Содержание
Происхождение и расселение восточных славян
Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.
Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.
Внутри славянской общности стали складываться союзы племен — прообразы будущих государств.
В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.
Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.
К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.
Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.
География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет».
В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).
Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.
Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.
Основа их хозяйственной деятельности — пашенное земледелие: в восточной части — подсечно-огневое, в лесостепной — переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.
Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).
Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.
Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.
Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).
Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.
Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.
Восточные славяне их происхождение, расселение племен, занятия кратко (Таблица, карта)
Восточные славяне — это культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Племена восточных славян, которые слились в единую народность, составили основное население Древнерусского государства в средние века.
Происхождение восточных славян
Восточные славяне являются одной из ветвей прославянской общности (прославяне), они жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу, часть Азии и до самой Индии.
Происхождение восточных славян относят к 6 веку нашей эры с началом распада прославянской общности, и из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь, то есть восточные славяне (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.
В таблице показано расселение славян после распада после распада прославянской общности:
Ветвь славянства
|
Этносы
|
Место расселения
|
Цивилизационный путь развития
|
Южные славяне
|
Болгары, сербы, хорваты и другие
|
Балканский полуостров
|
Синтезный. Синтез античного наследия благодаря соседству с Византией.
|
Западные славяне
|
Поляки, чехи, словаки и другие
|
Центральная Европа: бассейны Вислы и Эльбы
|
Синтезный. Синтез античного наследия благодаря контактам с жителями Западной Европы
|
Восточные славяне
|
Русские, украинцы, белорусы
|
Восточно-Европейская равнина
|
Бессинтезный, что задержало развитие государственности
|
Этнические факторы формирования древнерусской народности:
Таблица расселение восточных славян их основные племена
Расселение восточных славян георгафически выглядело следующим образом: в центре размещались поляне, древляне, дреговичи, северяне; на севере — словене и кривичи; на востоке — радимичи и вятичи; на юге — тиверцы и уличи; на западе — волыняне и бужане.
Основные племена
|
Расселение восточных славян
|
Кривичи
|
Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины. Главные центры — Полоцк, Изборск, Смоленск
|
Вятичи
|
Междуречье рек Оки, Клязьмы, Волги. Назывались в честь своего князя Вятко.
|
Ильменские словене
|
Вокруг озера Ильмень, в бассейне рек Волхов, Ловать, Мста, в верховьях реки Мологи. Главные центры — Ладога, Новгород
|
Радимичи
|
По реке Сож и бассейн реки Сула. Назывались в честь первого князя Радима.
|
Древляне
|
По реке Припять. Главный город — Искоростень на реке Уж
|
Дреговичи
|
Между реками Припять и Березина. Главный город — Туров на Припяти
|
Поляне
|
По берегам реки Днепр и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Главный центр — Киев
|
Уличи
|
Нижнее Поднепровье, Побужье и на берегах Чёрного моря
|
Тиверцы
|
По реке Днестр (или Тивер) и близ устья Дуная
|
Северяне
|
По среднему течению реки Днепр и по реке Десна. Главный центр со временем — Чернигов
|
Полочане
|
Берега реки Полоти, бассейн Западной Двины. Главный город — Полоцк
|
Белые хорваты
|
Северная часть западных склонов Карпат. Обитали вокруг города Перемышль на реке Сан.
|
Дулебы (позднее бужане, волыняне)
|
На территории Западной Волыни, к югу от реки Буг, верховья реки Припять
|
На карте ниже видно как племена воссточных славян расселялись по территории Европы.
Этнические контакты восточных славян в период расселения
Народы и племенные группы, контактировавшие со славянами
|
Результаты их контактов
|
Финно-угры: чудь, весь, меря, мурома, мещера и другие
|
Частичная ассимиляция
|
Балты: жемайты, аукшайты, латгалы, ливы и другие предки латышей и литовцев
|
Частичное вытеснение этих пленмен с занимаемых ими первоначально территорий
|
Иранские племена: скифы, сарматы
|
Полная ассимиляция
|
Занятия восточных славян таблица
Вид занятий
|
Занятия восточных славян
|
Земледелие
|
Переложно-залежная система земледелия — это когда почва восстанавливает своё плодородие естественным путём: на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2-4 года, пока полностью не восстановится травяной покров
Подсечно-огневая система земледелия — это когда предварительно расчищали пашни из-под леса: деревья подрубали и оставляли сохнуть, а затем выкорчёвывали и сжигали. Участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый.
Пашенное земледелие — сдесь использовали для обработки земли различное пахотное орудие.
