Содержание
Крещение – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 12 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
У Таинства Крещения очень странное, на первый взгляд, определение: «Крещение – это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев? Что принципиально меняет в человеке Крещение?
Когда меня спрашивают, что такое Таинство Крещения, я отвечаю кратко: «Это Таинство духовного рождения». Все мы когда-то родились от земных родителей. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога.
Перед нами, если мы крестимся во взрослом возрасте, и перед малышом, которого держим на руках и собираемся крестить, стоит наполненная водой купель. Это «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Как это объяснить? Каждый раз обращаюсь к людям, пришедшим креститься, и робею, оттого что боюсь не найти слов, выражающих тайну Крещения. Потому что это – Таинство. А само это слово – таинство указывает на тайну. Это то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере.
Совершается Таинство, внешне очень земное, с несовременными обрядами, над которыми можно улыбнуться: мажут из пузырька маслом, дуют на воду, окунают… Но в момент Крещения происходит нечто таинственное, невыразимое. Человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Момент Крещения – момент духовного рождения.
Крещение – не формальное членство в каком-то обществе или партии, Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Многих людей тот факт, что они христиане, ни к чему не обязывает. Крестят детей, чтобы ребенок меньше болел, жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес – категории жизни сей, временной, земной. А Господь прежде всего печется не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесной Родине, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному.
Креститься может любой человек. И парадокс церковных Таинств (в том числе и Крещения) состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он принимает Таинства не насильно, они все равно совершаются, они действительны и объективны.
Но для самого человека важно, с каким расположением души он подходит к Таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом или событием духовного возрождения, Пасхой души.
Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к Таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры. Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение – самое главное событие в жизни.
Ко мне как к священнику приходит много людей с желанием креститься. Спрашиваю, что привело к этому решению, и слышу самые разные ответы. И бываю счастлив, когда говорят, что желают начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.
Бывает, что приходят креститься по совершенно иным причинам: «Хочу крестить своего ребенка, чтобы он был здоровым», или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься». В таком случае я объясняю, что Крещение – нечто иное, не гарантия от Бога защиты и покровительства, не элемент русской национальной культуры. Но есть и те, кто подходит к крещальной купели с еще неоформившейся верой, но с чувством, что после Таинства что-то должно произойти: «Я не могу объяснить себе смысл Крещения, но я верю и знаю, что это мне нужно, что после этого мои отношения с Богом изменятся». Задача священника – объяснить, что такое жизнь христианина, что Бог потребует от новокрещенного. И если человек готов сделать шаг в веру – я крещу его.
И еще о подготовке к Крещению. И маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, нужны воспреемники (иначе – крестные). В древности воспреемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Воспреемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели – воспринимали от купели, поэтому и назывались воспреемниками.
Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны – очень ответственно. В первую очередь, это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка. Стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро – вставай, сегодня идем в храм! – вот обязанности настоящего крестного. Чему же может научить крестный, далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры?. Пусть уж он просто остается вашим другом или подругой, но не берет на себя такую великую духовную ответственность, не становится воспреемником. Стоит задуматься, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника. Грехи крестника, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег – ложатся и на крестного. Но и духовные успехи человека, живущего в вере, распространяются на его крестного.
В случае, если нет людей, которые могут стать хорошими духовными сооветчиками, людей, имеющих опыт христианской жизни, крещение взрослого человека можно совершить и без крестных.
Таинство начинается с… прогнания диавола. Хотим мы этого или нет, но на любого человека, особенно некрещеного, оказывает воздействие враг рода человеческого – диавол. Мрак и отчаяние в душе, порочные желания, которым нет сил сопротивляться, вот плоды этого воздействия.
Крещение соединяет человека с Богом, открывает перспективы избавления от грехов, освящения… Но прежде нужно порвать с сатаной, избавиться от его власти. Обращение к дияволу в начале чина Крещения носит название «запрещения». Священник не просит диявола, а повелевает ему именем Божьим, запрещает касаться крещаемого.
«Диавол! Изгоняет тебя пришедший в мир и поселившийся среди людей Господь. Господь сокрушит твое мучительное иго и освободит род человеческий!.. Заклинаю тебя, диявол, Тем, Кто ходил по морю, словно по суше, Кто повелевает бурям, взор Которого проницает бездны и от слов Которого тают горы; Он заклинает тебя, диавол, моими устами. Устрашись, выйди, удались от сего создания безвозвратно и никогда не возвращайся. Выйди и не таись, не встречайся, не искушай сего человека ни ночью, ни днем… Убирайся в преисподнюю до самого Судного Дня… заклинаю тебя, сатана: выйди и удались от сего создания со всем своим войском и всеми своими ангелами…» (молитвы даны в русском переводе, но Таинство совершается на церковнославянском языке).
