Содержание
Сохранение объекта Всемирного наследия «Херсонес Таврический»
- Информация о материале
- Опубликовано: 10 июля 2016
- Просмотров: 12220
Сегодня, когда возвращение Крымского полуострова в состав России остро поставило перед нами вопрос о сохранении новоприобретенных памятников истории и культуры античного Причерноморья, Российское историческое общество вновь внимательно следит за ситуацией в Херсонесе.
Абстрагируясь от частностей, можно сказать, что сотрудничество Российского исторического общества с музеем-заповедником «Херсонес Таврический» насчитывает уже более 130 лет. Еще в 1880-х годах, благодаря деятельности Императорской археологической комиссии, чьим основателем был Почетный член Императорского Русского исторического общества граф Сергей Григорьевич Строганов, на территории «Русских Помпей», как тогда прозвали Херсонес, развернулись масштабные плановые раскопки. В 1887 году, в ответ на письмо графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, ратовавшей за сохранение уникальных античных находок, Почетный Председатель Императорского Русского исторического общества император Александр III собственноручно начертал: «Это необходимо сделать, чтобы не прослыть за варваров. Представьте мне заключение и как можно скорее, чтобы спасти все, что можно спасти».
4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию охарактеризовал значение Херсонеса как «цивилизационное и сакральное», сопоставимое лишь со значением Иерусалима для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Учитывая, что через Корсунь стали проникать в Северное Причерноморье первые христианские миссионеры, в числе которых – будущий создатель славянской письменности Св. Кирилл, это заявление нельзя объяснить лишь риторическим преувеличением. Здесь же, в Херсонесе, принимает крещение равноапостольный князь Владимир, предваривший эту акцию долгой осадой города. Отсюда родом и знаменитая «Присяга граждан Херсонеса» — эпиграфический памятник античной политической мысли, где сказано прямо: «не нарушу демократии и желающему предать или нарушить, не дозволю».
Раскинувшийся под открытым небом археологический парк воплощает в себе память о многочисленных страницах древнейшей и средневековой истории Причерноморья. На тридцати охраняемых участках рассыпались более 120 объектов историко-культурного наследия, соотносимых с полудюжиной различных культур – от зерновых ям тавров до древнегреческих руин, отразивших архитектурные идеи Гипподама Милетского.
В 2013 году, оценив безусловную роль Херсонеса в мировой истории, Организация Объединенных наций по вопросам науки, образования и культуры (ЮНЕСКО) по итогам своей 37-й сессии включила «Древний город Херсонес Таврический и его хору» в Список Всемирного наследия под кодовым названием «объект № 1411». Помимо особого правового статуса, это решение, в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, позволяет музею-заповеднику претендовать на международную защиту и всестороннюю поддержку своей деятельности.
Казалось бы, вопрос о статусе Херсонеса был полностью исчерпан, однако после исторического воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией, ЮНЕСКО, ссылаясь на негативные результаты голосования в Генеральной Ассамблее ООН по вопросу о признании судьбоносного референдума, резко изменила свое отношение к объекту № 1411. Смена юрисдикции памятника (распоряжением Правительства РФ Национальный заповедник «Херсонес Таврический», чьим учредителем являлась Украина, был реорганизован в Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», учредителем которого теперь выступает Российская Федерация) оказалась непризнанной, равно как и позднейшее включение Херсонеса в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 24 сентября 2014 года ЮНЕСКО и вовсе закрыла свое представительство в Москве, несмотря на то, что помимо Херсонеса Таврического, на территории России остаются еще 26 охраняемых ею объектов.
Формализм, проявившийся в отношении к археологическим памятникам Херсонеса, к сожалению, повлек за собой отнюдь не только статусные потери. Согласно 6 ст. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, оказывать содействие признанию, охране, сохранению и популяризации объектов следует лишь «если об этом попросят государства, на территории которых они находится». Другими словами, отказ от признания российской юрисдикции над Херсонесом является основанием для одностороннего и полного прекращения сотрудничества ЮНЕСКО с новым руководством музея-заповедника.
