Содержание
Игорь Святославич князь около 878
- Автор: Древнерусская литература
- Произведение: Слово о полку Игореве
- Это сочинение списано 329 125 раз
«Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Его изучают, им восхищаются и пытаются понять. Возможно, мы никогда не сможем постичь всю глубину и мудрость этого шедевра.
Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, сто это произведение повествует не об отдельном человеке, а о всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое надежду и опору Руси, гордится его успехами. С другой стороны, он порицает их за междоусобные войны, эгоизм и непонимание важности действовать сообща. Печальный финал похода на половцев наглядно демонстрирует, к чему приводит вражда и стремление к личной славе. Нельзя сказать, что князя не волнует судьба родины, но узость мышления и личные амбиции толкают Игоря на самоубийственный шаг:
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.
Ища себе чести, а князю — славы.
Ни уговоры мудрых людей, ни предупреждающие знамения не остановили Игоря:
Солнце ему тьмою путь заступало;
Ночь стонами грозы птиц пробудила:
Свист звериный встал,
Взбился див —
Кличет на вершине дерева.
Велит прислушаться…
Князь Игорь смел и честен, он прекрасно знает, на что идет. Но мудростью, которая так необходима князю и любому, кто несет ответственность за судьбы других людей, герой пока не обладает. Но автор сочувствует и симпатизирует князю Игорю, настоящему мужчине и храброму воину, понимающему, что идет на смерть:
Скрепил ум силою своею
И поострил сердце свое мужеством;
Исполнившись ратного духа,
Навел свои храбрые полки
На землю Половецкую
За землю Русскую.
Игорь, отправившись за славой, принес земле русской великое горе и позор. После уничтожения войска русичей половцы беспрепятственно опустошили и разграбили Русскую землю. Народ заплатил непомерную цену за глупость и гордыню своих князей.
Игорь попал в плен и только после этого смог понять истинную цену своих поступков. Несмотря на то, что бегство из плена покрыло князя величайшим позором, он совершает этот отчаянный поступок. Цель одна – исправить ошибки и спасти Россию от рабской судьбы. Князь Игорь возвращается домой, объединяется с князьями и готов вместе с ними идти походом на половцев.
Каждый из нас ошибается, но ведь можно все исправить. Князь Игорь сумел понять свои ошибки, поэтому народ встречает его, как победителя:
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами
Посмотрите эти сочинения
- Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами «Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, […]
- Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами «Слово о полку Игореве» — это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне. Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много. Те, кто не знаком с преданиями, […]
- Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими […]
- Художественные особенности «Слова о полку Игореве» Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов. Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
- Князь Игорь в «Слове о полку Игореве» Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по‑прежнему носил звание […]
- Русская земля в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли. Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни […]
- Сочинение-рассуждение на тему «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры. Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги […]
- Иллюзии и реальность в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, был Жан Батист Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер отразил сложные процессы разложения старого аристократического слоя французского общества. В то время во Франции при слабом короле более 35 лет фактически правил герцог-кардинал Ришелье. Его целью было укрепление королевской власти. Многие потомственные аристократы не подчинялись королю, говоря, что […]
- «Мороз, Красный нос» (анализ поэмы) Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет […]
- Проблематика легенды о Ларре и современное решение Ларра был сын орла и цыганской девушки — такую родословную его рассказала старуха Изергиль. Конечно, такого не бывает в жизни, но в сказках ведь все бывает. Продолжение моей истории жизни Ларры будет иным, чем написал его писатель Горький, совершенно иным и современным. Во-первых, Ларра очень любил свою маму, она ведь вырастила его и все для него сделала после смерти отца. Она искренне хотела, чтобы он мог подружиться с людьми и стать с ними как одно целое. Но ее желание не было осуществлено, так как есть […]
- Мои размышления о повести «Пиковая дама» В основе повести Пушкина «Пиковая дама» лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
- Моя Анна Ахматова (сочинение) В холодный зимний вечер иногда хочется немного оторваться от действительности и помечтать о высоком, добром, вечном. Настроиться на нужный лирический лад поможет поэзия. Стихи затрагивают наитончайшие струны души и иногда становятся спасением для человека в моменты депрессии, плохого настроения. Ярким примером тому является поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи заставляются задуматься о многом, пересмотреть свои взгляды на жизнь, иначе увидеть окружающий мир. От поэзии Анны Андреевны хочется жить, ее произведения не […]
- Жизненный путь Пьера Безухова в романе «Война и мир» Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить […]
- Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи» Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
- Зачем розе нужны шипы (сочинение) Когда-то давно-давно произошла такая история. Жил-был добрый человек. И был у него прекрасный сад. Хозяин любил все растения, относился к ним, как к собственным детям, тщательно ухаживал и заботился о них. Здесь находились и фиалки, и гладиолусы, и тюльпаны, и множество других цветов. Но самой красивой была роза: роскошные нежные лепестки, зеленый гладкий стебель. Днем она распускалась и излучала дивный яркий аромат, а ночью закрывала бутон и отдыхала. Человек знал, что цветок прекрасен, поэтому оградил розу […]
- Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г. ), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему […]
- Стихотворение Лермонтова «Родина» (анализ) Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
- Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
- Характеристика героев пьесы «На дне» (таблица) Имя героя Как попал «на дно» Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. «Все люди на земле лишние». Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
- Красота человеческого поступка «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
Походы князя Игоря
После победы над древлянами Игорь продолжил свои военные походы. Главными врагами Киева были печенеги. Они двигались на запад, заняли низовья реки Днепр и, по сути, лишили Русь удобных торговых путей. Именно здесь проходил известный путь «из варяг в греки». Борьба Игоря с печенегами проходила с переменным успехом.