Слушая молитвы, крещаемые стоят лицом к востоку. Восток в древности считался стороной света, Бога. С востока восходит солнце. Согласно библейскому рассказу, именно на востоке был насажден райский сад – Эдем… Все православные храмы ориентированы алтарем на восток. Запад же считался стороной темных сил. Отрекаясь от сатаны, крещаемый поворачивается лицом на запад, он словно смотрит на сатану. Смотрит и на вопрос священника: «Отрекаешься ли от сатаны, от всех дел его, всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» решительно отвечает: «Отрекаюсь!»
От чего отрекается пришедший к Богу человек? Всего четыре понятия: дела, ангелы, служение и гордость сатаны.
Дела: мы отрекаемся от всех богомерзких дел диявола и обещаем, что будем творить лишь дела Божии. Воровство, обман, подлость, лицемерие, жестокость, блуд, жадность… Все это дела бесовские.
Ангелы: Здесь речь идет об отречении от ангелов тьмы, от демонов, которых в древности (и, увы, сегодня тоже) люди любили призывать себе на помощь. Обращение к экстрасенсам, колдунам и знахарям – это поиск помощи на стороне, вне Бога, вне Церкви. Но для христианина обращение к потусторонним силам в обход Бога представляется немыслимым.
В реке Иордан, на месте, где Иоанн Креститель крестил самого Иисуса Христа, всегда много желающих совершить Таинство. Фото ИТАР-ТАСС
Отныне человека поведет по жизни Христос, и только Он. Наша жизнь в Его и только Его руке.
Служение: В этом отречении продолжается тема разрыва с оккультизмом и магией во всех ее проявлениях. Первоначальное значение слова служение (греч. latria) – почитание иных богов, принесение жертв идолам. Для современного человека этими идолами чаще становится не магия, а что-то иное: власть, деньги, удовольствия, или еще что-либо занимающее божье место в его сердце.
Гордость: Первоначально слово роmpi, переведенное у нас как гордость, означало триумфальное, торжественное шествие в честь языческих праздников или богов. В более позднее время слово роmpi стало означать роскошь, языческое пышное празднование. Христиане именно от этого и отрекались: от языческих торжеств, вакханалии бесовских ритуалов и мистерий, чествований бесов. Древний мир кичился богатыми зрелищами, индустрией развлечений и утонченных забав. Для древних христиан все это было не более чем земная суета, ведущая к гибели души.
Отречения эти заканчиваются характерным и выразительным жестом: отрекающийся дует и плюет на сатану.
После отречения от диявола человек снова поворачивается на восток, в сторону Бога. Теперь ему нужно сказать то, ради чего он пришел креститься. Священник задает вопрос «Сочетаешься ли ты Христу?» Каков смысл этого вопроса? Сочетание – это тесное соединение. Таинство Крещения сообщает человеку уникальный опыт – богосыновства. Отныне Бог уже не далекий и непознаваемый космический Владыка, а Отец. На вопрос священника человек отвечает: «Сочетаюсь». Священник задает еще один важный вопрос «Веришь ли Ему?» В ответ звучит: «Верую Ему как Царю и Богу». Почему этот вопрос важный? Христианство – это не набор нравственных заповедей, не красивые храмы и великая культура. Христианство – это Иисус Христос, и отношение к христианству зависит от ответа на вопрос: Кто Он Такой? Христиане верят, что Христос – это Бог, ставший человеком. Если не верить в это, от христианства остается одна красивая обертка, лишенная всякого смысла.
После исповедания Иисуса Христа Богом крещаемый (или его крестный) читают Символ веры – молитву, в которой лаконично изложены основы христианской православной веры.
Естественно, что и отрекаться от сатаны, и сочетаться со Христом, и исповедовать свою веру человек должен серьезно и сознательно. Но как же быть в случае крещения младенца, который не только не понимает, что с ним происходит, но даже и говорить не умеет? В этом случае на все вопросы священника отвечают крестные и родители.
После исповедания веры начинается непосредственно само Крещение. Сначала священник совершает чин освящения воды в купели. Затем трижды погружает крещаемого в купель со словами:
Крещается раб Божий (раба Божия):
(имя)
во имя Отца, аминь.
и Сына, аминь.
и Святаго Духа, аминь.
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – спрашивает апостол Павел. Святые отцы древности крещальную купель сравнивали с… гробом. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе.
Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес!
Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение не только, как мы его назвали выше, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души! Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… (Рим. 6:4-5). Именно поэтому в древности крещение совершалось на Пасху, причем в Иерусалиме Таинство совершалось в храме Воскресения Христова.
После выхода из купели на христианина надевается нательный крест. Новокрещенного символически постригают, мужчин и мальчиков вводят в главную часть храма – алтарь, женщины и девочки поклоняются Господу перед Царскими вратами.
Крещение совершилось. Произошло духовное рождение нового человека. Однако сразу после троекратного погружения в купель, после того, как на христианина надели нательный крест, в Православной Церкви совершается еще одно Таинство. Оно называется Миропомазание. Внешне оно совершается очень быстро и просто – лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки, ноги новокрещенного мажут каким-то «маслицем» со словами: «Печать дара Духа Святого». Поэтому многие люди даже и не знают, что совершилось еще одно величайшее Таинство Церкви. Что происходит во время Миропомазания? Об этом – в следующий раз.