Слухи о возможном исключении Херсонеса из списка объектов Всемирного наследия впервые просочились в СМИ ровно год назад, на волне неоднозначного решения Севастопольских властей о кадровых перестановках в руководстве музея-заповедника «Херсонес Таврический». Вмешательство широкой общественности, в том числе и Российского исторического общества, выступившего с резонансным публичным обращением, на тот момент поспособствовало разрешению назревавшего кризиса.
Сегодня мы вновь выступаем против одностороннего отказа ЮНЕСКО от проведения мониторинга состояния археологических памятников Херсонеса Таврического.
По словам Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина пришла пора «признать, что если крымские ученые, археологи сумели сохранить эти уникальные памятники при украинской власти, то теперь созданы гораздо более благоприятные условия для совместной научной работы». Важно помнить, что на всем протяжении изучения античного Херсонеса, этот памятник был теснейшим образом связан с российской наукой, активно способствующей его международному признанию.
Честь открытия первой страницы в истории музея-заповедника принадлежит командующему Черноморским флотом адмиралу Алексею Самуиловичу Грейгу – соратнику Григория Орлова и известному меценату екатерининской эпохи. По его частной инициативе в 1827 году были произведены первые научные раскопки на территории Херсонеса, принесшие неожиданно значительные результаты. «Русской Помпеей» назвала античный Херсонес графиня Прасковья Сергеевна Уварова – выдающийся энтузиаст археологии, одна из основателей Московского археологического общества. В 1888 году к исследованиям Херсонеса приступила Императорская Археологическая комиссия, чью работу на этом объекте непосредственно возглавил член Императорского Одесского общества истории и древностей Карл Каземирович Косцюшко-Валюжинич. Именно он в 1892 году стал основателем первого музея истории Херсонеса – «Склада местных древностей».
1 августа 1921 года по приказу Крымского Революционного Комитета Херсонесское городище и музей были объявлены народной собственностью. Четыре года спустя из коллекции «Склада местных древностей» были сформированы полноценная экспозиции античной и средневековой истории Херсонеса. Новые сотрудники музея систематизировали фонды, составили описи материалов и восстановили паспорта большинства найденных памятников. В послевоенные годы Херсонесский музей-заповедник становится одним из известнейших в Советском Союзе. Большой сенсацией в научном мире стало открытие там в 1954 году остатков единственного известного в Северном Причерноморье античного театра.
Огромный вклад в развитие музея-заповедника внесла созданная усилиями уральских византинистов и антиковедов Крымская экспедиция Уральского государственного университета, которая на протяжении практически полувека вела археологические раскопки в Херсонесе. Вплоть до 2000-х годов эту экспедицию возглавляла профессор Алла Ильинична Романчук. Даже в период нахождения Херсонеса Таврического под юрисдикцией Украины, Херсонесский музей получал активнейшую поддержку российских научных структур – Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Российской Академии наук.
За несколько лет после возвращения Крыма положение археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» упрочнилось и в правовом, и в административно-хозяйственном плане. Лишь в 2014 году с руководством музея было заключено более 40 договоров о научном и культурном сотрудничестве. Сегодня ежегодную археологическую практику в Херсонесе проходят более 200 студентов и молодых специалистов со всего мира, а количество посетителей музея превышает 450 тысяч человек в год. Большой популярностью у севастопольцев и гостей города пользуются театрализованные представления на античную и средневековую тематику, проходящие прямо в сохранившемся античном амфитеатре.
Пойдя навстречу посетителям, с 2016 года музей-заповедник объявил о бесплатном проходе на свою территорию. Этому решению во многом поспособствовала благотворительная компенсация от ряда крупных российских компаний, а также государственная субсидия, которая в текущем году была увеличена почти вдвое. Не так давно музей-заповедник получил и долгожданную субсидию на проведение ремонтно-реставрационных работ, а также несколько грантов Российского гуманитарного научного фонда для проведения четырех масштабных научных проектов.
Особо отметим, что в противовес деструктивной позиции украинского руководства, не желающего признавать очевидное, российские власти устойчиво демонстрируют готовность выполнять все требования ЮНЕСКО в отношении уникальных памятников древнего Херсонеса. Едва ли не сразу после присоединения Крыма Президент России Владимир Путин лично поручил правительству «обеспечить сохранность объекта Всемирного наследия «Херсонес Таврический и его хора» в соответствии с требованиями ЮНЕСКО». Сегодня в руководящие органы этой международной организации регулярно направляются отчеты о состоянии памятников Херсонеса, а при разработке туристических программ по-прежнему применяются принципы, изложенные в Энамской хартии Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест.
