Доклад бог перун: Перун — бог древних славян

Мифология древних славян реферат по религии и мифологии | Сочинения Религии

Скачай Мифология древних славян реферат по религии и мифологии и еще Сочинения в формате PDF Религии только на Docsity! Министерство образования Российской Федерации Сибирская Государственная Геодезическая Академия Кафедра гуманитарных наук Тема: Мифология древних славян Новосибирск-2008 Содержание Введение Иерархия славянских богов Славянские боги низшего уровня Заключение Список используемой литературы приходится иметь дело, ее можно задобрить либо отпугнуть с помощью особых ритуалов, растений-оберегов (например, в южнославянском фольклоре в роли такового часто выступает барвинок’) и соблюдения определенных традиций, Особую роль в мифах славян играют языческие боги, вошедшие в пантеон. На основе сопоставления с мифами других народов ученым удалось составить приблизительную иерархию богов славянского пантеона. Иерархия славянских богов Возглавляет его Творец Вселенной Род, который силой своей любви к Ладе создал и нашу землю. Потомками Рода были боги, олицетворявшие как доброе начало — Сварог. создатель Ирия, Матерь-Сва, бог Солнца Ра, Мокошь, Святогор, Сива, так и злое начало — Чернобог, Дый. Противостояние их потомков обеспечивает гармоническое равновесие в нашем мире. Любая попытка нарушить это равновесие пагубна для мира; например, когда Дажьбог и Перун решили полностью уничтожить зло, случился всемирный потоп. Третий уровень божественной иерархии в мифах славян составляют дети Сварога — Симаргл, Стрибог, Вышень, Дажьбог, Перун, Жива, Леля, Азовушка, Марена и сын Чер-нобога — Вий. К этому же уровню относятся боги — дети других божеств, действовавшие в мифах как союзники или противники детей Сварога — Индра, Китоврас, Квасура, Велес, Хорс, Царь Морской, Чурила, Троян. После христианизации Руси некоторые из этих божеств трансформировались в героев народных былин и сказаний, таких, как Илья Муромец, Дунай, Волх, Садко, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Владимир Красное Солнышко. Разрушая высший уровень языческой мифологии, христианство отождествило наиболее почитаемых богов со своими святыми, например Перуна — со святым Ильей, Белеса — со святым Власием, Ярилу — со святым Георгием и т. д. Четвертый уровень иерархии составляют внуки Сварога — Девана, Денница, Кама, Коляда, Крышень, Купала, Ярила. Пятый уровень включает потомков Дажьбога, ставших родоначальниками многих народов: это Радогосг, Древа, Полева и Скрева, Кисек, Арий, Крак, Лех, Либуше, Сева, Рус, Словен, Кимра, Хазар и Скиф. Эта родословная дала основание именовать славянские племена «внуками Дажьбога». Шестой уровень мифологической иерархии составляют духи и демонические существа, находящиеся в подчинении других языческих персонажей. В отличие от славянского пантеона, существованию которого введением христианства был нанесен сокрушительный удар, именно этот уровень мифологической иерархии сохранил свою устойчивость по сегодняшний день. Наиболее распространенными мифологическими персонажами, образы которых в течение столетий переплелись с христианской традицией, в южно-, севере — и восточнославянском фольклоре являются ала, анчутка, асилки, вештица, выхованок, двоедушник, додолица, злыдень, караконджулы, кукер, ночница, наречница, планетник, самовила, тодорцы, усуд, хмарник, шумска майка и др. Из мифов славян христианство в значительной степени заимствовало словарь и обрядовые формулы, восходящие к индоевропейским источникам, например «Бог», «Спас», «святой», «пророк», «молитва», «жертва», «крест», «чудо» и др. Именно мифы славян позволяют в общих чертах увидеть основные особенности духовной культуры наших предков, их религии и мировосприятия. Род В русской мифологии, творец Вселенной, родитель всего сущего. Появился из Золотого Яйца в начале времен, когда мир пребывал во тьме. Родил Ладу, силой любви к которой создал множество звездных миров. Солнце вышло из лица Рода, месяц — из его груди, звезды — из глаз, зори — из бровей, ночи — из его мыслей, ветры — из дыхания. Отделил мир жизни, от мира смерти, Нави; Правду от Криви. Установил 12 столпов, подпирающих небосвод. Породил Великий Океан, из пены вод которого появилась Мировая Уточка, родившая Чернобога. Родил Небесную Корову Земун, из вымени которой разлилось молоко и стало Млечным Путем. Затем создал камень Латырь, которым принялся Вселенной. В начале времен Сварог ударил своим волшебным молотом по «бел-горюч камню Латырю» — из высеченной искры родился Симаргл. От такой же искры родился и другой сын Сварога — Лажьбог. От огня Сварога и дыхания Рода поднялся ветер, из которого родился властелин ветров Стрибог. После поражения в битве с Чернобогом, принявшим обличье Великого Черного Змея, Симаргл поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу. Змей, преследуя Симаргла, пролизал языком три небесных свода и вполз в небесную кузницу. Тогда Сварог ухватил раскаленными щипцами язык Змея, укротил его и впряг в плуг. Этим плугом Сварог разделил мир на царство Яви (жизни) и царство Нави (смерти), В царстве Яви стали править Сварог и его сын Симаргл, в царстве Нави — Чер-нобог. После этой победы Сварог спустился на землю и увидел, что она залита змеиной кровью. Он разрезал землю, и она поглотила кровь Чернобога. На