Чайковского история: Чайковский Петр Ильич — биография композитора, личная жизнь, фото

История создания одного из главных шедевров П. И. Чайковского – в материалах Президентской библиотеки

В этом году исполняется 140 лет событиям, ставшим судьбоносными в жизни Петра Ильича Чайковского, чей день рождения весь музыкальный мир отмечает 7 мая. В 1878 году композитор закончил создание своего самого, пожалуй, главного шедевра – оперы «Евгений Онегин», и поставил точку в отношениях с женой Антониной Ивановной Милюковой. В  этих событиях есть точки соприкосновения.

Обратимся к материалам, которые находятся в свободном доступе на портале Президентской библиотеки. Обстоятельства написания оперы и женитьбы композитора известны из его переписки с родными братьями Анатолием и Модестом Чайковскими и сестрой Александрой Давыдовой (Письма к родным. Т. 1. 1850–1879), с Надеждой фон Мекк, меценаткой и почитательницей таланта композитора (Переписка с Н. Ф. фон Мекк. 1. 1876–1878), с композитором С. И. Танеевым (Письма П. И. Чайковского и С. И. Танеева), и из воспоминаний консерваторского друга Николая Кашкина (Воспоминания о П. И. Чайковском).

Для своей новой оперы Пётр Ильич сюжет выбирал долго. Он писал композитору Танееву: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».

Весной 1877 года певица Е. А. Лавровская предложила композитору написать оперу на сюжет «Евгения Онегина». «Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об „Онегине“, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлёкся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашёл, отправился домой, перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина», – делился композитор с братом Модестом (Письма к родным. Т. 1. 1850–1879).

От пушкинского «Евгения Онегина» Чайковский взял для оперы только то, что связано с личными судьбами, душевными переживаниями героев, с их чувственным и эмоциональным внутренним миром. «Какая бездна поэзии в „Онегине“, я не заблуждаюсь. Я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки», – пишет он брату Анатолию (Письма к родным. Т. 1. 1850–1879).

К этому времени Чайковский сам оказывается в схожей с сюжетом Пушкина ситуации. Когда все его мысли были заняты только «Евгением Онегиным», особенно сценой письма Татьяны, он получает любовные послания от Антонины Милюковой, с которой был знаком к тому времени около 5 лет. Поначалу Чайковский поступил так же, как и Онегин: его ответ – холодный отказ. Он был полностью «похоронен в своём сочинении» и так постиг характер Татьяны и полюбил этот образ, что она и все герои поэмы стали казаться ему реальными. Чайковский признавался, что насколько он любил Татьяну, настолько был ужасно зол на Онегина, которого видел просто холодным и бессердечным. Когда Пётр Ильич получил очередное письмо от Антонины, он осознал, насколько бессердечно относился к полюбившей девушке: «Сам вёл себя бесконечно хуже Онегина». «Я пришёл к заключению, что, если зайдя так далеко, я внезапно отвернусь от этой девушки, то сделаю её действительно несчастной, приведу её к трагическому концу», – пишет он Надежде Филаретовне фон Мекк.

Может быть, пытаясь избежать повторения ошибки героя Пушкина, Чайковский сам совершает опрометчивый поступок. «Я был как бы в бреду», – признавался позже композитор. «Таким образом, мне представилась трудная альтернатива: или сохранить свою свободу ценою гибели этой девушки (г и б е л ь здесь не пустое слово: она в самом деле любит меня беспредельно) или ж е н и т ь с я. Я не мог не избрать последнего», – читаем мы в переписке Чайковского с Н. Ф. фон Мекк. Пётр Ильич считает, что связать свою жизнь с Антониной Милюковой будет правильным шагом: «Я решил, что судьбы своей не избежать и что в моём столкновении с этой девушкой есть что-то роковое… Пусть будет, что будет», – пишет он своей почитательнице и меценату.

Пётр Ильич женился на Антонине Милюковой летом 1877 года, но откровенно сказал жене, что не любит её, хотя и будет преданным другом.

