Содержание
Воспитанник Олега — князь Игорь. Русский Стамбул
Воспитанник Олега — князь Игорь
После смерти князя Олега в Киевской Руси в 912–945 годах княжил сын Рюрика — Игорь. Воспитанный варяжским витязем, Игорь, очевидно, перенял от Олега отношение к Царьграду и как к вожделенному источнику обогащения, и как к плацдарму для расширения своего влияния на землях Черноморского региона, и как к перспективному торговому партнеру. Согласно летописи, он совершил два похода на Константинополь. Более известен из них второй, 944 года, как считают ученые, отличавшийся миролюбивыми замыслами и подтвердивший ранее заключенные договоры между Киевом и Константинополем.
Первый поход Игоря на Царьград по жестокости русских не мог сравниться в памяти византийцев даже с «россами человекоубийцами» из варяжских дружин Аскольда и Дира. В летописи сказано: «В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли… и Суд весь пожгли. А кого захватили — одних распинали, в других же, перед собой их ставя, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в головы. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и по обоим берегам Суда захватили немало богатств».
Поход Игоря на Константинополь. Радзивилловская летопись
На помощь грекам пришли с востока «воины — Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки».
Дружинники Игоря, потерпев поражение, решились на бесславное возвращение домой, сели в ладьи и отплыли. Однако византийцы решили окончательно утвердиться в своей победе и наказать агрессора. Они сразили русичей своим знаменитым оружием, прозванным «греческим огнем», и стали «трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой».
Побежденные и пораженные страшным оружием, русские дружинники, прибыв в Киев, «поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их…». Однако сам Игорь, следуя заветам своего воинственного воспитателя — князя Олега, не был сломлен, наоборот, он задумал взять реванш за неудачу и «начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них».
Глава VI Князь Игорь. 912—945 г.
Глава VI
Князь Игорь. 912—945 г.
Бунт Древлян. Явление Печенегов. Нападение Игоря на Грецию. Договор с Греками. Убиение Игоря.Игорь в зрелом возрасте мужа приял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников Государя великого или презирают
Глава VI КНЯЗЬ ИГОРЬ.
Г. 912-945
Глава VI
КНЯЗЬ ИГОРЬ. Г. 912-945
Бунт Древлян. Явление Печенегов. Нападение Игоря на Грецию. Договор с Греками. Убиение Игоря.
Игорь в зрелом возрасте мужа приял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников Государя великого или презирают
Где погиб князь Игорь?
Где погиб князь Игорь?
Относительно недавно, летом 2008 года, в российской прессе появилось сенсационное сообщение: найдено место предполагаемой казни легендарного князя Игоря, супруга княгини Ольги! Украинские исследователи утверждали, что точно знают, где древляне
33. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ
33. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ
Густыми и темными были псковские леса. Десяток верст от города — а уже глухомань. Лишь кое-где между громадами вековых деревьев и зарослями кустарника змеились неприметные тропинки. Погожим летним днем по такой тропинке вышел на берег реки молодой
17. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ II, СЫН ОЛЕГА
17. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ II, СЫН ОЛЕГА
Клятва по нужде. Турова божница. Киевлян мятеж. Ратша. От суда положенное. На следующий день после смерти и погребения Всеволода приехал Игорь в Киев и встречен по обычаю. Придя же в дом Ярославов, созвал киевских вельмож и всех знатных
Князь Игорь (912–945)
Князь Игорь (912–945)
В 913–914 гг. ладьи русов совершили военный поход на юг Каспия. Видимо, инициаторами предприятия выступили купцы Итиля и Семендера, стремившиеся к контролю над торговыми путями, ведшими в Багдад и в иные города Востока. В первые десятилетия X в.
Князь Игорь. 912–945 гг.
Князь Игорь. 912–945 гг.
Княжение Игоря вообще не ознаменовалось в памяти народной никаким великим происшествием до самого 941 года, когда Нестор, согласно с Византийскими Историками, описывает войну Игореву с Греками. Сей Князь, подобно Олегу, хотел прославить ею старость
Б. Рыбаков. Князь Игорь и хан Кончак[48]
Б. Рыбаков. Князь Игорь и хан Кончак[48]
«Игорь Святославич родился в 1151 г. В этом году его отец в союзе с сыном половецкого хана Боняка пытался овладеть Киевом. Приглашение половцев в качестве своих союзников для войны с русскими князьями было, как видим, давней семейной
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ
912-945Подданные племена попытались было отложиться (913), привязанные слабыми узами к Киеву, но Игорь сходил на древлян (914) и возложил на них дань больше Олеговой.Новый князь должен был отличиться каким-нибудь необыкновенным подвигом. Игорь вздумал идти в
Всеволод Большое Гнездо и князь Игорь
Всеволод Большое Гнездо и князь Игорь
Б. А. Рыбаков спрашивает: «Откуда Л. Н. Гумилеву известно, что в 1185 году Всеволод Юрьевич был враждебен к Святославу Киевскому и Игорю Северскому? Ведь надо же знать, что после битвы на Влене враги помирились, что «Всеволод же
Князь Игорь: проблемы летописной биографии
Князь Игорь: проблемы летописной биографии
Кто был преемником вещего Олега?Ответ, казалось бы, известен — князь Игорь. Однако историческая критика вправе поставить под сомнение династическую легенду Повести временных лет.Прежде всего ее сведения расходятся с
Князь Игорь и его родичи
Князь Игорь и его родичи
Княжеский род Русской/Киевской земли нельзя было причислить к старинным владетельным родам. Ко времени рождения Игоря, то есть в начале 920-х гг., ему, как и всей Русской/ Киевской земле, по-видимому, едва насчитывалось полсотни лет.Смерть вещего
Глава VI Князь Игорь. г. 912-945
Глава VI
Князь Игорь. г. 912-945
Бунт Древлян. Явление Печенегов. Нападение Игоря на Грецию. Договор с Греками. Убиение Игоря. Игорь в зрелом возрасте мужа приял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников Государя великого или презирают
Князь Игорь
Музыка Александра Бородина
Либретто композитора по древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве»
Постановка Евгения Соковнина (1954)
Художники: Нина Тихонова, Николай Мельников (1954)
Половецкие пляски в постановке Михаила Фокина (1909)
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер новой версии – Иркин Габитов
Художник новой версии – Вячеслав Окунев
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов
Главный хормейстер – Константин Рылов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Пролог
1185 год. Площадь в древнерусском городе Путивле
Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и своей боевой дружиной собирается в поход против половцев-кочевников, хищными набегами опустошающих русские земли. Народ величает Игоря, его ратников и желает им победы.
Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Народ, князья и бояре видят в этом дурное предзнаменование и советуют Игорю отложить поход. Умоляет князя остаться дома и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Он уверен в правоте своего дела – он идет защищать Русь.
Князь прощается с женой, ласково утешает ее, убеждая не беспокоиться о нем и ждать с победой. Заботу о Ярославне он поручает ее брату, князю Владимиру Галицкому, которого оставляет своим наместником в Путивле.
Незаметно покидают дружину Игоря два ратника – Скула и Ерошка: они намерены перейти на службу к Галицкому.
С благословением Игорь и его дружина выступают в поход.
Увертюра
Действие первое
Вечер в половецком стане
Половецкие девушки песнями и плясками пытаются развлечь дочь хана Кончака – Кончаковну. Все ее мысли поглощены пленным юношей – княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает Кончаковна свидания с ним.
Появляется сын Игоря Владимир, страстно влюбленный в Кончаковну.
Однако князь Игорь не хочет и слышать о свадьбе Владимира. Кончак же согласен выдать дочь за русского княжича.
Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжелые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощенной родине. Игорь страстно жаждет свободы с тем, чтобы освободить Русь. С нежностью думает он о своей жене Ярославне.
Неожиданно к князю подходит Овлур, крещеный половец. Он предлагает Игорю помощь в побеге из плена. Но тот отказывается, не пристало русскому князю тайно бежать.
Половецкий хан Кончак оказывает Игорю высокие почести – как самому дорогому гостю. Он сулит ему освобождение из плена, если тот пообещает впредь не поднимать меча против половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака, не скрывая от него своих намерений: обретя свободу, он вновь соберет дружину и пойдет войной на половцев. Гордость и храбрость русского князя восхищают Кончака.
По велению хана пленницы и воины, чтобы развеять мрачные мысли Игоря, занимают его своими плясками, славя могущественного Кончака.
Действие второе
Половецкий стан
Хан Гзак, отправленный Кончаком в поход, возвращается с плененными русичами и богатой добычей. Князь Игорь, зная о бедствии, постигшем его родной Путивль, раскаивается в своем поступке и мысленно обращается к русским князьям, призывая их к единению. Чтобы спасти родную землю, Игорь задумывает побег из плена. Кончаковна поднимает тревогу. Однако Игорю и бежавшему с ним Овлуру удается скрыться. В гневе половцы хотят расправиться с сыном Игоря – Владимиром, но Кончак дарует ему жизнь и решает Кончаковну выдать за Владимира замуж.
Городская стена в Путивле
Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, поутру оплакивает его. Обращаясь к ветру, солнцу, Днепру, она ждет от них ответа, где Игорь, что с ним. Плач у Ярославны вторит горестная песня поселян, скорбящих о разоренной и выжженной земле.
Княжий двор Владимира Галицкого
За бранными столами, окруженный разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти – он хотел бы сослать Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, сесть князем в Путивле.
Во двор вбегают взволнованные девушки. Они упрашивают Галицкого освободить их подружку, уведенную дружинниками князя в терем на потеху. Но Галицкий гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы.
Хмельной разгул достигает предела. Скула и Ерошка, подкупленные князем Галицким, вместе с расхрабрившимися бражниками поднимают народ на мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?»
Горница в тереме Ярославны. Набат
Неспокойно на душе у княгини. Тревожные сны и мрачные предчувствия не оставляют ее ни днем ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг – княжеские раздоры, смута, и даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить в Путивле. Неожиданное появление девушек, которых Галицкий прогнал со двора, отвлекает Ярославну от горестных дум. Девушки ищут у княгини защиты от обидчика. Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Призванный княгиней к ответу, Галицкий держится с сестрой вызывающе дерзко, претендуя на власть в Путивле. Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь и его сын в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды между тем идут на Русь. Обеспокоенная услышанным Ярославна сама желает обо всем подробно допросить гонцов. Тем временем Галицкий с челядью, пользуясь моментом, поднимают мятеж. Тревожный гул набата возвещает об опасности: к Путивлю приближаются половцы. Бояре и народ полны решимости отстоять свою землю.
