Политическая деятельность первых Рюриковичей. Деятельность рюрик


Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет Рюрика ЕГЭ С6 (№ 40)

Исторический портрет Рюрика

1R

Годы правления: 862-879

Из биографии

Рюрик- родоначальник династии Рюриковичей.

Был приглашён вместе со своими братьями править  на Руси ильменскими племенами, центром которых была Ладога. Старостой племён был Гостомысл.

Рюрик стал править в Новгороде, Синеус- в Белоозере, Трувор – в Изборске.

По норманнской теории, авторы которой немецкие историки Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлёцер ,Г.З. Байер, именно с правления Рюрика в 862 году и образовалось  государство на Руси. Этой же точки зрения придерживался и Н.М.Карамзин.

О Рюрике в «Повести временных лет» Нестора мало сведений. После его смерти остался  сын Игорь, будущий князь Руси, а  опекуном его становится Олег — по одним данным, дружинник Рюрика, а  по другим — его родственник. Именно Олег продолжил  правление Рюрика, а Игорь стал князем только после смерти Олега в 912 году.

Исторический портрет Рюрика

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
1.Объединение племён, образование государства под властью единого князя. 1.Преренёс столицу из Ладоги в Новгород, объединил ильменские племена, чудь и весь.2.Строил новые города, в том числе и Городище.

3.Подавил восстание в Новгороде в 864г, которое возглавил Вадим Храбрый.

2.Укрепление границ государства. Укреплял границы государства.
  1. Расширение границ княжества.
Направил  наместниками своих дружинников Аскольда и Дира в Киев — второй крупный центр Руси того времени.Границы государства при Рюрике простирались на севере от Новгороде, на западе — до кривичей (Полоцк), на востоке до мери ( Ростов) и муромов  (Муром).

 

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
О внешней политике Рюрика сохранилось очень мало сведений. Границы государства только ещё оформлялись.
Защита от претензий хазар на выплату дани. Наместники Рюрика Аскольд  и Дир временно освободили киевлян от выплаты дани хазарам.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Рюрик положил начало образованию государства по норманнской теории.
  • Положил начало династии Рюриковичей.
  • Объединял племена восточных славян в единое государство.

 

Данный материал можно использовать, готовясь по теме:

ЕГЭ , задание № 25, историческое сочинение.

Потомки чтят память о Рюрике. Так на памятнике Микешина «Тысячелетие Руси», открытом в Новгороде в 1862 году, ему отведено почётное место.

Автор: Мельникова Вера Александровна

В.М.Васнецов. «Прибытие Рюрика в Ладогу». 1909г.

В.М.Васнецов. «Прибытие Рюрика в Ладогу». 1909г.

Памятник « Тысячелетие Руси. « Микешин М.О. 1862 год, Новгород.

Памятник « Тысячелетие Руси. « Микешин М.О. 1862 год, Новгород.

istoricheskij-portret.ru

2. Образования гос-ва у восточных славян. Деятельность Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава.

Образование гос-ва восточных славян – Киевской Руси - произошло в 882 году, когда новгородский князь Олег обманом захватил Киев и убил местных князей - Аскольда и Дира. Киевская Русь - раннефеодальное государство IX - XI вв. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Государство восточных славян сложилось как раннефеодальное государство, власть в котором принадлежала

князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань, которая в летописях фигурирует как "полюдье", собиравшееся зимой, во время объезда князем подчинённых ему

территорий. Тогда же князь и судил подданных. Дань реализовывалась летом, во время торговых экспедиций на Юг, в Византию.

Рюрик (862 - 878) - Основатель династии российских правителей *Рюриковичей.

Олег (878 - 912) – основал государство, расширил его территорию и обложил её ежегодной данью

Игорь (912 – 945) - первый русский князь, о котором упоминают и византийские, и западноевропейские источники. Прославился князь Игорь благодаря сразу нескольким факторам: женитьба на Ольге, пятилетний мир с печенегами, поход на Царьград и обстоятельства смерти (попытался дважды собрать дань с древлян)

Ольга (945 – 957) - жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов. Впервые установила чёткий порядок сбора дани ("полюдья") путём введения уроков и погостов. Создала жестко централизованную систему управления, путём назначения в племена своих посадников для сбора налогов.

Святослав (957 – 972) – прославился как полководец, расширил территорию гос-ва русского.

