Содержание
ЕГЭ: Слово о полку Игореве
ЕГЭ: Слово о полку Игореве – историческая основа, автор и время создания, открытие памятника, жанр, план, сюжет, краткое содержание, образы героев и переводы.
«Сло́во о похо́де И́гореве, И́горя, сы́на Святосла́вова, вну́ка Оле́гова» (а именно таково полное название произведения) – один из самых известных и загадочных памятников древнерусской литературы. Нам мало что достоверно известно – время создания можно только предполагать, точных сведений об авторе нет. На протяжении целых веков изучения текста велись многочисленные споры, касающиеся интерпретации «темных мест». Раньше их были сотни, сейчас десятки. Но тем интереснее.
Вы можете скачать текст дословного перевода Д. С. Лихачева с пояснительными комментариями или посмотреть видеоурок «Слово о полку Игореве. Читаем вместе».
youtube.com/embed/AZNmv66vKh8?enablejsapi=1&autoplay=0&cc_load_policy=0&cc_lang_pref=&iv_load_policy=1&loop=0&modestbranding=0&rel=1&fs=1&playsinline=0&autohide=2&theme=dark&color=red&controls=1&» title=»YouTube player» allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» data-no-lazy=»1″ data-skipgform_ajax_framebjll=»»/>
ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Историческая основа
В 1185 году состоялся поход древнерусского князя Игоря Святославича на «безбожных» половцев – об этом написано в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.
Надо понимать, что в это время феодальная раздробленность на Руси достигла своего пика. Это время междоусобиц. Т.е., с одной стороны, Русь страдала от набегов половцев, кочевого народа, занимавшего степи между Волгой и Днепром, с другой стороны, от междоусобных войн.
Причем походу Игоря предшествовал другой поход русских князей против половцев, в котором участвовал князь Святослав Киевский, двоюродный брат Игоря. Поход был удачный, но Игорь не смог принять в нем участия. Лавры победителя не давали ему покоя. Вот что означает фраза «прошлую славу себе возьмем, и нынешнюю поделим» – так по словам Святослава рассуждают тщеславные князья перед походом.
Вместе с Игорем в поход пошли: его сын Владимир Путивльский, брат Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский.
В первой битве русские князья одержали победу. Во втором сражении – проиграли. Из пяти тысяч воинов в живых остались единицы. Князья были взяты в плен. Через некоторое время Игорь бежал. Помог ему Оврул, крещеный половец. Сын Игоря Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака и через два года вернулся на родину вместе со Всеволодом.
Именно этот сюжет лег в основу оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».
ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Автор, год, век (время) создания
Автор произведения неизвестен. Однако можно предположить, что автор – монах, который до пострига сам участвовал в боевом походе, описанном в произведении. Он хорошо знает Священное Писание и историю, значит, у него был доступ к библиотеке, которая располагалась в монастыре. Или это мог быть высокородный человек, боярин или князь – существует множество таких теорий, вплоть до того, что авторство приписывали самому Игорю. «Слово о полку Игореве» устроено на лирический лад – это не просто историческое осмысление событий, которое содержится в летописи. Это художественное (образное) осмысление, а, значит, автора можно назвать поэтом (или песнотворцем) в широком смысле слова. Но его личность не проявлена, что свойственно древнерусской литературе, автор показывает не себя, а картину времени в целом.
Время создания произведения достоверно неизвестно. Обычно говорят о том, что «Слово…» было написано сразу после похода князя Игоря. То есть наиболее обтекаемой и всех устраивающей формулировкой будет «конец XII – начало XIII века».
Однако приведем теорию А. Н. Ужанкова, специалиста по древнерусской литературе, который указывает на рубеж веков (1200-1201 гг.) как время создания «Слова о полку Игореве». Получилось целое детективное расследование в рамках исторического анализа текста.
Вот как он рассуждает.
Естественно, что текст о неудачном походе князе Игоря мог быть создан только после самого похода, т. е. не ранее 1185 г.
Обратим внимание, что после побега Игоря из плена приведен разговор между преследующими его половецкими ханами Гзаком и Кончаком: «Молвит Гзак Кончаку: «Коли сокол к гнезду летит, соколенка расстреляем своими золочеными стрелами». Сказал Кончак Гзе: «Коли сокол к гнезду летит, а мы соколенка опутаем красною девицею«». Это значит, что автор уже знает, что сын Игоря, Владимир вернется из плена, женившись на дочери Кончака, ведь именно он сравнивается с соколенком, опутанным красною девицею. А это произошло только спустя два года – в 1187 г. (об этом говорится в Ипатьевской летописи).
Второй абзац открывается словами: «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря». Раз Игорь «нынешний», значит – он еще жив, когда создается произведение. Умер Игорь Святославович в 1201 г., значит, «Слово…» не могло быть написано позже.
Также обратим внимание на строку: «Игорю князю бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему столу золотому». Игорь, по летописи, вначале возвращается в свои княжества – в Путивль, а потом в Новгород-Северский. Но, получается, автор знает, что Игорь будет когда-то на Черниговском престоле. А это произойдет только в 1198г.
И еще одно замечание. Автор обращается к Роману, князю Галицкому, который воевал, в т.ч., с половцами. А князь Роман воевал с половцами не ранее 1200 г.
Таким образом, границы возможного времени создания сужаются до 1200-1201 гг.
ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Когда было открыто произведение?
Нам неизвестен оригинальный источник «Слова…». Мы знаем это произведение благодаря спискам.
В конце XVIII в. удачливый коллекционер памятников русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин получил в одном из монастырей сборник (в каком именно монастыре и при каких обстоятельствах – вопрос открытый), содержавший список произведения.
