Любопытные и интересные факты из жизни Ломоносова. Жизнь ломоносова


Жизнь и творчество Ломоносова :: SYL.ru

Михаил Васильевич Ломоносов – очень интересная и разносторонняя личность. Это один из первых российских учёных, о которых заговорил весь мир. Его вклад в развитие науки довольно сложно переоценить. Если поставить цель – перечислить все достижения этого выдающегося человека, то не хватит страниц. Жизнь и творчество Ломоносова изобилует различными событиями, которые стали знаковыми не только для российской, но и для мировой науки и культуры. Основатель самого известного университета страны, педагог, физик, астроном, химик, геолог: так вкратце можно охарактеризовать культового человека в нашей истории. В данной статье мы постараемся рассмотреть наиболее значимые моменты в его жизни, а также раскрыть личность Ломоносова.

Семья учёного

Михаил Ломоносов родился в 1711 году, 19 ноября, в деревушке Мишанинская. Сейчас это окрестности Архангельской области. Жители этого региона очень гордятся тем, что на этой земле появился на свет человек, который перевернул сознание многих людей своими открытиями и достижениями.

Василий Дорофеевич, приходящийся Михаилу отцом, был родом из поморов. Это те люди, которые умудрились избежать крепостного права. Мать его звали Еленой Ивановной. Она была дочерью просвирницы погоста. Стоит отметить, что семья Ломоносовых относилась к числу зажиточных. Особенно любили мужики ходить на рыбалку, так как у них были суда для рыбного промысла. Творчество Ломоносова Михаила начало проявляться ещё в детские годы, когда проходило обучение грамоте.

Детство и юность

Мальчик очень любил читать и проводил с книгами всё свободное время. Односельчане с радостью отдавали содержимое своей библиотеки Ломоносову. Стоит отметить, что после прочтения книги, он всегда её отдавал. Некоторые стали для него точкой отсчёта. Особенно нравились ему «Арифметика» Магницкого, а также «Грамматика» Смотрицкого. Можно сказать, что творчество Ломоносова постепенно заиграло новыми красками. Заветной мечтой мальчика было продолжение обучения, получение новых знаний.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не произошла трагедия: погибла мама. В это время мальчику только исполнилось девять лет. Отец женился на другой женщине, отношения с которой у Михаила сразу не сложились. Спустя некоторое время погибла мачеха, и тогда отец привёл в дом третью женщину. Последняя была наиболее завистливой и злой по отношению к мальчику. Родной дом стал для него чужим, пребывание в нём становилось настоящей каторгой. С этого момента начинается эра творчества М. В. Ломоносова.

Отправление в Москву

Молодой парень всё время помогал отцу на промыслах, так как не хотел возвращаться домой, ко второй мачехе. Вскоре папа решил женить сына, но Михаил был категорически против этого события. Сославшись на болезнь, он уговорил отца отложить свадьбу, а сам придумал план побега. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова насыщены событиями, но путешествие в Москву является наиболее известным и определяющим.

В 1730 году вместе с караваном, будущий выдающийся учёный покинул родные места и отправился один в крупнейший город страны. Москву он выбрал по личным соображениям, и не прогадал. Данное событие можно назвать бегством, так как никто даже не догадывался о возможности такого поступка. Михаил Ломоносов успел взять с собой немного одежды и любимые книги. Караван он смог догнать лишь спустя несколько дней, а далее они двигались вместе. Через три недели изнуряющего путешествия Михаил прибыл в пункт назначения, и отсюда берёт своё начало творчество Ломоносова.

Обучение в Москве

Как вы уже поняли, Михаил был далеко не простым человеком, он мог подстраиваться под любые ситуации и с честью выходить из них. В 1731 году он умудрился поступить в старейшее учебное учреждение – Славяно-Греко-Латинскую Академию. Ломоносов выдал себя за сына дворянина, пришлось подделать некоторые документы, чтобы иметь возможность обучения.

В 20 лет молодой человек попал из маленькой деревушки в крупнейший город и сразу нашёл себе пристанище. Это, наверное, был самый сложный период в его жизни. Нищенское существование, постоянные письма с укором от отца, насмешки одноклассников не смогли сломить тягу к знаниям выдающегося человека.

О биографии и творчестве Ломоносова написано множество книг, статей. В Академии он был примерным учеником, грамотно учился, и никому не давал повод усомниться в его настрое. Руководство учебного заведения заинтересовалось таким студентом, и, в итоге, Михаил за год успел освоить программу сразу нескольких классов.

За рубежом

Михаил Васильевич Ломоносов – поистине выдающийся человек, который всего добился своим трудом и усердием. Как лучший студент, он был отправлен на обучение за границу в Германию. В общей сложности вне России он пробыл пять лет, три из которых провёл в Марбургском университете. Учёный-энциклопедист Христиан фон Вольф оказал значительное влияние на творчество Ломоносова. Там Михаил познакомился с разными языками, в числе которых немецкий, французский и итальянский.

Кроме этого, ему покорился целый список наук: начиная от физики, заканчивая аэрометрией. Ломоносов искренне любил учиться, что выражалось во всех его действиях и поступках. Как только у него появлялись деньги, он сразу скупал огромное количество книг, и всё свободное время проводил за ними. Год он прожил во Фрайбурге, где от и до изучил химию. Ещё год Михаил скитался по Европе, стараясь вернуться на родину, и своей цели он добился.

