Герои русских былин и сказок в фэнтезийных рисунках Романа Папсуева. Былины картинки


Картинки про былины (40 фото)

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

Под былиной понимается древнерусская эпическая песнь о героических поступках и событиях истории XI—XVI веков. Благодаря картине художника В.М. Васнецова мы знаем о трех богатырях: Алеше Поповиче, Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Это реальные исторические персонажи, каждый из своей эпохи.

В.М. Васнецов. Картина «Три богатыря».

Гусляры.

Богатыри на холме.

Белка с изумрудными орешками.

Богатырь у камня.

Богатырь на гнедой лошади.

Богатырь на белой лошади.

Обложка книги о богатырях.

Богатshm держит отрубленную голову.

Обложка книги «Русские былины».

 

Зеленая обложка книги «Былины».

 

Вольга Всеславьевич….

Больше двух дней Вольга….

Богатырь и баба Яга.

 

Богатырь в схватке с врагами.

zabavnik.club

Герои былин в русской живописи • Arzamas

Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники, откуда пошла мода на изображение былинных героев и как менялись богатыри со временем

Подготовила Дарья Борисенко

В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.

Садко. Картина Ильи Репина. 1876 год © Google Cultural Institute

Богатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Воспитанный передвижниками, художник негодовал: приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко. 

«Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко — богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя».

Илья Репин. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 23 декабря 1873 года

Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот наконец приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре.

В том же году Репин безуспешно выставил «Садко» в Парижском салоне. Но соотечественники работу оценили. Картину купил будущий император Александр III, а художнику присвоили звание академика.

В эти дни в своей парижской мастерской Василий Поленов обсуждал с Васнецовым картину Репина. Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.

1 / 3

Витязь на распутье. Картина Виктора Васнецова. 1882 год© Wikimedia Commons

2 / 3

Черновые наброски к картине «Витязь на распутье» Виктора Васнецова. 70-е годы XIX века© Wikimedia Commons

3 / 3

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 год© Wikimedia Commons

 

Параллельно — с начала 1870-х — Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. Третья, окончательная версия «Витязя» появляется только в 1882-м, Васнецов пишет ее для мецената Саввы Мамонтова.

Илья Муромец в «Витязе» ― почти байронический герой. Настрой Васнецова можно проследить по тому, как меняется ракурс от первых набросков к финальной версии. В эскизах богатырь повернут к зрителю в три четверти, но с каждой версией отворачивается от него все сильнее, и в итоге мы видим только кончик носа и клочок бороды героя. «Витязь» 1882 года удивительно (и, скорее всего, неслучайно) напоминает картины немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, который изображал своих героев спиной к зрителю и лицом к стихии, будь то бушующее море, лес или закатное небо. А перед Ильей Муромцем ― роковой камень. И даже распутья в буквальном смысле нет, только поросшее бурьяном поле и голые кости. В лучших традициях романтизма. Надпись на камне взята Васнецовым из текста былины. 

«На камне написано: „Как пряму ехати — живу не бывати: нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному“. Следуемые далее надписи: „Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти“ — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

Виктор Васнецов. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 11 мая 1898 года

Конечно, символическое лишение витязя возможности жениться и разбогатеть ― еще один романтический симптом. Никакого распутья для русского богатыря нет: только вперед, на бой со смертью.

1 / 2

Богатыри. Картина Виктора Васнецова. 1881–1898 годы© Tretyakov Gallery / Bridgeman Images / Fotodom

2 / 2

Крестьянин Иван Петров. Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год© Wikimedia Foundation

В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Романтическая тоска тут остается разве что в пасмурном небе, сулящем трем богатырям опасные испытания. Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку, и лукавого Алешу Поповича по левую. Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.

В 1914 году Васнецов пишет Илью Муромца еще раз — и опять по-новому. Динамичный, напоминающий агитационный плакат «Богатырский скок» представляет богатыря не мощной живой глыбой, а ловким бравым воином, рвущимся в бой. Учитывая, когда написана картина, такая разительная перемена в образе легко объяснима.