Вопрос о неповторимости Крещения решен однозначно: оно неповторимо. Тем не менее в жизни современной Русской Церкви постоянно возникают ситуации, связанные с эпохой, в которой мы живем. Например, к батюшке приходит женщина лет сорока и говорит: «Я не помню, крестили меня или нет. Бабушка говорила, что вроде бы крестила, когда я была маленькой, она умерла, а мама ничего об этом не знает. Как мне быть?» С одной стороны, церковные Таинства объективны, и Крещение остается Крещением, даже если это женщина ничего не помнит. С другой стороны – а вдруг бабушка что-то напутала, вдруг женщина не крещена? Каждая такая ситуация требует очень осторожного, неформального подхода и отдельной беседы со священником…
Иногда приходится слышать такой вопрос: «Батюшка, если ребенка крестил не очень достойный священник или крестил «обливанием». Что делать, неужели второй раз креститься? Совершилось ли Крещение?» И родителям, и крестным младенца прежде нужно смотреть на себя, на свое достоинство. Но ответ на этот вопрос однозначный: да, Таинство совершилось. К сожалению святых людей мало. Среди духовенства много людей честных и порядочных, но не святых, иногда встречаются и не очень
достойные. При этом действительность и действенность Таинств Церкви не зависит от нравственного состояния священников, которые их совершают.
Вместе с тем – не все так просто. В самом глубинном смысле любое Таинство – это действие, совершаемое всей Церковью, поэтому отвечает за его совершение не только священник, а вся Церковь, то есть все христиане. И здесь мы оказываемся в двойственной ситуации. С одной стороны, Крещение, совершенное недостойным священником, действенно, реально, и мы верим, что когда ребенок вырастет, он не потерпит ущерба в своей духовной жизни.
С другой стороны, все, соприкоснувшиеся с этой ситуацией, вовлеченные в нее, будут перед Богом за это отвечать. Родители должны уметь выбирать для своего ребенка лучшее. Ведь именно от нас зависит, чтобы Таинство было совершено хорошим священником и должным образом. А если такого стремления нет, если это результат какой-то небрежности со стороны и священника, и родителей, и крестных родителей, то ущерб для духовной жизни ребенка будет. Не потому, что Таинство ущербное, а потому, что совершаемое рядом с ребенком пренебрежение Таинством, то есть кощунство, рано или поздно может оказать на него воздействие.
Существуют разные практики совершения Таинства Крещения. По церковным правилам человек должен полностью, с головой, трижды погружаться в купель. В случае, если это невозможно, священник может поставить крещаемого в купель и три раза облить. В особых случаях (болезнь или экстремальная ситуация, угрожающая жизни человека) могут просто трижды окропить. Во всех трех случаях Крещение действительно.
В некоторых православных храмах бабушки у прилавка, где продают свечи, говорят, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Это дикое суеверие. Крещение – величайший момент в жизни ребенка, который можно сравнить только с рождением. Что бы вы сказали, если бы мать прогоняли с родов собственного ребенка? Никогда, ни в одном церковном правиле или документе Церковь не говорила, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Однако есть правило, что в течение сорока дней после родов, пока не будет прочитана особая благодарственная молитва, женщина не входит в храм. Поэтому когда крестят ребенка до сорока дней, то мать не присутствует на Крестинах, но если Крещение совершается позже, то она обязана быть с ребенком.
На заставке фрагмент фото 白士 李/www.flickr.com
Фото:
(1) ИТАР-ТАСС/Николай Семаков
(2) ИТАР-ТАСС/А. Семехин
Таинство Крещения: ответы на основные вопросы
- Православное учение о Крещении
- Раздел «Таинство Крещения»
- Что такое первое Таинство или Крещение? свт. Петр (Могила), митр. Киевский
- Таинство Крещения прот. Олег Давыденков
- Кратко о главном
- Вопросы и ответы о Таинстве Крещения
- Объяснение священнодействий и обрядов Крещения и Миропомазания
- Крещение и Миропомазание митр. Иларион (Алфеев)
- Крещение схиархим. Иоанн (Маслов)
- Можно ли креститься второй раз? иерей Александр Ермолин
- Святые отцы о Крещении
- Против отлагающих Крещение свт. Григорий Нисский
- О благодати святого Крещения преп. Исидор Пелусиот
- История Таинства Крещения
- История крещения: как крестили в Древней Церкви
- История чинопоследований Крещения и Миропомазания А. И. Алмазов
- Порядок совершения Таинства Крещения
- Порядок (чинопоследование) святого Крещения архим. Борис (Холчев)
- Подготовка ко Крещению
- Пять огласительных бесед перед Крещением свящ. Даниил Сысоев
- Полемические вопросы
- Можно ли признавать Крещение радикальных протестантов? cвящ. Д. Сысоев
- Крещение. Православие и протестантизм свящ. Вячеслав Рубский
- О крещении младенцев свящ. Даниил Сысоев
- О крещении Тертуллиан
- Церковные постановления о совершении Крещения прот. Николай Сильченков
- О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»
- Видео, тесты, кроссворды
- Духовный аборт свящ. Вадим Коржевский
- Крестить ли когда есть сомнения в искренности? свящ. Георгий Максимов
- Действительно ли крещение обливанием? свящ. Георгий Максимов
- Тест: Таинство Крещения
- Кроссворд «Таинство Крещения»
- Кроссворд «Крещение Господне»
- Крещение. Квиз
Креще́ние –
1) одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин.3:5). После Крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
Участвуя в Таинстве Святого Крещения, человек через троекратное погружение в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа очищается от грехов, умирает для жизни греховной, духовно рождается для жизни во Христе, усыновляется Богу, вводится в общение с Церковью;
2) Крещение Господне – событие Евангельской истории, смысл которого состоит в том, что Господь Иисус Христос, не имевший личной необходимости в покаянии (Иоанновом крещении покаяния), крестившись в Иордане, установил Таинство Крещения, низвел благословение на воду, чтобы впоследствии она могла служить средством для совершения этого Таинства в Церкви;
3) двунадесятый Праздник, посвященный воспоминанию и чествованию данного события.