Изучение науки о стекле

Говоря об особенностях творчества Ломоносова, можно отметить его стремление опередить время. Стоит сказать, что он с успехом этим занимался. Основателем целой науки о цветном стекле является именно наш выдающийся учёный. В 1748 году он открыл химическую лабораторию, которая стала первой в России. Там он провёл бесчисленное количество опытов, в том числе, используя стёкла.

Эксперименты рано или поздно должны были дать результат, что, собственно, и произошло. Таким образом, Михаил Васильевич смог выработать технологию цветного стекла. Используя эту разработку в промышленной варке, он мог создавать изделия из этого материала. Одновременно с великим открытием, величайший учёный работал над созданием собственной теории света. Творчество Михаила Ломоносова довольно многогранно, ведь он изучил за свою жизнь огромное количество наук, а некоторые даже основал самостоятельно.

Астрономия

Одной из главных страстей учёного была именно астрономия. Экспериментальным путём Ломоносову удалось создать несколько десятков специальных оптических приборов. Он использовал их для наблюдения за космосом. Как затем отмечали другие выдающиеся люди, Михаил Васильевич смог намного опередить время, и стал первым русским опто-механиком.

26 мая 1761 года – знаковая дата для астрономии как науки. В тот день, наблюдая за космосом, Ломоносов совершил ещё одно открытие. Не он первый заметил блики сияния вокруг Венеры, но только Михаил Васильевич правильно интерпретировал это явление. Ломоносов утверждал, что планета окружена воздушной оболочкой, и точность его вывода повергла в шок учёных того времени и не только.

Педагогическая деятельность

Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.

Ломоносов открывал университет, преследуя благородную цель: поделиться своими знаниями. Двери учебного заведения были открыты для всех желающих, здесь не было разделения на богатых и бедных, все люди равны. Михаил Васильевич сам с успехом преподавал, а студенты очень любили слушать его лекции. Ведь интересно, как один человек смог столько сделать за свою жизнь.

Литературное творчество Ломоносова

Человек, имеющий колоссальный талант в областях науки, ещё и писал произведения? Трудно поверить, но это факт. Рассматривая жизнь и творчество Ломоносова, не перестаёшь удивляться его способностям и стремлениям к знаниям. Лучше всего у Михаила Васильевича получалось писать оды, некоторые из которых были опубликованы. Также у писателя Ломоносова есть в активе две трагедии, а также огромное количество различных стихотворений на все случаи жизни.

Творчество Ломоносова в литературе достигло своей вершины, когда он писал оды значимым событиям, таким как восшествие на престол Екатерины II. В его произведениях было что-то необычное, хотя, как поэт Михаил Васильевич мировую славу так и не получил. Сочетание учёности и натурализма добавляло в произведения какой-то изюминки, которую не найти у других поэтов.

Характер выдающегося учёного

Творчество Ломоносова никак не смягчало его крутой нрав. Современники утверждали, что Михаил Васильевич обладал огромной физической силой и мог запросто побить любого неугодного человека. Даже был один случай, когда рукоприкладство привело к суду и непродолжительному заключению. Известна только одна ситуация, но зная характер учёного, можно предположить, что их было много.

Самая известная история, которая с ним произошла, была зафиксирована на Васильевском острове. В ночное время суток Ломоносов спокойно прогуливался, пока на него не напали три пьяных матроса. Завязалась драка, в результате который двое убежали, а третьего Михаил Васильевич повалил на землю и задал несколько вопросов. В ходе беседы было выяснено, что матросы хотели ограбить человека, но не на того напали. Ломоносов забрал всю одежду матроса, и пошёл домой.

Личная жизнь Михаила Васильевича

Как известно, будучи студентом, Ломоносов некоторое время прожил за границей, а именно в Германии. В городе Марбург двенадцать лучших учеников поселились в квартиры, которые сдавала Елизавета-Кристина Цильх. Пожив там какое-то время, Ломоносов познакомился с дочерью хозяйки, Елизаветой. Разница в возрасте между ними составляла почти девять лет, но это не помешало им сыграть свадьбу.

В конце 1739 года Елизавета уже носила ребёнка от Михаила Васильевича. Вскоре родилась дочь Екатерина, но по закону она считалась незаконнорождённой. Мы уже говорили, что Ломоносов очень хотел вернуться в Россию. Когда это ему удалось, Елизавета была снова беременна. Родился сын, которого назвали Иван.

Произошёл ряд событий, в результате которых Елизавета смогла найти Михаила Васильевича в России. Он не стал отрицать факта женитьбы. Супруги переехали в Петербург, где жили счастливо. Однако это долго не продлилось, в семье произошла ещё одна трагедия. В 1743 году скончалась Екатерина, первая дочь Михаила Васильевича и Елизаветы.

Творчество Ломоносова настолько многогранно, что можно написать целую книгу. В данной статье мы постарались коснуться наиболее сложных и интересных тем. Многие люди до сих пор считают Ломоносова величайшим учёным, и не безосновательно.

www.syl.ru

Жизнь и творчество Ломоносова Михаила Васильевича

Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась. При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.

