Что в советском союзе было принято проводить в день рождения ленина: какими были первые субботники и какими они стали теперь / Новости города / Сайт Москвы

какими были первые субботники и какими они стали теперь / Новости города / Сайт Москвы

Культура

Во время работы на Всесоюзном коммунистическом субботнике близ здания Московского университета имени М.В. Ломоносова на Ленинских горах. Автор Курдачев. 11 апреля 1970 года. Главархив Москвы

В апреле 1919 года 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» после рабочей смены вернулись в цех и по собственной инициативе отремонтировали три паровоза. В сохранившихся документах столетней давности, которые публикует mos.ru, рассказана история первых субботников в Москве.

Эй, товарищи, железнодорожник и водник!
Помните,
каждый честный работник
должен идти на субботник!
Владимир Маяковский

Этой весной исполнилось сто лет традиции проведения субботников. Хотя совместная работа для общего блага появилась в России намного раньше. В деревнях для какого-то важного и срочного дела собирали толоку. Все жители села выходили вместе делать некое общее дело — убирать урожай, вырубать лес, строить дом или церковь.

С чего все начиналось

В 1919 году традиция совместного труда получила идеологическую окраску — старинная народная толока превратилась в коммунистические субботники. В то время в стране шла Гражданская война, экономика переживала упадок, Красная армия нуждалась в помощи. Первый субботник прошел спонтанно. Важно, что инициатива исходила «снизу».

В субботу, 12 апреля, 1919-го в 20:00 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» на Казанской железной дороге после очередной смены не пошли домой отдыхать, а вернулись в цех и продолжили ремонтировать паровозы. Инициатором акции стал бригадир слесарей коммунист Иван Бураков, а решение принималось на заседании партийной ячейки.

В ту ночь железнодорожники отработали сверх нормы 10 часов и починили три паровоза. Вот что записал в протоколе бригадир Иван Бураков:

«Коммунистическая ячейка при депо “Москва-Сортировочная” Московско-Казанской железной дороги постановила: отработать в субботу под воскресенье с 12 на 13 апреля в ночь, что и было приведено в жизнь. К работе было приступлено в восемь часов вечера, и производилась до шести часов утра. Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке. Было начато три паровоза <…> Когда ремонт был исполнен в полном смысле, <…> то все работавшие добровольно перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели “Интернационал” и стали расходиться по квартирам…».

После Бураков начал рассказывать об идее субботников товарищам по партии. Ею заинтересовались.

«Субботники возникли по инициативе ячейки депо “Сортировочная” Казанской дороги <…> Товарищем Бураковым был сделан доклад об этом на делегатском собрании района. Доклад был принят к сведению, но эта идея была подхвачена товарищем Жуком. Товарищ Жук разработал ее и ввел субботники на Казанской железной дороге, затем напечатал статью в газетах под названием “Работа по-революционному!”. После введения субботников на Казанской железной дороге этот вопрос обсуждался в районном комитете, и было решено организовать субботники по всем дорогам», — говорилось в одном из отчетов.

Статья «Великий почин»

В мае идея бесплатного совместного труда на благо Родины начала распространяться по всей стране. Уже 10 мая на Казанской железной дороге состоялся второй субботник — в нем поучаствовали 205 человек. После этого в мае — июне их провели на разных железнодорожных станциях страны.

Первые субботники в апреле и мае 1919 года были добровольными. Это был искренний порыв рабочих помочь стране. Но уже через пять дней после второго субботника Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) принимает постановление, согласно которому коммунисты были обязаны работать по субботам не менее шести часов.

Повлияло это постановление или нет, но уже в июне в субботниках поучаствовали 653 члена партии. В июле бесплатно на благо Родины потрудились 1510 коммунистов и 608 беспартийных москвичей — такие данные давал учетно-статистический отдел Московского комитета Российской коммунистической партии (большевиков).

Для беспартийных коллективный труд был действительно добровольным, однако и их пытались привлекать к работе. Например, перед очередным субботником на предприятиях проводили собрания, и те из рабочих, кто соглашался на участие, давали расписку. Но часто бывало так, что расписавшиеся впоследствии от субботников отлынивали. А те, кто не изъявлял желания, наоборот, в последний момент решали поучаствовать. Словом, царила неразбериха и комитеты заранее никогда не знали точного числа «субботничающих».