том месте, где впряженный им в плуг Змей проложил борозды, протекли реки Дон, Дунай и Днепр. В Рипейских горах, над Латырь-горой, основал Ирий — небесное царство богов. Помог Хорсу вернуть Зарю-Зареницу, похищенную Китоврасом для Месяца. Был женат на Матери-Сва, которую создал для него Род. Помимо сыновей Симаргла, Стрибога, Вышеня, Дажьбога и Перуна, имел дочерей Живу, приносившую на землю лето; Лелю, богиню любви и будущую супругу Финиста Ясного Сокола; Азо-вушку, которая впоследствии стала женой белеса; Марену, приносившую на землю зиму, будущую богиню смерти и супругу Чернобога. Согласно некоторым легендам, имел четыре головы, что указывает на то, что Сварог являлся Владыкой четырех сторон света. В таком виде образ Сварога был вытесан из камня на угловой колонне Свято-Геоогиевского собора в Юрьеве-Польском (12 век), В календаре Древней Руси 21 ноября считалось днем Сварога и его сына Симаргла (в христианский период замещен праздником Михаила Архангела). На связь культа Сварога с культом огня указывает древнерусское поучение 11 века «Слово некоего христолюбца», В славянском переводе хроники Иоанна Малалы (12 век) Сварог отождествлялся с древнегреческим Гефестом. В Ипатьевской летописи (1114 год) в числе сыновей Сварога указан также Дажьбог. Аналогичен Радгосту балтийских поляков и древних прусов, балтийскому «богу богов» Свентовиту, чешскому огненному духу Рарогу, словацкому Страху, украинскому Раху Сходен с древнеиндийскими образами Тваштара, Исвара. Дажьбог В русской и украинской мифологии, бог, входивший в число наиболее почитаемых в Древней Руси божеств, покровитель свадьбы, Сын Сварога. Появился из камня, в который метнул молнию Перун, а затем ударил молотом Сварог. Возмужав, прославился на весь свет силой и удалью. Прослышав о его славе, Перун отправился померяться с Дажьбогом силой. Когда они боролись, дрожала земля, склонялись к земле леса, по морю расходились высокие волны, Перун обернулся орлом, а Дажьбог — львом. Лев «закогтил» орла. Перун ослаб и упал на землю. Дажьбог спросил его имя и, узнав, что бился с братом, помирился с ним. Увидев однажды спящую Златогор-ку, Дажьбог трижды ударил ее палицей. Златогорка проснулась, подняла Дажьбога и положила его в ларчик. Затем она вынула Дажьбога из ларца и потребовала, чтобы тот взял ее в жены, пригрозив в случае отказа растереть его между ладонями. Дажьбог согласился жениться на Златогорке. После свадьбы они ехали к Латырь-горе и увидели в поле большой каменный гроб. Златогорка залезла в него и закрылась крышкой, но потом не смогла выйти, потому что гроб был заколдован Чернобогом. Дажьбог хотел разбить гроб мечом, но после каждого удара гроб охватывал железный обруч. Дажьбог отправился к Вию, властелину подземного мира, и попросил волшебное кольцо, которое могло снять заклятие с гроба. Вий дал кольцо, предупредив, что если Дажьбог потеряет его, то Златогорка — навсегда уйдет в царство Нави. Златогорке было предсказано возвращение к жизни лишь на то время, пока она не годит бога Коляду. С помощью кольца Вия Дажьбог расколдовал жену. После рождения Златогоркой Коляды и Овсеня из-за чар Чернобога Дажьбог потерял магическое кольцо. Златогорка ушла в царство Нави, где ее дух слился с духом богини смерти Марены. Поэтому Марена решила приворожить Дажьбога и поселила в его сердце любовную тоску. К Марене сватался Кащей, сын Вия и Матери сырой земли, внук Чернобога. Дажьбог решил отбить Марену у Кащея, но Марена не хотела выходить за него замуж. Она предложила Дажьбогу выпить заговоренный мед, после чего тот превратился в златорогого оленя. Но когда Перун пригрозил Марене испепелить ее молниеи, она вернула Дажьбогу прежний облик и вышла за него замуж. От Дажьбога Марена родила Богумира, а затем сбежала с Кащеем. Дажьбог пустился в погоню. Марена и Кащей сбросили его под землю, откуда Дажьбога вынес его верный конь Кологрив. Затем Марена превратила Дажьбога в камень, но Перун расколдовал брата. Наконец, Кащей распял Дажьбога на Латырь-горе, но его освободила богиня весны Жива. Дажьбог добыл Золотое Яйцо, и котором была заключена смерть Кащея. Расколов Яйцо, Лажьбог не только убил Кащея, но и вызвал всемирный потоп, так как нарушил своим действием равновесие между царствами Яви (жизни) и Нави (смерти). После потопа он разрубил Марену, отправил ее под землю и женился на Живе, с которой возродил мир. Жива родила от него сыновей Кисека, от которого пошли гессенцы, западные немцы, и Ария, от сыновей которого — Кия, Щека и Хорива — вели свой род киевские поляне, чехи и сербы. Внуки Ария, Крак и Лех, стали родоначальниками польского и мазовецкого племен, От первой жены, Златогорки, Дажьбог имел сына Коляду, от сына Коляды, Радогоста, вели свой род племена ратарей, ободритов, руян, радимичей и вятичей. У сына Дажьбога от второго брака, Богумира, были дочери Древа, Полева и Скрева — родоначальницы племен древлян, полян и кривичей, а также сыновья Сева, Рус, Словен, Ким-ра, Хазар и Скиф — родоначальники племен северян, русов, словен, киммерийцев, хазар и скифов. Эта родословная дала основание именовать славянские племена «внуками Дажьбога» и почитать князей потомками богов, имеющими право неограниченной власти на время войны. В календаре Древней Руси 6 мая считался днем Дажьбога, в этот день состоялась его свадьба с