творчество ломоносова

Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.

Особенности творчества М. В. Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.

Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.

Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.

Оды

Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

литературное творчество ломоносова

Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают "орлы российские". В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.

Необходимость реформы русского стихосложения

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.жизнь и творчество м в ломоносова

Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.

Утверждение нового принципа стихосложения

В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.творчество ломоносова в литературе

Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.

Литературное творчество Ломоносова

Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.

Творчество Ломоносова в литературе ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.

Творческая деятельность Ломоносова была направлена на создание русской литературы. Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю. Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:

  • общеупотребительные;
  • книжные, за исключением неупотребительных;
  • простонародные.

Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий – для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.

жизнь и творчество ломоносова

Как патриот и общественный деятель, Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.

Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.

Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

Создание Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.

жизнь и творчество ломоносова кратко

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.

Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Заключение

Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.

творчество михаила ломоносова

Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.

По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.

fb.ru

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова

Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии, неутомимой жажды деятельности, Ломоносов считал, что долг каждого – трудиться не покладая рук для пользы общества, для блага народа, а если надо, героически отдать свою жизнь во имя Родины, торжества любимых идей. Он писал:

Какая польза тем, что в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить на верх хвалы высокойИ славно умереть родился человек.

Эти волнующие строки, написанные Ломоносовым, можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности.

Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого моря. Детские годы навсегда запечатлели в сознании Ломоносова величественные картины суровой полярной природы, дали превосходное знание сказок, былин, пословиц с их живым народным языком. Поездки с отцом в море на промысел развили в мальчике физическую силу и выносливость. Чувства независимости, личного достоинства, свойственные обитателям Поморья, не подавленных крепостным гнетом, составили драгоценнейшую черту его характера.

У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл "вратами своей учености", он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в тогдашнюю школу – Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе – "малых ребят" – над "болваном лет в двадцать", который "пришел латине учиться", скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.

Не удивительно, что, когда в 1736 г. школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук "отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели", выбор падает на Ломоносова. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки и овладевает всеми достижениями современной ему научной мысли. В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину и начал работать в Академии наук.

В 1745 г. он становится профессором химии, академиком и, несмотря на противодействие засевших в академии немецких администраторов – "неприятелей наук российских", ведет неутомимую, блестящую по своим результатам научную и литературную деятельность. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.

Сам Ломоносов был ученым энциклопедического размаха. Пушкин, говоря, что Ломоносов "все испытал и все проник", имел право называть его "первым нашим университетом". Ломоносову принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания – химии, физике, астрономии.

Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики. В школьные годы Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка и народно­поэтическому творчеству силлабическое стихосложение (от греческого слова, означающего "слог"). От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова – поэт и ученый-филолог (филология – наука о языке и литературе) Тредиаковский. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов.

Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от греческого слова тонус, означающего "ударение"). Однако преобразование Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати – и тринадцатисложных) стихов. Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей, складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога, и ямб, образуемый, наоборот, чередованием сначала безударного, затем ударного слогов.

Однако Тредиаковский считал, что ямб малопригоден для русского стихосложения.

Ломоносов принял в основном принцип Тредиаковского, но, будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, он распространил его на все виды стиха. Точно также он считал возможным употреблять наряду с двусложными и трехсложные стихотворные размеры: дактиль,  амфибрахий,  анапест.

Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и энергичным. Именно ямбом и была написана в 1739 г. хвалебная ода Ломоносова, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Произведение это, исполненное горячего патриотического чувства, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные, ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевал в них вечную славу героев, величие, мощь и неисчерпаемые богатства родной страны, славил героический характер русского человека.

Свою "возлюбленную мать" – родину Ломоносов олицетворяет в облике державной владычицы, главой касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а ноги простирающей до границ Китая. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время настойчиво подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает "правдивый меч" лишь для того, чтобы водворить повсюду мир – "возлюбленную тишину". Поэт страстно призывает к разработке природных богатств родной страны, к насаждению просвещения, развитию искусств и наук.

Одно из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова – слово наука. Восторженные похвалы науке – одна из основных тем ломоносовской поэзии. Из поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках, которые "юношей питают" и "отраду старцам подают". В одной из од поэт перечисляет те области научного знания, которые он особенно ценит за их значение для развития страны, умножения ее силы, богатств:

В земное недро ты, Химия,Проникни взора остротойИ, что содержит в нем Россия,Драги сокровища открой...

Наука легких метеоров,Премены неба предвещайИ бурный шум воздушных споровЧрез верны знаки предъявляй:

Чтоб ратай мог избрати время,Когда земле поверить семяИ дать когда покой браздам,И чтобы, не боясь погоды,

С богатством дальны шли народыК Елисаветиным брегам.

Стихотворные призывы Ломоносова к раз­витию отечественных наук подкреплялись его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила вдохновенную поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова "О пользе стекла".

С огромной поэтической силой новое научное восприятие мира, космоса, противостоящее наивным церковно-средневековым представлениям о природе, раскрывается в двух "Размышлениях" Ломоносова. В "Утреннем размышлении" поэт описывает солнце, каким оно должно бы было предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:

Тогда б со всех открылся странГорящий вечно Океан.Там огненны валы стремятсяИ не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,Борющись множество веков;Там камни, как вода, кипят,Горящи там дожди шумят.