Крестил ли Сам Иисус Христос?
Блаженный Феофилакт Болгарский: “Слыша, что Он крестил, не подумай, что Он Сам крестил: крестили ученики Его, но дело учеников евангелист относит к Учителю. Далее сей же самый евангелист говорит, что «Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2). Спросишь ли «почему Он Сам не крестил»? Узнай. Иоанн прежде сказал, что «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф.3:11). А Духа Святого Он еще не давал, потому что было еще не время. Итак, если бы Он крестил, то или крестил бы без Духа (и чем бы тогда разнился от Иоанна?), или давал бы Духа и прежде времени, а это недостойно Бога, делающего все вовремя. Когда же было время дать Духа? Время после вознесения”.
Источник
Было ли Крещение, которое совершали ученики Христа (Ин.4:2) аналогом современного Таинства Крещения?
До Пятидесятницы (схождения Святого Духа на Апостолов, дня рождения Церкви), их крещение ещё не имело благодатной силы и было крещением покаяния (Мк. 1:4), как и у Иоанна.
Сам Иоанн Предтеча, указывая на Мессию, говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11). Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «присоединением слов «и огнем» [Иоанн Предтеча] еще более выражает силу и могущественное действие благодати».
Крещение покаяния не заменяло собой Крещения во имя Христово (Деян.19:1-5).
Достаточно ли Крещения для спасения?
Как известно, с рождением жизнь человека не заканчивается, а только начинается. В духовной области аналогичная последовательность: Крещение само по себе, без дальнейшей духовной жизни, не спасительно.
Кто Крестил Благоразумного разбойника?
«…разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин).
«Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел – в узах; Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст).
Подробнее см. Благоразумный разбойник.
Кто Крестил апостолов и Богородицу?
— Иоанн Мосх запечатлел в Луге Духовном: «Ведь, не писано об апостолах, что они крещены. Ужели они не войдут в царствие небесное? — Нет! — отвечали на это. — Апостолы крещены, как говорит об этом Климент Строматевт в пятом томе своих “Гипотипоз”. Изъясняя слово апостола: “Благодарю Бога, что никого из вас не крестил”, — он говорит: “Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр — Андрея, Андрей — Иакова и Иоанна, а эти — остальных”» (блаж. Иоанн Мосх. Луг Духовный.176)
— Святитель Софроний Иерусалимский и на основе Предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, свидетельствует: «Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн» (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. PG.87/3, col.3372).
— Синаксарь Цветной Триоди на Вознесение Господне: “Епифаний Кипрский повествова: яко Богослов убо Иоанн Богородицу крести, Петр же и той и прочия апостол» (Триодь Цветная, изд. в 6‑е лето патр. Иосифа, л.451 об.).
— Преподобный Ефрем Сирин: «Как наименовать мне Тебя?… Назову ли Тебя Женихом или Господом, Родившим Матерь Свою новым Рождением в водах». И здесь же отвечает от Лица Богородицы: «Я – Раба и Дочь, потому что купил Ты Меня и крестил Меня в водах… И как родила Я Его новым Рождением во плоти, так и Он родил Меня вторым Рождением» (Преп. Ефрем Сирин. Песнопения на Рождество Христово, п. 10 // Творения, т. 5, п. 151, с. 148).
— Тертуллиан в слове “О крещении”: «Если они (т. е. Апостолы) приняли человеческое крещение Иоанна, то желали и Господнего Крещения, почему Сам Господь призвал единое Крещение, говоря Петру, не желающему быть измовенным: “кто однажды измовен, не имеет вновь в этом нужды” (Ин. 13:6), чего, конечно, Он не сказал бы тому, кто некрещен».
Условия Таинства Крещения
Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38).
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.