В южных районах выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овес. В северных районах выращивали подсеку — лен конопля, также рожь и овес.
|
Скотоводство
|
Крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашняя птица, лошадь (изначально как мясо, затем как орудие — тягловое животное)
|
Промыслы
|
Присваивающее хозяйство типа «человек-природа»: охота, собирательство, рыболовство, бортничество (сбор мёда диких пчёл)
|
Ремесло
|
Производящее хозяйство типа «человек-техника»: железоделательное, кузнечное, гончарное, ткацкое, столярное, кожевенное, ювелирное
|
В родовых общинах господствует коллективная собственность на средства производства и продукты труда
Схема занятия восточных славян
____________
Источник информации:
1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.
2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.
3. История Отечества в таблицах и схемах / И.Н. Кузнецов. — Ростов: 2013
Раннее средневековье (славянское) поселение в районе Чески-Крумлова
Раннее средневековье
период начался в Чехии, а также в районе Чески Крумлов,
где-то в первой половине VI века нашей эры. Мы можем предположить
что почти обезлюдевший пограничный регион новой колонизации
территория была заселена славянами чуть позже. Поселение
Плотность и характер района Чески-Крумлов в Среднем
Период веков был очень похож на плотность расселения и
характер предшествующего периода — Первобытных Времен (The
Поселение первобытных времен в районе Чески-Крумлов).
археологические объекты — движимое и недвижимое имущество не
отличные от первобытных. Мы обнаружили сайт
укрепленное поселение, несколько могильных курганов и редкая местность
поселение осталось до сих пор. Два существенных изменения стоят
упоминание. Есть первое письменное свидетельство Чески.
Крумловщина и ее история. Римские церкви, построенные из камней
и миномета конца XII века сохранились
в самой южной части Богемии.
Территория города Чески Крумлов является старейшим известным
первобытное место в районе Чески-Крумлов. Славяне поселились
вплоть до 8 века нашей эры. Местные населенные пункты входят в число
старейшие обнаруженные поселения в Южной Чехии. Половина земли
остатки хижины исследовал археолог П. Бржихачек в
1991-1992 гг. Несколько фрагментов керамики 8-12 вв.
века происходят из нескольких других населенных пунктов города Чески.
Крумловский район (г.
Первобытные времена и поселение раннего средневековья в районе г.
город Чески-Крумлов).
Курганы кажутся очень типичными памятниками раннего средневековья
в Южной Богемии. Археологи исследовали несколько курганов в г.
Чески-Крумловская область в 1920-х гг. В 1926 году всего четыре
курганы раскопали А. Стокий и Л. Янсова в
Слабошовка возле Беседнице
Я.А. Некоторые находки (мелкие кусочки угля и обгоревшие кости)
экспонируется в Пражском национальном музее. Керамический сосуд
раскопаны в курганах, которые искали К. Брдлик и Л. Франи.
чуть позже в Мравенечнике возле Болетика
можно увидеть в Чески-Крумловском крае Национальной истории и
Музей географии. Другие могильные курганы раннего среднего периода.
В Крави-горе искали период веков.
Единственная известная типичная раннесредневековая стоянка укрепленного
Существование поселения в районе Чески-Крумлова было доказано
археологи. Он был основан славянами в западной части
Кржемежска
Бассейн долины где-то во второй половине 8 века.
(
Славянское городище у Куклова). Сайт
раньше располагалось укрепленное поселение на площади 2 га
на невысоком мысу между двумя ручьями. Там был укрепленный
акрополь с самой высокой точкой на высоте 636 м над уровнем моря
на уровне моря, два передних замка, укрепленных каменной преградой и
ров. Прочие укрепрайоны — маленькие достопримечательности укрепрайона
поселение конца периода раннего Средневековья
(конец 12 — первая половина 13 вв.
век) известны. Один из них располагался на вершине
редут Разиберка возле Болетика, в центре королевских владений.
Один из двух старейших населенных пунктов Южной Чехии — Затонь
упоминается в письменных документах. Находится в Чески-Крумлове.
региона и лежит над Влтавой.
Река между Чески-Крумлов и Рожмберк.
Князь Бржетислав I (1037-1055) посвятил владения Затоня
Бенедиктовский монастырь Остров. Затонь – единственное место в
Чески-Крумловский регион упоминается в письменной форме до конца
12 век. Строительные работы местного Иоанно-Предтеченского собора
Часовня восходит к 13 веку, римское сакральное здание
останки, датируемые 11 или 12 веком, не были
обнаружено до сих пор.