Некоторые коммунисты предлагали более радикальные меры привлечения к добровольному труду, например лишать отлынивающих продовольственных пайков и премий. Но такие идеи осуждались партийным руководством и оставались только на бумаге.

«Собрание организаторов субботников, обсудив эти предложения, постановило: приветствуя все способы агитационного характера к привлечению на субботники широких масс беспартийных, считать недопустимым какое бы то ни было принуждение субботничающих. Также признать недопустимым производить вычеты из продовольственных выдач за неучастие в субботниках».

Понемногу феномен субботников выходил на высший государственный уровень. В конце июня 1919-го Владимир Ленин пишет статью: «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу “коммунистических субботников”)». В ней он размышляет о значении этого нового явления в жизни страны и всего мира.

Беспартийные выходят на субботники

После этой статьи субботники стали проводить чаще, а их участников становилось все больше. В августе в Москве был 4151 «субботничающий», а в сентябре — 6772. Небольшой спад пришелся на октябрь, но зато уже в ноябре на бесплатную работу в столице вышли 15 928 человек.

В Москве было сформировано бюро субботников, а в каждом районе появились специальные отделы, которые сообщали предприятиям, сколько людей они должны предоставить на очередной «праздник труда».

В это время обязательным становится участие коммунистов в субботниках не реже двух раз в месяц. Беспартийные продолжают «субботничать» добровольно. Работы начинаются с распределения по отрядам — в каждом не более ста человек. Отряды делятся на группы численностью до 25 человек. Назначаются старшие, которые руководят работами и отмечают тех, кто явился и кто не пришел. Они же руководят выдачей продуктов для работников.

Субботники продолжались не менее четырех часов, но часто длились дольше — пока все работы не будут закончены.

13 сентября на субботник впервые вышли участники московских организаций Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Работа велась на станции Москва-Товарная.

«Был расчищен участок двора, закиданный железными полосами, и затем при участии нескольких взрослых товарищей был разгружен состав поезда, заполненный машинами (токарными станками и т.п.)».

В Москве, как и по всей стране, стали проходить тематические недели. Например, с 11 сентября стартовала Неделя охраны труда и ремонта. В субботник, который приходился на эти дни, предписывалось ремонтировать и приводить в порядок помещения депо и мастерских, а также проводить «работы по очистке железнодорожных территорий от нечистот».

Тематические недели

Количество участников субботников резко выросло в 1920 году. В январе их стало свыше 35 тысяч человек. Причем большинство — почти 25 тысяч — были беспартийными. Все дело в том, что в первый месяц года по всей стране прошла Неделя фронта. Ленин и партия призывали советских граждан усиленно трудиться и тем самым помогать Красной армии.

В Москве Неделя фронта началась с массового субботника. Рабочий день был увеличен, а сверхурочная оплата шла в помощь армии.

«Москва. Неделя фронта проходит с неизменным успехом. Все советские учреждения, все фабрики, заводы, типографии, железные дороги в пользу Недели фронта делают отчисления: отдают свои пайки, отказываются от купонов и продовольственных карточек. Митинги проходят с большим подъемом», — писала в те дни газета «Известия».

В феврале на субботники вышли более 40 тысяч человек. И снова большинство участников были беспартийными.

В конце марта — начале апреля состоялся IX съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Одно из его постановлений звучало так: «Превратить международный пролетарский праздник, 1 Мая, выпадающий в этом году на субботу, в грандиозный Всероссийский субботник».

Кроме того, было принято решение работать над тем, чтобы субботники вошли в повседневную жизнь граждан, а членов партии, которые от них уклоняются, следовало сурово наказывать — заносить в черные списки, чтобы в дальнейшем они не могли занимать никаких постов, «требующих общественного доверия».

Первый Всероссийский субботник и Ленин с бревном

Первый Всероссийский субботник прошел 1 мая 1920 года. В Москве в нем приняли участие около 450 тысяч человек. Владимир Ленин решил лично подать пример и заниматься уборкой на территории Кремля. Сохранилась фотография, на которой он запечатлен несущим с товарищами бревно. Правда, снимок остался всего один, но зато потом художники нарисовали множество картин, на которых Ленин несет бревно.

Позже этот сюжет стал очень популярным в советской пропаганде. Его не только изображали на картинах и плакатах, но и описывали в стихах, художественных произведениях и даже исторических книгах.

