Содержание
Великий князь Владимир – в исследованиях материалов Президентской библиотеки
В день 1027-летия крещения Руси и 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира Президентская библиотека представила уникальные издания – раритетные книги о жизни и деятельности святого, приобщившего русский народ к православной вере.
«Велика и всякими богатствами обильна наша матушка – Русь святая! – читаем в электронной копии книги составителя Н. Фреймана 1894 года «Рассказы сельского учителя; Начало Руси». – Сколько городов богатых в ней настроено, сколько храмов божьих! Питает она великое множество людей, дает всем хлеб насущный и кров теплый… Дивится на нее весь мир, и ни один царь не дерзнет идти против Русского Царя, страшась его силы и могущества!
А то ли было лет 1800 назад? Нет, не то было в те поры! Не знали предки наши веры христианской, в русалок, домовых да леших веровали, истуканам поклонялись… Наставить же их некому было!»
С приходом к власти великого равноапостольного князя Владимира, взявшего на себя великий труд изучить, осмыслить и привить на Руси христианство по византийскому образцу в противовес Риму, был взят курс на новое цивилизационное развитие державы. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым.
Укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси.
Подробно выбор Владимиром веры и крещения Руси описывается в «Повести временных лет», прокомментированной А. А. Шахматовым и изданной в 1916 году, а также в курсе лекций «Древняя русская история» О. В. Ключевского, изданных в 1885 году, и еще в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской библиотеки. Если верить летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же еще до крещения Руси многие жители Киева уже приняли христианство.
Датой крещения Киевской Руси считается 988 год. В этом году в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир Красно Солнышко. В раритетной книге Ивана Некрасова 1888 года «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» повествуется, как все происходило: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».
Как и многие другие реформы, крещение Руси было воспринято тяжело и подозрительно. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском». В народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но результат мессианского подвига Владимира все же принес неоспоримые плоды: Россия стала с успехом развиваться как православная страна.
Историческое значение крещения Руси для развития государства трудно переоценить. После 988 года Русь как христианское государство смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры это событие также стало эпохальным.
Русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира 28 июля, в этот день в России также празднуется и День крещения Руси.
Святой Владимир – первый русский царь?
Многие историки полагают, что для Руси был очень важен статус царя. Православный царь мог быть только один. В его отсутствие царские функции мог выполнять, например, хан Золотой Орды. Подчинённость последнему сравнивалась с «вавилонским пленом иудеев» и наступила, разумеется, в качестве воздаяния за грехи (это обычная летописная логика — универсальное объяснение на все случаи жизни). Все остальные правители были его вассалами. Потому высшие руководители Руси именовались князьями. Царское достоинство они приобрели после падения «второго Рима» (1453) и после избавления от ордынского владычества (фактически — 1480 год, но даже при Василии III уверенности в этом не было).
29 июля 2019, 14:26
Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси28 июля в день памяти Святого равноапостольного князя Владимира отмечается День Крещения Руси. О таком знаковом для нашей цивилизации событии мы можем судить, как и обо всем, что происходило в X веке на периферии тогдашней цивилизации, то есть по летописям и хроникам, многие из которых нередко противоречат друг другу и составлены столетия спустя
Между тем ещё при достаточном могуществе Византии на царский титул претендовал святой Владимир Креститель. Признаком того, что он полагал себя равным византийским василевсам, была первая на Руси золотая монета.
В нумизматике золотая монета Владимира Святославича называется «златник». Настоящее её название неизвестно — она не подписана и в документах не упоминается. По размерам и весу златник соответствует византийскому солиду (диаметр 19–24 мм, вес 4–4,4 г).
Первоначально златники (равно как и более ходовая монета — сребреники) считались сербскими или болгарскими подражаниями византийской чеканке, окончательно их русское происхождение было установлено в середине XIX века.
Тут надо отметить, что это именно подражание, а не копия — несколько стилизованное изображение князя на монете считается единственным прижизненным портретом Владимира Святославича, принадлежность обозначена надписью: «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛѢ» (ранний выпуск) или «ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО ЗЛАТО» (поздний выпуск). Для не умеющих читать рядом с портретом самодержца была помещена его семейная печать (пресловутый трезубец).
Кстати, самих златников выпущено было очень немного — на настоящий момент их известно 11 штук. Интересно, что это не были наградные знаки — монеты потёрты, как будто имели хождение. Правда, номинал их, скорее всего, был исключительно высок. Хотя бы потому, что они действительно делались из золота, в то время как в сребрениках Владимира содержание серебра очень небольшое.
Вообще само по себе появление золотых монет уже было определённой претензией на особый статус Киевского государства, но куда важнее оформление портрета киевского правителя.
Во-первых, голову князя покрывает специфический головной убор, который больше всего напоминает византийскую стемму (обруч с подвесками). Анна Комнина, дочь императора Алексея Комина, описывала её так: «Она со всех сторон украшена жемчугом и драгоценными камнями, из которых одни лежат на ней, а другие свешены, потому что на висках справа и слева спускаются нитки жемчуга и камней и ударяются о щёки. Это-то и есть отличие собственно царской одежды». Стемма была византийским аналогом европейской короны. В стемме Владимир изображён и на фреске Васнецова во Владимирском соборе.