Этот сборник, к сожалению, сгорел в огне московского пожара 1812 г. Однако перед этим в 1795 г. была снята копия «Слова о полку Игореве» для Екатерины II («Екатерининская копия»). Также уже случилось первое издание произведения 1800 г., которое готовилось более 10 лет Мусиным-Пушкиным и другими специалистами.
Главное, что нужно понять из этой истории – мы имеем дело не с оригиналом, а со списками списков. Список Мусина-Пушкина, скорее, всего был создан в XVI в. , написан скорописью, без разделения слов. В нем встречались ошибки и описки. А первые издатели тоже, несомненно, внесли мелкие искажения в текст. Поэтому на протяжение веков в науке не смолкали споры вокруг произведения и осуществлялись попытки его «возвращения» к оригиналу.
ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Жанр
Границы произведений, названных «словом», расплывчаты. Но, пожалуй, «слово» как жанр можно приравнять к «речи». Необязательно рассчитанной на произнесение вслух, перед аудиторией. Это некий рассказ-послание, главная задача которого – воздействие на читателя (слушателя).
А значит, ему свойственно красноречие, расцвет которого наблюдался в XI-XII вв. на Руси. Стилистическая изысканность. Нетрадиционные (лирические) отступления. Необязательность хронологии. Обсуждение глобальных проблем общественно-политического охвата. Смешение ораторского искусства и фольклорных элементов. Из фольклора представлены не только образы, но и отдельные жанры – плач, слав. И крайне важен гражданский пафос.
От воинской повести «Слово…» отличается сюжетным построением, ритмическим рисунком, наличием лирических вставок с раздумьями о судьбе земли русской и пагубности междоусобиц, ветвистой организацией – упомянуто много событий и персонажей, в т.ч. прошлого, крайней стилистической выразительностью.
Хотя произведения в этом жанре, еще раз подчеркнем, могли сильно отличаться друг от друга.
Примеры произведений в жанре «слово»: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
ЕГЭ: Слово о полку Игореве. План, сюжет и краткое содержание
1. Вступление
Автор обращается к читателям: «Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом». А затем вспоминает о сказителе прошлых лет Бояне, который пел славу древнерусским князьям.
2. Князь Игорь и его брат буй-тур Всеволод собираются в поход на половцев
«Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги в Путивле«.
3. Солнечное затмение
«Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла». Солнечное затмение – крайне важный для понимания идеи произведения фрагмент. Это дурное предзнаменование, сулящее неудачный исход дела, а то и гибель. Но Игорь, движимый тщеславием, не обращает на него внимания.
«Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся». Образ тьмы, спустившейся на землю, – это метафора помутнения в душе Игоря. Природа показывает князю, что путь продолжать не надо, но он не хочет видеть знаков.
4. Первое сражение
Первое сражение заканчивается победой русского войска: «Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие». Воины берут богатую добычу: половецких красных девок, оружие, драгоценных тканей столько, что болото можно замостить. Дружина располагается на отдых.
5. Второе сражение
Битва на реке Каяле. На второй день подходят основные половецкие силы под предводительством половецких ханов Кончака и Гзака. Половцев огромное количество, они окружают русские полки: «половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили».
«На третий день к полудню пали стяги Игоревы». «Уже, братья, невеселое время настало, уже степь силу русскую одолела».
Войско разбито. Князья попадают в плен.
6. Лирическое отступление о междоусобицах
Общий смысл лирического отступления: были сначала языческие, потом мирные времена Ярослава, а потом – Олега Святославича (по прозвищу «Гориславич»), времена междоусобиц. Олег – это дед Игоря и Всеволода. Ковал крамолу – т.е. ковал ложь. Ненужные войны противопоставляются миру. Тогда при Олеге вместо мирной жизни («редко пахари покрикивали») Русь, терзаемая междоусобицами, страдала от битв и смертей. То было в прежние времена, а теперешняя битва неслыханна.
Возникает фольклорный образ девы-обиды, олицетворение несправедливости, которая стоит на земле. Не могут русские князья половцам противостоять из-за усобиц.
«Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же»».
7. Сон и золотое слово Святослава
В это время великому князю Святославу Киевскому, который успешно воевал с половцами в предыдущие годы, снится сон: накрывают его черным покрывалом, сыплют жемчуг на грудь, выносят из дома, т.е. снится ему обряд собственных похорон. Бояре говорят, что такой сон – это напоминания, что «два сокола» (Игорь и Всеволод) попали в плен и кручина поселилась в сердце великого князя).
«Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное». Он упрекает Игоря и Всеволода, что они против его воли пошли в поход, без чести для себя. Упрекает он и брата Ярослава Черниговского в том, что не так сильна его власть, как прежде. Неоткуда ждать подмоги: «Одна беда: князья мне не в помощь – худая пора настала. Вот у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир – под ранами».
8. Обращение к русским князьям, сила которых ослабла
Обращение к Всеволоду Большое Гнездо, который не приходит на помощь воевать против половцев. К храброму Рюрику и его брату Давиду, которых призывают вступить в «золотое стремя за обиду русскую». К Ярославу Осмомыслу: «Стреляй же, господине, и в Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!». Обращение к Роману Волынскому, который одерживал победы над половцами, ятвягами и другими народами: «Дон тебя, князь, кличет, зовет князей на победу» и другим князьям.
9. Плач Ярославны
Жена князя Игоря плачет на стене Путивля. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу, упрекая их, что не защитили Игоря, и просит их помощи.
Плач полон лирических фольклорных образов: ««О ветр, ветрило! … Зачем мчишь вражьи стрелы на своих легких крыльях на воинов моей лады?», «О Днепр Словутич!… Прилелей же, господине, мою ладу ко мне, чтобы не слала я к нему слез на море рано!», «Светлое и тресветлое солнце!… Зачем, господине, простерло ты горячие лучи свои на воинов лады?»
