Цели крестоносцев в прибалтике: Появление крестоносцев в Прибалтике и основание Риги в 1200 году

Появление крестоносцев в Прибалтике и основание Риги в 1200 году

Начавшиеся в конце XI века крестовые походы вызвали небывалый ажиотаж в среде европейского рыцарства. Множество людей, невзирая на трудности, отправились в далёкую Палестину освобождать Гроб Господень, рассчитывая заслужить райскую жизнь после смерти, а если удастся во время похода поживиться добычей, то организовать её ещё при жизни.

После первых успехов дело застопорилось. Одновременно представители Бременского архиепископства обратили внимание на тот факт, что в прибалтийских землях проживает немалое число язычников, не ведающих слова божия. Стремление обратить их в христианство и расширить земли католической церкви привело крестоносцев на северо-восток Европы — в Ливонию. Правда, успеха рыцарям и их духовным отцам удалось добиться не сразу.

Прибалтика перед крещением

На рубеже I и II тысячелетий жители Прибалтики образовали целый ряд племенных союзов. Наиболее крупными из них были объединения ливов, латгалов, земгалов, куршей, эстов, жемайтов, аукшайтов и ятвягов. Уже в Х веке новгородцы начали собирать дань с «чудских» племён. Первоначально, по-видимому, под термином «чудь» фигурировали эсты, а впоследствии это название новгородцы распространили на все племена финно-угорской группы.

С образованием централизованного государства при Ярославе Мудром русская экспансия на северо-западе усилилась. В 1030 году Ярослав совершил поход в земли эстов и основал там город Юрьев. Это была, пожалуй, единственная попытка русских князей закрепиться в Прибалтийском регионе — обычно они удовлетворялись простым сбором дани и во внутренние дела «чуди» не вмешивались. Позднее Изяслав Ярославич ещё больше расширил владения новгородцев в «чудской» земле: в начале XII века они контролировали бо́льшую часть Северо-Восточной Прибалтики и Карелию.

Карта расселения латышских племён.

Одновременно вдоль Западной Двины (Даугавы) расширяли свои владения в Прибалтике и полоцкие князья. Они установили власть над племенами, жившими в бассейне реки: селами, латгалами, земгалами и ливами. Зависимость выражалась в виде сбора дани. О колонизации речи не шло: не имея достаточно сил, полочане даже не пытались расширить свою власть западнее Даугавы — их вполне устраивал контроль над важным речным торговым путём. Опорными пунктами полочан стали расположенные на правом берегу Западной Двины Кукейнос, именуемый в «Ливонской хронике» «русским замком», и Герцике. Население в них было смешанным, русский контингент состоял преимущественно из дружинников.

Несмотря на зависимость, «чудские» племена неоднократно отправлялись в походы на русские земли с целью грабежа. Правда, в большинстве случаев качественное превосходство русских дружинников позволяло без особых сложностей не только отражать эти вторжения, но и совершать ответные походы.

В конце XII века Прибалтика — последний уголок язычества в Европе — на международной арене считалась сферой влияния русских княжеств. Однако религиозный подъём в Западной Европе, вызванный крестовыми походами, коренным образом изменил ход событий в этом регионе.

Первый блин комом

В 1184 году на Балтийское побережье в землях ливов ступил священник из Любека по имени Мейнард. Он был каноником монастыря августинцев в Зегеберге и прибыл в Прибалтику вместе с немецкими купцами. Испросив разрешения у полоцкого князя Владимира (его родословная в точности неизвестна), священник начал нести свет христианства язычникам. Воодушевлённый деятельностью христианского миссионера Вицелина, который обратил в католичество вагров, одно из племён полабских славян, Мейнард при поддержке Бременского архиепископства обосновался в поселении ливов Икесколе и воздвиг там деревянную церковь.

Развалины церкви, основанной Мейнардом в Икесколе.

Процесс христианизации шёл не слишком быстро, но не было бы счастья, да несчастье помогло. На ливов совершили набег литовцы, разоряя и сжигая их поселения. Самому Мейнарду пришлось спасаться в ближайшем лесочке. Ливы, тяжело переживая последствия набега, с горечью ожидали его повторения. Тогда Мейнард предложил им блестящий выход из создавшегося положения: немецкие мастера возводят на землях ливов каменные укрепления, а те в благодарность принимают крещение.

В 1185 году готландские мастера начали строить два каменных замка — один в Икесколе, где находилась резиденция Мейнарда, а другой в Гольме, крупном поселении ливов, расположенном на острове посреди Двины. Поскольку замки строились на земле, формально принадлежавшей Полоцку, то скорее всего этот акт был согласован с князем Владимиром. Современный российский историк-медиевист Филипп Митлянский предполагает, что полоцкий князь одобрил постройку замков, считая, что они в любом случае останутся в вассальной зависимости, но при этом заметно улучшат инфраструктуру в бассейне Западной Двины, на что у него самого не было ни сил, ни средств. По-видимому, многие ливы приняли крещение, и в 1186 году усилия Мейнарда были вознаграждены епископским саном. Спустя четыре года папа римский Целестин III, учитывая трудности католической миссии в Ливонии, отпустил её участникам грехи и сделал им послабления в одежде и еде.

Процесс строительства растянулся на семь лет, и всё это время ливы охотно крестились. Стоило же им получить замки во владение, как они моментально забыли о данном обещании. Почти все новообращённые христиане вернулись к вере своих отцов. Е. Чешихин считает, что одной из причин этого могло стать требование церковной десятины, то есть ливы, данники полоцкого князя, были бы вынуждены платить ещё и епископу. Остальные исследователи обходят этот факт стороной, просто констатируя отказ ливов от новой веры.

