Содержание
Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
|
Места расселения
|
Города
|
Поляне
|
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
|
Киев
|
Словене ильменские
|
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
|
Новгород, Ладога
|
Кривичи
|
Севернее Западной Двины и верховья Волги
|
Полоцк, Смоленск
|
Полочане
|
Южнее Западной Двины
|
Полоцк
|
Дреговичи
|
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
|
Туров
|
Древляне
|
Южнее реки Припять
|
Искоростень
|
Волыняне
|
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
| |
Белые хорваты
|
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
| |
Дулебы
|
Жили восточнее белых хорватов
| |
Тиверцы
|
Территория между Прутом и Днестром
| |
Уличи
|
Между Днестром и Южным Бугом
| |
Северяне
|
Территории вдоль реки Десны
|
Чернигов
|
Радимичи
|
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
| |
Вятичи
|
Вдоль истоков Оки и Дона
|
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
|
Места расселения
|
Города
|
Поляне
|
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
|
Киев
|
Словене ильменские
|
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
|
Новгород, Ладога
|
Кривичи
|
Севернее Западной Двины и верховья Волги
|
Полоцк, Смоленск
|
Полочане
|
Южнее Западной Двины
|
Полоцк
|
Дреговичи
|
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
|
Туров
|
Древляне
|
Южнее реки Припять
|
Искоростень
|
Волыняне
|
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
| |
Белые хорваты
|
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
| |
Дулебы
|
Жили восточнее белых хорватов
| |
Тиверцы
|
Территория между Прутом и Днестром
| |
Уличи
|
Между Днестром и Южным Бугом
| |
Северяне
|
Территории вдоль реки Десны
|
Чернигов
|
Радимичи
|
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
| |
Вятичи
|
Вдоль истоков Оки и Дона
|
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Помимо лингва-франка | Europeana
В первом тысячелетии Балканский полуостров был территорией на окраине Византийской империи, населенной различными славянскими народами. Главным славянским царством была Болгария, границы которой примерно совпадают с границами ее современного тезки. Районы на Адриатическом побережье находились преимущественно под контролем Византии. К западу от Балкан, на территории современной (Южной) Германии, Австрии и Италии, лежали владения франкских народов. Это географическое положение оказало влияние на более позднюю историю региона и, следовательно, на развитие культуры чтения и письма.
Франки и византийцы различались по своим религиозным убеждениям. В то время как первые придерживались католицизма, вторые следовали православию. Балканский регион, между франками и византийцами, подвергался попыткам христианизации с обеих сторон. У местных правителей иногда были личные мотивы сделать выбор в пользу той или иной стороны, но в целом попытка византийского православия была гораздо более успешной. Отчасти это произошло из-за того, что Римская церковь настаивала на совершении литургии исключительно на латыни. Напротив, византийские миссионеры были более гибкими, позволяя использовать местные языки для церковных служб.
Однако в то время не было письменности и, по совпадению, алфавита для славянских языков. По этой причине два греческих миссионера, братья Кирилл и Мефодий, приспособили греческий алфавит к звукам славянской речи. Греческие слова и грамматика были добавлены, чтобы заполнить пробелы в синтаксисе. Этот новый шрифт был назван глаголицей, от старославянского слова glagolati , что означает «говорить». Новый язык теперь называют старославянским языком, так как он первоначально использовался для Библии и других основных религиозных текстов. Он преобладал как основной литературный язык на славянских территориях с 9 в.века до конца средневековья. Старославянский язык был принят в разных славянских регионах. В последующие века глаголица получила дальнейшее развитие. Специфическое развитие этого сценария распространилось на Болгарию и, в конечном итоге, дальше на север в Россию. Это и стало кириллицей, названной в честь вышеупомянутого Кирилла, которая до сих пор используется в русскоязычном мире.
Codex Suprasliensis (выше) является одним из наиболее важных свидетельств интеграции этих новых алфавитов. Созданный в конце 10-го или начале 11-го века, вероятно, в Болгарии, Кодекс содержит жития святых, проповеди, легенды и молитвы. Все тексты написаны на старославянском языке, написанном недавно разработанной кириллицей. Включение этого текста в список культурного наследия ЮНЕСКО в рамках программы «Память мира» свидетельствует о его значимости.
Успех византийской христианизации не означал, что римский католицизм не смог ступить на Балканы. Ближайшие к франкам регионы (современная Хорватия, Словакия и Словения) были успешно преобразованы и переданы под контроль Римской церкви. Области делились на епископаты под руководством епископов. В то же время были основаны монашеские общины, выступавшие в качестве дополнительных маяков христианства в менее городских районах. Часто эти монастыри основывались в частном порядке дворянами и дворянками, которые либо желали позаботиться о судьбе своих душ в загробной жизни, либо видели в этом возможность расширить свою власть.