Свое самое крупное музыкальное сочинение – большую оперу на сюжет из русской истории – известный русский химик Александр Бородин писал почти восемнадцать лет. Он выкраивал время на творчество, отвлекаясь от огромного количества других, более неотложных дел: преподавания, опытов в лаборатории, публикации научных статей. Неудивительно, что опера осталась незавершенной, хотя отрывки из нее исполнялись при жизни автора – в концертах.
У Бородина был сценарный план, но не было готового либретто, подразумевавшего привычные музыкальные формы. Композитор сам адаптировал «Слово о полку Игореве», сочиняя музыкальный и поэтический текст почти одновременно. Попутно им изучались другие источники о взаимоотношениях Древней Руси и степи, о княжеских междоусобицах, о походах, битвах и сотрудничестве князя Игоря и половецких ханов. Просвещенный любитель, автор симфоний, квартетов, романсов, при создании оперы Бородин ориентировался на хорошо ему известную европейскую модель – большую французскую оперу с многочисленными хорами, драматическими сценами, развернутыми монологами, балетными номерами. Но, разделяя увлечения своих товарищей по кружку «Могучая кучка», стремился насытить мелодику специфически русскими интонациями и восточными мотивами.
«Князь Игорь» – опера о столкновении двух культур, о страданиях людей, вовлеченных в войну, о русской смуте, предательстве и измене, о любви и преданности. Здесь провожают близких на битву, томятся неизвестностью, оплакивают невернувшихся. Однако Бородин рисует мир не черно-белыми красками, противникам князя Игоря – половцам – достались не только жесткий, воинственный марш и варварские исступленные танцы, но и томительно-пряные завораживающие напевы.
Поскольку опера осталась незаконченной, авторы спектакля должны решить, каким образом сложить пазл из имеющегося материала. В основе большинства постановок лежит редакция Римского-Корсакова и Глазунова, сделанная для Мариинского театра (1890) после смерти композитора и ставшая канонической. Но сегодня театр отступает от этой версии, предлагая другую последовательность картин. После пролога, где дружина Игоря отправляется в поход, звучит увертюра, написанная Глазуновым по воспоминаниям от исполнения увертюры самим Бородиным. Ее батальный эпизод рисует публике битву, после которой князь Игорь оказывается в плену. Следующая картина переносит слушателей в лагерь кочевников, где хан Кончак предлагает князю быть не врагом, но гостем дорогим и развлекает его песнями и плясками невольниц. После антракта идет второй половецкий акт, обычно пропускаемый при постановках, однако важный из-за арии Игоря «Зачем не пал на поле брани» (Мариинский заказал оркестровку этого автографа Бородина петербургскому композитору Юрию Фалику). Затем действие снова переносится в Путивль: плач Ярославны и хор поселян, в редакции Римского-Корсакова открывавшие четвертый акт оперы, теперь предшествуют двум картинам из первого – сцене у князя Галицкого и сцене Ярославны с братом-мятежником. Финал первого действия, со зловещими ударами набата и с ожиданием набега половцев, становится и финалом произведения, где на последних аккордах вдруг появляется сбежавший из плена главный герой.
Если в музыкальном плане сегодняшняя версия оп еры учитывает купюры, раскрытые в постановке 1995 года, то сценография воспроизводит спектакль Кировского театра 1954 года. Эскизы декораций и костюмов для него создали художники Николай Мельников и Нина Тихонова. Это образец большого стиля, где древнерусские храмы, крепостные стены, шатры половцев, терем княгини предстают на сцене чуть ли не в натуральную величину. Живописные декорации пленяют сочностью палитры и иллюзорным правдоподобием. Знаменитые «Половецкие пляски» идут в хореографии Михаила Фокина – той самой, что впервые была показана в рамках Русских сезонов Дягилева в 1909 году в Париже. Дягилев, чуткий к запросу Запада на русскую экзотику, познакомил тогда публику только со вторым актом оперы, самым «варварским». Успех оказался таким, что «Половецкие пляски» неизменно входили в программу всех дягилевских сезонов до 1929 года.
Сегодня одна из важнейших опер русского репертуара предстает в Мариинском как наследница поисков, которыми богата отечественная традиция ХХ века, и как произведение, способное к новым версиям и работе с авторским текстом. Анна Петрова
Мировая премьера: 23 октября 1890 года, Мариинский театр
Возобновление постановки 1954 года: 8 декабря 2001 года
Продолжительность спектакля 3 часа 45 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Князь Игорь – Новое Производство
|
ЛИТОЕ | ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА | ||
Князь Игорь | Ильдар Абдразаков | Проводник: | Джанандреа Нозеда |
Ярославная | Оксана Дыка | Производство: | Дмитрий Черняков |
Кончаковна | Анита Рахвелишвили | Художник-постановщик: | Дмитрий Черняков |
Владимир Игоревич | Семишкур Сергей | Художник по свету: | Глеб Фильштинский |
Князя Галицкого | Михаил Петренко | ||
Кан Кончак | Штефан Кочан | ||
Места проведения и бронирование | |||
СИНТАКСИС
Пролог
Соборная площадь в Путивле. Князь Игорь собирается отправиться в поход против половцев и их ханов, ранее напавших на русские земли. Народ поет хвалу ему и сыну, другим вождям и войску (Припев: «Слава Солнцу прекрасному»). Солнечное затмение происходит ко всеобщему ужасу. Два солдата Скула и Ерошка дезертируют, уверенные, что Владимир Ярославич, князь Галицкий, предложит им работу по душе. Хотя Ярославна, жена Игоря, принимает затмение за дурное предзнаменование, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошел на войну. Он оставляет ее на попечение ее брата, князя Галицкого, который рассказывает о своей благодарности Игорю за то, что он приютил его после того, как отец и братья изгнали его из собственного дома. Народ поет великий хвалебный хор (Припев: «Слава множеству звезд»), когда войско отправляется в поход на половцев.