Остатки замка Гольм, скрытого в наше время водами Саласпилсского водохранилища.

Мейнард попытался усовестить свою паству и даже пригрозил уехать от них с купцами в немецкие земли. Пока у побережья стояли купеческие суда, ливы просили Мейнарда остаться с ними, обещая вернуться в католичество — они опасались, что тот приведёт с собой воинов из Германии. Убедив Мейнарда и дождавшись отплытия судов, язычники отказались от своих слов и сожгли деревянную церковь в Икесколе. Имущество епископа было разграблено, а слуги избиты. Мейнард остался у разбитого корыта. Поняв, что один он не справится, епископ попытался добраться до Германии и там получить помощь. Есть мнение, что речь шла не о военной подмоге, а о прибытии новых священников. Узнав, что на землях эстов зимуют немцы, он попытался добраться до них, но был задержан в ливском поселении Турайде. Правивший там вождь Анно убедил его вернуться, сообщив, что ливы приготовили засаду у него на пути. Мейнард вернулся в Икесколь и вместо себя отправил в немецкие земли и дальше к папе римскому Целестину III местного монаха-цистерианца Теодориха, известного как Теодорих из Турайды. Тот, по-видимому, был сподвижником Мейнарда, но когда он появился в Ливонии и как оказался в Турайде — неизвестно.

Теодорих выполнил свою миссию: он добрался до Рима и сообщил папе о ситуации на землях ливов. По словам Генриха Латвийского, когда Целестин

«услышал о числе крещённых, нашёл, что их надо не покидать, а принудить к сохранению веры, раз они добровольно обещали принять её. Он поэтому даровал полное отпущение грехов всем тем, кто, приняв крест, пойдёт для восстановления первой церкви в Ливонии».

Таким образом, нашлось новое поле деятельности для крестоносцев. Наиболее привлекательным оно было для выходцев из немецких земель: им не надо было теперь отправляться в далёкое паломничество на край света — спасение души находилось практически под носом.

Сам Мейнард так и не узнал об отправке крестоносцев в Ливонию: в октябре 1196 года епископ умер и был похоронен в восстановленной Икескольской церкви. Позднее его тело было перезахоронено в Домском соборе Риги, ставшем усыпальницей местных епископов. Со смертью Мейнарда закончился период мирного крещения прибалтийских племён.

Домский собор в Риге. Фото С.П. Пахоменко

Попытка номер два

Новым епископом Икескольским стал Бертольд Шульте — аббат Локкумского монастыря в Ганновере, некоторое время являвшийся участником миссии Мейнарда. Бертольд не особо рвался в земли язычников, но был вынужден уступить под давлением Бременского архиепископа и перед обещанием ежегодной ренты в 20 марок. В 1197 году он прибыл к ливам без войска, только с монашеской свитой, и попытался наладить с ними добрососедские отношения, раздавая направо и налево щедрые подарки — скорее всего, доставались они исключительно представителям ливской аристократии. Однако при первой же попытке совершить христианские обряды на кладбище возле селения Гольм Бертольд столкнулся с яростным сопротивлением язычников, которые стали рассуждать, как же поступить с новым епископом: то ли сжечь его в церкви, то ли утопить, то ли просто убить. Возможно, недовольство ливов вызвало требование церковной десятины. Генрих Латвийский прямо заявлял, будто ливы считали, что «причиной его прибытия была бедность». Епископ не пожелал узнать, на чём же остановят свой выбор ливы. Он покинул негостеприимные земли и отправился за воинской помощью в Германию.

Епископ Бертольд Шульте.

Следующий визит епископа Бертольда в Ливонию произошёл летом следующего года. Он оказался во много раз масштабнее всех предыдущих. Собрав «огромное количество прелатов, клириков, рыцарей, купцов, бедных и богатых со всей Саксонии, Вестфалии и Фризии», Бертольд погрузил их в Любеке на корабли и во главе многочисленного войска высадился в устье Даугавы. Целью епископа стал замок Гольм. Подойдя к расположенному на острове замку, Бертольд потребовал от ливов принять христианство и быть верными католической церкви. Вероятно, он рассчитывал, что демонстрация его войска сможет убедить ливов. Однако те, сидя за каменными стенами, возведёнными готландскими мастерами, чувствовали себя в безопасности и отказались менять религию. Понимая, что без осадных приспособлений замок не взять, Бертольд увёл своё войско к месту высадки, где стояли привезшие рыцарей суда, и разбил там лагерь. Туда же стали стягиваться и племена ливов, чтобы окончательно изгнать католических миссионеров со своей земли.

Некоторое время стороны стояли друг против друга. Ливы пытались убедить епископа проводить крещение исключительно мирным путём и обещали не трогать миссионеров. В знак мирных намерений они отослали Бертольду копьё, заявляя, что пока оно у епископа, ливы воевать не будут. Тот потребовал в заложники сыновей вождей и ожидаемо их не получил. Более того, вопреки объявленному перемирию ливы напали на немцев, которые выводили коней из лагеря на пастбища. Бертольд понял, что дело миром не уладить, отослал ливам их копьё и начал готовить войско к бою.

Бой ливов с крестоносцами. Рисунок Адамса Алксниса.

