Дата призвание варягов на русь: Даты Древняя Русь -1 (от призвания варягов до образования Золотой Орды)

Даты Древняя Русь -1 (от призвания варягов до образования Золотой Орды)

С. В. Иванов. Русские князья заключают мир в Уветичах

При подготовке к ЕГЭ по истории важно не просто выучить все возможные даты, а понимать последовательность событий. Жирным шрифтом выделены даты ключевых событий, запоминание которых поможет сориентироваться в общем повествовании истории.

IX в. – Образование Древнерусского государства.

862 г. – «Призвание варягов» на Русь.

862–879 гг. – Княжение Рюрика в Новгороде.

879–912 гг. – Княжение Олега в Киеве.

882 г. – Объединение Новгорода и Киева в единое государство при князе Олеге.

907, 911 гг. – Походы Олега на Царьград. Договоры с греками.

912–945 гг. – Княжение Игоря в Киеве.

945 г. – Восстание древлян.

945–962 гг. – Правление княгини Ольги в малолетстве ее сына князя Святослава.

ок.957 г. – Крещение княгини Ольги в Константинополе.

962–972 гг. – Княжение Святослава Игоревича.

964–972 гг. – Военные походы князя Святослава.

965 – разгром Святославом Хазарского каганата.

980–1015 гг. – Княжение Владимира I Святославича Святого.

988 г. – Принятие христианства на Руси.

1019–1054 гг. – Княжение Ярослава Мудрого в Киеве

1037 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Киеве.

1045 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Новгороде Великом.

Ок. 1072 г. – Окончательное оформление «Русской Правды» («Правда Ярославичей»).

1097 г. – Съезд князей в Любече. Закрепление раздробленности Древнерусского государства.

1113–1125 гг. – Великое княжение Владимира Мономаха.

1125–1157 г. – Княжение Юрия Владимировича Долгорукого во Владимире.

1136 г. – Установление республики в Новгороде.

1147 г. – Первое упоминание о Москве в летописи.

1157–1174 гг. – Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского.

1165 г. – Постройка храма Покрова на Нерли.

1068 – Киевское восстание против Изяслава Ярославича после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте

1185 г. – Поход князя Игоря Новгород Северского на половцев. «Слово о полку Игореве».

1199 г. – Объединение Волынского и Галицкого княжеств.

1202 г. – Образование Ордена меченосцев.

1223 г., 31 мая. – Битва на реке Калке.

1237–1240 гг. – Нашествие монголо-татар во главе с ханом Батыем на Русь.

1238 г. 4 марта — Битва на р. Сити

1240 г..15 июля — Победа новгородского князя Александра Ярославича над шведскими рыцарями на р. Неве – Невская битва

1240 г. 6 декабря (или 19 ноября) — Взятие монголо-татарами Киева

1242 г. 5 апреля — «Ледовое побоище» на Чудском озере

1243 г. — Образование Золотой Орды.

Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Глушенкова Ольга Александровна, 
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Призвание варягов. Сатирическая история от Рюрика до Революции

Призвание варягов. Сатирическая история от Рюрика до Революции

ВикиЧтение

Сатирическая история от Рюрика до Революции
Оршер Иосиф Львович

Содержание

Призвание варягов

Летописцы на основании не дошедших до нас рукописей так рассказывают о призвании варягов.

Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти.

Брюк в то время еще не носили; даже князья, управляя своими народами, оставались без брюк при исполнении своих княжеских обязанностей.

На плечи послы накинули по звериной шкуре. Взяли по котомке с хлебом и отправились к варягам.

Пришедши к варягам, послы потихоньку заглянули в шпаргалки, которые на всякий случай носили в кармане, и выпалили из Иловайского: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

За знание истории варяги поставили послам пять, но потом приступили к деловому разговору.

– Зачем вам порядок? – спросили варяги.

Послы переглянулись и почесали затылки. Видно было, что к такому вопросу они совершенно не были подготовлены.

