Содержание
Что такое НЭП?
Что такое НЭП?
- Главная
- Экономика СССР
- Период НЭПа
Что такое НЭП?
В чем сущность НЭПа проводимой в 20 годах молодой советской республикой?
Какие задачи стояли перед НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ?
Нэп – это система экономических мероприятий, практиковавшаяся в Советской республике и СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в 1920-х годах. Была утверждена в 1921 году 15 марта Десятым съездом РКП(б), придя на смену политике «военного коммунизма», применяемую во время Гражданской войны. Нэп имела задачу возрождение экономики страны и дальнейший переход к социалистической политике. Основная сущность НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ — замена продовольственной развёрстки продовольственным налогом на селе (при продовольственной развёрстке забирали до 70 процентов хлеба, при продовольственном налоге — приблизительно 30 процентов), применение рынка и разных собственнических форм, привлечение зарубежного капитала в виде коммерческой концессии, проведение реформы денег (1922-24), в итоге которой рубль обрел валютную конвертируемость.
Перед советской страной стояли задачи финансовой стабилизации, а, это означает, прекращения инфляции и достижения согласованного госбюджета. Тактика страны, имевшая своей целью самовыживание при блокаде на получения кредитов, определила лидерство СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в составлении балансов производства и распределении продуктов. Нэп полагала госрегулирование объединенной экономики с применением рыночно-плановых механизмов. Государство, оставившее командные рычаги в механизмах экономики, применяло приказные и косвенные способы госрегулирования, исходя из важности реализации приоритетов будущего плана стратегического масштаба — ГОЭЛРО. В сущности НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ лежали мысли трудов В. И. Ленина, дискуссий о теории денег и воспроизводства, тезисах ценообразования, кредита и финансов. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА сделала возможным в короткий срок восстановить экономику, порушенное Гражданской и Первой мировой войнами.
В чем сущность НЭПа проводимой в 20 годах молодой советской республикой?
Какие задачи стояли перед НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ?
Нэп – это система экономических мероприятий, практиковавшаяся в Советской республике и СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в 1920-х годах. Была утверждена в 1921 году 15 марта Десятым съездом РКП(б), придя на смену политике «военного коммунизма», применяемую во время Гражданской войны. Нэп имела задачу возрождение экономики страны и дальнейший переход к социалистической политике. Основная сущность НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ — замена продовольственной развёрстки продовольственным налогом на селе (при продовольственной развёрстке забирали до 70 процентов хлеба, при продовольственном налоге — приблизительно 30 процентов), применение рынка и разных собственнических форм, привлечение зарубежного капитала в виде коммерческой концессии, проведение реформы денег (1922-24), в итоге которой рубль обрел валютную конвертируемость.
Перед советской страной стояли задачи финансовой стабилизации, а, это означает, прекращения инфляции и достижения согласованного госбюджета. Тактика страны, имевшая своей целью самовыживание при блокаде на получения кредитов, определила лидерство СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в составлении балансов производства и распределении продуктов. Нэп полагала госрегулирование объединенной экономики с применением рыночно-плановых механизмов. Государство, оставившее командные рычаги в механизмах экономики, применяло приказные и косвенные способы госрегулирования, исходя из важности реализации приоритетов будущего плана стратегического масштаба — ГОЭЛРО. В сущности НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ лежали мысли трудов В. И. Ленина, дискуссий о теории денег и воспроизводства, тезисах ценообразования, кредита и финансов. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА сделала возможным в короткий срок восстановить экономику, порушенное Гражданской и Первой мировой войнами.
Воспользуйтесь поиском
Воспользуйтесь поиском
★ ЧИТАТЬ ТАК ЖЕ ИЗ «ЭКОНОМИКА СССР»
★ ВСЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СССР
новая экономическая политика, причины перехода, плюсы и минусы
История
12. 11.21
13 мин.
К весне 1921 г. в России резко усилилась политическая напряжённость. Углубились и обострились конфликты между различными политическими силами, а также между народом и властью. Только Кронштадтское восстание, как выразился Ленин, представляло куда большую опасность для власти большевиков, нежели Деникин, Юденич и Колчак в совокупности. И Ленин, как опытный политик, прекрасно это понимал.