О произошедшем сражении хроники сообщают довольно скупо. Можно предположить, что войско епископа, основу которого составляли саксонские рыцари, атаковало возле Песчаной (Рижской) горы стоявшие против него ряды ливов. Имея значительное превосходство в качестве вооружения, рыцари смели язычников с поля боя. Христиане бросились добивать бегущего врага, но тут их постигло несчастье. Генрих Латвийский пишет, что епископ Бертольд так увлёкся преследованием противника, что оторвался от своих (по сообщению Арнольда Любекского, он вместе с двумя рыцарями попал в засаду) и был сражён ливом Имаутом, который нанёс ему удар копьём в спину. Тело епископа ливы разорвали на куски. Согласно же Арнольду Любекскому, останки спутников Бертольда, когда их нашли крестоносцы, кишели червями и были облеплены мухами, а тело епископа оставалось нетронутым.

Во время бегства произошёл и курьёзный случай, о котором сообщал Генрих Латвийский:

«Ливы бежали стремглав, боясь, что войско гонится за ними, так как видели тевтонский рыцарский шлем, который (на самом деле) надел себе на голову один лив, убив тевтона».

Несмотря на победу, смерть вождя похода свела на нет успех крестоносцев. Пытаясь отомстить за епископа, рыцари прибегли к крайней жестокости, сжигая окрестности и уничтожая посевы. И это принесло свои плоды: то, к чему Мейнард стремился годами, немецкие рыцари осуществили за пару недель. Ливы отправили к крестоносцам своих послов, пообещав вновь принять крещение и выделить на содержание католических священников по мерке зерна с плуга на каждого. Сразу же после заключения мира в Гольме крестилось 50 ливов, а на следующий день в Икесколе — уже 130.

Немецкие рыцари и лучник конца XII века. Примерно так могли выглядеть воины епископов Бертольда и Альберта.

Сочтя это за успех и не зная, что же делать дальше, крестоносцы погрузились на корабли и отплыли в Германию. В Ливонии остались только несколько клириков, обосновавшихся в Икескольской церкви, и несколько немецких купцов. Стоит ли говорить, что как только паруса крестоносцев скрылись за горизонтом, ливы забыли все свои обещания. Неофиты устремились к Даугаве, рассчитывая, что её воды смоют с них грех крещения. Затем они разграбили имущество оставшихся священников, которые хотя и пережили с трудом зиму, были весной поставлены перед ультиматумом: либо они убираются в Германию до Пасхи, либо их всех ждёт лютая смерть. Естественно, они выбрали первое предложение, и Ливония снова стала языческой. Ливы хотели разобраться и с купцами, но те решили вопрос «на высшем уровне», преподнеся подарки местной знати.

Долгожданный успех

Две попытки христианизации ливов закончились неудачей, однако немецкие священники не оставили свой сизифов труд. Приобретённый опыт сумел использовать следующий отправленный в Ливонию епископ Альберт фон Бекесховеден (Буксгевден). Он был сторонником крещения при помощи меча, но сам не спешил в Ливонию. Утверждённый на должность епископа Икескольского весной 1199 года, этот и половину следующего года он провёл в поездках по Германии и Скандинавии, ища международной поддержки и собирая силы для похода. Альберт добился подтверждения от нового римского папы, что участие в христианизации Ливонии приравнивается к участию в крестовом походе, а также заручился поддержкой императора.

Епископ Альберт Буксгевден. Статуя на фасаде Домского собора.

В 1200 году во главе флотилии из 23 кораблей новый епископ в сопровождении графа Конрада Дортмундского и Гарберта Ибургского прибыл к устью Даугавы. Оставив там часть флота, Альберт с другой частью пошёл вверх по реке и добрался до Икесколя. Численность кораблей в разделённых отрядах неизвестна, но с епископом ушло не менее трёх. В пути Альберта атаковали ливы. Немцы отразили нападение, однако потеряли несколько человек убитыми и ранеными. После высадки у Икесколя они встретили нескольких священников, которые остались от прежних миссий.

Понимая, что с новым епископом справиться не так-то просто, ливы предложили трёхдневное перемирие, рассчитывая за это время собрать многочисленное войско. Альберт со своей стороны выставил условие, чтобы в Гольме прошла торжественная церемония его вступления в епископскую должность. Ливы согласились, и Альберт отправил два корабля к флотилии в устье Даугавы, чтобы привезти для мероприятия епископское кресло, торжественное облачение и многое другое, необходимое для обряда. Однако на обратном пути возле селения Румбула ливы внезапно их атаковали. Одному кораблю посчастливилось избежать засады и вернуться к своим, зато второй был захвачен, а его команда полностью перебита. Сам епископ был осаждён в Гольме.

Казалось, и в этот раз крестоносцам придётся убраться несолоно хлебавши. Ситуацию переломил экипаж всего одного корабля. Это был фризский корабль, шедший, по мнению Д. Хрусталёва, вниз по Даугаве, то есть из Полоцка. Его появление оказалось совершенно неожиданным для ливов. Фризы начали разорять оставленные без защиты селения и посевы, чем вызвали у язычников панику. Не зная, сколько ещё немцев может прийти на помощь епископу, ливы решили закончить дело миром. Альберт получил от них разрешение на постройку поселения возле устья Даугавы.

Ливы считали, что отдали Альберту наименее плодородный участок земли: зерно там почти не росло, и язычники надеялись, что немцы надолго не задержатся. Однако Альберт и не думал о развитии земледелия. На выделенном участке он заложил город, названный Ригой. Богатеть он должен был не за счёт сбора урожая, а за счёт торговли — его расположение позволяло контролировать всё устье Даугавы. Именно туда Альберт перенёс свою резиденцию из Икесколя. У заложенного города состоялось крещение представителей ливской знати, в числе которых был и вождь ливов из Турайды Анно, предупредивший в своё время епископа Мейнарда о засаде. Казалось, Альберт добился максимального успеха, но на этом он не остановился.

