Содержание
Русские земли
Когда князь Святослав вырос и возмужал, то начал набирать воинов многих и храбрых, ходя легко, как барс, много воевал. Идя в поход, возов за собою не возил, ни котлов, потому что мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтями конину или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положивши седло под голову; так вели себя и все его воины. Он посылал в разные стороны, к разным народам с объявлением: «Хочу на вас идти!» Начальные слова предания о Святославе показывают набор дружины, удальцов, которые, как обыкновенно тогда водилось, прослышав о храбром вожде, стекались к нему отовсюду за славою и добычею. Поэтому Святослав совершал свои подвиги с помощию одной своей дружины, а не соединенными силами всех подвластных Руси племен: и точно, при описании походов его летописец не вы числяет племен, принимавших в них участие. Святослав набирал воинов многих и храбрых, которые были во всем на него похожи: так можно сказать только об отборной дружине, а не о войске многочисленном, составленном из разных племен. Самый способ ведения войны показывает, что она велась с небольшою отборною дружиною, которая позволяла Святославу обходиться без обозу и делать быстрые переходы: он воевал, ходя легко, как барс, т. е. делал необыкновенно быстрые переходы, прыжками, так сказать, подобно названному зверю.
При князьях, предшественниках Святослава, не было тронуто одно только славянское племя на восток от Днепра — то были вятичи. С них-то и начал Святослав свои походы, узнав, что это племя платило дань козарам, Святослав бросился на последних, одолел их кагана, взял его главный город на Дону — Белую Вежу; потом победил ясов и касогов, жителей Прикавказья. К 968 году относят восточные писатели поход руссов на волжских болгар, разграбление главного города их (Болгар), который был складкою товаров, привозимых из окрестных стран; потом Русь вниз по Волге спустилась до Казерана, разграбила и этот город, равно как Итиль и Семендер. Все это согласно с русским преданием о походе Святослава на Волгу и битвах его с козарами, ясами и касогами. Так отомстил Святослав приволжскому народонаселению за недавние поражения руссов. По всем вероятностям, ко времени этих походов Святослава относится подчинение Тмутаракани русскому киевскому князю. На возвратном пути с востока Святослав, говорит летопись, победил вятичей и наложил на них дань. С этого времени начинаются подвиги Святослава, мало имеющие отношения к нашей истории. Греческий император Никифор, угрожаемый войною с двух сторон, — и со стороны арабов и со стороны болгар — решился по обычаю вооружить против варваров других варваров: послал патриция Калокира к русскому князю нанять его за 15 кентинарий золота и привести воевать Болгарию. Калокир, говорят греческие историки, подружился с Святославом, прельстил его подарками и обещаниями; уговорились: Святославу завоевать Болгарию, оставить ее за собою и помогать Калокиру в достижении императорского престола, за что Калокир обещал Святославу несметные сокровища из императорской казны. В 967 году Святослав с своею дружиною отправился в Болгарию, завоевал ее и остался жить там в Переяславце на Дунае; он княжил в Переяславце, говорит летописец, а Русь оставалась без князя: в Киеве жила престарелая Ольга с малолетними внуками, а подле была степь, откуда беспрестанно можно было ожидать нападения кочевых варваров. И вот пришли печенеги, оборонить было некому, Ольга затворилась в Киеве со внуками. Бесчисленное множество печенегов обступило город, нельзя было ни выйти из него, ни вести послать, и жители изнемогали от голода и жажды. На противоположной стороне Днепра, говорит предание, собрались ратные люди в лодках, но не смели напасть на печенегов и не было сообщения между ними и киевлянами. Тогда последние встужили и стали говорить: «Нет ли кого, кто б мог пройти на ту сторону и сказать нашим, что если они завтра не нападут на печенегов, то мы сдадимся» И вот вызвался один молодой человек: «Я, — сказал он, — пойду» «Иди!» — закричали ему все. Молодой человек вышел из города с уздою и, ходя между печенегами, спрашивал, не видал ли кто его лошади. Он умел говорить по-печенежски, и потому варвары приняли его за одного из своих. Когда он подошел к реке, то сбросил