Плоды Таинства Крещения
В Таинстве Крещения человек получает освобождение от безусловной власти первородного греха. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. Крещение дарует человеку свободу от тирании дьявола, который не сможет больше властвовать над нами без нашей воли. Крещение не действует автоматически, без нашей веры и покаяния, без соблюдения заповедей семя вечной жизни не взойдёт, а погибнет в нас. Не ведущий духовную жизнь крещёный человек именуется отпавшим.
Крещение в случае смертной опасности может совершить и мирянин
В случае смертной опасности и невозможности доставить к человеку православного священнослужителя, Таинство Крещения может совершить мирянин. В таком случае этот православный христианин должен взять воду (желательно святую) и трижды возлить на крещаемого со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Если человек останется в живых, то Крещение должен довершить священнослужитель.
См. подробнее: О возможности совершения Таинства Крещения мирянами в случае смертной опасности
Можно ли Креститься во второй раз?
Крещение – это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно. В Православном Символе веры четко сказано: «Исповедую едино (одно) крещение…».
Грехи, совершённые после Крещения, омываются в Таинстве Покаяния (исповеди). Это Таинство образно называют вторым Крещением, так как при сердечном раскаянии в своих грехах, человек получает прощение от Самого Бога.
Можно ли Креститься, если неизвестно, был ли крещён ранее?
«Если о младенце неизвестно, был ли он крещён (т. е. нет свидетелей, которые могли бы точно сообщить об этом), он может быть крещён обычным чином без каких-либо ограничений (Карф. 72; Трул. 84). Опираясь на это же правило, разрешается крестить подкидышей» (Православная энциклопедия. Том 38. М., 2015. С. 656).
«Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено Таинство.
В некоторых областях России в подобных сомнительных случаях совершают так называемое “условное Крещение”, при котором в тайносовершительную формулу добавляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Крещения предлагает Требник митрополита Петра Могилы. Однако, по мнению специалистов в области литургического богословия, древняя Церковь не знала условного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен» (Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 236).
О страхе Креститься
Еще в четвертом веке многие жители Византии отказывались принимать Крещение, мотивируя это тем, что не смогут отказаться от привычного образа жизни, любимых дел и увлечений. И в том, что христианская жизнь по Евангелию вовсе не потребует от них столь радикального отказа, убеждал людей в ту пору не кто-нибудь, а сам святитель Иоанн Златоуст: «…Зачем ты убегаешь? Так, скажешь, я не могу соблюсти заповедей. Но разве Бог заповедал невозможное? <…> Разве не позволяется тебе заниматься делами? Разве я отвлекаю тебя от жены? Удерживаю тебя только от прелюбодеяния. Разве от пользования имуществом? От любостяжания только и хищения. Разве принуждаю раздать все? Только немногое, по мере возможности, уделять нуждающимся. <…> Разве принуждаем поститься? Запрещаем только предаваться опьянению и пресыщению. Устраняем то, что причиняет тебе бесчестие, что и сам ты еще здесь, прежде геенны, уже признаешь постыдным и ненавистным. Разве запрещаем веселиться и радоваться? Только бы это было не постыдно и не бесчестно».
Нужны ли крёстные взрослому человеку?
Крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей (до 14-ти лет), для взрослого наличие крестных необязательно. Когда крестится взрослый, он сам может исповедовать свою веру в Иисуса Христа и хочет принять Святое Крещение для жизни по Его воле. Но поскольку большинство людей крестят в младенчестве, когда ребенок ещё не имеет сознательной веры, не может её гласно исповедовать, за него это делают крестные. Таким образом, детей крестят по вере восприемников и по вере родителей.
Можно ли крестить человека не на его мирское имя? Например, человека зовут Георгий, а креститься хочет с именем Павел
Самый простой и вместе с тем идеальный случай – это Крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Однако наличие нескольких имен у человека с древних времен было явлением обычным, например: Иаков – Израиль; Даниил – Валтасар; Симон – Петр. У многих русских святых тоже было два имени: вел. кн. Ольга (в св. Крещении Елена), вел. кн. Владимир (в св. Крещении Василий), а дети его: св. Борис (Роман) и Глеб (Давид). У монахов почти всегда не совпадает имя мирское и то, которое дается при постриге. А так как в паспорте имя остается прежним, то при оформлении какого-нибудь документа приходится называть прежнее имя.
Главное, чтобы желание иметь иное имя в Крещении не было обусловлено оккультными причинами. Например, скрывать имя, данное в Крещении, — явное проявление оккультизма, жизни по воле падших духов.
Что делать, если человека крестили не на его мирское имя, а он не может привыкнуть к новому имени, данному в Крещении? Например, Александра крестили с именем Максим, но к этому имени он не может привыкнуть и чувствует дискомфорт
Если человеку не удается привыкнуть к новому имени, то можно поступить так. Пойти в храм, объяснить священнику ситуацию и попросить прочесть «Молитву, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего» (имеется в Требнике). Тогда его имя в Крещении будет Александр. При этом крестить заново такого человека не будут. Определить небесного покровителя нужно по календарю: ближайшее после дня рождения празднование памяти святого Александра.