Церковь Св. Николая (римская архитектура) датировка
с конца 12 века в Болетике
является уникальным памятником раннего средневековья. Он располагался в г.
Болетик
княжество и, наконец, царское владение. Ребут Разиберка
и церковь Святого Николая были мирскими и церковными символами
управления и власти монарха. Церковь Болетице находится
старейшее архитектурное сооружение в районе Чески-Крумлов. Поздно
Римские церкви можно было увидеть в середине 13 века,
когда готический стиль постепенно начал влиять на Богемию. В 1220 г.
была приходская церковь Пршидоли
недалеко от города Чески Крумлов. призматическая башня г.
Замок Рожмберк был построен в конце 13 века. это
сохранившаяся позднеримская светская постройка в районе Чески Крумлов.
Он входит в число зданий, построенных в средние века.
Плотность населения в раннем средневековье
поселение в районе Чески-Крумлова было намного выше, чем
упомянутые памятники указывают. Это доказывает современный период
открытия — поселение раннего средневековья остается между
Монастырь
Злата Коруна и небольшой городок Каменный Уезд и большой
количество коллекции керамики, найденной в деревне Мирковице.
(я)
Дополнительная информация:
археологические исследования в районе Чески-Крумлова
археологические исследования в городе Чески-Крумлов
Расселение славян в Македонии
О
расселении славян в Македонии
Прибытие славян на Балканы ознаменовало процесс интеграции межбалканского субстрата со славянами. Лидия Славеска предполагает, что синтез материальных, культурных и духовных ценностей аборигенов и завоевателей является неизбежным процессом и длится многие века. На Балканах она предполагает, что начало их сожительства является дополнительным фактором в констатации того, что славянские племена не селились на безлюдной и пустой территории. Скорее, соприкасаясь с совершенно новой культурой, с людьми, говорящими по-другому и идущими по-другому, смешивание двух разных цивилизаций и культур было неизбежным. Непосредственный контакт привел к переплетению двух наследий: древнего балканского культурно-мифического наследия с новой славянской культурой и мифологией.
Исторические, археологические и лингвистические исследования показывают, что после расселения славян на балканских территориях их культурное наследие интегрировалось с культурным наследием коренных жителей. В митрополии Святого Эразмо близ Охрида были обнаружены скелеты, которые можно разделить на две группы: более старые скелеты принадлежат людям, жившим в 7 х и 8 х веках, а более молодые — людям из 9 й и 10 -й век. М. Штефанчич установил, что скелеты различаются по демографическому и антропологическому представлению.
Византийские документы содержат сведения об осаде Салоник аваро-славянами в 586 г.: «Если представить, что в это время в Салониках собрались все македонцы, фракийцы и ахейцы, то все они вместе не представляли бы и малой части та толпа варваров, которая тогда осадила город».
Там указано, что македонцы и славяне принимали участие в осаде Салоник как члены двух противоборствующих сторон. Однако есть письменное свидетельство, в котором говорится, что во время вторжения на Крит Никефора Фоки в 9 г.61 г. византийский император «собрал корабли и отобрал пехоту фракийцев, македонцев и склавенов». Этот факт свидетельствует о том, что сожительство древних македонцев и пришлых славян, живя вместе на одной территории, стало частью исторического процесса, характеризующегося смешением на этих территориях двух и более этносов. Немногие древние города пережили нашествие славян, особенно в Македонии, и немногие из них сохранили свои старые названия. Однако «предания об исчезнувших городищах сохранились. Они были зафиксированы, в том числе, и церковным управлением, где появились новые епископства как правопреемники прежних».
Свидетельства археологических находок по всей Македонии дополняют заметное отсутствие письменных сведений о постепенном переплетении духовного и материального наследия коренных македонцев с принесенным славянскими племенами-завоевателями. Исследования Блага Алексовой в восточной Македонии обнаруживают следы обеих культур: славяне переняли памятники туземцев, и, следовательно, по реке Брегалница и в окрестностях Демира Капия пришельцы построили свои церкви на фундаменте македонских храмов, отдав в в то же время чисто славянские характеристики строительному материалу: гравировка знаков славянскими азбуками и характерно славянские загадочные линии и штрихи.
Славяно-македонцы переняли древнее культурное наследие в подходящем для них объеме как завоеватели территории, где жили древние македонцы, утвердив свое право на это наследие через ассимиляцию двух народов. Отсюда мнение, что в построении исторического сознания македонского народа взаимоучастие двух традиций: классических традиций древних жителей Македонии и традиций славян-завоевателей.
