Чкалов летчик: Летчик Валерий Павлович Чкалов (история, биография, фото)

Летчик Валерий Павлович Чкалов (история, биография, фото)

Главное

Уроженец Нижегородской области Валерий Чкалов, пожалуй, самый известный летчик за всю историю СССР. Он первым в мире совершил беспосадочный полет из Москвы в США через Северный полюс. Помимо этого, у него множество других рекордов, внесенных в летопись отечественной и мировой авиации.


История

Валерий Чкалов родился в 1904 году в небольшом селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика. Мать умерла, когда Валерий еще не пошел в школу. В школе Валерий хорошо учился и был физически развит. После школы Валерий поступил в училище, но оно закрылось. Валерий рано начал работать.

В 1919 году Валерий впервые увидел самолет и сразу захотел летать. Во что бы то ни стало. Он уехал в Нижний Новгород, вступил добровольцем в ряды Красной Армии и устроился работать учеником слесаря-сборщика по сборке самолетов. Валерию Чкалову в то время было 15 лет.

Через два года Чкалов направляется сначала в Егорьевскую военно- теоретическую школу ВВС, а затем в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Там мечта о небе становится реальностью. Парень из села совершает свой первый самостоятельный полет, успешно заканчивает школу летчиков и продолжает совершенствовать навыки в Московской военно- авиационной школе высшего пилотажа. Чкалов пилотирует боевые самолеты.Служба Чкалова начинается в Ленинграде. Он часто совершает рискованные полеты, один из самых знаменитых эпизодов в его биографии — пролет под Троицким мостом. За свои поступки и лихачества Чкалов неоднократно подвергался взысканиям и даже приговаривался к лишению свободы. Но каждый раз у Чкалова находились заступники, взыскания снимались, наказания смягчались.

В 1930 году Чкалов начинает работать летчиком- испытателем в московском НИИ ВВС РККА. Чкалов испытывает множество самолетов: истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, экспериментальных машин. В 1935 году его награждают орденом Ленина. Чкалов не только выполняет фигуры высшего пилотажа, но и разрабатывает новые. В 1936-1937 годах под руководством Чкалова совершаются сверхдальние перелеты, сначала из Москвы на Дальний Восток, затем из Москвы в США. Чкалов стал всенародным героем. Еще при жизни Чкалова его родной поселок Василёво переименовывают в Чкаловск.

Погиб Чкалов при испытаниях нового истребителя И-180. Награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза посмертно.


Состояние

Нижегородская земля помнит Чкалова. Помимо его родины, носящей имя своего славного сына — Чкаловска, имя Чкалова в рамках общественного проекта “Великие имена России”присвоено аэропорту Нижнего Новгорода (Стригино). Новый терминал аэропорта вновь построен к Чемпионату мира по футболу — 2018 и может претендовать на звание одного из самых удобных и “эргономичных” аэропортов в стране. Имя Чкалова носит и еще один аэродром — «Чкаловский» в Московской области. В честь легендарного летчика названы горные вершины, заводы, теплоходы, самолеты, улицы, площади.


Впечатления

В Чкаловске есть мемориальный музей Валерия Чкалова, а на набережной Волги в Нижнем Новгороде построена огромная монументальная Чкаловская лестница с памятником Чкалову. Со своими 560 ступенями она претендует на звание самой большой лестницы страны, а своим архитектурным решением ассоциируется с легендарной Испанской лестницей в Риме.

Валерий Чкалов — герой на все времена. Яркий пример, когда простой парень, мечтавший о небе, становится настоящим асом.







 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:


  • {{brand. name}}

 


Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}


Автор описания:

{{objectCandidate.author}}



Сайт:

{{objectCandidate.site}}


Координаты:


{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate. coords || []).lon}}




Объекты

{{object.name}}


Комментарии для сайта Cackle

Биография Валерия Чкалова — РИА Новости, 01.03.2020

https://ria.ru/20140202/992386938.html

Биография Валерия Чкалова

Биография Валерия Чкалова — РИА Новости, 01.03.2020

Биография Валерия Чкалова

2 февраля 2014 года исполняется 110 лет со дня рождения легендарного летчика Валерия Чкалова.