– Да как же без порядка! – стали они мямлить. – Нужен порядок…

– Зачем же нужен?

– Для порядка, значит, нужен. Сами знаете, без порядка какой же порядок?


Варяги засмеялись.

– Ну, хорошо, – сказали они. – Порядок нужен для порядка. А земля ваша действительно велика?

Послы оживились.

– Велика? Ишь ты, чего захотели! Это только так для красного словца говорится. Куренка, к примеру сказать, и того выпускать некуда. Сейчас его либо половчанин схватит, либо хазарин унесет, либо к вашей милости на сковороду попадет. Совсем безземельные…

– А земля ваша действительно обильна?

– Обильна ссорами.

Заметив, что слова эти произвели на варягов нехорошее впечатление, послы бросились в ноги и завопили:

– Ваши благородия! Не оставьте нас, сирот. Вы наши отцы, мы ваши дети. Приходите учить нас уму-разуму.

После небольшого колебания варяги согласились принять власть над славянами.

Три брата Рюрик, Синеус и Трувор с дружинами пошли к славянам. Рюрика приняли с удовольствием.

– Хоть и не Рюрикович, – говорили про него послы, – но его потомки будут Рюриковичами.

Синеуса приняли благосклонно.

– Усы выкрасим, – решили послы, – и он сделается черноусым.

Но насчет Трувора возникли трения.

– Пойдут от него Труворовичи! – говорили послы, – а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю самым лучшим манером.

Но варяги шутить не любили, и пришлось уступить. От Труворовичей и пошли на Руси интенданты, приказные и хожалые и всякого рода воры и взяточники.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 4 Второе призвание варягов

Глава 4
Второе призвание варягов
На ловлю счастья и чинов.  – Эстляндские дворяне как менеджеры петровских реформ.
Учреждение коллегий, реформа армии и создание флота потребовали кадровой революции и массированного импорта квалифицированных специалистов,

4.1.3. ГЕОРГИЙ = РЮРИК. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ

4.1.3. ГЕОРГИЙ = РЮРИК. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ
Итак, в 1318 году на Ростовский престол в русской области, где возникла позже Владимиро-Суздальская Русь, вступает великий князь Георгий Данилович = Чингиз-Хан. Его дубликаты: Георгий Всеволодович (XIII век), Юрий Долгорукий Ростовский (XII

4. Призвание варягов

4. Призвание варягов
В наших предыдущих исследованиях мы выдвинули предположение, что легендарный Рюрик, основатель русских княжеских родов, это — Георгий Московский. Он же Чингиз-Хан, живший в начале XIV века. Надо сказать, что ранее наша реконструкция Великой Империи =

4.

 Призвание варягов на Русь

4. Призвание варягов на Русь
Ранее мы выдвинули предположение, что легендарный Рюрик, основатель русских княжеских родов, это — Георгий Московский. Он же Чингиз-Хан, живший в начале XIV века. Надо сказать, что ранее наша реконструкция Великой Империи = Ордынской Руси

Глава 1. Призвание варягов

Глава 1. Призвание варягов
В лето 6370[1] от сотворения мира пошли кровавые свары у северных славян. «И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой.И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства

Глава 2
Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства
Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ НА РУСЬ

ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ НА РУСЬ
«Земля наша обильна, порядка только нет», — эти сакраментальные слова были якобы произнесены новгородскими боярами, пригласившими к себе княжить варяжского князя Рюрика. До сих пор их с иронией вспоминают жители России, полагая, что за

4.1. Призвание Рюрика

4.1. Призвание Рюрика
Летописи о призвании Рюрика. О призвании на княжение Рюрика хорошо знали в Древней Руси, и в первую очередь сами князья Рюриковичи. Но о родине основателя династии ничего не известно. Единственным источником сведений являются ранние списки «Повести

Призвание Зороастра

Призвание Зороастра
Даты жизни Зороастра нельзя точно установить, так как он жил в то время, которое для его народа было доисторическим. Язык Гат архаичен и близок языку Ригведы, создание которой относится к периоду от 1700 г. до н.э. И в Гатах, мы Ригведе мы находим

