Содержание
Великое владимирское княжество, его основание, периоды междоусобиц и самые значительные князья
Начало истории Великого Владимирского княжества
Данное государственное образование было создано на территории проживания кривичей, вятичей, мери, муромов, весей, то есть на территории между двумя реками — Волги и Оки и районе Белоозера (рисунок 1).
Рис. 1 – Политическая карта северо-восточной Руси в XIII столетии
Данные земли можно назвать весьма благоприятными, так как половцы находились далеко, а варяги могли попасть на территорию княжества лишь посредством системы «волоков», то есть сухопутных конструкций в Валдайских лесах.
Особенную роль отводили Волге, так как на ней основывался Великий Волжский путь. Информацию об истории Северо-Восточной Руси предоставляет Лаврентьевская летопись, которая содержит части владимирского и ростовского летописаний. Но в то же время, при переписке сведений о Ростовском княжестве попало достаточно мало, так как владимирцы не хотели увековечивать память о Ростове в качестве прежней столицы своего государства.
Основные князья и их деятельность
Князь Владимир Мономах еще с подросткового возраста (с 12 лет) бывал в Ростове, с которого и было начато «окняжение» этих территорий. Сюда его послал его отец — князь Всеволод Ярославич. По велению Владимира Мономаха в Ростове была основана церковь святой Богородицы, так называемый, Успенский собор. Данная постройка принадлежит к эпохе Леонтия («из древ дубовых»), затем Также Успенский собор был заложен и в Суздале, однако, в качестве повторения ростовской постройки.
Замечание 1
Северо-восточные земли Руси находились в зависимости от Киева, что выражалось в обязательной выплати дани и обязанности оказания военной помощи при необходимости.
До конца XI столетия главным городом считался Ростов Великий и «многонародный» (при Владимире I тут единовременно правили Ярослав и Борис). Однако после этого, было отмечено усиление позиций Суздаля, выступающего при Юрии Долгоруком уже на равных с Ростовом. это было свидетельством так называемого дуумвирата (паритета) городов. Сам Юрий Долгорукий решил жить в Суздале, однако, скорее княжеский престол для Ростова и Суздаля являлся общим. Сепаративные движения от Киева начались также в период правления Юрия Долгорукого. Он смог добиться того, чтобы эти города были освобождены от уплаты дани, хотя она все равно собиралась с населения, но на этот раз оставлялась в казне княжеств. (на рубеже 1140-1150-х годы).
Проявлением его внешней политики являлись военные конфликты с Волжской Булгарией, а также с Новгородом и борьба за Киев (на которую он потратил последние 9 лет жизни). В 1147 году летопись впервые упоминает о Москве, замке боярина Степана Ивановича Кучки. В 1156 году на месте его усадьбы была основана крепость, скорее всего, Андреем, так как сам Юрий находился в Киеве. Долгорукий является основателем ряда города, таких как Юрьев-Польский, Дмитров, Коснятин, Кидекша, Звенигород, Переславль Залесский (от южного Русского) и прочих.
В 1152 году он основал собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском, который был первым и главным в городе, состоял из четырёх столпов, а также гладкой поверхностью белых стен и позакомарным покрытием. Князь Юрий Долгорукий скончался в Киеве в 1157 году, но перед тем, как обосноваться в Киеве, Юрий раздал подвластные ему земли своим сыновьям:
- Андрею — Вышгород;
- Борису — Туров;
- Глебу Переяславль;
- Василию Поросье;
- Ростов и Суздаль же он решил завещать своим младшим сыновьям — Михаилу и Всеволоду.
Более подробно о судьбе и периоде правления каждого из князей будет изложено далее в статье.
Андрей Боголюбский
Замечание 2
Андрей Боголюбский (родился в 1120 году от половецкой жены, дата время правления — 1157-1174 годы, скончался в 1175 г.): до 30 лет жил во Владимире-на-Клязьме; затем отправился в Вышгород, а из южных земель отправился в 1155 году в Суздальские земли, скорее всего, приняв приглашения местных бояр Кучковичей «без отне воле» (рисунок 2).
Рис. 2 – Князь Андрей Боголюбский
После кончины своего отца князя Юрия в июне 1157 года на вече был избран князем. Ростов и Суздаль – самые важные центры боярства, пригласили Андрея к себе, так как хотели иметь своего князя и постоянную династию, которые бы прекратили междоусобицы и смутные времена. Есть данные о том, что князь Андрей изначально жил в Суздале. За 3 года он пожертвовал церкви большие средства, окончил строительство церкви святого Спаса в Переславле-Залесском, который с конца XII века играл важную роль в судьбе княжества. В 1158 году Андрей основал во Владимире церковь святой Богородицы, которая была завершена в 1161 году и получила название Успенского собора, перестроенного после пожара 1185 года.
В 1164 году были основаны знаменитые Золотые ворота во Владимире, которые сохранились до нашего времени, а над аркой располагается Ризоположенская церковь в качестве сторожевого пункта. В 1160 года вследствие пожара деревянный Успенский храм был уничтожен, а на его месте чуть позже был выстроен каменный храм, для которого даже были обретены мощи святого Леонтия — первого ростовского епископа. После завершения строительства мощи были перенесены в собор, вскоре было написано житие Леонтия. Невзирая на проживание в Суздале, Андрей, так или иначе, часто бывал в Ростове.