Вскоре его отношения с женой заканчиваются. Он тяжело переживает сложившуюся обстановку, появляются даже мысли о самоубийстве. В конце года Чайковский уезжает в Швейцарию. В этот период только творчество становится главной его потребностью и спасением. «Я должен окончить те сцены оперы, которые пойдут на консерваторском спектакле. Я засел за работу и сделал в 6 дней столько, сколько не смог и ожидать. Работа эта поглотила меня».

В феврале 1878 года он заканчивает своё гениальнейшее произведение – оперу «Евгений Онегин», насыщенное огромной творческой силой, любовью к жизни, но при этом связанное с теми настроениями разочарования и смятения, которые переживал сам композитор. Из письма к сестре А. И. Давыдовой (Письма к родным. Т. 1. 1850–1879): «Я должен побороть мою скромность и сказать тебе следующее: кроме того, что я муж Антонины Ивановны, безжалостно с ней поступивший, кроме того, что она ни в чём не виновата, что она бедная и т. д., и т. д. – есть ещё одно обстоятельство. Я артист, который может и должен принести честь своей родине. Я чувствую в себе большую художественную силу. Я ещё не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души всё это сделать».

После смерти Петра Ильича Чайковского Антонина Милюкова написала воспоминания, которые были опубликованы на страницах «Российской музыкальной газеты» в 1913, в которых есть такие слова: «„Евгений Онегин“, самая лучшая из всех его опер. Она хороша, потому что написана под влиянием любви. Она прямо написана про нас. Онегин – он сам, а Татьяна – я. Прежде и после написанные оперы, не согретые любовью, – холодны и отрывисты. Нет цельности в них. Эта одна хороша с начала до конца».

Сам Пётр Ильич в письме С. И. Танееву признавался: «Про музыку я Вам скажу, что если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам оного, то это музыка к „Онегину“. Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её. И если на слушателе будет отзываться хоть малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно».

Жена, сошедшая с ума, и угрозы аутинга — история краха брака Петра Чайковского

T

КУЛЬТУРА•ИСТОРИЯ

Текст: Мария Бессмертная

В мировой прокат выходит новый фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», впервые показанный на Каннском кинофестивале. Пока на отечественный прокат картины надежд, мягко говоря, не очень много, рассказываем об истории, которая легла в основу сценария, — 33-дневном драматичном браке Петра Чайковского и Антонины Милюковой.

По сюжету фильма Серебренникова главная героиня, Антонина Чайковская в исполнении Алены Михайловой, не может смириться с гомосексуальностью своего мужа и медленно впадает в безумие. Эта история широкой публике мало знакома: воспоминания Антонины, изданные в России в 1894 году, в которых она рассказала о своей жизни с великим композитором, популярностью вообще не пользовались, а письма Петра Чайковского, в которых он описывал свои отношения с мужчинами и проблемы в браке, после его смерти цензурировались членами семьи, которые пытались выставить его жену «ненормальной», и советскими историками.

В 1933 году в парижской газете «Сегодня» прозаик и критик Александр Амфитеатров опубликовал статью, в которой говорил, что получил многочисленные свидетельства о «нетрадиционной» сексуальной ориентации Чайковского. Он утверждал, что чаще всего композитор заводил романтические отношения с молодыми юношами, и отношения эти нередко были платоническими. В 1995 году историку Валерию Соколову удалось опубликовать письма Чайковского его брату Модесту без купюр — и по ним можно составить вполне объективную картину происходившего в семье композитора (работа вышла в официальном альманахе дома-музея Чайковского в Клину, где и находится значительная часть писем композитора).

Предыстория:
«гомосексуальные скандалы» 

В 1862 году Модест Чайковский писал своему двадцатидвухлетнему брату, еще не ставшему одним из самых знаменитых композиторов мира, что «скандал» в петербургском ресторане «Шотан» брата «ославил на весь город в качестве бугра» (так в то время называли гомосексуалов. — Прим. The Blueprint). Это — одно из первых свидетельств о личной жизни Чайковского, слухи о которой будут гулять до его смерти и, разумеется, — после.