Все вышеизложенное позволяет нам надеяться на победу здравого смысла и научной беспристрастности над перегибами политической конъюнктуры и формально-попустительским отношением к международно-правовым коллизиям. Российское историческое общество вновь, как и год назад, внимательно следит за развитием событий в Херсонесе Таврическом.
Комментарий директора Института Археологии РАН Николая Макарова
Крымский полуостров уникален, являясь бесспорно насыщенной в историческом плане территорией, он стал свидетелем множества культур и эпох. Курганы, античные поселения, древнейшие стоянки первобытных людей. Исследования и археологические раскопки там начались еще в XIX веке, а потому саму площадку нельзя назвать лишенной научного внимания. Хотя в последние годы внимание было скорее политическим, чем научным. О том, произошли ли изменения для археологов в виду событий новейшей истории, активизировались ли археологические работы в Республике, каково состояние памятников и какие задачи в данный момент стоят перед российскими учеными доктор исторических наук, академик РАН, член Президиума Российского исторического общества и директор Института Археологии РАН Николай Андреевич Макаров.
«Российские археологи никогда из Крыма не уходили. Там всегда работали 15 археологических экспедиций, так как он был и остается одной из основных площадок исследований для изучения античности.
Сейчас наблюдается новая волна интереса к древностям Крыма. Готовится новая публикация некоторых крымских памятников. Многое сделано для того, чтобы остановить грабительские раскопки в Крыму, которые, к сожалению, получили невероятный размах. Следы грабительства в Крыму производят удручающее впечатление: огромные памятники со следами относительно недавних разрушений, масса археологических находок и артефактов, которая была выброшена на антикварный рынок. Сейчас уже немало сделано для того, чтобы остановить такой губительный процесс; не ручаюсь, что такие ситуации полностью исчезнут, но их количество снизится. Предпринимается также большая работа для того, чтобы организовать спасательные раскопки на всех объектах, которые могут быть затронуты созданием новой транспортной инфраструктуры. Строятся дороги, линии электропередач, мост, и все это становится потенциальной угрозой для археологического наследия. Работы, которые ведутся по сохранению и недопущению разрушений, очень серьезные. Я надеюсь, что потерь не будет или они будут минимальны. Создание чего-то нового всегда нарушает древность, но, если к этому процессу отнестись с большим вниманием и ответственностью, то жертвовать ничем не придется, ни новым, ни старым.
Работы на полуострове идут, но важно понять другое: нам необходимы новые идеи. Потому что археологию движет не только практика, как и любую науку, которая хочет развиваться. Существуют два основных варианта: первый — движение от памятников. Например, вы нашли берестяную грамоту и начинаете ее изучать, размышлять, как она сюда попала, что такого должно было быть вокруг – то есть идете от эмпирики. Историки работают так же, найдя какой-то новый источник или рукопись. Второй путь – попытка решить большие исторические проблемы, обращаясь к той или иной территории.
Крым представляет собой интереснейшее пространство с массой памятников, которое дает возможности по изучению самых различных культур, народов и эпох. Из насущных задач в данный момент: провести инвентаризацию археологического наследия, грамотно организовать работы по созданию научной инфраструктуры, определить границы археологических территории и закрепить их нормативными документами – то есть поставить на учет для пресечения разрушений. А дальше уже можно будет двигаться дальше, такой вот смысловой повтор, с новыми идеями.
Крым неплохо изучен, так как начал исследоваться еще в 19 веке до завершения русско-турецких войн. Тогда основной целью были находки античного наследия, приобщение Российской империи к этой культуре. Мы искали свою античность и нашли греков, следы эллинского присутствия в Причерноморье, а Россия оказалась включена в ореол античной цивилизации, юг России, как выяснилось, был полноценной частью этого огромного мира. Мы знаем достаточно об этих древних городах, их специфике. Тот же Херсонес раскопан на 40 процентов. У нас мало в мире античных городов, которые были бы раскопаны с такой полнотой.