Западноевропейский рыцарь конца XII века.

Епископ пригласил ливских вождей на пир и запер их всех в доме. Условием освобождения было предоставление заложников из числа родственников. Вожди ливов, опасаясь, что в случае неповиновения их увезут в Германию, отдали епископу своих сыновей. Их-то Альберт и отправил в Бремен, чтобы юноши получили христианское воспитание. Вместе с ними отбыл и сам епископ, чтобы доложить о своих успехах, а также собрать мастеров и закупить материалы для строительства Риги.

Перед этим Альберт отправил к папе в Рим Теодориха из Турайды. Целью посольства было добиться от понтифика более активного призыва к рыцарям крестить ливонцев, а также запрет для всех купцов торговать на землях земгалов западнее Риги. Иннокентий III выполнил просьбу Альберта. Отныне любой купец, желавший торговать на землях Ливонии, мог прибыть только в порт Риги, заплатив при этом пошлину в казну епископа. Жизнь католиков на балтийском побережье налаживалась.

Первая оккупация: крестовый поход, который лишил Прибалтику государственности


Историческая трагедия титульных народов Прибалтики заключается в том, что их естественное развитие было прервано вторжением крестоносцев. Крестовый поход немецких «псов-рыцарей» уничтожил зародыши собственной государственности коренного населения и на много веков сделал будущих эстонцев, латышей и литовцев порабощенными народами.


С кого началась история покорения Восточной Прибалтики? С итальянца Джачинте Бобоне Орсини, который, став папой, принял имя Целестин III. Властолюбивый правитель Рима в 1192 году объявил крестовый поход против язычников. Под предлогом спасения их от влияния православной церкви. В этом же году Целестин утвердил устав Тевтонского ордена. Эта военно-религиозная организация сыграет роковую роль в Ливонском крестовом походе.


Однако до официального объявления крестового похода Целестин положил глаз на балто-славянские земли. Поход против Прибалтики стал финальной частью многолетней экспансии немецких крестоносцев против коренного населения Германии — полабских славян, лютичей, ободритов.


После захвата Полабья и изгнания либо ассимиляции славянских народов на очереди была Прибалтика.


К началу агрессии у ливов Даугавы была собственная столица — деревянный замок в Гольме (ныне Саласпилс). Они с давних времен платили ежегодную дань полоцкому князю. С 1185 года это был Владимир. Предполагают, что он был сыном минского князя Володаря Глебовича. Полоцкие князья принципиально не вмешивались во внутренние вопросы ливов, предоставляя им свободу вероисповедания.


Эсты, которые пока еще не сформировали свою государственность, являлись данниками Новгородской Руси. Талава и Очела — древнелатгальские княжества — также зависели от Великого Новгорода. Между Полоцком и Великим Новгородом с одной стороны и ливами, латгалами, эстами с другой установились тесные культурные и экономические отношения.


Некоторые представители местной элиты, в том числе правитель Талавы Таливалдис, добровольно принимали православие.


Целестин, руководствуясь концепцией продвижения на Восток, поступил как его предшественники — призвал правоверных прихожан отправиться к берегам Двины. Целью Рима был вооруженный захват Ливонии. Первыми участниками крестового похода стали безземельные братья землевладельческих родов Германии, которые нуждались в собственных наследственных наделах.


Сначала среди рижских ливов мирно проповедовал августинец Мейнард. В Икскюле (в переводе с ливского yksi и kylä — «первое село») им была построена церковь, поставлена купель, сооружена крепостная стена. Ливы, поклонявшиеся своим богам, в целом прохладно относились к причудливым католическим обрядам. Особого сопротивления они не выказывали, но и обещания креститься не исполняли.


Примечательно, что Мейнард проповедовал не как самозванец, а с разрешения полоцкого князя Владимира. Он еще до 1186 года санкционировал католическую миссию в подведомственной ему Ливонии.


Преемник Целестина Иннокентий III продолжил призывать к участию в крестовом походе в Ливонию. Как отметил Генрих Латвийский: «Господин папа даровал отпущение грехов всем, кто примет на себя знак креста и вооружится против вероломных ливов; епископу Бертольду он дал грамоту об этом, как и его предшественнику». Летом 1198 года епископ Бертольд высадился с войском крестоносцев в устье Даугавы. Новый миссионер спросил у ливов из Гольма, собираются ли они принять христианство. Ливы, столкнувшиеся с силовым давлением, ответили отказом. Они не доверяли Бертольду. Тот отступил «на место Риги» с вооруженными людьми, дав возможность ливским старейшинам посовещаться.


Вскоре один из гонцов поинтересовался у Бертольда, зачем он привел с собой войска.


Епископ тут же обвинил ливов в том, что они, «как псы на нечистое», из христианства обратно переходят в язычество.


Вскоре двое рыцарей-крестоносцев, повадившихся за фуражом для лошадей, были убиты в схватке с ливами. Это стало поводом для начала войны.


Бертольд приступил к решительным действиям и выступил к Древней горе (холм Куббе, mons Rige, что располагался на территории парка Эспланада). Там его уже ждало ливское ополчение. Завязалась схватка. Конь Бертольда внезапно помчался прямо в гущу противника. Епископа стащили со спины коня и пронзили копьем.