Как быть, если имени крещаемого нет в святцах?
Если имени крещаемого нет в святцах, во время Крещения человека переименуют с целью обретения православного небесного покровителя. В таком случае имя человека может быть двойным: одно – для общего пользования, а другое – для религиозной жизни. При Крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Так, Яну чаще всего крестят с именем Иоанна, Илону или Нелли – Елена. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – «свет»), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победа». Тем не менее, можно выбрать себе имя, которое необязательно будет созвучным мирскому имени крещаемого.
Обязательно ли называть ребенка по святцам?
На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Полезно придерживаться этой традиции.
Почему Церковь не поминает некрещеных?
Архимандрит Рафаил (Карелин): «Во-первых, надо осознать и понять, почему Церковь в своих молитвах не поминает некрещеных, почему в этом отношении она так категорична. Ответ один: из-за любви. Благодать церковной молитвы, которую не может воспринять некрещеный, только усугубляет его страдания. Не воспринятая благодать как бы обращается против человека. Чувство потери становится для него особенно ощутительным и острым. Молитва должна соответствовать духовному состоянию человека и степени его восприимчивости. Есть еще метафизическая сторона вопроса, которой мы не касаемся здесь, а именно, некрещеные в загробной жизни остаются под властью демона и в узах первородного греха как проклятия. Они — то темное сокровище вавилонского царя, о котором говорится в Библии. Служить погребение над некрещеными и петь «со святыми упокой» — это значит лгать, и ложью расширять власть демона над ними».
Playa Del Rey, CA > Что такое крещение?
Убеждения отмечены вещами. Мы показываем, что верим во что-то, своим образом жизни и часто конкретными символами. Например, наша вера в брак проявляется в том, как мы живем в браке, и в символе обручального кольца. В случае христианина наши убеждения проявляются в том, как мы живем, повинуясь Богу, и особенно в символе крещения. Крещение – это обручальное кольцо христианской жизни.
Слово крещение происходит от греческого слова ( крестить ), что означает «погружать». Крещение — это церемония, во время которой христианин погружается в воду перед церковью, чтобы публично символизировать свою веру во Христа. Вода является символом смывания греха. Погружение в воду – это символ перехода от смерти к новой жизни верой во Христа. Тот факт, что христиане на протяжении всей истории практиковали этот обряд посвящения, символизирует, что крещеный теперь присоединяется к церкви. Крещение действительно является могущественным символом большого богословского значения.
Всякий раз, когда кто-то спрашивает: «Зачем мне креститься?» Ответ всегда должен быть в форме вопроса: «Любишь ли ты Иисуса?» Если вы поверили во Христа как в Спасителя своей души, тогда вам следует креститься, потому что вы любите Его. Иисус сказал: «Если любишь Меня, соблюди Мои заповеди» (Иоанна 14:15). Крещение – это повеление от Самого нашего Господа (Матфея 28:19-20).
Крещение — это проявление нашей любви и преданности Богу. Это обязательство следовать тому, что Он повелел нам делать. Крещение не для светского христианина, который в основном рассматривает христианство как моралистический способ быть хорошим или поверхностное кредо для тех, кто хочет иметь какую-то абстрактную встречу с «человеком наверху» или «матерью-природой». Мы должны ясно понимать, что крещение предназначено не для тех, чья жизнь не изменилась благодаря силе и присутствию Христа. Крещение для верующих. Как обручальное кольцо для женатого человека, так и символ крещения является знаком верующего.
В Библии записано повествование в Деяниях 8:35–39, которое очень ясно объясняет значение крещения. В этом повествовании Филипп делится своей верой с эфиопом, а затем крестит его. Прочитайте сообщение:
«И Филипп отверз уста свои, и, начав с этого Писания, благовествовал ему об Иисусе. И когда они шли по дороге, они подошли к воде; и сказал евнух: «Смотрите! Вода! Что мешает мне креститься?» И Филипп сказал: «Если вы верите всем своим сердцем, вы можете». И он ответил и сказал: «Я верю, что Иисус Христос есть Сын Божий». И он приказал колеснице остановиться; и оба они сошли в воду, Филипп и евнух; и он крестил его».
Обратите внимание на то, что эфиоп сначала поверил в Иисуса, а затем крестился. По сути, он спрашивает Филиппа: «Что мне нужно сделать, чтобы креститься?» Такова была практика того времени, то есть верить в Иисуса, а затем показывать это публично, принимая крещение и живя в послушании Богу.
Этот отрывок из Деяний не только объясняет нам истину крещения, но также показывает, как оно совершалось. Филипп крестил, погрузив человека в воду. Это ясно, потому что сказано: «когда они вышли из воды». Какой прекрасный символ! Как вода омывает тело, так и Христос омыл нашу душу. Как мы восстали из воды, так и воскресший Христос дал нам новую жизнь и надежду на воскресение.