2014-02-02T10:00

2014-02-02T10:00

2020-03-01T22:01

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/15539/85/155398536_0:222:2146:1429_1920x0_80_0_0_6efc62393cc0a79161f22732ed8c5a97.jpg

весь мир

европа

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2014

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/15539/85/155398536_0:21:2146:1630_1920x0_80_0_0_ea1ec90a600310bedbc157c13701cb1a.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, валерий чкалов, россия

Справки, Весь мир, Европа, Валерий Чкалов, Россия

Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево (ныне — город Чкаловск Нижегородской области) в семье мастера-котельщика.

После окончания сельской школы учился в ремесленном училище в городе Череповце. В 1918-1919 годах работал молотобойцем, кочегаром.

Осенью 1919 года добровольно вступил в Красную армию, был слесарем по ремонту и сборке самолётов Канавинского авиационного парка в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов получил путевку в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил (ВВС). В 1922 году, после ее окончания, был переведен в Борисоглебскую авиационную школу. Здесь Чкалов совершил первый самостоятельный полет, а затем быстро совершенствовался в технике вождения самолета.

Как один из лучших курсантов Чкалов был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя.

В июне 1924 года в качестве военного летчика-истребителя Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью им. П.Н. Нестерова.

За неуставные полеты Чкалов неоднократно получал дисциплинарные взыскания. В ноябре 1925 года он был демобилизован и осужден на 6 месяцев за «поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии»; в 1926 году восстановлен в армии и направлен в ту же часть, которая в то время базировалась в Гатчине.

В 1927 году Чкалов был делегирован в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны Климента Ворошилова.

В марте 1928 года он был переведен на службу в Брянскую авиабригаду. В 1928 году, перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, Чкалов вел группу на бреющем полете и врезался в телеграфные провода. Был осужден на 1 год, но через 16 суток освобожден постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР и уволен из армии в запас.

В начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и работал летчиком-инструктором Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота (позднее — ОСОАВИАХИМ), возглавив школу планеристов.

В ноябре 1930 года он был восстановлен в ВВС и зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях авиазвена из тяжелого бомбардировщика, несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведен на аэродром в районе города Щелково Московской области. Перебазирование превратилось в первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Возглавил колонну из 46 крылатых машин (по три в ряду) самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

В январе 1933 года Чкалов был назначен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского. Чкалов испытывал самолеты-истребители авиаконструктора Николая Поликарпова — истребитель бипланной системы И-15 с последующими модификациями и один из первых монопланов истребитель И-16, составивших основу истребительной авиации ВВС СССР в конце 1930-х годов.

За время работы Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку».

20-22 июля 1936 года самолет АНТ-25 авиаконструктора Андрея Туполева (командир — Валерий Чкалов, второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан и город Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалов) протяженностью 9 374 километра (продолжительность полёта — 56 часов 20 минут).

24 июля 1936 года всем участникам перелета было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

2 февраля 2014, 10:00

Легенда отечественной авиации. К 110-летию со дня рождения Валерия ЧкаловаВалерий Чкалов родился 110 лет назад, 2 февраля 1904 года. Смотрите архивные кадры о жизни и причинах гибели легендарного летчика-испытателя.

18-20 июня 1937 года также на самолете АНТ-25 экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон, США) протяженностью 8 504 километра (продолжительность полёта — 63 часа 16 минут).

На авиабазе Пирсон (Pearson) экипаж встречал и затем принимал у себя дома генерал Джордж Маршалл (позже — государственный секретарь США и автор «плана Маршалла»). Советских летчиков приветствовали жители Портленда, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтона, Нью-Йорка.

Клуб исследователей США и Русско-американский институт культурных связей устроили в честь советских авиаторов прием в нью-йоркском отеле «Waldorf Astoria», в Вашингтоне они были приняты президентом США Франклином Рузвельтом.

За осуществление этого перелета летчики были награждены орденами Красного Знамени.

