Книга: Ломоносов Михаил Васильевич «Записки по русской истории». Ломоносов рассказы
Произведения Ломоносова М. В.: список, описание, значение
Михаил Васильевич Ломоносов – это одна из самых ярких личностей XVIII столетия. Он был выдающимся ученым, журналистом и филологом. Произведения Ломоносова до сих пор интересуют ученых всего мира и представляют собою поразительное явление в истории культуры и науки.
Краткая биография
Родился Ломоносов в семье обычного крестьянина-рыбака. Образование Михаил получил в местной школе у церковного дьяка. Мать будущего ученого рано умерла, и его отец заново женился. С мачехой отношения не складывались. Они часто ругались, и сама атмосфера в доме для Михаила была неприятной.
Ломоносов много занимается самостоятельно и много читает. Когда он узнает, что отец хочет его женить, то он притворяется больным, а потом уезжает в Москву для учебы. Он заканчивает лучшее учебное заведение Российской империи на то время – Славяно-Греко-Латинскую Академию. Будучи одним из лучших учеников, он был отправлен в университет при Академии Наук в Петербурге, а потом в Германию, где он изучал горное дело, металлургию, химию и другие науки. После возвращения в Россию Ломоносов был зачислен в Академию наук. В это время он создает первые в России исследовательские лаборатории, а также организовывает университет, который впоследствии получил его имя.
Круг интересов
Инженерия, языки, математика, механика, философия – это далеко не полный перечень наук, которыми интересовался Ломоносов. Классицизм, произведения которого были нацелены на строгость, иерархию и четкость, открыл для будущего ученого много возможностей. Также он самостоятельно изучал литературу, стихосложение и филологию.
Ломоносов был человеком, которого можно смело назвать человеком универсальных знаний. Его интересовало буквально все, и он старался узнать все что можно в каждой конкретной науке. Произведения М.В. Ломоносова сыграли очень важную роль в развитии физики и химии, а также оказали сильное влияние на русский язык.
Ломоносов и филология
Языкознание и филология – важные темы, которым посвящены произведения Ломоносова. Список включает работы по созданию фонетической системы русского языка, а также попытку полной систематизации национальной литературы и языка.
Важную роль ученый отводит стихосложению. Первая его работа в этой тематике – “Письмо о правилах российского стихотворства”. Произведение написано четким и живым стилем, характеризует ритмичность и мелочность русского языка. Эта работа позволяет назвать Ломоносова автором русского стихосложения. Свой талант он продемонстрировал в стихотворении “На взятие Хотина”, которое полностью отвечает всем теоретическим изложениям автора. Внимания также заслуживает работа “Риторика”.
На протяжении своего творчества ученый уделяет особенное внимание гармоничному сопоставлению содержания стихотворений с их художественной формой. Также он утверждал, что нужно ориентироваться не на популярные направления, а искать что-то свое. Именно национальные особенности языка делают его неповторимым. Однако, он также говорил, что русский язык должен быть самостоятельным, но не отрезанным от остального мира, поэтому все европейские достижения и передовые идеи также нужно учитывать.
Теория литературы
Произведения Ломоносова заложили начало российской национальной теории литературы. Особенно важную роль здесь играет разработка ученым способов стихосложения.
Ломоносов к существующему ямбу и хорею предлагает трехсложные варианты – дактиль, анапест и амфибрахий. Также ученый утверждал, что в стихах можно использовать самые разные рифмы, а не только мужские и женские, о которых писал Тредиаковский.
Поэзия Ломоносова
Поэт – еще одна профессия, которую хорошо освоил Ломоносов. Произведения, список которых достаточно внушителен, четко показывают национальное самовыражение автора. Он первым открыл те особенности русской поэзии, которые впоследствии были продолжены и более глубоко раскрыты его последователями. Речь идет о таких характеристиках, как оптимизм, гражданственность, интерес к историческому прошлому, вера в лучшее будущее и другое.
Произведения Ломоносова исполняли сразу несколько ролей: использовались для гражданского воспитания, а также как метод воздействия на общество. Это обусловлено ролью просветительства, которое играло очень большую роль в творчестве и жизни ученого. Независимо от того, какие произведения Ломоносова рассматривать, все они прямо или косвенно несут в себе это. Особенного внимания при этом заслуживают следующие работы: "Разговор с Анакреоном", "Петр Великий", "Надпись на иллюминацию" и другие.
Журналистика
Произведения Ломоносова, список которых просто поражает, касаются и журналистики. Просветительство играло очень важную роль в деятельности ученого, он понимал, что именно пресса отвечает за распространение и пропаганду информации. В то время в России выходила газета “Санкт-Петербургские ведомости”, вместе с которой издавалось небольшое приложение “Исторические, генеалогические и географические примечания”. Именно эта часть была поручена Ломоносову для редактирования.
Роль ученого в формировании русского литературного языка
Развитие национального языка – важная тема, которой занимался Ломоносов. Произведения, список которых просто огромен, указывают на два важных нововведения. Во-первых, это развитие силлабо-тонической системы стихосложения, а во-вторых, разработка теории трех стилей, согласно которой весь русский язык можно разделить на три больше части. Автор предлагает следующие стили:
- Высокий. Для этого используются общепринятые и церковно-славянские слова.
- Средний. Предполагает применение только общепринятых слов.
- Низкий. Использование только разговорных слов.
В соответствии с этим, стили могли быть использована для формирования разных жанров:
- Высокий – ода, героическая поэма, трагедия.
- Средний – драма и лирика.
- Низкий – комедия, сатира, басня.
Что касается самого ученого, то он, несомненно, предпочитал высокий стиль. Произведения Ломоносова, среди которых оды занимают отдельное место, четко это иллюстрируют. Соответственно, для своих работ автор применял только церковную и общепринятую лексику, исключая простой разговорный язык.
Михаил Ломоносов – выдающая личность не только в русской, но и в мировой науке. Этот человек был носителем энциклопедических знаний, а также выступил автором множества теорий в самых разных науках.
fb.ru
Михаил Ломоносов - биография, список книг, отзывы читателей
дата рождения: 19 ноября 1711 г.
место рождения: село Денисовка, Русское царство
дата смерти: 15 апреля 1765 г.