В 913 году на пятистах ладьях войска Игоря отправились в поход на Каспийское море. По договоренности с хазарами они должны были отдать половину добычи хазарскому кагану. Русские дружины дошли до территории современного Баку. Добыча была огромной, ее половину надо было отдать на обратном пути хазарам, но те захотели забрать все. В трехдневной битве часть русской рати была истреблена.
В 941 году Игорь объявил войну Византии. После походов Олега прошло много лет, и Византия посчитала себя свободной от предыдущих договоров. Князь Игорь собрал большое войско (около 40 тысяч человек), количество же кораблей Игоря, по византийским подсчетам, достигало десяти тысяч.
Первый поход был неудачным. Защитники Константинополя применили греческий огонь (специальная горючая смесь), забросав им русские корабли. Армия, пораженная этим оружием, вернулась в Киев.
Новый поход на Византию состоялся в 943 году. В этот раз Игорь привлек к боевому походу наемные отряды из печенегов и варягов. Греки отказались от боевых действий и предложили завершить противостояние новым мирным договором. Условия договора князь обсудил с дружиной, и он был принят. Больше на Византию Игорь не ходил.
com/embed/uW_wqOc52gQ?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Поражение
Благородство князя проявляется в последнем сражении, но одновременно тут видна его недалекость как стратега и тактика. Следующая битва была просто сокрушительной для русичей. Когда Всеволод, брат Игоря, начал испытывать сложности во время боя, он тут же идет на помощь к нему, совершенно не думая о последствиях, так как жаль ему брата своего. Несмотря на все — героический поступок Игоря, мужество Всеволода и доблестных русских воинов, сражение проиграно, а самого Игоря уводят в плен. Вот так своим поступком он сделал смерть воинов напрасной. Многие историки думают, что характер князя Игоря и погубил его. Решение сложное, но иногда стоит выбирать между правильным и героическим поступком
Исследовательский проект по литературе «Князь Игорь: отважный человек или тщеславный князь?»
МуМ
Князь Игорь: отважный человек или тщеславный князь?
Положительные качества:
1. Отважный воин — автор;
2. Любовь к родине — автор;
3. Любовь к дружине — автор;
4. Благородство — автор;
5. Смелый человек — автор;
6. Желание защиты родной земли;
7. Верность-автор;
8. Попытка искупить вину перед Русью;
9. Несгибаемая воля к победе во имя Руси — автор;
Отрицательные качества:
1. Азарт покорения врагов — автор;
2. Тщеславие — автор;
3. Искатель лёгких побед, но великой славы — автор;
4. Себялюбие — автор;
Перевес — положительных качеств. Автор колеблется, но он на стороне Игоря.
1.
Князь Игорь: отважный человек или тщеславный князь.
Содержание:
1. Оценка внутреннего мира князя Игоря:
а) положительные качества, отношение к Родине;
б) отрицательные, затмение — как признак поражения; Знал ли князь об исходе похода?
в) риторический вопрос: «Князь Игорь — патриот или предатель?».
2. Поражение:
а) причины поражения, описание битв, идеи похода;
б) риторический вопрос: «Почему автор описывает поражение ярче, чем победу, что он этим показывает?»