Всего Валерий Чкалов испытал свыше 70 типов самолётов (И-180, ВИТ-2, НВ-1).

15 декабря 1938 года Чкалов разбился в ходе испытательного полета на истребителе И-180 конструкции Поликарпова. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой и через 2 часа скончался в Боткинской больнице.

Урна с прахом Валерия Чкалова находится в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Чкалов имел воинское звание комбрига (1938). Летчик был награжден двумя орденами Ленина (1935, 1936), орденом Красного Знамени (1937), медалью «ХХ лет РККА» (1938).

В августе 1937 года, еще при жизни Валерия Чкалова, поселок Василево в Нижегородской области, где он родился, был переименован в Чкаловск.

В 1938 году, после гибели Чкалова, его именем был назван город Оренбург (историческое название возвращено в 1957 году).

7 июля 1940 года в городе Чкаловске открыт мемориальный музей Валерия Чкалова, объединяющий дом, где родился летчик, и павильон с экспозицией самолетов 1930-х годов.

В 1941 году Михаилом Калатозовым был снят биографический фильм «Валерий Чкалов».

Именем Чкалова названы улицы во многих городах, суда, школы, высшее военное авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб в Москве, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске, остров на Дальнем Востоке. В Нижнем Новгороде и многих других городах установлены памятники Чкалову, в Москве на месте гибели — памятный знак.

На доме по адресу Земляной вал, 14, где жил Чкалов в Москве, установлена мемориальная доска.

20 июня 1975 года в городе Ванкувер (штат Вашингтон, США) благодаря усилиям Комитета трансарктического перелета Чкалова (Chkalov Transpolar Flight Committee), позже переименованного в Комитет культурного обмена имени Валерия Чкалова (Valery Chkalov Cultural Exchange Committee) в присутствии членов экипажа Байдукова и Белякова, а также сына летчика Игоря Чкалова был установлен памятник Валерию Чкалову, его именем названа новая улица. В городском музее авиации хранится макет самолета АНТ-25.

Валерий Чкалов был женат на Ольге Чкаловой, урождённой Ореховой (1901-1997). Ольга Чкалова преподавала в школе русский язык и литературу, была автором ряда книг и воспоминаний о Чкалове. В их семье родились трое детей — сын Игорь (1928-2006), дочь Валерия (1935-2013), дочь Ольга (1939).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Валерий ЧкаловРоссия

Чкалов Валерий Павлович | Encyclopedia.com

шторм

просмотров обновлено

(1904–1938), летчик-испытатель и полярный летчик.

Родившийся в волжском городе Василево (ныне Чкаловск), Валерий Павлович Чкалов стал самым известным летчиком СССР 1930-х годов. Провозглашенный «величайшим летчиком нашего времени» и названный Героем Советского Союза, Чкалов, которого часто называют «русским Линдбергом», остается одной из величайших и любимых знаменитостей сталинской эпохи.

Подросток Чкалов стал авиамехаником во время Гражданской войны в России. К семнадцати годам он получил квалификацию пилота и присоединился к военно-воздушным силам, где заработал репутацию опытного, но чрезмерно смелого летчика. Опрометчивость Чкалова настигла его в 1929 году, когда он устроил аварию, в которой погиб еще один летчик. Ему сделали выговор и ненадолго уволили. Чкалов вернулся в ВВС в 1930 году, но ушел в отставку в 1933 году, чтобы работать летчиком-испытателем у конструктора Николая Поликарпова.

В середине 1930-х годов Чкалов обратился к дальним полетам и полярной авиации, где он добился наибольшей известности. Вместе с Георгием Байдуковым в качестве второго пилота и Александром Беляковым в качестве штурмана Чкалов установил неофициальный мировой рекорд дальности полета в июле 1936 года, совершив перелет из Москвы на остров Удд у берегов Камчатки. 18 июня 1937 года та же самая команда обрела международную известность, перелетев из Москвы в Ванкувер, штат Вашингтон, по пути перелетев через Северный полюс. Это был официальный мировой рекорд, и хотя в следующем месяце он был побит Михаилом Громовым (который также летел в Америку через Северный полюс), прямолинейное, сердечное обаяние Чкалова сделало его самым почитаемым из «сталинских соколов», героем. летчики занимали столь заметное место в пропаганде 19-го30 с.