Одновременно с «Богатырями» свою версию образа Ильи Муромца представляет Михаил Врубель. На контрасте с его приземистым, будто сделанным из камня и глины «мужичищем-деревенщиной» витязи Васнецова выглядят до предела реалистичными. Из картин же самого Врубеля «Богатырь» больше всего напоминает написанного в следующем году «Пана»: Илья Муромец такой же лесной, сказочный, курчавый, и даже цветовая гамма обеих картин создает впечатление, будто они принадлежат к одной серии работ, хотя это не так. При этом гиперболизация физической силы богатыря стала скорее недостатком картины Врубеля в глазах критиков:

«Лошадь у него больше в ширину, чем в длину».

Екатерина Ге о картине «Богатырь» Михаила Врубеля

1 / 3

Богатырский скок. Картина Виктора Васнецова. 1914 год© сlassical-painting.ru

2 / 3

Богатырь. Картина Михаила Врубеля. 1898 год© Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images / Fotobank

3 / 3

Пан. Картина Михаила Врубеля. 1899 год© Wikimedia Commons

В то же время сам Врубель совсем был не намерен смеяться над Ильей Муромцем:

«Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».

Михаил Врубель. Из письма сестре

1 / 10

Чурило Плёнкович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

2 / 10

Святогор. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

3 / 10

Василий Буслаев. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

4 / 10

Добрыня Никитич. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

5 / 10

Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

6 / 10

Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

7 / 10

Садко, богатый новгородский гость. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

8 / 10

Алеша Попович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

9 / 10

Микула Селянинович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

10 / 10

Вольга Всеславьевич. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин  Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей ― Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой ― фаюмские портреты  Фаюмские портреты — серия погребальных портретов в Римском Египте I–III веков.. Но в целом, говоря современным языком, русский эпос в интерпретации Рябушкина предстает русским фэнтези, где есть и богатырь-гном Микула Селянинович, и богатырь-эльф Алеша Попович, и царящий над миром маг Святогор.

Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками, и поэтому, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.

1 / 2

Пречудный богатырь Бова Королевич. Иллюстрация Ивана Билибина. 1911 год© Wikimedia Commons

2 / 2

Храбрый и славный и могучий витязь богатырь Бова Королевич. Лубочный лист из собрания Дмитрия Ровинского. 1881 год© The New York Public Library

Самой же оригинальной остается билибинская серия «Богатыри» 1902 года, где лубочные элементы соединяются с визуальным языком французских плакатов в духе ар-нуво. Главная отличительная черта богатырей Билибина ― минимум идеологии. 

1 / 7

Баян. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© gallery.facets.ru

2 / 7

Витязь. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© gallery.facets.ru

3 / 7

Вольга Святославович. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал

4 / 7

Садко. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© gallery.facets.ru

5 / 7

Микула Селянинович. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал

6 / 7

Соловей-разбойник. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал

7 / 7

Илья Муромец. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал

Противоположный подход был у Николая Рериха. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. С Рерихом все поменялось. Сам Рерих поначалу не обожествлял богатырей, хотя с юности писал проникновенные былины о возрождении святой Руси. Так, в 1909–1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Здесь на первом плане — все еще декоративная составляющая, как у Билибина. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.

Микула Селянинович и Вольга Всеславьевич. Камин по эскизу Михаила Врубеля. 1899 год © Игорь Кленовый / Wikimedia Commons

Но чем дальше Рерих углубляется в эзотерику, тем меньше его богатыри похожи на то, что делали предшественники. Ближе ко Второй мировой он снова увлекается былинными героями. Так появляются, к примеру, восточный мудрец Святогор в рассветных Гималаях и азиатская валькирия Настасья Микулична. Новые богатыри Рериха не просто древние защитники традиционных русских ценностей. Они существуют вне времени и ждут своего часа, чтобы восстать и продемонстрировать остальному миру святорусскую мощь. И за Рерихом эту тему подхватит советский художник Константин Васильев и другие поборники мистического русского возрождения во второй половине XX века. Кульминацией богатырской эзотерики Рериха можно назвать картину «Богатыри проснулись» 1940 года. И никто не объяснит, зачем в русской живописи появились богатыри, лучше, чем Рерих сделал это в статье «Великому народу русскому»:

«„Богатыри проснулись“ сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину „Как перевелись богатыри на Руси“, но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Вот народные богатыри город строят.

Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями — земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать».

Николай Рерих. Статья «Великому народу русскому», 24 июня 1940 года  

1 / 4

Святогор. Картина Николая Рериха. 1938 год© Государственный музей искусства народов Востока

2 / 4

Богатыри проснулись. Картина Николая Рериха. 1940 год© Культурный комплекс имени Н. К. и Е. И. Рерихов «Наследие Алтая» / uymon.ru

3 / 4

Победа (Змей Горыныч). Картина Николая Рериха. 1942 год© Культурный комплекс имени Н. К. и Е. И. Рерихов «Наследие Алтая» / uymon.ru

4 / 4

Настасья Микулична. Картина Николая Рериха. 1943 год© gallery.facets.ru

 

arzamas.academy

Илья Муромец картинки (фото рисунков). Описание, характеристика героя.

Автор: Павел Ин

Феноменальные способности - Верования

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.

 

Е. П. Шитиков. «Илья Муромец». 1981 г.

«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898. Изображение Ильи Муромца в центре

В городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова

Виктор Васнецов под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники»  написал картину «Витязь на распутье».

Картина "Илья Муромец" Николая Рериха

Рисунок Илья Муромец Константина Ваильева

Голь кабацкая. Константин Васильев

Раскраска для детей на тему Ильи Муромца

Иллюстрации. Кочергин Николай Михайлович

 

 

 

 

Илья Муромец является, несомненно, центральной фигурой русского эпоса. О нем существует наибольшее количество былин, и ему посвящена целая научная литература. Главнейшие сюжеты былин об Илье Муромце следующие: Илья получает богатырскую силу, встреча его с Святогором, поездка Ильи в Киев и встреча с Соловьем Разбойником, три поездки Ильи, ссора Ильи с князем Владимиром, Илья в Царьграде, Илья и Жидовин, Илья и Идолище, бой Ильи с паленицей, бой Ильи с сыном. По мнению ученых старой мифологической школы, в основе образа Ильи лежит миф о светлом божестве, в основе каждого его похождения, миф, теперь затемненный, но могущий быть восстановленным. Вместе с тем, Илья Муромец - воплощение духа русского народа, в частности - крестьянства, его общинности. Историческое лицо, которое носило бы имя Ильи Муромца, удалось найти Иловайскому в лице одного из героев Смутного времени; но былинный Илья Муромец был известен задолго до этого времени. Имя Ильи "Русского" (Ilias von Riuzen или of Graeca) встречается уже в Ortnitsag''е (XII век) и Tidreksag''е (XIII век) наряду с именем Владимира. Древнейшие указания на Илью наших былин представляет собой письмо оршанского старосты Кмиты Чернобыльского, который говорит о силе "Ilii Muravlenina i Solowia Budimirowicza". Следующим упоминанием является упоминание Эриха Лясоты о "Morowlin''е". По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево-Печерском монастыре. Заслуживает внимания, что в древнейших списках былин (XVII век) его имя носит Муровец; точно также в финских пересказах былин имя передается Muurovitza. Все это указывает, что древнейшей формой его имени было - не Муромец, а Муровец или Муровлен. В поисках исторической основы образа Ильи обращались к летописному свидетельству о сыне Ярослава, носившем имя Ильи. Но, не говоря уже о том, что место в летописи (I Новгородской) не ясно, вряд ли возможно предположить, чтобы ничем не замечательный князь дал начало образу первого богатыря. Более вероятным представляется другое мнение, возводящее Илью Муромца к Олегу. Имя Илья сближается с именем Олег через форму Eligas. Если принять во внимание, что большая часть подвигов Ильи (если не все) носит на себе печать бродячих мотивов, известных эпосам разных народов, то надо признать, что историческая основа образа Ильи и былин о нем далеко не выяснена, и что открытым остается самый вопрос о том, насколько существенны в данном случае исторические элементы. Из параллелей наиболее убедительны параллели с Рустемом и Асфендиаром, приводимые Вл. Стасовым и потом Вс. Миллером в его "Экскурсах". Сходство некоторых былин об Илье с соответствующими местами Рустемиады очень велико и не может быть случайно. Сам автор этой гипотезы (Вс. Миллер), однако, отказался от нее в позднейших работах и склонился к точке зрения "исторической" гипотезы. Этот образ пережил, по-видимому, значительную эволюцию. Новым, зависящим от перехода эпоса в крестьянскую среду, является крестьянское обличьё и происхождение Ильи. В начале он, по-видимому, был дружинником. Смутное время наложило на него свою печать, сделав его "казаком", и, наконец, на дальнем севере он оказался крестьянским сыном. За эту долгую жизнь образ Ильи в былевом эпосе расширился, по-видимому, за счет других Богатырей, вытеснив их из некоторых сюжетов, и, несомненно, привлек к себе значительное количество различных бродячих сюжетов. Во время боя Перуна со Змеем Добрыня Никитич метнул в него шапку с землёй, Илья Муромец — стрелу, Алёша Попович поразил его заклинанием — позвал тучу, чтобы намочить крылья коня Тугарина; на втором этапе чудовище убивают. Один из подвигов Ильи Муромца состоял, в убиении нечестивого Идолища, который пожирал зараз по целому быку жареному и пил по котлу меда или пива, а котел был так велик, что его с трудом поднимали двадцать силачей. Не зря Идолище иногда называют Едалищем. Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки. Чаще всего Горыня, Дубыня и Усыня выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трех эпических богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

