Древнерусский период: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Семинар 17 «Древнерусское государство (IX – начало XII вв.). Причины феодальной раздробленности. Древнерусский город»

Семинар 17

Проблемы для обсуждения

  1. Возникновение государства у восточных славян. Норманнская теория
  2. Социально-экономическое и политическое устройство Древнерусского государства. Причины феодальной раздробленности.
  3. Древнерусский город и его роль в развитии государства.

Прочитать

  1. История России с древнейших времен до начала XVII века / под ред. Л.В. Милова – Глава 3. «Государственность восточных славян», Глава 5. «Общество и культура восточных славян в эпоху раннего Средневековья».
  2. Лукин П.В. Новгородское вече: старые концепции и новые данные (в сокращении).

Вопросы

1. Возникновение государства у восточных славян. Норманнская теория

  1. Покажите на карте территорию расселения восточнославянских племен.
  2. Кто такие «варяги»? Как выглядит процесс становления древнерусского государства с точки зрения норманнской теории?
  3. В чем вы видите сильные и слабые стороны норманнской теории?
  4. Какую роль норманны играли в истории древнерусского государства с точки зрения противников норманнской теории?
  5. Каким образом у восточных славян разрешился конфликт между родоплеменной знатью и военным вождем?
  6. О каких особенностях положения князя и его дружины в обществе свидетельствует план князя Святослава перенести столицу своего государства в Переяславец на Дунае?

2. Социально-экономическое и политическое устройство Древнерусского государства. Причины феодальной раздробленности

  1. Как было организовано государственное управление в Древнерусском государстве на начальном этапе его существования?
  2. В чем заключалось своеобразие роли дружины в государственном управлении в Древней Руси?
  3. В чем вы видите сходства и различия между княжескими дружинниками в Древней Руси и западноевропейскими феодалами?
  4. Какие изменения в организации государственной власти, произошедшие во времена правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, вы считаете наиболее важными? Почему?
  5. В чем вы видите причины феодальной раздробленности на Руси?
  6. Сравните устройство феодального государства в Западной Европе и на Руси в период раздробленности.

3. Древнерусский город и его роль в развитии государства

  1. Какую роль в жизни Древней Руси играли ремесло и торговля?
  2. Какими товарами торговали древнерусские купцы? Куда они их поставляли? Насколько важную роль в торговле играла продукция ремесленников?
  3. В чем состоит отличие между градом-крепостью и городом-поселением?
  4. Какой из этих двух типов поселений, по вашему мнению, был более типичным для Древней Руси в XI—XII веках?
  5. Какие из известных вам древнерусских городов были крупными торговыми центрами?
  6. Что Вы знаете о Ганзейском союзе? Какие средневековые торговые республики Вам известны?
  7. Являлось ли новгородское вече институтом политической власти?
  8. Можете ли вы найти ему аналог в истории европейских городов?
  9. С каким органом власти, известным вам из европейской истории, можно сравнить новгородский «совет господ»?
  10. Дайте сравнительную характеристику социально-политического устройства Новгородской республики и средневекового Любека.
  11. В чем вы видите отличия роли города в жизни средневековой Европы и Древней Руси? Чем вы можете их объяснить?


Видеоролики к семинару

1. «Откуда есть пошла русская земля… Ладога» (Россия, Балтик-видео, 2001), отрывок (возникновение Старой Ладоги).

Скачать видеоролик (представлен в учебных целях)

 

2. «История государства Российского» (Россия, Star Media, 2007). Серия 1 «Рюрик».

Скачать видеоролик (представлен в учебных целях)

 

Древнерусская литература. Представление материала

Структура представления материала

Фонды древнерусского сектора Отдела рукописей насчитывают около 35000 единиц хранения. Это рукописные книги самого разного содержания, созданные в XI – XIX вв. В этом огромном массиве рукописной книжности особый интерес представляют так называемые четьи сборники, в состав которых входят сотни и сотни произведений древнерусской литературы. Некоторые из них сохранились только в одном списке, как правило, отстоящем от времени создания текста на несколько десятилетий и даже столетий. Многие произведения дошли до нас в сотнях списках в том или ином числе редакций. Поэтому у нас есть возможность представить текст произведения по нескольким спискам разного времени, в разных редакциях. Очевидно, что большой массив разнородного материала требует четкой структуры представления. Какова же она?

