Что такое проповедь? Виды и формы проповеди. Что такое проповеди
Что такое проповедь? Виды и формы проповеди
"Проповедь" - это слово, которое у всех на слуху, но никто не знает, что же оно все-таки означает. В сознании большинства людей этот термин ассоциируется с пропагандой или популяризацией каких-либо религиозных доктрин и идей. В целом это так. Однако у этого понятия есть множество различных оттенков, в которых было бы неплохо разбираться человеку, живущему в полирелигиозной стране. Так что такое проповедь? С этим мы постараемся разобраться в данной статье.
Точное определение
На самом деле не существует однозначного ответа на вопрос о том, что такое проповедь. Это понятие очень широкое, и ему невозможно дать одного емкого, конкретного определения. Сам по себе религиозный образ жизни уже является проповедью, а потому невозможно отделить жизнь верующего человека от его посылов окружающему миру. В узком смысле слова проповедь - это речь, имеющая целью донести до адресата некую идею религиозного характера. Такое понимание наиболее распространено, но на самом деле это только одна из граней термина. Ниже мы постараемся разобраться со всеми ними, но для начала обратимся к этимологии.
Происхождение понятия
Уяснить, что такое проповедь, нам поможет старославянский язык, в котором этот термин употребляется в трех основных значениях. Первое – это собственно проповедь, т. е. распространение религиозных идей. Второе – предвещание, пророчество. Третье – ходатайство. Образовано слово от корня «вед», означающего «знать», «ведать» и восходящего к праиндоевропейскому языку. Термином «проповедь» переводится на русский язык много понятий с греческого и еврейского языков, используемых в Библии. Поэтому говорить о точном значении слова можно лишь с учетом контекста.
Керигма
Первым и наиболее важным для нашей культуры является понятие керигмы как базовой религиозной проповеди. Христианские миссионеры первых веков, распространяя свое учение, называли так послание, в котором в сжатом и обобщенном виде содержались основы веры без углубления в догматику и мистериальную составляющую. Как правило, в керигму входило возвещение смерти и воскресения посланника Божьего Иисуса Христа. Своей целью она имела заинтересовать инаковерующего и привлечь его к христианству.
Сообщение
Божья проповедь как некая особенная весть, известие (часто доброе или благое) – это также характерный, почти технический термин Нового Завета. В основе лежит греческий термин «ангело» - «извещать». Следует отметить, что в форме благой вести («евангелие») его часто оставляли без перевода.
Речь
Два греческих слова «лего» и «лалео», которые означают «говорить», «произносить», также могут быть переведены как «проповедь». Это становится возможно, если речь идет о выступлении, посвященном Богу, или о слове, вдохновленном Богом.
Призыв, свидетельство
Публичная речь, которую означает греческое слово «парисиасомэ», также может иметь характер проповеди. Христианские апостолы и благовестники нередко свидетельствовали о своей вере на площадях и городских форумах, что было принято во времена Римской империи.
Прочие синонимы
В Библии имеются и другие понятия, переводимые на русский и славянский язык как «проповедь». Это может быть опись, рассказ и даже свидетельское показание. Впрочем, это единичные случаи, и их не имеет смысла разбирать подробно.
Устная проповедь
Если мы разбираем религиозные, в том числе православные, проповеди, то обычно речь идет об устных поучениях. В данном случае, опять же, возможны различные формы. Отчасти они пересекаются с теми, что нами были описаны выше. Основные формы такого послания - это сообщения, пророчества, поучения и агитации.
Сообщение
Православные проповеди (и не только православные), носящие характер сообщения, имеют своей целью донести до слушателя определенный свод информации. Это своего рода обучение, которое может иметь различный характер, исходя из того, кто является адресатом – неверующий или уже уверовавший и церковный человек. В любом случае цель такой проповеди – вызвать интерес к продукту духовной культуры.