Лив Имаут, убивший Бертольда, был воспет потомками, став национальным героем будущей Латвии. В советское время в его честь назвали один рижский спальный микрорайон Иманта.


Впрочем, ливов удалось разбить, а впоследствии немецкие крестоносцы пожгли их нивы и нанесли им серьезный урон. Фактически это была первая кровавая схватка в истории Риги.


Ливы, испугавшись за свой урожай, запросили прочного мира. По соглашению с крестоносцами в Гольме крестились пятьдесят человек, в Икскюле — сто. Вскоре соратники Бертольда отплыли в Саксонию, где их ждал куратор крестового похода — князь-архиепископ Бремена Гартвиг. Именно он назначил руководителем нового вторжения в Ливонию своих племянников — Альберта (будущего основателя Риги), Теодориха (первого руководителя Ордена меченосцев) и Германа (будущего завоевателя Юрьева, который станет Дерптом). Пока крестоносцев не было, ливские старейшины захватили оставшихся клириков в заложники, пригрозив им расправой. Затем была снаряжена третья экспедиция во главе с Альбертом.


Вскоре на землях, подчиненных Полоцку и Великому Новгороду, возникли немецкие торговые крепости, а местное население было насильственно обращено в католичество.


После захвата земель Прибалтики папа Иннокентий III подарил две трети ее территории епископу Риги Альберту. Одну треть он предоставил ордену. Меченосцы выразили недовольство. Начались поджоги и насилие, которые чинились по всей Ливонии, Селонии и Куронии.


Конфликт между феодалами грозил принять затяжной характер. Во избежание войны решено было отправить в Прибалтику первого в ее истории эмиссара-замирителя. Им оказался уроженец далекого Пьемонта Вильгельм, ставший в мае 1222 года епископом Модены. Его направил в Ливонию папа Гонорий III. В задачи Вильгельма входило примирение противоборствующих сторон и улаживание имущественных разногласий.


В Ливонии к тому времени множились епархии. Заявляла о своих правах бюргерская Рига со своим советом. Бунтовали не до конца покоренные язычники.


К тому же древнерусские правители по-прежнему выражали недовольство массовой колонизацией своих «исконных отчин» (особенно негодовали Псков и Полоцк).


Тем более что в Эстонии постепенно усиливалась Дания. Датский король Вальдемар захватил Колывань и основал на ее месте крепость Ревель, претендуя на северобалтийские земли.


В Риге Вильгельм Моденский оказался в 1225 году. В качестве доклада-отчета о положении дел в Прибалтике епископ Альберт преподнес ему документ, по которому в современной Латвии изучают школьную историю. Это «Хроника Генриха Латвийского».


Епископ Альберт сумел заручиться поддержкой Вильгельма, который санкционировал продолжение завоеваний. Он одобрил планы по захвату земель эстов.


К Юрьеву было направлено войско брата Альберта Германа. После падения последнего оплота Прибалтики Вильгельм торжествовал победу.


Папский посланник потребовал у братьев Альберта и Германа Буксгевденов передать «все спорные земли» под контроль папского престола. В результате в Эстонии были созданы светские владения Папы Римского. Епископам осталось подчиниться Вильгельму Моденскому.


Сразу после разрешения конфликта в Ливонии Вильгельм выехал на Готланд, где развернул бурную деятельность, призывая собрать крестоносное войско для захвата Эзеля (Сааремаа). Вскоре остров был завоеван, а его жители силой обращены в христианство по католическому образцу. Епископ Альберт, рассчитывавший расширить епископские владения руками Вильгельма Моденского, не получил Сааремаа в свое распоряжение. Там было создано самостоятельное Эзель-Викское епископство. Очевидно, Вильгельм Моденский понимал, что усиление честолюбивого рижского правителя излишне.


Вскоре папа и его посланники устремили свои интересы за пределы Восточной Прибалтики. Вдали маячили перспективы захвата частей Руси.


Папа Гонорий III заинтересовался землями води, ижор и карелов. Эти народы, равно как прежде эсты, являлись данниками Великого Новгорода. Сначала папа Гонорий III открыто призывал к запрету православных обрядов в Ливонии. Он отметил, что «нужно принуждать этих русских к соблюдению латинского ритуала в тех случаях, когда известно, что они, упорствуя в греческом обряде, поступают вопреки источнику, то есть Римской церкви». В своих посланиях он именовал древнерусские земли Russia.


Сами посланники Пскова и Новгорода время от времени пытались встречаться с Вильгельмом Моденским. Через него папа Гонорий присылал князьям инструкции в стиле «Послания ко всем королям Руссии» (Universis Regibus Russie). Он призывал послушать здравые наставления Вильгельма, чтобы «постичь истину католической церкви, без которой никто не спасется». Папа неустанно хвалил немецких рыцарей, которые, по его словам, были «намерены заботливо защищать новообращенных в Ливонии и Эстонии от гонителей, мужественно давая отпор как язычникам, так и русским (tam paganis quam Rutenis)». Из папского послания слова не выкинешь.


Впрочем, скоро ситуация изменилась. В 1227 году умер папа Гонорий, не реализовав идеи о включении северо- и западнорусских земель в папский надел. В 1228 году взбунтовались балтийские народы — куроны и семигаллы. И дабы избежать столкновений на несколько фронтов, в 1229 году немецкие феодалы подписали с посланниками псковского князя Мстислава (Федора) Давыдовича важнейший исторический документ. Он получил название «Мстиславова правда».