Оглавление:
- Что представляет собой НЭП
- Причины перехода
- Влияние на культуру
- Экономические итоги НЭП
Он сразу почуял опасность, понял, что для того, чтобы сохранить власть, необходимо: во-первых, прийти к соглашению с крестьянством; во-вторых, ещё жёстче вести борьбу как с политической оппозицией, так и со всеми, кто не разделяет большевистские убеждения, которые верны по определению. В 1930 годах оппозиция была подвергнута ликвидации. Таким образом, в марте 1921 г. на X съезде РКП (б) Ленин объявил о введении НЭП (новой экономической политики).
Что представляет собой НЭП
Попытка выйти из кризиса как экономического, так и политического, придать новый импульс экономике и сельскому хозяйству с целью их развития и процветания — суть новой экономической политики. Политика «военного коммунизма», проводимая большевиками до 1921 года, привела Россию к экономическому краху.
И по этой причине 14 марта 1921 года — эту историческую дату принято считать началом НЭП — по инициативе В. И. Ленина был взят курс на нэп. Основная цель взятого курса — восстановить народное хозяйство. Ради этого большевики решились пойти на крайне сомнительные и даже «антимарксистские» меры. Это частное предпринимательство и возврат к рынку.
Громадный по масштабу большевистский проект был, разумеется, авантюрой, поскольку «нэпман» или «нэпача» воспринимался большинством населения как буржуй. То есть классовый враг, враждебный элемент. И тем не менее этот проект оказался удачным. За восемь лет своего существования он как нельзя лучше показал свою полезность и экономическую эффективность.
Причины перехода
Причины перехода кратко можно сформулировать следующим образом:
- политика «военного коммунизма» перестала быть эффективной;
- чётко обозначилась экономическая и духовная пропасть между городом и деревней;
- по регионам прокатились восстания рабочих и крестьян (самые крупные — это антоновщина и Кронштадтский мятеж).
К основным мероприятиям НЭП можно отнести:
- Неограниченную продовольственную развёрстку (продразвёрстку) заменили ограниченным продовольственным налогом (продналогом). Государство перестало отбирать у крестьян хлеб.
- Трудовую повинность отменили, труд стал свободным.
- Предприятия перешли в частную собственность, которую разрешили и в городе, и в деревне.
- Наладилась финансовая система. Восстановился Государственный банк, стали появляться и частные коммерческие банки.
В 1924 г. вышла новая валюта, золотой червонец. Он равнялся 10 дореволюционным рублям. Червонец обеспечивался золотом, стремительно набирал популярность и стал конвертируемой валютой. Высота планки, взятой большевиками благодаря новой политике, впечатляла.
Влияние на культуру
Нельзя не сказать о влиянии НЭП на культуру. Людей, начавших зарабатывать деньги, стали называть «нэпманы». Для лавочников и ремесленников совсем нехарактерно было интересоваться идеями революции и равноправия (в них эта черта напрочь отсутствовала), тем не менее именно они оказались в этот период на ключевых ролях.
Новых богачей совсем не интересовало классическое искусство — оно было им недоступно ввиду отсутствия образования, а нэповский язык был мало похож на язык Пушкина, Толстого или Чехова. К этим людям можно относиться по-разному, но именно они устанавливали моду. Легкомысленные, сорящие деньгами, много времени проводившие в кабаре и ресторанах, нэпманы, стали отличительной чертой того времени. Это было характерно для них.
Экономические итоги НЭП
Восстановление разрушенной экономики — главный успех НЭП. Другими словами, это была победа над разрухой.
Положительные и отрицательные последствия
Плюсы:
- Противоречия между пролетариатом в городе и крестьянством в деревне практически исчезли. Крестьяне начали зарабатывать деньги, продавая свою продукцию, часть из них стала зажиточной.
- Производство достигло уровня 1913 года.
- На рынке появились предметы первой необходимости. Хлеб, соль, одежда и др.
Минусы:
- Крах червонца. К 1926 г. государство не в состоянии сдержать денежную эмиссию. Расчёты производились в червонцах, таким образом, червонец стал быстро обесцениваться. Вскоре власть прекратила обеспечивать его золотом.