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года, испытывая прототип поликарповского И-180. Ему устроили героические похороны и похоронили в Кремлевской стене. После смерти Чкалова ходили слухи, что он каким-то образом был убит по приказу Сталина. Семья Чкалова и несколько известных журналистов выступили в поддержку этой теории, но никаких конкретных доказательств связи Сталина со смертью Чкалова не появилось.

См. также: авиация

Байдуков Георгий Ф. (1991). Русский Линдберг: Жизнь Валерия Байдукова, тр. Петр Белов. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.

Хардести, фон. (1987–1988). «Советы прокладывают небесную тропу над вершиной мира». Air and Space/Smithsonian 2(5):48–54.

Макканнон, Джон. (1998). Красная Арктика: полярные исследования и миф о Севере в Советском Союзе, 1932–1939 гг. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Джон МакКэннон

Энциклопедия истории России

Подробнее с encyclopedia.com

Чечня, ЦАРСКОЕ И СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
КОНЕЦ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
НЕЗАВИСИМАЯ ЧЕЧНЯ
ПЕРВАЯ ВОЙНА
ВТОРАЯ ВОЙНА
БИБЛИОГРАФИЯ
Чечня маленькая, горная… Басмачи, Басмачи были антисоветскими повстанцами в Туркестане между русской революцией и началом 1930-х годов. Термин, образованный от тюркского слова басмак (…русские американцы, Подробнее о русской истории и культуре см. Том 4: Русские.
Термин «русские американцы» несколько сбивает с толку, поскольку может употребляться в… Русский язык, русский язык, называемый также великорусским, входит в восточнославянскую группу славянского подсемейства индоевропейской семьи языков (см. , истории СССР и СНГ , ОГПУ организация по расследованию и борьбе с контрреволюционной деятельностью на территории бывшего СССР, существовавшая с 1922 (1922-3 как Г… Евгений Замятин, Замятин, Евгений
Русский писатель Евгений Замятин (1884–1937) был создателем романа «Мы» (1920), научно-фантастической сатиры на тоталитаризм, который…

Об этой статье

Обновлено О Также Нравится

БЛИЖАЙШИЕ УСЛОВИЯ

Чкалов

чк

Чизмарь Ричард Т(хомас) 1965-

Чижова Надежда (1945—)

Чижова, Надезахда (1945–)

Чизхик

Чизен, Брюс

Чиви

Чивви

Chivington, Джон Мильтон

Chivian, Eric

, ELICETHERSETH, ELAISTHERTIRISABING2 —

.

лук-порей

Чивас, Сильвия (1954–)

рыцарь

лук.

чиузо

чиузи

чиун

Чиумина Ольга Николаевна (1865–1909)

Chiu-Chiang

Chiu, Tony

Chiu, Hungdah

Chitwood, Suzanne Tanner 1958-

Chkalov, valery pavlovich

Chkhartishvili, griggyghysichichhhichilhichilhichilhichilhichilhichilhichhil.

гл.

Хладек, Дана (1963–)

Фигурки Хладни

Хладни, Эрнест (Флоренс Фридрих)

Хлайна и Диплакс

Хламидийная инфекция

Chlamydia pneumoniae

Chlamydiales

Chlamydomonas

Chlamydoselachidae

хламидоспора

Chlamys

ChLJ

Chloasma

Chlodulf of Metz, St.

Chloe во второй половине дня

Chlomoudis, Constantinos I. 1957–

Clor-

Cloragogen Tempue

CHLORALGAL

Cloragogen Tompure

CHLORALGAL

9003

.