«Курсанты таскают тяжелые бревна. Комиссар становится в пару с Лениным. Первые минуты между ними идет безмолвная борьба. Комиссар, щадя возраст и силы Владимира Ильича, берет бревно за толстый конец. Ленин, не желая отставать, пытается предупредить его. Наконец Ленин не выдерживает:

— Вы, товарищ, подводите меня с работой. Я работаю меньше вас.

— Это только справедливо, Владимир Ильич: вам — пятьдесят, мне — двадцать восемь». (Из книги «Москва. Очерки по истории великого города»)

Добровольно-принудительно

В 1922 году Гражданская война в России закончилась, а первоначальный смысл субботников — помогать армии и фронту — вроде бы исчез. Однако бесплатная работа по субботам продолжалась. Субботники рассматривались как новый формат организации рабочих, как предтеча будущего общества, к которому стремится советский человек.

В 1920-е годы в коммунистических субботниках ежемесячно участвовали сотни тысяч москвичей. Но все чаще их стали критиковать. В основном это были коммунисты, недовольные обязаловкой для членов партии. Участие для беспартийных все еще оставалось добровольным.

Ближе к 1930-м коммунистические субботники постепенно становились обязательными для всех. Сначала уклоняющихся от «праздников труда» прилюдно стыдили. Позже участие окончательно стало добровольно-принудительным — отказаться было нельзя.

«Вот лентяи и лодыри, которым чуждо строительство метро. Белоручка Александрова говорит: “Вот еще я буду возиться с грязью на вашем субботнике метро. Я к этому не привыкла. Меня мама и папа воспитывали не к этому”. Позор белоручке и лентяю. За ней плетутся люди такой же марки», — надпись на плакате с критикой тех, кто уклоняется от субботников (первая половина 1930-х).

Субботники проходили в СССР вплоть до 1990-х. Обязательными для всех предприятий были «праздники труда», приуроченные ко дню рождения Ленина — 22 апреля. Во все остальные дни субботники проводились нерегулярно. Основными работами стали уборка, наведение порядка и облагораживание территории. В субботниках участвовали школьники и студенты. Трудились советские граждане в основном по месту работы и учебы.

Спустя сто лет

После распада СССР казалось, что субботники ушли в прошлое. Коммунизм уже никто не строил — ни на деле, ни на словах. А значит, и коммунистические «праздники труда» стали не нужны — ни добровольные, ни принудительные.

В Москве субботники получили вторую жизнь в середине 1990-х. Они снова стали добровольными, но уже без коммунистического подтекста. Организаторы вспоминали лишь про историческую преемственность, но не про идеологическую. Субботники — прекрасная возможность лично поучаствовать в уборке города после зимы. На них приходят все, кто хочет видеть столицу красивой и ухоженной.

Теги

благоустройство история субботники история Москвы история города новейшая история

Сферы

Культура

Все новости

День рождения Ленина. Откуда взялась традиция проведения субботников | ОБЩЕСТВО

Примерное время чтения: 4 минуты

1539

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 16. АиФ-Пенза 21/04/2021

Commons.wikimedia.org

По воспоминаниям современников, сам вождь революции празднования своего дня рождения не приветствовал.

«Пафосность была ему не нужна,  – отмечает профессор ПГУ Геннадий Белорыбкин. –  В 1920 году руководство страны решило устроить торжественное мероприятие, посвященное дню рождения Владимира Ильича. Сам Ленин приехал на него с большим опозданием и с трибуны сказал: хорошо, что избежал выслушивания поздравительных речей. В памяти каждого советского человека отложился образ Ильича с бревном на плече во время субботника. Конечно же, это всего лишь художественный вымысел».

Несмотря на это, проводимые в Пензе субботники существенно помогают коммунальным службам города в послезимней очистке и уборке территорий. И эту традицию однозначно можно назвать посвящением ее основоположнику Владимиру Ильичу Ленину.