"Несчетные солнца" неизмеримых пространств бесконечной вселенной видит поэт, вглядываясь в усыпанное звездами небо:

Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне – дна...

Ломоносов, как никто до него, почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его "природное изобилие, красоту и силу". Однако эти возможности не были широко использованы. Литературным языком еще оставался средневековый, церковнославянский язык, оторванный от живой, разговорной речи. И литературный язык, и разговорная речь, были засорены чрезмерно большим количеством иностранных слов.

Сблизить литературную и разговорную речь обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка – на это и были направлены усилия Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.

Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно ограничить употребление церковнославянских и иностранных слов и оборотов, Ломоносов распределил весь словарный состав славяно-российского языка по трем группам – "штилям", прикрепив к каждому из них определенные литературные виды (жанры).

Церковнославянские слова, устаревшие и ставшие малопонятными, он совсем исклю­чил из литературной речи. Те же из них, которые были «россиянам вразумительны», допускались к употреблению преимущественно в так называемых высоких жанрах – оде, героической поэме и т. п., в силу особой своей торжественности, приподнятости отделявшихся от простой, обыденной речи. Наоборот, литературные произведения, содержание которых ближе к жизни, – драматические произведения, сатиры – должны были писаться "средним штилем" – языком менее книжным, более близким к разговорному. Наконец, для "описания обыкновенных дел", сочинения комедий, эпиграмм, песен, дружеских посланий следовало применять "низкий штиль", в котором могут употребляться и простонародные слова. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова – варваризмы.

Разделение литературного языка на "три штиля", резко отграниченные друг от друга, было связано с теорией классицизма и в дальнейшем стало стеснять писателей. Следующий шаг в совершенствовании литературного языка сделал Карамзин. Полный простор свободному развитию языка художественной литературы открыло творчество Пушкина, который в основном продолжил и развил начатую Ломоносовым работу по созданию русского национального языка.

Литературная деятельность гениального поэта-ученого – его поэтическое творчество, его работы в области языка и стиха – имела исключительно большое значение для развития русской литературы. Недаром "Петром Великим русской литературы» назвал Ломоносова В. Г. Белинский.

literatura5.narod.ru

Жизнь и творчество М. В. Ломоносова

М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из островов дельты Северной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрасте он лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась его стремлениям. То, что мальчик родился в семье черносошного (государственного) свободного крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом и имевшего пахотную землю и судно, должно было сказаться на его дальнейшей судьбе: он тоже должен был заняться рыбным промыслом. Местный дьяк Семен Никитичь Сабельников обучил Михаила читать и писать, и судьба повела его другой дорогой. Однако «вратами учености» для него стали «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он брал у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. Отец и мачеха всячески противились стремлениям Михаила к наукам, но он все равно добивается своего. Втайне от отца он получил на руки паспорт, отдалжил денег, одежду и с рыбным обозом отправился в Москву (декабрь 1730 года). С жильем в Москве ему помогли земляки, и в 1731 году М. В. Ломоносов подает прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, в которой обучались дети священников. Ввиду того, что в этом году случился недобор, то ректор этого заведения разрешил взять разночинцев, но не крестьян.  Поэтому Ломоносов вынужден был скрыть свое происхождение, назвав себя сыном Холмогорского дворянина. Таким образом, его приняли. Большая разница в возрасте принесла ему немало горечи и обид от одноклассников. Как позже он сам вспоминал: «Школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!» Непродолжительный период он учился в Киевской духовной академии, но потом вернулся в Москву, в славяно-греко-латинскую академию.

В числе лучших учеников академии он в 1736 году будет послан на дальнейшее обучение в университет при Петербургской академии наук. Необходимо отметить, что кроме программных предметов Михаил Ломоносов много занимался самостоятельно. В этом 1736 году его в числе лучших посылают учиться химии и горному делу за границу, в Германию.

Годы учебы в Марбургском университете не прошли даром: живя на квартире он познакомился с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью хозяйки и женился на ней. В 1739 году М. В. Ломоносов успешно заканчивает Марбургский университет. Затем обучение химии и горному делу продолжалось в г. Фрейберге (1739-1740). Ссора М. В. Ломоносова с одним немецким ученым привела к тому, что он покинул Фрейберг. На протяжении многих месяцев он странствовал по Германии под видом немецкого студента, был взят в рекруты в прусскую армию, но смог бежать. Если говорить в целом, то в Германии М. В. Ломоносов был с 1736 по 1741 год (германский период его жизни). После возвращения в 1741 году в Петербургскую Академию наук он продолжает заниматься наукой, но его ссора еще с одним немецким ученым привела к тому, что с 1741 по 1743 год М. В. Ломоносов был под домашним арестом. За весь свой Петербургский период жизни (1741-1765 г. г.) он неустанно работал в Петербургской академии наук, несмотря на интриги других ученых и козни недоброжелателей. 4(5) апреля 1765 года М. В. Ломоносов умер на 54 году жизни, после тяжелой болезни.