Князь Андрей решил перенести свою резиденцию во Владимир, в Боголюбово, что ознаменовало начало возвышения этого города. 1165 году была построена церковь Покрова на Нерли около Боголюбова. Для Владимира особенно важной стала Владимирская икона Богоматери.
Замечание 3
По церковной традиции тех времен, она попала на земли Руси из Византии и была создана с натуры евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым «трапезовал» Иисус Христос со своей матерью и праведным Иосифом. Данная икона была взята из церкви женского монастыря в Вышгороде, откуда князь Андрей перенес ее во Владимир.
К 1165 году во Владимире было сформировано «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей матери». Было принято считать, что город создан Владимиром I, а не Мономахом. Андрей выступил с просьбой в 1164 году к константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу открыть митрополию во Владимире, но ему ответили отказом в 1168 году. С этих пор к Андрею приходит осознание того, что необходимо возвысить город Владимир и получить суверенитет от Киева, а также не находиться в подчинении ростовского и суздальского епископа.
Для того, чтобы укрепить свою власть, Андрей в 1162 году решился изгнать своих младших братьев Мстислава и Василька и старую дружину отца, а также «выгна» епископа Леона из Суздаля. Братья были вынуждены отправиться в Византию. Андрей же приступил с рядом реформ, например, запрещал боярам участвовать в охоте князя. В большинстве своих действий опирался на церковь, хотя епископ Ростова Феодор в 1168 году и был казнен как еретик, так как не поддержал Киев.
Отечественные историографы Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов считают, что князь Андрей попал под давление владимирской общины, в связи с чем и вынужден был отправить епископа Феодора в Киев.
Замечание 4
В 1177 году первый Владимирский летописный свод согласно инициативе князя Андрея, был сформулирован в Успенском соборе. Основой стал документ «Ростовский летописец» XII столетия. Новые же своды были составлены в 1193 и 1212 годах, где более светским характером обладал последний.
Главными направлениями внешней политики Андрея можно назвать продолжение действий своего отца Юрия Долгорукого: походы на Волжскую Булгарию, на Новгород и Киев. Новгороду удалось отбиться, а Киев был завоеван в 1169 году. Второй поход на юг окончился неудачной двухмесячной осадой Вышгорода. В 1173 году была предпринята попытка похода на Волжскую Булгарию (владимирские, муромские и рязанские войска). Сбор дружины был объявлен в Городце на Волге (ныне Нижний Новгород), однако бояре не пришли и войска не собралось. В 1174 году был предпринят неудачный поход на Киев.
Замечание 5
Очевидно, что каждый такой поход имел разрушительные последствия для экономики. За последние пять лет своего княжения Андрей снарядил пять далеких походов — на Новгород (1170), на Северную Двину, на болгар и два похода на Киев. В походах войско прошло не менее 8000 километров, а три из пяти походов не увенчались успехом.
«Повесть об убиении Андрея Боголюбского» повествует о гибели и окончании княжества Андрея Боголюбского, имеет две редакции в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. Заговор осуществили бояре с фамилией Кучковичи, в общей сложности около 20 человек, однако, до наших дней дошли имена лишь пяти из них: «Яким Кучкович, Петр, зять Кучковича, ключник Анбал, Ефрем Моизич и жена Андрея –Улита Кучкова».
Действия происходили 29 июня 1174 года в Боголюбово на пиру. Ночью в покои князя были выломаны двери и осуществлено нападение с мечами на князя. После достаточно продолжительной борьбы заговорщики бежали. считая, что князь Андрей уже мертв. Однако по прошествии некоторого времени, князь спустился из своих покоев, после чего был окончательно добит боярами. На следующий день жители села Боголюбова разграбили дома посадников и убили княжеских управителей. Восстанием был охвачен и Владимир.
Замечание 6
Антропологическое обследование скелета князя в наше время подтвердило описанную выше версию, так как скелет физически крепкого и здорового человека имел множественные повреждения. Лаборатория историка Герасимова работала с середины 1960-х годов, а его метод реконструкции внешнего облика по черепу был признан во всем мире.
С положительной точки зрения можно оценить период его правления: строительство городов — крепостей, развитие ремесла и торговли, рост городского населения, развитие культурного сектора. При князе были построены знаменитые Церковь Покрова на Нерли, архитектурный комплекс Боголюбского замка, дошедшие до наших дней Золотые ворота и Успенский собор в городе Владимир. В архитектуре при князе Андрее впервые зародились одноглавые кубические храмы с закомарами. Помимо этого, Андрей Боголюбский предпринимал попытки усиления княжеской власти.
Отрицательными чертами его правления можно назвать конфликты и противоречия в боярской среде, дробление княжества на уделы (но не при них — два сына Андрея умерли, третий Георгий стал царем Грузии).