Бревно Ленина, ленца Брежнева. Путь субботника от почина до обязаловки
Подробнее

«Тема Ленина на субботнике в советские годы была постоянным источником для шуток и анекдотов, однако в наше время кадры с главой государства на субботнике воспринимаются как явление, несовместимое с современными реалиями, — продолжает старший методист Пензенского госархива Максим Буряков. — После смерти вождя традиция устраивать ленинские субботники закрепилась и стала обязательным атрибутом жизни в СССР. О дне рождения Ленина писали в газетах. Вначале все было скромно. Сказывались романтические настроения первых послереволюционных лет. Публиковалась биография вождя в газетах, причем даже не на первой полосе. Так в 1925 году губернский официоз «Трудовой правды» ограничился рассказом о детстве юного Володи и хрестоматийной историей про Ленина в Разливе. Тенденция продолжилась и в 30-е годы. Ленинские материалы по-прежнему шли даже не на первой полосе, что резко контрастировало с номерами, посвященными юбилеям сталинских любимцев – Ворошилова, Буденного, Кирова и Молотова. Про них и писали на три полосы, и даже информировали о выходе новых книг в издательствах.

Только в конце 30-х годах у редакторов взыграла совесть, и день рождения Владимира Ленина занял достойное место среди советских праздников. В 1940 году выходит роскошно оформленный номер «Сталинского знамени» с портретами Ленина и Сталина. До 1953 года они шли в официальной советской живописи и скульптуре непременно вместе, как Маркс и Энгельс. Перед пензенскими планетарием как раз стоял такой памятник до 1956 года.

Тогда-то праздник приобрел должный размах. В библиотеках начали проводить выставки (не только в Лермонтовке, но и в самых захудалых сельских библиотеках). Стали обязательны торжественные читки произведений Ленина на предприятиях. Пока были живы участники, начали собирать сведения о земляках, встречавшихся с Лениным (эти публикации потом пригодятся историкам). На одном из заводов даже организовали представление с самодельной кремлевской башней и световыми эффектами. Забавно, но при Сталине устраивали дни ударного труда – за полдня успевали выдавать 200 % нормы.

«Живее всех живых». Какие стихи и сказки слагали о Ленине после его смерти
Подробнее

После смерти Сталина помпезность газет сильно поубавилась. Ленинские номера приобретают унылый вид, знакомый всем, кто работал с советскими газетами 1954-1991 годов. Но отмечать ленинские дни от этого не перестали. Чем дальше были события Октября 1917 года, тем пафоснее и лицемернее они проходили. Нередко ленинские материалы будут выходить с марта и по конец апреля. Один номер обязательно отдадут под очередной доклад генерального секретаря ЦК КПСС, нередко следующий — под доклад местного партийного руководителя.

В 1970-м году, в год столетия вождя, как и по всей стране, в Пензе прошла массовая раздача премий и юбилейной медали. Главным событием года стало открытие 17 апреля в Пензе по ул. Красная, 54 музея-читальни им. И.Н. Ульянова – до 1991 года номинально главного музея Пензенской области, куда водили все иногородние делегации.

Последний раз отмечали ленинские дни на уровне местной власти в 1991 году».

Заветы Ильича. Как меткие фразы Ленина превращают в тупое резонёрство
Подробнее

Владимир Ленинсубботникиленинский субботник

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Вспомнить о ­НЭПе. Как бы мы жили, не сверни Сталин начинаний Ленина?

  • Настоящий Преображенский. История хирурга, спасшего Ленина и Сталина

  • ГЭС, о которой мечтал Ленин. Как строили Горьковскую гидроэлектростанцию

  • Вторые похороны Сталина. Как тело вождя выносили из Мавзолея

  • «Вождь» или «Наш Ильич»? Образ Ленина сложился лет за 30 до революции

Новости smi2. ru

«Красная суббота» не такой уж праздник для Ленина с AM-Lithuania, Bjt

КЭРИ ГОЛДБЕРГА 21 апреля 1990 г. по Гринвичу

МОСКВА (AP) _ «Красная суббота» в этом году была другой.

Вместо обычных восхвалений основателя СССР Владимира Ильича Ленина в день его рождения, партийные чиновники сочли необходимым защищать его честь, а рабочие, добровольно выработавшие поденную работу, вместо государственного бюджета направляли свои заработки на благотворительность.

Апрельская суббота — это нечто среднее между весенней уборкой и торжественным поклонением основателю СССР в канун дня его рождения, то есть в воскресенье.

Миллионы жителей Советского Союза традиционно проводят день на своих рабочих местах или убирают дворы и улицы под сильным социальным давлением, чтобы ″добровольно″ трудиться. Телевизионные фильмы, транспаранты и митинги в честь дня рождения Ленина.