10. Побег Игоря из плена
«Игорю князю бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему столу золотому». Помогает ему сбежать половец Овлур. «В полночь Овлур свистнул коня за рекою; Велит князю не дремать… Игорь князь поскакал горностаем к камышу, пал белым гоголем на воду. Кинулся на борзого коня».
11. Возвращение Игоря. Слава участникам похода
«Солнце светит на небе — Игорь князь в Русской земле».
В заключение автор поет славу участникам похода: «Воспев славу старым князьям, а потом молодых величать будем. Слава Игорю Святославичу, буй-туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да здравы будут князья и дружина, поборая за христиан против поганых полков. Князьям слава и дружине! Аминь».
Герои. Образы Бояна, Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны, половцев
Боян
Боян – «соловей старого времени», сказитель прошлых лет, песнотворец-поэт, который, очевидно, тоже жил в XI в. , был знаменит и слагал песни, славящие Ярослава Мудрого и других князей. Автор обращается к Бояну во вступлении и, с одной стороны, подчеркивает, что Боян для него является ориентиром, автор даже стилизует свою речь под его манеру, под его «старые слова», называет Бояна «вещим», т.е. «знающим, провидящим». Но, с другой стороны, автор одновременно противопоставляет ему свой взгляд на сегодняшнюю правду «по былинам нашего времени» – не просто придворное исполнение хвалы князю, а размышление о неудавшемся походе. Более того, произведение посвящено не одному князю, а целому историческому периоду.
Князь Игорь
Главный порок князя Игоря – гордыня. Он ведет дружину не защищать родные земли от набега половцев, а в завоевательный поход, искать себе славы, а воинам богатства.
Он своеволен. Не обращает внимания на солнечное затмение и другие знаки природы. Более того, в соответствии с летописями, солнечное затмение состоялось 1 мая 1185 г., а это околопасхальное время. С точки зрения православия Игорь поступает вероломно, гонясь за славой и наживой в самое светлое и мирное время. Он будто бы чувствует, что будет пленен, но продолжает идти на поводу у тщеславия.
«Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»».
Можно сказать, что путь Игоря в произведении – это путь покаяния. На его примере автор обозначает, к чему приводит жизнь по закону: «Это мое и это мое тоже«. К гибели всего войска и пленению. И хотя прямо о том, что Игорь осознал свою ошибку прямо не говорится, когда он бежит из плена, «бог ему путь показывает», и это, можно предполагать, означает его раскаяние.
Буй-тур Всеволод
Всеволод – курский князь, брат Игоря. Описан как русский богатырь. В его образе есть элементы фольклорной гиперболизации. Он сильный, храбрый, выдающийся воин. Его воины «с конца копья вскормлены», «под шлемами взлелеяны». Автор награждает его прозвищем «буй-тур», что означает «могучий бык».
Особенно отличается Всеволод во втором сражении: «Яр-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калеными шлемы аварские тобою, яр-тур Всеволод!»
Святослав Киевский
Назван «отцом» Игоря и Всеволода, потому что он являлся их старшим князем, феодальным главой. Он был их двоюродным братом, а не отцом в прямом смысле слова.
До похода Игоря Святослав организовывал походы русских князей на половцев. И самый удачный – за год до описываемых событий, в 1184г. Поражение Игоря «зло пробудила», т.е. нарушила выгодные условия мира, заключенного Святославом.
Святослав описан как сильный, мудрый воин и князь, грозный и великий: «прибил своими сильными полками и харалужными мечами, наступил на землю Половецкую». Он пленил половецкого хана Кобяка.
Автор «Слова» видит в строгом и безусловном выполнении феодальных обязательств по отношению к слабеющему золотому киевскому столу одно из противоядий против феодальных усобиц, одно из средств сохранения единства Руси. Поэтому образ Святослава идеализируется.
К Игорю и Всеволоду Святослав относится с отеческой нежностью, несмотря на то, что они ослушались его.
Ярославна
Ярославна — это жена Игоря, названная по отчеству, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла).
Ярославна – один из самых поэтичных персонажей «Слова о полку Игореве». В ее лице автор воплотил идеал русской женщины XII века.
Половцы, Гзак, Кончак
Естественно, что к половцам автор относится как врагам, они награждены многочисленнными «неприятными» эпитетами и сравнениями: «поганые полки половецкие», «черный ворон, поганый половчанин», «дети бесовы».
Кончак и Гзак – два половецких хана, которые ведут основные силы половцев и разбивают Игоря во втором сражении: «Гзак бежит серым волком, Кончак ему след прокладывает к Дону великому». Причем Кончак – главный противник, не раз ходивший в походы на Русь.
ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Переводы
В русской культуре сложилась особая традиция перевода произведения. В том числе переложениями занимались крупные русские поэты — В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко.
Однако необходимо помнить, что любое (тем более стихотворное) переложение уводит от оригинала. Поэтому лучше, если невозможно прочитать «Слово…» на древнерусском языке, знакомиться с ним в дословном переводе, например, в прозаическом переводе Д. С. Лихачева.
Приведем несколько фрагментов поэтических переложений начала текста, чтобы можно было составить краткое впечатление об их устройстве и отличиях.
Древнерусский текст
Не лЪпо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повЪстий о полку ИгоревЪ, Игоря Святъславлича! Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!
Боян бо вЪщий, аще кому хотяше пЪснь творити, то растЪкашется мыслию по древу, сЪрым вълком по земли, шизымъ орломъ под облакы, помняшеть бо рече първыхъ временъ усобицЪ. Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедЪй; которыи дотечаше, та преди пЪснь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарЪза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святославличю. Боянъ же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедЪй пущаше, нъ своя вЪщиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами княземъ славу рокотаху…
Перевод Н.Заболоцкого
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И. встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака,
И трубила славу Ярославу…
Перевод В. А.Жуковского
Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земли,
Сизым орлом под облаками.