Призвание варягов

Призвание варягов
Летописцы на основании не дошедших до нас рукописей так рассказывают о призвании варягов.Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти.Брюк в то время еще не носили; даже князья, управляя своими народами,

Второе призвание варягов

Второе призвание варягов
Шведское военное присутствие в России в начале XVII в. — уникальное явление в истории допетровской Руси. Почти восемь лет иностранные войска находились на ее территории, принимая активное участие во внутриполитической борьбе. Нарушив

Призвание варягов

Призвание варягов
В год 6370 (862)Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И

1. Существовало ли «призвание варягов»?

1. Существовало ли «призвание варягов»?
Как известно, «призвание варягов» было краеугольным камнем норманистской теории происхождения Руси. Советская историческая наука полностью и безоговорочно отрицает эту теорию.Русское государство, называвшееся «Русь», началось

13. Призвание

13. Призвание
На берегу Северского Донца есть чудесное место. Могучий сосновый бор здесь расступается, чтобы дать место обширной светлой долине. Весной вся она горит яркими головками полевых цветов. Целебный сосновый воздух, синь безоблачного неба, прозрачная глубина

Проект «Справочники по истории Интернета»

Средневековый справочник:
Хроника Нестора


[от Уолша] Самые ранние письменные упоминания о Руси, по-видимому, датируются 11 веком.

век. Наиболее авторитетный, полный и ранний из

Сохранившиеся хроники — Лаврентьевский список, датировка

с 1377 года и назван так по имени монаха Лаврентия, который его скопировал,

Второй по старшинству называется Ипацкий список, после Ипатского

Монастырь, где он был найден. Главной частью обеих этих Хроник является историческая компиляция «Повесть о былых временах».

Годы», который долгое время считался работой Монаха

Нестора и был известен как Хроника Нестора. Это

теперь обычно считается компиляцией работ многих людей.

 

НАЧАЛО. Давайте начнем наш рассказ. После потопа трое

дети Ноя: Сем, Хам и Джафат разделили мир между

их. Сем занимал восток: Чам — среднюю часть; и Джафат

получили Север и Юго-Запад. В части, принадлежащей

до Джафата жили русские, чудеры и многие другие

люди.

После падения Вавилонской башни и смешения языков,

сыновья Иафата заняли страны запада и севера.

Из потомков Джафата произошли те, кто взял имя

Славяне. Они обосновались у Дуная в странах

эгри и булгар. Часть этих славян рассеялась

над землей, и они взяли названия тех мест

где они утвердились, например, те, кто заселил

границы Моравии называют себя моравами; другие, чехи.

Сербы и хорваты тоже славяне. Среди тех славян, которые

жили по Днепру, одни взяли себе имя поляков, другие

древильян (потому что они жили в лесу), другие —

Дреговичи (обосновавшиеся между Припятью и

Двина) так рассеялся язык славян. Что касается

алфавит, который родился позже.

ДРЕВНЯЯ ДОРОГА. Есть дорога, ведущая из Варяги в

Греция и еще один, идущий из Греции в Ловат; и один

который возвращается из Ловата по маршруту через Великое озеро

Ильмень. Из этого [внутреннего] моря вытекает Волхов, впадающий в

большое озеро Нева. Нева впадает в Море

Варяги [прибалты]. Из этого моря можно отправиться в Рим и

из Рима, также по морю, даже в Константинополь. Из Константинополя,

можно пройти через Черное море, в которое впадает река

Днепр. Днепр берет начало в лесах Волхова и течет

к югу; а Двина, берущая свое начало в том же

леса течет на север и впадает в Варяжское море;

из этих же лесов Волга течет на запад. Из этого

по морю из России в Болгарию можно пройти по Волге; к

Варангия через Двину; из варяг в Рим, и

от Рима до самых дальних владений Цепи. Днепр

своими тремя устьями впадает в Черное море, которое называется

Море русских.