После кончины Андрея Ростов и Суздаль стали использовать систему дуумвирата — два племянника Андрея: Мстислав и Ярополк Ростиславичи. Их поддерживали два города — Ростов и Суздаль. Но владимирцы приняли Михаила Юрьевича, брата Андрея. Было объявлено новое противостояние между Ростовом и Владимиром. Михаил был вынужден временно уйти, и во Владимире принял княжение Ярополк Ростиславич. Затем Михаил Юрьевич снова разбил войско племянников и стал владимирским князем. С ним был брат Всеволод, для которого Михаил учредил княжеский престол в Переславле. Жители Суздаля в 1176 года признали в Михаиле своего князя, однако, всего спустя год, долго болевший Михаил скончался.
Всеволод Большое Гнездо
Всеволод Большое Гнездо (годы правления -1176-1212) – являлся сыном Юрия Долгоруково, имел 8 сыновей и 8 внуков, достаточно большую семью, за что и получил звон прозвище «большое гнездо», то есть «большой дом, семья» (рисунок 3).
Рис. 3 — Князь Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо»
Замечание 7
Бояре Ростова всецело поддерживали Мстислава Ростиславича Безокого, который являлся соперником Всеволода, которого, в свою очередь, поддерживали Владимир, Переславль Залесский, Суздаль. Битва, которая должна была раз и навсегда разрешить споры князей, произошла у Юрьева 27 июня 1177 года, в ходе которой победу одержал Всеволод. После этого князь выдвинулся на Рязань и успешно захватил ее, что привело к усилению Владимирского княжества. В 1183 году князь предпринял попытку успешного похода Всеволода Большое Гнездо на Волжскую Булгарию, в 1199 году вел активные военные походы против половцев.
Возвышение Владимира оказало влияние на Ростовскую епископию. В 1185 году митрополит Никифор назначил епископом в Ростово-Суздальской земле Николу Гречина, однако, Всеволод отказался его принять. Место епископа Ростова, Владимира и Суздаля занял Лука, погребенный после своей смерти в церкви святой Богородицы во Владимире, что выделяло ее среди других храмов. Очевидно, Владимир уже был центром епархии, сюда пришел новый епископ Иоанн. При нем в 1190 году был причислен к лику святых Леонтий — первый в Северо-Восточной Руси святой, которого признала церковь. Дмитровский собор во Владимире 1194-1197 годов (построен при Всеволоде Большое Гнездо) -четырехстолповый, одноглавый, обладающий чрезвычайно богатой, изящной резной отделкой (рисунок 4).
Рис. 4 — — Дмитровский собор во Владимире
Князь Константин
После кончины Всеволода, престол унаследовал один из его сыновей — Константин Мудрый (рисунок 5), который, возможно, принимал участие в составлении владимирского летописного свода 1205-1206 годов. Константин очень хотел вернуться из Владимира в Ростов, а в 1207 году Константину перешел Ростов и еще 5 городов.
Рис. 5 — Князь Константин «Мудрый»
При нем в 1215 году в Ярославле было начато строительство Успенского собора на Стрелке из белого камня. А его главная икона — «Ярославская Оранта» (Знамение) в наши дни находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1216-1224 годах в Спасо-Преображенском монастыре был сконструирован одноименный собор. В 1212 году здесь было открыто первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, которое спустя 2 года было переведено в Ростов. В первой половине XIII столетия было создано Спасское евангелие (миниатюры Марка и Луки).
Князь Константин в Ростове приступил к восстановлению Успенского собора, который позже достроил его сын Василько в 1230 году (впоследствии храм сгорел в 1408 году и был снова восстановлен). При восстановлении храма использовались дверные ручки, которые имели вид звериных масок с кольцами. В ходе правления князя Константина Мудрого было начато ростовское летописание. «Ростовский летописец» позднее вошел в Лаврентьевскую летопись (он включал в себя светские события, сообщал о вече, пожарах, природных явлениях, позднее – о нашествии монголо-татар). Князь Константин вынашивал план переноса престола из Владимира в Ростов. Для этого Всеволод Большое Гнездо созвал на вече бояр и епископа Иоанна, купцов, попов — они дали присягу верности Юрию, второму сыну. Шесть лет длилась междоусобная борьба со старшим братом. Юрий Всеволодович княжил в 1218-1238 годах и погиб в битве на реке Сить.
После того, как Владимир перешел Юрию, Переславль-Залесский отошел Ярославу (в 1220 году здесь был рожден его сын Александр, впоследствии известный как Невский), а Юрьев — Владимиру. Святослав и Иоанн должны жить с Юрием «ты им буди во отца место». Произошло и разделение епархии: В Ростове находился глава Пахомий, в Суздале и Владимире — Симон.
После кончины князя Константина Ростовское княжество в 1218 году было разделено на три княжества:
- Ростовское (Василько),
- Ярославское (Всеволод),
- Угличское (Владимир).
В 1321 году из Ярославского княжества начала выделяться Молога, а процесс деления на княжества и уделы продолжался и в дальнейшем. Последним значительным памятником ростово-суздальской архитектуры принято считать Георгиевский собор в Юрьеве Польском (1234 года постройки), однако, в XV столетии в нем произошло обрушение стен, которые лишь в 1471 году были заново сложены московским зодчим Василием Ермолиным. Однако собор не удалось повторить в точности, сделав его более тяжеловесным.