 

Перевод Джеймса фон Гельдерна

Чкалов (1904–1938), самый известный из советских авиаторов, вышел из рабочего класса, стал механиком, а затем летчиком. Он был наказан за непослушание и каскадерский полет под Невским мостом в Ленинграде. Восстановленный в кресле пилота, он совершил пионерские полеты на Камчатку в 1936 году и в Ванкувер в 1937 году. Он погиб в испытательном полете в 1938 году. Его жизнь стала темой популярного фильма «Валерий Чкалов» (1940).

Первоисточник: Правда, 21 июня 1937, с. 3.

Часть I

В Кремль прибыли в четыре. На столе в кабинете Сталина они заметили модель своего краснокрылого самолета. Чкалов толкнул Байдукова под ребра. Они весело перемигнулись, и Чкалов прошептал:

«Егор, наш самолет!…»

Встретили тепло, как старых друзей.

«Что, мир снова недостаточно велик для тебя?» — с улыбкой спросил Сталин. — Планируете еще один рейс?

Чкалов ответил просто и серьезно: «Время пришло, товарищ Сталин. Пора.»

Доложил обо всем: как разобрали самолет и заново обтянули холстом, как покрасили и летали. Сталин рассмеялся. Такие горячие и нетерпеливые ребята!

— Мы с февраля бросили жен, — горячо продолжал Чкалов, — бросили детей. Мы живем сами по себе, товарищ Сталин, и думаем только об одном».

Правительство дало разрешение на полет через Северный полюс в Америку.

Чкалов был взволнован и встревожен. Он попрощался со всеми, собрался уйти, потом неожиданно повернулся и подошел к товарищу Сталину, чтобы крепко пожать ему руку.

«Спасибо, товарищ Сталин, большое спасибо».

Сталин держал его за руку.

«Это мы должны благодарить вас, когда вы туда доберетесь».

Вышел из Кремля в сумерках. Возбужденный и замолкший. Чкалов взглянул на Байдукова.

«Егор!» Чкалов озорно подмигнул ему, как мальчишка. — Нам над Северным полюсом, орел!

Чкалов прокручивал в уме все детали встречи в Кремле. Модель самолета на столе. Живые и пытливые глаза Сталина. Его первый вопрос, заданный в шутку: «Что, мир недостаточно велик для тебя? Планируете еще один рейс? И предложение Сталина, обязывающее экипаж немедленно приземлиться, если ситуация будет неблагоприятной.

Именно это решение как-то задело Чкалова. «Люди, — думал он о Сталине, — в глазах Сталина люди всегда важнее всего». Чкалову казалось, что он еще недостаточно сделал для страны, для партии и для Сталина, который его вырастил и которому он, как и Байдуков, Беляков и тысячи других, всем обязан.

Он помчался, а еще лучше, взлетел по ступенькам на третий этаж и яростно забарабанил в дверь своей квартиры. Жена открыла дверь. По радостным сияющим глазам Валерия и его резким движениям она поняла, что результаты визита в Кремль хорошие.

— Все готово, — прогремел его скрипучий бас.

Смеясь, она указала на дверь детской комнаты: они спали.

— Ладно, — сказал он, понизив голос, — пусть спят. Все в порядке!»

Он прошел в свою комнату, распахнул окно и подошел к карте мира, которая белела почти во всю стену. Названия островов, рек и городов вдоль канадского побережья были загадочными, незнакомыми.

Глубоко укоренившийся лётчикский обычай заставил Чкалова всё – большое и великое, – что он сделал в своей жизни, называть испытанием. И теперь перед ним стояла задача пройти новое испытание, оправдать надежды партии, веру Сталина, подготовиться к полету и сделать его так, чтобы Родина сказала: вот они, взращенные большевиками. Партия, люди сталинской эпохи, которые не боятся трудностей, но противостоят им и преодолевают их во имя и славу коммунизма…

Несмотря на поздний час, он вызвал к себе Байдукова и Белякова — они все жили в одном доме — и выпили с ними бутылку коньяка.

«Наша последняя бутылка, — сказал он жене, — с завтрашнего дня пьем только Нарзан».

С тихой торжественностью друзья чокнулись. Валерий спокойно сказал со своим волжским акцентом: «Ну, ребята, теперь все зависит от нас. Это на работу утром. Ты, Саша, шуршит завтра картами. Мы с Егором поедем на аэродром.