Крым – сложная тема, как и вся античность, ведь, повторюсь, очень многое уже сделано. Но количественный признак никак не соотносится с качественным, с проблемным, с научно значимым. Та же ситуация с археологией Древней Руси. Раскопав еще 100 метров, найдя еще 10 крестов и 20 однотипных подвесок, мы не совершим прорыва или существенного приращения знания. Чтобы дать новый импульс к изучению Крыма мало «не полно разработанных памятников», надо сформулировать новую гипотезу, начать ее проверять, должны быть люди, которые ее сформулируют и новые задачи, которые будут поставлены по отдельным периодам. Археологи, являющиеся специалистами по Крыму, должны их предложить, а научное сообщество рассмотреть, понять, насколько они интересны и актуальны, выполнимы».
Текст: Владимир Беклямишев
Интервью: Ольга Давыдова
Одна из версий значения слова Херсон, почему город назвали Херсоном
Навигация по странице
- Какие же еще названия были у этого города?
- С Корсунем оказывается еще интересней
Реальный мир и в нем #Херсон_це_Україна
Согласно Википедии, Херсонес Таврический или просто Херсонес с древнегреческого – «полуостров», т.е. chersos – твердая земля, и nesos – остров.
Развалины Херсонеса в наше время
Смотрите новое видео, рассказывающее о Херсоне, его горожанах и колорите через звуки:
Словарь иностранных слов Чудинова добавляет, что слово это приставляется к именам многих местностей: Херсонес – Таврический, Херсонес – Фракийский.
Неоднозначность в переводе и написания этого слова по гречески присутствует и в других самостоятельных энциклопедиях:
Херсонес Таврический (греч. Xersonnsos Tayrixn, в средние века – Херсон, Корсэнь) — древний город в Крыму (в черте Севастополя). Основан в 422-421 до н. э. греками, переселившимися из Гераклеи Понтийской.
Херсонес Таврический (Χερσόνησος ά ποτί τάν Ταυρικάν) основан был Гераклеей Понтийской.
Греки основали город в Крыму
Я уже посвящал одну из статей о названии Херсона
Там приведены несколько исторических карт начала 19 века, где четко видно, что Херсонес Таврический– современный полуостров Крым. Я залез в google карту, что бы посмотреть как выглядит Херсонес сегодня.
Карта восточной части Украины
Честно говоря, меня сразу удивило, что я попал на три населенных пункта: Херсонес, Македоновка и Старый Крым, находящиеся в Донецкой области. Пришлось листать до Крыма вручную.
Может, название у города и греческое, но был в жизни города период, когда Херсоном управляли французы и делали они это довольно не плохо. Об этом мы рассказываем на одной из самых популярных экскурсий Центра туризма ХерсON. Смотрите видео об экскурсии и приходите сами:
Читаем из той же Википедии: в византийское время – Херсон, Херъсонъ (Χερσών) – это первая часть слова Херосо(н) – Несус, который и означает: твердая земля, суша. А в генуэзский период – Сарсона.
В летописях Древней Руси – ставят знак равенства между Корсунем и Херсоном.
Украина, Севастополь, Черное море
Смотрите и слушайте невероятное видео об отдыхе на Херсонщине. Такое вам точно понравится:
Это хазарское название. Кстати, в Донецкой области тоже есть населенный пункт с таким же названием. Название города в Крыму восходит через тюркскую гармонию гласных к греческому Χερσών – ῶνος (для любителей языка эллинов)
Об иранском, тюркском происхождении Хорса можно судить по персидскому обозначению божественного, смеющегося солнца – Xurset, в конечном счете, имеющем еще более древние авестийские корни. Этот же образ входит и в пантеон ряда других народов.
Хорс ( Хур (осет.), Kirt (нем.), Horse (итал.), Херс, (серб.), Хорус (чеш.), Х(Г)ор (егип.) – Солнечный Бог. Считается, что он заведует круговым движением светила (отсюда хоровод), он также покровитель скота (особенно коней).
Поклонения богам
На Руси город Херсонес назывался Хорсунь – по имени бога солнечного счета Хорса. Это название постепенно трансформировалось в Корсунь.
Я не имею филологического образования, поэтому просто привел варианты прочтения Херсон, взятых с различных источников. И если брать греческое прочтение – меня лишний раз убедило, что я был прав:
- Херсон – твердая земля, суша, берег.
- Херсонес – полуостров.