 

 

Рисунки Ильи Муромца в маркетинге и искусстве

Илья Муромец, чье имя является символом недюжинной силы и заступничества, стал самым популярным героем из трех богатырей (знаменитая картина Васнецова сама по себе породила множество брендов). Еще в первой половине XX века в честь Муромца называли боевые корабли и бомбардировщики, танки и бронепоезда, а в XXI картинки Ильи Муромца стали появляться в компьютерных игр. Прототипом былинного героя считают преподобного Илию Печерского, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской лавре. В 2012 году мощи привезли для поклонения в Россию.

Описание жизни Ильи Муромца

Согласно былине Исцеление Илья Муромца этот богатырь до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» — это Христос с двумя апостолами[5]. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

 В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!

Последние материалы в этом разделе:

relatedArticles

Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

www.zagadochnaya-sila.ru

Герои русских былин и сказок в фэнтезийных рисунках Романа Папсуева

Талантливый художник Роман Папсуев, снова решил порадовать армию поклонников своим творчеством, но на этот раз, увы, не очередными иллюстрациями, придуманными для игры «Эволюция», а карандашными рисунками, на которых оживают герои русских сказок. Вот только все эти персонажи далеко не такие, какими мы привыкли их видеть, ведь автор приложил не только свой талант, но и безудержную фантазию, благодаря которой родились фэнтезийные образы Ильи Муромца, Кощея Бессмертного, Василисы Премудрой и др.

Водяной на соме. Русские сказки на новый лад.

Василиса Прекрасная.

Кощей Бессмертный.

Баба Яга.

Илья Муромец.

Добрыня Никитич.

Алёша Попович.

Соловей Разбойник.

Василиса Премудрая.

Леший.

Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка.

Водяной и Водяница.

Домовой Вихорко.

Марья Моревна.

Варвара - Краса.

Тугарин Змей.

Елена Кощеевна Премудрая.

Ряба и Мышь.

Русалки и Мавки-навки.

Берегиня.

Лихо Одноглазое.