Творчество М. В. Ломоносова.

Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Хотин. М. В. Ломоносов не смог не откликнуться на это событие, которое явилось завершением четырехлетней войны:

«Не медь ли в чреве Этны ржет

И с серою кипя клокочет?

Не ад ли тяжки узы рвет

И челюсти разинуть хочет?

То род отверженной рабы,

В горах огнем наполнив рвы

Металл и пламень в дол бросает,

Где в труд избранный наш народ

Среди врагов, среди болот

Чрез быстрый ток на огнь дерзает.»

Тем самым М. В. Ломоносов положил начало подлинно художественной тонической поэзии. На протяжении 40-х-60-х годов XVIII века из литературных произведений он пишет оду 1747 г., «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о божием величестве», оду 1750 г., трагедию «Тамира и Селим», «Письмо о пользе стекла», стихотворения «Гимн бороде», оды посвященные участию России в Семилетней войне, поэму «Петр Великий», «Стихи сочиненные на дороге в Петергоф». Особняком стоят его работы этого периода, касающиеся русского языка – «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» – стали продолжением развития русского языка XVIII века.

М. В. Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горной металлургией, физикой и химией, историей и географией, риторикой и геологией, демографией, декоративно-прикладным искусством и астрономией. В 40-е-60-е годы XVIII века М. В. Ломоносов пишет работы по горной металлургии – «Первые основания металлургии или рудных дел», «О вольном движении воздуха в рудниках примеченном», по физике и химии – «Элементы математической химии», «Размышления о философских началах физико-химического соответствия серебра и ртути», «Рассуждение о катоприно-диолтрическом зажигательном инструменте», «276 заметок по физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», «Заметки о тяжести тел», «О сцеплении и расположении физических монад», «О действии химических растворителей вообще», «Размышления о причине теплоты и холода», «О металлическом блеске», «Об отношении количества материи и веса», «О тяжести тел и об известности первичного движения», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах», «Диссертация о селитре», «Опыт теории упругости тела», «Рассуждения о твердости и жидкости тел», «Введение в истинную физическую химию», «Слово о происхождении света», «Слово о явлениях воздушных», «Об отношении массы и веса», «Теория электричества, изложенная математически», по истории и географии – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения о большей точности морского пути», «Краткое описание путешествий разных по северным морям и возможного проходу из Сибирского океана в Восточную Индию», «О морозе, случившемся после теплой погоды», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», по риторике и геологии – «Риторика», «Краткое руководство к красноречию», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «О слоях земных», по демографии – «О размножении и сохранении российского народа», по декоративно-прикладному искусству и астрономии – мозаический портрет «Петр Великий», мозаика «Полтавская баталия», «Явление Венеры на солнце». Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты.

Свыше 46-ти работ – таков творческий итог его деятельности. Российская наука получила благодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.



biofile.ru

Жизнь Ломоносова | Инфошкола

2 Февраль 2014       админ      Главная страница » Биографии      Просмотров:   217

СТОЛБОВАЯ ДОРОГА МИХАИЛА ЛОМОНОСОВА

Есть судьбы как тропинки: петляет такая по лесам да по опушкам, то в болото заведет, то в овраг, то удивит путника неожиданной красотой, то напугает лешими или водяными. Есть судьбы как проселочные дороги: утоптаны тысячами ног, присыпаны в ямках и впадинахгравием или мелким камнем, ехать по такой пыльно, но радостно, потому что кругом да около видно человеческое старание и хоть скромный, но все-таки достаток. Есть судьбы, как шоссе: проносятся по ним, не оставляя следа, люди и события — и только подрагивают листья на хилых березах. А есть судьбы — как столбовые тракты. Вокруг них строятся города. Ими меряется страна. По ним движется жизнь. На них делается история.

Михайло Ломоносов родился на земле, которая одна только и могла дать миру такого великого гения. Деревня Мишанинская, стоящая на одном из девяти островов в дельте Северной Двины с потешным названием Куростров, напротив большого поморского города Холмогоры. В начале XVIII века это было одно из немногих мест на Руси, где отродясь не было ни барщины, ни крепостного права, ни откупов, ни государственных обложений, ни ка-кой другой бюрократии: вольные потомки новгородцев, «черносошие. крестьяне, промышляющие рыболовством, землепашеством, вольными ремеслами. Дед и прадед Ломоносова ходили в море, отец осел на земле, обрабатывая 34 сажени пашни и по прежнему несколько раз в год отправляясь на рыбный промысел. Детство Михайлы былоспокойным и сытым — разве что мачеха, третья жена отца, пилила за книжки.

К девятнадцати годам Ломоносов отлично знал морское дело, навигацию, грамоту, разбирался в земельных вопросах, мог вести нехитрую бухгалтерию, и его деятельнойнатуре было невыносимо ·тесно в Холмогорах. С ближайшим рыбным обозом, который уходил в Москву, Михайло Васильич, получив паспорт в воеводской канцелярии, попросту сбежал из Холмогор.

