Дата взятия иваном грозным казани: Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

От взятия Казани до строительства мечетей • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсКраткая история татарАудиолекцииМатериалы

Как российская власть училась жить с мусульманским населением

Эксперты Альфрид Бустанов, Илья Зайцев, Анна Дыбо, Азат Ахунов, Марсель Ибрагимов
Автор текста Анна Шур

Диво! Место увеселенья в мире этот город Казань,

В мире нет больше такого города, дающего кров.

В мире нет нигде такого цветущего города, как Казань,

В Казани еду-питье найдут всегда, таков он — город Вселенной!

От пращура-хана осталась нам наша власть,

Это место — на земле есть всегда ханский город, место ханского сына.

Продав свою землю и дом, не оплатит отцовский налог,

Почему же здесь этот злодей, это не город Ивана!

Шерифи, не покидай ее, коль веришь в газават,

Пусть скажут с этого дня, это он хозяин Казани.


Эти строки принадлежат перу Кул-Шарифа, защитника Казани, который погиб при ее взятии Иваном Грозным. Поэт, бого­слов, имам Кул-Шариф — важ­нейшая фигура для татарской культуры. Его именем названа мечеть в Казан­ском кремле. В поэме «Зафарнамэ-и вилаяте Казан» («Книга побед Казанского края»), которую мы процити­ровали, описана одна из неудачных попыток взятия Казани. Грозный захватил ее в 1552 го­ду с третьего раза, а если считать попытки всех московских князей, то с пятого. С этого момента начинается отсчет новой истории: теперь уже не Москва зависит от татар, а татары от Москвы.


Часто войну Ивана Грозного с татар­скими ханствами — а он почти подряд завоевал Казанское, Астраханское и Сибирское ханства — описывают как что-то вроде Крестового похода, но это не совсем так. Причиной завоеваний Грозного была не только религия, но и желание расширить свои территории и укрепить власть. А вот в следующие два века именно религия станет главным фактором в отношениях русских с тюркским населением.


Вскоре после падения Казани на территории Казанского, Астраханского и Си­бирского ханств появляются православные священ­ники. Повсюду строятся монастыри, начинается процесс христианизации. Появляются и крещеные татары, которые позже станут отдельной группой — кряшены. История христианизации татар очень сложна: известны случаи и насиль­ственного крещения, и добровольного перехода. Как бы то ни было, в течение нескольких десятилетий мусульмане, и не только татары, становятся полуподдан­ными, то есть обладают меньшим количеством прав и возможно­стей, чем православ­ные подданные.


Эта ситуация отразилась и в языке: в России XVI–XVII веков словом «татарин» начинают обозначать принадлежность не к народу, а к вере. Татарами назы­вают и татар, и арабов, и турок, и сартов и многих других мусульман.


Соборное уложение 1649 года, основной правовой документ России на ближай­шие два века, закрепило за правосла­вием статус главной религии Российского государства. С точки зрения этого закона худшее, что может сделать мусульма­нин, — это сподвиг­нуть православного сменить веру. За это, конечно, полагается смертная казнь.


Одну из самых жестких попыток христиани­зировать татар спустя столетие предпринял епископ Лука Конашевич. С 1738 по 1755 год он служил на казан­ской кафедре и просла­вился разрушением мечетей, а также тем, что хотел выселить мусульман за городскую черту. В народе он получил прозвище Оксак Каратун, то есть «Хромой черноризец», и даже попал в татарский фольклор. Возможно, именно под его влиянием императрица Анна Иоанновна подписала указ о миссионерской деятельности, согласно которому за крещение полага­лись денежные подарки, однако новокрещеные должны были отселяться от некрещеных. Многих крестили против их воли, и это во многом спрово­цировало башкирское восстание 1755 года. Люди, призывав­шие в Поволжье к священной войне, джихаду, появлялись после взятия Казани время от време­ни, но все эти попытки оказыва­лись маргинальными. А вот восстание 1755 года под предво­дитель­ством Батырши было довольно масштабным. В своем воззва­нии Батырша говорил, например, так:


«И от того, что мы из-за хитро­сти и ковар­ства, взаимных раздоров и битв доводим друг друга до подчинения русским кафирам, возвышая руку неверных над нами. Мы стано­вимся причиной усиления ложной религии кафиров  То есть тех, кто не верит в Аллаха., а свою религию ислам и мусульманский народ обрекаем на презрение и унижение».


Восстание быстро подавили — и подавили его те же мусульмане, татары-мишари, верные императрице Елизавете Петровне. Но недовольные в бывших татарских ханствах никуда не делись, и уже при Екатерине II многие мусуль­мане Уфы и Поволжья присоедини­лись к бунтовщику Емельяну Пугачеву.


Участие мусульман в пугачев­ском бунте, а также нависшая над Российской империей османская угроза оказали сильное влияние на политику Екате­ри­ны II. Решив, что иметь на своей территории такое количество недовольного мусульманского населения просто опасно, она задала совершенно иное направление отношениям Российской империи со своими мусульман­скими подданными.