Сказки – сказками, да в них намёк на нашу жизнь. Убедиться в этом помогут работы отчаянной Юлдуз Бахтиозины, которая так же представила на всеобщее обозрение и обсуждение фотосерию специфических «Сказок на новый лад». И совсем неудивительно, что в творчестве креативного автора Сестрица Алёнушка, не долго думая, таки съела Братца Иванушку, а Иван Царевич и вовсе закутавшись в ковёр, впал в отчаяние от безысходности...

По материалам: kulturologia.

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

"Былины" Рисунки П. Соколова-Скаля (Гос издательство художественной литературы 1955 г.)

"Былины"Рисунки П. Соколова-СкаляГосударственное издательство художественной литературы, 1955 год

В честь праздника - Дня детской книги - хочу представить книгу Русских былин с иллюстрациями Соколова-Скаля. Пересмотрел несколько книг, что бы что-то выбрать. Попались "Былины" с иллюстрациями Павла Петровича Соколова-Скаля. Ага! Корифей социалистического реализма, мастер батальной живописи, автор "Штурма Зимнего", "Гибели начдива (Щорс)", "Чапаева", "Сталина на Царицинском фронте" и прочая и прочая. Дважды Лауреат Сталинской премии. Отметился он и в детской книге. С его иллюстрациями были выпущены "Былины" и "Конек-горбунок".

Таких мастодонтов в сообществе нет. Но графика заслуживает того, чтобы быть опубликованной. Современных художников и признанных классиков детской иллюстрации много в kidpix, а вот подобные работы нечасто встречаются. Мне эти иллюстрации больше всего напоминают Коровина в "Малахитовой шкатулке", возможно интересно будет сравнить их с работами Рейнера. Далее все графические листы,  всего их в книге 23 штуки.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве... но об этом в конце, сначала посмотрите.

"Говорит Вольга таковы слова:"Божья помощь, оратаюшко!"Орать, да пахать, да крестьяновати"

"Брал-то он сошку одной рукой,Сошку с земельки повыдернул,Из омешиков земельку повытряхнул,Бросил сошку за ракитов куст.."

"А втепоры Волх, он догадлив был,Со всей дружиною хороброюКо славному царству ИндейскомуТут же с ними во поход пошел"

"Наливаю чарочку питьица медвяного,Подносят-то Илье Муромцу..."

"И поехали они к Северным горам,И наехали путем-дорогую на великий гроб,На том гробу подпись подписана:"Кому суждено в гробу лежать,Тот в него и ляжет"

"Ай ты, старый казак,Старый казак Илья Муромец!Не спускай-ка Соловья боле на свою волю!"

"Убил в поле трех татаринов,Трех собак, наездников,И сестру родную у них выручил,Молоду Марфу Петровичну"

"И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,И привязал к добру коню,И привез в Киев на княжецкий двор,Бросил середи двора княжецкого."

"Пошла она в вишенье, в орешенье,Во свой во хорош, во зеленый сад"

"Пришел Дюк в церковь соборную,Крест кладет по-писаному,Поклон ведет по-ученому."

"Рассержалось у Илейки сердце богатырское,Расходились плечи могучие"

"От славного от города от Киева,За три версты за мерныеСтояла застава великая:Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,В-третьих, Михайло Потык сын Иванович.Да стояло семь братцев Грядовичев..."

"И вскочил Михайлы на добра коня,И поехал под войско нечестивое,И начал он рубить с одного края"

"Кто бы сходил во Киев-град,Снес письмо ко князю Владимиру,Чтобы отдал стольный Киев-градБез бою, без драки великая,Без большого кровопролития?"

"И заходит Владимир князь в погреба во глубокие,И сидит старый казак Илья Муромец,Сидит-то за дубовым столомИ читает книгу Евангелье."

"Срубил ей по плеч буйну голову,Рассек-разрубил тело женскоеИ куски разметал по чисту полюСерым волкам на съедение"

"Больше мне в гусельки не игрывати.Али взять мне гусли с собой во сине море?"

"Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,Как начал плясать царь морской во сине море."

"Поминает жена Садка со дружиной во сине море:"Не бывать Садку со синя моря!"