Биография писателя
Ломоносов Михаил Васильевич - ученый мирового масштаба, философ, экономист, основоположник Московского университета, химик и физик, первый русский учёный-естествоиспытатель, именитый историк, основоположник русского литературного языка. Биография Михаила Ломоносова интересная, но очень тяжёлая. Он прожил трудную жизнь, полную приключений и испытаний.
Детство и юношество Ломоносова
Михаил Ломоносов появился на свет 19 ноября 1711 года в селе Денисовка Архангельской губернии. Отец будущего учёного был зажиточным крестьянином. Мать маленького Миши - дочь служительницы Николаевских Матигор, которая занималась церковной выпечкой и служению богу. Она умерла очень молодой, Ломоносову тогда исполнилось всего девять. С этого момента жизнь писателя меняется в худшую сторону. Всего отец Михаила Васильевича был женат три раза. Последняя мачеха Миши оказалась суровой и чёрствой женщиной. Она невзлюбила пасынка и каждый раз стремилась его в чём-нибудь поддеть.
Михаил повзрослел очень рано. В 9 лет уже помогал отцу и трудился с ним на рыбных промыслах в Белом море и Северном Ледовитом океане. Был очень смышленым и к 14 годам прочитал всю библиотеку, которая хранилась в доме. Читать и писать Михайла Ломоносова научил дьяк Дмитровской церкви. В 18 лет Михаил Васильевич узнал, что отец намерен его женить. Ломоносову это очень не понравилось и он, не долго думая, сначала сказался больным, а потом и вовсе сбежал в Москву ночью, не попрощавшись ни с кем из членов семьи.
Жизнь Ломоносова
И вот его знаменитое путешествие в столицу началось в 1730 году. Михаил Васильевич взял с собой из дома только две рубашки, да тулуп и две любимые книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. В январе 1731 года Ломоносов, подделав документы и выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. После этого обучения он стал одним из лучших латинистов Европы. В школе юного Ломоносова не жалели, над ним часто издевались и подшучивали, поводом была его бедность. Но старание и прилежная учеба не прошли даром, и вот в 1735 году Михаил Васильевич попадает в двадцатку лучших студентов. За все заслуги в обучении его отправляют в Санкт- Петербург в Академический университет.
По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способный семинарист направляет все свои силы на естествознание. В марте 1736 года Ломоносова вместе с двенадцатью лучшими учениками отправляют в Германию. В Марбурге он попадает на обучение к Христиану Вольфу. Здесь он получает обучение по естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело).
Изучение естественных наук Михаил Ломоносов успешно объединяет с литературными занятиями. В 1739 году его вместе с другими русскими студентами переводят на обучение к Генкелю. За границей Ломоносов обучался пять лет. Все это время студенты жили в страшной нищете. Деньги на содержание студентов урезали, не позволялось давать им в долг. Ломоносов часто голодал, но всё-таки на последние деньги покупал книги, собирая свою библиотеку.
Будучи студентом, с ноября 1736 года, Михаил Ломоносов живет в доме вдовы марбургского пивовара. Через два с небольшим года, в феврале 1739 года, Михаил Васильевич женится на её дочери. Этот брак подарил Михаилу Васильевичу троих дочерей и одного сына. Но судьба не дает передышки писателю, и младший Ломоносов умирает ещё в младенчестве. На этом прерывается линия рода Ломоносовых.
Тридцатилетний Ломоносов возвращается в Петербург 8 июня в 1741 года. Его жена остается в Марбурге. В России Михаил Васильевич никому не говорил, что женился и почти 2 года не вспоминал о своей жене. В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение и настойчивые прошения организовать химическую лабораторию попадает под стражу на 8 месяцев. И лишь 12 января 1744 года его освобождают. А уже в 1745 году 25 июля Ломоносов стал первым в истории профессором химии Петербургской академии наук. В 1746 году он начал читать лекции по физике. Удивительно, что это были первые в истории лекции, проведенные только на русском языке.
Творчество Ломоносова
В 1748 году Ломоносов начинает писательскую деятельность и пишет на русском языке «Краткое руководство к красноречию». В 1749 году Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех. С этого момента биография Михаила Ломоносова меняется в лучшую сторону. Его начинают хорошо принимать при дворе, да и сама императрица к нему благосклонна. В 1753 году Ломоносов меняет свою направленность и начинает интересоваться оптикой, сам изобретает "ночезрительную трубу" (для того, чтобы видеть предметы ночью) и зеркальный телескоп. А его научные труды в области геологии и минералогии позволяют ему сделать выводы о закономерности эволюции.
В 1755 году Ломоносов проявляет себя как общественный деятель. По его настоянию и упорству, а так же продуманному проекту был создан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян. Чуть позже он помогает решить все проблемы, связанные с устройством гимназии и университетом при Академии. В этом же году Михаил Васильевич Ломоносов начинает писать трактат «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Главным произведением Михаила Васильевича по языку была «Российская грамматика», которая переиздавалась 14 раз.
В 1757 году Ломоносов издает собрание своих произведений, причем делает это в типографии Московского университета. В тот же год Михаил Васильевич становиться одним из членов Академической канцелярии, это дает ему право принимать участие в управлении дел Академии. Начиная с 1758 года учёный начинает управлять гимназией, университетом и географическим отделом. Михаил не может усидеть на месте и поэтому в 1764 году вместе с целой экспедицией отправляется на освоение Сибири.
Ломоносов стал автором огромного количества трудов по науке, истории, филологии, экономике. Взгляды Ломоносова значительно опережали время, в которое он жил. Из под его пера вышло немало литературных произведений, несколько од и трагедий. В том числе «Тамира и Селим», «Стихотворения» и «Рассуждение о твердости и жидкости тел».
Болезнь и смерть
Весной 1765 года Михаил Васильевич простудился. Последствия этой болезни оказались летальными для великого ученого. 4 апреля 1765 года Ломоносов скончался от воспаления лёгких. Его тело нашли в доме на Мойке. Погребение прошло на Лазаревском кладбище, Александр-Невской лавры в Ленинграде.
Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: "Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".
readly.ru
Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов велик как поэт, как оратор и историк. Но самое главное и важное — он был гениальным ученым и натуралистом. Ломоносов многое сделал для науки; его труды по части русского языка и словесности оказали чрезвычайно важное влияние на последующее развитие всей нашей литературы.
… Михаил Ломоносов до 16 лет был помощником своего отца по рыбному промыслу. Рано пришлось познать ему труды и опасности, связанные со Студёным морем. Он и Северный Ледовитый океан воочию рано увидел. Грамоте Михаил выучился у крестьянина Ивана Шубного. Желание учиться дальше привело юношу с северных широт в Москву…
Слушать рассказ (12мин35сек)
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный, он прославился своим необыкновенным умом и талантами. Его ценили и уважали ещё при жизни. Трудно складывалась судьба будущего ученого. Но он твёрдо шёл к своей цели. Михаилу Васильевичу хотелось, чтобы в России было больше грамотных и образованных людей. Он заботился о том, чтобы богатство народное множилось, ремесла становились лучше и чтобы народ охранял своё здоровье и силы.
Читать далее →
Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится М.В.Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.
М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).
Читать далее →
Басня Ломоносова «Лишь только дневной шум замолк», написанная в 1748 году – это перевод произведения Лафонтена под названием «Волк, ставший пастухом».
Полный текст басни «Лишь только дневной шум замолк» смотрите в конце статьи.
Басни Ломоносова, как и все произведения, вышедшие из-под его пера, были тщательно продуманы и исполнены. Поделив своей теорией «о трех штилях» литературу на три стилистические группы, Михаил Васильевич отнёс басню к тем жанрам, которые сочиняются третьим, «низким» штилем, и в них используются простонародные «низкие» слова.
Со временем, жанр басни претерпевает серьёзные изменения, и стиль произведений, относящиеся к этому жанру, меняется.
В знаменитой «Риторике» Ломоносов поместил для примера, в качестве образца три басни. Читать далее →
detskiychas.ru
Сергей Алексеевич Андреев-Кривич, Николай Александрович РавичПовести о Ломоносове
© Андреев-Кривич С. А., наследники, 1960
© Равич Н. А., наследники, 1947
© Морозов А. А., наследники, вступительная статья, 1990
© Бритвин В. Г., иллюстрации, 2011
© Оформление серии, примечания. ОАО «Издательство «Детская литература», 2011
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
Михайло Васильевич Ломоносов(Очерк жизни и деятельности)
…Как архангельский мужикПо своей и Божьей волеСтал разумен и велик. Не без добрых душ на свете –Кто-нибудь свезет в Москву.Будешь в университете –Сон свершится наяву!Н. А. Некрасов. «Школьник»
В ноябре 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения великого сына нашей Родины Михаила Васильевича Ломоносова. Это имя, как имя А. С. Пушкина и многих других российских гениев, составляет гордость и славу России. Не было почти ни одной отрасли знания, куда бы не проникла его пытливая мысль и где бы ему не пришлось сказать новое слово. Химия, физика, металлургия, астрономия, естествознание, география, геология, история, искусство, поэзия – таково многообразие творческой деятельности Ломоносова. Его жизнь – это вечный пример неутомимого дерзания, бескорыстной любви к науке и самоотверженного служения своему народу.
Михайло Васильевич Ломоносов родился в деревне Мишанинской1 По другим сведениям, М. В. Ломоносов родился в деревне Денисовке, которая находилась рядом с деревней Мишанинской.
[Закрыть] на Курострове, одном из больших островов, образованных неподалеку от села Холмогоры рекой Северной Двиной, примерно в 150 км от впадения ее в Белое море. Днем рождения его принято считать (точно не установлено) 8 (19) ноября 1711 года.
Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов (1681–1741), был черносошным или, иными словами, государственным крестьянином. Расселившись вдали от феодальных центров, русские поморы не знали личной крепостной зависимости от помещиков. На Севере варили соль, гнали смолу, добывали слюду и железо, строили и снастили морские суда. На беломорском Севере развивалась своеобразная народная культура. Северяне помнили и бережно передавали из рода в род эпические сказания о подвигах русских богатырей. Среди них была распространена грамотность и уважение к печатной и рукописной книге. Опытные кормщики знали основы навигации и умели пользоваться компасом.
В. Д. Ломоносов кроме сельского хозяйства занимался морским промыслом. Примерно в 1721 году он, один из первых на Севере, построил «новоманерный гуккор» – парусное судно нового типа, какими Петр I приказал обзаводиться поморам. На гуккоре вместе с отцом Михайло Ломоносов совершал дальние плавания вдоль берегов Белого моря и Ледовитого океана. Полные трудов и опасностей морские переходы закалили Михайлу физически, воспитали в нем твердость духа, решительность и неустрашимость, обогатили его множеством разнообразных впечатлений. В мальчике рано пробудилась любознательность и развилось живое чувство природы – непосредственный источник поэтического чувства.
Пытливо присматривавшийся ко всему юноша скоро пристрастился к книжному чтению. Грамоте он обучился у соседей и у знакомого дьячка. Вскоре ему удалось раздобыть лучшие по тем временам книги: «Грамматику» церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, которые он впоследствии называл «вратами своей учености». «Арифметика» Магницкого, изданная в Москве в 1703 году, отвечала потребностям петровского времени. Кроме курса начальной математики она содержала различные теоретические и практические сведения по физике, географии, астрономии и навигации.
Жажда знаний все сильнее овладевала Ломоносовым. И вот он задумал неслыханное дело. В конце 1730 года, запасшись паспортом, который он получил в Холмогорах с помощью земляков, Михайло, по-видимому против воли отца, ушел в морозную ночь пешком вслед за рыбными обозами, направляющимися в Москву. И он не только дошел, но и сумел поступить в единственную высшую школу того времени – Славяно-греко-латинскую академию, хотя для этого ему пришлось выдать себя за сына дворянина.
В академии обучение производилось на латинском языке, которого Ломоносов не знал. И девятнадцатилетнему юноше пришлось учиться «с малыми ребятами», которые над ним смеялись. Он терпел нужду и голод. «Имея один алтын2 А л т ы́ н – старинная монета в 6 денег или в 3 копейки.
[Закрыть] в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку3 Д е́ н е ж к а – старинная медная монета в полкопейки.