Акт 1
Сцена 1: Суд Владимира Галицкого в Путивле. Последователи Галицкого воспевают его. Скула и Ерошка сейчас работают гудокистами. Они развлекают последователей и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину и как она умоляла позволить ей вернуться к отцу, не опозорившись. Приходит князь и поет о том, как, будь он князем путивльским, весь день пил бы и пировал, суд вершив, и всю ночь имел бы с собою хорошеньких девиц (Песня Галицкого). Казна будет потрачена на себя и своих людей, пока его сестра будет молиться в монастыре. Группа молодых женщин умоляет принца вернуть их похищенного друга. Он угрожает им и прогоняет их, говоря, что она теперь живет в роскоши в его покоях и не должна работать. Принц возвращается в свои покои, послав за вином для своих последователей. Гудокисты и приближенные князя издеваются над женщинами. Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна узнает о том, что происходит, но затем понимают, что она будет беспомощна, когда все ее люди уйдут на войну. Они поют о том, что все пьяницы и поддерживают Галицкого. Мужчины решают пойти на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем путивльским, оставив только двух пьяных музыкантов.
Сцена 2: Комната во дворце Ярославны. Ярославна одна беспокоится о том, почему она не получила известий от Игоря и его спутников (Ариозо Ярославны). Она поет о своих слезливых ночах и кошмарах и вспоминает, как она была счастлива с Игорем рядом с ней. Медсестра приводит молодых женщин, которые рассказывают Ярославне о своем похищенном друге. Сначала они не хотят раскрывать виновного, но в конце концов называют имя Галицкого и рассказывают о том, как он и его пьяные последователи создают проблемы вокруг Путивля. Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна спрашивает его, правдива ли их история, и он издевается над ней, говоря, что она должна относиться к нему как к гостю в своем доме. Она угрожает ему тем, что Игорь сделает по возвращении, но Галицкий отвечает, что может захватить трон, когда захочет. Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил против их отца, но он отвечает, что только пошутил, и спрашивает, есть ли у нее любовник сейчас, когда ее муж в отъезде. Она угрожает ему отправить его обратно к отцу. Он отвечает, что вернет девушку, но потом возьмет другую и уходит. Прибывает совет бояр, чтобы сообщить Ярославне, что половцы под предводительством хана Гзака собираются напасть на Путивль. Войско Игоря разбито наголову, а сам он ранен и взят в плен вместе с сыном и братом. После минутного обморока Ярославна приказывает отправить к союзникам города гонцов, но бояре сообщают, что дороги перерезаны, некоторые города восстают и их князья будут взяты в плен. Бояре говорят, что организуют оборону, но Галицкий возвращается со своими сторонниками, чтобы потребовать избрания нового князя. Его свита говорит, что это должен быть он, так как он брат Ярославны и шурин Игоря. Бояре отказываются. Спор прерывается видом пламени и звуками плача женщин. Некоторые из бояр бегут; одни присоединяются к битве, другие охраняют принцессу. Они называют нападение божьим судом.
Акт 2
Вечер в половецком таборе. Половецкие девы поют, сравнивая любовь с цветком, который вянет от зноя дня и оживает ночью. Они танцуют вместе (Танец половецких девиц). Кончаковна присоединяется к пению в надежде, что вскоре сюда присоединится и ее возлюбленный (Каватина Кончаковны). Русские заключенные приходят с работы и выражают благодарность, когда их кормят Кончаковна и девицы. Их охранники уходят на ночь, оставляя во главе только Овлура, христианина. Владимир, сын Игоря, поет о своей надежде, что его любовь скоро присоединится к нему теперь, когда день угасает (Каватина Владимира). Его любовь — Кончаковна. Она приходит, и они поют о своей любви и желании пожениться (Любовный дуэт). В то время как ее отец согласится на брак, они знают, что его не будет. Они расстаются, когда слышат приближение Игоря. Он поет о своем позоре и муках за то, что попал в плен с мертвыми последователями (Ария князя Игоря). Он чувствует, что только его жена будет ему верна. Он надеется на шанс восстановить свою честь. Овлур призывает Игоря бежать, и князь соглашается подумать об этом. Хан Кончак спрашивает его, все ли хорошо (Ария Кончака), и тот отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что так как Игорь не просил пощады, то он не арестант, а почетный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает, что такое быть пленником. Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает больше не воевать с ним, но тот отказывается, говоря, что не может лгать. Кончак сожалеет, что они не рождены быть союзниками. Они бы тогда захватили всю Россию. Он вызывает половецких рабов, чтобы развлечь Игоря и себя, и предлагает Игорю их выбор. Пока холопы танцуют, половцы поют славу Кончака (Половецкие пляски).