с себя платье и поплыл; печенеги догадались об обмане, начали стрелять по нем, но не могли уже попасть: он был далеко, и русские стой стороны выехали в лодке к нему навстречу и перевезли на другой берег. Он сказал им: «Если не подступите завтра к городу, то люди хотят сдаться печенегам». Воевода именем Претич сказал на это: «Подступим завтра в лодках, как-нибудь захватим княгиню с княжатами и умчим их на эту сторону, а не то Святослав погубит нас, как воротится». Все согласились и на другой день, на рассвете, седши в лодки, громко затрубили; люди в городе радостно откликнулись им. Печенеги подумали, что князь пришел, отбежали от города, а тем временем Ольга со внуками успела сесть в лодку и переехать на другой берег. Увидав это, печенежский князь возвратился один к воеводе Претичу и спросил у него: «Кто это пришел?» Претич отвечал: «Люди с той стороны». Печенег опять спросил Претича: «А ты князь ли?» Воевода отвечал: «Я муж княжой и пришел в сторожах, а по мне идет полк с князем, бесчисленное множество войска». Он сказал это, чтобы пригрозить ему. Тогда князь печенежский сказал воеводе: «Будь мне другом». Тот согласился. Оба подали друг другу руки и разменялись подарками: князь печенежский подарил Претичу коня, саблю, стрелы; Претич отдарил его бронею, щитом и мечом. После этого печенеги отступили от города, но стали не в далеком расстоянии от него; летописец говорит, что русским нельзя было коней напоить: на Лыбеди стояли печенеги. Таково предание, внесенное в летопись, так народная память передавала это событие. Из характеристических черт времени в этом предании мы заметим описание подарков, которыми обменялись Претич и князь печенежский, — в различии оружия резко выразилось различие между Европою и Азиею, между европейским и азиатским вооружением: степной кочевник, всадник по преимуществу, дарит коня и скифское оружие — саблю, стрелы; воевода русский дарит ему оружие воина европейского, большею частью оборонительное: броню, щит и меч.
Киевляне, продолжает предание, послали сказать Святославу: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми; если не придешь, не оборонишь нас, то опять возьмут; неужели тебе не жалко отчины своей, ни матери-старухи, ни детей малых?» Услыхав об этом, Святослав немедленно сел на коней, с дружиною пришел в Киев, поздоровался с матерью и детьми, рассердился на печенегов, собрал войско и прогнал варваров в степь. Но Святослав недолго нажил в Киеве: по преданию, он сказал матери своей и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там средина Земли моей; туда со всех сторон свозят все доброе: от греков — золото, ткани, вина, овощи разные от чехов и венгров — серебро и коней, из Руси — меха, воск, мед и рабов». Ольга на это отвечала ему: «Ты видишь, что я уже больна, куда же это ты от меня уходишь? Когда похоронишь меня, то иди куда хочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакались по ней сын, внуки и люди все плачем великим. Ольга запретила праздновать по себе тризну, потому что у ней был священник, который и похоронил ее.
Здесь очень важно для нас выражение Святослава о Переяславце: «То есть середа в Земле моей». Каким образом Переяславец мог быть серединою земли Святославовой? Это выражение может быть объяснено двояким образом: 1) Переяславец в земле моей есть серединное место, потому что туда изо всех стран свозится все доброе; Переяславец, следовательно, назван серединою не относительно положения своего среди владений Святослава, но как средоточие торговли. 2) Второе объяснение нам кажется легче: Святослав своею Землею считал только одну Болгарию, приобретенную им самим, Русскую же землю считал по понятиям того времени владением общим, родовым. Святослав спешил окончить свое княжение на Руси: он посадил старшего сына, Ярополка, в Киеве, другого, Олега, — в земле Древлянской. Это вовсе не значит, чтобы этими волостями ограничивались владения русских князей: уже при Олеге все течение Днепра до Киева было в русском владении, в Смоленске и Любече сидели мужи киевского князя; Ольга ездила и рядила землю до самых северных пределов Новгородской области; следовательно, деление Святослава означает, что у него было только двое способных к правлению сыновей, а не только две волости — Киевская и Древлянская; остальные