Живой, вступил с монстром в поединок, Проткнул Скипер-зверя копьем, высоко поднял, а потом уронил на Мать-сыру землю, которая расступилась и поглотила Скипера. То ущелье Перун завалил Кавказскими горами. В Ирийском саду он встретил Диву, дочь бога ночного неба Дыя и богини луны Дивии, влюбился и посватался к ней. Дива поначалу отвергала Перуна, но в это время к ней начал свататься Царь Морской. Когда Дива и его отвергла, Царь Морской обернулся Трехглавым Змеем, из одной пасти которого сыпали искры, из другой дул ледяной ветер, а третья издавала жуткий рев. Перун обернулся орлом, вступил в поединок со Змеем и стал метать в него молнии. Побежденный Царь Морской нырнул на самое дно моря, а Дый отдал за Перуна свою дочь. Приглашенный на свадьбу Велес влюбился в Диву и уговаривал ее сбежать с ним. Дива отказалась, но впоследствии изменила мужу с Велесом. От брака Перуна и Дивы родилась Девана. По просьбе Матери-сырой земли Перун метнул молнию в Денницу, который неумелой ездой на солнечной колеснице вызвал пожары в лесах. Испытывал силу Свягогора, с которым затем побратался. Раздосадованный гибелью Святогора, ударил молнией по черному камню Велеса, вызвав этим потоп, заливший всю землю. Описывался имеющим золотые усы и кудри, пышущие жаром, серебряную бороду и сахарные уста. Его жена Дива у болгар называлась пеперуна, папаруна либо пеперуда; у сербов — прпоруша, преперуша. В календаре Древней Руси днем Перуна считалось 2 августа (в христианский период замещен днем Ильи-пророка). В этот день он победил Змея; состоялся сговор Перуна и Дивы; состоялась их свадьба. На 27 июля приходился отбор жертвоприношений Перуну. Аналогичен древнеиндийским Праджанье, Индре, литовскому Перкунасу. Миф о битве Перуна со Скипер-зверем сходен с древнегреческими мифами о борьбе Зевса с Тифоном, поединке Геракла с Гидрой. В древнерусском пантеоне почитался в качестве верховного бога. Позднее в русском фольклоре образ Перуна замещался библейским Ильей- пророком, Ильей Муромцем, Егорием Храбрым, Фролкой-сиднем, Светогором-богатырем. Матерь-Сва В русской мифологии, жена Сеарога. Появилась из уст Рода, Творца Вселенной. Родила от Сварога сыновей Си-марта, Стрибога, Вышеня, Аажьбога, Перуна, дочерей Живу, Марену, Лелю, Азовушку. Когда Скипер- зверь закопал Перуна в погреб, отправилась его искать по всему свету в обличье птицы. Ей помогали белес, сын Амелфы, и сыновья Хоре и Стрибог, обернувшиеся птицами Сирин, Алконост и Стратим. Упоминается в древнерусской «Велесовой книге», в древнеиндийских «Ведах». В «Путешествии Бхагаваны» («Махабхарата») названа потомком Гаруды, «славной, все-хвальной и долговечной» птицей, посланцем бога Солнца Вивасвана. Славянские боги низшего уровня Среди многих маленьких божеств следует отметить Дворового (хозяин двора), который был уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой; Овинник (хозяин овина) — еще менее, а Банник, дух бани, стоявшей на самом краю двора, а то и за его пределами, — попросту опасен. По этой причине верующие считали баню — символ, казалось бы, чистоты — нечистой. Иногда его представляют в виде крохотного старичка с длинной, покрытой плесенью, бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи в бане. Для умиротворения Банника славяне оставляли в бане чистую воду, веник и еду, иначе банник мог рассердиться и сильно навредить человеку, вплоть до убийства. Любимое развлечение Банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи — каменке и «стрелять» ими в людей. За оградой двора древнего славянина начинался лес. Лес давал древнему славянину строительный материал, дичь, грибы, ягоды и т.д. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало смертельных опасностей. Хозяином леса был Леший. Леший буквально значит «лесной». Внешность его переменчива. Он представлялся то великаном, то карликом. В разных местах о Лешем рассказывают по-разному. Однако, чаще всего он похож на человека, но одежда на нем запахнута «наоборот» (иногда, впрочем, вместо одежды на нем лишь собственный мех). Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые, зато на лице — ни ресниц, ни бровей, а глаза — как два изумруда, горят в лесных потемках зеленым огнем. Он мог завести человека в чащу, напугать, побить, но умел за добро платить добром. Когда люди начали расчищать леса и распахивать «пожоги» под хлеб, конечно, появились новые божества — Полевики. Вообще с хлебным полем связано не меньше верований и примет, чем с жилищем. Иногда люди встречали в поле еще и старичка Белуна — невзрачного с виду и донельзя сопливого. Он просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек — в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра. Может быть, серьезные убытки) В некоторых деревнях эта традиция сохранилась по сей день. Мифология и культура древних славян «живет» уже около тридцати тысячелетий. Так давайте же не будем забывать о нашем прошлом и сохраним эту замечательную культуру! Список используемой литературы 1. Ключевский В.О. «Курс русской истории», том первый. Москва, 1987 г. 2. Костомаров И. «Славянская мифология». Москва, 1995 г. 3. Семенова М. «Мы — славяне». Санкт-Петербург, 1998 г. 4. Конев Ф.Е. “Славянская миология». Минск, 2003 г. 5. Токарев С.А. «Ранние формы религии». Москва, 1992 г. 6. Маркова А.Н. “Культурология». Москва, 2003 г.