Материал расположен в хронологическом порядке и распределен по восьми разделам в соответствии с восемью веками развития древнерусской литературы и книжности: начиная с XI века и завершая XVIII веком. Важно подчеркнуть, что распределение памятников «по векам» осуществлено по единому принципу: памятник отнесен к определенному веку по времени создания текста произведения в его древнейшей дошедшей до нас редакции (а не по времени создания рукописи, сохранившей этот текст!). Так, например, в разделе XII в. представлены рукописи, созданные в более позднее время, но содержащие списки произведения (возможно, в более поздних редакциях), созданного именно в XII веке.

Формальное распределение материала «по векам» связано с тем, что периодизация древнерусской литературы до сих пор является вопросом дискуссионным. Существует несколько концепций, основанных на исторических или стилистических подходах к избранному материалу. Применение таких систем для большого массива самых разнообразных произведений затруднительно.

Краткая характеристика литературных тенденций в XI – XVII вв.

Развитие литературы в любую эпоху тесно связано с историческими событиями. Поэтому, обращаясь к материалу «литературного» ресурса, приходится вспоминать основные вехи русской истории. Приведенные ниже сведения весьма схематично отражают главные черты литературного процесса того или иного столетия.

XI век – время становления и расцвета русского государства с центрами в Киеве и Великом Новгороде. В литературе господствует монументальный стиль. Формируется жанровая система древнерусской книжности, создаются жития первых русских святых, начинается летописание. См. Список документов

XII век – начало процесса феодальной раздробленности. Появляются новые литературные центры: Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Смоленск, Галич, Владимир Волынский и др. В литературе возникают местные черты, расширяется состав жанров, появляются злободневные темы. См. Список документов

XIII век – вторжение монголо-татарского войска (1240 г. – битва на Калке) и начало золотоордынского ига приводят к появлению в литературе остро звучащей трагической и патриотической темы судьбы русской земли. Упадок культурных центров. Независимость сохраняют северо-западные земли – Великий Новгород и Псков остаются очагами культуры. См. Список документов

XIV век – во второй половине столетия, во время, предшествовавшее Куликовской битве (1380 г.), появляются предпосылки экономического и духовного подъема Руси. Наступает эпоха, которую ряд исследователей сопоставляет с западноевропейским Предвозрождением. В литературе развивается экспрессивно-эмоциональный стиль, возрождается летописание, агиография. Конец столетия отмечен так называемым вторым южнославянским влиянием. См. Список документов

XV век – эпоха «Предвозрождения» отмечена развитием публицистики и религиозно-общественных движений, которые приобретали форму ересей. Расширяется интерес к естественнонаучным и историческим знаниям. Во второй половине столетия распространяются произведения переводной светской беллетристики и создаются первые оригинальные русские произведения повествовательной литературы. В творчестве развивается индивидуальное начало. См. Список документов

XVI век – усиление процессов централизации государства, торможение «возрожденических» (гуманистических) тенденций, регламентация всех сфер жизни общества. Эпоха развития и расцвета в литературе официозного стиля «второго монументализма», грандиозных историографических и агиографических проектов митрополита Макария и Ивана Грозного. Во второй половине столетия в России появляется книгопечатание, что не привело, в отличие от стран Западной Европы, к угасанию рукописной традиции. См. Список документов

XVII век – время перехода от литературы средневекового типа к литературе нового времени. Политическая Смута в начале столетия породила сильную демократическую струю и в общественной жизни, и в литературном процессе. Появляется писательский профессионализм, все отчетливее выступает индивидуализация творчества, авторское личностное начало. Развивается система жанров повествовательной литературы, появляется силлабическая поэзия и театр. Наряду с этим, церковный раскол во второй половине столетия стал толчком для расцвета эсхатологических идей и полемического богословия, так же как и для мощной постпечатной рукописной традиции, существовавшей в России вплоть до ХХ века. См. Список документов