3. Автор «Слова»:
а) риторический вопрос: «Кто автор слова?»;
б) для чего было написано «Слово»;
в) создатель «Слова» — сын своего времени:
4. Изображение Древней Руси в « Слове»:
а) родина — это не только «земля», но и в первую очередь народ населяющий её;
б) прославление любви к родине, чести и силы;
в) затмение — протест природы;
5. Главные герои, их отношения к Игорю:
а) воплощение лучших черт женского характера в образе Ярославны;
б) мораль «Золотого слова Святослава»;
6. Князь Игорь, кто он?
7. Почему я выбрала данную тему.
2.
Прошло восемь веков с тех пор как появились эти прекрасные строки. Многие поколения учёных отдали жизни изучению текста, множество поэтов переводили «Слово» на современный язык. Главная идея «Слова» — это призыв к объединению и единству всех русских людей. Автор призывает наступить на горло своему тщеславию и самолюбию. Повесть будет актуальна в любое время. Поэтому я выбрала анализ именно этого произведения. «Слово» — это эталон мудрости и мужества. Пламенный призыв к русским князьям — стать за землю русскую, за обиду сего времени мудрой речи является центральным местом речи автора, её основным смыслом и содержанием. В наше время люди по характеру не отличаются от героев «Слова». Есть и такие же верные как Ярославна, мудрые как Святослав, мужественные как Всеволод, не разобравшиеся в себе как Игорь. Хорошего и плохого в них поровну. Поэтому повесть служит важным уроком для всех людей. Будущее поколение автор пытается уберечь от ошибки Игоря. Наверно в своё время летописец видя бестактное поведение русских князей, их ошибку не смог ничего сделать, и единственным его решением было: написать эту поэму, чтобы народ увидел всю ошибку и недопустил её в будущем. Повесть — учение и повесть — призыв основана на реальных событиях русской истории. Это не выдумка, а факт. Она как благородное вино с годами становится только бесценнее. Просуществовав уже восемь веков, является одним из самых популярных произведений мировой литературы. Из поколения в поколение она будет жить, она бессмертна и одушевлена. Сила « Слова» неизмерима и несравнима. Именно поэтому я обратилась к этой поэме, зная её силу и могущество. Летопись оставила заметный осадок в душе, крик — учение. Автор повести не прогадал, зная вечность слов.
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, шедевр мировой поэзии. С момента появления этого замечательного искусства прошло восемь веков, но интерес к нему не угасает до сих пор. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. До настоящего времени ученые изучают этот древний текст, вызывающий множество вопросов и споров. Произведение было открыто известным собирателем древностей и знатоком русской словесности графом А.И. Мусиным-Пушкиным. Впервые его текст опубликован в 1800 году. Однако в 1812 году, во время нашествия Наполеона, все богатейшее собрания древнерусских рукописей, принадлежащих графу, и в их числе сборник со » Словом «, погибло в пожаре. Сохранились лишь первое печатное издание и писарская копия памятника, сделанная для Екатерины. Гибель единственной рукописи » Слова » создала значительные трудности в изучении памятника. «Слово о полку Игореве « было создано вскоре после событий Игорева похода и написано непосредственно под впечатлением от этих событий. В произведении много намеков, напоминаний, зачастую туманных указаний на то, что еще было свежо в памяти каждого русского человека». Слово » — непосредственный отклик на события Игорева похода — служило призывом к прекращению княжеских междоусобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше частных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения Русской земли и выразить эту мысль в ярких и живых образах и картинах своего гениального произведения. Автор » Слова » считал, что только сильная княжеская власть способна объединить Русь перед лицом внешнего врага. И поэтому он наделяет киевского князя Святослава Всеволодовича идеальными свойствами главы русских князей: он и » грозный » и » великий «. Этот князь силен и войском, и судом, его уважают и боятся соседи. Образ князя Святослава воплощает собой идею сильной княжеской власти:
Ярослава все внуки и Всеслава!
3.
Склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!