3. Деятельность Владимира I. Принятие христианства. Причины и последствия.

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 или 989 году выбрал православие в качестве государственной религии Киевской Руси.

Заботился об объединении народа, укрепил границы государства, привел страну к монотеизму.

Русь была крещена в 988 г.

Причины: нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Последствия:

Усиление центральной власти, объединение племен, расширение и укрепление международных связей, принятие письменности.

studfiles.net

Рюрик

 

Рюрик Миниатюра из Царского титулярника 17 век

Рюрик – варяг из народа русь, летописный основатель Новгородского княжества и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской династии Рюриковичей. Его называют нередко основателем Древнерусского государства.

Древнейшая летопись «Повесть временных лет», дошедшая до нас в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей, впервые упоминают о Рюрике под 862 годом в рассказе о восстании покоренных варягами и обложенных данью северных племен. Восставшие победили и изгнали своих поработителей. Но управляться самостоятельно освободившиеся племена не смогли, ибо «не было в них правды», «встал род на род, и была в них усобица». Тогда они решили поискать себе князя в других землях и «пошли за море к варягам-руси; ибо звались те варяги русью, как другие зовутся свеями (шведами), урманами (норманнами), англянами (англичанами), готами. Сказали руси чудь, славяне (ильменские) и кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами».

Согласно летописям, на предложение откликнулись три брата из варяжского племени русь – Рюрик, Синеус и Трувор. Вместе со своими родичами они отправились в путь. Это событие в историографии получило условное название Призвание варягов.

Место, куда прибыли братья, разные летописи обозначают по-разному. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород. Синеус утвердился в Белоозере, а Трувор – в Изборске.

«И от тех варягов-руси получила название Русская земля».

Ранние летописи о дальнейшей жизни и деятельности Рюрика дают очень мало сведений. Известно только, что Рюрик раздавал своим людям города (Ростов, Полоцк, Белоозеро, Муром).

С согласия Рюрика, двое из его «мужей» – Аскольд и Дир с собственными отрядами направились к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю).

Поздняя Никоновская летопись (1-я половина XVII века) сообщает о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны жестоким правлением Рюрика. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некоего Вадима Храброго, о котором, кроме этого сообщения, больше ничего не известно. Историки связывают этот рассказ летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром.

Неизвестно, сколько у Рюрика было жён и детей. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда. Летописи сообщают только об одном сыне – Игоре.

У Рюрика, возможно, кроме Игоря были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря – Акун и Игорь.

В год смерти Рюрика (879) Игорь был ещё очень мал. По этой причине вести княжеские дела до того, как вырастет Игорь, Рюрик поручил, своему родственнику Олегу.

Уже не одно столетие не утихают споры ученых о том, скандинавом был Рюрик, как и все варяги, или славянином.

Достоверных данных об этом нет. А знание этого факта очень важно. Сторонники норманской теории, доказывающей скандинавское происхождение Рюрика, исходят из того, что Рюрик в русских летописях назван варягом, а варяги ассоциируются по различным источникам с норманнами или шведами, и поэтому считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии. Норманисты утверждают, что мы, славяне, без скандинавов (норманнов) не способны навести порядок на своей земле. Читать или слышать это очень обидно.

В противовес норманской теории родилась антинорманская теория, которая доказывает, что Рюрик происходит из княжеского рода западнославянских племен ободритов.  а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который назывался на славянских языках рарогом.

Доказательств в пользу и той, и другой теории приводится достаточно много.

Самым, пожалуй, сильным доказательством славянского происхождения Рюрика являются Мекленбургские генеалогии.

Они появились в начале XVIII века, и представляют собой ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, где когда-то жили славянские племена ободритов или бодричей. Эти генеалогии опираются на манускрипт 1687 года, который, в свою очередь, ссылается на какой-то манускрипт 1418 года. Согласно этим манускриптам, младший сын короля ободритов Витслава – Годлиб – погиб в 808 году, а его сыновья   Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород.

Главное, что смущает в этих генеалогиях, это нестыковка с русскими летописями. По Мекленбургским генеалогиям Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Даже простой подсчет подсказывает, что поскольку после него должны были родиться два брата, а отец погиб в 808, то дата рождения Рюрика не может быть значительно позже 805 года. Тогда он стал отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии Повести временных лет), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем, известно, что до середины X века датировка древнерусских летописей приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Да даже чисто по-человечески более понятно и правдоподобно приглашения правителем человека, разговаривающего на близком и понятном языке, имеющего похожую веру и обычаи.