Весь символ крещения касается вас и Иисуса. Кроме того, этот символ говорит о том, что вы принадлежите к Его церкви и вас приветствуют. Видите ли, все, что погружено в другую субстанцию, подавляется этой субстанцией, поглощается ею и иногда отождествляется с ней. Как кусок белой ткани будет отождествляться с краской, в которую он погружен. И только что намоченная ткань больше не белая и не единственная, ибо она принадлежит сообществу красящих тканей. Видите ли, Христос строит Свою церковь, а мы — ткани, окропленные Его благодатью, и вместе мы являем Его славу миру как Его крещеная община, делящаяся благой вестью об Иисусе.
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О КРЕЩЕНИИ И КАК ВЫ МОЖЕТЕ КРЕСТИТЬСЯ, НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ.
Что такое крещение? Значение и важность крещения
«Соответствующее этому крещение теперь спасает вас не как очищение тела от грязи, а как обращение к Богу о доброй совести через воскресение Иисуса Христа» (1 Петра 3:21)
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». (Галатам 3:27)
Когда мы входим в воды крещения, мы провозглашаем евангельскую весть. Иисус умер за наши грехи, был похоронен и снова живет. Присоединяясь к крещению, мы отождествляем себя с Ним. Римлянам 6:4 говорит, что мы были погребены с Ним через крещение в смерть. Теперь мы мертвы для власти греха. Поднятие из воды выражает нашу новую жизнь во Христе и наш союз с Ним.
Значение и важность крещения
Если бы значение крещения можно было выразить одним словом, это было бы отождествление. Крещение говорит прежде всего о личном, публичном отождествлении с Иисусом Христом.
В Послании к Римлянам 6:3-4 Апостол Павел ставит вопрос так:
Разве не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились? Итак, мы были погребены с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и мы могли жить новой жизнью.
Обратите внимание на силу выражений «крестился во Христа», «крестился в смерть Его» и «погребался с Ним в крещении». Кто-то может предположить, что здесь речь идет прежде всего о крещении Духом. Это правда, но, по крайней мере, водное крещение находится на заднем плане этого отрывка.
Насколько важно ваше крещение? Это ваше личное отождествление с величайшим событием в истории человечества — смертью, погребением и воскресением Иисуса Христа. Крещение не спасает вас — спасение приходит только через веру (Ефесянам 2:8-9). Ваша вина перед Богом устранена в тот момент, когда вы доверитесь Христу. Но крещение — это ваше личное свидетельство и внутренняя уверенность в вашем переходе от старой жизни к новой…
Как крещение связано с Иисусом
новую жизнь в Иисусе Христе.
2. Это означает, что мы публично отождествляем себя со смертью, погребением и воскресением Христа.
3. Это значит, что мы открыто вступаем в ряды верующих во Христа.
Когда вы креститесь, вы визуально проповедуете Евангелие. Когда вы стоите в воде в ожидании крещения, во-первых, вы символизируете смерть Иисуса на кресте. Во-вторых, вы символизируете Иисуса, погребенного в гробнице, когда вас опускают в воду. Когда вы поднимаетесь из воды, вы символизируете воскресение Иисуса из мертвых.
И поскольку вы лично креститесь, вы также говорите: «Я умер с Иисусом Христом, я был погребен с Ним и теперь я воскрес со Христом к совершенно новой жизни».
Короче говоря, в своем крещении вы исповедуете веру без использования каких-либо слов. И ваше исповедание во время крещения будет более эффективным для ваших друзей, чем любая проповедь, которую пастор произносит в воскресенье утром, — более эффективной, потому что она исходит непосредственно от вас.
Греческое слово, переведенное как «крестить», это глагол баптизо . Согласно большинству современных лексиконов, основное значение — «окунать, погружать, погружать». Второстепенное значение — «подвергать влиянию». Д-р Меррилл Тенни отмечает, что «с поправкой на некоторые случайные исключения, такие как отрывки, в которых подразумевается омовение, этимологическое значение указывает на то, что первоначально крещение совершалось погружением в воду» (Основная христианская доктрина, стр. 257). Завет:
Для крещения нужна вода (Матфея 3:11)
«Я крещу вас водою в покаяние, но Грядущий за мною сильнее меня, Чьи сандалии я недостоин носить. Он будет крестить вас Духом Святым и огонь».
Для крещения требовалось много воды. (Иоанна 3:23)
«Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды, и приходили люди и крестились»
Крещение требует спуска в воду. (Деяния 8:38-39)
«И приказал он колеснице остановиться, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и он крестил его.
И когда они подошли из воды Дух Господень унес Филиппа, и евнух уже не видел его и, радуясь, пошел дальше».
Крещение требует выхода из воды. (Матфея 3:16, Деяния 8:39).)
Кроме того, обороты речи апостола Павла хорошо согласуются с погружением. Крещение названо «погребением» в Римлянам 6:4 и Колоссянам 2:12. Крещение совершается «в его смерть» и включает в себя «воскресение, чтобы ходить в обновленной жизни». Трудно понять, как окропление или обливание могли передать эти значения.