Пророчество
Что такое проповедь пророческая, сказать трудно, если отбросить определение, которое можно перевести как «вдохновленная Богом». С религиозной точки зрения, такая речь не является продуктом ума человека. Последний только облекает в слова вложенное в него свыше послание, за содержание которого он не несет ответственности. Целью своей такая проповедь имеет указание людям на их истинное положение в контексте какой-либо ситуации и провозглашение Божьей воли о них. Иногда эта проповедь может содержать элементы предсказания. Пророк не говорит от своего лица, он является посредником между божественной силой и адресатом. Буквально греческое «профит» (пророк) означает «призывающий». Его задача – передать людям то, чего от них хочет и ожидает Бог, призвать их к действию ради повиновения высшей воле. Но пророк - это только посредник, он не имеет целью никого убедить. Кроме того, такой проповедник не имеет права провозглашать то, что хочет, что ему кажется правильным, если он не получит на то санкции свыше.
Поучение
Этот формат еще называется дидаскалией (от греческого «дидаскал» - «учитель»). Поучением является, например, проповедь патриарха или другого священнослужителя после богослужения. Она направлена на уже верующих людей и имеет целью поддержание в них религиозного интереса, образа жизни и духовной практики, напоминая об уже известных вещах и разъясняя те или иные их аспекты.
Агитация
Это в полной мере миссионерская проповедь. Главным образом она направлена на неверующих людей, дабы обратить их свою веру. Иногда, правда, целевая аудитория такой проповеди может состоять из вполне состоявшихся религиозно людей, когда нужно привлечь их к какому-либо делу. Так, к примеру, в Средневековье епископы агитировали свою паству мобилизоваться для крестовых походов. Точно так же протестантские проповедники привлекают своих прихожан к уплате десятины, а некоторые православные пастыри – к войне с евреями, масонами и ЛГБТ-сообществом. Во всех случаях цель агитационной проповеди – побудить слушающих к какой-либо конкретной деятельности.
Другие виды проповеди
В более широком значении слова под проповедью может пониматься некое письменное произведение или музыкальное творчество. Кроме того, иконография и вообще материальная составляющая духовной культуры часто рассматриваются как форма религиозного провозвестия. Как уже было сказано, проповедью может служить и сам образ жизни человека. В конце концов даже смерть может свидетельствовать о вере и иметь миссионерское значение, как это было в случае с мучениками.
fb.ru
Что такое проповедь? Виды и формы проповеди
«Проповедь» — это слово, которое у всех на слуху, но никто не знает, что же оно все-таки означает. В сознании большинства людей этот термин ассоциируется с пропагандой или популяризацией каких-либо религиозных доктрин и идей. В целом это так. Однако у этого понятия есть множество различных оттенков, в которых было бы неплохо разбираться человеку, живущему в полирелигиозной стране. Так что такое проповедь? С этим мы постараемся разобраться в данной статье.
Точное определение
На самом деле не существует однозначного ответа на вопрос о том, что такое проповедь. Это понятие очень широкое, и ему невозможно дать одного емкого, конкретного определения. Сам по себе религиозный образ жизни уже является проповедью, а потому невозможно отделить жизнь верующего человека от его посылов окружающему миру. В узком смысле слова проповедь — это речь, имеющая целью донести до адресата некую идею религиозного характера. Такое понимание наиболее распространено, но на самом деле это только одна из граней термина. Ниже мы постараемся разобраться со всеми ними, но для начала обратимся к этимологии.
Происхождение понятия
Уяснить, что такое проповедь, нам поможет старославянский язык, в котором этот термин употребляется в трех основных значениях. Первое — это собственно проповедь, т. е. распространение религиозных идей. Второе — предвещание, пророчество. Третье — ходатайство. Образовано слово от корня «вед», означающего «знать», «ведать» и восходящего к праиндоевропейскому языку. Термином «проповедь» переводится на русский язык много понятий с греческого и еврейского языков, используемых в Библии. Поэтому говорить о точном значении слова можно лишь с учетом контекста.
Керигма
Первым и наиболее важным для нашей культуры является понятие керигмы как базовой религиозной проповеди. Христианские миссионеры первых веков, распространяя свое учение, называли так послание, в котором в сжатом и обобщенном виде содержались основы веры без углубления в догматику и мистериальную составляющую. Как правило, в керигму входило возвещение смерти и воскресения посланника Божьего Иисуса Христа. Своей целью она имела заинтересовать инаковерующего и привлечь его к христианству.