Благодарю точному описанию действий и поступков, обращений и высказываний, автор поэмы создаёт живой и правдивый портрет князя Игоря, очень близкий к истинному историческому прототипу. Такой вывод позволяет сделать сравнительный анализ двух характеристик — положительной и отрицательной. Князь Игорь жаждет свободы и готов смело защитить родную землю. «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть», — говорит он. Игорь «построил сердце своё мужеством» и повёл «храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». И это, безусловно, вызывает одобрение автора. Исходным желанием князя, побуждением к походу была защита Руси. Он мужествен в походе. Он верен брату в бою. Он томится в плену: «Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслью поле мерит от великого Дону до малого Донца». Энергия его стремления за родину заметна и в побеге. Игорь рад возвращению в русский мир и знает, что необходим родине. Все это и побуждает автора славить князя. Доброта как основа отношения русского народа к миру выявлена в «Слове» очень ярко. Поэма содержит упрёк князьям, жаждущим славы, а не единства, но Игорь прощён автором и страной. Русь не проклинает виновника бедствий, а сочувствует ему и даже славит в финале произведения.
Параллельно князем руководит не только патриотизм, но и честолюбие, не только желание независимости, но и азарт покорения врагов. Первый раз мы видим князя Игоря, когда он обращается к своим войнам в момент солнечного затмения. В своей речи князь говорит: «О, дружина моя, о братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленённым быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий дон». Создаётся впечатление, что перед нами не просто храбрый и отважный войн, но и довольно смелый человек. Ведь солнечное затмение, по тем временам, являлось грозным знаменем и сулило непременную неудачу. Князь же отказывается верить в знамение, выставляет себя перед дружиной несуеверным человеком. К тому же он призывает и своих воинов. Неверие князя в грозное предзнаменование воспринимается не как проявление здравого смысла, а как пустое безрассудство. Несмотря на то что «солнце ему путь тьмою заступало; ночь стояла» Игорь с непостижимым упрямством стремится к осуществлению своего безумного замысла. Как жаждущего богатства, властителя характеризует и следующая фраза: «Добыть города Тмутаракань». В надежде завладеть городом стоит определённая цель: Игорь знает, что сулило это большое богатства и власть на огромной территории. В «Слове» князь Игорь представляет образ авантюриста, искателя легких побед, но великой славы. Да он сильный и до безрассудства отважный войн, но совсем безответственный правитель и бездарный полководец. Ведь его желание славы потребовало огромных человеческих жертв, погибшие на поле боя войны и уведенные в рабство женщины и дети. На мой взгляд, Игорь догадывался об исходе похода на землю половецкую, он проигнорировал природное предзнаменование и собственные цели. Давайте докажем, что Игорь пошел на битву не ради славы Главная идея » Слова о полку Игоре » в том, что вся Русь должна быть единой, а неразделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приведет к гибели государства. По одиночке врага не победить, это надо сделать только общими силами. Легкость первой победы русских над половцами подчеркнута краткостью боя: «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые
4.
полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких «. Автор, повествуя о второй битве, описывает храбрость русских воинов, особенно брата Игоря, Всеволода. Рассказ прерывается отступлением, в котором автор вспоминает о былых временах князя Олега, принесшим славу русским войнам. Далее автор дает подробное описание битвы, которая длится » с раннего утра до вечера, с вечера до света трое суток,» а на третий день к полудню пали знамена Игоревы. Поход закончился плачевно — это означало полный провал амбициозных планов князя Игоря. Сам князь был пленен, а войско его полностью перебито половцами. Развернутое описание второй битвы, сравнение боя с горьким посевом и кровавым пиром убеждают читателей в том, что автор хотел показать, как доблестно бились русские войны, каким богатырским мужеством они наделены. Русская дружина отправилась в поход, чтобы себе честь добыть, а князю славы. Подводя итог, можно смело сказать, что своей храбростью, своим самоотверженным мужеством, своей несгибаемой волей к победе, русская дружина является примером и эталоном героического образа.
Пленение для князя Игоря это тяжелая травма. Унижение собственного достоинства и чувство вины перед Родиной. В побеге показан один из лучших сторон Игоря. Сперва он отказывается идти » не славным путем «, но, узнав, что обозленные половцы неудачными побегами собираются перебить всех пленных Игорь решается бежать. Что им движило? Он испугался за свою жизнь, понял, что обречен на гибель или же им движила любовь к родине. Игорь знал, что нужен ей, попытался искупить вину. Автор заканчивает» Слово » здравицей в честь вернувшегося князя.