Акт 3
Половецкий стан. Половецкое войско возвращается с триумфом, воспевая хана Гзака (Половецкий поход). Кончак воспевает разгром Путивля и другие победы и уверенно предсказывает, что скоро они захватят всю Россию. Новые пленники подтверждают худшие опасения Игоря и его сына Владимира. Владимир и другие заключенные уговаривают Игоря бежать, но он сначала сопротивляется, воспевая свой позор и говоря, что долг других русских князей — спасти родину (Монолог Игоря, только Мариинское издание). Теперь приходит Овлур, чтобы сказать, что он подготовил лошадей для Игоря и Владимира, и теперь Игорь соглашается бежать. Приходит огорченная Кончаковна, предлагая Владимиру проявить свою любовь, взяв ее с собой или оставшись. Игорь уговаривает сына приехать, но Владимир чувствует себя не в силах оставить Кончаковну, которая угрожает разбудить лагерь. В конце концов Игорь убегает один, и Кончаковна бьет тревогу. Она и ее отец отказываются позволить половцам убить Владимира. Вместо этого Кончак приказывает убить охранников и женит Владимира на своей дочери. Что касается Игоря, то Кончак больше думает о нем за его побег.
Акт 4
Рассвет в Путивле. Ярославна оплакивает свою разлуку с Игорем и поражение его войска, обвиняя в помощи врагу самую стихию (Плач Ярославны). Крестьянки винят в опустошении не ветер, а хана Гзака. Когда Ярославна оглядывается, чтобы признать разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются Игорем и Овлуром. Двое влюбленных поют о своей радости воссоединения и об ожидании, что Иван приведет русских к победе над ханом. Не подозревая о возвращении Игоря, Скула и Ерошка, пьяные гудочники, поют издевательскую песню. Затем они замечают его на расстоянии. После момента паники по поводу того, что с ними будет, Скула говорит, что они должны полагаться на свою хитрость, и решает план, который их спасет. Они звонят в церковные колокола, чтобы созвать толпу. Хотя люди поначалу относятся к ним с подозрением, гудочникам удается убедить толпу, что Игорь вернулся, а бояр, что они верные последователи истинного князя, а не Галицкого. Все радостно празднуют возвращение Игоря.
КОМПОЗИТОР
Александр Бородин (1833–1887) — русский композитор-романтик, врач и химик. Он был членом группы композиторов под названием «Пятерка» (или «Могучая кучка»), которые занимались созданием специфически русской художественной музыки. Он наиболее известен своими симфониями, двумя струнными квартетами, «В степях Средней Азии» и оперой «Князь Игорь». Музыка Князя Игоря и его струнных квартетов позже была адаптирована для американского мюзикла «Кисмет».
Он был известным защитником прав женщин и образования в царской России и был основателем Медицинской школы для женщин в Санкт-Петербурге.
Князь Игорь
Князь Игорь
ХЬЮСТОН ГРАНД ОПЕРА
510 Preston Street, Хьюстон, Техас 77002-1594
www.houstongrandopera.org
Дэвид Гокли
Генеральный директор
ХЬЮСТОН ГРАНД ОПЕРА
ПРИГЛАШАЕТ ВАС НА ОПЫТ
ВЕЛИКОЕ ОПЕРАТИВНОЕ СОКРОВИЩЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ
КНЯЗЬ ИГОРЬ
Новая роскошная постановка Франчески Замбелло с участием Сергея Лейферкуса
и звездный славянский актерский состав!
Хьюстон, Техас — Гранд Опера Хьюстона представляет первое исполнение русской эпопеи Бородина «Князь Игорь» в театре труппы.
46-летняя история. Опера повествует о судьбе князя Игоря Святославича и его людей после его пленения
экзотическое половецкое племя во главе с ханом Кончаком. Обладает богатым восточным колоритом, мощными припевами и захватывающим танцем.
секвенций, Князь Игорь обещает подарить вам незабываемые впечатления от русской оперы во всей ее красе. Большая часть музыки в
Великолепная партитура Бородина уже будет знакома зрителям либо благодаря ее популяризации в мюзикле «Кисмет»,
(мелодия «Чужак в раю») или через ее исполнение в виде симфонических отрывков (знаменитые «Половецкие пляски»).
Преимущественно русский состав, пропитанный традициями Большого и Мариинского (Кировского) театров, обещает аутентичный и
идиоматическое исполнение этого русского шедевра. Известный русский баритон Сергей Лейферкус (последняя песня HGO «Набукко»)
сезон) исполняет главную роль, а болгарское сопрано Цветелина Василева дебютирует в HGO в роли его жены Ярославны. Русский
тенор Всеволод Гривнов возвращается в Хьюстон, чтобы спеть сына Игоря Владимира Игоревича. Завершают главные роли русские.
бас Владимир Огновенко в роли князя Галицкого, русский бас-баритон Владимир Ванеев в роли половецкого вождя хана
Кончак и грузинское меццо-сопрано Мзия Ниорадзе в роли его дочери Кончаковны. Эти последние три художника делают
их дебюты в HGO.
Российский дирижер Александр Анисимов также дебютирует в HGO, дирижируя оркестром Хьюстонской Гранд Опера.
Хор Хьюстонской Гранд Опера, подготовленный хормейстером Ричардом Бадо, займет видное место в опере Князя Игоря.
эффектные хоровые партии. Удостоенный наград американский режиссер Франческа Замбелло ставит постановку, в которой представлены декорации и
костюмы Зака Брауна и освещение Дуэйна Шулера. Хореограф Альфонс Пулен интерпретирует знаменитую половецкую
Танцы с аутентичными грузинскими танцорами.