Сообщение
Божья проповедь как некая особенная весть, известие (часто доброе или благое) — это также характерный, почти технический термин Нового Завета. В основе лежит греческий термин «ангело» — «извещать». Следует отметить, что в форме благой вести («евангелие») его часто оставляли без перевода.
Речь
Два греческих слова «лего» и «лалео», которые означают «говорить», «произносить», также могут быть переведены как «проповедь». Это становится возможно, если речь идет о выступлении, посвященном Богу, или о слове, вдохновленном Богом.
Призыв, свидетельство
Публичная речь, которую означает греческое слово «парисиасомэ», также может иметь характер проповеди. Христианские апостолы и благовестники нередко свидетельствовали о своей вере на площадях и городских форумах, что было принято во времена Римской империи.
Прочие синонимы
В Библии имеются и другие понятия, переводимые на русский и славянский язык как «проповедь». Это может быть опись, рассказ и даже свидетельское показание. Впрочем, это единичные случаи, и их не имеет смысла разбирать подробно.
Устная проповедь
Если мы разбираем религиозные, в том числе православные, проповеди, то обычно речь идет об устных поучениях. В данном случае, опять же, возможны различные формы. Отчасти они пересекаются с теми, что нами были описаны выше. Основные формы такого послания — это сообщения, пророчества, поучения и агитации.
Сообщение
Православные проповеди (и не только православные), носящие характер сообщения, имеют своей целью донести до слушателя определенный свод информации. Это своего рода обучение, которое может иметь различный характер, исходя из того, кто является адресатом — неверующий или уже уверовавший и церковный человек. В любом случае цель такой проповеди — вызвать интерес к продукту духовной культуры.
Пророчество
Что такое проповедь пророческая, сказать трудно, если отбросить определение, которое можно перевести как «вдохновленная Богом». С религиозной точки зрения, такая речь не является продуктом ума человека. Последний только облекает в слова вложенное в него свыше послание, за содержание которого он не несет ответственности. Целью своей такая проповедь имеет указание людям на их истинное положение в контексте какой-либо ситуации и провозглашение Божьей воли о них. Иногда эта проповедь может содержать элементы предсказания. Пророк не говорит от своего лица, он является посредником между божественной силой и адресатом. Буквально греческое «профит» (пророк) означает «призывающий». Его задача — передать людям то, чего от них хочет и ожидает Бог, призвать их к действию ради повиновения высшей воле. Но пророк — это только посредник, он не имеет целью никого убедить. Кроме того, такой проповедник не имеет права провозглашать то, что хочет, что ему кажется правильным, если он не получит на то санкции свыше.
Поучение
Этот формат еще называется дидаскалией (от греческого «дидаскал» — «учитель»). Поучением является, например, проповедь патриарха или другого священнослужителя после богослужения. Она направлена на уже верующих людей и имеет целью поддержание в них религиозного интереса, образа жизни и духовной практики, напоминая об уже известных вещах и разъясняя те или иные их аспекты.
Агитация
Это в полной мере миссионерская проповедь. Главным образом она направлена на неверующих людей, дабы обратить их свою веру. Иногда, правда, целевая аудитория такой проповеди может состоять из вполне состоявшихся религиозно людей, когда нужно привлечь их к какому-либо делу. Так, к примеру, в Средневековье епископы агитировали свою паству мобилизоваться для крестовых походов. Точно так же протестантские проповедники привлекают своих прихожан к уплате десятины, а некоторые православные пастыри — к войне с евреями, масонами и ЛГБТ-сообществом. Во всех случаях цель агитационной проповеди — побудить слушающих к какой-либо конкретной деятельности.
Другие виды проповеди
В более широком значении слова под проповедью может пониматься некое письменное произведение или музыкальное творчество. Кроме того, иконография и вообще материальная составляющая духовной культуры часто рассматриваются как форма религиозного провозвестия. Как уже было сказано, проповедью может служить и сам образ жизни человека. В конце концов даже смерть может свидетельствовать о вере и иметь миссионерское значение, как это было в случае с мучениками.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Что такое проповедь? | Православные молитвы
Проповедью считается распространение различных истин, знаний, идей, или верований убежденным сторонником. Само понятие проповеди довольно обширное и по христианскому определению является речью несущей религиозный характер. Проповедь произносится служителем церкви для разъяснения слушающим учения Господа Бога и Иисуса Христа. Изначально слово- проповедь обслуживало только религиозную область человеческой деятельности и проводилось на основе религиозных, библейских учений.Самый распространенный способ проповеди это устное повествование.