Но в этом году радикальные законодатели, добившиеся значительных успехов в советских регионах за последние месяцы, попытались превратить этот день в праздник скорее экологический, чем идеологический.

Образ Ленина в день его 120-летия был сильно запятнан, поскольку основанная им Коммунистическая партия теряет позиции в Восточной Европе и Советском Союзе.

В пятницу вечером президент Михаил С. Горбачев пожаловался на ″клевету″ на Ленина в речи на праздничном гала-концерте в Большом театре.

«Неуважение к Ленину недопустимо», — сказал он собравшимся. ″Клевета, аморальная и безосновательная, честолюбивая и вульгарная по своей сути (есть) направлена ​​на него как на личность. (Это) глупые попытки поставить под сомнение благородство его целей и чистоту его мыслей. . Афанасьев, выступая перед Советским съездом 12 марта на заседании, которое позже транслировалось по всей стране, обвинил Ленина в создании политики «государственного террора», насилия и беззакония.

Афанасьев многих шокировал и взбесил, но его высказывания были не более возмутительными, чем другие недавно опубликованные нападки на Ленина. В прошлом году советский журнал перепечатал заявление ссыльного писателя Александра Солженицына, назвавшего Ленина «злым человеком».

Когда самая священная из советских икон находится под атакой, сторонники Ленина начали широкую оборону. В номере журнала «Коммунист» за этот месяц утверждалось, что Ленина не следует обвинять в искажении его мыслей, и провозглашалось, что «Ленин сегодня нуждается в защите» 9.0003

В самой популярной газете страны «Аргументы и факты» племянница Ленина утверждала, что «что-то должно оставаться святым 3/8». В этом интервью Ольга Ульянова также возражала против актов вандализма в отношении памятников Ленину в Восточной Европе.

На этой неделе депутаты радикально настроенного Мосгордумы выдвинули предложения убрать из своего актового зала гигантский бюст Ленина и лишить его почетного обладания депутатским удостоверением № 1.

Газета «Московская правда» осудила эти предложения как ″ богохульно» и сокрушался: «Намного легче разрушить традиции, чем восстановить их, и мы разрушили так много из них, что многое невозможно восстановить» 9.0003

В Ленинграде, где в новом горсовете также доминируют радикальные реформаторы, депутаты отказались платить за празднование дня рождения Ленина и объявили субботу «экологическим субботником», сообщил журналист Максим Коржов.

Жители города Киева, как заявили народные движения, также призвали потратить деньги субботника на экологические мероприятия, в частности на очистку территорий, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Рабочие, работавшие сверхурочно в субботу, настаивали на выделении денег на специальные благотворительные цели, включая детские дома и малоимущие семьи, сообщило официальное советское информационное агентство ТАСС. Раньше дневной заработок отдавался в общий государственный бюджет.

Ленин пошел танцевать в снегу, чтобы отпраздновать Парижскую Коммуну и Советскую республику: бюллетень двадцать первый (2021)

Español Português हिन्दी Китайский

Хорхе Луис Родригес Агилар (Куба), Парижская коммуна 150 , 2021.

 

Уважаемые друзья, отдел исследований Tricontinental,

.

28 мая 1871 года, сто пятьдесят лет назад, через семьдесят два дня рухнула Парижская коммуна. Рабочие Парижа создали Коммуну 18 марта, опираясь на волну революционного оптимизма, впервые захлестнувшую берега Франции в 1789 году. а затем снова в 1830 и 1848 годах. Непосредственным толчком для Коммуны была победа Пруссии над Францией в бесплодной войне. Через два дня после того, как император Наполеон III сдался Гельмуту фон Мольтке, взволнованные генералы и политики в Париже образовали Третью республику (1870-1940). Но эти люди, такие как генерал Луи-Жюль Трошю (президент правительства национальной обороны, 1870–1871 гг.) и Адольф Тьер (президент Франции, 1871–1873 гг.), не могли контролировать ход истории. Жители Парижа оттеснили их и сформировали собственное правительство. Иными словами, они создали легендарную Парижскую коммуну.