Коллективная память также может быть полезна для определенных выводов о роли устных преданий, связанных с историческими личностями и историческими событиями. В ряде случаев многие народы основывали свое сознание принадлежности к строго определенному этносу на такой привязанности к прошлому, проводя длинную и непрерывную линию от «старого» к «нынешнему». Македонская народная традиция живо лелеяла и сохраняла в народной памяти мистифицированную память о своих предках. Эти воспоминания были тесно связаны со средневековой культурой, но в то же время включали в себя новые элементы и символы под влиянием современной историографии. Наряду с зарождением современной южнославянской исторической мысли «шел процесс формирования этнокультурной македонской зоны».
Анте Поповски, комментируя приход славян на Балканы и их контакты с культурой древних македонцев, пишет: «Таким образом, древние македонцы на протяжении всего 3 rd века н. э. и до их ассимиляции в другую этнос, не расстались ни с собственным именем, ни с именем своей знаменитой македонской родины.Вскоре после этого началась славянская колонизация Македонии.То есть свершился акт грандиозной исторической встречи двух этносов: македонского классического этноса , который, смешиваясь со славянским этносом, исчезал из истории как самостоятельный и автогенный этнос, и славянский этнос, унаследовавший и свои земли, и славу и который по неизбежному и неоспоримому закону природы унаследовал кровь и желания древних македонцев во многом.Поэтому та встреча остается одним из самых важных событий в многовековой истории Балкан.Селившиеся там славяне и древние македонцы, отдавшие им свою землю через бури и кровь, совершили эпическое слияние, которое на протяжении всей истории продолжает называться македонским».
Быстро, примерно на 40 лет, к югу от долины реки Бистрица (Халиякмон) и к западу от Салоник (Солун или Салоники) поселились драговиты (Драговити). Их соседями к северу от них были велегезиты (велегезиты), а между Охридом, Битолой и Велесом поселились берзиты (бршачи). Рядом с Салониками поселились Сагудаты (Сагудати), а к востоку от Салоник и на полуострове Халкидики провозгласили отечеством Ринхины (Ринхини). По долинам Струмы и Струмешницы поселилось племя струмжани, а к востоку от Месты — смоляне (смольяны). Часть драговцев осела даже в Пологской долине. Во второй половине 7 9В 0050-м -м веке, точнее в 675 году нашей эры, путем образования Второго Великого Союза Племен во главе с родами Ринхинов, Пребондов, македонских славян, были наилучшие условия и пути для формирования своего собственного средневекового государства. Это был период, когда на территории Македонии уже существовало множество склавинов (упоминаемых также как склавинии), которые представляли собой организованные туземно-племенные объединения. Все они были местопребыванием македонских славянских племен, в которых Византия не имела власти. Sclavinaes управлялись независимыми македонскими славянами Comes. Одним из них был Prebond. После образования союза византийцы, испугавшись его, быстро вмешались и разрушили его. В «Чудесах св. Димитрия (Димитрия) Салоникского, второй том, упоминается, когда византийцы пытались захватить Пребонд, и когда им это удалось, он говорил:
«Если я вернусь на свою должность, я больше не буду заботиться о мире. И действительно, он не оставит ни одного места, земли или моря, не тронутого войной, которую он поведет, а также убьет все византии»
Разделил судьбу своего предварительного, приходящего Хакона (читай Хатсона), который в 616 г. объединил в Первый Великий союз македонских славян (драговитов, сагидатов, велегезитов, ринхинов, берзитов…).
Относительно использования термина «Македония» в начале XIX в.-го -го века, интригует письмо, отправленное византийским императором Михаилом 2 -го -го (годы правления 820-829) Людовику ле Дебоннеру 10 апреля -го , 824 года. Михаил писал о восстании Фомы Славянина в 821-824 годах: «Фома… взяв наши корабли и лодки, имел возможность войти в (некоторые) части Фракии и Македонии. Такими быстрыми действиями он осадил наш город (Константинополь) и окружили его флотом в декабре месяце индикта 15 (декабрь 821 г.)». Кроме того, в своем письме к императору Священной Римской империи Михаил пишет, что среди мятежников у Фомы были выходцы «из областей Азии, Европы, Фракии, Македонии, Фессалии и из окрестных склавенов». По-видимому, Михаил 2 nd в отношении Македонии в первом случае имел в виду тему Македония, а во втором случае как географическое и историческое образование. Под выражением «окрестные склавены» он имел в виду славян, в первую очередь македонских славян.