XVIII век – время сосуществования двух «литератур»: зарождающейся и быстро набирающей рост литературы нового времени и еще достаточно сильной струи рукописной книжности. Не только продолжают переписываться памятники, созданные в предшествующие столетия, – в русле старой рукописной традиции создаются и новые произведения. Лишь постепенно в XVIII веке эта традиция уходит на периферию литературного процесса. Наиболее ярким и творческим явлением предстает старообрядческая литература. См. Список документов

Принципы транслитерации и аннотирования произведений

  • Текст произведений древнерусской литературы передан современным гражданским шрифтом. Вышедшие из употребления буквы славянского алфавита заменены современными:
    и десятеричное – и, омега – о, диграф оу – у, кси – кс, пси – пс, йотированное а и юс малый – я, фита – ф, йотированное е – е, ипсилон – и или в, ять – е, юс большой – у. Буквы ъ и ь опускаются на конце слова, если это соответствует современным правилам орфографии, й пишется в соответствии с современным пониманием текста.
  • Титла раскрываются, при раскрытии сокращений соблюдаются правила современной орфографии. Выносные буквы при транслитерации вносятся в строку.
  • Особенности орфографии списков отражаются в транслитерации только в тех случаях, когда они имеют грамматическое значение.
  • Пунктуация ориентирована на современные правила.
  • Буквенные обозначения чисел заменены арабскими цифрами.
  • В квадратные скобки заключены незначительные по объему редакторские вставки, являющиеся исправлениями очевидных пропусков писца.
  • Знаком […] отмечаются крупные лакуны в тексте, вызванные утратой листов или, возможно, допущенные самим писцом при переписывании текста.
  • Полужирным шрифтом выделены фрагменты текста, выполненные в рукописи киноварью.

Аннотация к произведению содержит краткую характеристику историко-литературного значения памятника и основные сведения об особенностях, истории бытования и поступления в библиотеку той рукописной книги, в составе которой читается текст. Приведена основная библиография и ссылки на авторитетные профильные интернет-ресурсы.

Каждая рукописная книга снабжена кратким археографическим описанием, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке от шифра рукописи.

Возможности поиска

Интернет-ресурс позволяет осуществить автоматический поиск нужного текста по следующим параметрам: шифр рукописи, название произведения, слово или словосочетание в инципите текста, персоналия (имя автора, писца, прежнего владельца рукописи), сюжет иллюстрации (по ключевому слову) и имя лица, изображенного на иллюстрации. Возможен также поиск по ключевому слову по всему массиву текстов.

При поиске по тексту следует учесть, что орфография древних памятников варьируется в зависимости от времени и места создания рукописи. Поэтому для результативности поиска целесообразно сформировать поисковые запросы в возможных орфографических вариантах, например: сердце — срьдце, и т. п.

Результатом поискового запроса является перечень произведений с указанием номеров конкретных листов рукописей и возможностью перехода к просмотру соответствующих фрагментов.

Формы поиска

Технологическая основа проекта

Интернет-ресурс продолжает серию проектов Российской национальной библиотеки по представлению в Интернете рукописных книжных памятников. Существенная особенность данного ресурса состоит в том, что его содержание будет регулярно пополняться по мере подготовки нового материала. Объем материала поистине безграничен. Принципиальным техническим условием для решения такой задачи является использование в качестве основы четко структурированной электронной базы данных.

Проект реализован на основе разработанной специалистами Российской национальной библиотеки информационно-поисковой системы «Депозитарий», которая используется для формирования электронной базы данных рукописных фондов. Этот инструмент позволяет соединить цифровые копии рукописей с транслитерацией текстов источников и обеспечить материал удобным поисковым аппаратом.

