Даты правления ольги княгини: Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Княгиня Ольга Святая » Клуб историков и обществоведов «КЛИО»

Княгиня Ольга Святая
Годы жизни: ?-969
Годы правления: 945-966

Великая княгиня Ольга, в крещении Елена. Святая Русской православной церкви, первая из правителей Руси принявшая христианство еще до Крещения Руси. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, правила  Киевской Русью с 945 года до 966 года.

Издревле в Русской земле люди называли равноапостольную Ольгу «начальницей веры» и «корнем Православия». Патриарх, крестивший Ольгу, ознаменовал крещение пророческими словами:  «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи не обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

На необъятных просторах Русской земли, подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной провидицей христианства.

В летописи об Ольге немало неточностей и загадок, но большинство фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками устроительницы Русской земли, не вызывают сомнения в достоверности.

ИСТОРИЯ ОЛЬГИ — КНЯГИНИ КИЕВСКОЙ

Одна из древнейших летописей «Повесть временных лет» в описании женитьбы Киевского князя Игоря называет имя будущей правительницы Руси и ее родину: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иокимовская летопись уточняет, что Ольга принадлежала к одной из древнерусских княжеских династий — к роду Изборских. Житие святой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей не сохранились. По Житию они были не знатного рода, варяжского происхождения, что подтверждается ее именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga, в русском произношении — Ольга (Вольга). Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых первой половиной X века.

Более поздний Пискаревский летописец и типографская летопись (конец XV века) повествуют слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Житие святой Ольги повествует, что здесь, «в области Псковской» впервые и состоялась её встреча  с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА И КНЯЗЬ ИГОРЬ

По возвращению из похода на греков князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, боясь мести, прислали сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня Ольга сделала вид, что согласна и последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти».

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести Временных Лет» летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По «Повести Временных Лет» после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

ПРАВЛЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Летопись свидетельствует о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политический и хозяйственной жизни страны.  Ольга отправилась в новгородские и псковские земли. Установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

РЕФОРМЫ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию, на реке Пскове, где она родилась, основала город Псков. В тех краях, на месте видения трех светоносных лучей с неба, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава. Он гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление  государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси. В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись с Болгарии, он снял осаду и не  пожелал оставаться  надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.

«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь. Через три дня Ольга умерла (11 июля 969), и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

СВЯТАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святой. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля.  Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла позднее — до середины XIII века.

Источник

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Память равноапостольной великой княгини Ольги. Справка

Память святой равноапостольной великой княгини Ольги отмечается 24 (11 по старому стилю) июля и 11 октября (28 сентября по старому стилю).

По преданию, княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь.

Имя будущей просветительницы Русского края и родину ее впервые называет «Повесть временных лет» в статье о женитьбе Игоря: «и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в X-XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков.

Некоторые историки утверждают, что родом Ольга из Новгорода. Другие видят в ней дочь князя Олега, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя.

В пользу того, что княгиня была не славянкой, а родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя – Хельга (или Эльга), русский вариант которого ‑ Ольга ‑ она приняла якобы из уважения к князю Олегу. Предание рассказывает, что воспитывалась Ольга в языческой вере, но от природы была «целомудренна и премудра».

Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря, и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила за смерть своего мужа.

Потеряв супруга, княгиня Ольга начала самостоятельно править страной, так как сыну ее Святославу было всего три года. Княгиня отказалась выходить замуж во второй раз, прожив остаток дней в чистом вдовстве.

Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Ольга установила систему «погостов» ‑ центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева ‑ городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель – новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством ‑ установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») – «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, Вышгороды (или Детинцы, Кромы) обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно «на горе», над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной.

Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ользе, на Вышгород» – на нужды ратного строения. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Расширялись и зарубежные связи Киева, что способствовало развитию каменного строительства в городе, начало которому положила княгиня Ольга.

Но великая княгиня понимала, что путь к будущему величию Руси лежит, прежде всего, через духовное просвещение.

Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный.

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.

Новопросвященная княгиня воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Однако византийский Император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини Глеб и разрушены некоторые храмы, возведенные благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава.

Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что «плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю в построенном Ольгой киевском храме святителя Николая.