же волости оба брата должны были поделить между собою, как после Ярославичи, усевшись около Днепра, поделили между собою волости отдаленнейшие. Как после Ярославичи теснились все в привольной родине своей, около Днепра и Киева, около собственной Руси, не любя волостей северных и восточных, так и теперь оба сына Святославова садятся на юге, недалеко друг от друга и не хотят идти на север. Но если князья не любили севера, то жители северной области, новгородцы, не любили жить без князя или управляться посадником из Киева, особенно когда древляне получили своего князя. Новгородцы и после любили, чтобы у них был свой князь, знавший их обычай; до сих пор они терпели посадника киевского, потому что во всей Руси был один князь, но теперь, когда древляне получили особого князя, новгородцы так же хотят иметь своего. Послы их, по преданию, пришли к Святославу и стали просить себе князя: «Если никто из вашего рода не пойдет к нам, — говорили они, — то мы найдем себе князя». Святослав отвечал им: «Если бы кто к вам пошел, то я был бы рад дать вам князя». Ярополк и Олег были спрошены — хотят ли идти в Новгород — и, по изложенным выше причинам, отказались. Тогда Добрыня внушил новгородцам: «Просите Владимира». Владимир был третий сын Святослава, рожденный от Малуши — ключницы Ольгиной, сестры Добрыни. Новгородцы сказали Святославу: «Дай нам Владимира». Князь отвечал им: «Возьмите». Новгородцы взяли Владимира к себе, и пошел Владимир с Добрынею, дядею своим, в Новгород, а Святослав — в Переяславец.
Здесь останавливает нас вопрос: почему Святослав не дал никакой волости младшему сыну своему, Владимиру, сам сначала и уже после отправил его к новгородцам по требованию последних? Летописец как будто спешит объяснить причину явления; Владимир, говорит он, был сын Малуши — ключницы Ольгиной, следовательно рабыни, ибо, по древнему уставу, человек и вольный, ставший ключником, поэтому уже самому превращался в раба. Итак, Владимир был не совсем равноправный брат Ярополка и Олега. Многоженство не исключало неравноправности: если было различие между женами (водимыми) и наложницами, то необходимо долженствовало существовать различие и между детьми тех и других. Но если многоженство не исключало неравноправности детей, то по крайней мере много ослабляло ее: было различие между детьми наложниц — правда, но все не такое различие, какое, по нашим понятиям, существует между детьми законными и незаконными. На это малое различие указывает уже то явление, что новгородцы приняли Владимира, как князя, и после не полагается между ним и братьями никакого различия. Здесь, как естественно, имело силу не столько различие между законностию и незаконностию матери, сколько знатность и низость ее происхождения; разумеется, ключница, рабыня, полюбившаяся Святославу, не могла стать наряду с другою его женою, какой-нибудь княжною, или дочерью знатного боярина; отсюда низость матери падала и на сына, не отнимая, впрочем, у него отцовских прав; Владимир был князь, но при случае, когда нужно было сравнить его с остальными братьями, могли выставить на вид низкое происхождение его матери; так после полоцкая княжна Рогнеда, выбирая между двумя женихами, Ярополком и Владимиром, говорит, что она не хочет идти замуж за Владимира как сына рабыни. Обратить внимание на это обстоятельство было очень естественно княжне, ибо при многоженстве женщины знатного происхождения старались как можно резче отделить от себя наложниц своих мужей, и презрение, которое питали к наложницам, старались переносить и на детей их. Святослав сначала не дал волости Владимиру и потом отпустил его в Новгород, могши в самом деле испугаться угрозы новгородцев, что они откажутся от его рода и найдут себе другого князя. Добрыня хлопотал об этом, надеясь во время малолетства Владимирова занимать первое место в Новгороде и не надеясь, чтобы после старшие братья дали младшему хорошую волость; новгородцы же приняли малолетнего Владимира, потому что он все-таки был независимый князь, а не посадник, притом же надеялись воспитать у себя Владимира в своем обычае: они и после любили иметь у себя такого князя, который бы вырос у них.
Княжение Святослава кончилось на Руси; он отдал все свои владения здесь сыновьям и отправился в Болгарию навсегда.