- Кризис сбыта. Населению и мелким предприятиям не хватало конвертируемых денег, чтобы покупать товары, остро возникла проблема сбыта.
Крестьяне перестали платить огромные налоги, которые шли на развитие промышленности, поэтому Сталину пришлось принудительно загонять людей в колхозы.
Главное содержание НЭП — крестьян освободили от продразвёрстки, а вместо неё ввели продналог. При продразвёрстке отбирали до 60-70% хлеба, при продналоге — менее 30%.
Реанимация рынка, разные формы собственности, иностранный капитал, денежная реформа (1922-1924) — благодаря всему этому удалось оживить мёртвую экономику.
В условиях жёсткой кредитной блокады наиважнейшей задачей государства было выжить. Благодаря НЭП народное хозяйство стало быстро восстанавливаться от последствий Первой мировой и Гражданской войн. Россия начала вставать на ноги и развиваться по всем направлениям.
Причины перехода к НЭП были приняты далеко не всеми. Такая политика воспринималась многими как отказ от марксистских идей, как возврат к буржуазному прошлому, где главная цель — это обогащение. Партия объясняла населению, что эта мера вынужденная и временная.
До 1921 года было только два класса — рабочие и крестьяне. Теперь появились нэпманы. Они и обеспечивали население всем необходимым. Таким в России был переход к НЭП. Дата 15 марта 1921 года вошла в историю. В этот день РКП (б) отказалась от жёсткой политики военного коммунизма и перешла на либеральный НЭП.
Политической целью новой экономической политики было ужесточение борьбы с оппозицией, а также искоренение и подавление всякого инакомыслия.
Основные отличия от «военного коммунизма»
1919-1920 — Военный коммунизм, Административно-командная система хозяйства | 1921-1928 — НЭП, Административно-рыночная система хозяйства |
Отказ от свободной торговли | Разрешение частной, кооперативной, государственной торговли |
Национализация предприятий | Денационализация предприятий |
Продразвёрстка | Продовольственный налог |
Карточная система | Товарно-денежные отношения |
Сворачивание денежного обращения | Денежная реформа, червонец |
Милитаризация труда | Добровольный Наём |
Трудовая повинность | Рынок рабочей силы |
Как видно из таблицы, до 1921 года руководство страной осуществлялось преимущественно административно-командными методами. Но после 1921 года преобладали методы административно-рыночные.
Почему пришлось свернуть
К 1926 году стало очевидно, что новая политика полностью себя исчерпала. Со второй половины 1920 годов советским руководством начали предприниматься попытки свернуть НЭП. Ликвидировались синдикаты, создавались хозяйственные наркоматы. Время НЭП и нэпманов закончилось. В конце 1927 года государству не удалось заготовить хлеб в необходимом количестве. Это и стало поводом для полного свёртывания новой политики. В результате чего, уже в конце декабря на село стали возвращаться меры принудительной конфискации хлеба. Эти меры были приостановлены летом 1928 г., но осенью того же года возобновились.
В октябре 1928 года советское правительство решило окончательно отказаться от НЭП и поставило перед народом задачу осуществить первый пятилетний план развития народного хозяйства. СССР взял курс на ускоренную индустриализацию и коллективизацию. Несмотря на то что официально НЭП не был отменён, фактически он был уже свёрнут. А юридически он прекратил своё существование 11 октября 1931 года вместе с частной торговлей.
НЭП не стал долгосрочным проектом, он и с самого момента своего появления не предполагался быть таким. В результате противоречий, которые выявились в начале-середине 1920 годов, Сталин и советское правительство были вынуждены отказаться от НЭП (1927) и начать модернизацию страны — индустриализацию и коллективизацию.
Что такое Закон о национальной экологической политике?
Закон о национальной экологической политике (NEPA) был подписан 1 января 1970 года. NEPA требует, чтобы федеральные агентства оценивали воздействие предлагаемых ими действий на окружающую среду до принятия решений. Спектр действий, охватываемых NEPA, широк и включает:
- принятие решений по заявкам на получение разрешений,
- о принятии федеральных мер по управлению земельными ресурсами и
- строительство автомобильных дорог и других объектов государственной собственности.