[Закрыть] хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил», – вспоминал впоследствии Ломоносов в письме к И. И. Шувалову.
Он овладел латынью и углубился в чтение античных писателей: Вергилия, Овидия, Горация, кроме того, увлекся философской поэмой Лукреция Кара «О природе вещей», содержащей изложение учения великих материалистов древности – Демокрита и Эпикура об атомистическом строении мира. Книги, вышедшие в петровское время, – «Космотеорос» нидерландского ученого Христиана Гюйгенса, популярные труды ученых Петербургской академии наук и иностранных исследователей по физике и философии познакомили Ломоносова с новейшим естествознанием, в частности с учением польского астронома Николая Коперника и физическими воззрениями Рене Декарта.
Обучение в Славяно-греко-латинской академии, где господствовала схоластика4 С х о л а́ с т и к а – тип религиозной философии, сухого и формального подхода к богословию.
[Закрыть], не удовлетворяло Ломоносова. Его тянуло к практическим делам. И вот в самом конце 1735 года в его жизни наступает решительный перелом. В числе лучших учеников академии он был вытребован в Петербург и зачислен студентом при основанной в 1725 году Петром I Академии наук. Занимаясь в «физическом кабинете» Петербургской академии, Ломоносов обнаружил выдающиеся способности и вскоре (осенью 1736 года) был отправлен для изучения химии и горного дела в Германию.
Обучаясь в Марбурге у известного в то время ученого и философа Христиана Вольфа, отличавшегося энциклопедическими знаниями, Ломоносов почерпнул от него много фактических сведений в разных областях науки. Наряду с физикой и химией молодой ученый из России уделял большое внимание изучению иностранных языков и теории литературы, особенно вопросам стихосложения. Он усердно изучал приобретенный им незадолго до отъезда за границу трактат В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», вышедший в 1735 году. Это отразилось на его поэтической практике. Среди дошедших до нас студенческих тетрадей Ломоносова – переписанные им тексты оды древнегреческого поэта Анакреонта «К лире» на семи языках. Русский перевод сделан самим Ломоносовым и предположительно относится к 1738 году.
Летом 1739 года Михаил Васильевич с двумя товарищами, Виноградовым и Рейзером, переехал во Фрейберг (Саксония) к «горному советнику» Генкелю для изучения горного дела и металлургии. Ломоносов спускался в рудники, беседовал с опытными рудокопами и плавильщиками. Кроме того, во Фрейбурге он написал патриотическую оду о победе русских войск – овладении турецкой крепостью Хотин в 1739 году. По словам В. Г. Белинского, с нее, «по всей справедливости, должно считать начало русской литературы».
В мае 1740 года Ломоносов уехал обратно в Марбург для продолжения изучения теоретической физики. Здесь он женился на сироте, дочери бывшего местного пивовара Елизавете Цильх.
8 июня 1741 года Ломоносов возвратился на родину. Вскоре его зачислили адъюнктом5 А д ъ ю́ н к т – научный ассистент или помощник профессора.
[Закрыть] по физическому классу Академии наук. Работать ему приходилось в тяжелых условиях. Назначенное жалованье месяцами не выплачивалось или выдавалось… книгами. В 1743–1744 годах Ломоносов более полугода провел под домашним арестом, что было вызвано столкновениями с реакционными немецкими академиками, стоявшими во главе Академии наук.
Но эти годы были и чрезвычайно плодотворными. Одну за другой ученый представляет диссертации по важнейшим вопросам физики и химии. 25 июля 1745 года Ломоносов становится профессором химии и полноправным членом Петербургской академии наук. Но химической лаборатории в академии еще не было. После долгих хлопот Ломоносова в сентябре 1748 года она была построена по хорошо продуманному им плану.
Ломоносов был одним из крупнейших новаторов в химии как по смелости и глубине теоретического мышления, так и по экспериментальной работе. Он вводил в лабораторную практику различные новые методы физического исследования, в частности пользовался микроскопом для изучения структуры различных веществ и наблюдения за химическими процессами, а также разрабатывал рецептуру фарфоровых масс и пороховых составов. Увидев итальянские мозаики, он загорелся идеей создать «мозаичное художество» в своем Отечестве. Проделав около 4 тысяч опытов, он разработал рецептуру мозаичных составов – смальт, сверкавших как самоцветы и обеспечивающих большее разнообразие и глубину оттенков, чем у прославленных итальянских мозаичистов. Он построил небольшую фабрику для производства смальт и сам набирал большие мозаичные картины и портреты: Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II и др.
Только в одном этом деле Ломоносов проявил себя как химик и техник, художник и историк. В работе над мозаиками сказалась одна из характернейших черт его творческой деятельности – многообразие интересов и вдохновенный практицизм.
При всей широте и многообразии научная и практическая деятельность Ломоносова отличалась большой целеустремленностью. Он стремился постичь единство законов, управляющих природой. Он изучал мир во всей безграничности его проявлений, начиная от незримых атомов, составляющих все тела природы, и кончая небесными светилами, рассеянными в необъятной Вселенной.
Глубокий подход к изучению природы, материалистическая направленность мысли позволили Ломоносову прийти к гениальному обобщению – сформулировать «всеобщий закон природы», впервые изложенный им в письме от 5 июля 1748 года к знаменитому математику Леонарду Эйлеру, позднее – в своем труде «Рассуждение о твердости и жидкости тел», напечатанном на русском и латинском языках в 1760 году. «Все перемены, в Натуре случающиеся, – писал Ломоносов, – таково суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте… Сей великий всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения; ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает…»
Истинное познание было возможно для Ломоносова только на основе единства теории и опыта. Физики и химики XVIII века представляли себе материю в отрыве от движения. Свойства само́й материи объяснялись существованием неких особых посторонних и неуловимых материй. Ломоносов был убежденный атомист, он утверждал, что все многообразие мира можно постичь, только изучив строение вещества, подчеркивал необходимость проникнуть в тайну атомов – первоначальных частиц, составляющих основу мироздания.
