Древняя русь конспект: Древняя Русь — конспект — История | Конспекты лекций История

Древняя Русь — конспект — История | Конспекты лекций История

Скачай Древняя Русь — конспект — История и еще Конспекты лекций в формате PDF История только на Docsity! Древняя Русь Народы существуют в историческом времени и в географической локализации, они формируются на определенной территории в тот либо иной хронологический период, меняются ареалы распространения народов и границы государств. И этносы и государства не вечны: они рождаются и погибают, эволюционируют и преобразуются в новые социальные общности. Так, на основе восточнославянского суперэтноса образовались русский, украинский и белорусский народы. Становление народов (процесс этногенеза) и формирование государств имеют под собой экономическую базу, тесно связанную со средой обитания людей и определяющую образ жизни, что в свою очередь оказывает влияние на культурно-бытовые особенности этносов. Природной колыбелью восточнославянских народов российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Ее просторы, ландшафты, почвенно-климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно-культурных комплексов и размещение в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно- политических конфликтов и колонизационными процессами. К середине I тысячелетия нашей эры в лесной, лесостепной и степной зонах Евразии уже сложились устойчивые хозяйственно-культурные комплексы, и активно развивался процесс этногенеза. К VI -VII векам относится завершающий этап выделения восточных славян из общего праславянского единства. Начало превращения восточно-славянской культурно-этнической общности в локальную самостоятельную цивилизацию было связано с принятием князем Владимиром христианства в 988 году. Принятие христианства ввело восточных славян в лоно православной церквии имело своим последствием синтез ее с российской государственностью. Превращение Киева в политический, культурный и церковный центр восточнославянского государства привело к постепенному усилению культурного размежевания Киевской Руси с западнославянскими соседями, воспринявшими христианство из Рима и вместе с тем вошедшими в орбиту латиноязычной западноевропейской культуры. Время Киевской Руси — то период преимущественно южной ориентации восточнославянской жизни. С Византией Русь сближали церковные и торговые связи, с Болгарией -общая письменность. Форма правления Древнерусского государства включала три компонента — вече как особую форму народного собрания, общего решения вопросов, имеющих принципиальное значение; княжескую власть с административными полномочиями, правом суда и решения военных вопросов; княжеский совет, представлявший собой, возможно, собрание представителей высшей администрации. С самого начало государство было многонациональным — на территории Древней Руси жили, кроме русских, угро-финские народы — карелы, вепсы, саамы. Пермская земля, населенная коми, была присоединена в конце XV века. Расселение славян Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в отечественной исторической науке. Предки славян являются коренным населением центральной и восточной Европы. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге v Средиземноморья. Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье. Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса является также дискуссионным в научной литературе. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н.э. до первых веков н.э. Сложность этой проблемы заключается в том, что под своим именем («словене») славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI веком н.э. Согласно версиям, представленным археологами, древнейшие славянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тысячелетия до н.э., а к концу II века до н. э. на территории южных и центральных районов современной Польши и западнее локализуется пшеворская культура, носители которой (особенно ее восточной части) относятся к праславянам. Происходит постепенное продвижение памятников пшеворской культуры к Поднестровью и Днепру. Во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая, по мнению ряда современных исследователей, также является праславянской. Она охватывала значительную территорию лесостепной и степной зоны в полосе от левого берега Днепра до низовьев Дуная. Судя по всему, черняховская культура наряду с праславянами содержала элементы ираноязычных народов, проживавших на этой же территории. К последним относятся племена, которые на рубеже новой эры оказались в Северном Причерноморье вместо скифов, — сарматы. Уступив со временем другим ареал своего проживания другим племенам, эти ираноязычные народности сместились на Северный Кавказ, где их потомками стали современные осетины. В конце II века н.э. из низовьев Вислы к северным берегам Черного моря переместились германские племена готов и гепидов. С конца IV века н.э. племена Восточной Европы оказываются вовлеченными в грандиозное миграционное движение, полностью перекроившее как этническую, так и политическую карту континента на протяжении IV — VIII веков.Это явление носит название Великого переселения народов.Начало активизации миграционных процессов положили тюркоязычные кочевники v гунны, вторгшиеся из Центральной Азии в Причерноморские степи в конце IV века. Разбив готов, готы заставили их уйти на Балканы, а затем в Центральную и Западную Европу (в пределы Римской империи).Овладев Северным Причерноморьем, гунны, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали огромное воинственное государство, в котором были объединены покоренные ими многочисленные племена. Наибольшую известность в середине V века приобрел гуннский предводитель Атилла, совершавший опустошительные походы от Константинополя до Галии и Северной Италии. После 453 года могущество гуннского союза племен в результате междоусобиц и восстаний покоренных народов стремительно падает. Вместо гуннов из Азии в VI веке на просторы причерноморских степей выдвигается новое тюркоязычное племя v авары, сохранявшие своЕ могущество в Причерноморье и на равнинах в современнрй Венгрии до VIII века. Одновременно к VI веку археологическими данными достоверно определяются собственно славянские археологические культуры v пражско-корчакская и пеньковская. Именно со второй половины VI века славяне становятся главным действующим лицом Великого переселения народов, которое