Ну, и началось (разве бывает иначе на столбовых дорогах?): Славяно-греко-латинская академия в Москве, Киево-Могилянская — в Киеве, Санкт-Петербургский академический университет, Марбургский университет (отделение горного дела и механики), Фрайцбергская лаборатория Иоганна Генкеля (химия и металлургия). Ломоносов учился всему, жадно, много, быстро, так, что его кураторы писали друг другу «но если надобно, он это выучит в должные сроки и даже ранее». Фамилию Ломоносова вписывали не глядя во все списки, в которых положено было числиться талантливым студентам, — везде он обещал быть в числе первых. И он был им.

А с 1742 года Ломоносов уже учит сам. Физика, химия, естествознание, лингвистика, математика, астрономия, горное дело … Между прочим, в России в этих науках —беспорядок и неразбериха, и Ломоносов неустанно пишет: учебники, эпистолы, доклады, отчеты, записки, статьи … Из каждой тропинки старается он сделать широкий тракт,каждую науку отправить в путь по широкой, наезженной европейцами, столбовой дороге. Он не только теорию приводит в порядок, он и практикой занят: пишет образцовыестихи, открывает стекольный завод с химической лабораторией, начинает читать первый в России курс публичных лекций по физике, усовершенствует телескопы, создаетуникальные мозаичные полотна, открывает Московский университет … Русская литература и язык почти всем обязаны Ломоносову. Он разработал и утвердил теорию «трех штилей»,упорядочил стихотворные размеры, написал подробнейшую грамматику, которую впервые рез всяких трудностей мог прочитать и выучить каждый человек, обнаружил и описал диалекты русского языка, создал великолепные стихи, в которых доступно и понятно, излагались простые и понятные мысли и чувства. Не было бы Ломоносова — не было бы Пушкина, да и нас с вами в сегодняшнем понимании тоже не было бы. Какие силы надо иметь — взять в одиночку и ·развернуть в нужном направлении целыйнациональный язык!

Ломоносов и умер в делах: сгорел от воспаления легких.Но это уже ничего ‘не значило, потому что неповоротливая, колченогая телега российской науки была уже налажена, отстроена, запряжена сытыми, холеными лошадьми и мчалась во весь опор по столбовой дороге, и конца-краю этой дороге не было. Как нет конца-краю Белому морю и Ледовитому океану. Бывают такие судьбы — одна на двоих для человека и страны.

    Метки: Ломоносов     

info-shkola.ru

Жизнь ломоносова

Биография Ломоносова

Биография великого российского учёного и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова со временем наполнилась мифами. Создаётся впечатление, что «простое происхождение», которое приписывают Ломоносову, уже само по себе является главной приметой его гениальности. А ведь на самом деле происхождение человека может и не влиять на его интеллектуальные способности.

Как же сын Русского Севера из зажиточной, не крепостной семьи стал первым российским академиком? Что повлияло на его характер? Кто его наставлял? Как развивалось действо его удивительной жизни?

Разумеется, за каждой написанной строкой биографии – череда людей и событий, удачные стечения обстоятельств и научный расчёт. А ещё это открытия, опыты, пробы, кропотливый труд и вдохновенное творчество, роскошь царской милости и несправедливая опала.

Если «сжать» обычную человеческую жизнь до объёма листа бумаги, что окажется на поверхности? Несколько эпизодов личного характера, не повлиявших на историю страны или целого мира. Жизнь необычного человека, даже сжатая до мелькания дат и фактов, поражает глубиной и размахом.

Окиньте взглядом недолгую, собственно, жизнь Михаила Васильевича Ломоносова! Сплошная полоса познания и развития, открытий и практических опытов. Такую «всеядную» жажду испытали только избранные. Ах, если бы не отнимали время пустые споры с околонаучными личностями, тупые запреты сомневающихся, самодурство властных, корыстная зависть иноземцев!

Чуть больше половины века жил, мыслил, действовал, творил и просветительствовал Михайло Ломоносов. Посмотрите, сколько успел. Подумайте, как на это хватило отведённого времени?

Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской», здесь судьба человека тесно связана с научными открытиями и творческими деяниями. России, прежде всего, служил Михайло Ломоносов, ей посвящал свои оды и исследования.

Биография Ломоносова

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
  • Вариант 3 полная
  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Ломоносова

Свои знания краткой биографии Ломоносова вы можете проверить, пройдя этот тест:

Новая функция! Средняя оценка, которую получили учащиеся в школе за эту биографию. Показать оценку

Жизнь ломоносова

М.В. Ломоносов (1711-1765). Биография. Жизнь и творчество

Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просвещение в России по западному образцу. Личность гениального ученого и поэта была выдвинута самой общественной русской жизнью как бы для того, чтобы культурные нововведения обратить к нуждам России, приспособить их к национальной стихии. Колоссально много задач выпало на долю Ломоносова! Он призван был оставить след почти во всех областях существующих тогда знаний и наук, продвинуть их вперед, одушевить поэтическим пафосом служения Отчизне.

Мужество и непреклонное упорство, сопутствующие всю дальнейшую жизнь характеру и поведению Ломоносова, рождались здесь, на штормящем северном море. Это было время, когда русская армия еще не отвоевала устье Невы, не было завершено строительство Петербурга и берега Финского залива не принадлежали России. Архангельск, не так далеко от которого, в деревне Денисовка у города Холмогоры, прошли детство и юность поэта, оказывался едва ли не единственным портовым городом, соединяющим русских людей с Западом.