Не было почти ни одной отрасли естествознания того времени, где бы Ломоносову не удалось сказать новое слово или сделать какое-либо важное открытие. Ученый разработал теорию теплоты, рассматривая ее как особый вид внутреннего движения частиц самой материи. В своем гениальном сочинении «О слоях земных» он выдвинул идею изменяемости природы и определил геологию как науку о непрестанном изменении Земли. 26 мая 1761 года Ломоносов сделал открытие в астрономии: «Планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою». Он первый высказал мысль об электрической природе северных сияний и разработал учение о движении воздуха в верхних слоях атмосферы, заложив тем самым основы новейшей метеорологии.
Вместе со своим другом, петербургским академиком Георгом Вильгельмом Рихманом, Ломоносов занимался изучением атмосферного электричества и производил опыты, опасные для жизни. 26 июля 1753 года Рихман погиб при проведении таких опытов во время грозы.
Чем бы ни занимался Ломоносов, какие бы великие и общие законы природы ни устанавливал, какие бы открытия ни совершал, он стремился обратить достижения науки на благо своего народа, посильно содействовать своим трудом «приращению общей пользы». Он прокладывал множество путей для развития русской науки и национальной культуры. «Он создал первый Университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим Университетом», – писал о нем А. С. Пушкин. Ломоносов занимался историческими разысканиями, обращался к древнейшему периоду русской истории – периоду образования Киевской Руси. Большое место в его деятельности занимали филологические науки. Он впервые на русском языке составил печатные труды: «Риторика» (1747) и «Российская грамматика» (1755).
Ломоносов настойчиво опровергал суждения, намеренно распространявшиеся иностранцами, что Россия бедна полезными ископаемыми или даже не может ими обладать в силу особенностей своего климата и географического положения. Он один из первых указал на исторические преимущества России, на ее неисчерпаемые возможности. С удивительной прозорливостью он указывал, что основой развития страны и залогом ее независимости является металл, и обосновал это в предисловии к своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763). Он поддерживал свои идеи и поэтическим словом:
…Воззри в поля свои широки,Где Волга, Днепр, где Обь течет;Богатство в оных потаенно,Наукой будет откровенно… В моря, в леса, в земное недроПрострите ваш усердный труд,Повсюду награжу вас щедроПлодами, паствой, блеском руд.
Ломоносов видел нужду и горе народное, темноту и дикость нравов. Ломоносовская программа прогрессивного развития страны на началах науки и разума отвечала интересам народа. Однако, выдвигая эту программу в условиях феодально-крепостнического строя, он чрезмерно надеялся на государственные мероприятия, которые, как он искренне полагал, могли быть направлены «к приращению общей пользы». Одной из таких попыток было его знаменитое письмо, представленное И. И. Шувалову, «О размножении и сохранении российского народа» (1761), в котором он требовал от правительства принять неотложные меры для охраны здоровья населения, борьбы с детской смертностью и т. д. и указывал: «Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам…»
Ломоносов стремился сделать науку всеобщим достоянием, и ему удалось положить этому блистательное начало: в 1755 году он добился открытия в Москве первого университета. Ученый-патриот приложил большие усилия к тому, чтобы открыть доступ в университет самым широким слоям народа, без различия происхождения или сословия, чтобы в университет принимали не только дворян, но и разночинцев, даже «положенных в подушный оклад», в том числе и крестьян. Он писал:
О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых желает,Каких зовет от стран чужих,О, ваши дни благословенны!Дерзайте ныне ободренныРаченьем вашим показать,Что может собственных Платонов6 Платон (428–348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ.[Закрыть]
И быстрых разумом Невтонов7 Имеется в виду Ньютон Исаак (1643–1727), английский физик и математик.[Закрыть]
Российская земля рождать.И по его настоянию в Московском университете были открыты две гимназии: одна – для дворян, другая – для разночинцев.
В конце жизни Ломоносов отдал много сил на всестороннее изучение нашей страны. В 1759 году он стал во главе Географического департамента Петербургской академии наук, где велись большие работы по составлению генеральной карты России. Большое внимание Ломоносов уделял морскому делу. Он написал «Рассуждение о большей точности морского пути» (1759), где подробно исследовал вопросы навигации и предложил разработанные устройства различных приборов, в частности высказал мысль о создании самопишущего компаса.
В сентябре 1763 года с целью побудить правительство к организации большой полярной экспедиции Ломоносов представил в Морскую российских флотов комиссию «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».14 мая 1764 года экспедиция была разрешена и на нее были отпущены средства. Ломоносов принял деятельное участие в ее снаряжении новейшими приборами, составил подробную инструкцию для командиров, поставил научные задачи, связанные с изучением Полярного бассейна. Но экспедиция ушла в море уже после его смерти.
Ломоносов был подлинным преобразователем русской поэзии. «Петром Великим русской литературы» назвал его В. Г. Белинский. Для этого нужен был гигантский труд и талант Ломоносова. Потребовалось не только решительно порвать с прежней традицией стихосложения, обновить поэтический словарь и синтаксис, ввести новые значительные темы и т. д. Русская поэзия обрела неведомую ранее звучность и живописность. Это было новаторство необычайной силы.
Поэзия Ломоносова выросла на прочной народной основе. Необыкновенное чувство русского национального языка, во всех его оттенках, позволило ему расчистить и обновить пути русской поэзии и указать ей верное направление. Ломоносов был замечательным знатоком русского языка, он заботился о его чистоте, боролся против засорения его иностранными словами. В своей «Российской грамматике», первой научной грамматике русского языка, он впервые четко разграничил русский общенародный и старославянский языки. В «Риторике» он разработал вопросы стилистики, имевшие большое значение для развития русской поэзии.
Ломоносов написал несколько десятков похвальных и духовных од, стихотворения, а также прозаические произведения. Форму од он выбрал, ссылаясь на пример античной поэзии, и продолжал в своих «похвальных словах» традиции придворного панегирика8 П а н е г и́ р и к – ораторская речь хвалебного содержания.
[Закрыть] петровского времени. Но гений Ломоносова сумел вложить в оды страсть и пафос нового содержания: они полны праздничности, необыкновенной энергии, грандиозных образов и сравнений, четкого и выразительного ритма, движения, чувства природы, но в то же время и мотивов демократического протеста.
Открылась бездна, звезд полна;Звезда́м числа нет, бездне – дна. Никто не уповай вовекиНа тщетну власть князей земных:Их те ж родили человеки,И нет спасения от них.