Вам памятно, как пели о бранях первых времен:
Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;
Чей сокол долетал, тот первую песнь пел:
Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу,
Сразившему Редедю перед полками касожскими,
Красному ли Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали…
Перевод Бальмонта
Нам начать не благо ль, братья, песню старыми словами,
Песнь, как полк в поход повел он, славный Игорь Святославич?
По былинам лет тех бывших, не по замыслу Баяна,
Эту песнь зачнем мы, братья. Он, Баян, певец тот вещий,
Коль кому восхочет песни, белкой он течет по древу,
По земле он серым волком и орлом под облак сизым.
Вспомнит быль времен тех первых, об усобицах сказанья,
Соколов пускает десять к лебединой стае белой…
Таковы историческая основа, автор и время создания, история открытия памятника, жанр, план, сюжет, краткое содержание, образы героев и переводы «Слово о полку Игореве» — сведения, которые необходимо запомнить, готовясь к ЕГЭ по литературе.
Все уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Бородин Александр Порфирьевич — биография композитора, личная жизнь, фото
Александр Бородин прославился как автор исторической оперы «Князь Игорь», премьера которой прошла в Мариинском театре в 1890 году. Он также сочинял симфонии, романсы, квартеты и концерты. При этом Бородин не был профессиональным композитором: главным делом жизни он считал химию. Александр Бородин ездил на зарубежные конференции с Менделеевым, руководил собственной лабораторией и даже открыл химическую реакцию, которую позже назвали в его честь.
«Мой сторублевый котик»: детство Бородина
Нотный автограф Александра Бородина. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область
Александр Бородин родился в Петербурге. Его отец, Лука Гедианов, происходил из знатного и богатого грузинского рода. Князь поздно женился, брак был неудачным: через несколько лет супруги стали жить отдельно, и Гедианов переехал из Москвы в Петербург. В столице, на одном из танцевальных вечеров, отец влюбился в Авдотью Антонову — дочь простого военного из Нарвы. Их общего сына Гедианов распорядился записать как ребенка своего слуги по фамилии Бородин. По документам будущий композитор был крепостным собственного отца.
Первое время Александр Бородин рос в доме князя. Авдотья Антонова жила в соседних комнатах, однако при посторонних сын называл ее «тетушкой». Она с недоверием относилась к пансионам и настояла, чтобы Александр Бородин получил образование дома. Мать наняла преподавателя по французскому и немецкому языкам, сама учила сына читать и считать. Впоследствии жена композитора Екатерина Бородина писала: «Мать его боготворила и баловала страшно. Она очень любила кошек и звала его «мой сторублевый котик».
В 1839 году у Луки Гедианова начались серьезные проблемы со здоровьем. Чтобы упрочить положение возлюбленной и обеспечить ей безбедное существование в случае своей смерти, отец устроил Авдотье Антоновой фиктивный брак с военным врачом Хансом Клейке. А спустя год Гедианов подарил ей четырехэтажный особняк недалеко от Семеновского плаца. Вскоре Антонова переехала туда вместе с сыном. Окна дома выходили на площадь, где тренировались военные, и Александр Бородин часто слышал военный оркестр. Будущему композитору так нравились звуки маршей, что он пытался подбирать их на слух на домашнем фортепиано. Иногда Бородин просил разрешения спуститься на плац: музыканты охотно разговаривали с ним и показывали инструменты.
Мать заметила интерес сына к музыке. С 1841 года будущий композитор брал уроки игры на флейте, а чуть позже — на фортепиано и виолончели. Уже в девять лет Александр Бородин сочинил первое музыкальное произведение — польку «Элен». Он посвятил композицию своей первой возлюбленной. Ею стала Елена, взрослая подруга матери.
Самодельные краски и концерт для флейты в 13 лет
Андрей Деньер. Портрет Александра Бородина (фрагмент). 1848. Иллюстрация из историко-литературного журнала «Исторический вестник», т. 28. Санкт-Петербург: Типография А.С. Суворина, 1887
В 1843 году умер отец. Незадолго до смерти Гедианов дал сыну вольную грамоту. Мать вскоре стала жить с учителем немецкого языка Федором Федоровым. В 1846 году он познакомил Александра Бородина с Михаилом Щиглевым — сыном преподавателя математики в Царскосельском лицее. Детей решили обучать вместе: так было дешевле нанимать педагогов по каждому предмету. Щиглев вспоминал: «Федоров уговорил моих родителей отдать меня в Петербург, в семейство Саши Бородина, чтоб ближе было ходить в 1-ю гимназию, куда меня хотели отдать, и чтоб готовиться по наукам вместе Таким образом, я переехал в дом к матери Бородина». В дом приходили учителя по русскому, французскому и немецкому языкам, истории, географии, математике, рисованию и черчению. По сложности материала программа мало отличалась от Царскосельского лицея — за планом учебных занятий следил отец Щиглева. Ученикам также преподавали танцы и музыку.
«Мы оба бойко играли и свободно читали ноты и на первый же год переиграли в четыре руки и знали чуть не наизусть все симфонии Бетховена и Гайдна, но в особенности заигрывались Мендельсоном. Рано начали мы с Бородиным наслаждаться оркестровой музыкой. Мы слушали оркестр в Павловске, где играл тогда Иоганн Гунгль. Вскоре начались симфонические концерты в университете, под управлением Карла Шуберта. Мы не пропускали ни одного из этих концертов»
Когда Александру Бородину было 13 лет, он сочинил свой первый концерт для флейты с фортепиано. Композитор исполнял партию флейты, Щиглев — фортепиано. Преподаватель по музыке похвалил произведение и посоветовал ученику продолжать писать. Вскоре Бородин закончил трио для двух скрипок и виолончели. Мать издала пьесы сына. В предисловии было написано: «Просим читателей обратить внимание на новое прекрасное сочинение адажио для фортепиано, написанное А. Бородиным. В этом небольшом произведении столько души и творческой силы, что мы заранее поздравляем любителей музыки с новым талантом».