Все взоры обратились на Париж, хотя Париж был не единственным местом такого восстания рабочих и ремесленников. Столовые рабочие Тьера и шелковые рабочие Лиона взяли под свой контроль свои города на короткий период (всего несколько часов в Тьере), но они, тем не менее, чувствовали, что на провал буржуазного правительства должно ответить правительство рабочих. Их программы были разнообразны, их возможности по их реализации были неоднозначными, но что объединяло Парижскую Коммуну с этими восстаниями по всей Франции и со многими другими по всему миру, так это заявление о том, что рабочие по производству шелка и столовых приборов, пекари и ткачи могут управлять обществом. без руководства буржуазии. Для рабочего класса Парижа к 1870 году стало ясно, что буржуазные политики и генералы отправили их умирать на полях сражений при Седане, капитулировали перед требованиями Пруссии и затем заставили рабочий класс оплатить расходы на войну. Рабочие должны были взять в свои руки крушение Франции.

 

Джунаина Мухаммед (Индия), Парижская Коммуна 150 , 2021.

 

Через несколько недель после поражения Парижской Коммуны Карл Маркс написал краткую брошюру о ее опыте для Генерального совета Международного рабочего союза. Ассоциация. Этот текст, Der Bürgerkrieg in Frankreich («Гражданская война во Франции»), судил о восстании таким, каким оно было, а именно замечательной демонстрацией возможности социалистического общества и важности для этого общества создания своих собственных государственных структур. . Маркс, прекрасно разбиравшийся в зигзагах и поворотах истории, признавал, что, несмотря на резню, устроенную буржуазией, когда она отвоевала Париж, динамика, начавшаяся с 1789 г. Революцию, которую продвигала Парижская Коммуна в 1871 году, остановить было невозможно: старые иерархии, унаследованные от прошлого, и новые иерархии, выкованные капитализмом, были нетерпимы для демократического духа.

Из пепла Парижской коммуны возникнет очередной эксперимент с социалистической демократией, который, вероятно, рухнет, а затем из него возникнет следующий эксперимент. Подобные эксперименты, продвигаемые Интернационалом, возникли из противоречий современного общества. «Его нельзя искоренить никакими кровопролитиями», — писал Маркс. «Чтобы искоренить его, правительствам пришлось бы искоренить деспотизм капитала над трудом — условия их собственного паразитического существования».

 

Филани Э. Млунгу (Южная Африка), Парижская коммуна 150 , 2021 г.

 

Парижская коммуна 1871 года остается жизненно важной для нашего политического воображения, ее уроки являются необходимой частью наших процессов сегодня. Вот почему двадцать семь издателей — от Индонезии до Словении и Аргентины — собрались вместе, чтобы выпустить памятную книгу Paris Commune 150 (которая будет доступна для скачивания на восемнадцати языках из пятнадцати стран 28 мая). В книге собраны очерк Маркса, обсуждение этого очерка Владимиром Лениным (от State and Revolution , 1918) и два пояснительных эссе о контексте и культуре Коммуны от меня и Тингса Чака, ведущего дизайнера и исследователя Tricontinental: Institute for Social Research.

 

 

В 1918 году, на семьдесят третий день Октябрьской революции и Советской республики, Владимир Ленин вышел из своего кабинета в Смольном институте (Петроград) и танцевал на снегу. Он отметил тот факт, что советский эксперимент пережил эксперимент Парижской коммуны. Пять дней спустя Ленин выступил на Третьем Всероссийском съезде Советов, где сказал, что их Коммуна пережила Коммуну Парижа 1871 года из-за «более благоприятных условий», в которых «русские солдаты, рабочие и крестьяне смогли создать Советское правительство». Они не поддерживали старое царское государство с его гнетущими обычаями; вместо этого они создали новый «аппарат, который информировал весь мир о своих методах борьбы». Эти методы включали вовлечение различных ключевых классов в «долгий, более или менее трудный переходный период», необходимый для формирования социалистического общества. Каждое поражение — Парижской коммуны в 1871 году, а затем и СССР — это школа для трудящихся. Каждая попытка построить социализм преподает нам уроки для следующего эксперимента. Вот почему мы представляем вам эту книгу не в первый день Коммуны, а в день ее поражения, в день размышлений о самой Коммуне и об уроках, которые из нее вытекают.