А почему автор лаконично описывает победу и развернуто вторую битву, закончившуюся поражением? Ответ довольно прост. Поражение посвящено Игорю, его тщеславие его же и погубило. Яркое поражение послужит уроком, надолго осядет в памяти. Поражение Игоря Святославовича имело несчастные последствия для всей Руси. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен половцев. Построенный на эмоциях конец похода автор » Слова » описывает с особой взволнованностью: не может сосредоточиться на поражении — он страдает, воспоминания очень ужасны. Повесть была написана как призыв, и автор выбрал правильную позицию, уделяя внимание печальному исходу битвы. Страсть, с которой написано «Слово» поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что как бы не может удержать себя от вмешательства в действия Игоря. Он прерывает самого себя горестными восклицаниями:
О, далеко залетел сокол,
Птиц, избивая к морю
А Игорева храброго полку уже не воскресить!
О, стонать Русской земле,
Поминая прежнее время и прежних князей.
Существует много предположений о том, кем был автор » Слова о полку Игореве «. Он мог быть приближенным князя Игоря, потому что полон сочувствий к нему, или монахом, ведь в те времена большинство образованных людей были монахами. Также автор
«Слова…» мог быть дружинником, так как в его описании битвы чувствуется уверенность храброго человека, побывавшего в сражениях и знающего, что такое битвы:
С раннего утра до вечера,
С вечера до света
Летят стрелы калёные,
Гремят сабли о шлемы
Трещат копья булатные
5.
В поле незнаемом
Среди земли Половецкой.
Но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени, имеющим здоровые взгляды на сложившуюся на Руси обстановку.
Автор » Слова…» не только рассказывал о событиях Игорева похода, но и давал свою собственную оценку всему происходящему. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и приводит к гибели его войска.
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю.
Игорева храброго войска не воскресить…
Не оставляет никаких сомнений и то, что автор «Слова…» является патриотом своей родной земли. Его произведение проникнуто огромным, нежным, тёплым чувством любви к родине. Это чувство проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает, плачь русских женщин по убитым воинам. Автор гордится своей родиной, он уверен в её могуществе. Русская земля для него это не только русская природа, русские города, это в первую очередь, народ, населяющий её. Летописец говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. Именно эта любовь вдохновляет автора «Слова» и водила его пером. Он прекрасно понимает, каким ужасным последствием для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно от того, что русские князья, вместо того, чтобы защищать землю, враждуют между собой:
Сказал брат брату
«Это моё, и то моё же»
И стали князья про малое,
Это великое говорить
И сами на себя крамолу ковать.
Для того чтобы представить себе автора, не обязательно придумывать конкретный образ человека того времени. Надо лишь внимательно перечитать «Слово», и тогда сквозь древние письмена можно увидеть светлую душу, возвышенные стремления, мудрую заботу о судьбе родной земли. Автор «Слова» не чувствует себя человеком зависимым, подневольным, Выполняющим чей — то указ. Это не придворный льстец и не угодливый сочинитель славы своему князю. Это и составитель печальной элегии, оплакивающей поражение русских. Он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси, укоряет их бездеятельность.
А для чего было написано «Слово»? Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси. Этот призыв ясно выражается в «Золотом слове Святослава», и служит главной мыслью произведения. Свой упрёк князьям по этому поводу он вкладывает в уста великого Святослава. В призыве отражается яркое тщеславие Игоря. Автор пишет о поражении, но при этом полон оптимизма. Он как будто обращает свой пламенный призыв в будущее, он раскрывает русским князьям глаза и пытается соединить их усилия в одну грозную силу. И тогда, как пишет Лихачёв, автор «Слова» возлагает на себя ответственность просветителя человеческой памяти. Он в порядке старшинства призывает князей вспомнить о долге перед родиной, требует защитить русскую землю от набегов.2″Слово» проникнуто сильным чувством любви к Родине. Оно наполнено им. На примере поражения Игоря автор призывает к защите и любви родины. Таким образом «Слово» — это призыв к единению. Без него невозможно выжить.
6.
Историки до сих пор спорят, кто же был автором поэмы. В моём воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — военачальник, а от, и белобородый сказатель Боян. И из всех этих различных образов складывается, наконец, образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского человека. Однако возникает закономерный вопрос, а надо ли нам знать, кто именно является автором «Слова о полку Игореве»? Разве недостаточно самого факта существования гениального произведения? Существует ведь огромная анонимная литература — народное творчество. Никто не пытается отыскать автора той или иной сказки, былины или баллады. Анонимность и на «Слово» накладывает ту же печаль народности.