Используя процесс NEPA, агентства оценивают экологические и связанные с ними социальные и экономические последствия предлагаемых ими действий. Агентства также предоставляют возможности для публичного рассмотрения и комментариев по поводу этих оценок.
На этой странице:
- Что требует NEPA?
- Как федеральные агентства выполняют требования NEPA?
Что требует NEPA?
Раздел I NEPA содержит Декларацию национальной экологической политики. Эта политика требует, чтобы федеральное правительство использовало все возможные средства для создания и поддержания условий, при которых человек и природа могут существовать в продуктивной гармонии.
Раздел 102 Раздела I Закона требует, чтобы федеральные агентства учитывали экологические соображения при планировании и принятии решений посредством систематического междисциплинарного подхода. В частности, все федеральные агентства должны подготовить подробные отчеты с оценкой воздействия на окружающую среду крупных федеральных мер, существенно влияющих на окружающую среду, и альтернатив им. Эти заявления обычно называются отчетами о воздействии на окружающую среду (EIS) и оценками воздействия на окружающую среду (EA).
Раздел II NEPA учредил Президентский совет по качеству окружающей среды (CEQ) для наблюдения за выполнением NEPA. В обязанности CEQ входит:
- Обеспечение выполнения федеральными агентствами своих обязательств в соответствии с NEPA
- Надзор за реализацией федеральным агентством процесса оценки воздействия на окружающую среду
- Издание правил и других указаний федеральным агентствам относительно соблюдения NEPA.
Узнайте больше о Законе о национальной экологической политике.
Как федеральные агентства выполняют требования NEPA?
В 1978 году CEQ издал правила (40 CFR, части 1500–1508) для реализации NEPA. Эти правила являются обязательными для всех федеральных агентств. Правила касаются процедурных положений NEPA и администрирования процесса NEPA, включая подготовку отчетов о воздействии на окружающую среду. В дополнение к правилам CEQ NEPA компания CEQ выпустила ряд руководств по внедрению NEPA.
Многие федеральные агентства также разработали свои собственные процедуры NEPA, дополняющие правила CEQ NEPA. Эти процедуры NEPA варьируются от агентства к агентству, поскольку они адаптированы к конкретной миссии и деятельности агентства. Найдите процедуры NEPA для конкретных федеральных агентств.
Ведущее агентство
Роль федерального агентства в процессе NEPA зависит от опыта агентства и отношения к предлагаемым действиям. Агентство, осуществляющее федеральное действие, несет ответственность за соблюдение требований NEPA. В некоторых случаях в предложенных действиях может участвовать более одного федерального агентства. В этой ситуации назначается ведущее агентство для надзора за подготовкой экологического анализа. Федеральные агентства вместе с агентствами штатов, племен или местных органов власти могут выступать в качестве совместных ведущих агентств.
Сотрудничающее агентство
Сотрудничающим агентством может быть федеральное, государственное, племенное или местное агентство, обладающее специальными знаниями в отношении экологических проблем или юрисдикции по закону. Сотрудничающее агентство обязано:
- помогать ведущему агентству, участвуя в процессе NEPA в кратчайшие возможные сроки
- участвовать в процессе анализа
- разработать информацию и подготовить экологический анализ, в котором агентство имеет специальные знания
- сделать доступной поддержку персонала
Обращения в CEQ
Кроме того, федеральное агентство может ссылаться на межведомственные разногласия CEQ относительно предлагаемых федеральных действий, которые могут привести к неудовлетворительному воздействию на окружающую среду. Роль CEQ, когда он принимает направление, обычно заключается в разработке выводов и рекомендаций в соответствии с политическими целями Раздела 101 NEPA. Процесс направления состоит из определенных шагов и осуществляется в течение определенного периода. Узнайте больше о процессе направления в CEQ (PDF) (4 стр., 40 КБ, о PDF-файле).
Свяжитесь с нами, чтобы задать вопрос, оставить отзыв или сообщить о проблеме.