Во-вторых, левая рука прижата к груди — тоже традиционный жест византийских императоров, отражённый на монетах.
На самом деле императоры держали в этой руке «акацию» — мешочек с «прахом земным» (или «прахом и землёй»), символизирующий бренность земной жизни (вспомним землю, которую таскали с собой русские богатыри). У византийских императоров мешочек большой, заметный, у Владимира его не видно, так что, может, его и вовсе нет. Но положение руки сохранилось.
В-третьих, специально показаны сапоги, придающие изображению князя несколько комический вид (кстати, на византийских монетах этой детали нет). Это, очевидно, намёк на византийские кампагии — пурпурные сапоги (туфли, сандалии, кеды, валенки), процесс одевания которых приравнивался ко вступлению на императорский пост. Их могли носить только императоры и даже наследник имел право носить только одну пурпурную туфлю.
Из всего этого можно сделать вывод, что Владимир Святославич, женившийся на порфирородной (признак членов императорской семьи — рождение в особой, «багряной» комнате царского дворца) византийской принцессе Анне, решил, что стал императором, равным византийским. И, в общем-то, имел для этого некоторые основания — императоры Василий II и Константин VIII сохранили трон только благодаря крещению Владимира, который предоставил им воинский отряд, позволивший подавить восстание Варды Фоки.
Наследники Владимира (Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый) по каким-то причинам представления о себе как о царях не сохранили. Почему — вопрос открытый.
Вполне вероятно, что статус Владимира был определён именно родством с василевсами через жену и особыми заслугами перед Константинополем и не передавался по наследству.
Возможно также и то, что статус этот был утрачен в результате не вполне легитимного транзита власти после смерти Владимира — по информации немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, и Святополк, и Ярослав были участниками заговоров против киевского князя, но заговоры были раскрыты, в результате чего Святополк был заключён в «поруб», а Ярослав поднял восстание (в смысле — отказался идти в оный же «поруб»).
15 июля 2020, 01:00
День в истории. 15 июля: умер основатель Русского государстваВ этот день 1005 лет назад, 15 июля 1015 года, ушел из жизни Владимир Святославич, прозванный впоследствии Великим и признанный святым. Смерть застала князя в приготовлениях к походу на Новгород, где правил его сын, вошедший в историю как Ярослав Мудрый. Что же стало причиной конфликта двух выдающихся мужей древности?
Самый маловероятный вариант — Владимир своих претензий не озвучивал и сыновей в известность не ставил (особенно если он видел наследниками не Святополка или Ярослава, а, например, Бориса или Глеба).
В конце концов нельзя исключать и того, что монета была просто оформлена в византийских традициях и ничего особенного за этим не крылось. Поверить в это трудно — имеющаяся информация о Владимире Святославиче заставляет считать его действительно выдающимся политическим деятелем с очень большими амбициями.
Московский Патриархат и всея Руси
Православная Церковь / Патриархия Московская и всея Руси
Количество верующих | ок. 100 миллионов, в основном в России, Белоруссии и Украине, в соседних государствах бывшего СССР, в Китае и Японии и в диаспоре | |
Титул Первоиерарха | Патриарх Московский и всея Руси | |
См. Первый иерарх | Москва (Россия) | |
Текущий действующий | Kirill (Gundyayev), Born 1946, в офисе с 2009 г. | , Born 1946, в офисе | . 377 епископов; 302 епархии, разделенные на две автономные церкви: Китайскую (1) и Японскую (3 епархии) пять «самоуправляющихся» церквей: Эстония (1), Латвия (2), Молдова (6), Украина (53) и « Русская Православная Церковь Заграницей» (8 епархий) четыре экзархата: Африканская (2), Белорусская (15), Юго-Восточная Азия (4), Западно-Европейская (5 епархий). |
Rite | Byzantine | |
Liturgical language | Church Slavonic | |
Calendar | Julian | |
Presence in Austria | approx. 40 000 верующих; епископский престол в Вене; 7 приходов, 10 священников, 2 диакона | |
Присутствие в Германии | ок. 490 000 верующих в двух епархиях: (1) Берлинская епархия Московского Патриархата: архиерейская кафедра в Берлине, 109 г.приходов, 77 священников, 19 дьяконов; (2) Епархия РПЦЗ: 2 архиерея (епархиальный и викарный), 62 прихода, 51 священник, 11 диаконов |
Русская Православная Церковь является самой многочисленной Православной Церковью. Его происхождение восходит к 988 году, когда киевский великий князь Владимир принял христианство и крестил себя и свой народ представителями Византийской церкви. В течение 13 века, после завоевания Киева татарами, центр тяжести империи сместился на север и киевские митрополиты поселились в Москве (с 1326 г.). До 15 века Киевская митрополия находилась в ведении Вселенского Патриархата. В 1448 г. произошел разрыв между Москвой и Константинополем, когда митрополит Киевский Исидор хотел претворить в жизнь постановления Унического собора Феррара-Флоренция (1438-1439 гг. ).) в России. После окончательного краха Византийской империи в 1453 г. царь и церковь в России все больше ощущали себя единственными законными «хранителями православия». Это развитие привело к возведению Русской Православной Церкви в ранг патриаршества в 1589 году. После периода усиления патриаршей власти в XVII веке начался этап широкого государственного контроля над Православной Церковью в России, особенно после упразднение патриаршества царем Петром Великим в начале 18 века.