Часть II

С того момента, как самолет АНТ-25 вернулся в Москву из залива Счастье, Чкалов жил одной мыслью: продолжить Сталинский маршрут, совершить беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку.

Пилот сосредоточенной воли и яркого характера, Чкалов, как и два его друга, сочетал смелость, отвагу и готовность идти на риск со знаниями и умением использовать новейшие достижения техники. Он и не думал почивать на лаврах. Наоборот, прошлогодний полет породил в нем неуемное желание совершенствовать свои летные знания, решать новые авиационные задачи, ставившие интригующие сложности.

Всю осень и зиму Чкалов работал на своей обычной работе: испытывал новые самолеты. Он по-прежнему был главным летчиком завода, внимательно следившим за рождением новых истребителей, испытывая их в воздухе и проводя в сложных, головокружительных полетах. Особый интерес у него вызывали высокоскоростные самолеты. Он учился летать на каждом новом истребителе, вдумчиво и досконально разбирая сложные задачи самолетостроения.

Это была сложная работа, полная риска и ценности для страны. И все эти испытательные полеты не отвлекали его от главного: того, ради чего он жил в те дни и месяцы.

Именно сейчас, после великого полета по сталинскому маршруту, в его сознании родились новые идеи, возникли новые планы. Иногда он просиживал до рассвета с Байдуковым. Они обдумывали подробности прошлогоднего полета и в сотый или тысячный раз обсуждали новый вариант, мысль о котором не давала им покоя.

Однажды в рабочем клубе восторженный юноша спросил Чкалова о его сне.

«Моя мечта?» — повторил Чкалов и полушутя-полусерьезно сказал: «Чтобы детей было куча. Лучше иметь шесть. Не менее.»

Он любит детей всем сердцем. Он может часами играть со своей маленькой пухлощекой дочкой, придумывать сложные и озорные игры с сыном, переворачивать всю квартиру вверх дном. А вот о планируемом полете – Чкалов не проронил ни слова. Об этом он мог говорить только с Егором и Беляковым.

Был еще один человек, которому они выдали свою тайну: Стоман, главный инженер ЦАГИ. 1 Евгений Карлович загорелся этой идеей.

Чкалов за зиму несколько раз приезжал на аэродром. Там стоял АНТ-25. Евгений Карлович поставил его на лыжи. На всякий случай. Возможно, они захотят полететь.

И Чкалов не выдержал, поднял самолет. Байдуков полетел вместе с ним. Чкалов сказал Евгению Карловичу: «Лечу по старой памяти. Я также могу проверить новую систему отопления».

Стоман понял, в чем суть. Он не задавал много вопросов. Как-то так получилось, что они договорились подготовить самолет к полету.

Часть III

Чкалов обладал сильно развитым чувством коллективизма в работе. Он никогда не говорил: «Я собираюсь лететь», а всегда «Мы собираемся» или «Наш экипаж планирует то-то и то-то». В этом не было ложной скромности. Отношения между тремя друзьями строились на принципах взаимного уважения, веры и сплоченности.

«Конечно, — говорил Чкалов, — каждый из нас сам по себе имеет какую-то ценность… Но вместе мы делаем не в три раза, а в десять раз больше, чем поодиночке».

Каждый из них прекрасно знал цену другому. Они узнали друг друга по-настоящему, глубоко и навсегда за 56 часов 20 минут прошлогоднего полета.

Чкалов вспомнил самые трудные моменты перелета из Москвы в залив Счастье. Опыт 1936 года должен был быть использован в 1937 году. Нужно было учесть все: взлет, попадание в циклон, опасность обледенения, посадку в опасных условиях.

Они попали в циклон над Северной Земелью. Они были над островом Виктория через 16 часов 15 минут после вылета из Москвы. Оттуда маршрут шел прямо к Северному полюсу. Чкалов, не отрывая рук от органов управления, повернулся к Егору и, улыбаясь, указал на Полюс: прямо через Полюс в Америку. Егор рассмеялся. Чкалов развернул самолет на восток и взял курс на Землю Франца-Иосифа.