КНЯЗЬ ИГОРЬ открывается в пятницу, 26 января 2001 г., в 19:30. Дальше
спектакли состоятся 28, 31 января, 3, 6, 9 и 11 февраля в
19:30 и 14:00. Разовые билеты уже поступили в продажу.
ОБ ОПЕРЕ:
Одна из самых известных опер России, «Князь Игорь» — это музыкальная эпопея на историческую тему. XII век русский
Князь Игорь во время сражения с языческим племенем половцев попадает в плен к половецкому предводителю хану Кончаку. Хан пытается
превратить Игоря в союзника, осыпав его щедрыми развлечениями, но Игорь твердо стоит в своих христианских убеждениях и
в конце концов смог сбежать. Князь Игорь содержит одни из лучших произведений Бородина, но полная партитура осталась незавершенной.
на момент его смерти. Великие русские композиторы Римский-Корсаков и Глазунов завершили партитуру, и произведение
впервые было исполнено в 189 г.0.
О ХУДОЖНИКАХ:
Ведущий артист Королевской оперы Ковент-Гарден в Лондоне, русский баритон Сергей Лейферкус (князь Игорь
Святославич) регулярно выступает в ведущих оперных театрах мира — Мариинском (Киров), Опера Бастилия, Вена
Государственная опера, Берлинская государственная опера, Метрополитен-опера, Опера Сан-Франциско, Лирическая опера Чикаго, Гранд-опера Хьюстона —
и является частым гостем на фестивалях Эдинбурга, Зальцбурга, Глайндборна, Тэнглвуда и Равинии. Он тоже обычный
солист с ведущими оркестрами мира и выступал с сольными концертами на самых престижных международных концертных площадках. Его
голос и актерские способности позволили ему активно участвовать в удивительно разнообразном оперном репертуаре, охватывающем
более сорока ролей. Он поет Яго Верди (Отелло) и Тельрамунда Вагнера (Лоэнгрин), но он также Дон Моцарта.
Джованни, Евгений Онегин Чайковского, Эскамильо Бизе (Кармен) и Скарпиа Пуччини (Тоска). У г-на Лейферкуса
ранее появлялся в Хьюстонской Гранд Опера в главных партиях «Макбет» и «Набукко».
Молодая болгарская сопрано Цветлина Василева (Ярославна) завоевывает известность как одна из самых востребованных драматических
сопрано на международной арене сегодня. Специализируясь на образах героинь Верди, уникальный репертуар г-жи Васильевой также
включает произведения славянских композиторов, таких как Бородин, Фибич, Глинка, Сметана и Чайковский. Она сделала свою американскую оперу
дебютировала в Опере Сан-Франциско в 1994 году в партии Леоноры в «Трубадоре» и вернулась, чтобы спеть Гориславу в «Руслане и
Людмила и Друзилла в «Incoronazione di Poppea» Монтеверди. Она появлялась в главных ролях в лондонском Королевском театре.
Опера, Канадская оперная труппа, Балтиморская опера, Монне в Брюсселе, Софийская опера, Опера Цинциннати и
фестивали в Уэксфорде и Эдинбурге. Г-жа Васильева записала партию Ярославны в опере «Князь Игорь», а также диск с ариями.
и дуэты с болгарским тенором Клауди Калудовым.
Российский тенор Всеволод Гривнов (Владимир Игоревич) дебютировал в Америке в партии Дмитрия в опере «Борис Годунов» в Хьюстоне.
Гранд-опера в 1997 году. Главный солист Большого театра, его недавние выступления там включали « Дурак в Борисе».
Годунов, Владимир в «Князе Игоре» и Альфред в «Травиате». Г-н Гривнов привлек международное внимание в 1995 году, когда критики
приветствовал его как выдающийся новый голос Уэксфордского фестиваля после выступления Левко в опере Римского-Корсакова.
Майская ночь. С тех пор он выступал в Бастилии («Россиньоль» и «Ле Ренар» Стравинского, Чекалинский в «Пике»).
Дама), Ницца Опера (Дмитрий в «Борисе Годунове», Понг в «Турнадот», Фернандо в «Фаворите», принц Гвидон в «Золотой
Кокераль), Королевской датской оперы и Новой израильской оперы (Фентон в «Фальстафе»). Будущие обязательства включают выступления на
Бастилии, Большого театра Женевы, польского театра Вайкль и Немецкой оперы в Берлине.
Русский бас Владимир Огневенко (Князь Галицкий) стал солистом Мариинского театра (Киров) в 1989 году и
стал ведущим басом Московского Большого театра в 1997 году. Ему было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
Федерация» и недавно получил высшую награду – звание «Народный артист России».
дебютировал в опере США в постановке оперы Сан-Франциско «Война и мир», а впоследствии появился
там в Борисе Годунове (1992) и Руслан и Людмила (1995). В последние сезоны он дебютировал в столичном
Опера («Леди Макбет Мценского уезда», «Евгений Онегин», «Дон Карлос», «Борис Годунов») и Лирическая опера Чикаго (Борис
Годунов). Среди его записей «Борис Годунов» (Варлаам), «Псковитянка» (Иван Грозный), «Руслан и Людмила».
(Руслан), Князь Игорь (Галицкий) и Огненный Ангел (Инквизитор). Это дебют г-на Огновенко в Хьюстонской Гранд Опера.