В «Слове» угадывается замечательный героический дух горячего патриота своей родины, высокое сознание писательского познания, ответственность за судьбу простого народа. Голос автора поднимается до обличительного пафоса. Надо быть независимой личностью и очень смелым человеком, чтобы рассуждать, так как это делает автор «Слова о полку Игореве». А каково же отношение автора к Игорю? Намой взгляд, он так построил поэму, что князь вызывает сочувствие и никак не осуждение. Автор сопереживает герою и поддерживает. А в финале даже славит и призывает князей отомстить «за землю русскую, раны Князя Игорева». Он отечески любит Игоря и отечески упрекает за безрассудную затею похода: «Что же сотворили вы моей серебряной седине».
Художественные образы природы позволяют нам тоже определить вывод: Кто же на самом деле князь Игорь Святославович. Лирическим героем произведения является вся Русская земля. И в описании и в создании её образа автор поднимается до необычайного мастерства. Образ родины пронизывающий собой всё произведение создан с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней. Природа введения в события. Она участвует в них то, замедляя, то, ускоряя ход. Она активна и наделена почти
человеческими качествами. Она сочувствует русским, стремиться предупредить их об опасности, помогают Игорю в его бегстве из плена. Между человеком и природой стираются границы. «Слово» одухотворяет природу, заставляет её отзываться о том, что происходит в мире людей. Его собственное понимание чужого горя так остро, что, кажется, будто растения и животные испытывают те же чувства. Когда русское войско потерпело сокрушительное поражение, то и трава поникла от жалости, и «дерево с горем поникла». Автор щедро наделяет животных, растений и даже городские стены человеческими чувствами, способностью оценивать человеческие поступки. Под его пером природа начинает сочувствовать добру и презирать зло. Свое чувство единства родины автор «Слово о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русское земли. Героем, «Слова» является не какой — либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ патриотизма — центральный в « Слове». Русская земля для автора — это конечно, не только земля в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, её населяющий. Автор «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он говорит о жёнах русских, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Поэт рисует удивительно живой образ Руси. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединим в своём описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ страдающей Родины очень важен в художественном и идеальном замысле «Слова». Он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовёт русских людей на её защиту. Природа живёт и дышит в
7.
«Слове» заодно с человеком, она радуется вместе с ним победе, тужит и печалится при поражении:
О, светлая красно украшенная земля Русская
Многими красотами дивишь ты –
Озёрами многими, дивишь ты реками
И источниками местоночтимыми,
Городами крутыми, холмами высокими
Дубравами частыми, полями дивными
Зверьми различными, птицами бесчисленными.
Любовь к родине водила пером этого бессмертного произведения. Вместе с тем понятие родины включает и её историю. Излагая историю неудачного похода князя Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведёт повествование, постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Автор прибегает к использованию образов и символов природы. Например, при обращении к князьям он часто называет их соколами. И не только для того, чтобы подчеркнуть смелость, отвагу и мужество каждого в отдельности. Тем самым он призывает их к единению, напоминает об общем происхождении. Ведь русские князья имели одного предка — легендарного Рюрика, а их родовым символом был сокол. Природа сочувствует князю, а значит можно предположить и то, что Игорем движет патриотизм
Солнце для автора всегда светлое, независимо от природных условий. Оно всегда несёт человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчёркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», обращением Всеволода к Игорю — « свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, привлечь внимание читателя к поэме, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса — все печалится, всё в ожидании страшных событий.
В самом начале похода князь Игорь получает от природы грозное предзнаменование — солнечное затмение:
Тогда взглянул Игорь на солнце
И видит, что тьма от солнца
Всё войско его накрыла…
Князь вступил в золотое стремя
И поехал по чистому полю
Солнце тьмой дорогу ему заступило,
Ночь громовыми стонами птиц пробудила,
Свист звериный поднялся.
Диво кличет с вершины древа,
Велит послушаться — земле незнаемой.
Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной стороны, радость, а с другой печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, вызывающая разнообразные чувства, сложные, иногда исключающие друг друга. Игорь же игнорирует природное затмение, потому что «ум князя уступил желанием». Природа остается верной. Она не оставляет тщеславных попыток предупредить воинов. А в этом эпизоде сам автор верит, Игорь пошёл на битву ради славы…
Давай те рассмотрим других героев «Слова о полку Игореве» и на основе этого попробуем ответить на главный вопрос. Ярославна — главный, но не единственный
8.