То, чего они опасались, внезапно рухнуло на самолет. С невероятной скоростью плывущие перед ними клочки тумана выросли в грозную стену, заслонившую солнце.

Самолет медленно пополз вверх. На высоте трех тысяч метров все еще было темно. Сероватый мрак окутывал самолет. Термометр показывал минус одиннадцать градусов по Цельсию. Крылья были покрыты тонким льдом. Самолет рухнул. Внизу тоже была тьма. Самолет повернул на юг. Туман тоже был.

В сером полумраке Беляков записал в журнал: «Летать вслепую, дуть сверху, трястись, решить облететь с севера».

У Чкалова свело ноги. Он позвонил Егору и передал управление ему. Это была сложная, короткая и смехотворная операция. Чкалов отодвинулся в сторону в кресле пилота и освободил одну педаль, держа руки на руле направления. Егор ловко уперся в ноги и занял угол сиденья. Затем он схватился за руль одной рукой. Чкалов убрал руку и отполз в сторону.

Летя вслепую, пилот начал набирать высоту, пытаясь пробиться сквозь облака. Ему казалось, что самолет не летит должным образом. Это было опасное ощущение обратного вращения. Ему приходилось бороться с ложным ощущением, которое требовало вести самолет точно по приборам.

Самолет достиг высоты 3850 метров. Беляков сделал в журнале краткую запись: «Идем сквозь облака. Летать вслепую. Обледенение». Самолет девятнадцать раз менял курс. Сначала он поднимался вверх, а затем нырял в поисках луча света. А когда, наконец, оторвались ото льда, Байдуков по радио сообщил в Москву: «Все в порядке».

Дважды обледенел Татарский пролив. Самолет резко качнуло. Чкалов летал на высоте от двадцати до сорока метров. Низкая облачность прижимала самолет к бушующим волнам. Чкалов круто накренился над водой, пытаясь вырваться из облаков.

Внезапно перед самолетом возникла гора. Обладая поистине сверхчеловеческим самообладанием, Чкалов сумел в одно мгновение развернуть самолет в сторону. (Вот тут-то и пригодилось искусство высшего пилотажа и тест-пилота!) Валерий вздохнул с облегчением. Его губы пересохли, и его мучила жажда. Он смотрел вперед, не двигая глазами — в любой момент самолет мог врезаться в окутанный туманом холм.

Он был командиром воздушного корабля. Он должен был принимать быстрые и точные решения. Мысль о том, что ему следует повернуть обратно к проливу и прорваться сквозь облачный покров, исходила у него от руля. Медленно он поднимался все выше и выше. Он не видел конца облакам. Дождь хлестал, как прежде. На крепких крыльях начал образовываться легкий лед. Это было самое страшное. Вибрации и толчки подтвердили обледенение самолета.

Чкалов повернулся и встретился взглядом с Егором. Он все понял. В 9 часов 25 минут Байдуков сообщил по рации в Хабаровск: «Туман до самой земли… Обледенение в тумане». Чкалов повел самолет на меньшую высоту. Ветер и дождь сдирали лед с крыльев. Вибрации прекратились.

Их высота была от двадцати до тридцати метров. Бушующие волны бьются под крыльями. Москва приказала им приземлиться. Валерий сопротивлялся. Он предпринял еще несколько попыток прорваться, но они ни к чему не привели. Каждый раз, когда он поднимался, самолет снова начинало трясти.

Командир экипажа оглянулся на товарищей и, не отрывая рук от органов управления, кивком головы указал вниз. Байдуков и Беляков молча кивнули в знак согласия. Чкалов направил нос на землю. Егор начал опускать шасси. Земля внизу была неровной, изрытой оврагами.

Пилоты говорят, что у Чкалова «легкий налет», что он гениален в «трехточечной» посадке. В заливе Счастье, в самый последний момент, вдруг заблестела перед ними во мраке наполненная водой балка. «Легкое касание» Чкалова на мгновение дало газу, вытолкнуло обледеневший самолет над оврагом и приземлилось на песчаную косу. Беляков открыл задний люк самолета.