Информационно-поисковая система «Депозитарий» – уникальная разработка Российской национальной библиотеки в сфере информационных технологий, созданная специалистами Отдела автоматизации, Отдела рукописей и Дома Плеханова. Система используется как многофункциональный ресурс при работе с рукописными фондами – от учетно-регистрационного и научного описания рукописи в электронной базе данных до электронного представления памятника или коллекции в Интернете.
Среда разработки: MS Visual C#, СУБД MS SQL Server 2008 R2.
В основу концепции ИПС «Депозитарий» положено принципиальное представление о том, что каждая рукописная книга является не только источником информации, но памятником письменной культуры. Поэтому рукопись должна быть изучена и описана всесторонне – и с точки зрения содержания, и как предмет материальной культуры. В соответствии с этим ИПС «Депозитарий» состоит из блоков полей, позволяющих зарегистрировать и обеспечить автоматическим поиском все значимые элементы каталогизируемой рукописи. Существенная структурная часть ИПС «Депозитарий» – это базовые справочники, обеспечивающие унификацию терминологии и результативность автоматического поиска.
Научная составляющая ИПС «Депозитарий» базируется на двухсотлетней традиции российской археографии. Система стала реализацией теоретических принципов «надежности в области работы с рукописями», выдвинутых академиком Д. С. Лихачевым (см.: Лихачев Д. С. Текстология. Л., «Наука», 1983. С. 114–116) в качестве важнейших для современного источниковедения.
Практической основой разработки стал библиографический формат RUSMARC, принятый в Российской национальной библиотеке. При этом детальность структурирования информации по полям базы позволяет конвертировать данные в любой стандарт, а также «выгружать» тот или иной избранный комплекс данных для различных Интернет-проектов, в частности, «вливать» данные в электронный on-line каталог Библиотеки.

русская литература | История, книги, авторы, резюме, важность и факты

Пушкин Александр Сергеевич

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лев Толстой
Федор Достоевский
Исаак Бабель
Александр Пушкин
Иван Тургенев
Похожие темы:
Социалистический реализм
лишний человек
попутчик
былина
Пушкинская премия

Просмотреть весь связанный контент →

Русская литература , совокупность письменных произведений на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.

Необычный облик русской литературной истории был источником многочисленных споров. Три крупных и внезапных разрыва делят его на четыре периода — допетровский (или древнерусский), имперский, послереволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (Великого; годы правления 1682–1725), стремительно вестернизировавшего страну, создали настолько резкий разрыв с прошлым, что это было обычным явлением в XIX веке. века, чтобы утверждать, что русская литература зародилась всего за столетие до этого. Самый влиятельный критик XIX века Виссарион Белинский даже назвал точный год (1739) начала русской литературы, тем самым лишив всех допетровских произведений статуса литературы. Русская революция 1917 года и большевистский переворот позже в том же году привели к еще одному серьезному расколу, в конечном итоге превратив «официальную» русскую литературу в политическую пропаганду коммунистического государства. Наконец, приход к власти Михаила Горбачева в 1985 и распад СССР в 1991 году ознаменовали еще один драматический перелом. Что важно в этой модели, так это то, что переломы были внезапными, а не постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой истории литературы.

Самым прославленным периодом русской литературы был XIX век, когда в поразительно короткий период были созданы бесспорные шедевры мировой литературы. Часто отмечалось, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения было создано при жизни одного человека, Льва Николаевича Толстого (1828–1819 гг. ).10). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни в одной культуре по чисто концентрированному литературному блеску.

Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет определяющими чертами глубокую озабоченность философскими проблемами, постоянное осознание своего отношения к культурам Запада и сильную тенденцию к формальному новаторству и нарушение принятых родовых норм. Сочетание формального радикализма и озабоченности отвлеченными философскими вопросами создает узнаваемую ауру русской классики.

Условный термин «Древнерусская литература» является анахронизмом по нескольким причинам. Авторы произведений, написанных в это время, явно не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого. Более того, этот термин, представляющий точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских произведений, затемняет тот факт, что восточнославянские народы (земли, тогда называвшейся Русью) являются предками украинцев и белорусов, а также современный русский человек. Произведения древнейшего (киевского) периода также привели к современной украинской и белорусской литературе. В-третьих, литературным языком, утвердившимся в Киевской Руси, был церковнославянский, который, несмотря на постепенное увеличение местных восточнославянских вариантов, связывал культуру с более широкой общностью, известной как Slavia orthodoxa — то есть восточно-православным южным славянам Балкан. В отличие от настоящего, это более широкое сообщество имело приоритет над «нацией» в современном смысле этого слова. В-четвертых, некоторые задаются вопросом, можно ли эти тексты правильно называть литературными, если под этим термином подразумеваются произведения, предназначенные для выполнения прежде всего эстетической функции, поскольку эти сочинения обычно писались для церковных или утилитарных целей.