женский образ в поэме. Неизвестный автор, обладающим незаурядным поэтическим талантом, постепенно подводит своих слушателей к яркому эмоциональному образу скорбящей княгини. Незримое присутствие этого образа ощущается с самого начала произведения. Двойное восклицание — обращение «О, Русская земля! уже ты за холмом!», можно заменить синонимичным, подразумевая всех оставленных русских женщин. Здесь стоит вспомнить, что в народной традиции Русская земля всегда называется Мать — сыра — земля.
Летописец в своём произведении создал символический образ Ярославны, олицетворяющий матерей, жён, сестер и дочерей русских воинов, ушедших в поход с
Игорем. Одни из них оказались в плену, другие с тяжёлыми ранами медленно умирали в поле боя. Но больше было тех, кто пал в неравной схватке с половцами.
Чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, автор трижды повторяет, что «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале». В своих просьбах княгиня обращается к могущественным силам природы — ветру, Днепру, солнцу. В них она выражает беспокойство не только за судьбу мужа, но и за тех воинов, которые отправились с ним в поход:
О, ветер, ветрило…
Зачем мчишь хиновские стрелочки
На своих лёгких крыльях
На воинов моего милого!
Вознесённая до полёта страстным желанием помочь милому, Ярославна как бы взмывает над землёй. Сохраняя уважительность обращения, она упрекает ветер, Днепр и солнце. Слова Ярославны не только плач, но и заклинание. Доверие, надежда на справедливость природы отчётливо слышатся в её голосе. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, доблестях Игоревой дружины, мужественности и самоотверженности бойцов, но и на вере в добро как основы мира.
Это лишний раз подтверждает, что Ярославна — символический образ, она олицетворяет всех русских женщин, ставших вдовами по причине безрассудного поступка князя Игоря. Плач Ярославны — эмоциональная кульминация произведения. Ни торжественная приподнятость. Ни живописный рассказ о жестоком и бессмысленном кровопролитии и гибели русского народа, ни пламенный призыв князей к боевому единству не могли оказать такого сильного воздействия на чувства слушателей, как художественный образ Ярославны. В нем мы видим воплощение самых высоких добродетелей русской женщины. Он олицетворяет доброту и отзывчивость, преданность и верность, терпение и милосердие, любовь, чувственность и само отречение, которые не потеряли своей значимости и в наши дни. Из этого можно сделать вывод, что автор сочувствует жене Игоря, а значит и ему тоже.
Существует и ещё один мудрый герой поэмы — Святослав. Он произносит «Золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата Всеволода за то, что они ослушались его, без сговора с ним, самостоятельно пошёл на половцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора кА всем князьям того времени. Автор «Слова» напоминает князьям, как они сильны, как сильна их дружина, он видит Русь могущественной и сильной. « Золотое слово Святослава» воплощает авторскую идею о единении Руси, о восстановлении её могущества путём забвения княжеских ссор перед лицом врага
О, сыны не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою…
9.
Князь Святослав в поэме образ мудрого, верного своей земле, правителя — князя. Не случайно именно через него автор «Слова» передает свои указания и призывы. В Святославе сочетается справедливость, как физическая, так и моральная сила Слова. На
мой взгляд, главные герои с теплотой укоряют и сочувствуют князю Игорю. А из этого можно предположить, что Игорь Святославович шёл на битву не ради собственной славы! Автор «Слова» полностью разделяет взгляды Святослава. Ведь его патриотизм раскрывается через обращение к исторической правде. Недаром уже во вступлении он заявляет, что не собирается приукрашивать или замалчивать как вещий Боян.
Я рассматривала единственный главный вопрос: «А кто же всё так князь Игорь патриот или предатель? Поход во имя славы или защита родной земли?». Автор сам теряется в своих догадках, по эмоциональному окрасу видны переживания и проблема. Склоняясь то в одну, то в другую сторону летописец надает однозначный ответ. Строки поэмы пропитаны как презрением, так и сочувствием, как тщеславием, так и патриотизмом. Сопоставление добра и зла, хорошего и плохого очень яркое. На основе сделанных исследований я долго затруднялась дать конкретный ответ на выше поставленный вопрос. Но, все же рассмотрев позицию автора «Слова» я могу предположить, что Игорем руководила всеобщая любовь к земле и народу. Он, как и обычный человек наделён как положительными, так и отрицательными качествами, хорошее вперемешку с плохим. Идеальных людей не бывает, а князя я осмелюсь назвать « Героем» и восхититься им. Авторская позиция проявляется в последних строках поэмы:
Слава Игорю Святославовичу
Слава Всеволоду Буй Туру,
Слава всем нашим князьям и дружинникам.
