. Нарастание напряженности вылилось в 1962 году в Карибский кризис, едва не приведший мир к ядерной катастрофе. Правление Хрущева вошло в историю, как время великих реформ. Было затронуто буквально все: сельское хозяйство, промышленность, финансовая система. Уровень жизни народа стал потихоньку повышаться, цены снижались, были отменены карточки. Крестьяне получили паспорта. Приподнялся "железный занавес", закрывавший пути за рубеж.

Вклад Советского Союза в прогресс цивилизации во всех сферах жизни был весомым и общепризнанным. К его слову прислушивались и с ним связывали свои надежды на свободу, мир и лучшее будущее сотни миллионов трудящихся разных стран. С его позициями считались все мировые державы и ведущие международные организации. Советский Союз обладал мощным созидательным потенциалом.

В 70-80 годы XX века СССР достиг своего расцвета. Советский Союз являлся крупнейшим по территории государством мира, занимая почти одну шестую часть суши (22,4 млн. кв. км). Численность населения на начало 1991 года составляла 290,1 млн. чел. Доля СССР в мировом промышленном производстве составляла около 20%. Советский Союз занимал 1-е место в мире по добыче нефти, газа, железной руды, выплавке чугуна и стали, производству кокса, минеральных удобрений, сборных железобетонных конструкций и изделий, обуви, сахара-песка и др.

Страна занимала ведущие позиции в мировой науке и технике, в том числе в аэрокосмической и военной промышленности

В 1990 году в Конституцию СССР были внесены поправки, согласно которым в стране устанавливалась президентская форма правления. Посты президентов были учреждены также в большинстве союзных республик. Президентом СССР на Съезде Народных Депутатов СССР был избран М. Горбачев.

В 1990 году в ходе реформирования политической системы в СССР многие союзные республики приняли Декларации о суверенитете, а в 1991 году - Декларации о независимости. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения, в конечном счете, не имели успеха.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР, заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки ни у политического руководства страны, ни у народных депутатов. Окончательно центр "дозрел" до осознания важности Союзного договора лишь после того, как "парад суверенитетов" до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу.

Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласно секретной договоренности М. Горбачева с Б. Ельциным и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В. Крючкову, после подписания договора предполагалось заменить премьер-министра СССР В. Павлова, Н. Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова, и ряд других высокопоставленных лиц.

Однако, в ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников, в которую входили вице-президент Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов, премьер-министр В. Павлов образовали самозваный, неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).

Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным образом в РСФСР, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, забастовки. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, газет, устанавливался контроль над средствами массовой информации.

Но, только три дня ГКЧП смог продержаться у власти, с первых дней натолкнувшись на активное сопротивление россиян.

События 19-21 августа 1991 г. изменили страну. Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР. Все попытки М. С. Горбачева возобновить работу по подписанию нового Союзного договора оказались безуспешными. Украина и Белоруссия проголосовали за независимость своих республик и отказались от подписания Союзного договора. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл.8 декабря 1991 г. под Минском президентами Украины, Белоруссии и России было подписано Беловежское соглашение об образовании Содружества Независимого Государств. Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме Прибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР Горбачев был вынужден сложить свои полномочия.

СССР в 1964-1985 ггСтруктурная характеристика перестройкиОбразование СНГВласть Советов против власти КПССОтношение СССР к польским событиям 1980-1981 ггПольский кризис 1980-1981 ггСССР и Польша в 1939 годуРазвитие военно-промышленного комплекса после ВОВГУЛАГ в экономической и политической жизни страныСССР после XX съезда КПСССталинщинаСемья СталинаДостижения Сталина во внутренней политике Советского СоюзаСталинградская битваНаступательная фаза Сталинградской битвыЗначение Сталинградской битвы



biofile.ru

День распада СССР. - Борис Мавлютов

 26 декабря 1991 года прекратил своё существование Советский Союз. Было ли это закономерным или всему виной злой заговор и предательство?...К моменту распада СССР я был взрослым человеком, жил в Ленинграде. Помню, что большая часть окружающих меня людей хотела перемен. Речь не шла именно о распаде страны, но, честно говоря, было непонятно, как можно удержать в составе Советского Союза республики Прибалтики, например. Да и зачем?... К тому времени в разных концах большой страны всё громче звучали призывы к самостоятельности: практически все считали, что именно они и вносят наибольший вклад в общую копилку. Громче других были слышны руководители национальных регионов, их интерес очевиден: несмотря на высоту своего тогдашнего положения, им было к чему стремиться - руководить новым полноценным государством куда более престижно (и выгодно). Конечно, и многие рядовые граждане их поддерживали, т.к. в них жила надежда на новую, более обеспеченную, жизнь. Могло ли что-нибудь спасти СССР в 1991 году? Думаю, что нет. И в 1990-м тоже. Процесс уже стал необратимым, его можно было только растянуть во времени (какой в этом смысл?). Руководители Советского Союза к 1980-м годам окончательно закостенели в своём сознании, потеряли способность творчески мыслить и критично оценивать ситуацию. В первую очередь, в части идеологии, хотя ещё Фридрих Энгельс по этому поводу заявил, что "марксизм не догма, а руководство к действию". (Наглядный пример Китая подтверждает правильность этого выражения). У пришедшего к власти "реформатора" Горбачёва не было никакого плана экономического развития страны. Да и у кого он был тогда?... Означает ли это, что распаду страны не помогали извне?... Нет. Главной целью, поставленной перед собой президентом США Рейганом, было именно уничтожение "империи зла", как он ласково называл Советский Союз. В своих воспоминаниях директор ЦРУ Уильям Колби прямо говорит, что его рабочий день начинался с доклада президенту о том, что за прошедший день сделано по всему миру для развала СССР. Одним из важнейших, в этом отношении, государств являлась Саудовская Аравия - главный производитель нефти на планете. Её министр нефти, Ахмед Ямани, подвергся сильнейшему давлению представителей США, желанием которых было увеличение саудовцами добычи нефти в несколько раз (технически это возможно), чтобы резко снизить цены на неё (книги Колби и Ямани я лично брал в библиотеке Маяковского). В конце концов, так и случилось. Стоимость барреля нефти упала ниже 10 долларов (можно представить, что бы стало с Россией, случись такое сегодня). После этого в нашей стране начались перебои с продовольствием, недовольство властью усилилось... Стоит ли жалеть о произошедшем?... Зачем?... Мы сами отказались от той жизни. А вот уроки извлечь необходимо. Понять, что нет друзей в политике, но есть партнёры. Что нужно вести себя гибко, и первым делом задавать вопрос: "А это выгодно моей стране?...".

boris-mavlyutov.livejournal.com