ТРИ ПРИНЦА. В течение 6386, 6369 и 6370 годов [от

860-862] варяги перешли море. На этот раз люди

которые уже подчинились им, отказались платить им дань

дольше, и хотели управлять собой, но не было смысла

справедливости среди них. Одна семья восстала против других,

и эта глупость часто приводила к бедствиям. Поэтому они

решили между собой: «Давайте искать принца, который

управлять нами и кто даст нам правосудие».

его, славяне перешли море и искали его среди варягов.

Чудь, славяне, кривичи и другие народы вместе

говорил так князьям Варяжским: «Страна наша велика

и имеет все в изобилии, кроме того, что нам не хватает порядка и

справедливость; приди, овладей и управляй нами». Три варяга

братья вместе со своими семьями отправились, по сути, на оккупацию

Славония. Они поселились среди славян, а в стране они

построил город Ладогу. Старший из троих, Рюрик, поставил

свою резиденцию на берегу одноименной реки.

второй, Синеус, построил свой дом в районе Блана.

Третий, Трувор, в Исбоске. Позже эта часть России была названа

Новгород варягами, но жители той страны,

до прихода Рюрика, был известен только под именем

Славяне.

Были среди варягов два человека, Аскольд и Дир, которые

не принадлежали к королевской семье, но были важными дворянами. Без

с разрешения короля они ушли с некоторыми из своих товарищей

и ушел в сельскую местность и проник по Днепру

даже в Константинополь. По пути они обнаружили город, расположенный

на горе и спросили: «Чей это город?»

Был дан ответ: «Оно принадлежало когда-то трем братьям,

Кий, Щечек и Чорив, которые его строили, а на самом деле мы,

живут там платят дань хазарам». Аскольд и Дир тогда

завоевали город и утвердились там, привлекая

к ним большое количество варягов.

ГОД 6496 [988]. Великий Князь Владимир, имеющий, по

древним летописцам, изучал всевозможные религии, определял

после принятия христианства. Возможно, ему в этом помогли

решение своим желанием жениться на греческой принцессе, которая сделала его

крещение обязательное условие. После своего крещения он наложил подобные

крещение своего народа. Далее следуют слова Хроники.

Владимир возгласил на всю свою деревню: «Те, кто днем

послезавтра не появляйся на берегу реки, богатой или

бедных, будут считаться мятежниками и предателями».

вслед за Владимиром в сопровождении священников те же императрицы

и херсонские, ушли к Днепру, где собрались

бесчисленная толпа мужчин вошла в воду, некоторые

на шею, другие только на грудь. Дети остались на

берег и были покрыты водой; некоторые нырнули в реку.

Другие плавали тут и там, пока священники читали свои молитвы.

И это представляло собой зрелище чрезвычайно любопытное и красивое.

увидеть. Наконец, когда все люди крестились, каждый вернулся

в его дом.

6534 [1026] ГОД. Ярослав, перестроив свое войско, подошел

Киев и заключил мир со своим братом Мстиславом. Они разделили

территории России по реке Дунай. Ярослав принял

Западная часть, а Мстислав остальное. Два князя помирились,

потом жили в мире и братской дружбе. Гражданские войны и

внутренние мятежи были остановлены, и страна познала второе рождение

спокойствия.

ГОД 6535 [10271. У Ярослава родился третий сын, и

получил имя Святослав. В следующем году было замечено

в небе необычайный знак: это была фигура змеи,

и этот знак заметил весь мир.

6537 [1029] ГОД. Общее спокойствие.


Приведенные выше выдержки являются вольными переводами, несколько адаптированными, из ранней, неисправленной версии. Источник: Louis Paris, La Chronique de Nestor. Traduite en francais d’apres 1’edition

Imperials de Petersbourg, рукопись Кенигсберга. Париж, 1834 г. , перевод Уоррена Уолша, Чтения по русской истории , (Сиракузы, штат Нью-Йорк: издательство Сиракузского университета, 1948)


Этот текст является частью Справочника по средневековью в Интернете. Справочник представляет собой собрание общедоступных и разрешенных для копирования текстов, относящихся к средневековой и византийской истории.