Если проповедь рассматривать широко, то она представляет собой известие, сообщение, рассказ, свидетельство, поучение, откровение. Имеется три мотивации проповеди это — зачем, кому, как проповедник провозглашает свою речь. Проповеди, носящие информационный характер подразделяются на три вида: поучения, пророчества и сообщения.С дохристианских времён вышла традиция учительства. Основоположников религий называли учителями, а их учеников и приемников проповедниками. Эти два понятия родственны, и наставничество можно анализировать, как вид проповеди. Целью агитационной проповеди является желание поделиться со слушателями информацией и получить в ответ реакцию заинтересованности, в каких либо действиях. В агитационной речи желаемый отклик это воля к действию и целеустремлённому мышлению. Её целью является убеждение слушателей в том, что необходимо мыслить и действовать именно так. Для того, чтобы речь стала агитационной она должна вызвать необходимый отклик у слушателя.Слово нави – пророк, обозначает не только лишь предсказателя будущего, ведь общий смысл этого слова может означать « призванный посланник».Целью информационной речи является помощь в познании чего-либо, или сообщение чего-то важного и необходимого для людей. Задачей проповедника является пробуждение дремлющих или скрытых интересов вытекающих из нескончаемого стремления людей в познании. Этот вид проповеди наиболее часто встречается в Библии как весть. В такой проповеди учитель делится свом опытом и знаниями, а пророк всегда говорит от чьего-то лица.Проповедь это ораторская речь и всегда обращена к народу. Оратор должен владеть речью, словами, мыслями и манерами, для того чтобы хорошо приспосабливаться к слушателям. Основной обязанностью проповедника является передача людям того, что он считает полезным и нужным, что б сказанное вошло в сердца и умы людей. Для этого проповедник должен быть исполнен искренним воодушевлением, которым он сможет вдохновлять аудиторию слушателей. Хорошим проповедником ни когда не станет человек с холодной душой, который не умеет переживать и глубоко чувствовать. Проповедник должен быть искренним и воодушевленным иначе аудитория сразу почувствует фальшь, и проповедь возымеет нежелательное обратное действие.Если проповедник бодр, весел и сам искренне верит в, то о чем повествует, то проповедь хорошо воспримется публикой и желаемый смысл надолго останется в её сердцах.
Поделитесь с друзьями:
www.molitva.gr
Проповедь это что такое Проповедь: определение — Философия.НЭС
ПРОПОВЕДЬ
1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких-либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
ПРОПОВЕДЬ
пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающей к соответствующему поведению. П. получает наибольшее развитие в миров, религиях. В средне-век. православии и католицизме появляется П. гимнологичсская, политическая, панегирики - П. по случаю различных событий. Протестантизм превращает П. в центр, момент богослужения. В условиях совр. кризиса религии значительное внимание в П. уделяется соц.-этич. проблемам и апологетике.
Оцените определение:
Источник: Атеистический словарь
ПРОПОВЕДЬ
дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IXV вв. до н. э., прошедшим через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Китае — Конфуций и Лаоцзы, в Израиле — выступления пророков, в Иране — зарождение зороастризма, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все перечисленные движения создали свой тип П. (ср. речи Исайи в Ветхом Завете и Заратуштры в ЗендАвесте, буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). К началу н. э. вербовка «обращенных» приводит грекоримскую философию к методам уличной П. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). К П. близки по своей структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла, Игнатия Богоносца, Климента и др.). В IV в. созревает жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», русск. «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани IV и V вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (ок. 347407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику; его проповеди остаются идеальным образцом для Византии, России и других стран православного круга.
На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (ок. 337397) и Августин (в 4 кн. его соч. «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди). В течение Средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (10911153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (145298), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.).
Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIIIXIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVIIXVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался вернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историколитературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т. С. Элиота.