Русский бас-баритон Владимир Ванеев (Хан Кончак) был артистом труппы Мариинского театра (Киров)
с 1996, где много работал под управлением Валерия Гергиева. Его международная карьера началась в
1997 Зальцбургский фестиваль, на котором его исполнение заглавной партии Бориса Годунова принесло ему триумфальное признание публики.
и критики его вокала, а также драматической интерпретации. В 1998 г. г-н Ванеев дебютировал в Метрополитен-опера в партии Бориса
Годунова и записал ту же роль для Philips Classics. Он также фигурирует в видеозаписях князя Игоря в роли хана.
Кончака и заглавной роли Летучего Голландца. В его репертуаре партии Верди (Филипп II, Фиеско, Заккария, Сильва),
три партии Вагнера (включая Вотана) и все важные бас-баритоновые партии русского репертуара. Это г.
Дебют Ванеева в Хьюстонской Гранд Опере.
Уроженка Тбилиси, Грузия, молодая меццо-сопрано Мзия Ниорадзе (Кончаковна) поступила в Мариинский театр (Киров)
в 1996 году. До этого она была солисткой Театра оперы и балета имени Палиашвили в родном Тбилиси. Г-жа Ниорадзе была
лауреат Международного конкурса вокалистов имени Хулио Гаяри (Испания, 1994) и Международного конкурса Елены Образцовой
Конкурс вокалистов (Санкт-Петербург, 1999), а также получение специальной премии на Римском — Корсаковском Международном вокальном конкурсе.
Конкурс (Санкт-Петербург, 1995). В ее широкий репертуар входят Любовь («Мазепа»), князь Эболи («Дон Карлос»), Азучена («Иль
trovatore), Судзуки («Мадам Баттерфляй»), Кармен, Керубино («Свадьба Фигаро»), Тереза («Сомнамбула»), Прециозилья («Ла
forza del destino), Маддалена (Риголетто), Кончаковна (Князь Игорь) и Флосшильда (Дас Рейнгольд). Это мисс.
Дебют Ниорадзе в Хьюстонской Гранд Опера.
Творческие достижения российского дирижера Александра Анисимова за 20 лет его профессиональной деятельности включают 18
премьер, а в его репертуаре 36 опер и балетов. В 1980, его пригласили на должность начальника
дирижер Белорусского театра оперы и балета, профессор Белорусской консерватории. В 1984 г.
Дебютировал в качестве главного дирижера Пермской оперы первой в Советском Союзе постановкой оперы Прокофьева.
«Огненный ангел» и впоследствии принял участие в постановке десяти новых спектаклей. Маэстро Анисимов регулярно появлялся в качестве гостя
дирижер Мариинского театра (Киров), Большого театра, оперных театров Эстонии, Литвы, Латвии и
Молдова. На международном уровне его оперные постановки включали Бастилию (Евгений Онегин), Фениче (Борис Годунов), Уэксфорд.
Фестиваль («Демон»), Опера Сан-Франциско («Князь Игорь»), Театр Комунале во Флоренции («Легенда о царе Салтане») и
Опера Ирландии (Макбет). Маэстро Анисимов записывает для Naxos/Marco Polo, которые недавно выпустили наборы компакт-дисков с его
Раймонда и Демон. Он дебютирует в HGO.
Режиссер Франческа Замбелло дебютировала в качестве режиссёра в Хьюстонской Гранд Опера в 1984 году с Фиделио.
Замбелло поставил широкий спектр произведений для ведущих оперных трупп и фестивалей Европы и Северной Америки,
в том числе получившие премию Оливье постановки « Хованщина» в Английской национальной опере и « Билли Бадд и Пол»
Баньян в Королевском оперном театре Ковент-Гарден. Ее Пол Баньян также получил премию Evening Standard за лучший фильм.
Оперная постановка, и когда Билли Бадд был поставлен в Опере Бастилии, он получил Гран-при пальмарес де ле критики.
Недавние проекты привели ее на фестиваль Сайто Кинен в Японии, в Парижскую оперу, Оперу Бастилии, Лирическую оперу Чикаго,
Сиэтлская опера и Английская национальная опера. Постановки, которые она поставила для Houston Grand Opera, в дополнение к Fidelio,
включают Фауста (1985, 1990, 1997), Саломея (1987), Cavalleria Rusticana / Pagliacci (1990), Уличная сцена (1994), Флоренсия
en el Amazonas (1996), Мадам Баттерфляй (1998) и Билли Бадд (1998).
Художник по декорациям и костюмам Зак Браун — один из самых разносторонних театральных дизайнеров в Соединенных Штатах.
включает Бродвей, оперу, балет и телевидение. После окончания Йельской школы драмы в 1976, у него
разработал декорации и костюмы для более чем ста постановок, от Метрополитен-опера до Американского балета.
Театр, Опера Сан-Франциско, Гамбургская государственная опера и балет, фестивали Сполето (в Южной Каролине, Италии и
Австралия), Малый театр в Москве и Круг на площади в Нью-Йорке. В качестве главного дизайнера Вашингтонской оперы
За 15 лет он оформил более 40 постановок, а также создал более десятка постановок мюзиклов и спектаклей на
Арена Вашингтона. Его рисунки были включены в многочисленные выставки, и он является лауреатом двух премий Эмми.
Награды. В Хьюстонской Гранд Опера г-н Браун ранее оформил постановки «Летучая мышь» (1981) и А
Бал-маскарад (1981, 1988).