Илья-Пророк и Перун-Громовержец

православие
,
газета «воскресение»
,
алексий хотеев
,
неоязычество
,
перун
,
илья пророк

 Интерес к народной культуре нередко направлен на то, чтобы выявить ее наиболее архаичные слои. Применительно к отечественной истории — это обращение к верованиям дохристианской эпохи. Можно встретить расхожее мнение, что в христианском почитании святых сохранились древние формы славянского язычества, что, например, образ св. пророка Илии на Руси впитал в себя черты языческого Перуна. Стоит, однако, остановиться на этом более подробно.

Перун известен в славянской мифологии как бог грозы, грома и молнии. Соответственно, его атрибуты — молот (символ небесного грома) и стрелы (символ молнии). Летние дожди-грозы вместе с солнечным теплом и светом дают земледельцу надежду на богатый урожай, поэтому богу-громовержцу в древности совершались моления и приносились жертвы (в частности быки). Для этого выбирали холмы и дубовые рощи. На заре государственной эпохи Перун приобретает черты покровителя князя и его дружины: это влияние скандинавского «коллеги» Перуна — бога Тора. Идол Перуна устанавливается возле княжеской резиденции, перед ним приносятся клятвы верности, его имя фигурирует в русско-византийских договорах. В ходе крещения Руси происходит свержение идолов, и Перунов бросают в реку и в Киеве, и в Новгороде. В дальнейшем имя языческого божества сохраняется в народных поговорках как название грома или молнии. В Белоруссии бытовала поговорка «каб цябе пярун узяу» в смысле, чтоб поразило громом, молнией. В указанном значении слово  piorun  сохранилось и в польском языке.

Илья — один из самых известных библейских пророков, ревностный противник идолопоклонства в Израиле (3 Цар. 17-20; 4 Цар. 1-3). По его предсказанию, Самарию постигла трехлетняя засуха, а затем было устроено испытание пророка молитвой о дожде со жрецами Ваала, которых было четыреста пятьдесят человек. Вопли жрецов были тщетными, а жертва Илии была принята Богом: с моря подул сильный ветер и вскоре пошел обильный дождь. Кроме этого, Илья запомнился рядом чудес, среди которых воскрешение сына сарептской вдовицы. Особенно впечатляет предание о взятии Илии живым на небо на огненной колеснице. Память о великом пророке была сильна в новозаветные времена, почему Иоанна Предтечу сравнивали с Ильей, предшественником Мессии. Значение пророка видно также в том, что он вместе с Моисеем открылся в беседе со Христом на горе Фавор. Само празднование св. Илии совершается 20 июля по церковному календарю (2 августа по гражданскому) за две недели до Преображения Господня.