М.В. Ломоносов | |
1764 г. | БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
БИБЛИОТЕКАА: Айзатуллин, Аксаков, Алданов... Б: Бажанов, Базарный, Базили…В: Васильев, Введенский, Вернадский…Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон…Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский…Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин…Ж: Жид, Жуков, Журавель…З: Зазубрин, Зензинов, Земсков…И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин…К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов…Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин…М: Мавродин, Майорова, Макаров…Н: Нагорный Карабах…, Назимова, Несмелов, Нестор…О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл…П: Павлов, Панова, Пахомкина…Р: Радек, Рассел, Рассоха…С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север... Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев…У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин…Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский…Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев…Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел…Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов…Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед…Э: Энгельс…Ю: Юнгер, Юсупов…Я: Яковлев, Якуб, Яременко…Родственные проекты:ХРОНОСФОРУМИЗМЫДО 1917 ГОДАРУССКОЕ ПОЛЕДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИРеклама: | М.В. Древняя российская историяЧасть II. От начала княжения Рурикова до кончины Ярослава Глава 5. О КНЯЖЕНИИ СВЯТОСЛАВОВЕ Маловероятное обстоятельство при прожив пятьдесят два года, могла еще Святослав, не внимая закону, в едино Первые после древлянских были походы Между тем греческий царь Никифор Фока В отсутствие великого князя Святослава Вскоре отправлены послы к Святославу, Потом, устроив все мирно и положив город Перед вторым походом храброго княжение новгородское;* буде ж никто из Перед тем Иоанн Цимисхий, коварно царя Цимисхий собрал войска до ста тысяч, Потом царь Иоанн Цимисхий, во второе Святослав хотя весьма уроном По приезде судов Цимисхий зачал В темную и дождливую ночь две тысячи В таковых утеснениях многие советовали Уже с восхождением зари город Между тем Святослав, рассудив малое В приближении к Днепру Свенельд Обрадованные тем печенеги пороги В начале весны в походе к Киеву порогами Беспрестанными войнами славное и Примечания:* 955 год ** Сборный Временник.71 * 964 год ** 965 год * 968 год * 970 год ** 971 год *** Кедрин, стран. 415.72 Зонар, кн.17, гл. 2, 3 и * 971 год Вернуться к оглавлению М.В. Ломоносов. Полное Собрание Сочинений, т.6, Издательство Академии
|
| БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Редактор Вячеслав |
Святослав на пути в Царьград отлит Штанге по модели Евгения Александровича Лансере (1848-1886),
Предыдущий лот
Все лоты
Следующий лот
Лот удален с сайта, за дополнительной информацией обращайтесь в службу поддержки клиентов
Лот 57 *
Бронзовая фигура: Святослав на пути в Царьград
отлита Штанге по модели Евгений Александрович Лансере (1848-1886), 9 лет0003
Продажа в России
27 ноября 2013 г. ,
14:00 по Гринвичу
Лондон, Нью-Бонд-стрит
Бронзовая фигура: Святослав на пути в Царьград
отлита Штанге по модели Евгения Александровича Лансере (1848-1886),
на прямоугольной натуралистической подставке, отлита в образе князя Святослава на коне, жестикулирующего его меч, чтобы сплотить свои войска, конь, напряженный и обдуваемый ветром, начертанный кириллицей «ОТЛ». Н. ШТАНГЕ», далее вписано в «Е. ЛАНСРЕ», перед подставой с табличкой на русском языке «Лучше мы падем в бою, чем посрамим земли русские/ Святослав, по дороге в Царьград»
бронза
длина: 52 1/2 см (20 дюймов).
Сноски
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Приобретен коллекционером из Нью-Йорка, начало 20-го века
Отсюда по происхождениюЛИТЕРАТУРА Лансер, Нива , 1886 г., нет. 16, с. 418
Шапошникова Л.П., Скульптура XVIII-начало XX века , Л., 1988, с. 94, вып. 660-662
И. М. Шмидт, Русская скульптура второй половины XIX-начала XX века , Москва, 1989, с. 49, 52-53
Государственная Третьяковская галерея, каталог собрания: Скульптура XVII-XIX веков , Москва, 2000, с. 58, 192-193
Н.Р. Левинсон и Л.Н. Гончарова, Русская художественная бронза , Москва, 2001, с. 113, 189, № 53
Г.В. Сабббери, Евгений Александрович Лансере , 1848-1886, Лозанна, 2006, стр. 82-83, 165-166
Контакты
×
Впервые на Bonhams онлайн?