Например, примерно в 1220 году герцог Каринтии Бернар Шпанхейм основал картезианский монастырь в Бистре в Словении. Монастырь процветал, стал центром обучения и достиг своего расцвета в 14 веке. С того периода сохранилась прекрасно выполненная копия « De Civitate Dei » Августина.
Как и в случае с этой копией, культура чтения и письма в римско-католических регионах была в основном на латыни. У православных славян богослужения велись на славянском языке с 9 в. век. Для католиков латынь была литургическим языком вплоть до Средних веков. Это не означает, что народный славянский язык был полностью исключен из области религии. В приведенном ниже примере изображена рукопись XIV века, содержащая Псалтырь, литургические тексты и календарь святых, в том числе несколько венгерских святых. Используемый алфавит — глаголица, а текст написан на хорватском диалекте — из одной из областей, зависящих от Римско-католической церкви.
В позднее Средневековье части Балкан, граничащие с Адриатическим морем, находились под влиянием еще одного языка: итальянского. Итальянские города-государства, в частности Венеция, основали торговые посты по всему Адриатическому побережью, которые управлялись в соответствии с их итальянскими законами. Территория вокруг Дубровника, небольшой республики, известной как Рагуза, последовательно контролировалась византийцами, венецианцами и венграми в период между 9 в.м и 15 вв. Венецианцы навязали свой диалект итальянского языка правительству Рагузы.
Многоязычие не было редкостью в средневековой Европе. Это, безусловно, относилось к политическим элитам и некоторым торговцам, чье положение предполагало или основывалось на межрегиональных контактах. В Англии, например, использовались и англо-нормандский (островной вариант французского), и английский языки. Во Фландрии и Брабанте (современная Бельгия, Франция и Нидерланды) одновременно говорили на французском и голландском языках. По всей Европе элита была способна понимать латынь, которая служила лингва-франка . Переключение между языками зависело от контекста, они сосуществовали в параллельных культурных и литературных средах.
На Балканах эта ситуация еще больше осложнялась существованием нескольких видов письменности, когда писцы имели в своем распоряжении латиницу, глаголицу, а позднее даже кириллицу. Например, в Дубровнике 15-го века (Хорватия) городской писец мог беспрепятственно переходить с сербского (кириллицы) на латиницу или наоборот, если стороны просили, чтобы их контракты были написаны на определенном языке. Точно так же текст копии XV века Anagrammatismoi , сборник песен для церковных праздников композитора 13 века Иоанна Кукузелеса, написан на греческом языке, но с дополнениями на болгарском и сербском (кириллице). Поскольку считается, что эта рукопись была написана в Сербии, она показывает способность местного духовенства переключаться между соседними языками.
Результаты попыток обращения повлияли не только на средневековую историю, но и сегодня. В регионах, которые были обращены в римско-католическое христианство, доминировал латинский алфавит. В регионах, принявших православие, была принята глаголица, позже перешедшая в кириллицу.
Венды и викинги — Эрик Шумахер
В сагах упоминается народ, называемый вендами (или вендами), которые, по-видимому, были постоянными целями набегов викингов. Для этих средневековых скандинавов термин «венды» означал западнославянские племена, жившие у южного берега Балтийского моря в «Вендланде». Но откуда они пришли и кем они были на самом деле? В этом посте мы познакомимся поближе.
откуда взялись венды?
В древнеримских источниках раннеславянские народы называются «венетами», которые жили в регионе Центральной Европы к востоку от германского племени свебов и к западу от иранских сарматов в I и II веках нашей эры. Славяне вышли из безвестности в V-VI веках нашей эры, когда гунны, а позже авары и булгары начали великое переселение славян, заселивших земли, покинутые германскими племенами. Славяне двинулись на запад, в земли между Одером и линией Эльба-Заале; на юг в Чехию, Моравию, большую часть современной Австрии, Паннонскую равнину и Балканы; и на север по верховьям Днепра.
Миграция ранних славян
Их соседи-немцы называли своих новых «западнославянских» соседей «венедами», как раньше называли «венедов».
Хотя первоначально они прибыли в основном как однородная группа, венеды вскоре разделились на множество небольших племен (см. выше), с большими полосами леса или рек, отделяющих одну территорию племенного поселения от другой. Их племенные названия произошли от местных топонимов. Поселения были защищены круглыми городищами из дерева и глины, куда либо люди могли отступить в случае набега соседнего племени, либо использовались в качестве военных опорных пунктов или форпостов.