Последнее обновление: 26 октября 2022 г.
Что такое Закон о национальной экологической политике?
Как работает NEPA?
Закон о национальной экологической политике (NEPA) применяется ко всем федеральным агентствам и к большинству видов деятельности, которые они утверждают или осуществляют. NEPA предписывает отчеты о воздействии на окружающую среду (EIS) для всех крупных проектов, таких как электростанции, дороги и мосты, которые планирует реализовать федеральное правительство (за исключением чрезвычайных ситуаций).
В основе этого процесса проверки лежит обязательство агентств рассматривать альтернативы их первоначальным проектам, что заставляет правительство мыслить нестандартно и приводит к лучшим проектам, которые экономят деньги и уменьшают негативное воздействие. Это также дает представителям общественности право голоса при разработке проекта, позволяя им предлагать альтернативы, что способствует сотрудничеству в планировании и участию в принятии окончательных решений. Суть в том, что процесс NEPA предназначен для обеспечения того, чтобы общественность имела информированный доступ и вклад в решения правительства, которые могут повлиять на человека или окружающую среду.
Процесс NEPA начинается, когда федеральное агентство разрабатывает предложение о принятии крупных федеральных мер, как правило, в отношении строительного проекта, использующего федеральные ресурсы. Если будет установлено, что действия подпадают под действие NEPA, федеральное агентство по закону обязано провести экологическую экспертизу до начала строительства .
Процесс проверки NEPA может включать три различных уровня анализа:
Категорические исключения
Самый низкий уровень анализа дается категорическим исключениям (CATEX). Категорическое исключение — это группа действий, которые, по определению федерального агентства, по отдельности или в совокупности не оказывают существенного влияния на качество окружающей человека среды (например, реконструкция пешеходной тропы в национальных парках).
В таких случаях ни Оценка воздействия на окружающую среду (ЭО), ни Отчет о воздействии на окружающую среду (ЗВОС) не требуются.
Категорические исключения основаны на прошлом опыте агентства в отношении определенного вида действий. Агентство, возможно, изучило действие в ходе предыдущих экологических оценок и не обнаружило значительного воздействия на здоровье населения или окружающую среду. Агентства составляют список и обоснование каждого категорического исключения при разработке или пересмотре своих процедур реализации NEPA.
Экологическая оценка/обнаружение отсутствия значительного воздействия
Если существует неопределенность в отношении того, окажет ли предлагаемый проект значительное воздействие на здоровье населения и окружающую среду (часто в случае небольших проектов), федеральные агентства готовят краткий предварительный оценка потенциальных последствий, называемая экологической оценкой (ЭО).
Целью экологической оценки (ЭО) является определение значимости воздействия на окружающую среду и изучение альтернативных способов достижения целей федерального агентства. Как правило, экологическая оценка должна включать краткое обсуждение:
- необходимость предложения
- альтернативные варианты действий для любого предложения
- воздействие предлагаемых действий и альтернатив на окружающую среду
- список агентств и лиц, с которыми проводились консультации
Часто экологическая оценка определяет способы, с помощью которых агентство может пересмотреть действия по снижению воздействия на окружающую среду и социальную сферу.
Если первоначальная оценка не показывает значительных последствий, агентство выдает заключение об отсутствии значительного воздействия (FONSI) и приступает к действиям без дальнейшего анализа окружающей среды. Подготовка подробного отчета о воздействии на окружающую среду (EIS) требуется только для действий, первоначальный вывод которых указывает на то, что действие «может существенно повлиять на качество окружающей человека среды».
Благодаря этому многоуровневому процессу более 99% федеральных проектов проходят минимальную экологическую оценку. В общей сложности федеральное правительство ежегодно предпринимает около 50 000 действий, которые подлежат проверке NEPA, но ежегодно готовится только 500 проектов отчетов о воздействии на окружающую среду. Исследование Федерального управления автомобильных дорог показало, что с 1998 по 2004 год не более 3,5% всех предложенных транспортных проектов требовали детального изучения окружающей среды.