Периоды в истории древнерусской литературы — История русской литературы

В категории ::: 00 Intro

Литература Древней Руси свидетельствует о русской жизни. Вот почему сама история в значительной степени диктует периоды литературы. Литературные изменения совпадают в основном с историческими. Какие периоды мы можем выделить в истории русской литературы с XI по XVII века?

Первый период в истории древнерусской литературы — это период относительного единства литературы, когда литература развивалась главным образом в двух центрах (связанных культурными связями): Киеве на юге и Новгороде на севере. Он длился одно столетие, одиннадцатое, и включал в себя начало двенадцатого. Это был период формирования монументально-исторического стиля в литературе, в котором монументальные формы сочетались с важным содержанием, когда ощущалась связь каждого события и каждого персонажа с мировой историей и со всем человечеством. Это был период первых русских жизнеописаний, Житий преподобных Бориса и Глеба и иноков Киево-Печерского монастыря и первой дошедшей до нас русской летописи — «Повести временных лет». Это был период единого Древнерусского Киево-Новгородского государства.

Второй период, с середины XII до первой трети XIII века, характеризуется возникновением новых литературных центров во Владимиро-Залесском и Суздале, Ростове и Смоленске, Галиче и Владимире-Волынском. В этот период появились локальные черты и темы, разнообразились жанры, в литературе возникло сильное злободневное и публицистическое течение. Этот период знаменует собой начало феодальной раздробленности.

Ряд общих черт этих двух периодов позволяет рассматривать их совместно (особенно принимая во внимание трудности датирования некоторых переводных и оригинальных произведений). Оба этих первых периода характеризуются преобладанием монументально-исторического стиля.

Затем наступает сравнительно короткий период ужасного монгольского нашествия, за которым следуют долгие годы монгольского владычества. В этот короткий период были созданы сказания о нашествии монголов на Русь, битве на Калке, взятии Владимира-Залесского, «Слово о разорении земли русской» и «Житие Александра Невского». Литература концентрируется на одной теме, но эта тема проявляется с необычайной интенсивностью, а монументально-исторический стиль приобретает трагический отпечаток и лирический накал глубокого патриотического чувства. Этот краткий, но яркий период следует рассмотреть отдельно. Его легко отличить.

Следующий период, с конца четырнадцатого до середины пятнадцатого века, является эпохой предвозрождения, которая совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли в период, непосредственно предшествующий и следующий за Битвой Куликова в 1380 году. Это период выразительного, эмоционального стиля и глубокого патриотизма в литературе, период возрождения летописи, исторического сказания и панегирической агиографии.

Во второй половине XV века в русской литературе появились новые явления: стали циркулировать переводы светских сказок (беллетристики) и появились оригинальные однотипные произведения, такие как «Сказка о Дракуле» и «Сказка о Басарге». Эти явления были связаны с реформаторским и гуманистическим движениями конца XV ​​века. Однако недостаточное развитие городов (которые были центрами Возрождения в Западной Европе), подчинение Новгородской и Псковской республик, подавление еретических движений препятствовали продвижению к Возрождению. Завоевание Византии турками (Константинополь пал в 1458 г.), с которыми Россия имела тесные культурные связи, оставило Россию изолированной в собственных культурных границах. Резко отвергнутая в России Флорентийско-Феррарская уния греческой и католической церквей породила недоверие к Западу и его культуре. Организация единого русского централизованного государства поглотила большую часть духовной энергии народа. Литература становилась все более публицистической: внутренняя политика государства и преобразования общества все больше привлекали внимание писателей и читателей.

С середины шестнадцатого века официальное течение в литературе становится все более очевидным. Наступил период «второго монументализма», ознаменовавшийся созданием впечатляющих летописей, объемистых хронографов и огромного сборника всех читаемых в России сочинений, известного как «Великий Менолог».