Спустя почти пятнадцать лет, за год до своей свадьбы, Чайковский писал брату: «Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель. Мало того что я там был, но я влюбился, как кошка, в его кучера!!! Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей» (здесь и далее приводятся цитаты из биографии Чайковского Александра Познанского. — Прим. The Blueprint).

«Слабости» по законам России в то время карались уголовным преследованием — впрочем, избирательно. Известно, что царская полиция тайно составляла списки гомосексуалов, но инициатором открытия уголовных дел бывала крайне редко: для этого обычно требовалась жалоба третьей стороны и драка в публичном месте.

Через год после записи о поездке к Булатову Чайковский так пишет о двадцатидвухлетнем скрипаче Иосифе Котеке: «Не могу сказать, чтобы моя любовь была совсем чиста. Когда он ласкает меня рукою, когда он лежит, склонивши голову на мою грудь, а я перебираю рукой его волосы и тайно целую их, когда по целым часам я держу его руку в своей и изнемогаю в борьбе с поползновением упасть к его ногам и поцеловать эти ножки, — страсть бушует во мне с невообразимой силой, голос мой дрожит, как у юноши, и я говорю какую-то бессмыслицу. Однако же я далек от желания телесной связи. Я чувствую, что если б это случилось, я охладел бы к нему. Мне было бы противно, если б этот чудный юноша унизился до совокупления с состарившимся и толстобрюхим мужчиной. Как это было бы отвратительно и как сам себе сделался бы гадок! Этого не нужно».

Вместе с растущей славой Чайковского, который к середине 1870-х уже написал три оперы и три симфонии, слухов становилось все больше, и Чайковский, который опасался, что они навредят его любимой консерватории, понял: надо жениться. «Я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким», — написал он брату.

Знакомство и предложение: гибель или женитьба

О юности Антонины Милюковой, в будущем Антонины Чайковской, известно мало: воспитывалась в частном пансионе, а затем в фамильном имении, окончила московский Елизаветинский институт в 1865 году. Они познакомились в 1872 году в салоне Екатерины Хвостовой-Сушковой (на ее дочери был женат брат Антонины), которая рассказала Чайковскому о том, что Милюкова хочет поступать в консерваторию. О первой встрече с будущим мужем Милюкова вспоминала так: «„Да?“ — говорит он мне и смотрит на меня своими умными и добрыми глазами. „А лучше — замуж выходите“, — добавил он и смотрит на меня уже жалобными глазами».

В 1873 году Милюкова поступила, вопреки совету композитора, в Московскую консерваторию, где занималась в классе специального фортепиано и теории у Эдуарда Лангера, время от времени наталкиваясь на Петра Ильича в перерыве между занятиями. Она пишет, что «была чрезвычайно счастлива, постоянно его встречая: он всегда был со мной в высшей степени ласков. Более четырех лет я любила его тайно. Я отлично знала, что нравилась ему, но он был застенчив и никогда не сделал бы предложения. Я дала себе обещание в продолжение шести недель ежедневно ходить за него молиться в часовню у Спасских ворот, невзирая ни на какую погоду. Через шесть недель я отслужила молебен в часовне и, помолившись еще дома, взяла и отправила ему по почте письмо, в котором вылила ему на бумаге всю свою накопившуюся за столько лет любовь. Он сейчас же ответил, и у нас завязалась переписка, которая не лишена была интереса».

По сюжету фильма Серебренникова главная героиня, Антонина Чайковская в исполнении Алены Михайловой, не может смириться с гомосексуальностью своего мужа и медленно впадает в безумие. Эта история широкой публике мало знакома: воспоминания Антонины, в которых она рассказала о своей жизни с великим композитором, популярностью вообще не пользовались, а письма Петра Чайковского, в которых он описывал свои отношения с мужчинами и проблемы в браке, после его смерти нещадно цензурировались членами семьи, которые пытались выставить его жену «ненормальной», и советскими историками.