Тело княгини оставалось нетленным, и ее внук Владимир перенес мощи святой в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.

В 1547 г. Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнее существование языческого восточнославянского государства и подготовило вступление в историю будущей Святой Руси.

Важна и память о построении Ольгой в Киеве деревянного храма Святой Софии, Премудрости Божией. Этот храм погиб в огне гигантского пожара, охватившего Киев в 1017 г. Правнук святой Ольги Великий князь Ярослав Мудрый на месте этого храма воздвиг к 1037 г. каменный храм, который украшает Киев и поныне.

Среди фресок собора святой Софии в Киеве есть и изображении святой Ольги в беседе с императором Константином Багрянородным. На этой фреске XI века сохранены портретные черты святой равноапостольной княгини Ольги – великой в истории Русской Церкви и в истории России.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Чего мы так боимся? Урок от княгини Ольги

Житие святой Ольги, память которой мы празднуем сегодня, должно быть для нас и судом, и вдохновением.

Митрополит Антоний Сурожский | 24 июля 2015

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы живем во времена, когда христиане составляют постоянно уменьшающееся меньшинство; и в этом меньшинстве мы, православные, составляем небольшую общину, как среди христиан, так и среди секуляризованного мира. И как мы робки, как робки мы, чтобы заявить, что мы есть; как мало в нас решимости встать в своем христианском характере перед лицом мира, чуждого нам и чуждого Христу, нашему Богу, нашему Спасителю, нашему Господу и нашему брату по человечеству!

Как боязливы мы выразить свою веру, так боязливы мы и жить по ясным велениям Евангелия и давать знать не только на словах, но и всей жизнью, что мы в мире, но не от мира сего; что мы предтечи Царствия Божия, люди, посланные в мир, чтобы завоевать его для Бога: но не силой, а жизнью своей отдав за мир.

Житие святой Ольги, память которой мы празднуем сегодня, должно быть для нас и судом, и вдохновением. Ольга была христианкой за два поколения до Крещения Руси; она была христианкой в ​​изоляции среди придворных своего мужа, который презирал христианство, как религию слабых, насмехаясь над ним, и вместе со своими товарищами насмехаясь над княгиней Ольгой и ее верой. И она стояла одна, никогда не колеблясь; она не постеснялась заявить, кто она такая, возвещая свою веру в Единого Бога, Господа господствующих, Царя царей, а также Спасителя мира.

Какой это урок для нас! Мы живем в мире, который иногда насмехается над нами, который живет так, как будто евангельские ценности потеряли всякий смысл – но нам не угрожает никакая реальная опасность. Даже сейчас есть страны, где быть христианином опасно; не так давно объявить себя христианином в России могло быть опасно и могло сулить беду и себе, и семье, и друзьям; и все же люди стояли непоколебимо и верили. И, по примеру святой Ольги, устояли именно женщины: именно женщины спасли Церковь и Россию своим героизмом и своей готовностью принять страдания и отдать свою жизнь за Церковь и за Бога.

Мы должны очень серьезно подумать о своей робости, о своих страхах и задать себе вопрос: почему это так? Это потому, что мы так боимся? Не потому ли, что страх так глубоко укоренился в нашей плоти и крови? Или мы еще ничего не поняли? Или мы забыли, кем является для нас Господь Иисус Христос, с Его местом где-то на периферии нашей жизни, но не в ее сердцевине, с тем, что Он не царствует как Господь и Бог в наших сердцах и умах или во всей нашей жизни? Мы должны спросить себя, что Он значит для нас, если мы так боимся улыбок, едких замечаний, пренебрежительного отношения – ведь ничего более опасного с нами не произойдет в тех условиях, в которых мы живем.

Неужели мы так поступаем с людьми, которых действительно любим, когда над ними насмехаются, дискредитируют или ругают? Неужели мы действительно молчим? Действительно ли мы поддаемся толпе, оставляя тех, кого любим, стоять в одиночестве? Неужели мы позволяем, чтобы имена нашей матери, невесты, мужа, жены или самого близкого друга произносились с насмешкой и сопровождались непристойными и унизительными шутками? Нет, мы никогда не сможем этого вынести; по крайней мере, я надеюсь, что никто из нас этого не потерпит! Но в то же время мы так легко и спокойно переносим это, когда речь идет о Христе, о Боге и Его правде, и о том, что значит жить по Богу! Значит ли это, что столько людей и столько вещей бесконечно важнее для нас, чем Бог, Который так возлюбил нас, что призвал нас к жизни, чтобы отдать Себя в наши руки? А когда мы отворачиваемся от Него, каждый из нас в отдельности и все мы вместе – Того, Кто пришел в мир, чтобы разделить нашу судьбу, жить и умереть за нас и вместе с нами?