В начале ХХ века русская религиозная философия открыла творческую эру богословия, результатом которой стало крупное реформаторское движение, кульминацией которого стал Всероссийский Собор 1917-1918 гг. Межцерковные реформы, а также восстановление патриархата были направлены на то, чтобы церковь снова стала силой, формирующей общество. Внутренние церковные реформы, провозглашенные этим Собором, и восстановление патриаршества были направлены на то, чтобы снова сделать Православную Церковь общественно-образующей силой. Советский захват сорвал эти планы. Православных епископов, священников и мирян преследовали, казнили или отправляли в трудовые лагеря. Декларация о верности Советам, изданная в 1927, не смог предотвратить гонения, а привел к отделению многочисленных русских эмигрантов, которые создали свою церковную структуру — Русскую Православную Церковь Заграницей.
Вторая мировая война положила конец массовым гонениям, потому что Сталин нуждался в поддержке Православной церкви. После 1945 года государство и церковь в Советском Союзе нашли modus vivendi, который позволил Московскому Патриархату выполнять ограниченную пастырскую работу в нескольких церквях, которые были открыты, но пытались предотвратить любое влияние церкви на общество. В 1961, Московскому патриархату разрешили вступить во Всемирный совет церквей, потому что власть имущие надеялись, что этот шаг отвлечет их от государственных ограничений. В последующие десятилетия Московский Патриархат использовал предоставленную ему свободу для создания сети экуменических отношений, посредством которых можно было предотвратить открытое преследование Православной церкви советским режимом.
Благодаря «перестройке», инициированной Михаилом Горбачевым, Русская Православная Церковь смогла публично отметить тысячелетие крещения Киевской Руси в 1988. После распада Советского Союза в 1991 году Православная церковь быстро восстановила свое влияние в Российской Федерации и других государствах-преемниках Советского Союза. В то же время экуменические отношения ухудшились, отчасти из-за большого количества миссионеров, хлынувших в бывший Советский Союз в 1990-е годы. Московский Патриархат отреагировал на возросшую конкуренцию, объявив территорию бывшего Советского Союза (за исключением Грузии и Армении) своей «канонической территорией». Чтобы учитывать растущее национальное самосознание государств-правопреемников Советского Союза, Православным Церквям на Украине и в Беларуси был предоставлен автономный статус. После нескольких лет подготовки в мае 2007 года было достигнуто восстановление церковного общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Однако как «самоуправляемая ветвь» Русской Православной Церкви она сохраняет относительную самостоятельность.
Литература:
- Р. Эльснер, Русская православная церковь современности, Вюрцбург, 2018.
- Митрополит Иларион (Алфеев), Катехизис. Kleine Wegbegleitung im orthodoxen Glauben, Münster 2017.
- Th. Бремер, Кройц и Кремль. Geschichte der orthodoxen Kirche in Russland, Freiburg i.Br. ²2016.
- Русская православная церковь, изд. Митрополит Питирим фон Волоколамский, Берлин/Нью-Йорк, 1988.
Ссылки:
- Московский Патриархат
- Русская Зарубежная Церковь
- Русская Церковь в Австрии
- Русская Церковь в Германии
Tzar@God_PRINT.indd
%PDF-1.7
%
970 0 объект
>
эндообъект
965 0 объект
>поток
PDF/X-1a:2001PDF/X-1:2001FalseAcrobat Distiller 10.0.0 (Windows)Adobe InDesign CS3 (5.0)2017-12-12T15:02:45-05:002012-12-08T16:18:40+04: 002017-12-12T15:02:45-05:00application/pdf
PDF/X-1a:2001PDF/X-1:2001PDF/X-1:2001uuid:59753250-e6a6-4de9-a8dc-402985ec32a4uuid:f14d70c1-fae8-47dc-b6f7-131a7f275edd
конечный поток
эндообъект
929 0 объект
>
эндообъект
932 0 объект
>
эндообъект
985 0 объект
>
эндообъект
988 0 объект
>
эндообъект
989 0 объект
>
эндообъект
990 0 объект
>
эндообъект
1028 0 объект
>1025 0 R]/P 1011 0 R/Pg 1031 0 R/S/Link>>
эндообъект
1029 0 объект
>1027 0 R]/P 996 0 R/Pg 1031 0 R/S/Link>>
эндообъект
996 0 объект
>
эндообъект
1031 0 объект
>/MediaBox[0 0 442.