Примечательно, что в Великом покаянном каноне св. Андрея Критского Илия называется «колесничником» и, соответственно, на многих иконах он изображается верхом на огненной колеснице.

Повесть временных лет упоминает под 945 г., что в Киеве находился храм в честь св. Илии. Это первая христианская церковь, известная на Руси по имени. К слову сказать, такая же церковь находилась и в Константинополе на том подворье, где жили русские (варяжские) купцы. В Греции в древности существовал праздник в честь Солнца (греч. Гелиос), приходившийся на 20 июля. В этот же день в христианские времена стал совершаться праздник в честь Илии (греч. Гели-ас). Можно полагать, что почитание пророка Илии было перенесено затем в Киев из греческой столицы именно благодаря налаженным в Х в.  торговым контактам.

Приобрел ли пророк Илия черты бога-громовника на Руси? Ответ будет таков, что он стер, заслонил собой языческого Перуна. В христианском понимании пророк — это человек, наделенный от Бога даром предвидения и могущий творить чудеса для утверждения богооткровенной истины. На иконах он представляется в образе конкретного человека с указаниями на известные обстоятельства его жизни (в данном случае — на колеснице или в молитве у ручья, на горе Преображения и под.)- Перун же есть мыслимый образ природной силы, его атрибуты — молот и стрелы, его представление — целиком во власти воображения. В сравнении с этим образ библейского пророка отличается своей человечностью, конкретной выразительностью и живостью. Согласно бытовавшим простонародным мнениям, Илья своими молниями-стрелами поражает не кого-нибудь, а бесов, вместе с Николаем Угодником или Георгием Победоносцем он помогает крестьянину вырастить урожай или же наказывает нерадивого, который забыл почтить пророка в церковный праздник. Кроме того, необходимо учесть, что традиционный счет времени у земледельца был привязан к событиям, а не конкретным календарным числам. В зависимости от погодных условий уборка урожая проходила в июльские и августовские дни, когда чествовались также святые Пантелеймон, Борис и Глеб, отмечались Происхождение (Изнесение) древ Креста, Преображение Господне. В той или иной степени эти церковные праздники также приобрели в народной культуре аграрный характер (освящение первых плодов, приметы, поговорки). В таком контексте образ пророка Илии получил выразительные для земледельца черты распорядителя дождя и засухи (Илья Мокрый, Илья Сухой). Примечательно также и то, что в княжеской среде, где в языческие времена почитался Перун, практически не давалось имя Илии, в то же самое время в церковной среде, особенно монашеской, имя пророка было принятым и одобряемым.

В итоге можно согласиться с точкой зрения современного российского византолога С.А. Иванова, что образ пророка Илии как громовержца, разъезжающего по небу на колеснице, есть народное представление, сложившееся скорее под влиянием христианской веры, чем под влиянием языческого Перуна. В самом деле, народному сознанию свойственно ведь не только под новыми именами сохранять прежние верования, но и творчески воспринимать действительно новое, руководствуясь свежими впечатлениями.

Священник Алексий Хотеев

газета «Воскресение»

Июльский номер газеты в формате PDF.

Весь архив газеты «Воскресение».

Подписной индекс газеты «Воскресение» — 63337

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Сакральные треугольники в ландшафте: Мокошь – Перун – Велес

По дороге в Старый Град из Дола у дороги стоит небольшая часовня с довольно любопытным каменным рельефом над дверью. Можно спорить, вол это или медведь, но что он делает там, рядом с островом Святой Елены? Она крестоносица, вообще не связанная ни с какими животными. Ходили слухи, что бык/медведь был остатком более раннего культа, привезенного с материка беженцами.

Часовня Св. Елина

Недавно к часовне была добавлена ​​заметка, поясняющая, что «бородатый медведь» связан с более древним поклонением славянской богине Макоши (Мокоши) на этом месте. Очевидно, она была богиней-матерью-землей, также связанной с солнцем, и образовала тройку с Перуном (богом грома) и Велесом (богом подземного мира). Их близлежащие места поклонения также были заменены христианскими церквями — Св. Вид / Св. Витий на горе Хум недалеко от Врбани для Перуна и Св. Михаил в Доле для Велеса. Треугольник, соединяющий эти места, имеет угол 23 градуса, и это первый такой пример священного треугольника такого типа, обнаруженный на острове Хвар.

Медведь и Св Елина

Ну, это интересно, но я никогда раньше не слышал о Макоши и не имею ни малейшего представления, почему 23 градуса должны быть важны. Итак, время для небольшого исследования, чтобы заполнить пробелы! Оказывается, эти боги относятся к темным векам, примерно к 7 и 8 векам, когда славяне переселились в этот район, и, к сожалению, они не писали. То, что мы знаем о Макоши, Перуне и Велесе, пришло к нам от раннехристианских летописцев, поскольку они уничтожили или заменили прежние предания. Эти боги и поклонение им являются частью древней индоевропейской культуры, связанной с другими славянскими традициями по всей Европе.