Коменьят, автор книги «О взятии Салоник» (арабами в 904 г.), приводит ряд подробностей о македонских славянах, упоминая также драговитов, сагудатов, стримцев и других, компактное славянское население которых проживало вблизи Салоник (Солуни). Коменьят пишет: «Наша родина, друг мой, Салоники, и прежде всего я познакомлю тебя с этим городом… великим и первым городом македонян…»
Получается, что главной целью проникновения славянских племен на юг были Салоники. «И они (славяне) заявили, что пришли осадить и завоевать Салоники и окрестные города. Когда император услышал это, он расстроился и немедленно написал Герману, чтобы он отложил свой путь в Италию и помог Салоникам и другим городам». , пишет Прокопий Кесарийский, упоминая Македонию в своей «Истории войн».
Борьба за этот стратегически важный и богатый город не ослабевала с первых славянских вторжений на Балканы. Первое зафиксированное нападение произошло 26 октября -й г., 584 г., когда в Салониках праздновали день памяти св. Димитрия (Димитрия). Трёхтомный сборник «Чудеса св. Димитрия Салоникского» считается наиболее значительным произведением ранневизантийской литературы; первый том, содержащий отчет о нападении славян на Салоники в день св. Димитрия, был написан архиепископом Салоникским Иоанном. По поводу атаки пишет:
«В поле у святого храма человек увидел не очень многочисленное варварское войско (мы насчитали их вместе до пяти тысяч), но очень сильное, так как оно состояло из отборных опытных бойцов. .. и до позднего вечера ночь они сражались, и люди победителя (защитники Салоник) подвергали себя большому риску, когда они нападали и отступали, потому что, как сказано, они имели отборные цветы всего славянского народа для своих противников.Наконец, когда помощь прибыли, варвары были изгнаны, и они отступили».
25 июля , 877 оккупанты предприняли решительную атаку: три дня штурмовали городские валы, но взять их штурмом не удалось. Захватчиками были славяне, жившие в окрестностях Салоник, как утверждают византийские источники; к середине -х годов века «все салоники говорили на чисто славянском языке и вскоре город получил свое славянское имя Солун», согласно тем же источникам.
Поселившись в Македонии, славяне внесли глубокие изменения в социально-экономические отношения в жизни Византии. Они разоряли города, заменяли деньги меновой как средством платежа, вносили коренные изменения в сельское хозяйство, создавали самостоятельные племенные образования и уничтожали последние остатки римского рабовладельческого строя, создавая условия для установления совершенно новых, феодальных общественных отношений. От коренного населения пришельцы унаследовали христианство, которое проникло вглубь Македонии еще в 4 9 г.0050-й век. Христианизация славян не была ни быстрой, ни легкой, и зафиксировано, что они:
«Они ничего не знали об имени Христовом, служили скифскому безумию, верили в Солнце, Луну, а также в другие звезды, а некоторые из них даже приносили жертвы собакам… Они закрывали глаза и уши не видеть и не слышать, когда побежденных христиан… в разговорах с ними упоминалось учение Христа…»
Христианство разрушило и ускорило распад родового общественного строя. Князья чаще брали на себя элементы государственной власти, и число вооруженных людей в их склавинах постоянно увеличивалось при феодализме. 8 -й век в Македонии был веком, когда ускорилось формирование македонского народа, имя Македонии и македонцев стало все более доминирующим и когда о Македонии можно было говорить как о четко определенной территории и отдельном народе.
Бранко Панов утверждает, что с 6 го по 11 е века македонские склавины оставались вне Византийской империи, большинство из них были независимыми княжествами со своими князьями. Начиная с 8 века и далее, ряд источников подтверждает, что македонские склавинии фактически уже принимали форму государств с хорошо обученными и относительно хорошо оснащенными армиями, особенно тяжелой пехотой. Склавинии были способны противостоять византийским нападениям, а их правители могли с помощью армии подчинить себе людей, населявших эти родовые и племенные общины. Все эти склавины составляли общую языковую территорию, где был распространен славянский язык; явные свидетельства того, что на территории Древнемакедонского государства существовали все элементы, необходимые для того, чтобы македонские славяне считались нацией. Сознание этнической и государственной индивидуальности было настолько сильным, что, даже когда Македония попала под болгарскую и византийскую власть, оно сохранялось у македонцев и проявлялось в различных формах: они сохраняли самоуправление и продолжали избирать своих князей, продолжали пользовались славянской речью и практиковали свои обычаи.