Содержание
От взятия Казани до строительства мечетей • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсКраткая история татарАудиолекцииМатериалы
Как российская власть училась жить с мусульманским населением
Эксперты Альфрид Бустанов, Илья Зайцев, Анна Дыбо, Азат Ахунов, Марсель Ибрагимов
Автор текста Анна Шур
Диво! Место увеселенья в мире этот город Казань,
В мире нет больше такого города, дающего кров.
В мире нет нигде такого цветущего города, как Казань,
В Казани еду-питье найдут всегда, таков он — город Вселенной!
От пращура-хана осталась нам наша власть,
Это место — на земле есть всегда ханский город, место ханского сына.
Продав свою землю и дом, не оплатит отцовский налог,
Почему же здесь этот злодей, это не город Ивана!
Шерифи, не покидай ее, коль веришь в газават,
Пусть скажут с этого дня, это он хозяин Казани.
Эти строки принадлежат перу Кул-Шарифа, защитника Казани, который погиб при ее взятии Иваном Грозным. Поэт, богослов, имам Кул-Шариф — важнейшая фигура для татарской культуры. Его именем названа мечеть в Казанском кремле. В поэме «Зафарнамэ-и вилаяте Казан» («Книга побед Казанского края»), которую мы процитировали, описана одна из неудачных попыток взятия Казани. Грозный захватил ее в 1552 году с третьего раза, а если считать попытки всех московских князей, то с пятого. С этого момента начинается отсчет новой истории: теперь уже не Москва зависит от татар, а татары от Москвы.
Часто войну Ивана Грозного с татарскими ханствами — а он почти подряд завоевал Казанское, Астраханское и Сибирское ханства — описывают как что-то вроде Крестового похода, но это не совсем так. Причиной завоеваний Грозного была не только религия, но и желание расширить свои территории и укрепить власть. А вот в следующие два века именно религия станет главным фактором в отношениях русских с тюркским населением.
Вскоре после падения Казани на территории Казанского, Астраханского и Сибирского ханств появляются православные священники. Повсюду строятся монастыри, начинается процесс христианизации. Появляются и крещеные татары, которые позже станут отдельной группой — кряшены. История христианизации татар очень сложна: известны случаи и насильственного крещения, и добровольного перехода. Как бы то ни было, в течение нескольких десятилетий мусульмане, и не только татары, становятся полуподданными, то есть обладают меньшим количеством прав и возможностей, чем православные подданные.
Эта ситуация отразилась и в языке: в России XVI–XVII веков словом «татарин» начинают обозначать принадлежность не к народу, а к вере. Татарами называют и татар, и арабов, и турок, и сартов и многих других мусульман.
Соборное уложение 1649 года, основной правовой документ России на ближайшие два века, закрепило за православием статус главной религии Российского государства. С точки зрения этого закона худшее, что может сделать мусульманин, — это сподвигнуть православного сменить веру. За это, конечно, полагается смертная казнь.
Одну из самых жестких попыток христианизировать татар спустя столетие предпринял епископ Лука Конашевич. С 1738 по 1755 год он служил на казанской кафедре и прославился разрушением мечетей, а также тем, что хотел выселить мусульман за городскую черту. В народе он получил прозвище Оксак Каратун, то есть «Хромой черноризец», и даже попал в татарский фольклор. Возможно, именно под его влиянием императрица Анна Иоанновна подписала указ о миссионерской деятельности, согласно которому за крещение полагались денежные подарки, однако новокрещеные должны были отселяться от некрещеных. Многих крестили против их воли, и это во многом спровоцировало башкирское восстание 1755 года. Люди, призывавшие в Поволжье к священной войне, джихаду, появлялись после взятия Казани время от времени, но все эти попытки оказывались маргинальными. А вот восстание 1755 года под предводительством Батырши было довольно масштабным. В своем воззвании Батырша говорил, например, так:
«И от того, что мы из-за хитрости и коварства, взаимных раздоров и битв доводим друг друга до подчинения русским кафирам, возвышая руку неверных над нами. Мы становимся причиной усиления ложной религии кафиров То есть тех, кто не верит в Аллаха., а свою религию ислам и мусульманский народ обрекаем на презрение и унижение».