Однако музыка была не единственным увлечением Александра Бородина. Свою комнату он превратил в импровизированную химическую лабораторию: на подоконниках стояли банки с растворами, на столе — колбы, трубки и горелка. Будущий композитор читал книги по химии, сам делал акварельные краски к уроку рисования и экспериментировал с фейверками. Он решил превратить увлечение в профессию: в 1850 году Александр Бородин поступил на медицинский факультет Медико-хирургической академии. Сделать это было непросто: закон не позволял бывшим крепостным получать высшее образование. Тогда мать пошла на хитрость. Авдотья Антонова договорилась с чиновником в Тверской губернии, и тот приписал Александра Бородина к купечеству третьей гильдии. Композитор сначала сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой петербургской гимназии, потом — вступительные в академию, и все — на отлично.
«Занятиям по академии он предавался всей душой»: учеба в медицинской академии
Леонид Хижинский. Санкт-Петербургская Медико-хирургическая академия в ХVIII столетии (фрагмент). 1943. «Военно-медицинский музей» Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург
Александр Бородин был прилежным студентом. Чтобы лучше выучить анатомию, он много времени проводил в комнате с анатомическими препаратами, читал учебники. Его родственник Дмитрий Александров вспоминал: «Занятиям по академии он предавался всей душой; провонял совсем трупным запахом препаровочной; читал обыкновенно, сидя в кресле и ноги положив на подоконник. Дома почти всегда надевал халат и туфли». На третьем курсе Александр Бородин стал заниматься у знаменитого химика Николая Зинина. У ученого была большая лаборатория. Композитору разрешили быть там в любое время и проводить собственные опыты.
«Лаборатория превратилась в миниатюрный химический клуб, в импровизированное заседание химического общества, где жизнь молодой русской химии кипела ключом, где велись горячие споры, где хозяин, увлекаясь сам и увлекая гостей, громко, с жаром развивал новые идеи и, за неимением мела и доски, писал пальцем на пыльном столе уравнение реакций, которым впоследствии было отведено почетное место в химической литературе. Это была пора патриархальных дружеских отношений между учителем и учениками»
Во время учебы в академии Бородин не забывал о музыке. Он брал уроки фортепиано и виолончели, а в выходные вместе с Михаилом Щиглевым ходили на вечера к Ивану Гаврушкевичу. Там собирались знаменитые музыканты и композиторы: Александр Серов, Иосиф Гунке, Осип Дробиш. Щиглев вспоминал: «Мы не упускали никакого случая поиграть трио или квартет где бы то ни было и с кем бы то ни было. Ни непогода, ни дождь, ни слякоть — ничто нас не удерживало, и я, со скрипкой подмышкой, а Бородин с виолончелью в байковом мешке на спине делали иногда громадные концы пешком». На четвертом курсе академии Александр Бородин написал романсы «Красавица-рыбка» и «Слушайте, подруженьки, песенку мою», а также трио «Чем я тебя огорчила». Увлечение композитора не одобрял преподаватель по химии. Николай Зинин говорил: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На вас я возлагаю все свои надежды, чтоб приготовить заместителя своего, а вы все думаете о музыке и о двух зайцах».
В 1856 году Александр Бородин окончил Медико-хирургическую академию. Его назначили ординатором во Второй военно-сухопутный госпиталь. Однако вскоре композитор понял, что работа врача не для него: Бородин несколько раз падал в обморок при виде тяжелобольных, а однажды во время операции сломал инструмент в горле пациента. Он сумел вовремя сориентироваться, и все обошлось. Александр Бородин вспоминал: «Кучер бухнулся мне в ноги; я же с трудом удержался от того, чтобы не ответить ему тем же самым. Подумайте только, что бы было, если бы я завязил обломок щипцов в горле такого пациента! Наверняка я бы был разжалован и попал бы в Сибирь». В госпитале композитор познакомился с семнадцатилетним Модестом Мусоргским — они пару раз вместе ходили на вечера к главному врачу.
В апреле 1856 года Бородин устроился ассистентом Зинина и вел семинары у студентов академии. Композитор решил серьезно заняться наукой и начал писать диссертацию «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорной в их действии на человеческий организм». В 1858 году он защитился и стал доктором медицины. Осенью следующего года «для усовершенствования в химии» академия направила Александра Бородина в Германию. На поездке настоял Николай Зинин. Незадолго до отъезда композитор случайно встретился с Мусоргским во второй раз.
«Между прочим, я узнал, что он [Мусоргский] сам пишет музыку я был ужасно изумлен небывалыми, новыми для меня элементами музыки Признаюсь, заявление его, что он хочет посвятить себя серьезно музыке, сначала было встречено мною с недоверием и показалось маленьким хвастовством; внутренно я подсмеивался немножко над этим. Но, познакомившись с его «скерцо», призадумался: верить или не верить?»
Заграничная стажировка и дружба с Сеченовым и Менделеевым
Илья Репин. Портрет композитора и ученого-химика Александра Бородина (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В Германии Александр Бородин работал в лаборатории знаменитого химика Эрленмейера. Она располагалась в университетском городе Гейдельберге, где в это время жили физиолог Иван Сеченов, химик Дмитрий Менделеев, врач Сергей Боткин. Молодые ученые были знакомы и часто собирались вместе. Сеченов в «Автобиографических записках» писал: «Узнав, что я страстно люблю «Севильского цирюльника», он [Бородин] угостил меня всеми главными ариями этой оперы и вообще очень удивлял всех нас тем, что умел играть все, что мы требовали, без нот на память». В свободное время Бородин и Менделеев путешествовали: они вместе побывали во Франции, Италии, Швейцарии. Менделеев вспоминал: «Пускались мы в дорогу с самым маленьким багажом — с одним миниатюрным саквояжем на двоих. Ехали мы в одних блузах, чтобы совсем походить на художников, что очень выгодно для Италии — для дешевизны Бегали мы весь день по улицам, заглядывали в церкви, музеи, но всего более любили, народные маленькие театрики, восхищавшие нас живостью».