Славянские боги

Макошь была богиней плодородия, защитницей женщин, особенно беременных, присматривала за прядением, ткачеством и шитьем, а также представляла солнце. Как мать-земля, она, вероятно, из еще более древней традиции, чем боги-мужчины, с которыми она связана. Жена Перуна и любовница Велеса, ее праздником было равноденствие, когда солнце переходило из высокого неба (с Перуном) в то, чтобы проводить больше времени внизу (с Велесом).

Статуя Макоши

Перун был главным славянским богом, который жил в облаках, метая вокруг молнии. Он ассоциируется с горными вершинами, дубами и другими высокими местами. У него был постоянный конфликт с Велесом, которого он побеждал каждый год, отправляя его обратно в подземный мир, когда торжествовал свет. Его фестиваль проходит в июле/августе. Святилища Перуна находились на вершинах гор или холмов, или в священных рощах под вековыми дубами. В жертву Перуну приносили быков, волов или баранов. Впервые он появился в письменной истории в 6 9 г.0007-й -й век хроник римского историка Прокопия, и он живет в топонимах, особенно в высоких горах, таких как над Подстраной около Сплита. Цветок ириса известен в местном масштабе как Перуника , так как считалось, что он растет из земли, куда ударила молния.

Перун борется с Велесом

Велес , как бог подземного мира, ассоциируется с водой, лугами и низменностями, где его деревом является ива. Обычно его представляют в виде змеи или дракона, либо в виде темноволосого медведя или волка. Однако не все так плохо, поскольку он защитник скота, фермеров и музыкантов, а также приносит богатство, магию, музыку и обман. Его бои с Перуном приносят дожди после грозы. Его фестиваль приходится на январь/февраль, в самое темное время года, и Велес считался защитником странствующих музыкантов. Даже в последнее время в некоторых свадебных обычаях северной Хорватии музыканты не начинают играть, пока жених не выльет немного вина на землю, желательно на корни ближайшего дерева, отдавая дань уважения Велесу.

Велес с медведем

Славянская мифология представляет мир в виде священного дерева, обычно дуба, с Перуном на вершине, в образе орла. Ветви и ствол были живым миром смертных, а корни представляли подземный мир, а Велес поддерживал все снизу. Между ними находится плодородная земля, которую представляет Макошь. Трио можно найти по всей Европе, например, Владимир Великий построил их статуи в Киеве, где Мокошь была единственной женщиной среди богов. Положение общей жены/любовницы рассматривалось как причина конфликта между Перуном и Велесом, который в конечном итоге привел к битве с побежденным драконом и вынужденным снова отступить под землю. Все это повторяется каждый год, как цикл времен года, и грозы приносят дождь и новый рост.

Святой Витий

Святая Елена

Святой Михаил Архангел

С приходом христианства священные места были захвачены, и над ними были построены часовни. Мокошь из-за ассоциации с матерью-землей чаще всего превращалась в Деву Марию, но в этом случае она стала Святой Еленой (Sv Jelina). Перун обычно становился святым Витием (Sv Vid), связанным со светом, а Велес был заменен святым, изображаемым убивающим дракона, то есть святым Георгием или святым Михаилом, хотя в других местах он становился святым Николаем. Используя текущее местоположение замещающих церквей, вы все еще можете увидеть структуру более ранних священных мест.

Вид на Мокошь с Велеса

Вид на Мокошь с Перуна

Вид на Перун с Велеса

Ручей возле Мокоши

Священный треугольник

, Перун, Велес и Макошь, часто вместе появляются в пейзаже в характерном узоре. Исследования антрополога Витомира Белая показывают, что в Хорватии было несколько таких священных треугольников, 12 из которых на данный момент идентифицированы. Каждый треугольник расположен на вершинах, причем высшая посвящена Перуну, а нижняя — Велесу. Мокошь обычно находится у воды, и на самом деле здесь был сезонный ручей, который течет из Дола к морю. Более узкие углы треугольника составляют около 23 градусов, потому что отклонение Солнца между солнцестоянием и равноденствием составляет 23°27΄. Это единственный священный треугольник, найденный на Хваре, другие на Браче и Паге, один на материке недалеко от Сплита, а самый большой из найденных находится на севере, на Паннонской равнине. В 2014 году в Загребе в Национальной и университетской библиотеке прошло мероприятие, направленное на изучение топографии этих священных мест.

Бородатый медведь

А что насчет «бородатого медведя» на рельефе? Мне кажется, он должен принадлежать большому волосатому Велесу, а не женственной Макоши. Часовня Св. Елины датируется 16 веком, поэтому вполне возможно, что резьба по камню была перенесена с стоянки Велеса в Доле. Или это намеренное заявление о том, что Макошь теперь постоянно находится в преисподней с Велесом?