Регистрация
Войти
Адрес электронной почты
Забыли адрес электронной почты?
Пароль
Забыли свой пароль?
Я прочитал, понял и согласен с политикой конфиденциальности Bonhams и условиями использования веб-сайта.
Закрыть
Войти
Виды деятельности
Условия продажи
Вид
Перейти к русской живописи и произведениям искусства
Идти
Информация об аукционе
Этот аукцион завершен. Если вы заинтересованы в отправке на будущие аукционы, пожалуйста, свяжитесь со специализированным отделом. Если у вас есть вопросы по лотам, купленным на этом аукционе, обращайтесь в службу поддержки клиентов.
Обязательства покупателей
ВСЕ УЧАСТНИКИ ЗАЯВОК ДОЛЖНЫ СОГЛАСИТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО ОНИ ПРОЧИТАЛИ И ПОНЯЛИ BONHAMS’ УСЛОВИЯ ПРОДАЖИ И СОГЛАСНЫ СОБЛЮДАТЬ ИХ И СОГЛАСНЫ ПЛАТИТЬ ПРЕМИИ ПОКУПАТЕЛЯ И ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ РАСХОДЫ, УКАЗАННЫЕ В УВЕДОМЛЕНИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ . ЭТО ВЛИЯЕТ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА УЧАСТНИКОВ УЧАСТНИКОВ.
Если у вас есть какие-либо жалобы или вопросы об условиях продажи , обратитесь в ближайший отдел обслуживания клиентов.
Премия покупателя и сборы
Для всех категорий продаж премия покупателя, за исключением продаж автомобилей, мотоциклов, вина, виски и монет и медалей, будет следующей:
Премиальные ставки покупателя
27,5% от первых 20 000 фунтов стерлингов цены с молотка;
26% от цены молотка на сумму свыше 20 000 фунтов стерлингов до 700 000 фунтов стерлингов включительно;
20% от цены молотка сумм свыше 700 000 фунтов стерлингов до 4 500 000 фунтов стерлингов включительно;
и 14,5% от цены молотка любой суммы, превышающей 4 500 000 фунтов стерлингов.
НДС по действующей ставке 20% будет добавлен к Премии покупателя и сборам без права перепродажи исполнителей.
Уведомления об оплате
Информацию об оплате см. в каталоге продаж.
Уведомления о доставке
Для получения информации и оценки внутренних и международных перевозок, а также экспортных лицензий, пожалуйста, обращайтесь в отдел доставки Bonhams.
Символы лота
* | Низкая ставка импорта |
НДС на импортные товары по льготной ставке 5% от цены Hammer и действующей ставки над премией покупателя. |
Новости
Загрузка…
Дата закрытия: [[ headline.expiry_date ]]
;
Посмотреть все новости
Видео
Загрузка…
Дата закрытия: [[ headline.expiry_date ]]
;
Посмотреть все видео
Похожие товары
Федор Солнцев — 37 образцов искусства
- Человек в доспехах царя Алексея, ?
- Святой Георгий, ?
- Дворец развлечений, ?
- Черниговская область от хутора Калятинский, ?
- От Нередицкой церкви, ?
- Из снорника Святослава, ?
- Из снорника Святослава, ?
- Со свадьбы царя Михаила Федоровича, ?
- Образы ВК. Василий Дмитриевич и ВК. Софья Витовтовна, ?
- Киевская Мещанин, ?
- Киевская губерния от села Куреневка, ?
- Киевская губерния, ?
- Маленькая русская невеста, ?
- Платье киевлянки, ?
- Платье киевлянки, ?
- Народная одежда Киевской губернии, ?
- Народная одежда Киевской губернии, ?
- Народная одежда Киевской губернии, ?
- Народная одежда Киевской губернии, ?
- Моблеман Одежда XVII века. Утренний шелковый кафтан, ?
- Одежда королев. С портретами цариц Евдокии Лукьяновны и Натальи Кириловны, ?
- Царская одежда XVII века.