В 1933 году в парижской газете «Сегодня» прозаик и критик Александр Амфитеатров опубликовал статью, в которой говорил, что получил многочисленные свидетельства о «нетрадиционной» сексуальной ориентации Чайковского. Он утверждал, что чаще всего композитор заводил романтические отношения с молодыми юношами, и отношения эти нередко были платоническими. В 1995 году историку Валерию Соколову удалось опубликовать письма брату Чайковского Модесту без купюр — и по ним можно составить вполне объективную картину происходившего в семье композитора.

Дальше версии исследователей разнятся: некоторые считают, что Антонина сама сделала предложение Чайковскому, другие настаивают на обратном. Последнюю версию подтверждает письмо Чайковского его подруге Надежде фон Мекк в 1877 году: «Мне представилась трудная альтернатива: или сохранить свою свободу ценою гибели этой девушки (гибель здесь не пустое слово, она в самом деле меня любит беспредельно), или жениться. Я не мог не избрать последнего. Меня поддержало в этом решении то, что мой старый 82-летний отец, все близкие мои только об том и мечтают, чтоб я женился. Итак, в один прекрасный вечер я отправился к моей будущей супруге, сказал ей откровенно, что я не люблю ее, но буду ей во всяком случае преданным и благодарным другом; я подробно описал ей свой характер: свою раздражительность, неровность темперамента, свое нелюдимство, — наконец, свои обстоятельства. Засим я спросил ее, желает ли она быть моей женой? Ответ был, разумеется, утвердительный».

Как бы то ни было, 6 июля 1877 года в церкви Святого Георгия они обвенчались: катастрофа, в которую превратится их, как считал Чайковский, «дружеский» брак, началась.

Брак и несостоявшийся развод: тоска, шантаж и угрозы

Спустя три недели брака, впрочем, Чайковский, видимо, осознал, что его план не сработает. Он сбежал от молодой жены из Москвы в Санкт-Петербург и написал своему брату Анатолию: «Толя! Я ужасно люблю тебя. Но ах! Как я мало люблю Антонину Ивановну Чайковскую! Какое глубокое равнодушие внушает мне эта дама! Как мало меня тешит перспектива свидания с ней! Однако ж и ужаса она не возбуждает во мне. Просто лишь одну тоску».

Через некоторое время Чайковский вернулся к жене, но через две недели сбежал — уже навсегда. В письмах она стала упоминаться как «мерзавка», «стерва» и «эта дама». О причинах окончательного разрыва спорят до сих пор. Считается, что Антонина неправильно поняла условия их брака, близкие Чайковского, впрочем, настаивали на том, что молодая женщина «сошла с ума». Так, например, описывает встречу с Милюковой брат Чайковского Анатолий. Вместе с пианистом Николаем Рубинштейном они приехали к ней в 1877 году сообщить, что Чайковский уходит от нее навсегда. Рубинштейн сказал ей, что у Петра Чайковского тяжелейший нервный срыв. Он приложил заключение психолога и объяснил, что Петр не вернется к супруге, если хочет выздороветь. Антонина послушно дослушала и сказала, что рада согласиться на все, что нужно «дорогому Пете». То, что произошло дальше, ошеломило Анатолия: «Антонина Ивановна проводила Рубинштейна до двери и вернулась с широкой улыбкой на лице, сказав: „Ну кто бы мог подумать, что сегодня я буду приглашать знаменитого Рубинштейна к чаю у себя дома!“».

В том же году она пишет Модесту Чайковскому: «За всю мою любовь и преданность Петя мне отплатил тем, что сделал меня своею ширмою пред всей Москвою, да и Петербургом. Где же эта доброта его, про которую так много говорили?» Дальше была неудачная попытка развода (Милюкова должна была признать, что изменяла Чайковскому), шантаж, угрозы аутинга с ее стороны и преследования родственников. Они были женаты вплоть до смерти Чайковского в 1893 году. Антонина пережила мужа на двадцать четыре года, последние двадцать из которых провела в психиатрической лечебнице.