Статья в Википедии о Макоши

Статья в Википедии о славянской мифологии/язычестве

Другие статьи на хорватском:

Povratak Peruna, Velesa i Mokosi, otkrivanje njihovih kozmicko – ljubavnih trokuta article from Slobodna Dalmacija 30 listopada 2014:

Tragovima pretkršćanskog nasljeđa u hrvatskoj Matica

Nasa stara vjera Nova Akropola

Mitovi i poganska vjerovanja hrvata perun je

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Библейская апологетика для русского царя-викинга: как истина Бытия изменила ход мировой истории

Библейская апологетика русского царя-викинга: как истина Бытия изменила ход мировой истории

Господа Бога святите в сердцах ваших и будьте всегда готовы всякому человеку, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1 Петра 3:15)

Библейская апологетика, по своей сути, представляет собой разумное представление Божьей истины как свидетеля, прославляющего Творца. Такое свидетельство может иметь неожиданные и долговременные результаты. Кризис в 9.86 год нашей эры навсегда изменил социальную и политическую историю России. Кто бы мог подумать, что молодой царь викингов Российской империи Владимир будет настолько впечатлен историей Бытия, что навсегда изменит курс России с Запада на Восток?

Правитель-язычник

Владимир, князь Новгородский, не должен был править Россией, потому что его старший сводный брат Ярополк наследовал их отцу, царю Святославу. Но после ряда политических интриг (и «удобной» смерти Ярополка) Владимиру стало 9 лет.0021 конунг (царь) всея Руси 11 июля 978 года, когда ему было около 18 лет. Примерно восемь лет спустя военные и экономические амбиции Владимира во многих отношениях поставили его на вершину своего мира.

Но Владимир, несмотря на всю свою воинственность, богатство, вино и женщин, был, по сути, очередным языческим идолопоклонником, отчужденным от своего Творца. Хотя языческие обычаи Владимира высмеивал друг его юности, викинг, Олаф Трюггвасон (позже ставший королем Норвегии, евангелизировавший Лейфа Эйрикссона, первооткрывателя Америки), Русская Первая Летопись сообщает, что он верно приносил жертвы языческому богу Перуну.

Покушение на убийство в ночи

Но все успехи (и эксцессы) Владимира, включая буквально сотни наложниц по всей Российской империи, рухнули однажды ночью, когда он навестил свою вторую жену Рогнеду в его Лыбедский дворец. Почувствовав опасность, Владимир проснулся как раз перед тем, как Рогнеда успела заколоть его в их постели. Владимир объявил, что немедленно казнит ее за измену на месте.

Но его прервал их семилетний сын Изяслав, который, моргая в свете свечи, храбро вмешался с кинжалом, чтобы защитить свою мать. Он обратился к разъяренному королю со словами: «Отец, ты думал, что ты здесь один? Ты можешь убить мою мать, если хочешь, но я буду ее свидетелем».

Сообщается, что Владимир ответил: «Кто бы мог подумать, что вы здесь?» — затем он скрылся с места происшествия, чтобы перегруппировать свои мысли и изучить свои намерения. Посоветовавшись со своим бояре (советники), Владимир решил оставить Рогнеду в живых, чтобы она могла воспитать их храброго сына — на тот случай, если Изяслав когда-нибудь понадобится, чтобы сменить Владимира на российском престоле.

Испытание веры

С точки зрения Владимира, что хорошего в том, чтобы быть царем всея Руси — с мирскими успехами в войне, богатством, вином и женщинами — если ваш собственный семилетний сын противостоит вам с кинжалом в попытке защитить свою мать, которая пыталась заколоть вас во сне? Излишне говорить, что Владимир был встревожен и начал по-настоящему размышлять о жизни, ценностях и Боге. Он знал, что его языческое идолопоклонство было ложью, но кто на самом деле был истинным Богом?

Владимир приказал своим судебным приставам в Киеве помочь ему найти ответ. Так начался невероятный эпизод в русской истории, известный теперь как «испытание вер». 1 Вскоре царь Владимир брал интервью у представителей четырех известных ему монотеистических религий: иудаизма, ислама, христианства, как оно было институционализировано на Западе (т. е. средневекового католицизма), и христианства, как оно было институционализировано на Востоке (т. ). Владимир подозревал, что один из них может познакомить его с Богом и истинной религией. Но ему нужно было испытать веру.

Интервью Владимира с четырьмя представителями заняли несколько дней. Это было для него серьезным делом. Религия правителя повлияет на людей, которыми он правит, поэтому решение Владимира повлияет на всю Россию — и, в конечном счете, на все народы, которые так или иначе будут взаимодействовать с Россией. Послы пытались убедить Владимира принять их веру, но Владимир, не колеблясь, находил недостатки там, где их замечал.