Екатерина II находит новый способ привлечь татарские знатные роды в хрис­тианство. Она предлагает потомственное дворянство тем татарам, кто крестит­ся и сможет доказать свое благородное происхожде­ние. Тут приго­дились татарские родословные: многие потомки Чингисидов и беев (то есть знатных семей, которые когда-то окружали ханов и роднились с ними) могли предъ­явить свитки, списки, тома, разветв­ленные дере­вья, возводящие их роды к Чингисхану или к пророку Мухаммаду. Порази­тельным образом это стало основанием для получе­ния русского дворянства. Много­численные князья Ширинские, Мансуровы, Кочубеи, Муратовы, Богдановы — это все оттуда.


С другой стороны, в 1766 году, впервые после взятия Казани, Екатерина разре­шает построить там мечеть. Теперь это одна из важнейших достопримеча­тель­­ностей Казани — мечеть Марджа­ни. Она же — Первая cоборная. Она же — Юнусовская. Мечеть Марджани была построена на средства прихожан с лич­ного разрешения Екатерины II и стоит на улице, позднее названной в честь просветителя Каюма Насыри. Сам Насыри, родившийся спустя полстолетия после строительства этой мечети, рассказывает такую легенду о великой фразе императрицы:


«До царствования Екатерины II в Каза­ни каменных мечетей не было. <…> …Воспользовавшись приез­дом Екатерины в Казань, самые почи­таемые мусульмане города пришли к ней и просили разрешить им по­строить камен­ные мечети. Царица Екате­рина… дала свое согласие и сама указа­ла место строительства. <…> Когда дело дошло до возведе­ния минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатери­не II: „Ты хоть и дала разрешение мусульма­нам на строи­тель­ство мечетей, но строят они высоко“. На это царица ответила так: „Я опре­делила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмо­трению, потому что небо не входит в мои владения“».


В полном соответствии с этим леген­дар­ным афоризмом еще спустя 20 лет, в 1788 году, создается Оренбургское магометанское духовное собрание, возглавляемое муфтием. Первое время мусульмане особого доверия к этому муфтияту не испыты­вают, но посте­пен­но привыкают. Но Екатерина не оста­навливается: она дает указание отлить из свинца наборный арабский шрифт, и в 1787 году в Петербурге появляется первый Коран, напечатан­ный в Европе. Самым знаменитым, правда, стал не он, а «Казан басмасы», напечатанный в Казани в 1803 году. Весь мусульманский мир считает его одним из лучших изданий Корана.


А Екатерина II получила от татар прозвище Эби-патша. То есть «Бабушка-царица».  

Изображения: Петр Шамшин. Вступление Иоанна IV в Казань. 1894 год

Миколаївський художній музей імені В. В. Верещагіна

9 признаков того, что перед вами картина кубистов

Искажение пространства, сдержанные цвета и ассамбляж в картинах кубистов. Читайте новый выпуск цикла о главных признаках разных направлений в истории живописи

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

11 минут

1/5

Откуда взялись татары

Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда

Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда

7 минут

2/5

Золотая Орда и что из нее вышло

Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары

Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары

8 минут

3/5

От взятия Казани до строительства мечетей

Как российская власть училась жить с мусульманским населением

Как российская власть училась жить с мусульманским населением

8 минут

4/5

Татары между Востоком и Западом

Как татарская культура связана с исламом и как она разворачивалась к Западу

Как татарская культура связана с исламом и как она разворачивалась к Западу

10 минут

5/5

Как Советский Союз перепридумывал татарскую культуру

Что происходило с культурой и языком татар после революции 1917 года

Что происходило с культурой и языком татар после революции 1917 года

Материалы

Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры

От Астрахани до Ярвенпяа

Главные блюда и застольные традиции татар Поволжья

Губадия, аш, казы и чаепитие с чак-чаком

Сабырлык, азатлык и другие важные татарские слова

Без чего нельзя понять татарскую культуру

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»

Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!

«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas

Походы Ивана Грозного на Казань [Казанские] — дата, год, причины, ход, этапы, последствия, итоги, значение, вики — WikiWhat

Основная статья: Присоединение ханств к России

Содержание (план)

1. Причина походов Ивана Грозного на Казань

2. Походы на Казань

2.1. Взятие Казани (1552 год)

3. Последствия взятия Казани

4. Картинки (фото, рисунки)

Причина походов Ивана Грозного на Казань

Свергнув власть ордын­цев в 1480 г. (после стояния на реке Угре), Россия ещё долгое время вынуждена была вести тяжё­лую борьбу с наследниками Золотой Орды — Крымским, Казанским, Астраханским, Сибирским ханствами и кочевой Ногайской Ордой. Особую опасность представляли грабительские набеги крымских и казанских ханов. Борьба против Крымского ханства осложнялась его вассальной зависимостью от Турции. Но и Казань представляла со­бой «крепкий орешек» для московских правителей. Иван III добился того, что на казанском престоле сидели ханы, дружелюбно настроен­ные по отношению к Москве. Однако к середине XVI в. положение изменилось. Возникла реальная угроза объединения Крыма и Казани под властью ханов из крымской династии Гиреев. В этом случае Рос­сия могла оказаться под двойным ударом — с юга и с востока.