Тогда всё? Славянин и точка?

Но есть среди всех аргументов сторонников норманнской концепции один смущающий факт. Это данные генетических исследований.

ДНК-генеалогия пользуется данными, полученными в результате генетических исследований, прежде всего исследования мужской Y-хромосомы. Всех ныне живущих мужчин делят на 20 генетических родов (гаплогрупп). Представители разных гаплогрупп по определению не могут быть представителями одного рода, даже весьма древнего.

Так, было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика. У обследованных были выявлены с разной частотой две гаплогруппы N1с1 и R1a1.

Гаплотипы Рюриковичей N1c1 относятся к т.н. скадинавской ветви (или кластеру) этой гаплогруппы. Согласно данным Family Tree DNA «скандинавские» гаплотипы N1c1 встречаются в основном в Швеции, Норвегии, Финляндии, Британии, и в меньшей степени в России. Известны лишь единичные примеры таких гаплотипов в других европейских странах.

Гаплотипы, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречается в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства. Город Уппсала является административным центром современной провинции Уппланд, к этой провинции относится район Рослаген (Roslagen, дословно «земля русов»). Из этого делается вывод, что район Уппсалы наиболее вероятен как родовой центр ветви Рюриковичей.

С моей точки зрения, «чаще всего встречается» не является строгим доказательством, что Рюрик именно на территории Швеции и родился, ведь в России тоже встречаются подобные гаплотипы. Нельзя также твёрдо быть уверенными, что тестируемые люди являлись реальными потомками Рюрика.

Сомнения вызывает и тот факт, что, по данным историка Лидии Грот, Руслаген в IX веке находился под водой, а его первое упоминание в летописях датируется лишь XIII веком.

Или вот такой факт: в Швеции 17 процентов населения имеют гаплогруппу R1, представители которой чаще всего живут в Орловской области (62,7%). Но это ведь не значит, что каждый 7-й житель Стокгольма имеет предков из России.

Всё же в целом ДНК-исследование является ещё одним аргументом в пользу «Норманской версии» происхождения Рюрика.

Ещё до ДНК-исследования существовала версия скандинавского происхождения Рюрика, связывающая его с Эйриком Эмундарсоном, как раз конунгом шведской Уппсалы.

И ещё один интересный факт:

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерик (Roderick), Родерих (Roderich), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Дании, Швеции, Финляндии и Исландии.

www.moi-jaroslavl.ru

Рюрик — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!

Рюрик (?–879) – летописный варяжский князь, по преданию, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Основатель династии Рюриковичей, правившей Русью, а в дальнейшем и Россией с конца 12 по конец 16 в. (последний представитель династии – царь Федор Иванович).

Версии происхождения[править]

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города («Повесть временных лет»).

По одной из них он был представителем знатной датской семьи Скиольдунгов, владевшей в 837–850 городом Дореснадом во Фрисландии. В датских источниках его имя упоминается как «Рёрик». Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию, Англию и Швецию вплоть до 860, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщает летопись) и обосновался в «городе славян» – Ладоге, откуда и пришел в Новгород.

Гонец. "Восстал род на род"

По другой версии предполагается, что Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (ум. в 808) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В.О. Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призван словенами в Новгород. В этом случае никакого «призвания варягов из-за моря» не получается, поскольку славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины. Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских усобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика – Синеус и Трувор – явились в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864.

Заморские гости, Рерих

Некоторые исследователи ведут происхождение Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Существует и еще одна версия. Согласно ей, братья Рюрика Синеус и Трувор вообще не существовали, просто русские летописцы не поняли и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус`ом) и верной дружиной (тру-вор`ом). Разделяющие эту точку зрения исследователи считают, что никакого приглашения от новгородских словен не было, а наоборот, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород.

Одна из летописей сообщает в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим по этой версии был убит, его сторонники бежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, сумевшие захватить власть в Киеве около 866. Согласно этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе стояли варяги.