Восстание быстро подавили — и подавили его те же мусульмане, татары-мишари, верные императрице Елизавете Петровне. Но недовольные в бывших татарских ханствах никуда не делись, и уже при Екатерине II многие мусульмане Уфы и Поволжья присоединились к бунтовщику Емельяну Пугачеву.
Участие мусульман в пугачевском бунте, а также нависшая над Российской империей османская угроза оказали сильное влияние на политику Екатерины II. Решив, что иметь на своей территории такое количество недовольного мусульманского населения просто опасно, она задала совершенно иное направление отношениям Российской империи со своими мусульманскими подданными.
Екатерина II находит новый способ привлечь татарские знатные роды в христианство. Она предлагает потомственное дворянство тем татарам, кто крестится и сможет доказать свое благородное происхождение. Тут пригодились татарские родословные: многие потомки Чингисидов и беев (то есть знатных семей, которые когда-то окружали ханов и роднились с ними) могли предъявить свитки, списки, тома, разветвленные деревья, возводящие их роды к Чингисхану или к пророку Мухаммаду. Поразительным образом это стало основанием для получения русского дворянства. Многочисленные князья Ширинские, Мансуровы, Кочубеи, Муратовы, Богдановы — это все оттуда.
С другой стороны, в 1766 году, впервые после взятия Казани, Екатерина разрешает построить там мечеть. Теперь это одна из важнейших достопримечательностей Казани — мечеть Марджани. Она же — Первая cоборная. Она же — Юнусовская. Мечеть Марджани была построена на средства прихожан с личного разрешения Екатерины II и стоит на улице, позднее названной в честь просветителя Каюма Насыри. Сам Насыри, родившийся спустя полстолетия после строительства этой мечети, рассказывает такую легенду о великой фразе императрицы:
«До царствования Екатерины II в Казани каменных мечетей не было. <…> …Воспользовавшись приездом Екатерины в Казань, самые почитаемые мусульмане города пришли к ней и просили разрешить им построить каменные мечети. Царица Екатерина… дала свое согласие и сама указала место строительства. <…> Когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: „Ты хоть и дала разрешение мусульманам на строительство мечетей, но строят они высоко“. На это царица ответила так: „Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения“».
В полном соответствии с этим легендарным афоризмом еще спустя 20 лет, в 1788 году, создается Оренбургское магометанское духовное собрание, возглавляемое муфтием. Первое время мусульмане особого доверия к этому муфтияту не испытывают, но постепенно привыкают. Но Екатерина не останавливается: она дает указание отлить из свинца наборный арабский шрифт, и в 1787 году в Петербурге появляется первый Коран, напечатанный в Европе. Самым знаменитым, правда, стал не он, а «Казан басмасы», напечатанный в Казани в 1803 году. Весь мусульманский мир считает его одним из лучших изданий Корана.
А Екатерина II получила от татар прозвище Эби-патша. То есть «Бабушка-царица».
Изображения: Петр Шамшин. Вступление Иоанна IV в Казань. 1894 год
Миколаївський художній музей імені В. В. Верещагіна
9 признаков того, что перед вами картина кубистов
Искажение пространства, сдержанные цвета и ассамбляж в картинах кубистов. Читайте новый выпуск цикла о главных признаках разных направлений в истории живописи
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
11 минут
1/5
Откуда взялись татары
Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда
Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда
7 минут
2/5
Золотая Орда и что из нее вышло
Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары
Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары
8 минут
3/5
От взятия Казани до строительства мечетей
Как российская власть училась жить с мусульманским населением
Как российская власть училась жить с мусульманским населением
8 минут
4/5
Татары между Востоком и Западом
Как татарская культура связана с исламом и как она разворачивалась к Западу
Как татарская культура связана с исламом и как она разворачивалась к Западу
10 минут
5/5
Как Советский Союз перепридумывал татарскую культуру
Что происходило с культурой и языком татар после революции 1917 года
Что происходило с культурой и языком татар после революции 1917 года
Материалы
Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры
От Астрахани до Ярвенпяа
Главные блюда и застольные традиции татар Поволжья
Губадия, аш, казы и чаепитие с чак-чаком
Сабырлык, азатлык и другие важные татарские слова
Без чего нельзя понять татарскую культуру
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»
Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas
Походы Ивана Грозного на Казань [Казанские] — дата, год, причины, ход, этапы, последствия, итоги, значение, вики — WikiWhat
Основная статья: Присоединение ханств к России
Содержание (план)
1. Причина походов Ивана Грозного на Казань
2. Походы на Казань
2.1. Взятие Казани (1552 год)
3. Последствия взятия Казани
4. Картинки (фото, рисунки)
Причина походов Ивана Грозного на Казань
Свергнув власть ордынцев в 1480 г. (после стояния на реке Угре), Россия ещё долгое время вынуждена была вести тяжёлую борьбу с наследниками Золотой Орды — Крымским, Казанским, Астраханским, Сибирским ханствами и кочевой Ногайской Ордой. Особую опасность представляли грабительские набеги крымских и казанских ханов. Борьба против Крымского ханства осложнялась его вассальной зависимостью от Турции. Но и Казань представляла собой «крепкий орешек» для московских правителей. Иван III добился того, что на казанском престоле сидели ханы, дружелюбно настроенные по отношению к Москве. Однако к середине XVI в. положение изменилось. Возникла реальная угроза объединения Крыма и Казани под властью ханов из крымской династии Гиреев. В этом случае Россия могла оказаться под двойным ударом — с юга и с востока.
Загрузка…
Походы на Казань
Молодой царь Иван Грозный предпринял три похода на Казань. Первый (зимой 1547/48 г.) и второй (в начале 1550 г.) походы не принесли успеха.
Взятие Казани (1552 год)
В 1551 г. Иван IV возглавил поход на Казань. Казанцы запросили мира и согласились на все требования русского царя. Однако хан не выполнил всех условий мира. И тогда в 1552 году с большим войском Иван IV пошёл на Казань.
Этот поход был очень хорошо подготовлен. В костромских лесах срубили и построили крепость. Затем её разобрали по брёвнам, каждое пронумеровали и отправили вниз по Волге. У впадения в Волгу реки Свияги деревянную крепость возвели снова. Работой руководил дьяк Выродков. Крепость находилась напротив Казани. Отсюда и началось наступление.
Реформированное Избранной радой конное и пешее войско с мощной артиллерией двинулось к Казани по Волге и по суше через Мещерский край.
На подступах к Казани шли бои. Город оказался в осаде, но не сдавался. Взять хорошо укреплённые стены крепости русским не удавалось. Осада продолжалась полтора месяца. Тогда было решено сделать подкоп под стены города. Туда положили бочки с порохом и подорвали. Образовался пролом. Начался кровопролитный штурм.
2 октября 1552 г. Казань пала. Иван IV Грозный торжественно въехал в город. Он отдал приказ о восстановлении разрушенной штурмом Казани. В мусульманском городе был заложен православный собор. Через несколько лет, после усмирения русскими воеводами очагов сопротивления на окраинах бывшего ханства, некоторые казанские татары пошли на службу в московские войска. Многие из них прославились, немало казанских родов вошло в высшую аристократию России. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Последствия взятия Казани
Для окончательного замирения казанского края потребовалось ещё несколько лет. Однако главное было сделано. Русский народ воспринял взятие Казани как своего рода историческое возмездие за два столетия владычества иноземцев. Церковь прославляла молодого царя, сравнивала его с героями Ветхого Завета. В память о великой победе, в честь взятия Казани, в Москве на Красной площади был построен храм Покрова Божией Матери. Позднее его стали называть храмом Василия Блаженного.
Присоединение Казани открыло возможности для овладения всей Волгой.
Картинки (фото, рисунки)
Категории:
Русско-казанские войны
Войны XVI века
Материал с сайта http://WikiWhat. ru
Собор Василия Блаженного» Чета Смольского и Постника Яковлева
- < Предыдущий
- Далее >
Предварительный просмотр
Дата
8-1976
Описание
Собор Василия Блаженного был введен в эксплуатацию в 1555 году Иваном Грозным в честь взятия Казани. Покрова Богородицы, что также представляет собой дату взятия Казани; 1 октября, православный праздник Покрова Богородицы.