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Почему младшего брата Андрея Боголюбского прозвали Большим Гнездом
24 октября 2018
Кириллица
Всеволод Юрьевич, сын Юрия Долгорукого и младший брат Андрея Боголюбского вошёл в народную память под именем Всеволод Большое Гнездо. И самая популярная, а также, простая версия, которая объясняет этот «титул» заключается в том, что-де, было у этого князя очень много детей. Точнее, целых 12, восемь из которых были сыновьями.
Фото: КириллицаКириллица
Кстати, двое из этих сыновей стали первыми русскими канонизированными святыми, это были мученики Борис и Глеб. На этом популярное объяснение и заканчивается. Но вот вопрос: на Руси, да, впрочем, и по всему миру тогда были большие семьи. Шесть, восемь, да и десять детей – это была не редкость и для крестьян, и для князей, и для бояр. Понятно, что многие дети при тогдашнем уровне медицины умирали. Но многодетные семьи не были редкостью, и в этом плане, потомство Всеволода Юрьевича само по себе не было чем-то настолько выдающимся, чтобы давать ему по этому поводу прозвище.
Видео дня
Младший брат собирателя земель
Причины кроются, скорее, в политике. Всеволод Большое Гнездо, как и его старший брат, Андрей Боголюбский был одним из многих князей в череде собирателей русских земель. И в этом плане, прозвище Большое Гнездо относится не только к его семейству, но и к постоянно растущим территориям, которые он контролировал. В 1162 году, в возрасте восьми лет, он вместе с матерью и двумя братьями был изгнан Андреем Боголюбским, оказавшись в итоге в Константинополе при дворе императора Мануила Комнина. Впрочем, на Русь Всеволод вернулся уже через семь лет, примирился со старшим братом, и вместе с ним начал завоевательную деятельность, в том числе, подчинив себе Киев. Правда, ненадолго. В итоге в Киеве Всеволод Большое Гнездо прокняжил примерно пять недель. В 1174 году Андрей Боголюбский был убит в ходе заговора, и в Северо-Восточной Руси вспыхнула очередная княжеская междоусобица. Собственно, на фоне этой внутренней свары и начинает своё политическое восхождение Всеволод.
Север и юг
По сути, к 1177 году Всеволод уже контролировал Владимиро-Суздальскую землю, и активно укреплял власть по периферии этой территории. Интересовал его в первую очередь юг, к примеру, Рязанское княжество, Волжская Булгария и мордва, с которыми он активно боролся. Однако не забывал он и про Север и активно использовал для контроля северных территорий своё пресловутое «Большое Гнездо», то есть наследников. К примеру, в 1205 году он послал в Новгород на княжение своего сына Константина с такими словами: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли». В 1207 после разгрома рязанских князей, на престол там был посажен ещё один сын Всеволода, Ярослав. Рязань, правда, восстала, и в 1208 была сожжена.
Междоусобица в «Большом Гнезде»
В 1211 году между сыновьями князя вспыхнул спор о старшинстве и наследовании городов на Руси. Константин, старший сын, претендовал на Владимир и Ростов. Однако, Всеволод решил иначе Владимир, равно как и титул Великого Князя достались другому сыну, Юрию. Константин же получил только Ростовские земли, и это его амбиций не удовлетворило. Уже после смерти Всеволода между Юрием и Константином началась война. Вообще, пресловутое «Большое Гнездо» князя устроило о такую усобицу, что относительно единая Владимиро-Суздальская земля раздробилась на Суздальское, Переяславское (с Тверью, Дмитровом), Ростовское (с Белоозером, Устюгом), Ярославское, Угличское, Юрьевское и Стародубское удельные княжества. Так что, большое количество амбициозных наследников, это далеко не всегда хорошо. Со смертью Всеволода прекратилось и влияние Северо-Восточной Руси на южные территории, детям Большого Гнезда было не до булгар и мордвы. Они выясняли, кто тут Великий Князь, и кто должен всем владеть и править. Историки отмечают, что время правления Всеволода – это период наивысшего расцвета Северо-Восточной Руси, а также начало выхода на передний край политики русского дворянства, на которое делал ставку Всеволод, продолжая политику Боголюбского по ущемлению в правах бояр. Ну и военные успехи Всеволода не были бы возможны без мощной армии, которую в летописях того времени описывали так: «Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». И все это, равно, как и большая семья, и восемь наследников и были теми частями репутации, которые и привели к тому, что Всеволода прозвали Большим Гнездом.
Другое,Андрей Боголюбский,Юрий Долгорукий,
Житий всех святых, память 14 марта
Воскресенье сыра: изгнание Адама из рая
Когда мы начинаем Великий пост, Церковь напоминает нам об изгнании Адама из рая. Бог повелел Адаму поститься (Быт. 2:16), но он не повиновался. Из-за своего непослушания Адам и Ева были изгнаны из Эдема и лишились жизни блаженства, познания Бога и общения с Ним, для чего они были созданы. И они, и их потомки стали наследниками смерти и тления.