Загрузка…

Походы на Казань

Молодой царь Иван Грозный предпринял три похода на Казань. Пер­вый (зимой 1547/48 г.) и второй (в начале 1550 г.) походы не при­несли успеха.

Взятие Казани (1552 год)

В 1551 г. Иван IV возглавил поход на Казань. Казан­цы запросили мира и согласились на все требования русского царя. Однако хан не выполнил всех условий мира. И тогда в 1552 году с большим вой­ском Иван IV пошёл на Казань.

Этот поход был очень хорошо подготовлен. В костромских лесах срубили и построили крепость. Затем её разобра­ли по брёвнам, каждое пронумеровали и отправили вниз по Волге. У впаде­ния в Волгу реки Свияги деревянную крепость возвели снова. Работой руко­водил дьяк Выродков. Крепость находилась напротив Казани. Отсюда и на­чалось наступление.

Реформированное Избранной радой конное и пешее войско с мощной артиллерией двинулось к Казани по Волге и по суше через Мещерский край.

На подступах к Казани шли бои. Город оказался в осаде, но не сдавался. Взять хорошо укреплённые стены крепости русским не удавалось. Осада продолжалась полтора месяца. Тогда было решено сделать подкоп под стены города. Туда поло­жили бочки с порохом и подорвали. Образовался пролом. Начался кровопролитный штурм.

2 октября 1552 г. Казань пала. Иван IV Грозный торжественно въехал в го­род. Он отдал приказ о восстановлении разрушенной штурмом Казани. В мусульманском городе был заложен православный собор. Через несколько лет, после усмирения русскими воеводами очагов сопро­тивления на окраинах бывшего ханства, некоторые казанские татары пошли на службу в московские войска. Многие из них прославились, немало казанских родов вошло в высшую аристократию России. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Последствия взятия Казани

Для окончательного замирения казанского края потребовалось ещё несколько лет. Однако главное было сделано. Русский народ воспринял взятие Казани как своего рода историческое возмездие за два столетия владычества иноземцев. Церковь прославляла мо­лодого царя, сравнивала его с героями Ветхого Завета. В память о великой победе, в честь взятия Казани, в Москве на Красной площади был построен храм Покрова Божией Матери. Позднее его стали называть храмом Ва­силия Блаженного.

Присоединение Казани открыло возможности для овладения всей Волгой.

Картинки (фото, рисунки)


Категории:


Русско-казанские войны
Войны XVI века

Материал с сайта http://WikiWhat. ru

Собор Василия Блаженного» Чета Смольского и Постника Яковлева

  • < Предыдущий
  • Далее >
  •  

 

Предварительный просмотр
Дата

8-1976

Описание

Собор Василия Блаженного был введен в эксплуатацию в 1555 году Иваном Грозным в честь взятия Казани. Покрова Богородицы, что также представляет собой дату взятия Казани; 1 октября, православный праздник Покрова Богородицы.

Считается, что первоначальными русскими строителями были два русских архитектора Барма и Постник, хотя некоторые оспаривают это, поскольку нет официальных записей, указывающих, кто именно построил и спроектировал собор. Со временем вокруг здания было построено восемь приделов, «чтобы проиллюстрировать восемь попыток взятия Казани» (Бертон, 42). Архитекторы настаивали на том, чтобы для баланса была построена и 9-я часовня. Последний, десятый, придел был поставлен в 1588 году над могилой святого Василия Василия.

Дизайн здания должен обозначать пламя, поднимающееся в небо. Архитектурный проект собора уникален для русских проектов местности, в которой он был построен. Источники его архитектурного стиля оспариваются. Некоторые считают, что структура корней собора исходит из византийских и азиатских влияний, в то время как другие считают, что они сочетают в себе раннемосковские элементы с влиянием итальянского Возрождения.

Права

Этот объект из фотослайдов и публикаций Честера Э. Смольского, хранящихся в специальных коллекциях Колледжа Род-Айленда, и любые его цифровые аналоги являются интеллектуальной собственностью Колледжа Род-Айленда. Этот цифровой объект защищен авторским правом и/или смежными правами. Цифровой материал, представленный здесь, лицензирован Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License. Этот контент можно использовать, распространять или адаптировать для образовательных и научных целей. Для получения разрешения на использование этого элемента, пожалуйста, свяжитесь с [email protected]. Все виды использования должны включать соответствующую атрибуцию.

Создатель 1 Роль

Фотограф

Создатель 2 Роль

Архитектор

Создатель 3 Роль

Архитектор

Здание тип

Церковь

Объекты

«Городские церкви — Moscow — Рукса; — Собор Василия Блаженного — католические церковные постройки;

Страна

Россия

Город

Москва

Адрес

Красная Площадь