примерно с VI v VII веков в исторической литературе именуется расселением славян. Расселение славян во второй половине I тысячелетия на европейском континенте проходило по трем основным направлениям: на юг v Балканский полуостров, включая Пелопонесс, на восток и север v по Восточно-Европейской равнине; на запад v в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. На всех направлениях в процессах миграции участвовали носители как пражско-корчакской, так и пеньковской археологических культур. В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства Восточной, центральной и Юго-Восточной Европы. В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI веке к северу от Припяти, десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами. А в междуречье Волги и Оки и далее не север и северо-запад обитали финно-угорские племена (предки Гнездовские курганы у Смоленска расположены в месте сближения Западной Двины с Днепром на пути «из варяг в греки». Здесь был волок из Днепра в р. Ловать. Путь возник, судя по находкам монет, в начале X в. В Гнездове было поселение при волоке, где жили плотники, ремесленники, земледельцы и торговцы. Могильник представляет собой грандиозное поле, насчитывающее около трех тысяч курганов. Большинство курганов небольшие, около метра. Среди них особенно выделяется курган 10-метровой высоты. Под его насыпью вскрыты остатки костра, на котором был сожжен, вероятно, князь и несколько женщин, может быть, рабынь. Сохранились железные бляшки, мечи и шлем. Рядом, в специальном кургане, был похоронен конь. В 700 раскопанных гнездовских курганах обнаружен один и тот же обряд погребения v сожжение, которое совершалось либо на стороне, либо на том месте, где позднее возводился курган. Большая группа курганов не содержала никаких вещей, не было даже следов погребения. Эти курганы насыпались в честь воинов и путешественников, погибших на чужбине. Материалы гнездовских курганов свидетельствуют о широких торговых связях Руси со Скандинавией, Волжской Болгарией, Ираном, Закавказьем. В одном из курганов найдены весы, железные гири и маленький бронзовый замочек в виде бабочки из Волжской Болгарии, в другом v красивый иранский бронзовый светильник в виде женской головки. В качестве денег в IXvX вв. широко использовались среднеазиатские дирхемы, которые встречаются в курганах и кладах. Интересно, что в обращении были как целые монеты, так и разрубленные на части, игравшие роль разменной монеты. Сохранилось описание похорон русского купца в городе Болгаре, составленное арабским дипломатом Ибн-Фадланом. Прах, описывает он, был положен на ладью, которую поставили на костер. Рядом с ним положили оружие и вещи. При погребении убили коня, петуха, быка. Также была умерщвлена любимая рабыня покойного. Все это сожгли и над остатками костра насыпали огромный холм, на вершине которого поставили столб с надписью. Описание похорон совпадает с данными археологических раскопок. Дружинные курганы дают материал сторонникам так называемой норманнской теории утверждать, что государство на Руси было создано варягами и скандинавами. Действительно, в описываемый период существовал торговый путь «из варяг в греки», на землях восточных славян встречаются погребения норманнов в курганах VIIIvX вв., в частности в дружинных. Это, однако, не дает оснований утверждать, что скандинавы (варяги) составляли большинство в правящем классе Древней Руси. Набор вещей, найденный в различных дружинных курганах, характеризует уровень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела. Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м, с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего действия. Вдоль лезвия меча (посередине) проходила ложбинка. Перекрестие и навершие мечей обычно украшались серебряным узором. Но эти мечи нельзя назвать скандинавскими. Такие каролингского типа мечи были широко распространены в Европе, в том числе и на Руси. К эпохе сложения классового общества относится возникновение письменности. В связи с этим особую ценность представляет находка первой древнерусской надписи. На поверхности одного из гнездовских сосудов v корчаги начала X в. процарапано всего одно слово: «гороукша» или «гороухша». Одни ученые считают, что в сосуде находилась горчица, другие v нефть для разжигания погребального огня. Гнездовская надпись подтверждает вывод филологов о том, что древнерусская письменность существует с X в. В этом же кургане имелись обычные для X в. монеты и меч. Вероятно, торговец вез в этом сосуде с юга горчицу. Наряду с дружинными курганами известны и рядовые древнерусские курганы крестьян-общинников. Они расположены в разных частях Древней Руси небольшими группами, имеют вид земляных насыпей. Многие курганы IXvX вв. содержат остатки трупосожжения. Под влиянием христианства этот языческий обряд постепенно исчезает сначала среди городского населения, а потом и в сельской местности, где он держался очень долго. Существенной особенностью крестьянских курганов является отсутствие в них предметов роскоши, привозных вещей, которые встречаются в дружинных курганах, и наличие орудий труда: железных серпов и ножей для вырезания пчелиных сот (медорезки). Ценным археологическим источником являются женские украшения из бронзы и серебра. В разных частях Русской земли они были различны и свидетельствуют о том, что с возникновением феодальных отношений и разрушением старых племенных границ продолжали существовать различия в традиционной культуре. Головной убор русских крестьянок украшали металлические нашивки, височные кольца, перстни, браслеты на руках. На груди они носили бусы, сделанные из горного хрусталя и сердолика. Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними поселениями. Как правило, они располагались на высоких берегах небольших рек, в поймах которых были пашни и луга. Сельские поселения возникали и на водоразделах, где обрабатывались лесные участки. Основным занятием населения было хлебопашество. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По находкам костей животных выяснено, что в IXvXII вв. разводили коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. К этому времени относится большое количество древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для почвообрабатывающих орудий. Подъем сельского хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Конспект урока «Древняя Русь»