Выручали предприимчивость, здравый смысл и сила характера. Он даже сумел войти в состав большой экспедиции, которую правительство посылало на Урал с тем, чтобы на реке Ори заложить городское поселение. Правда, к основанию Оренбурга Ломоносов все-таки непричастен: обнаружилось, что просящийся на должность священника при экспедиции Михайла Ломоносов вовсе не сын «церкви Введения Пресвятые Богородицы попа Василия Дорофеева», как он показал. По спискам Славяно-греко-латинской академии числится он «дворянским сыном». Как вышел Ломоносов из этой трудной ситуации, доподлинно неизвестно. Есть упоминание, что при разборе дела остаться в академии способному и толковому юноше помог Феофан Прокопович, знаменитый единомышленник Петра I и «правая рука» царя при жизни того.

Не удивительно ли, что принцип единения различных начал, который Тредиаковскому помог в создании новой системы стихосложения, в области поэтического языка им категорически отвергался! Но мы уже выше говорили о противоречивости научной логики Тредиаковского. Ломоносов же последовательно шел к созданию своего знаменитого учения. На основе объединения различных языковых пластов он впервые выстраивал логичную и стройную систему жанровых, стилевых и языковых соответствий в русской поэзии. Чувство меры не изменяло ему при этом. Он напоминал, что «при важности и великолепии своем слово должно быть каждому понятно и вразумительно. И для того надлежит убегать старых и неупотребительных славянских речений, которых народ не разумеет, но притом не оставлять оных, которые хотя в простых разговорах неупотребительны, однако знаменование их народу известно».

В последний год пребывания в Германии Ломоносова уже стесняли предписанные русским студентам учебные рамки. Для завершения образования студентов направили в город Фрейберг. Он славился развитым горнозаводским производством. К студентам приставили «учителя по горному делу» Генкеля. Научиться у него новому Ломоносов уже не мог, время тратилось попусту. И тогда молодой человек («буян», по характеристике Генкеля) без официальных открепительных документов, без денежного пособия самовольно уходит из Фрейберга. Германия тогда была разбита на маленькие княжества. Ломоносов переходит из одного в другое, его интересуют рудники, заводы и фабрики, научные лаборатории. Во время этих странствий, попав в Марбург, он женится на Елизавете Цильх, девушке из состоятельной семьи немецкого ремесленника. Она приедет спустя несколько лет к мужу в Россию и станет ему верной подругой до последних дней его жизни.

► Читайте также другие темы главы III:

Реферат: Ломоносов М

Реферат: Ломоносов М.В. — жизнь и творчество великого русского гения

Тип: реферат Добавлен 08:02:42 12 ноября 2003 Похожие работы

Просмотров: 12700 Комментариев: 7 Оценило: 16 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать

Кафедра гуманитарных наук

Тема: «М.В. Ломоносов — жизнь и творчество

великого русского гения»

Глава I Жизнь М. В. Ломоносова. стр. 4

Глава II Творчество великого ученого стр. 6

Заключение. стр. 9

Глава I. Жизнь М. В. Ломоносова.

В числе лучших учеников академии он в 1736 году будет послан на дальнейшее обучение в университет при Петербургской академии наук. Необходимо отметить, что кроме программных предметов Михаил Ломоносов много занимался самостоятельно. В этом 1736 году его в числе лучших посылают учиться химии и горному делу за границу, в Германию.

Глава II. Творчество М. В. Ломоносова.

Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Хотин. М. В. Ломоносов не смог не откликнуться на это событие, которое явилось завершением четырехлетней войны:

«Не медь ли в чреве Этны ржет

И с серою кипя клокочет?

Не ад ли тяжки узы рвет

И челюсти разинуть хочет?

То род отверженной рабы,

В горах огнем наполнив рвы

Металл и пламень в дол бросает,

Где в труд избранный наш народ

Среди врагов, среди болот

Чрез быстрый ток на огнь дерзает.»

Тем самым М. В. Ломоносов положил начало подлинно художественной тонической поэзии. На протяжении 40-х-60-х годов XVIII века из литературных произведений он пишет оду 1747 г., «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о божием величестве», оду 1750 г., трагедию «Тамира и Селим», «Письмо о пользе стекла», стихотворения «Гимн бороде», оды посвященные участию России в Семилетней войне, поэму «Петр Великий», «Стихи сочиненные на дороге в Петергоф». Особняком стоят его работы этого периода, касающиеся русского языка – «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» – стали продолжением развития русского языка XVIII века.

Свыше 46-ти работ – таков творческий итог его деятельности. Российская наука получила благодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.

М. В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов.

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

1. Андерсон М. Петр Великий. Ростов-на-Дону 1997 г.

2. Вавилов С. И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961г

3. Шилинский А. Ю., Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986 г.

4. Кузнецов Б. Р. Творческий путь Ломоносова. М. 1961 г.