Считается, что первоначальными русскими строителями были два русских архитектора Барма и Постник, хотя некоторые оспаривают это, поскольку нет официальных записей, указывающих, кто именно построил и спроектировал собор. Со временем вокруг здания было построено восемь приделов, «чтобы проиллюстрировать восемь попыток взятия Казани» (Бертон, 42). Архитекторы настаивали на том, чтобы для баланса была построена и 9-я часовня. Последний, десятый, придел был поставлен в 1588 году над могилой святого Василия Василия.
Дизайн здания должен обозначать пламя, поднимающееся в небо. Архитектурный проект собора уникален для русских проектов местности, в которой он был построен. Источники его архитектурного стиля оспариваются. Некоторые считают, что структура корней собора исходит из византийских и азиатских влияний, в то время как другие считают, что они сочетают в себе раннемосковские элементы с влиянием итальянского Возрождения.
Права
Этот объект из фотослайдов и публикаций Честера Э. Смольского, хранящихся в специальных коллекциях Колледжа Род-Айленда, и любые его цифровые аналоги являются интеллектуальной собственностью Колледжа Род-Айленда. Этот цифровой объект защищен авторским правом и/или смежными правами. Цифровой материал, представленный здесь, лицензирован Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License. Этот контент можно использовать, распространять или адаптировать для образовательных и научных целей. Для получения разрешения на использование этого элемента, пожалуйста, свяжитесь с [email protected]. Все виды использования должны включать соответствующую атрибуцию.
Создатель 1 Роль
Фотограф
Создатель 2 Роль
Архитектор
Создатель 3 Роль
Архитектор
Здание тип
Церковь
Объекты
«Городские церкви — Moscow — Рукса; — Собор Василия Блаженного — католические церковные постройки;
Страна
Россия
Город
Москва
Адрес
Красная Площадь
Скачать
Середина
Миниатюра
СКАЧАТЬ
С 31 мая 2012 года
Ключевые слова
Церковь, русские храмы, городские храмы, Москва, Василия Блаженного, собор, Иван Грозный
МОНЕТЫ
Башня Сююмбике, Казань
- Дом
- Россия
- Казань
- Башня Сююмбике
Башня Сююмбике или Сююмбике в Казани, Россия, является одной из самых известных достопримечательностей города. Считающаяся жемчужиной Казанского Кремля, башня по-прежнему окутана легендами, и до сих пор ведутся споры о ее первоначальном назначении и причине ее знаменитого наклона.
К сожалению, все летописи, в которых упоминалось о строительстве башни Сююмбике, погибли в результате различных пожаров, а изображение башни отсутствует в первых рукописных летописях Казани. По одной из версий, башня Сююмбике — это минарет XVI века, построенный как памятник татарского средневекового зодчества. Другие утверждают, что он был построен в 18 веке как парадный вход в дом полководца Казанского Кремля.
Первое упоминание о башне под названием Сююмбике появляется в журнале «Заволжский Муравей» в начале 19 века. С тех пор различные романтические истории, связанные с башней, время от времени публиковались в местных журналах и газетах. Самая популярная из этих историй утверждает, что башня получила свое название от прекрасной царицы Сююмбике, проявившей большую преданность своему мужу и городу, ставшему тогда столицей Казанского ханства. После гибели царя при взятии Казани царем Иваном Грозным царь пожелал взять Сююмбике в жены. Королева согласилась при условии, что царь построит высокую башню, с которой она сможет в последний раз полюбоваться своим городом. Когда семь недель спустя башня была завершена, Сююмбике поднялась на вершину и бросилась вниз в знак верности своей семье и любимому городу.
Историки относятся к этой легенде как к сказке, так как башня явно была построена намного позже смерти Ивана Грозного в 1584 году. Однако точная дата ее постройки остается неизвестной. Большинство специалистов считает, что Сююмбике Казани был построен в конце 17 — начале 18 веков, так как он отражает популярный в то время стиль московского барокко. Вероятно, он был создан как внутренняя линия обороны, с которой был хорошо виден весь Кремль и его окрестности.
В ходе археологических раскопок, проводившихся в начале 20 века, было обнаружено, что знаменитый наклон башни Суймбике обусловлен тем, что часть ее основания покоится на архитектурных остатках ханского периода.