Если не указано иное, конкретная электронная форма документа защищена авторским правом. Разрешается электронное копирование, распространение в печатном виде в образовательных целях и для личного использования. Если вы дублируете документ, укажите источник. Разрешение на коммерческое использование не предоставляется.

Пол Халсолл, март 1996 г.
[email protected]


Проект «Справочники по истории Интернета» находится на историческом факультете Фордхэмского университета в Нью-Йорке. Интернет
Medieval Sourcebook и другие средневековые компоненты проекта находятся по адресу
Университетский центр Фордхэма
для средневековых исследований. IHSP признает вклад Фордхэмского университета,
Факультет истории Фордхэмского университета и Фордхэмский центр средневековых исследований в
предоставление веб-пространства и серверной поддержки для проекта. IHSP — это проект, независимый от Фордхэмского университета. Хотя IHSP стремится соблюдать все применимые законы об авторском праве, Университет Фордхэма не
институционального владельца и не несет ответственности в результате каких-либо юридических действий.


© Концепция и дизайн сайта: Пол Халсолл создан 26 января 1996 г. : последняя редакция от 20 января 2021 г. [CV]

 

Призыв варягов на Руси

Древнерусское государство, признаки которого появились в 8 веке, началось в 9 веке при непосредственном участии многих союзов славянских племен, и окружающих их народов. Территория расселения восточных славян была зажата с двух сторон, с севера до границы ильменских славян жили воинственные варяги, или, как их называли на Руси, варяги, на юге располагалось Хазарское ханство, дань которому они были вынуждены платить клиринг. Поэтому призыв варягов на Русь имел прагматическую цель.

На рубеже веков луга на южных границах избавились от власти хазар, перестали платить им дань, и появилось государственное образование со столицей в Киеве. В то же время на Севере Новгород претендовал на главенствующее влияние в процессе государственного строительства России. Таким образом, на первый план вышло соперничество между двумя центрами Древней Руси, каждый из которых хотел возглавить формирующееся государство. Славянская действительность не позволяла князьям выбирать самых достойных, каждый из них хотел уступить, особенно на Севере. Там князья вели междоусобную борьбу за власть, затем, чтобы прекратить извечную, в вече, было решено поощрять пришельца, не участвовавшего в местных новгородских спорах за власть. Выбор пал на варяга Рюрика и его братьев. Год призыва варягов на Русь совпал с началом очередного жестокого витка борьбы в Новгороде, который был ускорен варягами в пределах древней Руси.

Рекомендуем

Происхождение славян. Влияние разных культур

славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в истории только в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что происхождение славян ч…

Летопись подробно описывает, что призвание варягов на Русь имело положительные последствия для последующего развития государства. Согласно «летописи» в славянские земли пришли три брата-варяга Рюрика, Синеус и Трувор. Первый из них стал княжить в Ладоге, а затем в Новгороде, князь Синеус в Белоозере, а третий брат в Изборске. После смерти братьев Рюриковичи отвоевали их владения своей властью, и вскоре весь Северо-Запад был отвоеван у человека. Призыв варягов на Русь датой события определяется историками 862 годом, когда есть и письменные свидетельства этого события. Само по себе это не имело бы значения, но последующие события полностью изменили карту Европы и судьбы многих народов и правителей.

Север бьет Юг

Призыв варягов к России обострил борьбу между двумя русскими центрами за господство. Викинги и их охрана имели большой боевой опыт. Если Рюрик сосредоточил свои усилия на создании хорошо организованной государственной машины, то его преемники думают о расширении своего влияния. Потребовался родственник Рюрика Олег, который в 882 году хитростью и напором сумел захватить Киев и утвердил его. Однако попытки изобразить варягов основоположниками славянской государственности совершенно бессмысленны, так как она возникает в силу определенных процессов в обществе.