"Побежал Василий по Новугороду,По тем по широким улицам;Стоит тут старей Пилигримище,На могучих плечах держит колокол,А весом тот колокол во триста пуд."

В качестве примера оформления текста отсканировал начало одной из былин. Все остальные оформлены в таком же ключе. Все иллюстрации на отдельных листах.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве ставил в тупик. Как я уже писал, я публикую собственные книги. А что это у них такие выражения лиц и глаза безумные? Потом, позже, уже подростком я прочел "Поход викингов"  (а "Былина" все же младший школьный возраст - Илья Муромец, Алеша Попович, богатыри. Язык, правда, сломаешь с этими былинами, но своего рода сказки) и узнал слово "берсерк". Берсерк — викинг, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Вот тогда я и решил, что на иллюстрациях половина берсерков, и они были не только у викингов. Такое вот восприятие советской книжной графики.

kidpix.livejournal.com

Былинные герои в изобразительном искусстве

К Дню защитника Отечества

В.Васнецов. Богатыри

Народ верил в то, что могучие люди, богатыри, жили в давние времена.  

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Но богатыри, прежде всего главные герои былин, рассказывающих о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси.

Былинные герои были идеалом для русского народа, и идеалом во всем.

В одежде: У былинных героев всегда праздничная одежда (платье цветное), украшенное драгоценностями. 

Приветствие: “Ой ты гой еси..”При встрече незнакомого человека богатырь спрашивает: Из какой ты земли, какого отца-матери, как тебя именем зовут, величают по отчеству? Честь богатырская даже не позволяет нападать на противника врасплох.

Былины, былинные герои вдохновляли многих художников.

Предлагаю посмотреть, как разные художники изображают былинных героев.

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.
Святогор

А таким его увидел К.Васильев

Дар Святогора. К.Васильев

 

Еще один новгородский герой Василий Буслаев. Лихой удалец, любящий кулаками разъяснить дело.В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом.
К.Васильев. Василий Буслаев 

Микула Селянинович - пахарь-исполин -один из самых монументальных и загадочных образов русского эпоса.Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

А.Рябушкин. Микула Селянинович

Илья Муромец- несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру.

Илья Муромец
В.Васнецов Илья муромец
Н.Рерих. Илья Муромец

 Добрыня Никитич – популярный герой былин. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях.

В.Васнецов. Бой Добрыни Никитича с Змеем Горынычем
А.Рябушкин. Добрыня Никитич
И.Билибин Бой Добрыни Никитича со Змеем

 Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке.

А.Рябушкин. Алеша Попович
Клименко. Алеша Попович с головой Тугарина

iskusstvopro.blogspot.com

Былины в Иллюстрациях Вениамина Лосина – Ярмарка Мастеров

В 1981-1983 годах в детском журнале "Мурзилка" была серия пересказов былин для детей.Пересказы, надо сказать, были качественные - например, Змея, с которой там сражался Добрыня, была именно Змеёй, а не "Змеем Горынычем". Появлялись и менее "раскрученные" былины - про Михайлу Потыка, про Сухмана Одихмантьевича, про королевичей из Крякова (интересно, какой процент читателей удержал хоть что-то из этого в голове? Пока мне не довелось встретить ни одного сверстника, за исключением спецов, который бы помнил про этих героев русских былин).Иллюстрации Вениамина Лосина - очень хороши чисто художественно, но, ей же ей, реконструкторам их лучше не смотреть. Ну что поделаешь, не было реконструкторского движения в СССР, а книгами, скажем, Кирпичникова даже самые лучшие художники отчего-то пренебрегали... Поэтому не удивляйтесь, увидав богатыря в доспехах не ранее 14 века, с мечом не позднее 11, да ещё и в шлеме, надетом впритирку на "босу голову", без ремня и бармицы...При всем этом - это хорошие рисунки.   

Снегурочка

Детская сказка

Песнь о Вещем Олеге

Иллюстрации к книге

 

www.livemaster.ru