Вдумаемся в это, ибо стоит перед нами и возвышается над нами во весь рост образ святой Ольги, одинокой в ​​море язычников – а не в таком обществе, как наше, уже имеющем в себе Евангелие закваска, и где у нас так много общего с нынешними язычниками. Она стояла одна и не колебалась; и поэтому она смогла так выстоять, что смогла передать своему внуку Владимиру видение мира, которое никогда не угасало и не давало ему покоя, пока он не нашел ответ. Она открыла ему новое измерение человечества и пробудила в нем жажду к более великим вещам, вещам более правдивым и святым, чем ложные боги, которых чтил его отец со своим окружением. И за то, что она смогла выдержать насмешки среди придворных мужа, внуку открылся Бог во Христе и своим призывом он открыл сердца миллионов людей и бескрайние просторы Русского владычества, где Христос Спаситель пришел царствовать.

Учимся у этой женщины, которая была и хрупкее, и сильнее всех мужчин: как Богородица, она была сильнее любого страха и колебания. Научимся стоять в одиночестве и возвещать свою веру, но не на словах — слова уже никого не убеждают; люди слышали достаточно вводящих в заблуждение красивых слов, но живя по-Божьему, как собственный народ Христа. Аминь!

Перевод с русского.

 

 

Поскольку вы здесь…

…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей.
Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно.
В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки.
Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.

При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей,
еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера.
Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта —
Правмир.ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.

Например, 5 евро в месяц это много или мало?
Чашка кофе?
Для семейного бюджета это не так уж и много, но для «Правмира» значительная сумма.

Если бы каждый, кто читает «Правмир», мог бы жертвовать по 5 евро в месяц,
они в значительной степени способствовали бы нашей способности распространять слово Христа,
Православие, цель жизни, семья и общество.

Пожертвовать

Статьи по теме

Расскажу вам историю княгини Ольги Киевской или Как не разозлить русскую княгиню – Жизнь в России

Позвольте мне рассказать вам историю княгини Ольги Киевской.

или Как не разозлить русскую княгиню

Жизнь княгини Ольги была полна великих подвигов, описанных во многих исторических записях, а также легендарных фактов, которые до сих пор оспариваются историками.

Место рождения княгини Ольги

Согласно наиболее традиционной версии, зафиксированной в «Первой летописи», Ольга родилась в Пскове (город на северо-западе России) в семье варяжского происхождения. Варяги также были известны как варяги или норманны, пришедшие на территорию нынешней России, Украины и Белоруссии в течение 8 и 9 вв.вв. Эта теория о рождении Ольги также объясняет происхождение ее имени, которое происходит от скандинавского «Хельга». Другие исторические версии утверждают, что Ольга была либо дочерью Олега Вещего, основателя государства Киевская Русь, либо имела булгарские корни.

Убийство князя Игоря

Олег Вещий инициировал брак Ольги с князем Игорем, который был сыном новгородского князя Рюрика, основателя династии Рюриковичей русских царей. После смерти Олега в 912 года Игорь стал правителем Киевской Руси. В 945 году князь Игорь отправился к славянскому племени древлян собирать дань. После того, как он потребовал большей платы, древляне убили его.

Ольга взяла власть в свои руки

Смерть киевского князя поставила вопрос о следующем правителе страны. Сыну Игоря, Святославу, было всего три года, и поэтому Ольга взяла власть в свои руки. Интересно, что она пользовалась полной поддержкой русского войска, что свидетельствует о большом почете, которым она пользовалась в народе.

После убийства Игоря древляне послали своих сватов предложить Ольге выйти замуж за их князя Мала. Принцесса отомстила за смерть мужа, убив всех послов.