Повторительно-обобщающий  урок по
теме

«Древняя Русь»

10 класс

Цель урока: 
систематизация,
обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи

образовательные:

·        
Систематизировать
исторический материал о Древней Руси;

·        
проконтролировать
знания основных событий, исторических личностей, дат.

развивающие:

·        
способствовать
развитию умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями;

воспитательные:

·        
Воспитывать
патриотизм, любовь к Родине и её традициям, уважение к древнерусскому народу,
как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;

·        
создать
условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой
самореализации личности.

Оборудование: компьютер,
мультимедиапроектор, презентация, жетоны.

Используемые
технологии: 
игровая.

Формы
организации учебной деятельности:
групповая,
фронтальная.

Характеристика
основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие
черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения
о значении наследия Древней Руси  и её традиций для современного общества.

 

 

 

План урока

      
I.           
Организация работы.

    
II.           
Вступительное слово учителя.

  III.           
Этапы игры.

1)      Русь
языческая

2)      Первые
князья

3)      Русь
православная

4)    В
памяти народной

IV.           
Итог игры. Выставление оценок.

 

 

Организация работы

Объявление состава команд, названий.

 

Вступительное слово учителя

 

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим материал
по теме «Древняя Русь», особое внимание уделяя развитию культуры.

Культурологи выделяют три этапа
развития культуры в этот период:

Первым этапом считают период
дохристианской культуры восточных славян (древние языческие традиции
сохранились и до настоящего времени: гадания, приметы, вера в домового и т. д.)

Второй этап. Вы помните, что 988
году князь Владимир Святославович крестил Русь. Было принято византийское
христианство, а следовательно,  и в развитии культуры стали прослеживаться
византийские традиции.

Наш урок пройдёт в форме
игры-викторины, состоящей из нескольких этапов. За правильные ответы вы будете
получать жетоны. Победителем станет команда, набравшая больше всех жетонов.
Желаю удачи!

 

 

 

 

 

Этапы
игры

Русь
языческая

1.    
Работа с документом.

Прочтите
текст и ответьте на вопросы письменно.

(1-3
балла за ответ.Максимально 10 баллов).

Поляне жили в те
времена отдельно и управлялись своими родами
и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: один по имени Кий, другой
— Щек. И третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя
старшего брата и назвали его Киев. И по смерти братьев этих
потомство их стало держать княжение, а
у дреговичей — свое, а у славян в Новгоро­де — свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы
своих от­цов, и предания, и каждые — свой нрав.

Варяги
из заморьявзимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. В
лето 6370 изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них
правды, и встал род на род, и была у них усобица, и
стали воевать друг с дру­гом. И
сказали себе: «Поищем себе князя, который владел нами и судил по праву». И пошли за море, к варягам, к руси. Те
варяги зва­лись русью, как другие называются шведы, и
иные норманны и англы. Сказали Руси чудь, славяне, и кривичи,
и весь: «Земля наша велика и обильна, а
порядка в ней нет. Приходите княжить и вла­деть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и
взяли с собою всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в
Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Новгродды же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же
года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею
властью один Рюрик и стал раздавать мужам
своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники, а коренное население
в Нов­городе — славяне, в Полоцке — кривичи, в
Ростове — меря. И над теми всеми
властвовал Рюрик.

Вопросы:

1. К
какому жанру относится этот документ? Как он называет­ся? Когда был создан? (3б)

2. Какова дата по современному
летоисчислению?  (1б)

3.  Кто
такие варяги, чудь, меря? (3б)

4. Какой уровень развития общества был у славян исходя из
это­го документа?  (1б)

5. О какой этнической принадлежности русов можно
говорить на основании текста летописи? (1б)

6. Для чего были приглашены варяжские князья? (1б)

 

1. Жанр —летопись. «Повесть временных лет». Предположи­тельно в XII в.