В 1860 году Александр Бородин с Николаем Зининым и Дмитрием Менделеевым был на первом международном съезде химиков в Карлсруэ, Германия. На нем учёные впервые сформулировали определения атома и молекулы.
Спустя несколько месяцев Бородин познакомился с пианисткой Екатериной Протопоповой, которая приехала в Гейдельберг поправить здоровье. Они много времени проводили вместе. Протопопова рассказывала: «День его устраивался так: с 5-ти утра и до 5-ти вечера — химическая лаборатория; с 5-ти до 8-ми наши с ним прогулки по горам. Какие хорошие это были прогулки, чего только мы с ним не переговорили тогда. С 8-ми или 9-ти часов вечера до 12-ти музыка в зале Гофманского пансиона». В 1861 году Бородин впервые описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами. Этот процесс превращения химических элементов назвали в его честь. В 1862 году обучение химика закончилось, и пара вернулась в Россию, где вскоре обвенчалась.
Между музыкой и наукой
Александр Бородин (стоит пятый слева) среди основателей Русского химического общества. 1868 год. Фотография: Музей-Архив Санкт-Петербургского Университета Д.И. Менделеева, Санкт-Петербург
В 1862 году в доме у своего друга, терапевта Сергея Боткина, Бородин познакомился со знаменитым композитором Милием Балакиревым. Они разговорились о сочинительстве, и Балакирев пригласил химика на вечер его музыкального кружка, который позже назвали «Могучей кучкой». Туда входили композиторы Модест Мусоргский, Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Музыканты собирались у Балакирева: играли свои сочинения и вместе дорабатывали их до финального варианта. После пары вечеров Александр Бородин стал постоянным участником кружка.
Чаще всего роль критика выполнял Балакирев — преподаватель им же основанной «Бесплатной музыкальной школы». О своем знакомстве с Бородиным он писал: «Наше знакомство имело для него то важное значение, что до встречи со мной он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело — композиторство». После длительного перерыва Бородин снова стал сочинять музыку. У него возникла идея первой симфонии.
В 1863 году Александр Бородин возглавил новую химическую лабораторию в Медико-хирургической академии. Химику выделили ведомственную квартиру этажом выше: так он мог больше времени проводить за работой. Бородин был одним из самых популярных преподавателей в учебном заведении.
«Близкое, задушевное отношение Бородина к ученикам не ограничивалось только лабораторией. Почти все работавшие там были приняты в его семью, как самые близкие знакомые, часто завтракали, обедали и даже ужинали у него, когда оставались долго в лаборатории. Квартира Бородина была, можно сказать, постоянно настежь для всей молодежи. По выходе учеников его из академии он постоянно хлопотал об участи каждого»
Преподавание отнимало много времени, поэтому свою первую симфонию Бородин закончил только спустя пять лет — в 1867 году. На премьере в Русском музыкальном обществе оркестром дирижировал Балакирев. Произведение приняли тепло: публика долго аплодировала, а композитора несколько раз вызывали на сцену. Симфонию хвалил и знаменитый музыкант Франц Лист. Александр Бородин вспоминал: «Вы сочинили прекрасную симфонию!» — гаркнула фигура зычным голосом Первая часть — превосходная, ваше анданте — шедевр, скерцо — восхитительно, и затем это — остроумно придумано!». Вскоре после премьеры Бородин написал романсы «Спящая княжна», «Старая песня», «Фальшивая нота», «Морская царевна».
В конце 1860-х годов композиторы «Могучей кучки» обратились к жанру оперы. Мусоргский работал над «Борисом Годуновым», Балакирев — над «Жар птицей», а Римский-Корсаков заканчивал «Псковитянку». Общему настроению поддался и Александр Бородин: он задумал оперу «Князь Игорь». Сюжет композитору подсказал музыкальный критик Владимир Стасов. Перед тем, как начать писать музыку, Бородин изучал летописи и исторические документы, съездил в Путивль — древнерусский город, откуда начал свой поход на половцев князь Игорь. Композитор сам сочинил либретто. К 1870 году был готов первый отрывок — «Сон Ярославны».
Одновременно с оперой композитор начал сочинять вторую симфонию. Однако работа продвигалась медленно — Александр Бородин был занят в лаборатории. Более того, в 1872 году химик стал преподавателем первых в России Высших медицинских курсов. У него не оставалось времени на музыку. Вскоре серьезно заболела жена Екатерина Бородина: чтобы не беспокоить ее сон, композитор практически перестал играть на фортепиано.