Значение деятельности[править]

Управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, присоединил к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки. Умер он по одним данным в Новгороде, по другим – в Кореле (Кексгольм), по третьим сведениям – в походе, завещав управление новым государством и опекунство над сыном Игорем своему дальнему родственнику Олегу.

Тем не менее, превращение Рюрика из конунга в новгородского князя объективно способствовало прекращению усобиц в славянских землях и возрастанию централизаторской роли Новгорода. Легенда о призвании варягов сложилась, по-видимому, именно в Новгородско-Ладожской земле не ранее 11 в. Она была включена в Повесть временных лет в начале 12 в., а в 18 в. положила начало «норманнской теории» образования древнерусского государства.

Рюриков замок, гравюра.
  • Мавродин В. В., Древняя Русь, М., 1946;
  • Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953;
  • Кузьмин А. Г., К вопросу о происхождении варяжской легенды, в сб.: Новое о прошлом нашей Родины, М., 1967.

www.wikiznanie.ru

Деятельность князя Рюрика - История России

Рюрик годы правления: 862-879

Рюрик- родоначальник династии Рюриковичей.

Был приглашён вместе со своими братьями править на Руси ильменскими племенами, центром которых была Ладога. Старостой племён был Гостомысл.

Рюрик стал править в Новгороде, Синеус- в Белоозере, Трувор – в Изборске.

По норманнской теории, авторы которой немецкие историки Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлёцер ,Г.З. Байер, именно с правления Рюрика в 862 году и образовалось государство на Руси. Этой же точки зрения придерживался и Н.М.Карамзин.

О Рюрике в «Повести временных лет» Нестора мало сведений. После его смерти остался сын Игорь, будущий князь Руси, а опекуном его становится Олег — по одним данным, дружинник Рюрика, а по другим — его родственник. Именно Олег продолжил правление Рюрика, а Игорь стал князем только после смерти Олега в 912 году.

Отражение в культуре: на памятнике Микешина «Тысячелетие Руси», открытом в Новгороде в 1862 году, ему отведено почётное место.

1.Объединение племён, образование государства под властью единого князя.

1.Преренёс столицу из Ладоги в Новгород, объединил ильменские племена, чудь и весь.

2.Строил новые города, в том числе и Городище.

3.Подавил восстание в Новгороде в 864г, которое возглавил Вадим Храбрый.

1.О внешней политике сохранилось очень мало сведений. Границы государства только ещё оформлялись.

2.Укрепление границ государства.

Укреплял границы государства.

2. Защита от претензий хазар на выплату дани.

Наместники Рюрика Аскольд и Дир временно освободили киевлян от выплаты дани хазарам.

  1. Расширение границ княжества.

Направил  наместниками своих дружинников Аскольда и Дира в Киев — второй крупный центр Руси того времени.

Границы государства простирались на севере от Новгороде, на западе — до кривичей (Полоцк), на востоке до мери ( Ростов) и муромов  (Муром).

multiurok.ru

Политическая деятельность первых Рюриковичей

У всех Рюриковичей преобладала внутри- и внешнеполитическая деятельность, практически отсутствовали экономические и культурные преобразования. Это было обусловлено стадией социально-экономического развития Киевской Руси.

Персоналии

Основные направления политики

Олег (879-912) В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.

В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, «на двое харатьи», т. е. в двух экземплярах — на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси). Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора

о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

Игорь (912-945) В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, — восстание древлян в 945 г. Сбор дани в древлянских землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом, чье обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. Дружинники Игоря заявили: «Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам».

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Святослав (957—972) Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай, в город Переяславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

Владимир I (980—1015) Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри. В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство.
Ярослав Мудрый (1019—1054) При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона— русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти)царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы.

Владимир Мономах (1113—1125). Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил «ворошить летописцы», часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей — шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Владимир Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

biofile.ru

РЮРИК — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Рюрик, предположительно он же Рорик Фрисландский – князь «Новгородского» государства (отождествляемого частью историков с «Русским каганатом»; около 862 – около 879 гг.), первый правитель, от которого история российской государственности может быть прослежена непрерывно; лицо, считающееся основателем древнерусской княжеской династии, ставшей затем московской и российской (около 862 – 1598 гг.) – династии Рюриковичей.

Древнерусские источники («Повесть временных лет» (ПВЛ) и Никоновская летопись) содержат всего пять сообщений о Рюрике.