2.  
862 г.

3.  
Варягами на Руси называли отряды скандинавов;  чудь, меря — названия финно-угорских племен.

4.   
В данный период славянские племена находились
на стадии военной демократии.

5.   
Ряд историков соотносят русов со
скандинавами.

6.  
Варяжские князья были приглашены в качестве
судей и военных вождей.

 

2.    
Выполнение тестовых заданий. (1
балл за каждый ответ)

Расположите в
правильной последовательности географические объекты на пути «из варяг в греки»
с севера на юг

А Киев

Б Чёрное море

В Озеро Ильмень

Г Балтийское море

(ГВАБ)

Какое из божеств относится к числу главных в языческом
пан­теоне восточных славян?

1)           
Дажьбог

2)          
Леший

3)          
Домовой

4)          
Водяной

 

Прочтите отрывок из
книги Я.Е. Боровского «Мифологиче­ский мир
древних киевлян» и укажите имя восточнославян­ского божества, в нём описанного.

«Церковные писатели Древней Руси признавали (его) как бы со­перником
христианского бога-творца. По представлениям древних, (он) находился на небе, распоряжался дождём и молнией, с ним свя­заны источники воды на земле, подземный огонь. От
него зависел урожай земледельца…
(Он) даёт жизнь всему живому…»

1) 
Домовой                         3) Сварог

2)Хорс                               4)
Род

 

Какая из богинь языческого пантеона восточных славян вхо­дила
в число наиболее почитаемых, была покровительницей женского начала, плодородия,
прядения и ткачества?

1)           
Кикимора                         3) Русалка

2)          
Золотая Баба                    4) Макошь

 

Прочтите отрывок из книги Я.Е. Боровского «Мифологиче­ский мир древних киевлян» и укажите имя восточнославян­ского
божества, в нём описанного.

« После Сварога и Рода главное место среди языческих богов
Древней Руси занял… бог грома и молнии. По
своим функциям (он) напоминает греческого
бога Зевса, римского Юпитера, скандинавского Одина. Из текстов договоров руссов
с греками известно, что княжеские дружины Олега, Игоря
и Святослава неизменно присягали его  именем».

1) Велес                               3) Перун

2) Хорс                              4) Вий

Первые князья.

1.     Заполните
пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке
данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного
элемента. (1 балл за верный ответ.Всего 6 баллов).

Древнерусские князья

Дата

События

(А)

862г.

(Б)

(В)

882г.

(Г)

Игорь

(Д)

Поход киевского князя на Константинополь

(Е)

967-971гг.

Война с Византией

 

1)    Рюрик

2)    Олег

3)    Святослав

4)    Ольга

5)    Введение
уставов, уроков и погостов

6)    Объединение
Новгорода и Киева

7)    Призвание
варягов в Новгород

8)    911г.

9)    941г.

А

Б

В

Г

д

Е

1

7

2

6

9

3

 

2.     
Узнай князя (по  1 баллу за каждый ответ).

По портрету узнай князя и ответь на
вопросы. (Имя, родственники, поступки)

 

Русь
православная

Первый шаг к созданию христианской религии
на Руси был сделан при князе Владимире. А второй не менее важный при князе
Ярославе в 1051 году. До этого времени русскими митрополитами были
исключительно наместники из Византии, и Русская церковь подчинялась ей.

При Ярославе Мудром впервые Русским
митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь
на Руси стала полностью независимой.

Первым этапом русской литературы был
перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей
церковной литературы. Позже появились и новые жанры: летопись, житиё, поучения,
повесть.

(по  1 баллу за
каждый ответ)

Итак,

ü Как
же развивалась письменность у древних славян? Как выглядело письмо у древних
славян?  (Существуют свидетельства о наличии у славян своей системы знаков
письменности ещё в дохристианский период, так называемое узелковое письмо. Веньзааль
– узелково-узорчатое письмо Венедов.Узелковая письменность, это где каждый
Узелок составляет – Слово-Понятие. Отсюда выражения – «Завязать Узелок на
память», «Связывать слова в единую нить», «Распутать Узел проблем», «Путано
говорить», «Хитросплетение слов», «Завязка и Развязка сюжета»).

 

ü Кто
создал славянскую азбуку?(Возникновение письменности
у славян связывают с деятельностью братьев – миссионеров второй половины IX века Кирилла и Мефодия.Именно
им приписывают создание славянской азбуки – кириллицы).

С
распространением письменности связано и развитие литературы. В древнерусской
литературе выделяют следующие жанрылетопись,
житиё, поучения, повесть.