Но все же мне по душе жить в солнечном городе, в название которого присутствуют славянские ноты. Быть этаким Незнайкой, пытающимся узнать побольше об истории родного края.
Названия-названиями, а ехать в Херсон однозначно стоит! Этому городу и его окрестностям есть чем удивить туристов. Оцените сами:
© Федор Цивильский
Спасибо, что прочитали. Теперь вы можете спорить с кандидатами наук. И да, Хутин Пуйло! Слава Украине!
Владимирский собор в Херсонесе — подробное описание и фотографии. Карта мест, туристические маршруты
Севастополь, Кавказ и Черное море, Россия
Владимирский собор в Херсонесе — крупнейший храм Крыма. Он имеет большое религиозное и культурное значение, так как был построен на месте крещения князя Владимира Красное Солнышко в 988 году. После этого он крестил киевлян в водах Днепра. Крещение Руси — эпохальное событие, навсегда определившее историю страны.
Впервые с предложением построить собор на месте крещения князя Владимира в Корсуни выступил командующий Черноморским флотом адмирал Грейг в 1825 году. В этом же году начались археологические раскопки на на месте древнегреческого Херсонеса, который в византийскую эпоху был центром христианства в Крыму.
В Херсонесе Таврическом обнаружено несколько раннехристианских храмов, и один из них располагался на древнегреческой агоре, главной площади античного города. В «Повести временных лет» Нестора-летописца местом крещения Владимира названа церковь «среди города, где собираются для торговли корсуньцы». Таким образом, городские власти решили построить на месте древней агоры Владимирский собор. Руины византийской базилики на агоре, где мог быть крещен князь Владимир, находятся у входа в собор.
Базилика Уварова расположена недалеко от берега моря. Такое название храм получил по имени графа Уварова, проводившего здесь раскопки в 1853 году. Базилика имеет очень большие размеры для храма раннего средневековья: 50х22 метра. В центре этой базилики находится баптистерий, где сохранилась каменная купель для омовений. По одной из версий, киевский князь Владимир мог быть крещен не в агоре, а в этой купели. Над купелью возведена ажурная ротонда.
Деревянный храм на месте агоры был заложен практически сразу, с началом раскопок в Херсонесе, а вот каменный собор начали строить только в 1850 г. В 1848 г. на берегу р. Южная бухта, ставшая впоследствии некрополем адмиралов. Чтобы различать эти два собора, они называются: Владимирский собор в Херсонесе и Владимирский собор-Некрополь адмиралов.
Во время Крымской войны 1853-56 годов был разрушен Владимирский собор в Херсонесе. После штурма Севастополя в 1856 году почти весь город лежал в руинах. По подсчетам историков, в нем осталось всего 14 нетронутых построек.
Сразу после окончания войны, в 1857 году, городские власти приступили к подготовке проекта реставрации Владимирского собора в Херсонесе. 23 августа 1861 года новый собор был заложен на том же месте в присутствии царя Александра II и его супруги Марии Александровны.
Новый Владимирский собор в Херсонесе построен архитектором Давидом Гриммом в неовизантийском стиле. Высота огромного храма достигает 36 метров. Площадь собора составляет 1700 м2, что позволяет вместить более тысячи молящихся. Толщина нижних стен достигает 1 метра. Над росписью храма работали многие известные художники того времени.
Музей уцелел в Крыму
Руины греческого мегаполиса Херсонес перед недавно отреставрированным Владимирским собором в Севастополе, Украина. ФОТО ЕФРЕМА ЛУКАТСКОГО/AP
На прошлой неделе Сергей Меняйло, губернатор города Севастополя, в Крыму, познакомил сотрудников Херсонесского археологического музея с новым директором протоиереем Сергием Халютой. Музей, в котором собраны артефакты из древнегреческой колонии Херсонеса Таврического и сменившего его византийского города, является важным научным центром, в котором работают историки, археологи и нумизматы. Среди его владений — руины Херсонеса Таврического, ныне национального заповедника, которому в 2013 г.0025 Объект всемирного наследия ЮНЕСКО .