Благодаря влиянию семьи Чайковского «официальной» версией история стала та, где считалось, что Антонина была психически нездорова всю свою жизнь, и никакого особенно вреда ее здоровью брак с Чайковским не принес. Фильм Серебренникова и в общем современный запрос на возвращение женских историй эту «официальную» версию немного поправляет. В этой истории страдали оба, но историю Милюковой—Чайковской до этого просто некому было рассказать.

{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Чайковский открывает Америку – Классическое музыкальное образование для детей

«В тот день в 1891 году я видел, как его корабль вошел в гавань Нью-Йорка – мимо Статуи Свободы, мимо сотен людей, ликующих на берегу. Вся Америка, казалось, ждала его и его музыку…»

История, основанная на реальном историческом событии, повествует о приезде великого композитора в Нью-Йорк на торжественное открытие Карнеги-холла в 1891 году и его знаменитом путешествии к Ниагарскому водопаду. . Неожиданная встреча с молодой американкой Дженни многое открывает о Чайковском — его жизни в России, его любви к музыке и его страхах перед дирижированием. Это пронзительная история встречи влияний старого мира и опыта нового мира; рассказ о контрасте, мужестве и классической музыке.

Зрителей ждут более двадцати пяти отрывков из музыки композитора, в том числе отрывки из трех его знаменитых балетов – «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Увертюра «1812 год», Первый фортепианный концерт и Струнная серенада. Музыка волшебным образом вплетена в драму, поскольку два актера воссоздают исторические события из жизни композитора и танцуют отрывки из его знаменитых балетов. Этот восхитительный концерт, танец и рассказ длится примерно 50 минут и является идеальным дополнением к любой детской образовательной программе или серии семейных концертов. Эта программа рекомендуется для зрителей в возрасте от шести лет и старше.

Сводка

История начинается в нью-йоркском Карнеги-холле, и Петр Ильич Чайковский присутствует на последней репетиции оркестра перед торжественным открытием. Но строительный шум не позволяет репетировать, и Чайковский оказывается на улице, преследуемой репортерами. Он сбегает на поезде до Ниагарского водопада, где встречает Дженни, молодую американку, мечтающую стать балериной. Во время поездки на поезде они многое узнают друг о друге — свои радости и страхи — и то исцеляющее воздействие, которое они оказывают.

Когда Чайковский и Дженни приближаются к Ниагарскому водопаду, Чайковский описывает то, что он обнаружил в Америке: «В этой стране есть электрическая энергия… все эти люди, такие щедрые и открытые сердца… их идеи, их мечты, их музыка… все течет вместе как могучая река – все устремляется к будущему!»
«Теперь все тихо, волшебное заклинание сказано, теперь все тихо, наша таинственная история разворачивается…»

Оригинальная аудиозапись «Чайковский открывает Америку» претендует на десятки высших музыкальных, образовательных и родительских наград. Театрализованный симфонический концерт «Чайковский открывает Америку», основанный на этой высоко оцененной записи, представляет собой творческий способ познакомить юных зрителей и их семьи с жизнью и музыкой Петра Ильича Чайковского в зале для живых выступлений.

Смотреть и слушать

Музыкальные отрывки

  • Трубные фанфары (из балета «Лебединое озеро»)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Mvmt. I
  • Неаполитанский танец (из «Лебединого озера»)
  • Трепак (из «Щелкунчика»)
  • Вальс (из «Серенады до мажор»)
  • Чай (из «Щелкунчика»)
  • «Щелкунчик», «Увертюра»
  • «Кофе» (из «Щелкунчика») из «Щелкунчика»)
  • Вальс (из «Спящей красавицы»)
  • Увертюра ко II акту (из «Лебединого озера»)
  • Серебро (и Тряпка) (из «Спящей красавицы»)
  • Низкий поворот, милая колесница
  • Старая Россия (из увертюры «1812»)
  • Виоленте (из «Спящей красавицы»)
    0

      0

    • Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Mvmt. II
    • Марке Слав
    • Щелкунчик, Акт II Кода
    • Танец Феи Драже (из Щелкунчика)
    • Акт II, Антракт и Панорама (из «Спящей красавицы»)
    • 900:30 Симфония № 5, Mvmt. II