«Его бесконечная доброта и отсутствие себялюбия делали домашнюю обстановку такою, что заниматься сочинением было для него крайне неудобно Спросишь его: «Александр Порфирьевич, написали ли вы?». Он отвечает: «Написал». Но оказывается, что он написал множество писем. «Александр Порфирьевич, переложили ли вы наконец такой-то нумер?» — «Переложил», — отвечает он -серьезно. — «Ну, слава богу, наконец-то!» — «Я переложил его с фортепиано на стол», — продолжает он так же серьезно и спокойно»
«Богатырская симфония» и премьера «Князя Игоря»
Константин Коровин. Плач Ярославны (фрагмент). Эскиз декорации к опере Александра Бородина «Князь Игорь». 1909. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
К опере «Князь Игорь» Александр Бородин вернулся только в 1874 году. Первыми композитор написал «Половецкий марш» и «Плач Ярославны». Большую часть произведения он закончил летом 1875 года в Москве, когда гостил у родственников жены. Вдали от работы Александр Бородин посвящал много времени музыке: в этот период появились «Половецкие пляски», хор первого акта и ария Кончака. По приезде в Петербург композитор показал наработки друзьям из «Могучей кучки». Он вспоминал: «Признаюсь, я даже не ожидал, что мои московские продукты произведут такой фурор Корсинька в восторге, Модест — тоже Особенно меня удивляет сочувствие к первому хору, который мы пробовали в голосах и — без хвастовства скажу — нашли ужасно эффектным, бойким и ловко сделанным в сценическом отношении».
В 1876 году Александр Бородин закончил вторую симфонию. Премьера состоялась в феврале 1877 года на концерте Русского музыкального общества в Петербурге. Критик Владимир Стасов сразу же назвал симфонию «Богатырской»: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Александр Бородин добавил в симфонию отрывки русских народных песен. Произведение восприняли неоднозначно. Основные партии исполняли на медных духовых инструментах: одни критики считали это «монументальным», а другие — слишком «тяжелым».
В 1880 году Александр Бородин сочинил два струнных квартета, симфоническую картину «В средней Азии» и начал работать над третьей симфонией. Друзья композитора торопили его закончить оперу «Князь Игорь».
«Свою химию он любил выше всего, и когда мне хотелось ускорить окончание его музыкальной вещи, я его просила заняться ею серьезно, он вместо ответа спрашивал: «Видели ли вы на Литейной, близ Невского, магазин игрушек, на вывеске которого написано: «Забава и дело»? На мое замечание: «К чему это?» — «А вот, видите ли, для меня музыка — забава, а химия — дело»
Ни третью симфонию, ни оперу «Князь Игорь» Александр Бородин закончить не успел. 27 февраля 1887 года он скончался. Вскоре после смерти химика Римский-Корсаков и Александр Глазунов разобрали бумаги Бородина и дописали его оперу «Князь Игорь». Римский-Корсаков вспоминал: «Некоторые нумера его были окончены и оркестрованы автором прочее же было лишь в отрывочных набросках, а многое и вовсе не существовало Содержание этих действий я твердо знал из бесед и совместных обсуждений с Бородиным». В этой редакции оперу впервые поставили в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре.
Симфонический оркестр Сан-Франциско — Бородин: Половецкие пляски от князя Игоря
БОРОДИН АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ
РОДИЛСЯ: 12 ноября 1833 г. Санкт-Петербург, Россия
УМЕР: 27 февраля 1887 г. Санкт-Петербург
СОСТАВИЛ : Начат в 1869-70, с дальнейшей работой в 1874. Бородин работал над ним урывками до самой смерти. Опера была закончена и частично оркестрована Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА: 16 ноября 1890 года. Эдуард Направник дирижировал в Мариинском театре в Санкт-Петербурге
ПРЕМЬЕРА В США: 30 декабря 1915 года. Джорджио Полакко дирижировал в Метрополитен-опера
SFS PERFORMANCES : ПЕРВЫЙ — Август 1926. Дирижировал Осип Габрилович. ПОСЛЕДНИЕ — Сентябрь 1993. Герберт Бломштедт руководил
ИНСТРУМЕНТЫ : 2 флейты и пикколо, 2 гобоя и английского рожка, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, тарелки, малый барабан, большой барабан, глокеншпиль, арфа, и струны. Первую часть оркеструет Римский-Корсаков; остальные аранжировки принадлежат Бородину
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ : Около 14 минут
ПРЕДЫСТОРИЯ Александр Бородин родился внебрачным сыном русского князя и его любовницы, но, по обычаю в таких обстоятельствах, официально числился потомком одного из крепостных князя. Тем не менее князь позаботился о том, чтобы молодой Александр получил привилегии сверх того, на что мог бы рассчитывать крепостной, в результате чего он получил прекрасное образование. Музыка и наука особенно нравились ему. Получил степень доктора медицины в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, где защитил диссертацию на тему «Об аналогии между мышьяковой и фосфорной кислотами в химическом и токсикологическом поведении». Он стал химиком-исследователем и выдающимся профессором, специализирующимся на альдегидах, которые представляют собой органические соединения, используемые в качестве (среди прочего) растворителей, парфюмерных ингредиентов и компонентов, используемых в производстве таких пластиков, как бакелит и формика.
Его нерабочие часы были посвящены музыке — игре камерной музыки, дирижированию ансамблями и составлению небольшого, но отборного каталога произведений. В 1862 году он попал в круг Могучей кучки , «Могучей кучки», термин, выдвинутый критиком Владимиром Стасовым. Конкурирующий критик Александр Серов ухватился за эту фразу и приписал ее гениальному композитору и пианисту Милию Балакиреву и группе композиторов, только что сплотившихся вокруг него: Николаю Римскому-Корсакову, Цезарю Кюи, Модесту Мусоргскому и Бородину. ‚ широко известен как «Русская пятерка». Только Балакирев получил преимущественно музыкальное образование. Цуй, имевший воинское звание генерала, был известен своими знаниями в области укреплений. Мусоргский был армейским офицером до того, как начал уроки композиции у Балакирева. Римский-Корсаков, потомок военного рода, был моряком; даже после того, как музыка завладела его жизнью, он несколько лет оставался инспектором военно-морских оркестров.