Назначение Халюты, появившейся в музее в полном церковном облачении, возмутило сотрудников музея. Во время получасовой встречи с Меняйло несколько десятков переговаривались друг с другом, неистовствовали, осуждали, горько смеялись и хлопали, а временами даже кричали на губернатора. «Ваше решение преступно!» — воскликнул один мужчина. «Как мы будем работать под командованием священника?» — спросил кто-то. «Как в Троице-Сергиевой Лавре», — ответил губернатор, имея в виду православный монастырь в Подмосковье, частично открытый для туристов. Толпа разразилась гневным смехом. «Значит, мы превращаемся из светского учреждения в духовное?» — спросил сотрудник. «Мы еще не конвертируем», — сказал губернатор.
Менайло дал более полное объяснение. По его словам, музей должен быть «не просто музеем», но и «местом поклонения, священным местом для всей России». Он явно повторил декабрьское заявление Путина о том, что «именно в Крыму, в древнем городе Херсонесе или Корсуни, как называли его древнерусские летописцы, крестился великий князь Владимир, прежде чем принести христианство на Русь… Это позволяет говорить что Крым, древний Корсунь или Херсонес, Севастополь имеют неоценимое цивилизационное и даже сакральное значение для России, как Храмовая гора в Иерусалиме для последователей ислама и иудаизма».
Заявление Путина, одно из многих, призванных доказать «русскость» Крыма, противоречиво по нескольким причинам. Версия о том, что великий князь Владимир (чью смерть тысячу лет назад отметил Кремль в этом месяце) был крещен в Херсонесе, не является единственной версией этого события. Другая, не менее известная версия гласит, что Владимир крестился в Киеве, на родине истории Древней Руси, но Киев по понятным причинам стал политически неудобным местом зарождения русского православия. Даже если бы Владимир был крещен в Херсонесе, Крым в Х веке находился далеко за Русью, в Византийской империи. Наконец, за многие столетия после обращения Владимира Херсонес никогда не был особым местом поклонения православных христиан. Там в 1890-х годах был построен Владимирский собор (одноименный собор был построен десятилетием ранее в Киеве), а вскоре после этого советское государство начало беспощадную войну с религией и духовенством.
В российской политической среде правительственные чиновники не ставят под сомнение слова Путина; вместо этого они стремятся продемонстрировать свою лояльность. Этим можно объяснить решение Меняйло отдать Херсонес священнику и поручить ему превратить его в «святое место для всей России». У него могут быть и более приземленные планы на Херсонес. Тот, кто контролирует музей, контролирует национальный заповедник и может использовать ценную территорию в своих интересах. Учитывая его новое политическое значение, Херсонес, вероятно, также получит щедрое государственное и частное финансирование. Полгода назад Меняйло безуспешно пытался захватить контроль над музеем и его имуществом с предложением создать Севастопольский музейный комплекс, который объединил бы Херсонес и музеи и мемориалы, в основном прославляющие героическую роль Севастополя во Второй мировой войне. На этот раз он использует церковное подкрепление.
Всю встречу Халюта молча стоял рядом с губернатором, время от времени вытирая лоб белым платком. (Температура в Севастополе была за девяностые, а в музее нет кондиционера.) Конфликт между губернатором и сотрудниками музея закончился безрезультатно, и сотрудники пригрозили провести акцию протеста. Незадолго до того, как он ушел в сопровождении сотрудников, скандирующих « Позор! Позор!» («Позор, позор!») Мениайло сделал то, что звучало как обвинение в политической нелояльности. По его словам, поведение сотрудников музея «напоминает [мне] Майдан». В России «Майдан» стал обозначать худшее из преступлений — подрывную антиправительственную деятельность.
Публичные протесты против решений правительства в России редко заканчиваются успехом, но дело Херсонесского археологического музея может оказаться исключением. В конце прошлой недели по этому поводу высказался директор Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский.
«Мы серьезно обеспокоены тем, что музейная работа в Херсонесе может прекратиться», — заявил он газете «Коммерсантъ ». «Мы также обеспокоены тем, что исследовательские и археологические раскопки, которые специалисты Эрмитажа проводили в течение многих лет, могут быть остановлены». Пиотровский назвал решение Меняйло «провокацией» и продолжил: «Главное идеологическое значение Херсонеса для нашего народа и нашей страны в том, что это наше право на цивилизацию. Поэтому именно научные исследования этого древнего памятника являются главным приоритетом».