Оцените определение:
Источник: София-Логос. Словарь
Проповедь
дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IX-V вв. до н. э., прошедшим через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы, в Израиле — выступления пророков, в Иране — зарождение зороастризма, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все перечисленные движения создали свой тип П. (ср. речи Исайи в Ветхом Завете и Заратуштры в Зенд-Авесте, буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). К началу н. э. вербовка «обращенных» приводит греко-римскую философию к методам уличной П. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). К П. близки по своей структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла, Игнатия Богоносца, Климента и др.). В IV в. созревает жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», русск. «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани IV и V вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (ок. 347-407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику; его проповеди остаются идеальным образцом для Византии, России и других стран православного круга. На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (ок. 337-397) и Августин (в 4 кн. его соч. «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди). В течение Средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (1091-1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (1452-98), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIII-XIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVII-XVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался вернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историко-литературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т. С. Элиота. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
Оцените определение:
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
terme.ru
Проповедь - это... Что такое Проповедь?
ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей проповедей, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?»… … Толковый словарь Ушакова
проповедь — назидание, наставление, нотация, нравоучение, поучение; урок, рацея, поученье, наставленье, хутба, речь, мораль Словарь русских синонимов. проповедь см. наставление Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский я … Словарь синонимов
ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… … Современная энциклопедия
Проповедь — дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. По английски: Sermon См. также: Речь Этика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Проповедь — ☼ дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением… … Энциклопедия культурологии
проповедь — ПРОПОВЕДЬ, миссионерство, проповедание, проповедничество … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Проповедь — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПРОПОВЕДЬ — 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9 5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской… … Большой Энциклопедический словарь
проповедь — ПРОПОВЕДЬ, и, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п. 2. перен., чего. Распространение каких н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
ПРОПОВЕДЬ — 1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.… … Философская энциклопедия
dic.academic.ru
Проповедь - это... Что такое Проповедь?
ПРО́ПОВЕДЬ — речь назидат. характера, произносится в церкви во время богослужения вслед за литургией, разъясняет слушающим учение Иисуса Христа и является эмоционально окрашенным поучением о догматах веры и правилах религ. нравственности. Священное Писание и церк. предание указывает на прототипы и разновидности христ. П. Такими П. (или их прототипами) были глоссолалия, способность, часто в состоянии экстаза, говорить на языках, неизвестных говорящему; профития, произносимая в более спокойном состоянии, стройно и общепонятно, и дидаскалия, рефлексивный, управляемый разумом вид учительства, содержащий рассуждения и опирающийся не только на чувство, но и на логику. Постепенно этот последний вид П. вытесняет глоссолалию и профитию.
Христ. П. возникла в результате переосмысления античной философии и иудейской П. и достигла расцвета в 4—5 вв. н. э. (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст). Теоретич. основы христ. П. впервые сформулировал бл. Августин (354—436). В ср. века П. стала одним из осн. лит. жанров (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский и др.). Большой толчок развитию П. дала Реформация. М. Лютер и др. деятели протестантизма считали, что П. является самой существенной частью богослужения. Яркие образцы П. дало и рус. православие — произв. митрополитов и епископов Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича, Платона (Левшина), Филарета (Дроздова) и др.
В богословии учение о П. составляет особую науку П. — гомилетику. Церк. учение о П. опирается, по мнению его авторов, на слова Иисуса Христа и апостолов. Богословы считают, что по сути П. отличается от светского произв. ораторского иск-ва, однако с 19 в. П. часто рассматривали как акт культа в слове, подчиненный общим эстетич. и логич. канонам ораторского иск-ва. Гл. ее сила — "благодать", даруемая проповеднику таинством. Церк. каноны дают право П. только лицам, имеющим "благодать священства", епископам и пресвитерам. Проповедуя, они должны иметь на себе знаки "благодатных полномочий" — омофор (епископ) или епитрахиль (священник).
От литургийной П. церковь отличает внебогослужебную П., совершаемую в храме или даже в др. помещении. Такая П. не является церк. богослужением, а представляет собой отправление пастырских обязанностей священника. С разрешения епископа внебогослужебную П. может прочитать лицо, не имеющее сана священника (напр., студенты дух. уч. заведений). В православии допускается произнесение П. мирянами, однако только с разрешения местного епископа и под его надзором. Мистики и рус. хлысты считают П. результатом вдохновения, дарованного Св. Духом каждому христианину.