Один за другим пилоты спрыгнули на землю. Байдуков, усталый, с закрытыми глазами прислонился к крылу. Чкалов залез под самолет, чтобы осмотреть шасси. Колеса увязли в песке. Самолет целый, без единой царапины. Чкалов крикнул громко, весело: «А ладно, друзья».

Часть IV

Вот почему Чкалов так высоко ценит свой экипаж и АНТ-25. И несмотря на то, что он и его друзья очень хорошо знают самолет, готовясь к полету, они не доверяли ни самолету, ни себе и подвергли его ряду жестоких испытаний. Все началось сначала, как будто впервые изучают замечательный самолет.

Чкалов прибыл на Московский аэродром 1 июня. Моросил дождь, по небу плыли крохотные облачка. Стоман встретил Чкалова у входа в штаб. Они обменялись приветствиями. Глядя на Стомана, Чкалов расплылся в улыбке. Лицо Евгения Карловича подтверждало, что приготовления идут полным ходом — он похудел, загорел, глаза запали от бессонных ночей…

Беляков спал на канцелярском диване. На полу были разложены карты полетов. Чкалов подошел к окну и посмотрел на поле. Самолет был припаркован на боковой дороге. Размах его крыльев составлял тридцать четыре метра. Замечательный самолет с прекрасным удлинением крыла! Чкалов долго смотрел на нее.

— Эй, красавица, — сказал он тихо, чтобы не разбудить Белякова, — улетай, улетай…

Он спустился вниз. Тяжелый тягач вывел самолет на бетонную главную взлетно-посадочную полосу. На фюзеляже выделялась прошлогодняя надпись: «Сталинский маршрут». Чкалов подумал: «Продолжение будет. Сталинский маршрут будет продолжен».

Самолет отбуксировали на бетонную насыпь. Мотор был запущен. Чкалов и Стоман молча слушали его работу. Это был хороший, чистый звук. Чкалов отвернул поля своей шапки. Он поднялся в самолет по узкой стремянке. Элероны двигались впервые. Чкалов проверил рулевое управление. Самолет скользнул по взлетно-посадочной полосе, набрал скорость и слегка оторвался от земли. Чкалов мастерски выполнил крутой разворот на малой высоте.

— Этот дьявол, — восхищенно сказал Стоман.

Самолет отправился в Щелково1. Там Чкалов и Байдуков подвергли его длительным испытаниям в качестве тщательной подготовки к полету.

«Моя работа, — сказал Чкалов, — плавно взлететь и успешно посадить самолет».

Особое значение он придавал взлету, ведь полетный вес самолета превышал одиннадцать тонн. Отработка взлета была не менее важной частью программы контрольных испытаний.

Чкалов был в те дни молчалив и раздражителен. Евгений Карлович Стоман, еще похудевший, чем прежде, внимательно слушал его и принимал его замечания. Байдуков и Беляков знали и эту сторону характера Чкалова. Чкалов становился замкнутым и даже вспыльчивым именно тогда, когда надо было разрешить и зафиксировать десятки деталей, когда надо было как можно тщательнее изучить полет самолета.

Врач потребовал от Чкалова и его друзей соблюдать строгий оздоровительный режим, больше спать, набраться сил. Но лучше всего расслаблялся Чкалов, когда гулял по лесу. Он часами бродил по соснам и возвращался домой веселый, энергичный. Иногда он уезжал на ночную рыбалку. Приплыли только рыбки мелкие, жужжащие, а Чкалов часами сидел на реке в своей лодке. К рассвету небо светлело, над водой стелился туман, иногда тишину нарушал рев самолетов…

Однажды ночью в середине июня в Москву приехал Чкалов. Его сын уезжал в пионерский лагерь. Чкалов привел Игоря на вокзал, посадил в поезд и, обняв, дал несколько отцовских советов.

— Ладно, — нетерпеливо сказал Игорь, — научусь плавать, буду в коллективе, буду слушаться групповых вожатых.