Экологические оценки и отчеты о воздействии на окружающую среду служат принципиально разным целям. Эксперт определяет, превышен ли определенный порог — порог «значительного» воздействия. Напротив, задача EIS состоит в том, чтобы предоставить анализ этих «значительных» воздействий.
Отчеты о воздействии на окружающую среду (EIS)
Федеральные агентства подготавливают Заявления о воздействии на окружающую среду (EIS), если предполагается, что предлагаемое крупное федеральное действие значительно повлияет на качество окружающей человека среды. Нормативные требования к Отчету о воздействии на окружающую среду являются более подробными и строгими, чем требования к Оценке воздействия на окружающую среду.
Заявление о воздействии на окружающую среду начинается с публикации Уведомления о намерениях (NOI) в Федеральном реестре, которое информирует общественность о предстоящем экологическом анализе, предоставляет основную информацию о предлагаемых действиях и описывает, как общественность может принять участие в Подготовка к ЭИС.
Это Уведомление о намерениях запускает процесс определения масштаба, то есть период, в течение которого федеральное агентство и общественность сотрудничают для определения круга вопросов и возможных альтернатив, которые должны быть рассмотрены в EIS. В рамках процесса агентства должны выявлять и приглашать к участию заинтересованных лиц (например, общественные слушания, видеоконференции, официальные слушания, семинары и т. д.).
Отчет о воздействии на окружающую среду должен учитывать все разумные альтернативы проекта. Для всех альтернатив проекта, которые были исключены, EIS должен кратко обсудить причины, по которым альтернатива была исключена из рассмотрения. EIS включает в себя:
- Резюме: Краткое изложение EIS, включая основные выводы, области разногласий и вопросы, требующие решения.
- Содержание: Помогает читателю ориентироваться в EIS.
- Заявление о цели и необходимости: Объясняет причину, по которой агентство предлагает действие, и то, чего оно ожидает достичь.
- Альтернативы: Рассмотрение разумного диапазона альтернатив, которые могут достичь цели и необходимости предлагаемого действия.
- Затрагиваемая среда: Описывает окружающую среду области, на которую будут воздействовать рассматриваемые альтернативы.
- Последствия для окружающей среды: Обсуждение прямых и косвенных воздействий на окружающую среду и их значения.
- Список составителей: Список имен и квалификаций лиц, которые несли основную ответственность за подготовку EIS.
- Перечень учреждений, организаций и лиц , которому были отправлены EIS.
- Индекс: Индекс фокусируется на областях, представляющих разумный интерес для читателя.
- Приложения (при необходимости): Приложения содержат справочные материалы, подготовленные в связи с EIS.
После публикации первоначального Заявления о воздействии на окружающую среду начинается период комментариев продолжительностью не менее 45 дней. Затем публикуется окончательный отчет, в котором правительство должно по существу ответить на комментарии общественности. Публикация окончательной версии EIS начинается с минимального 30-дневного «периода ожидания», в течение которого агентства обычно должны ждать 30 дней, прежде чем принять окончательное решение о предлагаемом действии.
Процесс Отчета о воздействии на окружающую среду заканчивается выдачей Протокола решения (ROD). ROD:
- объясняет решение агентства,
- описывает альтернативы, рассмотренные агентством, а
- обсуждает планы агентства по смягчению последствий и мониторингу, если это необходимо.
Затем Агентство по охране окружающей среды должно рассмотреть и предоставить комментарии относительно адекватности анализа и воздействия проекта на окружающую среду с использованием рейтинговой системы. В тех редких случаях, когда EPA считает анализ Заявления о воздействии на окружающую среду неудовлетворительным, оно передается в Совет Белого дома по качеству окружающей среды.
Когда требуется дополнение к ЕИС?
Дополнение к черновой или окончательной версии EIS требуется в следующих случаях:
- Агентство вносит существенные изменения в предлагаемые действия, которые имеют отношение к его экологическим проблемам.
- Имеются важные новые обстоятельства или информация, относящиеся к воздействиям на окружающую среду, которые имеют отношение к предлагаемому действию или его последствиям.
Если агентство решает дополнить свой EIS, оно подготавливает, распространяет и регистрирует дополнительный EIS таким же образом, как проект или окончательный вариант EIS.