 

 

Парижская Коммуна 150 является самым последним плодом неформальной группы под названием Международный союз левых издателей (IULP), которая возникла в результате разговора в Нью-Дели между левыми издателями в Индии. В начале 2019 года мы решили противостоять нападкам на левых писателей и издателей, проведя день, посвященный вкладу «красных» книг. Вместе с двумя издателями из Южной Америки (бразильским Expressão Popular и аргентинским Batalla de Ideas) мы созвали публичные чтения 9-го0045 Коммунистический манифест состоится 21 февраля, в день публикации этой книги в 1848 году. Поскольку 21 февраля также является Международным днем ​​родного языка, мы решили попросить людей прочитать Манифест на их родном языке. В 2020 и 2021 годах десятки тысяч людей объединились публично и в Интернете, чтобы отметить День Красной книги, прочитав Манифест и обсудив этот яркий текст. Мы надеемся, что, как и Первомай, этот день станет частью культурного календаря народных движений.

 

 

Опыт Дня Красной Книги 2020 привел нашу издательскую группу к большему количеству проектов, таких как совместное издание специальных книг. На сегодняшний день IULP выпустила три таких совместных книги в дополнение к Paris Commune 150 :

  • Ленин 150 . 22 апреля 2020 года, к 150-летию со дня рождения Ленина, три издательства (Batalla de Ideas, Expressão Popular и LeftWord Books) совместно с Tricontinental: Institute for Social Research собрали сборник текстов Ленина, а также произведений Владимира Маяковского. 1924 стихотворения Ленину и вступительное эссе, которые были опубликованы на английском , португальском и испанском .
  • Мариатеги . 14 июня 2020 года, в день рождения перуанского марксиста Хосе Карлоса Мариатеги, шесть издательств (теперь к ним присоединились Bharathi Puthakalayam , Chintha Publishers, и Vaam Prakashan ) собрали три сказочных эссе Мариатеги в книгу с предисловием. бразильским марксистом Флорестаном Фернандесом и предисловием Люсии Реартес и Яэль Ардилес из школы Хосе Карлоса Мариатеги.
  • Че . 8 октября 2020 года, в день убийства Эрнесто «Че» Гевары, двадцать издателей собрались вместе, чтобы выпустить свежее издание двух центральных эссе Че («Человек и социализм на Кубе» и «Послание к Триконтиненталу»), как а также эссе Марии дель Кармен Ариет Гарсия (координатор исследований Центра исследований Че Гевары) и Айджаза Ахмада (старший научный сотрудник Tricontinental: Институт социальных исследований).

 

 

Каждое издательство использовало для этих книг одну и ту же обложку. Для Paris Commune 150 Художественный отдел решил провести конкурс каверов; сорок один художник из пятнадцати стран представил свои работы для обложки. Мы проводим онлайн-выставку из сорока одной заявки, почти столько же, сколько сорок семь художников, собравшихся внутри Коммуны, чтобы основать Федерацию художников в 1871 году.

Два изображения показались нам лучшими для книги. Обложка выполнена кубинским художником Хорхе Луисом Родригесом Агиларом, заведующим кафедрой графического и цифрового искусства Национальной академии изящных искусств Сан-Алехандро в Гаване. Задняя обложка написана Джунаиной Мухаммед из Кералы из Федерации студентов Индии и коллектива молодых художников-социалистов. Вполне уместно, что художники родом с Кубы и из Кералы, двух мест, где бурлит эксперимент Коммуны.

 

 

Вскоре после Парижской Коммуны вспыхнули восстания во французских колониях Алжира и Новой Каледонии. В обоих случаях пример Парижской Коммуны имел первостепенное значение. Мохаммед эль-Мокрани, возглавивший восстание арабов и кабильцев в марте 1871 г., и Атаи, возглавивший восстание канаков в Новой Каледонии в 1878 г., пели песни коммунаров только для того, чтобы пасть под обстрелом французов. Луиза Мишель, которая была заключена в тюрьму в Новой Каледонии за участие в Парижской коммуне, разорвала на куски свой красный шарф и поделилась им с канакскими повстанцами. Об рассказах канаков она написала:

Канакский сказитель, если он в приподнятом настроении, если он не голоден и если ночь прекрасна, прибавляет к сказке, а за ним прибавляют другие, и одна и та же легенда проходит через разные уста и разные племена, иногда становясь чем-то совершенно отличным от того, что было вначале.

Мы рассказываем историю Парижской коммуны так же, как канаки рассказывали свои истории: легенда, выросшая из семидесяти двух дней, распространившаяся на Советы и Коммуну Гуанчжоу 1927 года, ставшая чем-то совершенно другим, еще более другим и еще более красивая.