Творчество Ломоносова отразило рост национального самосознания русского народа. Поэт воспитывал своей поэзией в русских людях чувство национальной гордости и патриотического долга. Его поэзия в итоге была обращена к народу и служила народу, отражая стремительное развитие могущественного русского национального государства, и как бы воплощала в себе бурную энергию и созидательную силу великого русского народа.
Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года в Петербурге. Его смерть отозвалась глубокой скорбью по всей стране. Похороны состоялись 8 апреля 1765 года в Александро-Невской лавре при невиданном стечении народа.
Имя Ломоносова проникало в самые отдаленные уголки России, оно увлекало и звало за собой, окрыляло мечтой о науке выходцев из народа, поддерживало и ободряло их на тернистом пути к знанию и культуре.
Александр Морозов
От редакции
Эта книга о великом русском гении состоит из двух повестей: «Крестьянский сын Михайло Ломоносов» С. А. Андреева-Кривича и «Повесть о великом поморе» Н. А. Равича.
Русский советский литературовед Сергей Алексеевич Андреев-Кривич (1906–1973) родился в Пятигорске. После окончания школы он поступил на филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и окончил его в 1930 году. Уже в 1931 году он начал печататься. Много внимания в своем творчестве он уделял исследованиям о жизни и деятельности знаменитых людей России: М. Ю. Лермонтова, М. В. Ломоносова, А. И. Герцена.
Сергей Алексеевич прошел фронтовые дороги Великой Отечественной войны. После окончания войны выходят в свет его основные книги, посвященные творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Он выяснил исторические источники поэмы «Измаил-Бей», обнаружил новые данные о кабардино-черкесском фольклоре, отразившемся в творчестве Лермонтова. Этой теме писатель посвятил книгу «Нарты. Кабардинский эпос» (1957), в которой опубликовал произведения кабардинского народного творчества. В книге «Тарханская пора» (1963) он мастерски соединил подлинные рассказы о жизни поэта в Тарханах и научное исследование его творчества. Писатель впервые опубликовал в ней записанные им уцелевшие народные песни, бытовавшие на родине поэта. В книге «Всеведенье поэта» (1973) он закончил свои исследования и разыскания о М. Ю. Лермонтове.
Перу С. А. Андреева-Кривича принадлежат две повести о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова: «Крестьянский сын Михайло Ломоносов» (1960) и «Может собственных Платонов…» (1968). Первая посвящена отрочеству Михайлы Ломоносова и периоду, когда он выбирал свой жизненный путь вопреки всем преградам. Писатель долго изучал крестьянскую жизнь поморского Севера, фольклор рыбаков, народные песни и сказания. Он привлек новые материалы и приоткрыл завесу над такими обстоятельствами биографии Ломоносова, которые долго оставались неясными. Сергей Алексеевич собрал все данные, что известны об этой поре жизни Ломоносова, и построил повесть на документальном материале. Вторая повесть рассказывает о тернистом пути гениального «архангельского мужика» и становлении и деятельности ученого.
«Повесть о великом поморе» принадлежит перу русского советского писателя Николая Александровича Равича (1899–1976). Он родился в Москве в семье врача. В молодости был участником Октябрьской революции и Гражданской войны; в 1921–1926 годах находился на дипломатической службе. В мемуарах «Молодость века. Война без фронта» (1960) писатель рассказал о событиях, свидетелем которых был в период Гражданской войны, о подпольной работе в Белоруссии, оккупированной Польшей, о службе в штабе Юго-Западного фронта, а также о работе в Афганистане и Турции в годы национально-освободительного движения в этих странах, когда по роду деятельности ему приходилось встречаться со многими выдающимися людьми.
Н. А. Равич начал печататься с 1926 года. Он автор многих пьес: «Шестая мира» (стихи А. Жарова; 1931), «Завтра» (1932), «Чай» (1933), «Ошибка профессора Воронова» (совм. С. Никифоровым; 1935), «Снег и кровь» («Машинист Ухтомский», 1934) и др., – а также киносценариев: «Торговцы славой» (1936), «Суворов» (совм. с Г. Гребневым; 1940). Роман «Две столицы» (1962) писатель посвятил А. Н. Радищеву и Екатерининской эпохе. Большое место в творчестве Равича занимают очерки о зарубежных странах: «По дорогам Востока» (1958), «Размышления в пути» (1961), «В новой Германии» (1961), «В центре Европы. Чехословацкие зарисовки» (1962), «Австрийская мозаика» (1964), «По дорогам Европы» (1964), «Из голландской тетради» (1965), «Румынская весна» (1967) и др. Некоторые произведения писателя переведены на иностранные языки.
Н. А. Равичу принадлежат также очерки в жанре литературного портрета известных людей его времени: А. Н. Толстого, М. Кольцова, А. В. Луначарского, А. М. Коллонтай, Ф. Э. Дзержинского и др. Он был также переводчиком книг с французского и польского языков.
«Повесть о великом поморе» написана в 1947 году. Автор рассказывает в ней о борьбе гениального русского ученого против засилья немецких ученых в Петербургской академии наук, за открытие университетов в России и доступ в них самых широких слоев народа, без различия сословий. И эта деятельность Ломоносова дала всходы: талантливые русские люди стали учеными – химиками, физиками, географами. При его поддержке появилась плеяда замечательных русских художников и скульпторов (многие из них были крепостными, и без помощи Ломоносова их талант пропал бы напрасно). Н. А. Равич дал очерк жизни и деятельности ученого в основном во время царствования Елизаветы Петровны и красочно описал деятелей ее эпохи и придворных.
fictionbook.ru
Поэтические произведения Ломоносова
Содержание:
1.Введение
2.Поэтические произведения
3.Научные исследования в сфере русского языка
4.Заключение
5. Список литературы
Введение
Ломоносов, Михаил Васильевич - один из величайших русских поэтов и ученых (1711 - 1765). Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Своими разнообразными учеными трудами, как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Ученый-энциклопедист и патриот, первый русский академик. Он оказал значительное влияние на развитие русской и мировой науки и культуры, был избран почетным членом Шведской и Болонской Академий наук. Благодаря ему было поднято на более высокий уровень преподавание гуманитарных дисциплин, основные предметы стали вестись на русском языке. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке. А в 1755 г под влиянием Ломоносова совершается открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на "учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях" иностранных университетов. При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка, в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными: его главной специальностью было естествознание, и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей силой и блеском. В его сочинениях русская литература сразу поднялась на высоту широкого, сознательного служения русскому обществу и русскому народу.