    • La Cygne Noir, Кода (из Лебединого озера)
    • Изумительное изящество (традиционное)
    • Серенада до мажор, Mvmt. я
    • Серенада до мажор, Mvmt. IV
    • 1812 Увертюра

    Приборы

    Количество строк 8.8.7.6.5
    3d1.2+1.2+1.2—4.4.2+1.1—3per—tmp—hp—pf+cel—str

    Перечисленное оборудование представляет собой максимальное количество книг, которое мы поставим для размещения крупнейший из оркестров. Хотя мы по-прежнему поставляем полный набор деталей, мы полагаемся на ваше мнение при сокращении количества игроков в зависимости от ваших конкретных потребностей и требований.

    Дирижерская партитура с полной партитурой и диалоговыми репликами, партиями музыкантов и справочным сценарием отправляется не менее чем за 3 недели до концерта.

    Строки
    • Скрипки I (8 стендов)
    • Скрипка II (8 стендов)
    • Виола (7 стендов)
    • Violoncello (5 стендов)
    • CORTSABS (5 стендов)

    • .
    Деревянные духовые инструменты
    • Флейта I и II (по 1 подставке)
    • Пикколо/флейта III (1 подставка)
    • Гобой I и II (по 1 подставке)
    • Английский рожок (1 подставка) I и кларнет
    • 31 по 1 подставке)
    • Бас-кларнет (1 подставка)
    • Фагот I и II (1 подставка)
    Медь
    • Валторна I, II, II 900 и IV 4 подставки 1, II, 0
    • Трубы I, II, III и IV (по 1 стойке каждый)
    • Тромбон I, II и III (1 стойку каждый)
    • Туба (1 стенд)
    Перкуссия
    • PERCUSSIO 1 пюпитр)
    • Арфа (1 пюпитр)
    • Фортепиано/Селеста (1 пюпитр)

    Это выступление предполагает непрерывное выступление, практически не прерываемое аплодисментами или выступлениями «солистов». Для этого требуется большой оркестр Чайковского, необходимый для окончания увертюры «1812 год» и увертюры «Лебединое озеро» ко второму акту.

    Обратите внимание, что пианист необходим для следующего:

    Фортепианный концерт № 1, Mvmt. I (только первая постановка)
    Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Mvmt. II (примерно 24 такта)
    Короткий рэгтайм на тему серебра (и тряпки) из «Спящей красавицы»
    Несколько коротких фортепианных вальсов и спиричуэлс
    Пианист также может дублировать на «Селесте».

    Произведения, включенные в этот спектакль, хорошо изучены большинством музыкантов. Оркестрам, не исполнявшим «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Серенаду для укусов, Симфонию № 5 и Увертюру «1812 год» (Финал), рекомендуется провести самостоятельные репетиции до запланированной репетиции.

    «The Magical World of Disney» The Peter Tchaikovsky Story (TV Episode 1959)

    Photos15

    Top cast

    Grant Williams

    • Peter Tchaikovsky (the man)

    Rex Hill

    • Peter Tchaikovsky (the boy )

    Леон Аскин

    • Антон Рубинштейн

    Лилан Шаувин

    • 0210 Gregory Gaye

      • Major Mashovksy
      • (as Gregory Gay)

      John Banner

      • Office Supervisor

      Edith Evanson

      • Mother Tchaikovsky

      Alex Gerry

      • Father Tchaikovsky

      Galina Ulanova

      • Одетт в «Лебедином озере»

      Уолт Дисней

      • Самостоятельный хозяин
        • Чарльз Бартон
        • Otto Englander(screenplay)
        • Joe Rinaldi(screenplay)
      • All cast & crew
      • Production, box office & more at IMDbPro

      Storyline

      Did you know

      User reviews

      Будьте первым, кто оставит отзыв

      IMDb Лучшее за 2022 год

      IMDb Лучшее за 2022 год

      Узнайте о звездах, которые взлетели до небес в чарте STARmeter IMDb в этом году, и узнайте больше о лучшем за 2022 год; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.