 

ü Определите,
к какому жанру относятся следующие произведения

Житие                         «Повесть
временных лет»

Слово                          «Чтение о
Борисе и Глебе»

Летопись                     «Поучение
детям»

                                    
«Слово о законе и благодати»

(от 1
до 5 баллов).

(От
домонгольского времени до нас дошли 150 книг, как переводных, так и
принадлежащих русским авторам.Распространенным жанром были жития, одним
из первых образцов которых стало «Чтение о Борисе и Глебе» — первых
русских святых. Следует также уделить внимание жанру
«слова». В него объединяют достаточно разнообразные по содержанию произведения,
но в любом случае «слово» — это обращение к кому-либо. Яркими образцами «слова»
можно назвать «Слово о законе и благодати» и «Поучение детям».

В первой половине XI
века складывается летописание. Древнейшей из дошедших до нас летописей
является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского
монастыря Нестором.

А теперь перейдем
к знакомству с древнерусской архитектурой. И начать нам нужно с жилищного
строительства наших предков. В основном жилища славян были двух типов северного
(срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая
печь, сложенная из камней) и южного (пол углублен по отношению к земле, стены
деревянные, присыпанные землей). И в одном и в другом случае основным
материалом для строительства было дерево. Первые храмы на Руси также строились
из дерева.

ü Назовите
первый русский каменный храм. Где и кем он построен? Почему так называется? (Каменное
строительство начинается в конце X
века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве,
построенная князем Владимиром  в крестово-купольном стиле. На её строидельство
выделялась десятая часть дохода0.

ü Основными
видами древнерусской  живописи являются икона, фреска, мозаика, миниатюра. Дайте
определение каждому из них

(по 
1 баллу за каждый ответ)

(Мозаика
изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Фреска
– настенные живописные изображения,
нанесенные на сырую штукатурку.

Икона
— в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа,
Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых

Миниатюра
красочная иллюстрация).

В памяти
народной

Но, несмотря на такой мощный прогресс
церкви не удалось полностью изменить древние традиции россиян. Несмотря на
запреты церкви, на Руси происходили различные языческие Празднества, такие, как
изгнание зимы и старого года. Таким вот смешением двух культур, двух религий:
языческой древнеславянской и Византийской православной, остаётся христианство
на Руси до сих пор.Остатки древних
верований можно найти в живущих сейчас обрядах и народных праздниках: Иван
Купала, Масленица, Святки. 
Когда мы любуемся резными наличниками деревянных
домов, вряд ли кому придёт в голову, что изображение колец — это знак солнца.
Конёк на крыше — оберег, который должен защитить обитателей дома от разных
несчастий. Женские фигуры, вышитые на полотенце, — это древние богини-рожаницы. 
«И
государство, и общество стремились устроить свою жизнь на христианских началах. Конечно, это не всегда
удавалось… Духовенство стремилось
сделать жизнь народа наиболее совершенной в религиозном отношении. Для этого прежде
всего приходилось бороться
со старыми привычками и любовью народа к
играм, пляскам,песня м,
против остатков  язычества, выражавшихся в почитании старых богов, рода и рожаниц и т.д. … Оно не могло
этого сделать».

(от 1 до
10 баллов)

ü Какие
свадебные традиции перешли к нам от славян?

(Свадьба у славян являлась не только
фактическим объявлением начала совместного проживания мужчины и женщины,
сколько священным обрядом, связующим жизни и судьбы мужа и жены, соединяющим
души двух любящих людей. Поэтому и свадебные обычаи в корне отличались от
христианских канонов, производящих обряд приведения жены в подчинение мужу.
Свадьба без согласия родителей
молодых
считалась немыслимой, потому что, построив жизнь на обиде предков,
родственников, человек не может быть счастлив. До наших дней дошли традиции посыпания молодых зерном и
деньгами, связывания их верёвкой, испытания жениха в доме невесты, зажжения
символического семейного очага
, а в конце — шумный пир во славу и
счастье молодых.

 

ü  Какие похоронные традиции перешли к нам от
славян?

 

Важнейшим событием считалась смерть — момент перехода
души человека в мир предков и богов. Со времён пастушеского быта до принятия
христианства наиболее распространённой формой погребения было курганное. Хороня
умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней и собак.
С женщиной полагалось положить серпы, сосуды с пищей, зерно, убитую домашнюю
скотину и птицу. Тела умерших возлагали на священный костёр, веря, что с
пламенем их души поднимаются к небу.

С веками обряд трансформировался,
но некоторые черты его сохранились. Удивительным образом переплетаются
христианские и старославянские обряды. На кладбище покойника опускают в землю в
гробу, формой напоминающей ладью; над могилой насыпается холмик — подобие
кургана; на могиле устанавливается крест или иной памятный знак с указанием
имени, даты и иногда причины смерти. Всё это — отголосок традиции установления
на могилах камней с рунными надписями.