 

Месть княгини Ольги

Древнерусские летописи описывают четыре вида мести, организованной Ольгой. Сначала она приказала схватить 20 сватов, приехавших в Киев, и похоронить их заживо. Княгиня тогда просила древлян прислать к ней лучших послов, но как только они прибыли, их сожгли в бане. Вскоре после этого Ольга отправилась в землю древлян, якобы, чтобы устроить тризну в память об убитом муже. Напоив своих врагов во время пира, гувернантка приказала их всех убить. Летопись сообщает о пяти тысячах жертв этого третьего акта мести.

Осада города Искоростень

Последняя месть произошла в 946 году, когда Ольга путешествовала по земле древлян для сбора дани. Она осадила город Искоростень, который отказался ей платить. Согласно легенде, принцесса попросила, чтобы каждый дом преподнес ей в подарок голубя. Затем она привязала горящие бумаги к лапкам голубей и отпустила их домой. В результате весь город был уничтожен огнем.

Правление Ольги над Киевской Русью официально длилось до совершеннолетия ее сына. Повзрослев, Святослав предпочитал проводить большую часть времени за границей, устраивая военные походы для расширения и укрепления границ своего государства.
Ольга, оставленная руководить внутренней политикой Киевской Руси, прославилась тем, что установила систему сбора дани, которую иногда считают первой легальной налоговой системой в Восточной Европе. Она приказала создать центры торговли и налогообложения. Подчиненные Киеву земли были разделены на административные единицы, которыми управляли представители княгини. Ольга установила фиксированные суммы дани с подробным графиком их сбора.

Княгиня Ольга также считается инициатором первого каменного строительства городов в Киевской Руси, особенно в городах Киеве, Новгороде и Пскове.

Обращение княгини Ольги в христианство

Одним из самых известных деяний Ольги было ее обращение в христианство. Она одна из первых принесла эту религию в языческое общество Киевской Руси. Согласно Первичным летописям, Ольга крестилась в Константинополе либо в 9 г.55 или 957 г. Ее сын Святослав не поддержал решение матери и боялся потерять уважение войска из-за новой веры Ольги. Судя по всему, она оказала большое влияние на своего внука Владимира Великого, который в 988 году сделал христианство официальной религией Киевской Руси.

В 957 году Ольга посетила с официальным визитом византийского императора Константина VII в Константинополе. Предположительно, переговоры не принесли ожидаемых результатов, так как исторические записи описывают холодное приветствие Византийские послы во время ответного визита в Киев.

В западноевропейских источниках упоминается, что в 959 году Ольга отправила своих послов к Оттону I, императору Римской империи, с просьбой назначить архиепископа и священников для службы в ее стране. Хроника обвиняет посланников принцессы во лжи, но детали противоречивы.

 

Адальберт Магдебургский

Из исторических источников трудно сказать, была ли искренна Ольга в своей просьбе или нет. Епископ императора Адальберт Магдебургский, побывав некоторое время в Киевской Руси, решил, что все его усилия по развитию христианства в стране тщетны. На обратном пути в Италию все его спутники были убиты (предположительно) союзниками Святослава, а сам Адальберт едва выжил.

В то время христианская церковь еще не была разделена на римскую и греческую ветви. Разделение официально произошло в 1054 году, хотя на самом деле оно началось задолго до этого. Попытки Ольги наладить связи как с византийскими, так и с римскими императорами, высшими церковными властями, оцениваются по-разному. Она либо колебалась, что выбрать, либо вела дальновидную политику давления на Константинополь, чтобы завоевать наиболее выгодные позиции в Восточной христианской церкви.

Трудно сказать, когда Святослав начал свое полное правление; хотя до 959 года и византийские, и западноевропейские источники называют Ольгу главной правительницей Киевской Руси. Судя по всему, Святослав делил власть с Ольгой до самой ее смерти.

На Киев напали печенеги

В 968 году, когда Святослав отсутствовал в походе, Киев подвергся нападению печенегов, полукочевого тюркского народа. Княгине Ольге вместе с малолетними внуками предстояло организовать оборону города. Она умерла вскоре после осады Киева в 9 г.69. В честь завещания матери Святослав приказал похоронить Ольгу по христианским канонам.

Княгиня Ольга святая и равноапостольная

В 1547 году Православная Церковь провозгласила княгиню Ольгу святой и равноапостольной. Она стала одной из пяти женщин, удостоенных этого статуса в истории христианства.

 

http://russiapedia.