Наконец, история церкви свидетельствует о том, что погружение действительно было способом крещения, практиковавшимся в ранней церкви.
Нужно ли крестить христиан?
Чарльз Стэнли объясняет важность крещения, говоря:
«Наш Спаситель повелевает нам следовать Его примеру во всем, включая крещение: Матфея 28:19 говорит: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В начале Своего публичного служения Иисус решил креститься. Река Иордан. Безгрешный Иисус присоединился к толпе у реки и попросил Иоанна крестить Его. Господь решил присоединиться к грешному человеку. Когда мы следуем Его примеру в водах крещения, мы публично исповедуем нашу веру в Спасителя и отождествляя себя с Ним.
Крещение позволяет нам продемонстрировать нашу связь с Иисусом и с нашими братьями и сестрами во Христе. Мы все члены одного тела под властью одного и того же Господа. Но важно помнить, что в Ефесянам 2:8-9 говорится, что единственным требованием для спасения является вера в Иисуса Христа, а не крещение. Но, чтобы исполнить Его повеление, мы должны креститься в соответствии с нашим решением принять Его в свою жизнь».
Ключевые стихи из Библии о крещении
во имя Иисуса Христа для прощения ваших грехов, и вы получите дар Святого Духа. (Деяния 2:38)
А теперь, почему вы ждете? Встань и крестись, и омой грехи твои, призвав имя Его.» (Деяния 22:16)
Крещение, соответствующее этому, теперь спасает тебя не как удаление грязи с тела, а как призыв Богу за чистую совесть, через воскресение Иисуса Христа (1 Петра 3:21)
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти Царство Божие. (Иоанна 3:5)
Кто уверует и крестится, тот спасется, а кто не уверует, будет осужден. (Марка 16:16)
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матфея 28:19)
Почему это важно для Христиане должны креститься?
В Крещении Иисус говорит с верующим, собравшимся собранием и наблюдающим миром, отождествляя этого человека с собой в смерти, в погребении и в воскресении. Итак, в Крещении то, что у вас есть, — это знак казни. Это признак утопления. Вот почему, когда Иисус крестится, Иоанн Креститель не может в это поверить. Иисус подходит к нему и говорит: «Я хочу креститься у тебя», а Иоанн говорит: «Нет, нет, нет, мне нужно креститься у тебя».
Почему Джона это так встревожило? Ну, это из-за того, что он делает с крещением. Он говорит: «Вы стая змей, вы должны предстать перед судом Божьим». А в Крещении что происходит? Ну вода страшная. Вы уходите под воду, вы не можете дышать. Это картина смерти и могилы, и так было всегда, согласно Библии. Потоп, Бог заливает мир, это крещение, говорит нам Петр в 1 Петра, глава 3. Бог посылает Иону в бездну, в воду, это Его суд над Ионой. В конечном итоге Бог крестит мир огнем, поглощает и погружает мир в огонь.
Итак, когда Иисус говорит: «Я хочу креститься», Иоанн встревожен этим, потому что это безгрешный сын Божий. И это имеет не больше смысла, чем кто-то говорит: «Я действительно хотел бы быть в федеральном реестре сексуальных преступников». Вы бы сказали: «Почему ты хочешь быть в этом списке? Почему ты хочешь отождествлять себя с этими змеями, которые находятся под судом Божьим?» Но, конечно же, Иисус делает именно это. Не потому, что у него есть грех, а потому, что он отождествляет себя с грешными людьми.
Итак, когда кто-то спускается в воды крещения, прежде всего, этот человек исповедует: «Я заслуживаю смерти. Я заслуживаю суда Божьего». Иисус через свою церковь говорит человеку: «Да, ты прав. Это именно то, чего ты заслуживаешь, это смерть и могила». Но этот человек также признает: «Я верю в силу Бога, которая воскресит меня из смерти, и Иисус утверждает, что в физическом действии человека погружают под воду, он не может дышать, умирает, а затем его разрывают на части». из воды силой, которая ему не принадлежит. Есть сила, приходящая извне, поднимающая этого человека.0003
Итак, этот человек теперь отождествил себя с Иисусом в его смерти, Римлянам, глава 6, в его погребении, в его воскресении, человек также признает: «Я был мертв по преступлениям и грехам под судом Божьим, погребен, но Теперь я воскрес для обновления жизни, потому что я во Христе». И человек отождествляется с этой конечной реальностью смерти и погребения, а затем призвания по имени и поднятия из могилы. Это физический, видимый признак этого.
Итак, что происходит при крещении, так это то, что Иисус объявляет этого человека своим через церковь, а церковь объявляет: «Это пограничный знак, это один из наших. Это наш брат и наша сестра». Вот почему в Новом Завете нет такого понятия, как некрещеный христианин. Те, кто веруют, крестятся, и в церквях апостол Павел говорит, что есть один господин, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех.
Итак, крещение чрезвычайно важно, это первоначальный обряд христианского послушания, но оно также является знаком, укрепляющим веру не только крещаемого, но и всей остальной церковной общины, т.