Давайте рассмотрим преимущества поста, последствия непослушания и вспомним наше падшее состояние. Сегодня нам предлагается очиститься от зла постом и послушанием Богу. Наш пост не должен быть чем-то негативным, простым воздержанием от определенных продуктов. Это возможность освободиться от греховных желаний и побуждений нашего падшего естества и питать свою душу молитвой, покаянием, участвовать в церковных службах, причащаться животворящих Христовых Таин.
На Прощеной вечерне поем: «Начнем время светлого поста, готовясь к духовным подвигам. Очистим душу, очистим тело. Как воздерживаемся от пищи, так воздержимся от всякой страсти и насладимся добродетелями духа…»
Преподобный Венедикт Нурсийский
Святой Бенедикт, основатель западного монашества, родился в итальянском городе Нурсия в 480 году. Когда ему было четырнадцать лет, родители отправили святого в Рим на учебу. Обеспокоенный безнравственностью вокруг него, он решил посвятить себя другой жизни.
Сначала святой Венедикт поселился возле храма святого апостола Петра в селе Еффедум, но известие о его подвижнической жизни заставило его уйти дальше в горы. Там он встретил отшельника Романа, который постриг его в монашество и направил жить в отдаленную пещеру в Субиако. Время от времени отшельник приносил ему еду.
Три года святитель вел суровую борьбу с искушениями и побеждал их. Вскоре к нему стали собираться люди, жаждущие жить под его руководством. Число учеников настолько возросло, что святитель разделил их на двенадцать общин. Каждая община состояла из двенадцати монахов и представляла собой отдельный скит. В каждый скит святитель дал игумена из числа своих опытных учеников, а для наставления у святого Венедикта остались только послушники.
Строгий монашеский устав, установленный святым Бенедиктом для монахов, не всеми был принят, и не раз подвергался критике и оскорблениям со стороны инакомыслящих.
В конце концов он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал монастырь Монте-Кассино, который долгое время был центром богословского образования Западной церкви. В монастыре была замечательная библиотека. Святой Бенедикт написал свое Правило, основываясь на опыте жизни восточных пустынников и наставлениях святого Иоанна Кассиана Римлянина (память 29 февраля).).
Правило св. Бенедикта доминировало в западном монашестве на протяжении столетий (к 1595 г. оно вышло более чем в 100 изданиях). Правило предписывало отказ от личных владений, а также безусловное повиновение и постоянную работу. Обязанностью старших монахов считалось учить младших и копировать древние рукописи. Это помогло сохранить многие памятные письмена первых веков христианства.
Каждый новый монах должен был год пожить послушником, изучить монашеский устав и приспособиться к монашеской жизни. Каждое дело требовало благословения. Настоятелем этого общежительного монастыря является игумен. Он различает, учит и объясняет. Игумен спрашивает совета у старшей, опытной братии, но окончательное решение принимает он. Соблюдение монашеского устава было строго обязательным для всех и рассматривалось как важный шаг на пути к совершенству.
Святой Бенедикт получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Он исцелил многих по своим молитвам. Преподобный предсказал день своей кончины в 547 году. Главным источником его Жития является второе «Диалог» святителя Григория.
Сестра святого Бенедикта, святая Схоластика (память 10 февраля), также прославилась своей строгой подвижнической жизнью и была причислена к лику святых.
Святитель Феогност, митрополит Киевский и всея Руси
Святой Феогност Грек сменил святого Петра (память 25 августа и 21 декабря) на посту митрополита Московского и всея Руси, занимая эту должность с 1327 по 1353 год. Именно под его влиянием великий князь Симеон посылал деньги византийскому императору Иоанну Кантакузину на ремонт Большой церкви Святой Софии.
Благоверный великий князь Ростислав-Михаил, князь Киевский
Святой Ростислав-Михаил, великий князь Киевский, был сыном великого князя Киевского святого Мстислава Великого (память 14 июня) и братом святого князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября). Он был одним из великих гражданских и церковных деятелей середины двенадцатого века.
С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, а также Смоленского княжества и Смоленской епархии.
До двенадцатого века Смоленская земля входила в состав Киевского царства. Начало ее политического обособления приходится на 1125 год, когда святой князь Мстислав Великий передал Смоленск своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу) в удел от своего отца, великого киевского князя Владимира Мономаха. Благодаря трудам и стараниям святителя Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более сорока лет, расширилось и застроилось городами и селами, украсилось церквями и монастырями и стало влиятельным в русских делах.
Святой Ростислав основал города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он был родоначальником Смоленской княжеской династии.
В 1136 году святому Ростиславу удалось учредить отдельную Смоленскую епархию. Ее первым епископом был Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом. Князь Ростислав издал указ в городе Смоленске, уверяя епископа Мануила, что обеспечит его всем необходимым. 30 сентября 1150 года святитель Ростислав также уступил Смоленской епархии Соборную гору на Смоленске, где стоял Успенский собор и другие епархиальные постройки.