Вслед за похоронами следуют первые
поминки с застольем и вином, что строжайше запрещено церковью. А идёт это от
языческой тризны —
пира во славу умершего. Могила содержится в чистоте и порядке, на стол возле
захоронения покойному ставят снедь и питьё, иногда рассыпают зерно на могильном
холмике, что тоже противоречит христианским вероучениям. («Пусть мёртвые сами
заботятся о своих мертвецах»)

 

Некоторые церковные праздники
удивительным образом переплелись с языческими, например Рождество со Святками. У славян с давних пор
существовал обычай рядиться в эти дни, гадать на бобах, лить олово, обсыпать
зерном дом, устраивать катания и пляски, зажигать огни, колядовать. Коляда — это
славяно-русский мифологический персонаж, связанный с весенним циклом
плодородия.

Больше всего из праздников древние
славяне любилиМасленицу, которая посвящалась богу
изобилия и скотоводства Велесу, а так же богине Ладе, дарившей женщинам
здоровье и красивых крепких детей.

 

Оказывается, и некоторые привычные нам
жесты имеют славянские корни.  Давайте попробуем их определить.

(от 1 до
5 баллов)

ü Итак,
что означало у славян  чесать затылок?

ü «Коза»?

(Чесать затылок.

Русский
человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос — для чего? Конечно, вряд
ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что
жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на
помощь пращура, покровителя рода.

«Коза».

Как правило,
этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками
«металла».На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с
защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит
потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как
бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного
пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком — таким
образом наши пращуры снимали сглаз с детей. Кроме того, «козой» сопровождали
свои выступления древнегреческие ораторы, эта конфигурация означала
«наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники,
которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на
некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными
вперед мизинцем и указательным пальцем.

Игра со зрителями(1 балл за каждый  верный ответ).

Экспресс — ответ.

Славянская мифология

1.    
Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец.) 

2.    
Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица
– по поговорке «Не все коту Масленица».)
 

3.    
Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун.) 

4.    
Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка.

5.    
Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с
23 на 24 июня по старому стилю.

6.     Кто
из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог.) 

Знатоки славянского мира зверей

1.    
Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала
начало гроз и дождей. (Кукушка.) 

2.    
Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую
воду. (Ворон.) 

3.    
В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно
оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух.) 

4.    
Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем
кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова.) 

5.    
С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы
рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой
птицы. (Орел.) 

6.    
В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые
расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Сокол.) 

7.    

По народным поверьям, он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться
главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел
говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих
русских сказках. (Волк.) 

8.    
По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на
человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может
появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. (Медведь.) 

9.    
Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо
русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним
связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка.) 

10.
В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на
этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном
белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь.) 

 

 

 

Итог игры.

Выставление оценок.

 

Реферат Сергея Журавлева | Псевдоистория

Reima Välimäki

В русской истории период Средневековья — это время с 9 века до конца 17 века, то есть от Рюрика и зарождения государства Восточной славян (названных по имени своей столицы «Киевской Русью» в 19 веке) – к реформам Петра Великого. Несмотря на то, что в современной России безусловный приоритет принадлежит дискуссиям об истории XX века, после распада СССР в течение нескольких десятилетий мы наблюдаем беспрецедентный общественный и научный интерес к истории Средневековья (включая такие темы, как основоположники и первых святых Древней Руси, интерпретации норманнской теории, личности и деяний Ивана Грозного и др.) Особый интерес к истории Средневековья характерен не только для России, но и для «нового» постсоветского состояния. Они заняты оправданием национальных идентичностей, что подразумевает построение национальных историй в соответствии с государственной исторической политикой. В случае с Россией ситуация со средневековьем выглядит еще более сложной по нескольким причинам.

Первый можно назвать «внутренним». В современной России происходит настоящий ренессанс региональной и национальной истории. Местные власти активно используют реальные и легендарные юбилеи и памятные исторические даты, связанные с регионом, чтобы громко заявить о себе и получить дополнительное финансирование от Москвы (в случае празднования на государственном уровне). Подобно татарам и башкирам, уже опубликовавшим фундаментальные многотомные исследования по истории своих народов, другие народы Поволжья, Крайнего Севера, Северного Кавказа и т. д. активно занимаются изучением своей исторической и культурные корни. Средние века по понятным причинам являются началом их истории, так как это первый период, обеспеченный письменными источниками.