Это странное собрание композиторов, занятых неполный рабочий день, добилось неоспоримого признания. Многие шедевры Бородина отражают страстное обращение группы к народным истокам, особенно его две симфонии (плюс две фрагментарные части третьей), его «музыкальная картина» «В Средней Азии » (или «В степях Средней Азии », как его часто называют в англоязычных странах) и его оперу «Князь Игорь » (которую он оставил незавершенной после своей смерти). По причуде судьбы он умер кажущимся крестьянином, как будто и родился им; он упал замертво от аневризмы аорты, переодевшись русским крестьянином на костюмированной вечеринке «Карнавальная неделя» в Медико-хирургической академии.
МУЗЫКА Опера Бородина Князь Игорь должен был стать его magnum opus . Он начал ее в 1869 году, отказался от нее, чтобы работать над своей Симфонией № 2, вернулся к ней в 1874 году и с тех пор работал над ней урывками до своей смерти. Опера была закончена и частично оркестрована Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в 1890 году. военный поход против половцев, татарского племени. Экспедиция оборачивается катастрофой, и Игорь с сыном попадают в плен. Опера Бородина заканчивается своего рода противостоянием: бежавший Игорь, решивший собрать армию для нового похода, и хан Кончак, половецкий вождь, готовящийся к вторжению на русские земли. Танцы и страстно-патриотические хоры половцев, которые мы сегодня слышим в их оркестровых версиях, завершают 2-й акт из 9-го акта.0047 Князь Игорь .— Михаил Штейнберг
Майкл Стейнберг, комментатор программ Симфонического оркестра Сан-Франциско с 1979 по 1999 год и писавший в нашей программной книге до своей смерти в 2009 году, был одним из выдающихся музыкальных авторов страны. Нам выпала честь продолжать публиковать его программные заметки. Его книги доступны в Симфоническом магазине в Симфоническом зале Дэвиса.
( Июнь 2019 )
Князь Игорь — Опера — Сезон 19/20 Программирование
Посмотреть всю информацию
Князь Игорь
Опера Бастилии — с 25 ноября по 26 декабря 2019 г.
Князь Игорь
Опера
Александр Бородин
Опера Бастилии — с 25 ноября по 26 декабря 2019 г.
О
В двух словах:
Единственная опера Бородина, великий русский эпос, наиболее известный своими половецкими плясками, ставит под сомнение ответственность вождя по отношению к своему народу. Уступив власть деспотичному зятю, чтобы пойти на войну, Игорь вместе с сыном попадает в плен. От его отказа вести переговоры с врагом до его возвращения домой дела принца приглашают нас пересмотреть наши собственные моральные ценности. Отбрасывая самые элементарные произведения фольклора, постановка Барри Коски подчеркивает всеобщую потребность в этике.
- Открытие
75 мин
Антракт 35 мин
115 мин
- Конец
Князь Игорь
Опера вдвоём, 1890
Хормейстер:
Хосе Луис Бассо
Представления
Доступно в аудиоописании
Преимущества
Полный
Доступен в аудиоописании
Преимущества
Полный
Галерея
34. 01 : Принц Игорь (сезон 19/20) © Агата Пупени / OnP
34.02 : Принц Игорь (сезон 19/20) — Ильдар Абдразаков (Принц Игорь) © Агата Пупени / OnP
3 /34 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Адам Палка (Скула) и Андрей Попов (Иерочка) © Agathe Poupeney / OnP
4/34 : Князь Игорь (сезон 19)/20) — Ильдар Абдразаков (Князь Игорь) © Agathe Poupeney / OnP
34.05 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Елена Стихина (Ярославна) © Agathe Poupeney / OnP
34.06 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Елена Стихина (Ярославна) © Agathe Poupeney / OnP
34/7 : Князь Игорь (сезон 19/20) © Agathe Poupeney / OnP
34/8 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Павел Чернох (Владимир) © Agathe Poupeney / OnP
34/9 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Анита Рахвелишвили (Кончаковна) и Павел Чернох (Владимир) © Agathe Poupeney / OnP
34.10 : Принц Игорь (сезон 19)/20) — Ильдар Абдразаков (Князь Игорь) © Agathe Poupeney / OnP
34.11 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Василий Ефимов (Ovlour) © Agathe Poupeney / OnP
34. 12 : Князь Игорь (сезон 19/20) © Агата Пупени / OnP
34 13 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Анита Рахвелишвили (Кончаковна) © Агата Пупени / OnP
14/34 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Елена Стихина (Ярославна) и Ильдар Абдразаков (Князь Игорь) © Agathe Poupeney / OnP
15/34 : Князь Игорь (сезон 19/20) © Агата Poupeney / OnP
16/34 : Le Prince Igor (сезон 19/20) © Agathe Poupeney / OnP
17/34 : Le Prince Igor (сезон 19)/20) — Елена Стихина (Ярославна) и Дмитрий Ульянов (Князь Галицкий) © Agathe Poupeney / OnP
18/34 : Князь Игорь (сезон 19/20) © Agathe Poupeney / OnP
19/34 : Le Prince Igor (сезон 19/20) © Agathe Poupeney / OnP
20/34 : Принц Игорь (сезон 19/20) © Agathe Poupeney / OnP
21/34 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Ильдар Абдразаков (Князь Игорь) © Agathe Poupeney / OnP
22/34 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Ильдар Абдразаков (Князь Игорь) © Агата Пупени / OnP
23/34 : Принц Игорь (сезон 19/20) © Агата Пупени / OnP
24/34 : Принц Игорь (сезон 19)/20) — Ильдар Абдразаков (Князь Игорь) и Дмитрий Иващенко (Кончак) © Agathe Poupeney / OnP
25/34 : Князь Игорь (сезон 19/20) — Ильдар Абдразаков (Князь Игорь) и Дмитрий Иващенко (Кончак) © Агата Пупени / OnP
26/34 : Принц Игорь (сезон 19/20) © Агата Пупени / OnP
27/34 : Принц Игорь (сезон 19)/20.