В нем впервые были оговорены условия экономического и политического сотрудничества между захватчиками-крестоносцами и древнерусскими городами: Псковом, Смоленском, Витебском, Полоцком.


Вскоре древнерусские купцы, прибывавшие по Двине и по Большому песчаному пути, смогли останавливаться в Риге официально. Так в Старой Риге было основано Русское подворье. И в этом же 1229 году умер епископ Альберт. Ему по сей день принадлежит слава основателя Риги, потому что именно его хронисты упомянули город в своих источниках.


Междоусобная война между феодалами вскоре вспыхнула с новой силой.


Однако попытки крестовых походов против Древней Руси были остановлены Святым Александром Невским, князем Великого Новгорода, который наголову разбил тевтонов на Чудском озере в 1242 году.


Балтийским и финно-угорским народам не повезло. В связи с отсутствием традиций государственности и внутриполитической раздробленностью очаги сопротивления ливов, куронов, семигаллов и латгалов были жестоко подавлены ко второй половине XIII столетия. Власть немецких крестоносцев продолжалась до середины XVI века, пока русский царь Иван Грозный не положил конец существованию Ливонского ордена.

Северные крестовые походы — Энциклопедия всемирной истории

Северные или Балтийские крестовые походы были военными кампаниями, организованными папами и западными правителями для обращения язычников в христианство в 12-15 веках. В отличие от Святой Земли, где военные походы были направлены на освобождение бывших христианских земель от мусульманского владычества, крестовые походы в Пруссию, Ливонию (современную Эстонию) и Литву были направлены на обращение местного языческого населения.

Орден тевтонских рыцарей доминировал в кампаниях Северных крестовых походов с середины 13 века и создал собственное военизированное государство в Пруссии. Хотя орден в конечном итоге обратил регион в христианство, религиозный мотив был, по сути, предлогом для приобретения земли и богатства. В 15 веке в регионе появились новые вызовы со стороны поляков, русских и турок-османов, и поэтому балтийские крестовые походы, достигнув своей цели, были заменены светскими войнами.

Удалить рекламу

Реклама

Расширение идеала крестового похода

Еще одной ареной крестовых походов, помимо традиционных кампаний по захвату Иерусалима и других ближневосточных городов из-под контроля мусульман с конца XI века, была Балтика и те области, граничащие с немецкими территориями, которые продолжали оставаться языческими. Как и в случае с крестовыми походами в Леванте, правители воспользовались возможностью совместить религиозные блага крестовых походов — крестоносцам были прощены их грехи — с жаждой территориальной экспансии и материальных богатств в виде земли, мехов, янтаря и рабов. Кроме того, Северные крестовые походы, впервые проведенные саксами и направленные против языческих венедов (западных славян), придали движению крестоносцев новую грань: активное обращение нехристиан в противоположность освобождению территории, удерживаемой неверными.

Папа Евгений III официально заявил, что первый Балтийский крестовый поход, как и на Ближнем Востоке, принесет его участникам отпущение грехов.

Германская империя имела давнюю традицию посылать христианских миссионеров в государства на своей северо-восточной границе, горячую точку многих войн против языческих государств Восточной Европы. Масла в огонь подлили зверства против христиан и убийства миссионеров на этих территориях, о которых сообщали такие лица, как архиепископ Магдебургский в 1108 г. Когда Второй крестовый поход (1149 г.)-1147) был призван папой Евгением III (годы правления 1145-1153) в декабре 1145 года для того, чтобы отбить Эдессу в Верхней Месопотамии, многие немецкие дворяне вместо этого предпочли сначала разобраться с неверными на собственном заднем дворе, а не маршировать в бороться с теми, кто в Леванте. Собрание во Франкфурте в марте 1147 г. решило, что Балтийское море будет приоритетом, и это решение было одобрено влиятельным аббатом Бернаром Клервоским. В апреле папа Евгений III официально заявил, что такой крестовый поход, как и на Ближнем Востоке, принесет его участникам отпущение грехов. Затем Папа пошел еще дальше со следующим печально известным заявлением о нетерпимости:

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Мы совершенно воспрещаем, чтобы по какой бы то ни было причине заключалось перемирие с этими племенами, либо ради денег, либо ради дани, до тех пор, пока они, с помощью Божией, не будут либо обращены, либо истреблены. (цитата по Phillips, 89)

Движение крестоносцев теперь было вооруженной миссионерской кампанией, и Евгений даже сделал отпущение грехов выгодой, полностью зависящей от успешного обращения язычников в христианство. Резкость заявления Папы может отражать традиционную трудность обращения региона, особенно венедов. Было много случаев, когда исповедание веры впоследствии отменялось (что считалось худшим преступлением, чем быть неверным), языческие обряды продолжались в любом случае или даже смешивались с христианскими, а кампании прекращались в пользу временной денежной выгоды. . Этот новый Крестовый поход должен был стать последним на Балтике.

Захват венедов, 1147 г. н.э.