Эти краеведческие и отечественные историко-краеведческие исследования привели к серьезным корректировкам или даже к пересмотру трактовок истории России (в том числе и средневековой), которая традиционно – и в царское, и в советское время – была преимущественно «русскоцентричной» . Теперь мы лучше понимаем сложность и противоречивость генезиса российской государственности, а также по-новому оцениваем вклад в историю России финно-угорских, тюркских, монгольских и других неславянских народов, а также вклад украинцев и белорусы. Ярким примером может служить пересмотр односторонне отрицательного отношения к Орде, отказ от использования в российских учебниках термина «татаро-монгольское иго». В условиях активно формирующейся в последнее время в России государственной исторической политики , одной из важных, но трудно решаемых задач является написание общероссийской версии истории, в том числе ее средневекового периода.

Второй фактор можно назвать «внешним вызовом», он связан с присвоением прошлого бывшими союзными республиками, и политической «мобилизацией средневековья» ( А. Филюшкин ) в поисках национального самосознания и оправдания государственного суверенитета. Вопрос в том, должна ли недавняя Россия (государство, научное сообщество), и если да, то как, реагировать на официальные версии истории, написанные в Украине, Белоруссии, Казахстане и других бывших советских республиках. Эти версии обусловлены современными политическими событиями, для них часто характерно отрицание или искусственное сегментирование общего прошлого с Россией. Особо острые споры развернулись вокруг историко-культурного наследия Древней Руси и ее героев, а также генезиса русской, украинской и белорусской наций в средние века в Московском царстве, Золотой Орде, Великом княжестве Литовском, Польско-Литовском Содружество.

Не секрет, что российские историки в той или иной мере участвуют в формировании государственной исторической политики, являясь одновременно и объектом, и субъектом государственной политики. Мое выступление будет построено на последних работах российских историков по средневековью в исторической политике (А.Филюшкин, А.Селин, Е.Ростовцев, Д.Сосницкий и др.). Расскажу также о своем личном опыте за последние 10 лет в качестве знатока юбилейных и памятных дат, участника просветительских, научных и музейно-выставочных проектов по истории России.

Василий Кандинский: отец абстракции

 

Василий Кандинский был русским художником, известным своими художественными теориями и новаторством. Он рассматривал искусство как духовное средство, а художника — как пророка. Кандинский был первым известным и зарегистрированным европейским художником, создавшим полностью абстрактные произведения искусства. Это изменило бы траекторию современного искусства и открыло бы возможности в мире искусства до конца времен.

 

1. Он был этнически разнообразным

Василий Кандинский, анонимный фотограф, около 1913 г.

 

Василий Кандинский родился в Москве, Россия, в 1866 году. Хотя он известен как великий русский художник, технически его происхождение является как европейским, так и азиатским. Его мать была русской москвичкой, бабушка — монгольской принцессой, а отец — сербской Кяквитой.

 

Портрет Василия Кандинского , Габриэль Мюнтер, 1906

 

Кандинский вырос в благополучной семье. В юном возрасте он много путешествовал. Он особенно чувствовал себя как дома в Венеции, Риме и Флоренции. Кандинский утверждает, что его влечение к цвету началось примерно в это время. Он замечал цвет в искусстве и окружающем мире, а точнее, то, как он себя чувствовал.

Окончил среднюю школу в Одессе. На протяжении всего обучения в школе он выступал на местном уровне как пианист-любитель и виолончелист.

 

2. Он не начинал рисовать до 30 лет

Мюнх-Швабинг с церковью св. Урсулы , Василий Кандинский, 1908 г., работа раннего периода.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В 1866 году Кандинский изучал право и экономику в Московском университете. Его интерес к искусству и цвету достиг пика, когда он изучал архитектуру города и огромное количество произведений искусства. Он почувствовал глубокую связь с работами Рембрандта после посещения городских церквей и музеев.

В 1896 году, в возрасте 30 лет, Кандинский начал изучать искусство в частной школе Антона Азби, после чего был принят в Академию изящных искусств. Кандинский говорит, что Клод Моне был одним из его самых больших художественных вдохновителей.

Изменения света и цвета в серии «Стога сена» Моне, казалось, обрели собственную жизнь, и он был глубоко увлечен этим. Кандинский также цитирует музыкальных композиторов, философов и других художников как источников вдохновения, особенно тех, кто принадлежит к кругам фовистов и импрессионистов.

 

3. Кандинский был теоретиком искусства

Композиция VII, Василий Кандинский , 1913, ГТГ. По словам Кандинского, самое сложное из созданных им произведений.

 

Кандинский был не только художником, но и теоретиком искусства. Он считал, что изобразительное искусство гораздо глубже, чем его чисто визуальные характеристики. В первую очередь он написал «О духовном в искусстве» для альманаха «Синий всадник» (1911).