Владимир отверг иудаизм, потому что ему казалось, что Бог наказал или оставил евреев, о чем свидетельствует их изгнание с родины. (Конечно, Владимир не имел в виду иудеев, признавших Иисуса своим Мессией, таких как Петр, Павел, Иоанн, Иуда и многие другие с тех пор!) 2

Владимир отверг посланников ислама по целому ряду причин, одна из которых заключалась в том, что мусульмане не проявляли радости жизни, а другая в том, что они не одобряли водку! (Представьте, если бы Российская империя приняла ислам около 1000 лет назад – как бы это изменило мировую историю?)

Изучение христианства

утвердились как «христианские» земли. (Позже, при жизни Владимира, «западная» версия христианства была принята в Норвегии, Дании, Швеции, Исландии, Гренландии, Фарерских, Шетландских и Оркнейских островах.)

Владимир провел обширный перекрестный допрос представителей того, что он признал западной и восточной версиями христианства. 3 Немецкие эмиссары Запада описали структуру и практику римско-католической религии, в том числе ее притязания на авторитет, основанный на апостольской преемственности, ее иерархическое духовенство, некоторые отличительные черты ее богословия и то, как она широко взаимодействовала с этими светскими правителями. кто подчинился этому. Королю викингов объяснили многие правила поведения и обычаи.

Затем прибыли греческие эмиссары из Константинополя, столицы восточной части бывшей Римской империи. Владимир спрашивал об их Боге — почему Он хочет стать человеком и быть убитым Своими собственными созданиями?

Представитель греков дал ответ, основанный на Книге Бытия, начиная с Бытия 1:1. В течение нескольких часов он интерактивно знакомил царя Владимира с библейским Богом-Творцом, с Его делами творения, Адамом и Евой, их непослушанием в Эдеме, проклятием греха и смерти, обещанным Семенем жены и Потопом, 4 , ведущая к воплощению Христа, Его распятию, Его воскресению — и заканчивающаяся предупреждением, что тот же самый Иисус однажды рассудит будущую судьбу всех, включая Владимира, как искупленных или проклятых навеки.

Выбор короля

Владимир был впечатлен. Бытие и Новый Завет дали логически последовательное объяснение всей жизни. Тем не менее, он колебался. Владимиру нужно было время на размышление, а пока он приказал лазутчикам осмотреть земли христиан, посмотреть, какое значение их веры вносят в их жизнь. Шпионы, посетившие Грецию, вернулись с сообщениями о том, что греческое поклонение делало упор на Бога и Его славу, тогда как те, кто сообщал о Западе, говорили, что упор делался на людей и их дела.

Бояре Владимира добавили, что его родная царственная бабка, Ольга, сама выбрала восточное христианство, 5 , и все они согласились, что мудрее и радостнее ее не было никого. Владимир посетил Константинополь и после этого конкретно и последовательно продемонстрировал, что он, наконец, полностью убежденный христианин, постановив, что все идолы должны быть уничтожены и что все противники христианства столкнутся с его царским неудовольствием. После этого убежденный единобрачник, этот молодой (тогда около 28) викинг освободил своих дополнительных жен и буквально сотни наложниц, и российская династия Рюриковичей начала то, что русские называют своим «золотым веком».

С момента обращения Владимира в 988 году Россия стала больше «Востоком», чем «Западом» — даже несмотря на то, что Петр Великий 700 лет спустя пытался разорвать этот союз. Именно основанная на Книге Бытия апологетика греческого учителя Библии стала катализатором этого изменения, изменившего мир. Социальная и политическая культура России впоследствии определялась ее восточно-православной христианской идентичностью, даже после того, как эта идентичность была омрачена азиатскими захватчиками и атеистическим коммунизмом.

Апологетика, основанная на Книге Бытия

Реакция Владимира на истины Бытия иллюстрирует важность апологетики, основанной на Бытие. Решения подобны домино. Спустя более 1000 лет реакция Владимира на Книгу Бытия до сих пор играет роль домино в мировой политике.

Не все применения 1 Петра 3:15 ведут к таким геополитическим изменениям, но всякий, кто искренне ищет истину о жизни и о Боге, должен получить настоящие ответы, а не обходные пути и отвлечения простой «церковности». Знать Бога значит знать, кто Иисус есть… и знание того, кто такой Иисус, включает в себя некоторые основные истины, основанные на Книге Бытия. 6

Библейская апологетика должна основываться на креационистских основах Книги Бытия. Неверующим необходимо понять Божье творение в связи с Его программой искупления. И верующие должны понять, как (и почему) они должны ценить Бога как своего Творца и понимать Его Слово в этом свете.

Каталожные номера

  1. См. Волков, В. 1984. Владимир, русский викинг . Бат, Великобритания: Honeyglen Publishing, особенно страницы 72–73 и 163–171. См. также Sturluson, S. 1991. Heimskringla . Л. М. Холландер, пер. Остин: University of Texas Press, особенно страница 161.
  2. .

  3. Признание непрекращающегося свидетельства поколений мессианских евреев от рождения Церкви до настоящего времени должно было быть включено в мою статью «Движение разумного дизайнера» в феврале 2010 г.