Племена венедов в 7-9 веках
ПОЛУЧАЙТЕ ПОХОЖИЕ ИСТОРИИ НА ВАШ ВХОДЯЩИЙ ЯЩИК. КЛИКНИТЕ СЮДА.
Контакты между венедами и скандинавами
Самое раннее упоминание венедов/венедов как народа в сагах происходит из саги о Хаконе Добром.
После этого конунг Хакон отправился на восток вдоль побережья Скании и всюду беспокоил; он брал деньги и дань с земли и убивал всех викингов, где находил их, как датчан, так и вендов».
Heimskringla
После этого начального номера есть несколько ссылок на «Vends» и «Vendland». Интересно отметить, что Хакон жил в середине 900-х годов нашей эры, хотя вендские племена существовали на южном побережье Балтики задолго до него. Также интересно отметить, что венды в этом конкретном упоминании называются «викингами», что предполагает, что имя «викинг» относилось не только к налетчикам и пиратам из ранней Скандинавии.
В отличие от восточных славян, которые, если верить сагам, приглашали скандинавов править собой, отношения между венедами и скандинавами, по крайней мере, поначалу, кажутся более враждебными. Как указано выше, Heimskringla десятки раз упоминает вендов и вендландов, в основном в связи с битвами и рейдами. Примером этого является то, что сегодня Гольштейн в Германии. Еще в эпоху викингов Гольштейн был известен как Вагрия, территория, управляемая западнославянским племенем вагров (или вагри). Старое название города Ольденбург в Гольштейне — Старигард, что в переводе со славянского означает «старое поселение». У викингов было собственное любимое название поселения: Brandehuse, или «сожженные дома».
Есть, однако, некоторые упоминания о браках и политических взаимодействиях. Одна из самых известных историй об этом происходит из саги об Олафе Трюггвасоне, будущем короле Норвегии. Задолго до того, как стать королем, он был рейдером. Во время одного из его первых рейдерских приключений шторм выбросил его на мель на побережье Вендланда. Там он познакомился с местным королем Буреславом, а также с тремя его дочерьми. Влюбленный в старшую из них, которую звали Гейра, Олав женился на ней и стал одним из вождей воинов Буреслава.
что случилось с вендами ?
После 983 г. н.э. венеды стали подвергаться все большему давлению со стороны немцев, датчан и поляков. Поляки несколько раз вторгались в Померанию. Датчане часто совершали набеги на балтийские берега. В 1147 году немцы начали крестовый поход против венедов на территории современной северо-восточной Германии. Последовал длительный период повторного заселения с 12 по 14 века, когда большое количество немцев преобразовало культуру этого района со славянской на германскую. Хотя намеки и подсказки древней славянской культуры остались, многое было утеряно со временем.
Надеюсь, вам понравился этот пост. Если вы хотите видеть больше подобных статей, не забудьте зарегистрироваться в моем Клубе читателей.
Зарегистрироваться
Подпишитесь, чтобы ежемесячно получать новые сообщения в блоге и другой бесплатный контент!
Почтовые теги:
#История викингов#Викинги#Венды
Похожие сообщения
Эпоха викингов
Изменение климата и рассвет викингов
Автор: Эрик
Было проведено множество исследований и статей об эпохе викингов, о том, когда она началась и почему. В этом посте я хотел сделать шаг назад, к тому, что могло привести к эпохе викингов, и просто задать несколько вопросов для размышления…
Подробнее Изменение климата и рассвет викинговПродолжить
Люди викингов
Почему Хакон Добрый?
Автор Эрик
На протяжении многих лет многие люди спрашивали меня, почему я выбрал Хакона Харальдссона (или «Хакона Доброго», как его называют в сагах) главным героем серии «МОЛОТ БОГА» (да, это будет серия, обещаю) . Хотя мы не знаем всех фактов из жизни Хакона, мы знаем, что история Хакона, даже если она отчасти правдива, берет многие нормы литературы викингов и переворачивает их с ног на голову. Во многих смыслах Хакон — антивикинг, но, тем не менее, запоминающийся герой. И именно это привлекло меня к нему.
Подробнее Почему Хакон хороший?Продолжить
Люди викингов
Влияние короля Ательстана на Хакона Доброго
Автор: Эрик
Сегодня я хотел поближе познакомиться с королем Ательстаном, королем Англии, а точнее, с его возможным влиянием на приемного сына, Хакона Доброго.