В переносном смысле П. называют какое-либо наставление, нравоучение, устное или письм. изложение и распространение к.-л. учения, объяснение слушателям его идейного содержания.
humanities_dictionary.academic.ru
Слово ПРОПОВЕДЬ - Что такое ПРОПОВЕДЬ?
Слово проповедь английскими буквами(транслитом) - propoved
Слово проповедь состоит из 9 букв: в д е о о п п р ь
Значения слова проповедь. Что такое проповедь?
Проповедь
Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник. Понятие «проповедь» очень обширное и поэтому трудно поддается однозначному определению.
ru.wikipedia.orgПРОПОВЕДЬ — ораторское произведение религиозного содержания. К проповеди близки раннехристианские эпистолярные тексты (адресованные широкой аудитории послания ап. Павла).
Литература и язык / Под ред. П.А. Николаева. - (Современная иллюстрированная энциклопедия)Проповедь, дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований.
БСЭ. — 1969—1978Проповедь Скарги
«Про́поведь Ска́рги» (польск. Kazanie Skargi) — картина польского художника Яна Матейко, написанная в 1864 году. Сюжет картины — проповедь придворного проповедника короля Речи Посполитой Сигизмунда III Петра Скарги.
ru.wikipedia.orgНагорная проповедь
Нагорная проповедь так называется проповедь Иисуса Христа о "блаженствах", в которой выражена сущность новозаветного закона, в отличие от ветхозаветного.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907НАГО́РНАЯ ПРО́ПОВЕДЬ, традиционное название цикла речений Иисуса Христа, включенных в Мф (5—7) (ср. Лк 6:20—40). Название Н. п. происходит от места, где, согласно Мф, Господь произнес эти речения ("взошел на гору", 5:1).
Библиологический словарь. — 2002Нагорная проповедь ПОНЯТИЕ Н.П. называют речь, к-рую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом (Мф 5-7; Лк 6:20-49). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений…
Библейская энциклопедия БрокгаузаПроповедь, проповедание слова Божия
Проповедь, проповедание слова Божия (Исх. LXI, 1). С самых древних времен проповедь служила главным орудием, чрез которое распространялось познание веры (II Петр. II, 15, Иуды XIV, 15), и доселе она служит тем же самым орудием (I Кор. I, 21).
Библейская энциклопедия. — 2005Христианская проповедь
Проповедь (греч. Ομιλία): В узком смысле, христианское церковное наставление, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа; официальное название в русском православии — Слово.
ru.wikipedia.orgПроповедь, проповедовать, проповедник
Проповедь, проповедовать, проповедник Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк.
Библейская энциклопедия БрокгаузаПовеление о проповеди
Повеление о проповеди, или повеление о миссионерстве - так принято называть слово воскресшего Иисуса, Который поручает Своим ученикам "научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" и "уча их соблюдать все", что Он повелел им…
Библейская энциклопедия БрокгаузаПроповеди Органья
Проповеди Oрганья (кат. Homilies d'Organyà) — один из литературных памятников древности, представляющий собой фрагмент древнего документа, одного из немногих известных сочинений на каталонском языке.
ru.wikipedia.orgРусский язык
Про́поведь/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002Свентокшиские проповеди
Свентокшиские проповеди (иногда также Свентокжижские или даже Свенто-кржижские, польск. Kazania świętokrzyskie) — польский средневековый памятник письменности, созданный, предположительно, в конце XIII или начале XIV века.
ru.wikipedia.orgПримеры употребления слова проповедь
В 863 году византийский император направил братьев в Моравию на проповедь славянам.
Это проповедь не столько на тему романтики любви, сколько на тему эпохи и ее традиций.
В честь этого события святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, произнес особую проповедь.
Это была проповедь накануне дня Победы 8 мая 2013 года.
Проповедь перед причастием произнес священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе.
- проповедуется
- проповедуются
- проповедующий
- проповедь
- пропоганда
- пропоем
- пропоете
wordhelp.ru