Современники высоко оценивали строительство церкви князя Ростислава. Даже источники, склонные больше ничего о нем не сообщать, отмечают, что «этот князь построил церковь Богородицы на Смоленске». Успенский собор, первоначально построенный его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году был перестроен и расширен при князе Ростиславе. Восстановленный собор был освящен епископом Мануилом в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1150 года. Князь Ростислав был «церковным строителем» в гораздо более широком смысле: он наделил Смоленскую Успенскую церковь Божией Матери и преобразовал из городского собора в церковный центр обширной Смоленской епархии.
Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисо-Глебского монастыря, заложенного на месте убиения святого князя Глеба (память 5 сентября). Позже его сын Давид, возможно, исполняя волю отца, перенес старые деревянные гробы святых Бориса и Глеба из киевского Вышгорода в Смядынь.
В десятилетие пятидесятых годов XII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, в которой участвовали представители двух сильнейших княжеских родов: Ольговичей и Мономаховичей.
Со стороны Мономаховичей основным претендентом на великий князь был дядя Ростислава, Юрий Долгорукий. Ростислав, как князь Смоленский, был одним из самых могущественных правителей Русской земли и имел решающий голос в военных и дипломатических переговорах.
Для всех участников спора Ростислав был и опасным противником, и желанным союзником, и находился в центре событий. Это имело провиденциальное значение, так как святитель Ростислав отличался мудростью в гражданской сфере, строгим чувством справедливости и безоговорочным послушанием старцам, глубоким уважением к Церкви и ее иерархии. В течение нескольких поколений он был носителем «Русской правды» («Русской правды») и русского приличия.
После смерти брата Изяслава (13 ноября 1154 г.) святой Ростислав стал великим князем киевским, но правил Киевом одновременно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего Ростислав вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжество другому своему дяде, Юрию Долгорукому, и сам удалился от кровопролития княжеских споров. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 г. и оставался великим князем до самой смерти (+ 1167 г.). Не раз ему приходилось с мечом в руке защищать отцовское наследство.
Годы правления святителя Ростислава пришлись на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, благоволил к митрополиту ученого русского монаха Климента Смолятича и хотел, чтобы он был поставлен митрополитом собором русских епископов, не ища обычного одобрения со стороны Патриарх Константинопольский. Это произошло в 1147 году.
Русская иерархия в основном поддерживала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Константинополя, но несколько архиереев во главе со святителем Нифонтом Новгородским (память 8 апреля) не признавали автокефалии Русской митрополии и избегали общения с ней, имея преобразовали свои епархии в самостоятельные церковные округа до решения этого вопроса. Такого же курса придерживался и епископ Смоленский Мануил. Святитель Ростислав понимал опасность, которая скрывалась за идеей русской автокефалии для этих времен, грозивших распадом Руси. Постоянная борьба за Киев между князьями могла также привести к такой же борьбе за Киевский престол между многочисленными претендентами, выдвинутыми той или иной княжеской группировкой.
Предчувствия Святого Ростислава полностью оправдались. Юрий Долгорукий, оставшийся верным Константинополю, занял Киев в 1154 году. Он немедленно изгнал митрополита Климента и ходатайствовал перед Константинополем о новом митрополите. Это должен был быть святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь только в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+ 15 мая 1157). Через полгода, когда 22 декабря 1157 года в город вошел племянник святого Ростислава Мстислав Изяславич, святой Константин был вынужден бежать из Киева, а митрополитом вернулся низложенный Климент Смолятич. Потом на Руси началось время беспорядка, ибо было два митрополита.
Все священноначалие и духовенство попали под интердикт: греческий митрополит отстранил русских сторонников Климента, а Климент отстранил всех сторонников Константина. Чтобы прекратить скандал, святители Ростислав и Мстислав решили сместить обоих митрополитов и ходатайствовать перед Константинопольским Патриархом о назначении нового архипастыря на Русскую митрополичью кафедру.
Но этим компромиссом дело не кончилось. Прибыв в Киев осенью 1161 года, митрополит Феодор скончался весной следующего года. По примеру святителя Андрея Боголюбского (память 4 июля), поддержавшего на митрополит своего собрата-подвижника епископа Феодора, святитель Ростислав выдвинул своего кандидата, которым оказался многострадальный Климент Смолятич.
Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, свидетельствует о влиянии Киево-Печерского монастыря и, в частности, архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, продолжавший Печерские традиции (в 1165 году он стал настоятелем монастыря), был лично очень близок со святителем Ростиславом.
Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать игумена и двенадцать монахов к своему столу в субботы и воскресенья Великого поста и сам служил им. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в монастыре святых Антония и Феодосия и даже велел построить для него келью.
Иноки Печерские, имевшие огромное духовное влияние в Древней Руси, побуждали князя задуматься о самостоятельности Русской Церкви. Более того, в те годы на Руси возникло подозрение в православии епископов, происходивших из среды греков, из-за пресловутого «спора о постах» («леонтийской ереси»). Благочестивое намерение святителя Ростислава получить благословение Константинопольского Патриарха для митрополита Климента не увенчалось успехом. Греки считали назначение митрополита на Киевскую кафедру одной из важнейших своих прерогатив. Это служило не только церковным, но и политическим интересам Византийской империи.