Войцех Герсон (общественное достояние)

Крестовый поход вендов

Еще до того, как армия крестоносцев отправилась в путь, дополнительным мотиватором выступили сами венеды, которые, понимая, что беда не за горами, нанесли упреждающий удар по удерживаемому христианами порту Любек. В период с июня по сентябрь 1147 года саксонско-датская армия атаковала языческие поселения Добин и Мальхов на территории современной северо-восточной Германии. Добин отделался легче всего, когда его население согласилось креститься, что положило конец боевым действиям. Хуже пришлось Мальхову, его храм с языческими идолами был сожжен, а прилегающие территории разрушены. После неудачной осады Деммина на реке Пене следующей целью был Штеттин на реке Одер в Померании, но тамошним людям удалось убедить крестоносцев отразить атаку, показав распятия со стен города. Общая кампания, несмотря на ее высокую цель и поддержку папы, прошла немногим лучше, чем обычные ежегодные рейдовые отряды, отправляемые в этот район. Не помогло Крестовому походу и вызывающее разногласия недоверие между датчанами и саксами. Ничтожным чистым результатом было обращение одного вождя и приобретение добычи, в то время как лидер венедов князь Никлот оставался у власти и, несмотря на обещания, его подданные продолжали оставаться практикующими язычниками. Это было определенно не то, что предполагал Евгений.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Тевтонские рыцари: Пруссия и Балтика

Балтийское море продолжало оставаться ареной крестовых походов в последующие века, особенно с приходом военного ордена тевтонских рыцарей в 13 веке. Между 1193 и 1230 годами армии саксонских крестоносцев были отправлены для защиты христианских миссий в Ливонии, хотя это снова был скорее случай захвата земли, чем религиозная миссия, и, несмотря на военные успехи, долгосрочное обращение или покорение туземцев не было достигнуто. . Тевтонские рыцари продолжили эту работу, поглотив такие местные военные ордена, как Меченосцы (в 1237 г.), и вели практически непрерывную кампанию в Пруссии с 1245 по 15 век, постоянно нападая на соседних литовцев и ливов дальше на север.

Тевтонский рыцарь

Неизвестный художник (общественное достояние)

Тевтонские рыцари были грозной боевой силой профессиональных рыцарей и пехоты. Их тяжелая кавалерия, поддерживаемая дисциплинированным корпусом арбалетчиков, способных вести сокрушительные массовые залпы, смела все перед собой. Рыцари также были гораздо более искусными в осадных войнах, чем народы, с которыми они сталкивались, и они были искусными дипломатами, способными формировать удобные союзы для взаимной выгоды против традиционных врагов. Были частые партизанские нападения и регулярные локальные восстания, в том числе одно крупное в 1260 году, но ордену помог приток крестоносцев из других государств Западной и Центральной Европы, в том числе такие знаменитые имена, как Рудольф Габсбургский, Оттон III Бранденбургский и король Оттокар II Богемский. И снова поддержка Папы оказалась необходимой, и идеал крестоносцев по защите христианства был с пользой преобразован в идеал обращения и захвата земель тех, кто не принял веру. Успех Тевтонского ордена в Пруссии, которую он, по сути, превратил в собственное государство ( Ordensstaat ), проявилось в его постепенном превращении в полностью немецкую территорию, институционализировавшую как войну, так и религию; действительно, этот регион, по крайней мере для посторонних, в последующие века стал олицетворением немецкой культуры больше, чем какой-либо другой.

Удалить рекламу

Реклама

Новые земли, в основном порты и вдоль рек, были затем заселены немцами-мигрантами, и были построены церкви и монастыри.

Хотя военные походы ( reisen ) были в основном ограничены зимним сезоном, когда болота и озера замерзали, Тевтонский орден добился огромных успехов в завоевании новых территорий, особенно Данцига и восточной Померании в 1308 году и северной Эстонии в 1346 году, купленных у датского короля Вальдемара IV ( р. 1340-1375). Затем новые земли, в основном порты и реки, были заселены немцами-мигрантами, были построены церкви и монастыри (особенно цистерцианцами), а приобретения защищены строительством замков в рамках систематической колонизации. Литва подверглась успешному нападению, и дело закончилось, когда великий князь Ягайло (он же Ягайла) пообещал в 1386 году обратить свой языческий народ в христианство, и этот процесс официально завершился в 1389 году..

Страны Балтии 11:00-14:00 CE

Jeremy Black (Авторское право, добросовестное использование)

К концу 14 века из-за отсутствия политического единства и отставания от Запада в технологическом плане большая часть Прибалтики была насильственно обращена в христианство. После этого стало ясно, что тевтонских рыцарей в основном интересовали политика, земля и добыча, а не обращение, поскольку войны продолжались и продвигались в Ливонию. Действительно, тевтонских рыцарей часто обвиняли в резне христиан, разгроме светских церквей, препятствовании обращению и торговле с язычниками. Говорили, что многие язычники в Центральной Европе сопротивлялись христианизации только потому, что не хотели жить под жестоким режимом тевтонских рыцарей. Тевтонский орден был не одинок в своих амбициях в регионе, поскольку датские и шведские короли использовали один и тот же идеологический покров для вторжения в северную Эстонию и Финляндию в 13 и 14 веках.

Упадок Тевтонского ордена

В 15 веке, когда литовцы и поляки объединились с русскими и монголами, а также с рядом других более мелких союзных государств, Тевтонскому ордену грозило исчезновение. В Первой битве при Танненберге 15 июля 1410 г. армия тевтонских рыцарей была уничтожена, а в 1457 г. штаб-квартира значительно уменьшившегося и в значительной степени светского ордена была перенесена в Кенигсберг. Тевтонский орден все еще существовал в своей ливонской ветви до 16 века и теперь в основном сосредоточился на борьбе, но без особого успеха, с православными русскими и турками-османами. Когда орден был полностью секуляризован в 1525 г. (прусская ветвь) и 1562 г. (ливонская ветвь), крестовые походы на Балтике закончились.