Лето писец прощает Игоря и восхваляет его. Тем самым Автор выражает твёрдую надежду на то, что наступит конец зависти и раздорам. Произведение посвящено князю Игорю. Несмотря ни на что долг каждого прощать проступки близких и вернуть их на путь правильный! Что и сделал поэт.
10.
Список используемой литературы:
1. «Слово о полку Игореве», школьная хрестоматия А.В. Века
2. «Слово о полку Игореве», древнерусский текст перевод Д. С. Лихачёва.
11.
Аннотация:
Моя исследовательская работа посвящена поэме «Слово о полку Игореве».
Напротяжении всего анализа я искала ответ на вопрос: Князь Игорь отважный
человек или тщеславный князь? Поход во имя собственной славы или любовь к
родной земле? Исследование построено на пяти основных пунктов:
положительные и отрицательные качества Игоря;
битвы, поражение, побег;
отношение народа к Игорю и Игоря к народу;
авторская позиция;
художественные образы природы;
Я исследовала текст поэмы в стихотворной форме и дословный перевод Д. С. Лихачёва, критические статьи, разные высказывания учёных о «Слове». И пришла к выводу, что князь Игорь отважный человек и смелый воин. Обычно выдвигают обратное, но я на основе анализа текста доказала свою точки зрения. Авторское отношение к князю положительное. Поэт ему сочувствует и даже славит в финале летописи. Это подтвердило мой анализ.
политическая история — Почему Горбачев поехал смотреть «Князя Игоря» после попытки августовского путча 1991 года?
Во-первых, в Москве есть много прекрасных оперных театров. Большой, Государственный Кремлевский дворец, Театр «Геликон-опера», Московский театр оперетты, Оперный центр Галины Вишневской, Театр «Новая опера» (основан в 1991 году) и Московский камерный театр оперы.
Вопрос:
Почему после августовского путча 1991 года Горбачев поехал к «Князю Игорю»?
Не знаю, подходит ли слово «исторический». Опера датируется концом 1800-х годов и основана на литературном произведении XII века о походе князя Игоря Киевского. (Раиса Горбачева была украинкой по национальности). Больше похоже на литературные предложения из древности короля Артура, чем на реальную историю. Однако опера националистична и патриотична. Тоже кстати.
Синопсис
Опера рассказывает историю бесстрашного героического правителя, князя Игоря, который идет на войну, чтобы защитить свои владения от могущественных иноземных захватчиков. Шансы Игоря на победу невелики, но он все равно идет, потому что это «почетно». Его армия уничтожена, он и его сын захвачены врагами. Тем временем вернулся в свою столицу его зять, который был беженцем, которого принял Игорь; Князь Галицкий пользуется отсутствием правителя Игоря. Он растлевает женщин и угрожает своей сестре, жене Игоря. Князь Галицкий изображается как эгоистичный мелкий персонаж, заинтересованный только в том, чтобы приставать к женщинам, пить и преследовать собственные удовольствия. Человек, который предает своего благодетеля и меняет свой характер, когда его шурин отсутствует. В конечном итоге Галицкий в отсутствие Игоря организует переворот, заплатив своим сторонникам по бочке водки каждому. Тем временем Игорь завоевывает уважение своего похитителя, который объявляет Игоря своим почетным гостем, а не пленником и даже не врагом. Он предлагает Игорю свободу, но Игорь снова отказывается, это нечестно, Игорь не будет в долгу перед своим врагом. Его враг сокрушается, что если бы они были друзьями, то могли бы завоевать всю Россию. Затем Игорь сбегает из плена один, возвращается в Новгород-Северск, и пьеса заканчивается тем, что жители столицы радуются возвращению своего царя, осуждая узурпатора князя Галицкого, когда Игорь въезжает в город.
Я бы сказал, что Горбачевы, вероятно, специально выбрали эту пьесу как для того, чтобы представить Горбачева в героическом одеянии князя Игоря, так и его антагонистов, посадивших его под домашний арест, в бездарное и своекорыстное одеяние князя Галицкого.
Я бы еще сказал, что эта историческая история очень хорошо знакома Раисе Горбачевой.