М.В. Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Энциклопедический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с мировой литературой и античным наследием, необычайную начитанность в церковнославянской книжности и естественнонаучных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам культуры того времени.
Поэтические произведения
Первые труды Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при "Отчетах" в Академию Наук: французский перевод в стихах "Оды Фенелона" (1738) и оригинальная "Ода на взятие Хотина" (1739). В сущности, этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.
Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следуют одна за другой, одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных "приветствий", писавшихся по-немецки академиком Штелином. Со вступлением на престол Елизаветы Петровны поэтическая деятельность Ломоносова ставится в несравненно более счастливые условия: его похвалы делаются вполне искренними. ("Радостные и благодарственные восклицания Муз Российских"). Кроме торжественных од, Ломоносов уже с 1741 г. поставляет стихотворные надписи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады. Он пишет по заказу даже трагедии ("Тамира и Селим", 1750; "Демофонт", 1752), проводя, при каждом случае, свою основную идею: необходимость для России образования, науки. В этом отношении с одами Ломоносова ближайшим образом связаны и так называемые его "Похвальные слова" Петру Великому и Елизавете Петровне. В сущности, это - те же оды, как и другие произведения Ломоносова, где рядом с обычной, обязательной лестью прославляются "дела Петровы" или вообще доказывается важность образования.
В "рифмичестве" Ломоносова нередко сверкали искры истинной, неподдельной поэзии. Чаще всего это случалось тогда, когда Ломоносов "пел" о значении науки и просвещения, о величии явлений природы, о предметах религиозных. Лучшими поэтическими произведениями Ломоносова были духовные оды. Уже к 1743 г. относятся оды: "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния" и "Утреннее размышление о Божием величестве".
Истинным поэтом Ломоносов был и в тех случаях, когда в стихах касался "любезного отечества". Это именно и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям. Вообще Ломоносов смотрел на свои стихотворения, главным образом, с чисто практической, общественной стороны, видел в нем лишь наиболее удобную форму для выражения своих прогрессивных стремлений. Как присяжный песнотворец, Ломоносов считал обязательными для себя и другие формы поэзии: писал эпиграммы, шутливые стихотворные пьесы, произведения сатирические и т. п. При общей бедности тогдашней русской жизни пьесы эти иногда вызывали целые бури, порождали резкую полемику. Такую бурю - которая могла быть небезопасной для автора - вызвало, например, до самого последнего времени остававшееся ненапечатанным стихотворение Ломоносова: "Гимн бороде" (1757) - сатира, направленная не только против раскольников, но и против всех, кто, прикрываясь знаменем церкви, "покровом святости", на самом деле был врагом знания и прогресса. Стихотворение Ломоносова постановлено было "чрез палача под виселицею сжечь", а самому автору было поставлено на вид, какие "жестокие кары грозят хулителям закона и веры".
Поэзия Ломоносова стояла всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. С последним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в нарождавшуюся русскую литературу, где она потом и господствовала во все продолжение XVIII века. Поэзия в то время и на Западе не имела самостоятельного права на существование: она признавалась лишь в качестве развлечения, или должна была нести чисто практическую службу, в буквальном смысле "учить" общество, давать ему мораль, практически нужные советы и указания. К этому присоединялись фактические отношения поэзии ко двору, в котором концентрировалась жизнь страны.
С тем же общественным положением, с тем же характером, "литература" явилась и в России. И Ломоносов усвоил общепринятую тогда манеру писания. В одах Ломоносова не могло не быть той высокопарности, надутости, лести, которые вообще были обязательны для тогдашних поэтов. Но в западном псевдоклассицизме была и другая, более важная сторона. Ложноклассические оды и при дворе, и в обществе нравились не только разлитым в них "лилейным фимиамом", но и "прелестью стиха". Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, вводителем новых литературных форм.
Выдвигая великие заслуги Ломоносова в истории русской науки и русского просвещения, А.С.Пушкин считал деятельность Ломоносова, как поэта, ни за что. "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности - вот следы, оставленные Ломоносовым". Крайность этого отзыва в другом месте умеряется самим Пушкиным: он говорит о народности языка Ломоносова, о высокой поэтичности его духовных од, которые "останутся вечными памятниками русской словесности".
Белинский окончательно восстановил поколебленную славу Ломоносова как поэта. Называя взгляд Пушкина на Ломоносова "удивительно верным, но односторонним", Белинский указывает на великое значение поэзии Ломоносова в общем историческом ходе нашего литературного развития. "Во времена Ломоносова,- говорит Белинский,- нам не нужно было народной поэзии; тогда великий вопрос - быть или не быть - заключался для нас не в народности, а в европеизме... Ломоносов был Петром Великим нашей литературы... Не приписывая не принадлежащего ему титула поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, версификатор... Этого мало: в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон, промелькивает иногда поэтическое чувство - отблеск его поэтической души... Метрика, усвоенная Ломоносовым нашей поэзии, есть большая заслуга с его стороны: она сродна духу русского языка и сама в себе носила свою силу... Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси". Аксаков писал: «В истории литературы является развитие поэзии в произведениях. Всякое существенное явление в литературе есть необходимо исторический момент ее, но не всякое явление в литературе художественно; литературное явление может быть необходимым истинным явлением, и в то же время не иметь само по себе поэтического значения, может быть явлением чисто историческим.»Особый "витиеватый слог" Ломоносова не является результатом противоестественных "античных прививок" русскому языку - это попытка переосмыслить наследие древнерусской литературы в ее переломные периоды. Для этих периодов (к. XIV — н. XVв., втор. пол. XVII в.) характерно стремление к возрождению литературно-поэтической культуры. Именно в это время возникает усложненный стиль "плетения словес". Большое уважение М.В. Ломоносова к древнерусской книжности подтверждается его замыслом создать словарь "речений несторовских, новогородских и проч., лексикона незнакомых" (т.е. почерпнутых из летописи Нестора, из новогородских летописей).