Удалить рекламу

Реклама

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Крестовые походы | Определение, история, карта, значение и наследие

Крестовые походы

Смотреть все СМИ

Дата:
1095 — 1571
Участники:
христианство
ислам
Контекст:
Совет Клермона
Основные события:
Альбигойский крестовый поход
Битва при Хатине
Осада Эдессы
Осада Дамаска
Битва за Лиссабон
Ключевые люди:
Боэмонд I
Эдуард I
Людовик IX
Симон де Монфор, граф Лестер
Пий II

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Сколько крестовых походов было и когда они происходили?

Крестовых походов было как минимум восемь. Первый крестовый поход длился с 1096 по 1099 год. Второй крестовый поход начался в 1147 году и закончился в 1149 году. Третий крестовый поход начался в 1189 году и завершился в 1192 году. Четвертый крестовый поход начался в 1202 году и закончился в 1204 году. Пятый крестовый поход длился с 1217 года. до 1221 г. Шестой крестовый поход произошел в 1228–1229 гг. Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился в 1254 году. Восьмой крестовый поход состоялся в 1270 году. Были и более мелкие крестовые походы против диссидентских христианских сект в Европе, в том числе Альбигойский крестовый поход (1209 год).–29). Так называемый Народный крестовый поход произошел в ответ на призыв Папы Урбана II к Первому крестовому походу, а Детский крестовый поход состоялся в 1212 году.

Какова была цель крестовых походов?

Крестовые походы были организованы западноевропейскими христианами после столетий мусульманских войн за экспансию. Их основными целями были остановить экспансию мусульманских государств, вернуть христианству Святую землю на Ближнем Востоке и вернуть территории, которые ранее были христианскими. Многие участники также считали, что проведение того, что они считали священной войной, было средством искупления и способом искупления грехов.

Подробнее читайте ниже:
Первый крестовый поход и создание латинских государств

Кто был предводителем крестовых походов?

Первый крестовый поход возглавили Раймонд Сен-Жиль, Годри Буйонский, Хью де Вермандуа, Боэмонд из Отранто и Роберт из Фландрии, а Народный крестовый поход последовал за Петром Отшельником. Второй крестовый поход возглавили король Франции Людовик VII и император Германии Конрад III. Среди лидеров Третьего крестового похода были император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, Филипп II Август из Франции и особенно Ричард I (Ричард Львиное Сердце) из Англии. Различные французские дворяне откликнулись на призыв Папы Иннокентия III к Четвертому крестовому походу. Солдаты Пятого крестового похода последовали за Андреем II Венгерским и французским графом Иоанном Бриенским, титулярным королем Иерусалима. Император Священной Римской империи Фридрих II возглавил Шестой крестовый поход, а король Франции Людовик IX (Святой Людовик) возглавил два последних крестовых похода.

Крестовые походы были успешными?

Первый крестовый поход, созванный в ответ на просьбу о помощи византийского императора Алексея Комнина, был поразительно успешным. Крестоносцы завоевали Никею (в Турции) и Антиохию, а затем захватили Иерусалим и основали ряд государств, управляемых крестоносцами. Однако после того, как мусульманский лидер Занги захватил один из них, Второй крестовый поход, созванный в ответ, потерпел поражение при Дорилее (недалеко от Никеи) и потерпел неудачу в попытке завоевать Дамаск. Третий крестовый поход, названный после того, как султан Саладин завоевал государство крестоносцев Иерусалим, привел к захвату Кипра и успешной осаде Акко (ныне в Израиле), а силы Ричарда I победили силы Саладина в битве при Арсуфе и в Яффо. . Ричард подписал с Саладином мирный договор, разрешающий христианам доступ в Иерусалим. Четвертый крестовый поход — вместо нападения на Египет, тогда центр мусульманской власти — разграбил византийский христианский город Константинополь. Ни один из следующих крестовых походов не увенчался успехом. Взятие Акры в 129 г.1 султана мамлюков аль-Ашрафа Халила положило конец правлению крестоносцев на Ближнем Востоке.

Подробнее ниже:
Результаты крестовых походов

Были ли долгосрочные результаты крестовых походов?

Крестовые походы замедлили продвижение исламской мощи и, возможно, предотвратили попадание Западной Европы под власть мусульман. Государства крестоносцев расширили торговлю с мусульманским миром, принеся в Европу новые вкусы и продукты. Крестовые походы оказали заметное влияние на развитие западной исторической литературы, оставив множество хроник и свидетельств очевидцев. Однако Константинополь так и не вернулся к своей былой славе после разграбления Четвертым крестовым походом, и раскол между восточным и римско-католическим христианством еще больше укоренился. Исламский мир видел в крестоносцах жестоких захватчиков, что способствовало возникновению недоверия и обиды на христианский мир.

Подробнее читайте ниже:
Итоги Крестовых походов

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Крестовые походы , военные экспедиции, начавшиеся в конце 11 века, которые были организованы западноевропейскими христианами в ответ на многовековые мусульманские захватнические войны. Их целью было сдержать распространение ислама, вернуть себе контроль над Святой Землей в восточном Средиземноморье, завоевать языческие области и вернуть бывшие христианские территории; они рассматривались многими их участниками как средство искупления и искупления грехов. Между 1095, когда начался Первый крестовый поход, и 1291 г., когда латинские христиане были окончательно изгнаны из своего королевства в Сирии, были многочисленные экспедиции в Святую Землю, в Испанию и даже на Балтику; Крестовые походы продолжались в течение нескольких столетий после 1291 года.