В 1165 году в Киев прибыл новый греческий митрополит Иоанн IV, и святой Ростислав принял его из смирения и церковного послушания. Новый митрополит, как и его предшественник, управлял Русской Церковью менее года (+ 1166). Киевский престол снова остался вакантным, а великий князь лишился отеческого совета и духовной мудрости митрополита. Единственным его духовным утешением были игумен Поликарп и святые старцы Киево-Печерского монастыря и основанного при его отце Феодоровского монастыря в Киеве.
Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав заболел. Когда он добрался до Смоленска, где князем был его сын Роман, родственники уговорили его остаться в Смоленске. Но великий князь приказал взять его в Киев. «Если я умру в пути, — заявил он, — положи меня в отцовский монастырь святого Феодора. Если Бог исцелит меня, то молитвами Пречистой Матери и святого Феодосия постригусь в Печерской обители».
Бог не исполнил последнее желание святого Ростислава окончить жизнь монахом святой обители. Святой князь скончался по дороге в Киев 14 марта 1167 года. (В других исторических источниках год указан как 1168). Его тело, согласно его последней воле, было доставлено в Киевский Феодосиев монастырь.
Святой Евшемон Исповедник, епископ Лампсакийский
Святой Евшемон Исповедник, епископ Лампсакский, жил в Малой Азии на побережье Дарданелльского полуострова и прославился добродетельной и подвижнической жизнью. Пострадал за святые иконы при императоре-иконоборце Феофиле (829-842) и, попав в темницу, был сослан в ссылку и скончался.
Икона Божией Матери Святой Феодор
Феодоро-Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и похожа на Владимирскую икону Божией Матери.
Икона получила свое имя от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, в святом Крещении нареченного Феодором в честь святого Феодора Стратилата (память 8 февраля).
По преданию, икона была найдена старшим братом святителем Георгием (память 4 февраля) в старой деревянной часовне близ города Городца. Позже на этом месте был построен Городецкий Феодоров монастырь. Князь Ярослав-Феодор стал великим князем Владимирским после того, как его брат святой Георгий погиб в битве с монголами на реке Сите. В 1239 году, он торжественно перенес мощи брата из Ростова во Владимирский Успенский собор. Икону, унаследованную от брата, он передал своему сыну, святому Александру Невскому.
Ярослав-Феодор известен в русской истории. Он продолжил славные традиции своего дяди святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и своего отца Всеволода III Большое Гнездо, с ним были связаны почти все значимые события в истории Руси первой половины XIII в. век.
Русь была сожжена и растерзана монголами в 1237-1238 гг. Он воздвиг его из пепла, отстроил и украсил города, святые монастыри и церкви. Восстановил опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострому, Городец.
Основал церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца в честь своего покровителя. В течение восьми лет он правил как великий князь, но ему предстояло провести страну по необычайно трудному пути, сохраняя военно-политический баланс с Золотой Ордой на востоке и активно противодействуя католической Европе на западе. Его ближайшим сподвижником был сын, святой Александр Невский, который также продолжил его политику.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери постоянно находилась при святом Александре, и он молился перед ней. После кончины святого Александра Невского 14 ноября 1263 года в монастыре, основанном его отцом, икона была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был младшим (восьмым) сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 г. после смерти отца (князь Ярослав был отравлен в столице Монголии Каракоруме, когда ему было всего пять лет) Василий стал князем Костромского удельного владения, наименее важного из владений отца. В 1272 году он стал великим князем Владимирским.
Четыре года его великокняжеского правления (1272-1276) были наполнены братоубийственными княжескими распрями. Несколько лет он вел войну против Новгорода с непокорным племянником Деметрием. Однако, став великим князем, Василий не отправился во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более безопасным на случай новых вспышек усобиц.
Довелось ему и защищать Русь от внешних врагов. В 1272 году, во время татарского нашествия, из Костромы выступило русское войско, чтобы сразиться с ними. По примеру своего деда, святого Андрея Боголюбского (возившего с собой в военные походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери), князь Василий отправился в бой с чудотворной иконой Феодора. Исшел ослепительный свет от святого образа, и татары разошлись и бежали из Русской земли.
В летописях говорится, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической кончины епископа Владимирского Митрофана при штурме Владимира татарами 4 февраля 1238 года Владимирская епархия долгие годы оставалась вдовой. Это огорчило великого князя Василия. С его помощью во Владимире в 1274 г. был построен большой собор. Очевидно, это было в связи с хиротонией преподобного Серапиона (память 12 июля) во епископа Владимирского. Он был игуменом Печерского монастыря.
Митрополит Кирилл III (+ 1282) председательствовал на соборе русских иерархов. Это был первый Собор в Русской Церкви со времен монгольского нашествия. Много проблем и неурядиц возникло в церковной жизни, но Русская Церковь только начинала оправляться от постигшего ее бедствия. Одной из главных его задач было восстановление русской церковной грамотности и восстановление традиции древнерусского «княжеского строя».