«О духовном в искусстве» — анализ формы и цвета. Он заявляет, что это не простые концепции, но они связаны с ассоциацией идей, которая проистекает из внутреннего опыта художника. Учитывая, что все эти связи находятся внутри зрителя и художника, анализ цвета и формы является «абсолютной субъективностью», но, тем не менее, усиливает художественный опыт. «Абсолютная субъективность» — это то, на что нет объективного ответа, но субъективный анализ ценен для понимания сам по себе.

 

Маленькие миры I , Василий Кандинский, 1922

 

В статье Кандинского рассматриваются три типа живописи: впечатления, импровизации и композиции. Впечатления — это внешняя реальность, то, что вы видите визуально, и отправная точка искусства. Импровизации и композиции изображают бессознательное, то, что невозможно увидеть в визуальном мире. Композиции продвигают импровизации на шаг вперед и развивают их более полно.

Кандинский видел в художниках пророков, способных и ответственных открывать зрителям новые идеи и способы переживания. Современное искусство было средством для новой мысли и исследования.

 

4.

Кандинский создал первое исторически признанное абстрактное искусство

Композиция VI , Василий Кандинский, 1913

 

Учитывая его теорию, вполне логично, что Кандинский писал работы, которые не просто отражали реальность, но и бессознательный опыт настроения, слов и других предметов. Это стало возможным благодаря абстрактным картинам, в которых основное внимание уделялось цвету и форме с небольшим количеством фигуративных элементов или без них. Кандинский был первым европейским художником, создавшим полностью абстрактные работы.

Однако абстракция Кандинского

не превратилась в произвольные образы. Поскольку музыкальные композиторы вдохновляют визуальные и эмоциональные реакции, используя исключительно звук, Кандинский хотел создать полный сенсорный опыт, используя визуальные эффекты.

Он хотел вызвать эмоции и звук, а также собственный опыт зрителя с помощью чистых цветов и форм. Его интерес к музыке привел к тому, что он рассматривал картины как композиции, в которых звук пропитан их холстом, как визуальное пропитано музыкальной композицией.

 

5. Кандинский был вынужден вернуться в Россию

В сером, Василий Кандинский , 1919, экспонировался на 19-й Государственной выставке, Москва, 1920

 

После шестнадцати лет обучения и творчества в Германии Кандинский был вынужден вернуться в Москву из Мюнхена. Теперь, в свои средние годы, Кандинский чувствовал себя аутсайдером на своей родине. Он мало занимался искусством в течение первых нескольких лет, пока, наконец, не почувствовал себя лучше и более творчески к 19 годам.16.

В это время он стал приобщаться к миру русского искусства. Он помог организовать Институт художественной культуры в Москве и стал его первым директором.

В конце концов Кандинский обнаружил, что его художественный спиритуализм просто не вписывается в господствующие направления русского искусства. Основными художественными стилями были супрематизм и конструктивизм. Они прославляли личность и материализм, что противоречило спиритуалистическим взглядам Кандинского. Он уехал из России и вернулся в Германию в 1921.

 

6. Нацисты захватили искусство Кандинского и выставили его на выставку

Фотография выставки дегенеративного искусства в Мюнхене , 1937 год. На снимке: «Ecce Homo» Ловиса Коринта (2-й слева), «Башня синих лошадей» Франца Марка (стена справа), рядом со скульптурой Вильгельма Лембрука «Коленопреклоненная женщина».

 

Вернувшись в Германию, Кандинский вел курсы в школе Баухаус, пока нацистская клеветническая кампания не вынудила школу переехать в Берлин. Нацистский режим захватил большую часть его искусства, в том числе работы Кандинского.

В 1937 году его работы были представлены на выставке нацистского искусства «Дегенеративное искусство». Помимо Кандинского, на выставке были представлены работы Пауля Клее, Пабло Пикассо, Марка Шагала и многих других.

 

 

Триптих Макса Бекмана висит в лондонской New Burlington Galleries , июль 1938 г. , через Getty Images

 

Фредерик Споттс, автор книги «Гитлер и сила эстетики», определил дегенеративное искусство как произведения, «оскорбляющие немецкие чувства, разрушающие или путающие естественные формы или просто демонстрирующие отсутствие адекватных ручных и художественных навыков».

Движения современного искусства были радикальными и поддерживали восстание, чего нацистское правительство не хотело. Выставка была попыткой доказать, что современное искусство было еврейским заговором с целью подорвать и разрушить немецкую чистоту и порядочность.

 

7. Рекордная продажа Кандинского составила 23,3 миллиона долларов

Rigide et courbé (жесткий и изогнутый), Василий Кандинский, 1935, холст, масло и песок

 

Rigide et courbé проданы 16 ноября 2016 года на Christies за рекордные 23,3 миллиона долларов. Перед этой продажей «Студия импровизации 8» Кандинского была продана за 23 миллиона.

Учитывая историческое значение Кандинского для абстрактного искусства, неудивительно, что его работы продаются за большие деньги.