Источники: Биография Ломоносовабиографияhttp://lomonosov300.ru/19.htmБиография ЛомоносоваРодился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плаванияhttp://obrazovaka.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevichЖизнь ломоносоваО Ломоносове написано, снято в кино и на телевидении очень много. Иначе и не могло быть. Впечатляют сами факты незаурядной его биографии. Роhttp://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/67-russkaya_poeziya_xviii_veka/stages/2985-mv_lomonosov_1711_1765_biografiya_zhizn_i_tvorchestvo.htmlРеферат: Ломоносов МЖизнь М.В. Ломоносова. Творчество великого ученого. Прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Его имя носят города и села, улицы и площади.http://www.bestreferat.ru/referat-165542.html

lovewithyou.ru

Любопытные и интересные факты из жизни Ломоносова

Давным-давно, в 1711 году, холодным ноябрьским днем в небольшой деревеньке Архангельской губернии на свет появился Михаил Ломоносов. Семья его была довольно зажиточной. Отец, Василий Дорофеевич, был крестьянином-помором, а мать, Елена Ивановна, - дочерью просвирницы погоста.

интересные факты из жизни ломоносова

Наверное, каждому хотелось бы узнать из жизни ученого интересные факты. Ломоносова Михаила Васильевича судьба не слишком баловала. Так, например, известно со слов самого деятеля, что отец его был очень добрым человеком, но воспитанным в крайнем невежестве. А матери Ломоносов лишился в 9 лет. Но уже через пару лет у него появилась мачеха. Василий Дорофеевич женился на женщине, которая была дочерью крестьянина из соседней волости. Звали ее Федора Михайловна Ускова. Но и она вскоре умерла, прожив в семье Ломоносовых всего три года. Но не прошло и года, как отец Михаила женился в третий раз. Теперь его избранницу звали Ириной Семеновной, и она была вдовой. Как спустя много лет рассказывал Михаил Васильевич, третья жена папы была для него завистливой и злой мачехой.

Лучшие воспоминания о его детстве связаны с многочисленными поездками с отцом в открытое море. Без сомнения, эти моменты оставили в душе Михаила неизгладимый след. Помощником для Василия Дорофеевича маленький Ломоносов стал в 10 лет. Отправляясь на промыслы рано по весне, домой они возвращались только к поздней осени.ломоносов интересные фактыОтец брал его с собой как в дальние, так и в ближние плавания. Все это, конечно, очень нравилось Михаилу и немало закаляло в нем физические силы и умения, а также обогащало его ум самыми разными наблюдениями.

Есть интересные факты из жизни Ломоносова о том, что от Елены Ивановны, своей матери, он унаследовал любовь к чтению, которому она его и научила. Еще в раннем возрасте он осознал всю необходимость и пользу учения и знаний, и одними из первых книг его были «Грамматика», «Арифметика» и стихотворная «Псалтырь».

Уже к 14-ти годам Михаил Васильевич научился грамотно и четко писать. Постепенно жизнь его в отчем доме становилась невыносимой из-за каждодневных ссор с мачехой. И чем больше интересы его расширялись, тем безысходнее начинала казаться юноше окружающая действительность. В особенности сильно раздражала Ирину Семеновну любовь пасынка к книгам. Итогом всего происходящего стало решение 19-ти летнего Ломоносова отправиться в Москву.

Имеются интересные факты из жизни Ломоносова, благодаря которым известно, что путь его составил примерно 3 недели, затем он смог поступить в Академию. Первое время учеба давалась трудно, но упорство и труд помогли ему достигнуть успехов, и весьма больших. Спустя пять лет преподаватели Академии послали Ломоносова в Гимназию Академии наук, которая находилась в Санкт-Петербурге, а там талантливого молодого человека отправили учиться в Германию.

интересные факты ломоносова

В 1745 году Михаил Васильевич становится преподавателем химии, а всего через 3 года он открыл первую настоящую химическую лабораторию. Открытия, обогатившие многие отрасли знаний, сделал именно Ломоносов. Интересные факты о его деятельности также дают нам понять, что он был не только великим химиком и физиком, но и отличным астрономом. Ведь не кто иной, как Михаил Васильевич, во время наблюдения за прохождением Венеры заметил, что у нее есть атмосфера.

Кроме этого, интересные факты из жизни Ломоносова указывают на то, что он неплохо разбирался в риторике. Известно, что именно он впервые составил учебник по этому предмету на русском языке, впрочем, как и учебное пособие по грамматике.

Помимо всего сказанного, Михаил Васильевич увлекался поэзией, и стихи, которые он написал, очень сильно повлияли на русский литературный язык и его развитие.

В 1755 году по его инициативе основали Московский университет, который работает по сей день.

Нельзя не упомянуть интересные факты из жизни Ломоносова о его собственной семье, которых на самом деле не так и много. Будучи далеко за границей, в прекрасном городе Марбурге, он познакомился со своей будущей женой Елизаветой Цильх. В 1740 году состоялась их свадьба. Всего у них родилось три ребенка, но двое из них умерли еще в детстве. В живых осталась только одна их дочь Елена. Спустя много лет она вышла замуж за сына священника из Брянска, Алексея Алексеевича Константинова. Потомство дочери этого великого человека существует и доныне.

Умер Михаил Васильевич в 1765 году на 54 году жизни после неудачно перенесенной простуды. Могила его находится в Александро-Невской лавре.

fb.ru