Без книг спасительная деятельность Церкви была бы почти невозможна. Книги нужны были и для церковных служб, и для проповеди, и для келейного устава, и для чтения верующим дома. Усилиями митрополита Кирилла, русских архиереев и ученых-монахов это важное дело было начато. Собор утвердил новые издания важнейших книг, составивших каноническую основу православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь. Большинство важных событий в его жизни произошло по благословению Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме, там же и нашел свое последнее пристанище. С этого времени святая икона находится в костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Возобновление интереса к Феодоровской иконе Божией Матери и распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века, конца Смутного времени. В 1613 году чудотворная Феодоровская икона из Костромского собора была использована при провозглашении Михаила Романова новым царем. В память об этом историческом событии 14 марта было назначено празднование Феодоровской иконы Божией Матери.
С костромской иконы Феодора было сделано множество списков, и один из первых был заказан и привезен в Москву матерью царя Михаила, инокиней Марфой. Со второй половины XVII века различные списки Феодоровской иконы дополнялись сценами, изображающими события из истории чудотворной иконы.
В 1670 году иеродиакон Лонгин из Костромского Ипатьевского монастыря написал «Слово о явлениях и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме». Не все вещи, содержащиеся в нем, согласуются с ранее изложенными вещами.
Икона Феодора двусторонняя. На оборотной стороне изображение святой великомученицы Параскевы, изображенной в пышном одеянии княгини. Считается, что образ Параскевы на обороте иконы связан с женой святого Александра Невского.
Память иконы Пресвятой Богородицы преподобного Феодора также совершается 16 августа.
Достопримечательности города Владимира | Nordic Travel
г. Владимир: Золотые ворота
Успенский собор
Дмитриевский собор
Церковь Покрова на Нерли в д. Боголюбово
Считается, что Владимир был основан либо в 990, либо в 1108 году. В середине XII века город стал столицей богатого Суздальско-Владимирского княжества. Вокруг города были построены земляные валы с дубовыми стенами, а главный въезд был защищен Золотыми воротами, которые до сих пор являются одной из достопримечательностей Владимира. Тогда же был построен Златоверхий Успенский собор.
В 1238 году Владимир был захвачен и сожжен татаро-монгольскими полчищами.
В 14 веке город перешел под власть Москвы. Долгое время он оставался вполне провинциальным городком на дороге из Москвы в Сибирь. В настоящее время в нем проживает около 360 000 жителей.
Владимир известен своими памятниками архитектуры, представляющими владимиро-суздальскую архитектурную школу. К наиболее важным архитектурным памятникам относятся Золотые ворота, Успенский собор и Дмитриевский собор.
Золотые ворота
Золотые ворота были построены между 1158 и 1164 годами на западной стороне города, между земляными валами и деревянными стенами, защищавшими город от врагов.
Ворота пережили разрушение Владимира монголами в 1238 году и последующие военные нападения. В настоящее время это единственный сохранившийся образец древнерусских городских ворот. Такие ворота существовали и в самых святых городах восточного православия – Иерусалиме, Константинополе и Киеве, но были разрушены.
В надвратной церкви над воротами есть небольшой музей, посвященный истории обороны Владимира. Экспозиция включает диораму года осады Владимира монгольской ордой года в 1238 году, холодное и огнестрельное оружие, оружие Второй мировой войны, фотографии и личные вещи владимирских героев ХХ века.
Время работы Золотых ворот (возможны изменения):
Ежедневно с 10:00 до 18:00 кроме четверга и последней пятницы месяца.
Успенский собор
Великолепный пятиглавый Успенский собор был задуман как « гробница » (усыпальница) великих князей и был посвящен святой иконе Владимирской Богородицы, принесенной в дар городу Андреем Боголюбским. Собор был построен в 1158-1160 годах. Уже в конце XII века Успенский собор был перестроен и расширен. В то же время интерьер собора был расписан известными иконописцами. Позже в 15 веке ее переписал один из самых известных иконописцев — Андрей Рублёв . В настоящее время мы видим некоторые фрагменты тех фресок , так как собор был снова перекрашен в 19 веке. В 1810 г. к архитектурному ансамблю прибавилась высокая колокольня в стиле неоклассицизма.
Часы работы Успенского собора (возможны изменения):
Экскурсии возможны ежедневно с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Собор принадлежит церкви и открыт с утра до вечера.
Дмитриевский собор
Дмитриевский собор был построен в 1194-1197 годах как личная часовня князя Всеволода Большое Гнездо во дворе его дворца и освящен во имя его святого покровителя св. Димитрия Солунского.
Собор славится богатой белокаменной резьбой. Насчитывается около 600 рельефов стен. Они представляют собой фигурки львов, кентавров, снежных барсов и т. д. Среди украшений фигурки из Библии. Над левым окном северной стены можно увидеть описание самого князя Всеволода.
Время работы Дмитриевского собора (возможны изменения):
Ежедневно с 10:00 до 16:00 (в отдельные дни до 17:00), зимой с 11:00 до 17:00 (в в некоторые дни до 18:00) летом, закрыто по вторникам и последней среде месяца. В целях сохранения фресок собор может быть закрыт в дождливые дни.
Церковь Покрова на Нерли
Церковь на Нерли — выдающийся памятник архитектуры, представляющий владимиро-суздальскую школу соборного строительства.