Дуэйн Шулер работает художником по свету в опере, балете и театре. В Метрополитен-опера его
постановки включают Отелло, Пеллеаса и Мелизанду, Cosi fan tutte, Андреа Шенье, Кармен, Каприччио и Самсона и Далилу.
С 1977 года он работал штатным дизайнером по свету Лирической оперы Чикаго, где он разработал свет для более чем
130 постановок. Он создал освещение для Der Rosenkavalier в Немецкой опере в Берлине, для Norma в Сиэтлской опере и
для ряда постановок в опере Лос-Анджелеса. Кроме того, его работы были замечены в Чикагском театре Гудмана.
Гатри, а также в постановках оперы Санта-Фе, оперы Нью-Йорка, оперы Сан-Диего, американского театра балета,
Хьюстонский балет и Штутгартский балет. В Хьюстонской Гранд Опере он работал художником по свету примерно в двух десятках концертов.
постановок, в том числе «Тристан и Изольда» прошлого сезона, «Холодное нахальное дерево» и «Набукко». Он является партнером-основателем Schuler &
Shook, Inc., театральная консалтинговая фирма и фирма по проектированию архитектурного освещения с офисами в Миннеаполисе и Чикаго.
В качестве музыкального руководителя и хормейстера Houston Grand Opera Ричард Бадо подготовил хоры примерно для
90 постановок. Он дебютировал в качестве профессионального дирижера в 1989 году, возглавив нашумевшую постановку HGO Show Boat в
недавно отреставрированном Каирском оперном театре, и с тех пор дирижировал несколькими основными постановками HGO. У него есть
дирижировал в Ла Скала, Парижской национальной опере, Нью-Йоркской городской опере, на Эдинбургском фестивале и в Токио. Ан
опытный пианист, он давал сольные концерты с Рене Флеминг, Сесилией Бартоли, Рамоном Варгасом и Марчелло Джордани.
Г-н Бадо также является музыкальным руководителем HGO Studio и помощником директора Оперного театрального центра Аспена.
Ж. Альфонс Пулен (хореограф) был профессиональным танцором, хореографом и балетмейстером. Он танцевал для
Бостонский балет, Муниципальный театр Сан-Паулу, Бразилия, Национальный балет Лиссабона и другие. Во время постановки танца
отделения Женевской консерватории, он поставил множество опер, в том числе «Итальянка в Алжире», «Любовь к
Три апельсина и Веселая вдова. Он также поставил хореографию Мефистофеля для Хьюстонской Гранд Опера (1992, 1999),
Князь Игорь для Оперы Сан-Франциско и Марсельской оперы, Тристан и Изольда для Сиэтлской оперы, Ла Рондин для Оперы
Норт, Фауст для Венской государственной оперы и Турандот для Оперы Бастилии. В настоящее время является приглашенным балетмейстером Нидерландов.
Танцевальный театр, Национальный балет Мадрида, Танцевальная труппа Батшева, Бостонский балет и другие. Осенью 2000 г.
Г-н Пулен поступил на факультет танцевального отделения Джульярдской школы музыки.
Все спектакли Князя Игоря проходят в Театре Брауна Уортэм-центра, Техас, в Смите. Князь Игорь поется в
Русский с английскими субтитрами — над сценой проецируются английские переводы.
Серия лекций Southwestern Bell Pre-Curtain проходит за тридцать минут до каждого выступления. Приглашенные спикеры
представить двадцатиминутную неформальную лекцию на шестом этаже Большого фойе. Эти лекции, бесплатные и открытые для всех билетов
держатели, предназначены для повышения удовольствия зрителей, подготавливая их к постановке, которую они собираются посетить.
The Wortham Theatre Center предлагает удобный доступ для инвалидных колясок к обоим театрам, выбор мест для сидения и билеты.
Цены. Инфракрасная система прослушивания, щедро предоставленная государственной компанией Pennzoil — Quaker, доступна и бесплатна.
зарядка на всех выступлениях. Для получения подробной информации позвоните в отдел подписки HGO по телефону 713-546-0246 или 1-800-346-4462. Описательный
услуги для людей с нарушением зрения доступны по предварительному заказу за 48 часов. Пожалуйста, позвоните в HGO Education и
Свяжитесь с нами по телефону 713-546-0708 для получения подробной информации.
Разовые билеты на Князя Игоря по цене от 22 до 200 долларов уже в продаже. Билеты можно приобрести по телефону:
713-227-ARTS, за городом по телефону 1-800-828-ARTS, лично в билетном центре Wortham, расположенном в вестибюле
Wortham Theatre Center или на веб-сайте www.houstongrandopera.org. В стоимость билетов включены все городские сборы.
Срочные билеты для студентов и пенсионеров стоят 25 и 10 долларов США (в зависимости от места – один билет на одно удостоверение личности) и поступили в продажу.
90 минут до занавеса в день представления, при наличии свободных мест. Уточнить наличие можно по телефону
713-227-ARTS или 1-800-828-ARTS в день выступления. Для выступлений в выходные дни звоните в пятницу перед
производительность, чтобы проверить доступность.
Позвоните в Houston Grand Opera по телефону 713-546-0200 в рабочее время для получения общей информации.
Фонд Эдгара Фостера Дэниелса является Гранд-гарантом для КНЯЗЯ ИГОРА.
Lyondell Chemical Company является Гарантом для КНЯЗЯ ИГОРЯ.