Согласно первому из них, в 862 г. жители «Новгородского» государства, в связи с отсутствием из-за междоусобиц единого «наряда» (т.е. единой власти), пригласили на княжение варягов (как во времена составления ПВЛ называли на Руси скандинавов). На призыв откликнулись братья Рюрик, Синеус и Трувор, причем первоначально Рюрик стал править только в землях словен (ильменских), сделав своей резиденцией сначала Ладогу, а потом Новгород (нынешнее Рюриково Городище у истока Волхова, рядом с современным Новгородом Великим). После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора присоединил их владения – области Изборска и Белоозера. Далее ПВЛ сообщает об уходе от Рюрика по Днепровскому торговому пути на юг его «бояр» Аскольда и Дира и (под 879 г.) о смерти Рюрика.

Согласно Никоновской летописи, в 864 г. Рюрик расправился с неким Вадимом Храбрым и его сторонниками – по-видимому, поднявшими против него мятеж. Это сообщение подкрепляло утверждения советских историков, например, В.В. Мавродина и Б.А. Рыбакова, о том, что рассказ ПВЛ о призвании варягов является легендой, что Рюрик был приглашен в качестве не главы государства, а в качестве предводителя наемного войска, но узурпировал государственную власть.

В современной исторической науке преобладает версия, отождествляющая Рюрика русских летописей с датским (ютландским) конунгом Рориком Фрисландским (отцом которого был, скорее всего, конунг Хемминг), сведения о котором сохранились в латиноязычных хрониках Франкского государства, Западно-Франкского и Восточно-Франкского королевств – в Бертинских анналах, Фульдских анналах, Ксантенских анналах и, возможно, в Ведастинских анналах.

Согласно сведениям этих источников, скандинавский конунг Рорик еще до 840 г. стал вассалом императора франков Людовика Благочестивого и получил от него в бенефиций Дорестад и другие земли во Фрисландии (Фризии, ныне в северных Нидерландах и в Германии, на побережье Северного моря). По-видимому, условием владения этими землями стала защита их от нападений  других скандинавских конунгов. После 843 г. был обвинен наследником Людовика Благочестивого императором Лотарем I в измене, лишен бенефиция  и вынужден был стать вассалом короля Восточно-Франкского королевства Людовика Немецкого, а затем – заняться морским разбоем. В качестве предводителя скандинавских морских разбойников захватил Дорестад и отразил попытки Лотаря I выгнать его оттуда. В 850 г. Лотарь I был вынужден вновь передать Рорику его бенефиций на прежних условиях. В 855 г., после смерти Лотаря I Рорик стал вассалом его сына, короля Лотарингии Лотаря II, а в 863 г – вассалом короля Западно-Франкского королевства Карла Лысого и получил от него в лен владения также во Фрисландии. В 867 г. был изгнан оттуда местными жителями, но в 872 г. вновь стал вассалом Карла Лысого, а в 873 г. – вассалом овладевшего Фрисландией Людовика Немецкого.

В 855 г. предпринял неудачную попытку стать датским королем. В 857 г., с согласия своего сюзерена Лотаря II совершил удачный поход на Данию и захватил часть ее территории.

В 882 г. бенефиций Рорика во Фрисландии был передан наследником Людовика Немецкого, императором Карлом III Толстым, другому скандинавскому конунгу – из чего можно заключить, что в 882 г. Рорика уже не было в живых.

Поскольку для IX – Х вв. хронология ПВЛ условна (и, соответственно условны даты 862 г. и 879 г., между которыми ПВЛ помещает пребывание Рюрика в «Новгородском» государстве), можно считать, что противоречия в датировках событий, связанных с деятельностью Рюрика и Рорика Фрисландского, между ПВЛ и западноевропейскими источниками не имеют решающего значения и не препятствуют отождествлению Рюрика русских летописей с Рориком Фрисландским западноевропейских анналов.

Отождествление Рюрика с Рориком Фрисландским – имевшим, в отличие от других скандинавских конунгов, богатый опыт государственного управления под эгидой самых развитых государств тогдашней Европы (Франкского и его наследников) – помогает также объяснить причины избрания жителями «Новгородского» государства в правители именно его.

Личность Рюрика стала в русском общественном сознании одним из главных символов российской истории, своеобразной «точкой отсчета» этой истории.

w.histrf.ru