Искусство красноречия в эпоху Ломоносова понималось как некая доминирующая дисциплина, на языке которой говорят не только словесные науки, но и науки точные. Вершин риторической поэтики М.В. Ломоносов достигает в одах, для которых он считал необходимыми качествами "убедительно-логическое" и "эмоционально-влияющее". Однако больших высот красноречия Ломоносов достигает и в естественно-научных сочинениях. "Достаточно, например, обратиться к "Слову о пользе химии" с точки зрения его композиции, стиля и общего пафоса содержания, чтобы убедиться, что это научно-популярное сочинение построено по всем правилам риторического искусства, в котором научная ценность неотделима от эстетической".
mirznanii.com
Михаил Ломоносов | Записки по русской истории | Михаил Васильевич Ломоносов - ученый-естествоиспытатель с мировым именем, выдающийся физик и химик, открывший несколько фундаментальных законов, астроном и географ, инженер-приборостроитель, геолог и… — Эксмо, (формат: 70x108/16, 472 стр.) Подарочные издания. Великие россияне Подробнее... | 2015 | 703 | бумажная книга |
Ломоносов М. | Записки по русской истории | Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) - ученый-естествоиспытатель с мировым именем, выдающийся физик и химик, открывший несколько фундаментальных законов, астрономи географ… — Эксмо, (формат: Дутая, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 794 | бумажная книга |
Записки по русской истории (Ломоносов) | Записки по русской истории (Ломоносов) Материал кожа, серебро Проба 925 Вес (гр) 16 Формат 265 х 174 х 37 мм Производитель Россия — (формат: Твердая бумажная, 1008 стр.) Подробнее... | 15900 | бумажная книга | ||
Книга "Записки по русской истории" Ломоносов Михаил Васильевич | ISBN: 978-5-699-77538-5 Издательство книжного блока: Эксмо Место издания: Москва Год издания: 2015 Количество страниц: 448 Классический переплет, изобретенный в XVII-XVIII веках, выполненный… — (формат: Твердая бумажная, 1008 стр.) Подробнее... | 10500 | бумажная книга | ||
Преподобный Паисий Святогорец | Записки старца Паисия. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца | О чем эта книга Рассказы отца Паисия убеждают, что и сегодня возможна жизнь по евангельским заповедям во всей полноте. Герои этих нескольких историй как будто сошлик нам со страниц древних сказаний о… — Никея, (формат: Мягкая глянцевая, 324 стр.) Подробнее... | 2017 | 283 | бумажная книга |
В.Ф. Марцинковский | Записки верующего. Из истории религиозного движения в Советской России (1917-1923) | Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала 1929 года Воспроизведено в оригинальной… — Архив русской эмиграции, - Подробнее... | 1929 | 330 | бумажная книга |
Марцинковский Владимир Филимонович | Записки верующего. Из истории религиозного движения | Эта книга является репринтным изданием оригинала. Во время великой русской революции, когда разгорелась борьба против религии в России, я испытал в связи со своейрелигиозной работой некоторые… — Книга по требованию, (формат: 70x108/16, 472 стр.) Подробнее... | 2016 | 522 | бумажная книга |
Марцинковский Владимир Филимонович | Записки верующего. Из истории религиозного движения в Советской России (1917-1923) | Эта книга является репринтным изданием оригинала. Во время великой русской революции, когда разгорелась борьба против религии в России, я испытал в связи со своейрелигиозной работой некоторые… — Книга по Требованию, (формат: Твердая бумажная, 1008 стр.) Подробнее... | 2015 | 368 | бумажная книга |
Преподобный Паисий Святогорец | Записки старца Паисия. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца | О чем эта книга Рассказы отца Паисия убеждают, что и сегодня возможна жизнь по евангельским заповедям во всей полноте. Герои этих нескольких историй как будто сошли к нам со страниц древних… — Никея, (формат: Твердая бумажная, 1008 стр.) Наследие святого Паисия Святогорца Подробнее... | 2017 | 344 | бумажная книга |
Марцинковский В. | Записки верующего. Из истории религиозного движения в Советской России 1917-1923 | Эта книга является репринтным изданием оригинала. Во время великой русской революции, когда разгорелась борьба против религии в России, я испытал в связи со своей религиозной работой некоторые… — Т8 (Книга по Требованию), (формат: Мягкая глянцевая, 324 стр.) Подробнее... | 2016 | 520 | бумажная книга |
Рерберг Ф., Галенин Б., Бойко-Великий Б. | Исторические тайны великих побед и необъяснимых поражений. Записки участника Русско-японской войны 1904-1905 гг. Род Рербергов в интерьере русской истории. Онтология измены: Skurk! Или генерал Куропаткин и Русско-японская война. От Мукдена до Стохода | Книга посвящена расследованию случаев предательства высшим военным руководством Русской Императорской Армии интересов Империи и самого Императора во время Русско-японской (1904-1905) и Первой мировой… — Русский издательский центр им.Св. Василiя Великого, (формат: Твердая бумажная, 1008 стр.) Подробнее... | 2015 | 454 | бумажная книга |
Глинка С.Н. | Прибавление к русской истории, или записки и замечания о происшествиях 1812-15 гг. | Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1818 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа… — Книга по Требованию, - Подробнее... | 1818 | 1344 | бумажная книга |
Глинка Сергей Николаевич | Прибавление к русской истории, или записки и замечания о происшествиях 1812-15 гг. 1818. Ч. 03. | Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1823 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа… — Книга по Требованию, - Подробнее... | 1823 | 1332 | бумажная книга |
Глинка Сергей Николаевич | Прибавление к русской истории, или записки и замечания о происшествиях 1812-15 гг. 1818. Ч. 04. | Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1823 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа… — Книга по Требованию, - Подробнее... | 1823 | 1332 | бумажная книга |
Глинка Сергей Николаевич | Прибавление к русской истории, или записки и замечания о происшествиях 1812-15 гг. 1818. Ч. 07. | Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1823 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа… — Книга по Требованию, - Подробнее... | 1823 | 1332 | бумажная книга |
dic.academic.ru